Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление организацией научно-методической деятельности по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации

Работа №99010

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Сущность экологического воспитания детей дошкольного возраста 10
1.2. Определение и виды научно-методической деятельности
педагогов в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО 15
1.3. Особенности научно-методической деятельности в дошкольной образовательной организации по проблеме экологического
образования 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1. Проектирование и внедрение научно-методической
деятельности по проблеме экологического воспитания 31
2.2. Исследование организации методического сопровождения
формирования экологических представлений у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 39
2.3. Организация методического сопровождения воспитателей по
формированию экологических представлений у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 46
2. 4.Сравнительный анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

В современных условиях в системе российского образования происходит много перемен которые, непосредственно затрагивают и организацию деятельности ДОО.
С выходом в свет Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273 - ФЗ), Постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (30.03.97 г. № 4/1-6) и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяют реализовать систему экологического воспитания включая её во все образовательные области в работе с дошкольниками. Работа дошкольной образовательной организации по новым документам требует основательной организации, вдумчивого методического руководства во всем воспитательно-образовательном процессе [16, с. 122].
Экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в работе дошкольных образовательных организаций.
Методика экологического образования дошкольников на протяжении длительного времени рассматривалась в трудах В. Г Фокиной, С. А. Веретенниковой, Н. Н. Кондратьевой, Л. А. Каменевой, Л. А. Маневцевой, В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой, М. М. Марковской, З. Д. Сизенко-Казанец и других авторов [15, с. 84].
На современном этапе методика и теория экологического образования дошкольников решается на основе природоведческих знаний, усваиваемых на этапе дошкольного детства (С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова, Н. Н. Вересова, Т. А. Серебрякова, Л. П. Молодова, В. А. Зебзеева, О. А. Соломенникова. и др.) [16, с. 122].
Под экологическим образованием понимается целенаправленный процесс формирования у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество на основе синтеза эмоционального, интеллектуального и деятельностно -практического компонентов; понимание взаимосвязи между составляющими мира и его взаимозависимости; развитие положительного эмоционального отношения к природе; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой [39, с. 46].
Значимость и важность охраны окружающей среды, интерес и стремление к правильному образу жизни, любовь к природе - причины, по которым необходимо уделять большее внимание экологическому воспитанию дошкольников.
Экологическое воспитание - это неотъемлемая часть единой системы воспитания, экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии [16, с. 122].
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного «живого» общения с ней. Компетентный педагог является одним из важных факторов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация окружающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного.
На дошкольную образовательную организацию в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социально-общественные задачи - воспитывать, обучать и готовить к жизни то поколение людей, труд, талант, инициатива и творчество которых будут определять научно-технический, социально - экономический, и нравственный прогресс современного общества. В связи с этим ощутимым становятся недостатки и ошибки в воспитательно-образовательной работе ДОО, в управлении образованием и в самой педагогической науке [44, с. 276].
Главным фактором воздействия на педагогов являются активизация человеческого фактора в просвещении, развитие творческого и инициативного потенциала каждого педагога дошкольных организаций. На современном этапе объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития дошкольников обуславливаются необходимостью тщательной организации и компетентного методического руководства в дошкольной организации. Задачей руководства дошкольной организацией найти такие способы управления, которые позволят сформировать у дошкольников начала экологической культуры.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для достижения поставленной цели [46, с. 89].
В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой «управлять», значит руководить деятельностью кого-либо, чего-либо, направлять работу кого-либо, чего-либо направлять чьи-либо поступки, быть побудительной причиной, руководящим началом чего-либо [16, с. 164].
Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определённых результатов. Образовательная организация - это социальная организация, подразумевающая систему совместной деятельности всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей).
Организаторские, информационные, социализирующие и специально-профессиональные функции в полной мере реализуются в работе методиста дошкольной организации, как руководителя с педагогическим коллективом [28, с. 19].
Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольной организации становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности при проектировании методической работы. Поэтому методическую работу в дошкольной организации важно рассматривать, как систему деятельности всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей детей) что обуславливает актуальность темы исследования.
