Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Работа №53896

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы182
Год сдачи2017
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
338
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы тревожности в младшем школьном возрасте 13
1.1. Сущностно - содержательная характеристика понятия «тревожность»,
виды тревожности 13
1.2. Характеристика и основные виды соматических заболеваний 23
1.3. Психолого - педагогические условия профилактики и преодоления
тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями 31
Выводы по I главе 59
ГЛАВА II. Педагогическое обеспечение реализации педагогических условий профилактики и преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями 62
2.1. Этапы и методики опытно - экспериментальной работы 62
2.2. Результаты констатирующего этапа 64
2.3. Апробация психолого - педагогических условий профилактики и
преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями 70
2.4. Обобщение и интерпретация результатов исследования 83
Выводы по II главе 92
Заключение 96
Библиографический список литературы 99
Приложение

Актуальность проблемы исследования. Современные психолого-педагогические исследования детей младшего школьного возраста показывают, что достаточно большое количество дошкольников обладают неуравновешенной психикой, следовательно, нуждаются в специальной психологической помощи, назрела проблема эмоционально-личностного развития детей. Именно в этом возрасте закладываются основные свойства и личностные качества, которые предопределяют дальнейшее развитие ребенка. В данном возрасте ребенок получает первый социальный опыт общения вне дома, например в образовательном учреждении. Как правило, период адаптации в школе сопровождается проявлением беспокойства, плаксивостью, чувством замкнутости. Многие ребята испытывают тревожное состояние, эмоциональное напряжение. Младшие школьники испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями. Поэтому актуальным остается проблема выявления и оказание своевременное
психотерапевтической помощи тревожным ученикам.
Особое внимание следует обратить на контроль и сохранение психоэмоционального благополучия учеников, с соматическими заболеваниями. Соматические болезненные состояния - это целый ряд осложнений, связанных с физическим ростом, функционированием и развитием, такие как ухудшение зрения и слуха. Около 1/5 детей с соматическими заболеваниями или с болезненными состояниями значительно ограничены в повседневной деятельности и сталкиваются с многочисленными трудностями в приобретении друзей, в посещении школы и просто в достижении нормального качества жизни. Всё это, может привести к различным нежелательным последствиям, одно из которых выражается в формировании высокой тревожности у таких детей, а как следствие,- стать причиной неврозов.
Проблема тревожности детей является одной из актуальных в педагогической психологии (Л.И.Божович [5], А.И.Захаров [22],, А.М.Прихожан [49], Л.С.Савина [54], и др.). Вызвано это тем, что, проявление тревожности неоднозначно влияет на психическое развитие личности ребенка.
Проблемой тревожности занимались многие ученые: Н.В. Имедадзе [28], В.С.Мухина [42], А.М.Прихожан [48], и др. В данных работах раскрываются теоретические и экспериментальные разработки по изучению данной проблемы, апробируются коррекционные программы.
В работах Н.В. Имедадзе [28], У.П.Морган [41] и др. доказано, что проявление тревожности связывается с возникновением таких эмоциональных расстройств, как невротичность, депрессия и другие.
Анализ диссертационных исследований, показал, что отдельные аспекты данной проблемы изучаются в следующих диссертационных исследованиях. Например, в работе Лифинцевой Аллы Александровны изучаются особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями. Личностные особенности детей с различными хроническими соматическими заболеваниями изучалось Куртановой Юлией Евгеньевной. Психолого-педагогические условия развития самоотношения у младших подростков с хроническими соматическими заболеваниями изучала Свиридова Татьяна Васильевна. Изучением хронических соматических заболеваний у детей: психосоматические аспекты диагностики и коррекции занимался Протопопов Алексей Алексеевич. В работе Котоминой Елены Вадимовны изучается формирование модели адаптивного общеобразовательного учреждения для детей с хроническими соматическими заболеваниями.
Особенности эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья изучалось Вовненко Ксенией Борисовной. Арсеньева Елена Николаевна занималась изучением гормонального статуса при соматических болезнях детей. Работа Смирнова Андрея Викторовича посвящена клинической характеристике и методам лечения вирусных гепатитов у детей с соматической патологией.
Изучением особенностей развития самосознания часто болеющих младших школьников занималась Мосина Наталия Анатольевна. Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников изучала Гнедова Светлана Борисовна.
Теоретический анализ показал, что данная проблема изучается учеными, однако, вопрос разработки психолого - педагогических условий профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями остается открытым.
