Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №97767

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 4
1.1. Понятие экологической культуры в педагогической литературе 4
1.2. Особенности формирования экологической культуры у младших
школьников 11
1.3. Методические аспекты формирования экологической культуры у
младших школьников средствами эстетического воспитания 16
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Методология формирования эстетического чувства 25
2.2. Практическая работа по формированию экологической культуры у
младших школьников средствами эстетического воспитания 32
2.3. Тестирование и анализ результатов практической работы 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, приспосабливается к среде обитания. Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния.
Сегодня проблемы экологического образования школьников достаточно полно представлены в педагогической литературе. Так, в работах Л. А. Битюковой и С. В. Тощакова, В. В. Ворошиловой и Ю. П. Баглаевой, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина, Л. Г. Жернаковой, Н. М. Захарова и А. В. Баранова, И. Д. Зверева и И. Т. Суравегиной, В. Н. Карпушовой, Н. В. Лободиной, А. В. Миронова, Л. В. Моисеевой и Ю. Г. Никитиной, С. Н. Николаевой, И. А. Саушкиной, И. В. Цветковой, Л. А. Шигиной, С. В. Юркиной и др. обоснованы принципы, цели, задачи, формы организации и методы экологического образования, разработаны основы его содержания, рекомендации по формированию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе, определены условия реализации идей экологического образования в разных аспектах.
Вместе с тем, как показал анализ литературы, несмотря на то, что в настоящее время учителя располагают достаточной содержательной и методической базой для реализации требований к экологическому образованию, заложенных в стандарте и развернутых в приложениях к нему. На практике они зачастую сталкиваются с трудностями при подборе экологического материала для уроков окружающего мира, составлении плана уроков, подборе экологических игр и т.д.
Все вышеизложенное свидетельствует о несомненной актуальности темы дипломного исследования «Методические основы формирования экологической культуры у младших школьников».
Объект исследования: экологическая культура младших школьников.
Предмет исследования: особенности формирования экологической культуры у младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности формирования экологической культуры и определить роль эстетического воспитания в нем у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и признаки экологической культуры.
2. Изучить содержание и структуру экологической культуры личности.
3. Охарактеризовать воспитание и образование как приоритетные направления формирования экологической культуры у младших школьников.
4. Проанализировать основные принципы, формы и методы экологического воспитания и образования младших школьников.
Методы и методики исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, эксперимент, анализ
Структура работы. выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (первая теоретическая и вторая практическая), заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экологическая культура выступает интегральной характеристикой личности, аксиологической доминантой которой являются экокультурные ценности, лежащие в основе дополнения научной картины мира современной картиной жизни и отражающиеся в личностных смыслах экологоориентированной деятельности как средстве сохранения жизни природы и человечества в настоящем и будущем.
Эстетическое и экологическое воспитание и формирование эстетической и экологической культуры у детей и подростков требует целенаправленного и длительного педагогического воздействия.
В современном развитом обществе доминирует парадигма экологогической этики. В отличие от классических этических учений, экологическая этика включает в круг ответственности человека природу и будущие поколения. В рамках экологической этики от человека и от общества ожидается этичное отношение к природе. Под этичным отношением понимается как ответственность человека за природу, так и субъект-субъектный характер отношения человека, общества и природы. Воспитание в рамках экологической этики предполагает одновременно «гуманитаризации естественно-научного и экологизации социогуманитарного знания»
Формирование экологической культуры фактически сводится к управлению процессом усвоения ценностей и понятий, необходимых для осознания и оценки взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой, а также навыков поведения, соответствующих этим ценностям.
Природа является идеальным объектом для формирования у детей эстетической культуры, посредством переживания красоты природы. Но одного факта наличия впечатлений от природы недостаточно. Необходима саморефлексия, чтобы впечатления были осознанными и превратились в элемент личного эстетического опыта.
Методологической базой формирования в педагогическом процессе эстетического «чувства природы», являющегося фундаментом экологического и эстетического сознания человека, представляет собой теория отражения. Теория отражения - теория познания, согласно которой ощущения, представления и понятия представляют собой формы отражения материального мира в сознании человека.
Наряду с природой, эстетическим воздействием обладают и произведения искусства. Известно два пути воздействия произведений искусства на человека - через катарсис - переживание завершающееся снятием эмоциональной катастрофы, и через антикатарсис - переживание, которое бросает человека в его эмоциональной катастрофе для самостоятельного поиска выхода. Оба типа переживания обладают воспитательным, формирующем личность воздействием.
При недостатке эстетических переживаний от общения с живой природой, а также для воспитания эстетического вкуса, формирования эталонов красоты природных объектов могут использоваться произведения искусства.
Подростковый этап - этап становления психологический идентичности, формирования личной шкалы ценностей. Подростковый период характеризуется эмоциональной нестабильностью в сочетании с неуемной жаждой новых впечатлений и нового опыта. В этот период произведения искусства, способные вызвать антикатарсис обладают огромной побуждающей силой и рекомендованы к использованию для достижения целей эстетического и экологического воспитания.
Планирование педагогических воздействий для достижения целей эколого-эстетического воспитания необходимо осуществлять в соответствии с принципами природосообразности, социокультурной деятельности, эффективности взаимодействия, комплиментарности, междисциплинарности, деятельностного подхода, опоры на позитивное, личностного подхода, единства воспитательных воздействий.



