Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Работа №31159

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы45
Год сдачи2018
Стоимость850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
955
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования экологической культуры старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. 6
1.1. Состояние и развитие проблемы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Система формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 13
1.3. Методика формирования экологической культуры у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре 19
Глава 2. Опытно-практическое исследование возможностей формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 25
2.1. Опытно-практическое исследование возможностей формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий этап 25
2.2. Формирующий этап опытно-практического исследования возможностей формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 29
2.3. Контрольный этап опытно-практического исследования формирования экологической культуры в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40

Актуальность исследования формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре определяется востребованностью формирования экологической культуры в современном обществе. Экологическую культуру можно назвать частью культуры общечеловеческой, системой социальных отношений, индивидуальных и общественных морально-этических ценностей, установок, норм, которые относятся к взаимоотношениям человека с природой. В современном обществе, когда необходимость гармоничности сосуществования человеческого общества с окружающей природной среды не вызывает сомнений, формированием экологической культуры необходимо заниматься с самого раннего детства.
На современном этапе развития общества формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста пользуется особенным вниманием, потому что именно старший дошкольный возраст выступаем временем, когда закладывается база личностной экологической культуры, которую можно назвать частью духовной культуры личности [17].
Экологическую культуру личности характеризуют такие ее особенности, как сформированность экологического сознания, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, гуманное, природоохранное отношение. При условии современного экологического кризиса проведение экологического образования является необходимым с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста сознания, обладающего качествами экологической ориентированности[6].
Игровая деятельность представляется как наиболее доступный для детей старшего дошкольного возраста вид деятельности, как способ по переработке впечатлений и знаний, полученных из окружающего мира. Непосредственно в игровой деятельности проявляются с достаточной яркостью особенности мышления старших дошкольников, их воображения, выявляется их активность, эмоциональность, развиваются потребности в общении [7].
Выдающим исследователем, педагогом, отечественным психологом Л.С. Выготским подчеркивается, что игровая деятельность обладает своей неповторимой спецификой. Специфику игры можно представить следующим образом: у детей, принимающих участие в игровой деятельности, свобода и самостоятельность сочетается с безоговорочным подчинением правилам игровой деятельности.
Исследование игровой деятельности проводилось в различных направлениях, которые включали в себя изучение игровых форм деятельности детей старшего дошкольного возраста. Исследователи Д.Б. Эльконин и Н.Я. Михайленко и другие говорили об игровых формах деятельности в детском возрасте [28].
Цель исследования – изучить условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Объект исследования: процесс формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если в методику формирования экологической культуры дошкольников включать сюжетно-ролевые игры.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогическую сущность формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить педагогический опыт организации сюжетно-ролевой игры в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить и экспериментально проверить условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
4. Разработать рекомендации для педагогов по использованию сюжетно-ролевой игры в формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования
– теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
– педагогическое наблюдение за деятельностью дошкольников;
– опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование экологической культуры старших дошкольников.
Новизна и теоретическая значимость исследования: составленный комплекс сюжетно-ролевых игр и методические рекомендации предусматривают эффективное формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Практическая ценность исследования: данная система работы может быть использована для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольных образовательных организаций и в условиях семейного воспитания родителями (законными представителями).
База исследования: педагогический эксперимент проведён в МКДОУ Д/С №5 «Радуга» г. Щучье.
Структура исследования: исследования состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в нашем исследовании мы рассмотрели формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Экология является относительно молодой наукой, она появилась в связи с насущными потребностями людей сохранить природу, а также и самих себя. На данный момент аспекты изучения этой науки являются достаточно обширными. В экологии достаточно широко изучаются люди, их среда обитания, взаимосвязи с природой, влияние людей на среду обитания, а также природу. Подобный повышенный интерес к людям как к объектам науки, складывается из-за существующих на данный момент экологических проблем. Вскоре необходимо будет эти проблемы предотвращать либо ликвидировать последствия таких проблем.
Современное общество напрямую столкнулась с серией подобных проблем, поэтому сейчас оно находится перед их лицом. Что касается решения таких проблем, то оно зависит от двух важнейших факторов:
1. Обновление научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы;
2. Переориентация духовной жизни (возможности привития иного отношения к природе, которое было бы основано на взаимосвязях человека и природы, привития норм и правил экологического поведения).
Проблема экологического воспитания является достаточно давней, она возникает еще в XVII веке и получает свои разработки и направления. Однако в современном мире она выступает более актуальной, это связано с надвигающимся экологическим кризисом.