Проблема исследования состоит в методическом проектировании управления дошкольной организацией и научно-методической деятельностью по проблеме экологического воспитания дошкольников.
Цель - изучение методических основ формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений.
Объектом исследования выступает научно-методическая деятельность по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации.
Предметом исследования является условия экологического воспитания в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - Научно-методическая деятельность по экологическому воспитанию будет успешна, если будут приняты управленческие решения:
проектирование научно-методической деятельности по организации соответствующей развивающей среды;
проблемно-поисковый метод обучения применяется в различных видах детской деятельности;
осуществление целенаправленной и систематической работы с детьми в рамках современных технологии, постоянное ее совершенствование;
систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи.
1. Изучить сущность понятий «Экологическое воспитание», «Управление организацией», «Проектирование», «Научно - методическая деятельность» по проблеме экологического воспитания дошкольной образовательной организации.
2. Определить вид научно-методической деятельности дошкольной образовательной организации.
3. Спроектировать научно-методическую деятельность по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации.
4. Выделить условия по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста и апробировать их на практике.
5. Провести диагностику и сделать сравнительный анализ данных, полученных на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы по формированию экологических представлений с детьми старшего дошкольного возраста.
Для решения задач исследования применялись методы: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, количественный и качественный анализ методических разработок и учебного материала, для диагностики использовали такие методы как беседа опрос, анкетирование.
Теоретическую основу исследования составляют труды Е. И. Тихеевой, В. А. Сухомлинского, И. Т. Суравегиной, Л. К. Шлегер, И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, И. А. Хайдуровой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, 3. П. Плохих, Т. В. Христовской, Н. Н. Кондратьевой, Т. Г. Табунашвили, А. М. Федотовой, Л. С. Игнаткиной, И. А. Комаровой и др. Разработки по усовершенствованию программ по экологическому образованию дошкольников ведут такие видные ученые, как С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова и др.
Практическая база исследования. Исследование проходило в филиале МАДОУ «Детский сад №70» - «Детский сад №41» Свердловской области город Первоуральск.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях в системе российского образования происходит много перемен которые, непосредственно затрагивают и организацию деятельности ДОО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования позволяет реализовать систему экологического воспитания, включая её во все образовательные области в работе с дошкольниками. Работа детского сада по новому документу требует тщательной организации вдумчивого методического руководства всем воспитательно-образовательном процессе. Работа направлена на поиск таких способов управления, которые позволяют решать поставленные задачи образования дошкольников и формировать у них начало экологической культуры.
Управление дошкольной образовательной организацией - это процесс планирования организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь поставленной цели [18, с. 164].
Главной целью экологической работы образовательного учреждения является создание и реализация воспитательно-образовательной модели по экологическому воспитанию, при которой достигается эффект - мотивационной готовности педагогов к реализации модели и проявления начал экологической культуры у детей.
Для достижения поставленной цели в работе изучены «Методические основы управления организации научно-методической деятельности педагогов по экологическому воспитанию» и «методическая деятельность по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации».
Проведен анализ программ ДОО по формированию основ экологических представлений детей дошкольного возраста; спроектирована научно-методическая деятельность по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации.
В процессе работы были апробированы педагогические условия организации методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были реализованы следующие направления работы:
- проведена диагностика уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- выявлен уровень экологических знаний у воспитателей посредством анкетирования;
- выявлено отношение родителей к экологическому образованию детей в семье посредством анкетирования;
- проанализирована организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.
В процессе работы использовались следующие методы: анкетирование, беседа, наблюдение, проектирование, выполнение заданий, математические методы обработки результатов исследования и их теоретический анализ.
В ходе теоретического анализа нами был определен основной критерий, который свидетельствует об эффективности организации методического сопровождения педагогов в сфере экологического образования дошкольников. В аспекте формулировки темы исследования таким критерием является положительная динамика в уровне сформированности экологических представлений у дошкольников.