1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Андреев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 7. - С. 143-145.
3. Бахарев В. В. Экологическая культура социума как система: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Саранск, 2000. - 42 с.
4. Битюкова Л. А., Тощакова С. В. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 7. - С. 10-14.
5. Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. - 1997. - № 6. - С.31-36.
6. Воедилова И. А. Экологическая культура как новое качество культуры // Астраханский вестник экологического образования. - 2012. - № 1. - С. 90-92.
7. Ворошилова В. В., Баглаева Ю. П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у дошкольников в процессе экологического воспитания // Педагогическое образование. - 2009. - № 2. - С. 13-29.
8. Габинская А. А. Механизмы и некоторые пути «вхождения» в экологическую культуру // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2008. - Т. 181. - С. 41-46.
9. Гирусов Э. В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. - 2010. - № 3. - С. 6-11.
10. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Р-н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.
11. Ермолаева П. О. Особенности формирования экологической культуры российских и американских студентов (кросс-культурный проект): автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Казань, 2011. - 26 с.
12. Жернакова Л. Г. Философский подход к экологическому воспитанию и образованию // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - № 2. - С. 147-151.
13. Захарова Н. М., Баранов А. В. Экологическое воспитание учащихся начальной школы // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 13. - С. 57-59.
14. Карпушова В. Н. Дошкольникам о природе родного края. Сыктывкар, 2003. - 130 с.
15. Кашлев С. С. Понятие экологического образования как фактора устойчивого развития общества // Экологическое образование для устойчивого развития: отечественный и международный опыт: материалы международной научно-практической конференции (Минск, 26-28 апреля 2016 г.) / под ред. С. С. Кашлева. - Минск, 2016. - С. 6-9.
16. Коган Л. Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993. - 83 с.
17. Котова С. А., Граничина О. А. Значение начального школьного образования для устойчивого развития подрастающего поколения // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2010. - Т. 1. - Вып. 2.
18. Кривошеева Е. С. На пути к экологическому сознанию // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2010. - № 1. - С. 177-183.
19. Лещинская В. В. Экологическая культура для устойчивого развития // Научные и технические библиотеки. - 2006. - № 3. - С. 58-62.
20. Миронов А. В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта // Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 48.
21. Моисеева Л. В., Никитина Ю. Г. Формирование экологической компетентности младших школьников // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2 - С. 203-210.
22. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. - 224 с.
23. Саушкина И. А. Экологическое воспитание в начальной школе // Альманах современной науки и образования. - 2012. - № 10. - С. 165-167.
24. Семенова Г. Н. Воспитание экологической культуры младшего школьника как части общей культуры личности // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - Т. 1. - № 1. - С. 76-80.
25. Симонова Л. В., Зинченко Т. В. Реализация экологического образования в курсе «окружающий мир» с использованием ИУМК «Открывая законы родного языка, математики и природы» // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011. - Т. 2 - № 2. - С. 281-294.
26. Успенский К.В. Лекции по экологической культуре.- Воронеж: 2002, Из-во ВГПУ.- 68 с.http://endemyc.ru/etica.html
27. Алмазова И.Г. Формирование эстетических представлений об
окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Елец. 2009. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-
esteticheskikh-predstavlenii-ob-okruzhayushchem-mire-u-mladshikh-shkolnikov-v-k#ixzz5JGIzpD2L
28. Трегубова О. Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образователльной средней школы. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. Пермь 2015.
29. Перезолова С. В. Экологическое воспитание подростков в образовательной организации Выпускная квалификационная работа. Екатеринбург, 2017.http: //elar. uspu.ru/bitstream/uspu/6928/2/perezolova.pdf
30. С. Спринчан , А. А. Сычев. экологическая этика как форма интеграции естественно-научного и гуманитарного знания// Интеграция образования. Т. 19, № 3, 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya- etika-kak-forma-integratsii-estestvenno-nauchnogo-i-gumanitarnogo-znaniya


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