Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование методической деятельности педагогов по экологическому образованию в дошкольной образовательной организации

Работа №29158

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы134
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
565
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию .... 7
1.1. Экологическое образование: понятие и особенности 7
1.2. Формирование экологической культуры дошкольников как результат
эффективной организации экологического образования в ДОО 15
1.3. Проектирование методической деятельности педагогов 26
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей проектирования методической работы педагогов по экологическому образованию в ДОО 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Диагностика актуального состояния организации методической
деятельности педагогов по экологическому образованию 40
2.3. Организация проектирования методической деятельности педагогов по
экологическому образованию 54
2.4. Оценка эффективности проведенной работы по проектированию методической деятельности педагогов по экологическому образованию .. 59
Выводы по 2 главе 71
Заключение 75
Список использованной литературы 81
Приложения

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию в ДОО представляется особенно актуальной. Это связано с тем, что актуальное экологическое состояние в стране и мире заставляет снова и снова пересматривать основы экологического образования, формируя основы экологического сознания детей, как будущих жителей планеты, уже с раннего возраста. 2017 год был официально признан годом экологии, что также обусловило возросший интерес к проблемам экологии.
Помимо этого, в последние годы экологические проблемы существенно обострились, их решение требует не только активных защитных действий природы, но и формирования экологического сознания людей, сенситивным периодом для которого является дошкольный возраст. В соответствии с ФГОС ДО экологическое образование является одной из центральных линий образовательного процесса, а формирование базиса экологического сознания является одним из ориентиров развития дошкольников по окончании ДОО, соответственно, изучение особенностей организации экологического образования, направлений его совершенствования также обуславливает актуальность данной проблемы.
И, наконец, в современном дошкольном образовании четко прослеживается доминирование интегративных форм организации образовательной деятельности. Следовательно, педагог может достигать целей экологического образования не только в рамках образовательной деятельности в контексте образовательной области «Познавательное развитие», но и на всех видах интегрированных занятий при правильной их организации, а это возможно только при проектировании методической деятельности педагогов по экологическому образованию в ДОО.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучению особенностей организации экологического образования в ДОО и методической работы педагогов рамках данного направления посвящено немало исследований. В них раскрывается сущность понятия экологического образования, особенности его организации в условиях ДОО, описываются приемы, методы и средства, используемые педагогами в рамках экологического развития дошкольников.
В настоящее время имеется большое количество парциальных программ по экологическому образованию дошкольников, направленных на: передачу экологических знаний, формирование способности понимать и любить природу, бережно к ней относиться, в которых:
- работа в этом направлении строится на основе деятельностного подхода («Наш дом - природа» (Н. А. Рыжова), «Юный эколог» (С. Н. Николаева);
- осуществляется развитие экологического сознания, ценностного отношения к миру природы, познание взаимосвязи человека и природы («Мы - земляне» (Н.Н. Вересов), «Жизнь вокруг нас» (Н. А. Авдеева и Г. Б. Степанова);
- происходит формирование основ культурно - экологического сознания детей дошкольного возраста за счет использования произведений изобразительного искусства, музыки, литературы «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Планета - наш дом» (И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская), «Мир вокруг нас» (Т.И. Попова).
Однако, в доступной для анализа литературе мы не нашли примеров исследований, посвященных проектированию методической деятельности педагогов по экологическому образованию, что представляет серьезную проблему для всей педагогической науки. Актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор темы исследования - «Проектирование
методической деятельности педагогов по экологическому образованию в ДОО».
Объект исследования: экологическое образование детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектирование методической деятельности педагогов по экологическому образованию в ДОО.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию в ДОО.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и особенности экологического образования;
2. Описать формирование экологической культуры дошкольников как результат эффективной организации экологического образования в ДОО;
3. Рассмотреть проектирование методической деятельности педагогов;
4. Провести экспериментальное исследование эффективности проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию.
Гипотеза исследования: если осуществлять проектирование методической деятельности педагогов по экологическому образованию, она будет более эффективной.
Методологические основы исследования представлены системнодеятельным подходом к организации методической деятельности по экологическому образованию, а также исследованиями таких ученых, как: Рудых С. Г., Рыжова Н. А, Студнева Е.Г., Тайлакова Е. А., Терашкович
А.И., Тихонюк О.Г., Токарев А.А., Троян Ю.Н. и др.
Методы и методики исследования: при проведении исследования были использованы теоретический анализ научно-методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученной информации. Для анкетирования педагогов были использованы авторские анкеты, а для диагностики экологической культуры дошкольников была использована методика Е. Иштыковой.
