Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Работа №99095

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2. Особенности коммуникации детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3. Театрализованная деятельность как средство формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.. 21
1.4. Содержание организации деятельности педагога
по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 28
1.5. Анализ программ ДОУ в аспекте проблемы формирования
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.. 33
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста 42
2.2. Комплекс мероприятий, направленный на организацию
деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72


Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью [2, с. 14].
Актуальность формирования коммуникативных умений возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Очень важно в период дошкольного детства уделять большое внимание формированию коммуникативных умений у детей, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневного общения.
Успешное развитие коммуникативных умений - это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка к встрече с новыми социальными ситуациями. Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности и нарушает процесс обучения в целом. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Данный факт находит свое отражение в ФГОС дошкольного образования, определяющий обязательный минимум содержания основной образовательной программы, которая реализуется в каждом дошкольном учреждении. И одним из таких направлений является «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено на достижение цели овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими [37, с. 5].
Вопросы формирования коммуникативных умений рассматривали М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, Л. Дубина, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, М. И. Яшина и др.
М. И. Лисина, А. К. Маркова подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности.
В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные умения. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Результаты исследований В. С. Мухиной, Т. А. Репиной показывают, что отношения между сверстниками к концу дошкольного возраста полностью сложившиеся и делают ребенка популярным и предпочитаемым сверстниками, успешным в сфере общения. У детей, отвергаемых сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. В общении главная задача заключается в защите себя: у одних проявляется в яркой агрессии, у других - в замкнутости, застенчивости, ухода в себя. Это затрудняет общение дошкольника со сверстниками и может в дальнейшем принести массу проблем самому ребенку и окружающим его людям.
Решить данную проблему можно путем включения ребенка в совместную деятельность. Вступая во взаимоотношения, дошкольники обмениваются мнениями, обогащают друг друга полученными знаниями, устанавливают контакты. Одним из таких видов взаимоотношений является театрализованная деятельность. Авторы многих инновационных программ в настоящее время считают театрализованную деятельность эффективным средством формирования коммуникативных умений.
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого- педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты педагогические условия, содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий.
Актуальность проблемы, ее социальная, теоретическая и практическая значимость, и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности».
Анализ научной и методической литературы позволил выявить противоречие: с одной стороны важно развивать коммуникативные умения у старших дошкольников, с другой стороны не выделены методические основы организации деятельности педагога в аспекте рассматриваемых направлений.
Цель исследования - теоретически обосновать и составить комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности психического, коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Дать определение понятиям «коммуникация», «общение», «коммуникативные умения».
3. Дать характеристику театрализованной деятельности, как метода формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Раскрыть особенности организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
5. Провести анализ программ в аспекте проблемы организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
6. Определить уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста и составить комплекс мероприятий, направленный на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Объект исследования - процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Предмет исследования - комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.
- Практические: методика О. В. Дыбиной, наблюдение, беседа, проектирование.
Практическая значимость исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 230 «Солнышко», город Екатеринбург. В исследовании участвовало 25 детей старшей группы.
Работа может быть использована воспитателями старших групп, педагогами дополнительного образования, студентами педагогических вузов и колледжей.
Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и 3 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы и результаты проектировочной работы позволили сделать следующие выводы.
В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте. Дети старшего дошкольного возраста являются субъектами коммуникативной деятельности, активными ее носителями. Появление произвольности управления собственным поведением в общении обеспечивает возможность формирования у них коммуникативных умений.
Понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков - элементарных единиц довольно сложного процесса.
Коммуникативные умения рассматривают как сложные, включающие в себя следующие компоненты: умение устанавливать контакты, вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать, слышать и говорить, выражать свои мысли, эмоции и чувства, желания и намерения, просьбы и предложения, обмениваться информацией, задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать, объяснять, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение, соблюдать речевой этикет, правила культурного общения и пр.
В ходе нашего исследования мы выявили, что коммуникация со взрослыми и детьми является самостоятельной деятельностью детей старшего дошкольного возраста и неотъемлемым компонентом других видов деятельности: игровой, продуктивной, трудовой, музыкально-художественной, двигательной, познавательно-исследовательской. Процесс коммуникации представляет собой передачу информации посредством языка и других знаковых средств и рассматривается как составляющий компонент общения.
Опираясь на работы педагогов, психологов над проблемой формирования коммуникативных умений, мы пришли к выводу о том, что важным средством формирования коммуникативных умений детей является театрализованная деятельность. Объединение детей старшего дошкольного возраста в творческие группы для совместной деятельности в театрализации открывает широкие возможности для развития сотрудничества, межличностного и делового общения.
Организуя театрализованную деятельность детей, педагог может целенаправленно формировать коммуникативные умения, проявляющиеся в умении вступать в процесс общения; умении слушать, задавать вопросы в ходе диалога, завершать диалог, ясно и последовательно выражать свои мысли, умения согласовывать свои действия с товарищами по общению, договариваться, умении понимать эмоциональное состояние партнера, умение пользоваться формами речевого этикета.
В первой главе нами были выявлены понятие, функции коммуникации, а также особенности формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе нами была проведена проектировочная работа по организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
На начальном этапе нами была подобрана методика диагностики уровня сформированности коммуникативных умений, которая опирается на разработки коллектива авторов С. Е. Анфисовой, И. В. Груздовой, О. В Дыбиной, А. Ю. Кузиной. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад № 230 «Солнышко» города Екатеринбурга. В исследовании участвовало 25 детей старшей группы.
В результате проведенного мониторинга было выявлено три уровня сформированности коммуникативных умений: высокий, средний, низкий и получены следующие результаты: у 7 детей высокий уровень сформированности коммуникативных умений, 12 имеют средний уровень, а 6 - с низким уровнем сформированности коммуникативных умений.
С учетом полученных результатов мы сделали вывод о том, уровень коммуникативных умений у детей недостаточно сформирован и необходимо проводить работу, направленную на совершенствование коммуникативных умений у дошкольников.
По результатам мониторинга нами был составлен комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель - теоретически обосновать и составить комплекс мероприятий, направленный на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений старших дошкольников в театрализованной деятельности - достигнута.
На наш взгляд, проведенное нами исследование имеет перспективы дальнейшего развития. Мы предполагаем апробацию на практике комплекса мероприятий, направленного на организацию деятельности педагога по формированию коммуникативных умений старших дошкольников в театрализованной деятельности и оценку его эффективности.