Психолого - педагогическая, социальная ситуация в педагогической практике высвечивает противоречие исследования: между усилением требований общества к психофизиологическому благополучию ребенка, наличие адекватной самооценки, наличие уверенности в себе, чувства собственной безопасности, в необходимости общения со своими сверстниками, с одной стороны, и недостаточно разработанных психолого - педагогических условий профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями с другой.
На основе данного противоречия, можно сформулировать проблему исследования: каковы психолого - педагогические условия профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями?
Таким образом, нами сформулирована тема исследования - «Психолого - педагогические условия профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Объект исследования - процесс профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу исследования. Мы предполагаем, что процесс профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями, пройдет эффективно, если:
- опираться на ключевые характеристики тревожности;
- учитывать характеристику и основные виды соматических заболеваний у современных школьников;
- теоретически обосновать и реализовать совокупность психолого - педагогических условий профилактики и преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями: учет возрастных особенностей младших школьников с соматическими заболеваниями в ходе профилактики и преодоления тревожности; реализовать на практике авторскую программу «Добрый мир вокруг нас», направленную на профилактику и преодоление тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом
исследования поставлены следующие задачи:
1. Дать сущностно - содержательную характеристику понятия
«тревожность», раскрыть виды тревожности.
2. Выявить основные виды соматических заболеваний у современных школьников.
3. Теоретически обосновать психолого-педагогические условия профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
4.Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями.
Теоретическо - методологическая основой исследования являются: системно-структурный подход к пониманию развития (Е.Н.Рогов [52], Г.Н.Щукина [55] и др.), концептуальные представления о тревоге и тревожности К.Изарда [27], Н.Д.Левитова [34], Р.С.Немова [43], Е.Н.Савина [54] и др.; исследования школьной тревожности в работах А.М.Прихожан [49].
В данном исследовании мы ориентировались на положения, выдвинутые в теории личностного развития Л.И.Божович [5] о развитии аффективно - потребностной сферы личности ребенка, культурно-исторической концепции Л.С.Выготским [12], а также на исследования А.М.Прихожан [48], в которых отражены психологическая природа и возрастная динамика тревожности у детей и подростков.
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
-теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
-эмпирические методы: психолого - педагогический эксперимент, тестирование;
-методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ "Основная общеобразовательная школа №168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями" города Казани в эксперименте приняли участие 26 учеников в возрасте от 7 - ти до 9 - ти лет.
Этапы исследования. Исследование было проведено в три этапа в период с 2015 по 2017 г.
На первом этапе - поисково - теоретическом (с 2015 по 2016 гг.) проводился анализ теоретико - методологических подходов к проблеме, определялись принципы, разрабатывались педагогические условия профилактики и преодоление тревожности младших школьников с соматическими заболеваниями. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно - экспериментальном (с 2015 по 2017 гг.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; апробировались педагогические условия профилактики и преодоление тревожности младших школьников с соматическими заболеваниями; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (март - май 2017 г.) осуществлялось завершение опытно - экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны психолого-педагогические условия по профилактике и преодолению тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями (учет возрастных особенностей младших школьников с соматическими заболеваниями в ходе профилактики и преодоления тревожности; реализовать на практике авторскую программу «Добрый мир вокруг нас», направленную на профилактику и преодоление тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями).
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования и разработанные психолог - педагогические условия могут быть использованы психологами, учителями общеобразовательной школы №168 с продлённым днём обучения для детей с соматическими заболеваниями для коррекции тревожности младших школьников.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретическим анализом современных достижений психолого - педагогической науки, использованием активных методов и форм воспитания, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической и статистической обработкой результатов опытно - экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в снижении уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось в период с 2015 года на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики Казанского (Приволжского) Федерального университета, в ходе опытно - экспериментальной работы посредством публикаций научных статей и тезисов.
Результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Калацкая Н.Н., Забирова А.М. Уровень тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями// Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2016 года: сб. статей: в 5 т. / Мин-во образования и науки; Казанский (Приволжский) федеральный ун-т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - Т. 3: Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого, Институт психологии и образования. - С. 259 - 262
2. Забирова А.М., Калацкая Н.Н. Уровень тревожности младших школьников с соматическими заболеваниями// Социально - педагогические технологии работы с различными категориями детей: Сборник научных трудов Международной научно - практической конференции, посвященной 25 - летию Российского общества Януша Корчака/Под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Изд - во «Отечество», 2016. - С. 86 - 89
3. Забирова А.М., Калацкая Н.Н. Пути коррекции тревожности
младших школьников с соматическими заболеваниями// Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященной 25 - летию Российского общества Януша Корчака. Выпуск 19. / Под ред. Р.А.Валеевой. - Казань: Изд - во «Отечество», 2016. - С. 133 - 135
4. Забирова А.М., Калацкая Н.Н., Пути коррекции тревожности младших школьников с соматическими заболеваниями// Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития: сборник статей III Международной научной студенческой конференции. - Екатеринбург: Издательство «ИМПРУВ», 2017. - С. 67 - 70
5. Забирова А.М., Имаготерапия как способ коррекции тревожности младших школьников с соматическими заболеваниями// Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всероссийской научно - практической конференции с международным участием 27 - 28 марта 2017 г. - Казань: Центр инновационных технологий,
2017. - С. 89 - 91
6. Забирова А.М. Выявление тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями// сборник тезисов в 5 т. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года. - Казань: Изд-во «Казан. ун-та», 2017 (сборник в печати)
7. Забирова А.М. Педагогические условия профилактики и преодоления тревожности детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями// сборник статей по результатам XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета (сборник в печати)
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию и обсуждение на следующих конференциях:
• Забирова А.М. Уровень тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями/ Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета (2016, Казань, К(П)ФУ, сертификат, диплом I степени, очное участие);
• Забирова А.М. Уровень тревожности младших школьников с соматическими заболеваниями / Международная конференция, посвященная 25-летию Российского общества Януша Корчака «Социально-педагогические технологии работы с различными категориями детей» (2016, Казань, К(П)ФУ, сертификат, очное участие);
• Забирова А.М. Выявление тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями / Итоговая конференция студентов ИПиО (2017, Казань, К(П)ФУ, сертификат, диплом III степени, очное участие);
• Забирова А.М. Эссе «Тревожность у детей младшего школьного возраста, с соматическими заболеваниями»/ Стипендиальная программа Владимира Потанина (2016-2017 г., Москва, участник I тура конкурсного отбора, заочное участие);
• Забирова А.М. Имаготерапия как способ коррекции тревожности младших школьников с соматическими заболеваниями/ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Андреевские чтения: современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности» (2017, Казань, К(П)ФУ, сертификат, очное участие);
• Забирова А.М. Профилактика и преодоление тревожности у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях социального приюта/ II Международный конкурс научно-методических и выпускных квалификационных работ «Гнозис» (2015, Россия, г. Ростов-на-Дону, сертификат, заочное участие);
• II научно - практическая конференция «Всероссийский корчаковский сбор: от практики к моделям развития педагогического образования» (2015, Москва, очное участие, сертификат)
• Международная олимпиада по социальной педагогике «Педагогика ненасилия в семье и школе» среди студентов образовательных организаций (2016, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• II Международная олимпиада по социальной педагогике «Права ребенка в современном мире», посвященной памяти Януша Корчака, среди студентов образовательных организаций (2017, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• II Международный форум по педагогическому образованию (2016, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
• III Международный форум по педагогическому образованию (2017, Казань, К(П)ФУ, очное участие, сертификат)
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, включающих, семь параграфов и выводов по каждой главе, заключения, библиографии и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было посвящено одной, из актуальной, проблеме нашего времени профилактике и преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста с соматическими заболеваниями. Интерес данной проблемы вызван тем, что достаточно большое количество детей младшего школьного возраста обладают неуравновешенной психикой и нуждаются в специальной психологической помощи. В связи с этим возникает проблема эмоционально - личностного развития детей - младших школьников. В детском возрасте закладываются основные свойства и личностные качества, которые предопределяют дальнейшее развитие ребенка. В детском возрасте ребенок получает первый социальный опыт общения вне своего дома, например в дошкольном образовательном учреждении. Как правило, период адаптации в детском саду сопровождается проявлением беспокойства, плаксивостью, чувством замкнутости. Многие младшие школьники испытывают тревожное состояние, эмоциональное напряжение. Дети дошкольного возраста испытывают трудности в общении со своими сверстниками, у них начинают проявляться детские страхи и высокий уровень тревоги. Поэтому актуальным остается проблема выявления и оказание своевременное психотерапевтической помощи тревожным детям.
Особое внимание следует обратить на контроль и сохранение психоэмоционального благополучия детей, с соматическими заболеваниями. Поэтому мы поставили цель: теоретическое обоснование и
экспериментальная проверка психолого - педагогических условий профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями и для этого обозначили ряд задач.
Остановимся более подробно на решении поставленных задач.