Экспериментальная база исследования представлена МАДОУ «Детский сад №407 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани и МАДОУ «Детский сад №61 комбинированного вида» Ново - Савиновского района г. Казани.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обобщении и систематизации данных относительно проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию.
Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в совершенствовании технологий проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию. Данная усовершенствованная технология обеспечивает эффективное проектирование методической деятельности педагогов в области экологического образования, при этом удается избежать информационной перегрузки детей. Результаты данного исследования могут быть использованы в непосредственной профессиональной деятельности воспитателей и специалистов ДОО.
Структура исследования представлена введением, основной частью из двух глав, заключением, списком использованной литературы, приложениями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа посвящена изучению особенностей проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию в ДОО.
Анализ теоретических аспектов рассматриваемой проблемы позволил сформулировать следующие выводы: теоретико-методической основой экологического образования дошкольников является интеграция экоцентрического (общенаучный уровень), аксиологического (конкретнонаучный уровень) и партисипативного (методико-технологический уровень) подходов. Структурно-функциональная модель осуществления экологического образования имеет структурное построение, задается содержанием экоцентрического, аксиологического и партисипативного подходов, а ее спецификой является разработка основных методических этапов, обеспечивающих актуализацию у ребенка устойчивого интереса к изучению природных объектов и явлений, а также становление позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
Современные подходы организации педагогического процесса по воспитанию экологической культуры дошкольников, как результата эффективной организации экологического образования в ДОО отличаются широким разнообразием, однако, среди наиболее часто применяемых можно выделить интегративный, системный, эколого-системный, личностный, культурологический и коэволюционный.
По результатам анализа нормативно-правовых основ организации педагогической деятельности по воспитанию экологической культуры дошкольников можно говорить о том, что таковыми являются Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также ряд федеральных законов экологической направленности, определяющих образовательные процессы в дошкольной образовательной организации и специфику взаимоотношений между его участниками. ФГОС ДО, раскрывающий содержание, подходы и целевые ориентиры развития дошкольников, в том числе и в области воспитания у них экологической культуры. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Описывающий организационные моменты педагогической деятельности по воспитанию экологической культуры дошкольников. В соответствии с ними выстраивается методическая работа педагогов по экологическому образованию дошкольников.
Эффективность экологического образования и воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологического образования возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада. Экологическое образование в ДОО имеет ряд особенностей: во-первых, создаются специальные условия, обеспечивающие привнесение природной среды в окружение ребенка и обучение его навыкам бережного взаимодействия с ней; во-вторых, знакомство ребенка с элементами природной среды носит характер не расширения кругозора путем репродуктивного усвоения предлагаемых воспитателем знаний, а с целью формирования у дошкольника экологического сознания, экологического мировоззрения и ориентации на природоохранное поведение посредством продуктивного усвоения знаний об окружающем мире, своем месте в нем, и своей роли в области охраны природы.
Обобщая анализ проектирования методической деятельности педагогов, можно говорить о том, что, во-первых, оно реализуется с целью целенаправленного профессионального развития педагога в области повышения его методической и методологической компетентности; во- вторых, применение проектирования по отношению к методической деятельности педагога по экологическому образованию позволяет обеспечить способность педагога к прогнозированию результатов образовательной деятельности, выстраивать свою работу не только с целевыми ориентирами указанными во ФГОС ДО, но и самостоятельно прогнозировать результатов образовательного процесса с учетом возможностей воспитанников.
Далее было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение эффективности проектирования методической деятельности педагога по экологическому образованию в ДОО:
1. На констатирующем этапе исследования были получены следующие результаты: проводя сравнительный анализ результатов анкетирования педагогов контрольной и экспериментальной группы в области организации методической деятельности по экологическому воспитанию в ДОО на констатирующем этапе, необходимо отметить, что особых различий между ними в этой области не выявлено. Однако, в экспериментальной группе больше педагогов, которым нравится организовывать работу по экологическому образованию дошкольников. Анкетирование в области проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию показало, что результаты анкетирования педагогов контрольной и экспериментальной группы по данной анкете во многом схожи, педагоги недостаточно компетентны в этом вопросе и не стремятся стать более автономными в области проектирования их методической работы по экологическому образованию.
Полученные в ходе сравнительного анализа результаты свидетельствуют о том, что различия между выборками в исходном уровне экологической культуры, как результата методической деятельности педагогов, не достигают уровня статистической значимости. Иными словами, уровень экологической культуры дошкольников контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе исследования является примерно одинаковым, соответствующим низкому.