Современная проблема экологического воспитания и образования не нова, она существовала, а также будет существовать на всех этапах развития общества. Это связано с неразрывностью существования человека и природы, с тем, что человек непосредственно связан с природой, зависит от нее. И именно правильное экологическое воспитание в дальнейшем даст возможность предотвращения множества экологических проблем человечества.
Формирование экологической культуры крайне важно именно в дошкольном возрасте, так как в этом возрастном периоде дети получают основы систематических знаний; именно в этом возрасте происходит формирование и развитие особенности их характеров, воли, а также нравственного облика.
В нашей работе отражены результаты исследования формирования экологической культуры старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
На данный момент необходимым является усиление воспитания экологической культуры старших дошкольников. Сейчас это одно из важнейших требований к современному дошкольному воспитанию. Оно вытекает из существующих экологических представлений. Рассмотрим, на каких общеизвестных принципах это требование основано:
1. Всеобщая связь с живой природой. Известным фактом является, что все живущее на планете в единое целое связано, например, путем цепей питания, а также и другими способами. Подобные связи только в определенных случаях являются очевидными, находятся на поверхности, чаще всего они являются скрытыми от глаз человека. Однако нарушение подобных связей способно для человека иметь последствия непредсказуемые, чаще всего нежелательные.
2. Принцип потенциальной полезности. Этот принцип связан с тем, что человек в большинстве случаев не способен предвидеть, какое именно значение приобретет для человечества для человечества определенный в будущем. Обстоятельства меняются, в соответствии с чем животное, к которому на данный момент люди относятся как к животному не нужному, вредному, в дальнейшем неожиданно способно оказаться и полезным, и нужным.
3. Принцип разнообразия. Этот принцип связан с необходимостью для живой природы разнообразия, что дает возможность поддерживать природные сообщества, их долговечность, устойчивость.
Еще одним важным моментом является момент эстетических: для человека крайне важно иметь возможность видеть прекрасное, что также является необходимостью для сохранения всего видового многообразия животных, а также растений.
В соответствии с этими принципами одной из важнейших воспитательных задач является необходимость в убеждении старших дошкольников в том, что живые существа, растения, являются для них такими же соседями, как их родственники и друзья и вообще люди на планете, то есть азов экологической культуры.
Безусловно, для успешного осуществления воспитания экологической культуры старших дошкольников, сам воспитатель должен несколько изменить собственные установки, касающиеся всего живого, а также экологии. Здесь речь идет о стремления деления природы на полезную и вредную, кроме того, о глубоко ошибочном, однако до сих пор существующем лозунге о «покорении природы», «господстве над природой», а также взгляды, например, на «маленькие твари», насекомые, как на что-то ненужное, несерьезное, также сюда можно отнести достаточно широко на данный момент распространенный взгляд на природу в качестве второстепенного предмета.
Воспитателю необходимо находиться в постоянном поиске новых, эффективных приемов обучения, а также воспитания, при этом ему важно целенаправленно пополнять собственные знания о природе.



1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром [Текст] / Ю.А. Акимова. – М.: Творческий Центр Сфера, 2013. – 128 с.
2. Акимова, Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. [Текст] / Ю.А. Акимова. – М.: Творческий Центр Сфера, 2011. – 222 с.
3. Аксенова П. В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников [Текст] / П. Аксенова // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 7. – С. 62-65.
4. Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе [Текст] / Т.А. Анцыперова // Детский сад от А до Я. – 2009. - № 1. – С. 152-158.
5. Афимьина В. Маленькие экологи [Текст] / В. Афимьина // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 4. – С. 47-52; № 5. – С.54-58.
6. Бобылева Л. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками [Текст] / Л. Бобылева, О. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. – С. 38-43.
7. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 10-15.
8. Богданец Т. П. Экологические игры для дошкольников [Текст] / Т.П. Богданец // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 6. – С. 84-89.
9. Бодракова Н.И. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.И. Бодракова // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 6. – С. 104-109.
10. Вдовиченко С. Экологические модели [Текст] / С. Вдовиченко, Т. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 12. – С. 121-122.
11. Вовк Е.В. Игровые технологии как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста [Текст] / Е.В. Вовк // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. - № 55-1. – С. 113-118.
12. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст] / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Н. В. – Воронеж: Учитель, 2014. – 131 с.
13. Габитова А.А. Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования [Текст] / А.А. Габитова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. - № 4. – С. 82-84.
14. Гайнуллова Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике [Текст] / Ф. Гайнуллова // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 6. – С. 46-52.
15. Григорьева А.И. Формирование экологической культуры дошкольника [Текст] / А.И. Григорьева // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 6. – С. 44-45.