1 - задача: Дать сущностно - содержательную характеристику понятия «тревожность». Раскрыть виды тревожности. . Решая данную задачу, мы выяснили, что данная проблема была изучена в педагогической психологии таким авторами как: Л.И.Божович [5], А.И.Захаров [23], А.М.Прихожан [49], Л.С.Савина [54]. Проблемой тревожности занимались многие ученые: Н.В. Имедадзе [28], А.М.Прихожан [49], и др. В данных работах раскрываются теоретические и экспериментальные разработки по изучению данной проблемы, апробируются коррекционные программы.
В работе Н.В.Имедадзе [28], доказано, что проявление тревожности связывается с возникновением таких эмоциональных расстройств, как невротичность, депрессия и другие.
В нашем исследовании мы опирались на такие ключевые понятия, как:
Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Страх - это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации.
Тревога - это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.
2- ая задача: Выявить основные виды соматических заболеваний у современных школьников. Нами были выявлены следующие виды соматических заболеваний у младших школьников:
- заболевания сердца и сосудов;
- заболевания дыхательной системы;
- поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта;
- травмы, ожоги и ранения;
- наследственные генетические заболевания;
- органические поражения нервной системы;
- инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов;
- паразитарные инвазии (заражение человека, животных и растений паразитами);
- эндокринные заболевания.
3 - я задача: Теоретически обосновать психолого - педагогические условия профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями. Нами были сформулированы следующие психолого - педагогические условия:
Первое условие - профилактика и преодоление тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями пройдет успешно, если мы будем учитывать их возрастные особенности.
Второе условие - психолого - педагогическое обеспечение работы по преодолению и профилактики тревожности с соматическими заболеваниями должна опираться на авторскую программу «Добрый мир вокруг нас».
4 - ая задача: Опытно - экспериментальным путем проверить эффективность психолого - педагогических условий профилактики и преодоления тревожности у младших школьников с соматическими заболеваниями. После реализации программы «Добрый мир вокруг нас» мы провели повторную диагностику по всем заявленным ранее методикам. Далее, осуществили статистическую обработку результатов исследования по всем методикам. Достоверность различий по диагностируемому признаку проверялось с помощью t - критерия Стьюдента. Мы выяснили, что произошли сдвиги по показателю «уровень тревожности» (Тест ДДЧ - дом, дерево, человек), что говорит об эффективности нашей программы «Добрый мир вокруг нас».



1. Аракелов Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности: учеб. пособие / Г.Г. Аракелов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 135 с.
2. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги: учеб. пособие / В.М. Астапов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 135 с.
3. Белкин А.И. Эпоха Жириновского: монография / А.И. Белкин. - М.:
2004. - 205 с.
4. Балашова Ю.Ю. Диагностика реактивной тревожности и ее понижение с помощью учебников нового типа: сб. науч. тр. / сост. В.В.Рубцова. - М.: Психологический институт им. Л.Г.Щукиной,
2005. - Вып. 1. - 120 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте:
монография / Л.И. Божович. - М., «Просвещение»: 2008. - 320 с.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология
формирования личности: монография / Л.И. Божович. - М.,
«Просвещение», 2005. - 450 с.
7. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных
ситуаций: учеб. пособие / Л.Ф. Бурлачук. - М., «Просвещение», 2008. - 100 с.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по
психодиагностике. Спб.: Питер Ком, 1999. - 305 с.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального
обследования детей младшего школьного возраста / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 2009. - 300 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2009. - 300 с.
11. Винникотт Д.В. Разговор с родителями: монография / Д.В. Винникотт. - М.: «Класс», 2005. - 210 с.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста: монография / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2004. - 320 с.
13. Выготский Л.С. Лекции по психологии: монография / Л.С. Выготский. - Спб.: СОЮЗ, 2005. - 305 с.
14. Выготский Л.С. Сочинения: монография / Л.С. Выготский. - М.: «Педагогика», 2003. - 400 с.
15. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии: монография / Г.Ш. Габдреева. - М.: Педагогика, 2003. - 200 с.
16. Гарбузов В. И. Нервные дети: монография / В.И. Гарбузов - Спб.: Медицина, 2000. - 400 с.
17. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия: монография / В.И.
Гарбузов. - Спб.: Сфера, 2004. - 300 с.
18. Голоминский Я. Л., Панько Е. А., Белоус А. Н. и др. Детская психология: учеб. пособие / Я. Л. Голоминский. - Спб:, Медицина, 2007. - 200 с.
19. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: монография
/ И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1991. - 250 с.