1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений пособие для педагогов дошкольных учреждений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: «Академия», 2000. 400 с.
2. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград: Учитель, 2001. 168 с.
3. Антипова А.Ы. Просодия. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2006. 788с.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 98 с.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 272 с.
6. Бородин А.И. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. инст-в по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. 256 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 2001. 224 с.
8. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. 2003. №2. С. 12-16.
9. ДЕТСТВО: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. СПб.: «Детство-пресс», 2014. 566 с.
10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. №2. С. 15-17
11. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений. М.: Книголюб, 2006. 64 с.
12. Дубина Л.А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. С. 26-36.
13. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет: пособие. М.: изд-во Пресса, 2008. 64 с.
14. Ермолаева М.В. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 21-27.
15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Педагогика, 1985. 529 с.
16. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемьева и др.; под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. 286 с.
17. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие. 2-е изд. М.: Флинта, 2001. 496с.
18. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. 110 с.
19. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
20. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Академия, 2000. 416 с.
21. Коломенский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько М.: Просвещение, 1988. 190 с.
22. Краева А.А. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (на материале образовательной программы «От рождения до школы» авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) / А.А. Краева, С.Е. Привалова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы X Междунар. науч. практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 4 (10). С. 224-227.
23. Кулигина Е.А. Коммуникативные способности дошкольников как
фактор социальной адаптации. / Е.А. Кулигина, Е.В. Кислякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2010. № 5.
С. 61-64.
24. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 365 с.
25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
26. Лисина М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова; под ред. Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005. 346с.
27. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 2. С. 3-7.
28. Масленникова О.М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности // Молодой ученый. 2014. №19. С. 581-583.
29. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. М.: Сфера, 2004. 128 с.
30. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада; под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
31. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия. Игры: пособия для работников ДОУ. М.: Владос, 2001. 125 с.
32. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 111 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1998. 456 с.
34. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высших
педагогических учебных заведений. В 3 кн. 3 -е изд. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. Кн. 1. 688 с.
35. Новгородцева Е.А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2011. №6. С.60-67.
36. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в редакции с изменениями от 01.05.2017). Екатеринбург: изд. дом «Ажур», 2017. 160 с
37. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. М.: ООО «Учебный центр «Перспектива», 2014. 32 с.
38. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под. ред. Г.М. Андреевой, Я.М. Яноушека: изд-во МГУ, 1987. 304 с.
39. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4 изд-е. М: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
40. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-Синтез, 2016. 368 с.
41. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др., под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 512 с.
42. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова, М.: Школьная пресса, 2001. 128 с.
43. Поздеева С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей / С.И. Поздеева // Детский сад. 2013. №3. С.76-83
44. Привалова С.Е. Технологическая модель реализации
коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 /
С.Е. Привалова ; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. 176с.
45. Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье: монография. / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина. М.: Педагогика, 1990. 152с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
47. Словарь синонимов русского языка / Под общей ред. Л.Г. Бабенко М.: Астрель АСТ, 2011. 688 с.
48. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. С. 73-77
49. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство». М.: Детство -Пресс, 2016. 208 с.
50. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 672 с.
51. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах. / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 576 с.
52. Урунтаева Г.Л. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.Л. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, под ред. Г.Л. Урунтаевой. М.: Владос, 1995. 291 с.
53. Урунтаева Г.Л. Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 5 -е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 336 с.
54. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей; под редакцией А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. 96 с.
55. Чеснокова Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.
2008. № 9. С. 126-130.
56. Шипицына Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (от 3 до 6 лет). М.: Детство- Пресс, 2010. 384 с.
57. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Академия, 2007. 384 с.
58. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.
59. Юдина Е.Г. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1999. № 9. С. 10-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