Данные констатирующей диагностики свидетельствовали о повышении уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На основании полученных результатов констатирующей диагностики была составлена работа по эколого-экспериментальной работы в ДОО, включающая решение следующих задач:
- разработка и реализация содержания методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- разработка содержания работы с родителями с целью организации педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах экологического образования дошкольников;
- проведение комплекса занятий с детей старшего дошкольного возраста, направленного на обогащение экологических представлений.
В течение проведения формирующего этапа исследования были проведены следующие мероприятия: комплекс занятий с детьми, консультации, круглые столы, собрания для родителей с целью повышения их педагогических компетенций в области экологического образования детей, комплекс мероприятий для педагогов ДОО, способствующих обогащению представлений о содержании и системном характере экологического образования.
Анализ результатов контрольной диагностики позволил констатировать более выраженную положительную динамику в уровне сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, что свидетельствует об эффективности работы по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации.



1. Авдеева, Н. Н. Жизнь вокруг нас. Экологическая программа. [Электронный ресурс] / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. - URL: http: //www.childpsy.ru/lib/books/id/8498.php(дата обращения: 20.09.2017)
2. Авдулова, Т. П. Создание развивающего пространства социализации и индивидулизации дошкольников [Текст] / Т. П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2014. - № 8. - С. 7-12.
3. Аллаярова, Р. Ф. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу [Текст] / Р. Ф. Аллаярова // Дошкольная педагогика - 2006. - № 6. - С. 27-28.
4. Аншукова, Е. Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя [Текст] / Е. Ю. Аншукова // Управление дошкольным учреждением - 2004. - № 3. - С. 29-32.
5. Ашиков, В. И. Семицветик. [Электронный ресурс] : программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет. URL: http://doshkolniki. org/ekologiya /335-programma-semiczvetik.html (дата обращения: 02.10.2016).
6. Бабаева Т. И. Программа «Детство» [Текст] : примерная образовательная программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Спб. : Детство-Пресс, 2014. - 224 с.
7. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ [Текст] : анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 96 с.
8. Белинская, Е. В. В стране Экологии [Текст] : программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Белинская. - Рн Дону, 2012. - 380 с.
9. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева ; под ред. Н. Е. Вераксы. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
10. Веселова, Т. Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст] / Т. Б. Веселова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 160 с.
11. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-пресс, 2011. - 156 с.
12. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. [Текст] : эффективные формы и методы / Н. А. Виноградова. - М. : Айрис-пресс, 2012 - 189 с.
13. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л. М. Волобуева. - М. : ТЦ Сфера, 2013. - 96 с.
14. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] : парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. А. Воронкевич - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 512 с.
15. Галицына, Н. С. система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н. С. Голицына. - М. : Скрипторий, 2011. - 219 с.
16. Глухов, В. В. Экономические основы экологии [Текст] : учебник / В. В. Глухов. - Спб. : Детство-пресс, 2011. - 182 с.
17. Гончарова, С. Ж. Эвристический менеджмент [Текст] : концепция и учебная Дисциплина / С. Ж. Гончарова. - М. : ТЦ Сфера,2014.- 115 с.
18. Егоренков, Л. И Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] : пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л. И Егоренков. - М. : Просвещение, 2011. - 128 с.
19. Ефремова, Т. В. Современный словарь русского языка три в одном [Текст] : орфографический, словообразовательный, морфемный, III том / Т. В. Ефремова. - М. : Астрель, 2010. - 976 с.
20. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс] // 1034-1 от 19.04.1991 в ред. Закона РФ от 02.06.9350764, Федерального Закона 89-ФЗ от 19.06.95. URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 13.09.2017).
21. Зерщикова, Т. А. Экологическое развитие в педагогическом процессе [Текст] / Т. А Зерщикова, Т. С Ярошевич. - М. : Астрель,2015.- 276 с.
22. Зерщикова Т. М Ознакомления с окружающим миром
[Текст] /Т. М. Зерщикова, Т. Б. Ярошевич. // Дошкольное воспитание - 2005. - N 7. - С. 3-9.
