ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ....
1.1 Игра- как средство формирования личности дошкольника 6
1.2 Классификация игр 14
1.3 Экологическое образование как одно из направлений в дошкольной
педагогике 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших
дошкольников 28
2.2 Методика работы по воспитанию экологической культуры у старших
дошкольников средствами игровой деятельности 36
2.3 Контрольный эксперимент по определению уровня сформированности
экологической культуры у старших дошкольников 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Природа - источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось все более и более мощным и к концу двадцатого столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не может залечить нанесенные ей раны. Первыми забили тревогу учёные, потом врачи, журналисты и политики. Слово «экология» стало модным. К сожалению, его стали употреблять к месту и не к месту, зачастую не понимая экологических проблем. А ведь сложившееся на Земле положение ученые определяют, как экологический кризис. И нет сегодня более актуальной, более важной задачи, чем поиск выхода из него. [6,20]
Отрицательный прирост населения, «экологические» заболевания - самая острая и самая больная проблема сегодня для страны.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.
Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование», «экологическое воспитание дошкольников». В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. [6,184]
Экологическая культура - это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Экологическая культура определяет способы и формы взаимоотношений людей с окружающей средой. За своей сущностью экологическая культура является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе экологической деятельности. Экологическую культуру составляют экологические знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически целесообразное поведение в окружающей среде.
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников.
Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры. [8,20]
Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В.И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств, а и в планетарном масштабе.
Идеи ознакомления дошкольников с природой отразились в статьях, методических работах М.В. Лучич, М.М. Марковской, З.Д. Сизенко, С.А. Веретенниковой, О.Иогансона, А.А. Быстрова, А.М. Степановой, Е.И. Волковой, Э.И. Залкинд и других.
Особое внимание к экологическому образованию детей дошкольного возраста обусловлено необходимостью формировать основы экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Творческий поиск методов работы с детьми, которые позволили бы сформировать у них зачатки экологической культуры делает тему актуальной.
Цель исследования: выявление особенностей формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Нами была выдвинута гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если использовать при обучении разные виды игр.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Определить дидактический потенциал игр в обучении дошкольников.
2. Раскрыть понятие «экологическое образование дошкольников».
3. Выявить уровни сформированности экологических знаний у старших дошкольников
4. Разработать методические рекомендации по формированию экологической культуры игровыми средствами.
Были определены методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение продуктивности детской деятельности.
3. Анализ диагностических результатов
4. Создание условий для реализации поставленных задач.
Значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут оказать помощь педагогам при формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.
Человек и природа... Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.
Воспитание экологической культуры включает в себя следующее:
- надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение;
- гуманное отношение к природе (нравственное воспитание).
Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того,
что окружающий нас мир уникален и неповторим. Он нуждается в нашей заботе. Это отношение и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Иными словами, экологическая культура рассматривает совокупность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, в надлежащем поведении и во всей практической деятельности.
При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль имеет игра.
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.
Важную роль играет коллективная игра. Это дает воспитателю возможность сделать диагностику отношений детей к природе. к другим детям, к взрослым, а также условия для понимания степени сформированности этических качеств личности.
В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных
психологических условий для погружения в мир природы.
Таким образом:
- в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу;
- игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами.
- в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
По итогам проделанной работы дети стали лучше обращаться с растениями, познавать природу. Гипотеза о том, что формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если использовать при обучении игровые средства подтверждена. Цели и задачи выполнены.