20. Довикова Е.Н. Семья и школа: взаимодействие семьи и школы в современных условиях: сб. науч. тр. / сост. Е.Н. Довикова. - М.: Педагогика, 2008. - Вып. 1. - 250 с.
21. Довикова Е.Н. Семья и школа: снимем маску тревоги: сб. науч. тр. / сост. Е.Н. Довикова. - М.: Педагогика, 2009. - Вып. 3. 250 с.
22. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: монография / А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 2007. - 250 с.
23. Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей»: монография / А.И. Захаров. - СПб.: Медицина, 2000. - 150 с.
24. Захаров А. И. Страхи у детей: монография / А.И. Захаров. - СПб.:
2006. - 150 с.
25. Захаров А. И. Неврозы у детей: монография / А.И. Захаров. - СПб.: 2006. - 150 с.
26. Захаров И.А. Как помочь нашим детям избавиться от страха: монография / А.И. Захаров. - Спб.: Гиппократ, 2005. - 250 с.
27. Изард К.Э. Психология эмоций: монография / К.Э. Изард. - Спб. «Питер», 1999. - 100 с.
28. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования: сб. науч. тр. / под ред. Н.В. Имедадзе. - М.: Педагогика, 2009. - С. 30 - 34.
29. Изард К.Э. Эмоции человека: монография / К.Э. Изард. - М. МГУ, 2001. - 150 с.
30. Краткий психологический словарь: сб. науч. тр. / сост.
Л.А.Карпенко. - М.: Просвещение, 2001. - Вып. 3. - 100 с.
31. Лазарус Р.А. Теория стресса и психофизиологические исследования: монография / Р.А. Лазарус. - Спб.: Эмоциональный стресс, 2000. - 250 с.
32. Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии: монография / Н.Н. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 350 с.
33. Лебедева Н.Н. Игровая терапия - эволюция методов: монография / Н.Н. Лебедева. - М. ВЛАДОС, 2009. - 350 с.
34. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги //
Вопросы психологии: сб. науч. тр. / под ред. Н.Д. Левитова. - М.: Юпитер, 2005. - С. 30 - 33.
35. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. // Избранные психологические произведения: сб. науч. тр. / под ред. А.Н. Леонтьева. - М.: Педагогика, 2008. - 350 с.
36. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: монография / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2006. - 250 с.
37. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: моногафия /
A. Р. Лурия.- М.: Педагогика, 2000. - 350 с.
38. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей,
начинающих посещать детский сад: монография / Л.В.
Макшанцева. - Сбп. «Психологическая наука и образование», 2008. - 390 с.
39. Маслов И.А. Влияние изоляции на психическое состояние // Проблемы сенсорной изоляции: сб. науч. тр. / под ред. И.А. Маслова. -М.: Юпитер, 2000. - С. 45 - 47.
40. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: монография / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2000. - 150 с.
41. Морган У.П. Ситуативная тревога и результативность деятельности: монография / У.П.Морган. - М. ВЛАДОС, 2010. - 250 с.
42. Мухина В.С. Детская психология: учеб. пособие для пед. ин-тов. /
B. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2009. - 200 с.
43. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2007. - 600 с.
44. Немов Р.С. Психология: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2008. - 600 с.
45. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы: монография / Л.Ф. Обухова. - М.: Юпитер, 2006. - 200 с.
46. Обухова Л.Ф. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста: монография / Л.Ф. Обухова. - М.: Юпитер, 2008. - 300 с.
47. Петровский А.В. О психологии Личности: монография А.В. Петровский. - М.: Венера, 2001. - 200 с.
48. Прихожан А.М. Причины. Профилактика и преодоление тревожности: монография / А.М. Прихожан. - М.: Психологическая наука и образование, 2008. - 200 с.
49. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика: монография / А.М. Прихожан. - Воронеж.: ИПО «МОДЭК», 2005. - 200 с.
50. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности: монография / А.О. Прохоров. - М.: ЭКСМО, 2006. - 200 с.
51. Психолог в детском дошкольном учреждении: учеб. / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 2009. - 300 с.
52. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособие / Е.И.Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 200 с.
53. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии: монография / С.Я. Рубинштейн. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 300 с.
54. Савина Е.Н. Тревожные дети - дошкольное воспитание: учеб. пособие / Е.Н. Савина. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 200 с.
55. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: монография / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2008. - 208 с.
56. Эльконин Д.Б. Психолгия игры: монография / Д.Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 400 с.
57. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека: монография / П.М. Якобсон. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 400 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