2. На формирующем этапе исследования был разработан и реализован проект по проектированию методической деятельности педагога по экологическому образованию в ДОО. В ходе реализации данного проекта с педагогами с педагогами была организована обширная работа по проектированию их методической деятельности по
экологическому образованию в ДОО. С ними была проведена серия теоретических семинаров, посвященных организации экологического образования в дошкольной образовательной организации (Приложение 4), а также проектированию методической деятельности по экологическому образованию в разных возрастных группах.
Также с ними была организована обширная практическая работа, включающая разные формы работы: педагогические
квесты, семинары-практикумы, деловые игры, мастер -классы и т.п. План реализации практических форм работы с педагогами экспериментальной группы в области организации экологического образования наглядно представлен в Приложении 5.
В начале формирующего этапа эксперимента педагоги вели себя очень напряженно, чувствовался некоторый оппозиционный настрой - им казалось, что все, что они услышат на теоретических семинарах, было им уже известно и активно использовалось в работе, однако, предоставленная информация оказалась новой.
После первых двух семинаров педагоги стали более активными, уже не спешили скорее освободиться, начали более вдумчиво слушать, задавать уточняющие вопросы, предлагать темы для семинаров.
Организация практических форм работы с педагогами в области организации экологического образования и проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию на первой встрече тоже была воспринята педагогами без энтузиазма. Однако, уже к концу первой встречи они стали активными, стали больше высказываться, творчески подходить к выполнению предлагаемых заданий. На последующих встречах атмосфера стала более конструктивной и рабочей, педагоги быстро включались в работу, делились наблюдениями, много рефлексировали.
Для оценки эффективности проектирования методической деятельности педагога по экологическому образованию педагогами старшей группы был реализован проект, разработанный с учетом информации, получаемой ими в ходе работы с педагогами, направленный на повышение их экологической культуры, как результата эффективной организации методической деятельности педагога по экологическому образованию. Проект был реализован в форме мини-проектов, объединенных в систему.
3. На контрольном этапе исследования было проведено повторное анкетирование педагогов и диагностика детей. Проведенный анализ показал, что на 36% возросло количество педагогов, заинтересованных в организации экологического воспитания по сравнению с констатирующим этапом исследования.
На 44% возросло количество педагогов экспериментальной группы, использующих в организации экологического образования дошкольников самостоятельно разработанные планы.
На контрольном этапе исследования 100% педагогов четко дифференцируют понятия «экологическое образование» и «экологическое воспитание», что указывает на рост их теоретических компетенций за время формирующего этапа исследования.
Также на контрольном этапе исследования на 28% возросло количество педагогов, способных самостоятельно организовать работу по экологическому образованию дошкольников.
На 36% увеличилось количество педагогов экспериментальной группы, считающих на контрольном этапе исследования, что экологическая культура дошкольника является результатом эффективной организации методической работы по экологическому образованию.
Повторное анкетирование педагогов контрольной группы в области проектирования методической деятельности по экологическому образованию не выявило существенных изменений. Обобщая результаты повторного анкетирования педагогов экспериментальной группы, необходимо отметить, что их компетенции в этой области значительно возросли, они стали более автономны в этом процессе, а также заняли субъектную - активную - позицию.
Проведенная повторная диагностика детей экспериментальной группы также подтвердила эффективность проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию в ДОО.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, а гипотеза нашла свое полное подтверждение. Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в совершенствовании технологии проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию. Данная усовершенствованная технология обеспечивает эффективное проектирования методической деятельности педагогов по экологическому образованию при их непосредственном участии, при этом удается избежать информационной перегрузки детей. Результаты данного исследования могут использованы в непосредственной профессиональной деятельности воспитателей и специалистов ДОО.



1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--
2. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pbprog.ru/documents.
3. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. /З.Ф.Аксенова. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
4. Альманах экологического образования и просвещения. Т. II: Материалы Всероссийского Форума с международным участием «Экологическое образование - на пути к инновациям и энергосбережению» [Текст]. - Ярославль: Издательство, 2011. - 195 с.
5. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1. - С. 10-12.
6. Багаутдинова, Т. В. Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.
В. Багаутдинова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето,2013. — С. 43-47.
7. Васюкова, Г.В. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса. / Г.В. Васюкова. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/
8. Васюкова, Г.В. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях мегаполиса/ Г.В. Васюкова.
//Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com.