16. Дитя природы: [общение с природой в детском саду] // Обруч. – 2008. - № 4. – С. 3-5.
17. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Сфера, 2005. – 111 с.
18. Ефимова Е. Опыт управления экологическим образованием в детском саду [Текст] / Е. Ефимова, В. Смирнова // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 6. – С. 23-29.
19. Зебзеева В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии [Текст] / В.А. Зебзеева // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 6. – С. 6-22.
20. Зебзеева В.А. Теории и технологии дошкольного образования [Текст] / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2009. – 298 с.
21. Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей [Текст] / О.С. Зеленкова // Дошкольная педагогика. – 2010. - № 1. – С. 57.
22. Зенина Т. «На планете все твое и все мое»: [раб. по прогр. «Юный эколог»] / Т. Зенина, А. Туркина // Дошкольное воспитание. – 2006. - №7. – С. 3-16.
23. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными [Текст] / Т.Н. Зенина, – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 64 с.
24. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 3-9.
25. Зерщикова Т.И., Ярошевич, Т.К. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т.И. Зерщинкова. Т.К. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 35-36.
26. Иванова Г. Водичка, водичка, умой мое личико!: экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики [Текст]/ Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 5. – С. 111-114.
27. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду: Человек [Текст] / А.И. Иванова. – М.: Сфера, 2005. – 224 с.
28. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А.И. Иванова. – ТЦ Сфера. – 2006. – 80 с.
29. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений [Текст] / А. И. Иванова. – М.: Сфера, 2012. – 240 с.
30. Йозова О. Дети экспериментируют: [исследовательская деятельность детей в экологическом воспитании] [Текст] / О. Йозова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 9. – С. 64-70.
31. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий [Текст] / Н.В. Коломина. – М.: Сфера. – 2014. – 144 с.
32. Комарова И.А. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством игры [Текст] / И.А. Комарова // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2009. – № 4. – С. 67-70.
33. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д.:Феникс, 2014. – 251 с.
34. Курашова В. Методика экологического воспитания средствами фольклора [Текст] / В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 12. – С. 108-111.
35. Лысенко В.Д. Экологическая альтернатива: проект «Елочка – зеленая иголочка» [Текст] / В.Д. Лысенко // Начальное образование. – 2013. - № 4. – С. 24-30.
36. Магурина М.И. «Знатоки природы»:КВН: подготовительная к школе группа [Текст] / М.И. Магурина // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 69-72.
37. Михеева Е.В. Экологическая игра в субкультуре детей [Текст] / Е.В. Михеева // Наука. Образование. Молодежь: материалы VI всерос. Науч. Конф. молодых ученых, (Майкоп, 5-6 февраля 2009г.) – Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. – Т I. – С.141-144.
38. Николаева С. Я лесной Колобок – колючий бок: народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей [Текст] / С. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7. – С. 53-61.
39. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Николаева. – 2-е изд., испр. – М.: «Академия», 2012. – 184 с.
40. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада [Текст] / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 125 с.
41. Нисканен Л.Г. Концептуальные положения исследований проблем экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л.Г. Нисканен // Детский сад от А до Я. – 2012. - № 5. – С. 46-52.
42. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М., 2014. – 56 с.
43. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: Аркти, 2012. – 64 с.
44. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево»: для детских садов и начальной школы [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз-Дидактика; Творческий центр Сфера, 2006. – 256 с.
45. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания [Текст] / В.С. Селиванов. – М.: АСМ, 2013. – 278 с.
46. Серебрякова Т.А. Системный подход к изучению уровня сформированности ценностного отношения к природе на начальном этапе непрерывного экологического образования [Текст] / Т.А. Серебрякова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2012. - №2. – С. 39-42.
47. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 540600 (050700) – Педагогика [Текст] / Т.А. Серебрякова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
48. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: прогр. и метод.рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 104 с.
49. Тугушева Т.П. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 128 с.
50. Федорова Т.Т. Распространение экологических знаний в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т.Т. Федорова, Р.Р. Хайруллина // Современный детский сад. – 2010. - № 3. – С. 19-22.
51. Черных И. Воспитание бережного отношения к воде [Текст] / И. Черных // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 37-40.
52. Шарманова С.Б. Интеграция физического и экологического воспитания в младших группах дошкольного образовательного учреждения [Текст] / С.Б. Шарманова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. - № 1. – С. 48-53.
53. Янакиева Э.К. Теоретические вопросы экологического воспитания [Текст] / Э.К. Янакиева // Современный детский сад. – 2013. - № 8. – С. 49-54.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