РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЯВЛЕНИЯ «ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА» В ТРАНЗИТАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1.1. Сущность и формы проявления теневой экономики в регионах РФ
1.2. Финансовый механизм функционирования теневой экономики в транзитарном хозяйстве региона
1.3. Методология анализа региональных секторов теневой экономики
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА НЕЙТРАЛИЗАЙИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Возрастание роли региональных органов власти при устранении системных характеристик явления «теневая экономика»
2.2. Сглаживание социально-экономических последствий теневой деятельности в регионе
2.3. Программа мер по борьбе с теневой экономикой в регионе
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЯВЛЕНИЯ «ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА» В ТРАНЗИТАРНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1.1. Сущность и формы проявления теневой экономики в регионах РФ
1.2. Финансовый механизм функционирования теневой экономики в транзитарном хозяйстве региона
1.3. Методология анализа региональных секторов теневой экономики
ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА НЕЙТРАЛИЗАЙИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Возрастание роли региональных органов власти при устранении системных характеристик явления «теневая экономика»
2.2. Сглаживание социально-экономических последствий теневой деятельности в регионе
2.3. Программа мер по борьбе с теневой экономикой в регионе
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Теневая экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы. Теневой сектор имеет устойчивую тенденцию к росту, что подтверждается следующими цифрами: в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся 3% ВВП, в 1990-1991 годах составлял 10-11%, в 1993 - 27% ВВП, а в начале 2003 года уже 43%.
Теневая экономика неравномерно представлена в различных
отраслях и регионах. Теневые экономические отношения присущи всем регионам России, но они развиты в различной степени и имеют свои региональные особенности. Комплексный взгляд на проблемы региональной дифференциации теневой экономики и программу мер по противодействию этому явлению представляется крайне актуальной научной задачей.
теневая экономика находит свое
труда в теневом секторе; коррумпированность бизнеса и власти.
Эти показатели варьируются по регионам РФ, но всех их объединяют общие тенденции такие как: процессы передела собственности присущие всем регионам транзитарного хозяйства России; моральный и физический износ промышленного потенциала регионов; ресурсное производство; наибольшая степень развития не производственной, а посреднической деятельности.
целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.
В конце 1990-х годов репрессивный подход, возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального.
Но все усилия предпринимаемые органами государственной власти были и остаются обращенными на преследование физических или юридических лиц, совершивших правонарушение, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную.
В регионах возник новый социальный феномен, связанный с оказываемым сопротивлением «теневиков-хозяйственников» и работающего населения, нарушающий баланс сил и интересов в обществе.
В связи с этим, рассмотрение региональных особенностей теневого сектора в транзитарном хозяйстве России обусловило выбор темы диссертационного исследования и формулируемые в нем цели и задачи, а так же предмет и объект работы.
Состояние изученности проблемы.
Современная ситуация в теневом секторе регионов РФ это во многом необычный и почти не осмысленный в экономической литературе феномен. В литературе анализируются только общие изменения в данной сфере, но население, проживающее в стране, сталкивается не с общими, а с присущими именно данному региону проявлениями теневой экономики. Это часто остаются вне контекста сути проблемы. По нашему мнению это главное в анализе региональных программ по борьбе с теневой экономикой сегодня.
зарубежными авторами: Баттерворс Д., Блейдс Д., Бромлей Р., Борош Й. , Вебстер Л., Вольф К., Вилис П., Генри С., Джонс К., Кассел Д., Килгоур Д., Мид Д., Моррисон К., Паттон Калбертсон В., Портес А., Ромер М., Сассен-Куб С., Сэмпсон С., Фидлер П., Файг Э. , Ферман П., Харт К., Харрис Дж., Хьюстон Дж., Шелли Л., Шнайдер Ф., Цичи У., Энсте Д., Ямада Г.
В дальнейшем, исследование теневой экономики проводили
отечественные ученые: Агафонов Ю.А., Аминов Д.А., Аслаханов
Сотская Т.В., Старобинский Э.Е., Тимофеев Л.М., Цыганов
Ю.В.,Чернина Н.В., Шестаков А.В., Шраер Д.А., Хлебников П.,
Яськова Н.Ю.
