ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ 8
1.1. Понятие и причины подростковых девиаций 8
1.2. Формы девиантного поведения подростков и их особенности 15
1.3. Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения 22
1.4. Социально-психологические особенности девиантных подростков 29
1.5. Нормативно-правовая база защиты подростков c девиантным
поведением 34
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ 41
2.1. Профилактика девиантного поведения подростков как социальная
проблема 41
2.2. Технологии профилактики подростковых девиаций 46
2.3. Меры по предупреждению подростковых девиаций 54
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВЫХ ДЕВИАЦИЙ 66
3.1. Социально-психокоррегирующие мероприятия в работе с
подростками девиатного поведения 66
3.2. Модели воспитательно-профилактической работы с подростками
девиатного поведения 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в условиях исторического изменения современного общества наблюдается тенденция к увеличению проявлений девиантного поведения у детей и подростков. Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.
В последние годы в России возросло число граждан, для которых материальное благополучие встает на первое место. Фонд «Общественное мнение» в 2017 году провел опрос на тему «Отношения с родителями и жизненные ценности». 26% опрошенных ответили, что на первом месте находятся материальное благополучие и комфорт (см. Приложение 1).
Для сравнения: в 2014 году всего 22% респондентов считали, что материальное благополучие должно стоять на первом месте.
Сохранение традиций, моральные нормы, творчество, увлечения, даже любовь и романтика - многое утратило общественную ценность. Практически все стало носить прагматический, материальный характер: практически все подростки хотят иметь все и сразу, но не работать и не прилагать для этого усилий. Эта позиция принимает патологические формы.
Возникает новая волна потребительства, что провоцирует нестабильность в поведении и девиацию.
Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. Если верить российской статистике, то уровень совершения преступлений подростками сократился на 54% процента в период с 2008 года по 2016 год. Но снижение общего числа подростковой преступности не означает снижение роста данной категории социума в иных отраслях преступности. После 2014 года к так называемым «подростковым» преступлениям (кражи и грабежи) добавились такие, как:
- преступления в сфере компьютерной безопасности;
- валютное мошенничество;
- вымогательство;
- торговля оружием;
- торговля наркотиками.
Рост преступности в названных сферах сигнализирует о том, что подростковая и детская преступность по статистическим показателям имеет шанс войти в негативную фазу, что является показанием ухудшения социально-экономической обстановки в стране.
Объектом преступления в указанных составах выступают материальные ценности, право собственности на вещи. Вспоминая социальный опрос, для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие и на действие по его обеспечению. Что является мотивом для совершения преступлений?
Во-первых, это сам процесс совершения преступлений.
Во-вторых, нежелание прослыть трусом, так как зачастую процесс совершения преступления происходит в компании.
Так и возникает девиантное поведение - распространенный феномен, которым сопровождается социализация и созревание подростка как личности. Зачастую девиантное поведение снижается после 18 лет.
Проблема девиантного поведения широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе, однако его конкретный аспект - подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.
Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых:
- антропоцентрическая теория П. Келли, Ч. Ломброзо, У. Шелдона;
- психоаналитическая теория З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона;
- теория аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона;
- культурологическая теория А. Миллера, Э. Сатерленда;
- теория социального научения А. Бандуры;
- теория стигматизации Г. Беккера;
- конфликтологическая теория О. Тура;
- синтезированный подход Н. Смелзера;
- социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях:
- девиантология В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина;
- современная социология права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева.
Значительный вклад в изучение девиантного поведения подростков внесли работы авторов, исследующих отдельные аспекты этого явления.
Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский.
Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, В.Т. Шапко и других.
Влияние школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся, представлены в работах Б.Н. Алмазова, В.С. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина, В.В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.
Вышеназванные работы имеют большое значение, однако, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях современной экономики требует дополнительного объемного изучения.