23. Зыкова О. А. Организационно-педагогические условия развития экологической культуры субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения [Текст] / О. А. Зыкова. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2012. - № 5. - С. 45-69.
24. Зыкова О. А. экологическая культура воспитателя детского сада [Текст] / О. А.Зыкова // Современное дошкольное образование - 2011. - № 3. - С. 62-65.
25. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок [Текст] : методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева. - СПб. : Детство-пресс, 2013. - 319 с.
26. Кемерова, В. Е. Современный философский словарь [Текст] / В. Е. Кемерова ; под общ. ред. В. Е. Кемерова и Т. Х. Керимова. - М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2015. - 823 с.
27. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высших учебных заведений [Текст] / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.
28. Кондратьева, Н. Н. Мы [Текст]: программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева. - Спб. : Детство-пресс, 2013. - 240 с.
29. Лопатина, А. А. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания [Текст] / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М. : Амрита, 2010. - 128 с.
30. Лиховцов С. Е. Система научно-методического обеспечения подготовки специалиста технического профиля в системе СПО [Текст] : теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь, 2014. - 147 с.
31. Лопатина, А. Ю. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / А. Ю. Лопатина, М. О. Скребцова. - М. : Астрель, 2010. - 976 с.
32. Лосев, П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П. Н. Лосев. - М. : Астрель, 2015. - 152 с.
33. Масютина, А. В. Метод проектов в экологическом образовании старших дошкольников [Текст] / А. В. Масютина // Дошкольное воспитание - М. : 2006. - № 5. - С. 68.
34. Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС (статья 2) [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание - М. : 2014. - № 6. - С.17¬21.
35. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] : работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дет. сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2004. - 134 с.
36. Постановление Правительства РФ 1208 от 03.11.94 «О мерах по улучшению экологического образования населения» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 13.09.2017).
37. Потапова Т. А. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет [Текст] / Т. А. Потапова. -М. : Сфера, 2013. - 89с.
38. Поташник М. М. Управление качеством образования [Текст] : практико-ориентированная монография и методическое пособие / М. М. Поташник. - М. : Педагогическое общество России,
2013.- 448 с.
39. Просвиркин, В. Н. Технология преемственности образовательного учреждения [Текст] / В. Н. Просвиркин // Современное дошкольное образование. - 2010. - № 4. -С.12.
40. Симонович, А. С. Детский сад [Текст] : прошлое в настоящем / А. С. Симонович, Я. М. Симонович. - М. : Сфера, 2014. - 128 с.
41. .Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] : программа и методические рекомендации / О. А Соломенникова. - М. : Сфера, 2012. - 112 с.
42. Стеркина, Р. Б. Дошкольное образование в России [Текст] / Р. Б Стеркина. - М. : АСТ, 2016. - 336 с.
43. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение [Текст] : управление по результатам / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М. : Новая школа, 2010. - 219 с.
44. Троян, А. Н. Управление дошкольным образованием [Текст] / А. Н. Троян. - М. : Сфера, 2006. - 151 с.
45. Указ о Стратегии экологической безопасности России на период до 2025 года [Электронный ресурс] // от 4 февраля 1994 г. N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 13.09.2017).
46. Ушинский, К. Д. Избранные труды. Книга 1 [Текст] : проблемы педагогики / К. Д. Ушинский. - М. : Дрофа, 2015. - 640 с.
47. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Л. И. Фалюшина. - М. : АРКТИ, 2014. - 198 с.
48. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Текст] / Регистрационный № 30384. - М. : Просвещение,2014.- 48 с.
49. Федеральный Закон «Об охране окружающей природной среды». [Электронный ресурс] // 2060-1 от 19.12.1991 (ред. От 02.06.1993 5076- 1). URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 13.09.2017).
50. Яковлева, Г. В. Как оценить профессиональную и методическую компетентность педагога инновационного дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Г. В. Яковлева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С.123-125.
51. Ясвин В. А. Психология отношения к природе [Текст] / В. А Ясвин. - М. : Смысл, 2000. - 456 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