9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - Воронеж, 2005. - 68 с.
10. Воротникова, Л.Ф. Экологические сказки для дошкольников. / Л.Ф. Воротникова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //festival .1 september.ru/articles/603538/;
11. Газина О.М., Фокина В.Г. Организация диагностической работы по экологическому образованию в ДОУ. // Управление ДОУ. - 2005. - № 2. - с.67.
12. Гордеева, Л. С. Познавательное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания [Текст] / Л. С. Гордеева // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 50-52.
13. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. - 240 с.
14. Гуняга, Н.А. Воспитание основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста: На материале природы родного края. / Н.А. Гуняга. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.dissercat.com/
15. Зябликова Л. Зачем нужна экологическая сказка. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://lib. 1 september.ru/2005/15/4.htm;
16. Ибрагимова, Г.Т. Ребенок и мир минералов // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 10. - С. 60-61.
17. Иштыкова, Е. Диагностический материал для выявления сформированное™ экологической культуры детей дошкольного возраста. / Е. Иштыкова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.maam.ru/
18. Кадырова, Р. М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] / Р. М. Кадырова // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162.
19. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.
20. Короткова, Л.Д. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Л.Д. Короткова. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.dissercat. com.
21. Костенко О.С., Шаталова Е.В. К вопросу интеграции математического и языкового компонентов содержания дошкольного образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 - С. 26-27
22. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. -С. 54-57.
23. Лаврентьева, Н. Г. Подходы и принципы экологического образования детей дошкольного возраста в условиях природного и социокультурного окружения детского сада/ Н.Г.Лаврентьева // Фундаментальные исследования. 2014. №11-3 С.616-620.
24. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок [Текст] / Л.М. Маневцова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 416 с.
25. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011. — 187 с.
26. Мельникова, И.Ю. Экологические сказки, как средство эмоционального познания природы старшими дошкольного возраста. / И.Ю. Мельникова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prodlenka.org/.
27. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов. - Минск: Асар, 1996. - 112 с.
28. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 28-31.
29. Мухамедшина, Л.М. О сущности и содержании понятия «экологическая культура». / Л.М. Мухамедшина. // Педагогическая наука и практика. - №11. - 2012. - С. 1-12.
30. Мымрина, Е.В., Узлова, И.Н. Воспитание экологической
культуры у детей дошкольного возраста. / Е.В. Мымрина, И.Н. Узлова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/314078/
31. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — 336 с.
32. Пелих, Е.А. Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/
33. Рудых, С. Г. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст] / С. Г. Рудых // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 65-67.
34. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
35. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас/ Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. - 2-е изд. - Москва: Обруч, 2013. - 208с.
36. Смолина О.В. Сказка как метод экологического воспитания
дошкольников в условиях Крайнего Севера. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/skazka-kak-metod-
ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-v-usloviyax-krajnego-severa/;
37. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 10. - С. 25-28.
38. Студнева, Е.Г. Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников. / Е.Г. Студнева. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/.
39. Тайлакова, Е. А. Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Финляндии и Швеции // Вестник Башкирск. ун-та . 2012. №3. С.1398-1402.
40. Терашкович, А.И. Формы и методы развития основ экологической культуры у старших дошкольников. / А.И. Терашкович. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/
41. Тихонюк, О.Г. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника. / О.Г. Тихонюк. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/609266/.
42. Токарев, А. А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ [Текст] / А. А. Токарев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 53-61.
43. Троян, Ю.Н. Опыт работы "Формирование экологической культуры в дошкольном возрасте средствами природы родного края". / Ю.Н. Троян. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1 september.ru/articles/613018/
44. Федосеева, П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. / П. Г. Федосеева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. — 96 с.
45. Финогенова, Л.В. формирование основ экологической культуры у дошкольника в современной парадигме образования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. №2. С.43-49.
46. Церцек, Н.Ф. Правовые основы работы в области
экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры населения в Российской Федерации. / Н.В.Церцек. - Вопросы экологического образования, - 2008, - №3, - С.35-37.
47. Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. -2008.- № 6. - С.50-54.
48. Экологическое образование / Авт.-сост. Н. В. Гороховатская и др. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 321 с.
49. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС: проблемы, перспективы: Сборник материалов Межрегиональной научнопрактической конференции // сост. Минчинская М.В. - Томск: ТОИПКРО,
2016. - 207 с.
50. Ямбург, Е.А. Гармонизация педагогических парадигм — стратегия развития образования // Учительская газета. - 2004. - N° 14. - С.
6- 8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