Анализ ряда теоретических источников, монографий, научных статей по проблеме девиантного поведения, многочисленные примеры, которыми переполнена наша повседневная жизнь, а также актуальность обусловили выбор данной темы исследования - «Современные технологии профилактики и преодоления подростковых девиаций».
Объектом исследования являются девиантные подростки.
Предметом исследования являются: формы, методы и технологии профилактики девиантного поведения подростков.
Цель исследования - изучить технологию профилактики и преодоления девиантного поведения подростков.
Гипотеза исследования: использование методов анализа причин, предрасполагающих подростка к девиантному поведению, способствует совершенствованию воспитательно-профилактической работы с детьми девиантного поведения.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать девиантное поведение подростков;
2) выделить причины, способствующие формированию девиантного поведения;
3) охарактеризовать современные формы девиантного поведения подростков;
4) выделить характерные особенности личности подростков с девиантным поведением, описать особенности;
5) рассмотреть теоретические подходы изучения девиантного поведения;
6) изучить технологии социальной профилактики девиантного поведения подростков, выявить метод его применения на практике;
7) изучить законодательство в области защиты прав подростков.
Методы исследования, примененные при написании работы: анализ научной литературы по проблемам исследования.
Теоретическая значимость представленной работы заключается в комплексном рассмотрении причин, форм девиантного поведения; в анализе технологий социальной работы, направленных на нейтрализацию, устранение и предупреждение причин и условий, способствующих отклонениям поведения от нормы.
Практическая значимость заключается в том, что реализация проекта, разработанного на основании современных технологий, способствует повышению информированности подростков о современных проблемах общества, а также понижает риск развитию девиантного поведения подростков.
Работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социальнополитических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.
В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.
Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно - профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.
Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.
Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы ’’срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.
Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. Поэтому если мы исключим плохое влияние, будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990, Конвенция ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-I)
2. Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от 30 сентября 2000 года
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)
7. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ
8. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018)
10. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка"
Специальная литература:
11. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста (1-е изд.): Учебное пособие. - М.: Академия, 2012. - 240 с.
12. Андреева Т.В. Психология семьи. Учебное пособие. ООО Издательство «Питер», 2014. - 13 с.
13. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 558 с.
14. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 2000. - 96 с.
15. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакионно- издательский центр Консорциума Социальное здоровье России, 2009. - 224 с.
16. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 2008. - 211 с.
17. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Девиантное поведение школьников // Вопросы психологии. - М.: Школа Пресс, 2007. - 72 с.
18. Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Академический Проект, 2017. - 240 с.
19. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикса, 2006. - 256 с.
20. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2001. - 416 с.
21. Ганишина И.С., Ушатиков А.И. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учебное пособие. - М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 288с.
22. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2002. - 64 с.
23. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский Избранные статьи. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 322 с.
24. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения: Учебное пособие. - СПб, 2007. - 56 с.
25. Голубева Г.А. Социология: Учебное пособие для вузов / Г.А. Голубевой, А.В. Дмитриева. - М.: ТетраСистемс, 2004. - 224 с.
26. Грибенчук Н.И. Социально-педагогическая работа школы / под ред.
С.В. Ивановой. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 220с.
27. Жуков В.И. Технологии социальной работы. - М.: РГСУ, 2011. - 386 с.
28. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В.Змановская: Учебное пособие. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
29. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - С.Пб.: Питер, 2011. - 352 с.
30. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 83 с.
31. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы. - М.: Дашков и КО, 2012. - 224 с.
32. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 304с.
33. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.
34. Климова Р.С. Кризис российской семьи // СОЦИС, 2008. - 38с.
35. Ковальчук М.А Кузнецова И.В Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/ Под ред. М. И. Рожкова. - М.: Г уманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
36. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. - М.: Владос, 2010. - 288 с.
37. Кокоренко В.Л., Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. - М.: Академия, 2011. - 256 с.
38. Корнев А.В. Социология права: учебник. - Москва: Проспект, 2015.- 336 с.
39. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. - М.: НИИ школьных технологий, 2009. - 184 с.
40. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. - Инфра-М, 2017.-288 с.
41. Курбатов В.И. Конфликтология / В.И. Курбатов. - Р н/Д.: Феникс, 2007. - 445 с.
42. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - Санкт-Петербург: Речь, 2009.- 256 с.
43. Мельникова Э.И. Профилактика безнадзорности детей и подростков. - М., 2002. - 159 с.
44. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М., 2006.- 448с.
45. Мухина В.С. Возрастная психология. -М.: Академия, 2006. - 608с.
46. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными категориями населения. - М.: Инфра - М, 2011. - 272 с.
47. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2009. - 379 с.
48. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие/ Отв.ред. П.Д. Павленок.
- М.: Инфра - М, 2007. - 185 с.
49. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ СФЕРА, 2006 г. - 192 с.
50. Позднякова М.Е. Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2004. - 195 с.
51. Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Девиантное поведение. Наркотизм, криминальность, экстремизм. - М.: Анахарсис, 2008. - 112 с.
52. Рожков М.И. Воспитание трудного ребёнка. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Владос, 2013. - 240 с.
53. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевкая Н.Ю. Девиантное поведение: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Феникс, 2016. - 160 с.
54. Самыгин П.С Девиантное поведение молодежи. - М.: Феникс, 2006.- 440 с.
55. Сирота Н.А., Чистова Е.А., Суховерхова З.И., Васильченко О.Ю., Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.
- М.: ЭКСМО, 2008. - 234 с.
56. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - М.: Феникс, 2004. - 160 с.
57. Солдатов Н.С. О взглядах на проблему девиантного поведения в среде школьников/ Н.С. Солдатов // Социология образования, 2007. - 75 с.
58. Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000. - 173 с.
59. Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. Социальная работа с семьёй и детьми. - М.: Академия, 2009. - 288 с.
60. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М. 2007. - 356 с.
61. Холостова Е.И. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Дашков и К, 2009. - 311 с.
62. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. - М.: Юрайт, 2011.- 512 с.
63. Хомич А.В. Психология девиантного поведения: Учебное пособие / А.В. Хомич. - Ростов н/Д, 2006. - 140 с.
64. Чернецкая А.А. Технология социальной работы. Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 400 с.
65. Шипунова Т.В. Технология социальной работы с лицами девиантного поведения. - М.: Академия, 2011. - 240 с.
66. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков: Причины,
психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные
материалы / Авт.-сост. Т.А.Шишковец. - М.: 5 знания, 2006. - 192 с.
67. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект, 2007. - 336 с.
Интернет ресурсы:
68. В России выросло число предпочитающих личное благополучие величию страны // URL:https://www.rbc.ru/politics/12/12/2016/584b0fc29a7947 48ba1c40b7 (Дата обращения: 20 апреля 2018).
69. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/st atistics/population/disabilities/# (Дата обращения: 25 апреля 2018).
70. Статистический сборник «Здравоохранение в России 2017» // URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/zdrav17.pdf (Дата обращения: 27 апреля 2018).
71. Статья «Статистика наркозависимых в России» // URL:http://strana protivnarkotikov.ru/statistika-narkozavisimyx-v-rossii/ (Дата обращения: 5 мая 2018).
72. Статья «10 ныне живущих современных гениев» // URL: http://www.publy.ru/post/4642 (Дата обращения: 5 мая 2018).
73. Статья ТАСС «МВД изъяло 7,5 тыс. детей из неблагополучных семей в России в 2016 году» // URL: http://tass.ru/obschestvo/4219479 (Дата обращения: 7 мая 2018).
74. Статья «Девиантное поведение - это регулярное разрушение совместной деятельности» // URL: http://polit.ru/article/2013/02/21/ps_sidorov1/ (Дата обращения: 10 мая 2018).