Цель и задачи диссертационного исследования. Вследствие вышесказанного, раскрытие региональных особенностей теневой экономики и формулирование региональной программы нейтрализации воздействия теневого сектора - стало основной
В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
• определить сущность и формы проявления теневой экономики с учетом их региональных особенностей;
• выявить финансовый механизм функционирования теневой экономики в транзитарном хозяйстве региона;
• изложить методы оценки региональных секторов теневой экономики и применить их в процессе анализа региональной структуры теневого сектора РФ;
• проанализировать задачи, роль и функции региональных органов власти при устранении системных характеристик явления «теневая экономика»;
• сформулировать перечень показателей вмешательства теневого сектора в экономическую систему региона и найти пути сглаживания социально-экономических последствий теневой деятельности в регионе;
• предложить региональную программу мер по борьбе с теневой экономикой и разработать пакет рекомендаций по внедрению программы нейтрализации воздействия теневого сектора в регионах РФ.
Объектом исследования является региональный теневой сектор российской экономики.
Предметом данного диссертационного исследования являются проблемы борьбы с региональной теневой экономикой в РФ.
Теоретическая и методологическая база исследования. тенденции их развития и становления. В процессе исследования были применены такие научные методы как структурно¬функциональный анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход; экономико-статистический, традиционные методы группировки, сравнения, обобщения, экономико¬математические, интервьюирование.
Эмпирической базой анализа поставленных в диссертации задач послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, занимающихся разработкой основ теории современной рыночной экономики, а также вопросов функционирования теневого сектора экономики России. При рассмотрении конкретных проблем использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие исследуемые процессы, материалы периодической прессы, статистические исследования.
Теневая экономика неравномерно представлена в различных
отраслях и регионах. Теневые экономические отношения присущи всем регионам России, но они развиты в различной степени и имеют свои региональные особенности. Комплексный взгляд на проблемы региональной дифференциации теневой экономики и программу мер по противодействию этому явлению представляется крайне актуальной научной задачей.
теневая экономика находит свое
труда в теневом секторе; коррумпированность бизнеса и власти.
Эти показатели варьируются по регионам РФ, но всех их объединяют общие тенденции такие как: процессы передела собственности присущие всем регионам транзитарного хозяйства России; моральный и физический износ промышленного потенциала регионов; ресурсное производство; наибольшая степень развития не производственной, а посреднической деятельности.
целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.
В конце 1990-х годов репрессивный подход, возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального.
Но все усилия предпринимаемые органами государственной власти были и остаются обращенными на преследование физических или юридических лиц, совершивших правонарушение, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную.
В регионах возник новый социальный феномен, связанный с оказываемым сопротивлением «теневиков-хозяйственников» и работающего населения, нарушающий баланс сил и интересов в обществе.
В связи с этим, рассмотрение региональных особенностей теневого сектора в транзитарном хозяйстве России обусловило выбор темы диссертационного исследования и формулируемые в нем цели и задачи, а так же предмет и объект работы.
Состояние изученности проблемы.
Современная ситуация в теневом секторе регионов РФ это во многом необычный и почти не осмысленный в экономической литературе феномен. В литературе анализируются только общие изменения в данной сфере, но население, проживающее в стране, сталкивается не с общими, а с присущими именно данному региону проявлениями теневой экономики. Это часто остаются вне контекста сути проблемы. По нашему мнению это главное в анализе региональных программ по борьбе с теневой экономикой сегодня.
зарубежными авторами: Баттерворс Д., Блейдс Д., Бромлей Р., Борош Й. , Вебстер Л., Вольф К., Вилис П., Генри С., Джонс К., Кассел Д., Килгоур Д., Мид Д., Моррисон К., Паттон Калбертсон В., Портес А., Ромер М., Сассен-Куб С., Сэмпсон С., Фидлер П., Файг Э. , Ферман П., Харт К., Харрис Дж., Хьюстон Дж., Шелли Л., Шнайдер Ф., Цичи У., Энсте Д., Ямада Г.
В дальнейшем, исследование теневой экономики проводили
отечественные ученые: Агафонов Ю.А., Аминов Д.А., Аслаханов
Сотская Т.В., Старобинский Э.Е., Тимофеев Л.М., Цыганов
Ю.В.,Чернина Н.В., Шестаков А.В., Шраер Д.А., Хлебников П.,
Яськова Н.Ю.
Цель и задачи диссертационного исследования. Вследствие вышесказанного, раскрытие региональных особенностей теневой экономики и формулирование региональной программы нейтрализации воздействия теневого сектора - стало основной
В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
• определить сущность и формы проявления теневой экономики с учетом их региональных особенностей;
• выявить финансовый механизм функционирования теневой экономики в транзитарном хозяйстве региона;
• изложить методы оценки региональных секторов теневой экономики и применить их в процессе анализа региональной структуры теневого сектора РФ;
• проанализировать задачи, роль и функции региональных органов власти при устранении системных характеристик явления «теневая экономика»;
• сформулировать перечень показателей вмешательства теневого сектора в экономическую систему региона и найти пути сглаживания социально-экономических последствий теневой деятельности в регионе;
• предложить региональную программу мер по борьбе с теневой экономикой и разработать пакет рекомендаций по внедрению программы нейтрализации воздействия теневого сектора в регионах РФ.
Объектом исследования является региональный теневой сектор российской экономики.
Предметом данного диссертационного исследования являются проблемы борьбы с региональной теневой экономикой в РФ.
Теоретическая и методологическая база исследования. тенденции их развития и становления. В процессе исследования были применены такие научные методы как структурно¬функциональный анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход; экономико-статистический, традиционные методы группировки, сравнения, обобщения, экономико¬математические, интервьюирование.
Эмпирической базой анализа поставленных в диссертации задач послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, занимающихся разработкой основ теории современной рыночной экономики, а также вопросов функционирования теневого сектора экономики России. При рассмотрении конкретных проблем использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие исследуемые процессы, материалы периодической прессы, статистические исследования.
Особенности финансового механизма функционирования теневой экономики в регионах транзитарного хозяйства, указывают на снижение инвестиционной привлекательности региона в зависимости от степени развития теневого сектора и степени деградации его финансовой системы. В этой ситуации затормаживается и инновационное развитие экономики, поскольку, подобное требует крупных высокорисковых вложений денежных средств, что не приемлют теневые субъекты. Результатом пакета рекомендаций по сокращению теневой экономики в регионе, предложенного автором, станет улучшение инвестиционного климата.
3. Применяя различные методы анализа региональных секторов теневой экономики, мы может представить реальную картину происходящих в регионах России теневых процессов, причем каждая из методик применима к различным составляющим теневой экономки, которая сама по себе труднооценима.
4. Целями усиления роли государственных органов власти в регионах в настоящий момент выступают с одной стороны - изменение общих условий хозяйствования, а с другой
осуществление специальной региональной программы интеграции
на здоровой основе "теневой" и легальной экономики.
Необходим нацеленный на параллельное решение этих двух задач экономико-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
5. Сформулирован перечень показателей вмешательства теневого сектора в экономическую систему региона, которыми характеризуется влияние теневой экономики на хозяйственную жизнь субъектов региональной экономики.
сглаживанию социально-экономических
последствий теневой деятельности в регионе обращены к региональным органам власти, которые путем экономических рычагов воздействия и последовательной социальной политики способны существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нарастающему подъему российской экономики.
7. На основании совокупности факторов - экономических, социальных, политических, экологических и др., и базы данных мероприятий по борьбе с теневой экономикой, региональные органы власти приобретают экономические рычаги позволяющие системно и комплексно осуществлять борьбу с преступлениями в теневом секторе российской экономики.
8. Пакет рекомендаций по эффективному внедрению программы по борьбе с теневым сектором в регионе включает перечень мер и процедур, способных обеспечить безопасность экономической деятельности в России на региональном уровне. В частности посредством интегрированного подхода к Центрам по
борьбе с теневой экономикой, объединяющих, в том
службы безопасности предпринимательских структур.
3. Применяя различные методы анализа региональных секторов теневой экономики, мы может представить реальную картину происходящих в регионах России теневых процессов, причем каждая из методик применима к различным составляющим теневой экономки, которая сама по себе труднооценима.
4. Целями усиления роли государственных органов власти в регионах в настоящий момент выступают с одной стороны - изменение общих условий хозяйствования, а с другой
осуществление специальной региональной программы интеграции
на здоровой основе "теневой" и легальной экономики.
Необходим нацеленный на параллельное решение этих двух задач экономико-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
5. Сформулирован перечень показателей вмешательства теневого сектора в экономическую систему региона, которыми характеризуется влияние теневой экономики на хозяйственную жизнь субъектов региональной экономики.
сглаживанию социально-экономических
последствий теневой деятельности в регионе обращены к региональным органам власти, которые путем экономических рычагов воздействия и последовательной социальной политики способны существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и тем самым способствовать нарастающему подъему российской экономики.
7. На основании совокупности факторов - экономических, социальных, политических, экологических и др., и базы данных мероприятий по борьбе с теневой экономикой, региональные органы власти приобретают экономические рычаги позволяющие системно и комплексно осуществлять борьбу с преступлениями в теневом секторе российской экономики.
8. Пакет рекомендаций по эффективному внедрению программы по борьбе с теневым сектором в регионе включает перечень мер и процедур, способных обеспечить безопасность экономической деятельности в России на региональном уровне. В частности посредством интегрированного подхода к Центрам по
борьбе с теневой экономикой, объединяющих, в том
службы безопасности предпринимательских структур.



