Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Работа №28879

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы218
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
532
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение с. 3 – 8
Глава 1. Профессиональное самосознание и проблема
становления личности профессионала
с. 9 – 80
1.1 Становление профессионального самосознания с. 9 – 12
1.2 Компоненты профессионального самосознания с. 12 – 18
1.3 Структура и содержание «Я-концепции» с. 18 – 21
1.4 Формирование «Я-концепции» с. 21 – 22
1.5 Показатели и критерии «Я-концепции» с. 22 – 25
2.1 Влияние профессионального развития на личность с. 25 – 31
2.2 Профессиональная направленность личности с. 31 – 35
2.3 Профессиональное самоопределение с. 35 – 38
3.1 Основные подходы к решению проблемы становления
личности профессионала
с. 38 – 59
3.1.1 Профессионально-важные качества личности
как условие эффективной деятельности профессионала
с. 39 – 52
3.1.2 Коммуникативная компетентность
как условие эффективности профессионала
с. 52 – 56
3.1.3 Альтруистическая мотивация
как основа эффективной деятельности профессионала
с. 56 – 58
3.1.4 Управление процессом профессионализации
как предпосылка эффективной деятельности профессионала
с. 58 – 60
4.1 Становление профидентичности
как условие эффективной деятельности профессионала
с. 60 – 77
4.1.1 Идентичность как психологический феномен с. 60 – 63
4.1.2 Социальная идентичность и образ «Я» с. 64 – 67
4.1.3 Профессиональная идентичность как психологическая проблема с. 67
4.1.3 Определяющие категории профидентичности с. 67 – 71
4.1.4 Этапы обретения профессиональной идентичности с. 72 – 75
4.1.5 Психологические механизмы становления профидентичности с. 75 – 77
Выводы с. 78 – 80
Глава 2. Организация и планирование эксперимента с. 81 – 93
2.1 Цель, экспериментальные гипотезы, характеристики выборки с. 81 – 84
2.2 Методы исследования с. 84 – 93
Глава 3. Анализ результатов исследования с. 94 – 175
3.1.1 Модель личности клинического психолога абитуриентов
факультета психологии
с. 96 – 101
3.2.1 Модель личности клинического психолога студентов первого
курса
с. 102 – 103
3.2.2 Особенности профессиональной составляющей самосознания
студентов первого курса
с. 104 – 106
3.2.3 Структура представлений о профидентичности студентов
первого курса
с. 107 – 110
3.3.1 Модель личности клинического психолога студентов третьего
курса специализации «Клиническая психология»
с. 110 – 112
3.3.2 Особенности профессиональной составляющей самосознания
студентов третьего курса специализации «Клиническая
психология»
с. 113 – 1153.3.3 Структура представлений о профидентичности студентов
третьего курса специализации «Клиническая психология»
с. 115 – 119
3.4.1 Модель личности клинического психолога студентов пятого
курса специализации «Клиническая психология»
с. 119 – 121
3.4.2 Особенности профессиональной составляющей самосознания
студентов пятого курса специализации «Клиническая
психология»
с. 121 – 125
3.4.3 Структура представлений о профидентичности студентов пятого
курса специализации «Клиническая психология»
с. 125 – 129
3.5.1 Модель личности специалиста и особенности профессиональной
составляющей самосознания студентов других специализаций
с. 129 – 143
3.6.1 Модель личности клинического психолога клинических
психологов со стажем работы до 1 года
с. 143 – 145
3.6.2 Структура представлений о профидентичности клинических
психологов со стажем работы до 1 года
с. 145 – 150
3.7.1 Модель личности практикующих психологов-консультантов с
опытом работы от 3 лет
с. 151 – 152
3.7.2 Структура представлений о профидентичности практикующих
психологов-консультантов с опытом работы от 3 лет
с. 153 – 155
3.8.1 Модель личности специалиста врачей-психотерапевтов с. 155 – 158
3.8.2 Структура представлений о профидентичности врачейпсихотерапевтов
с. 158 – 161
3.9 Анализ различий структуры представлений о профидентичности с. 162 – 164
3.10 Особенности становления представлений о профессиональной
идентичности клинических психологов
с. 165 – 166
3.11 Процесс становления профессионального самосознания
клинических психологов
с. 167 – 175
Выводы с. 176
Заключение с. 177 – 180
Библиографический список с. 181 – 200
Приложение

Актуальность работы
Клиническая психология является на сегодняшний день одной из наиболее
распространенных психологических специализаций в мире [187]. Анализ
тенденций изменения кадрового состава психологов США в период с 1987 по
1997 год свидетельствует о значительном росте (+10,1%) числа специалистов по
медицинской психологии [18]. При этом клинические психологи составляют
41 % численности всех специалистов, работающих в различных областях
психологической науки и практики.
Существуют различные системы подготовки специалистов указанного
профиля, приобретения ими профессионального мастерства и компетентности. В
соответствии с нормами практики на Западе, клинический психолог за время
обучения должен пройти через 3000 часов тренингов личностного роста, работы
с клиентами и супервизорства (разбор и анализ своей работы с преподавателем
индивидуально, либо в учебной группе) [187].
В подготовке клинических психологов в нашей стране отмечается
значительный акцент, во-первых, на дидактической составляющей (подготовка
по многим разделам психологического знания), во-вторых, на теоретической
подготовке (в связи с недостаточным уровнем развития клинических баз и
малочисленностью кадров квалифицированных клинических психологов), и, втретьих, на приоритете подготовки в области психодиагностики (в соответствии
со сложившейся практикой использования клинических психологов в больницах
и действующими нормативными ограничениями в сфере здравоохранения).
Личностно-ориентированная система подготовки клинических психологов в
российских вузах находится в стадии становления. По требованию Минздрава
введена обязательная последипломная подготовка клинических психологов для
работы в учреждениях здравоохранения, в которой предусмотрены мероприятия
личностно-ориентированного обучения.4
Профессионализация – целостный непрерывный процесс становления
личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия
будущей профессии, и заканчивается, когда человек прекращает активную
трудовую деятельность. Наиболее интенсивным периодом профессионализации
считается обучение в вузе. Поэтому важной задачей университетского
образования, помимо передачи знаний и умений, должно стать формирование
личности профессионала, содействие его идентификации с профессией,
основанное на учете психологических закономерностей процесса
профессионализации.
Важнейшую роль в профессионализации играет становление
профессионального самосознания, выражающееся в профессиональной
идентичности. Профессиональная идентичность это «многомерный и
интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку
целостность, тождественность и определенность в профессиональной
деятельности» [215, 216]. О становлении профессиональной идентичности может
говорить ощущение человеком собственной компетентности, эффективности и
личной влиятельности.
Проблемам формирования профессиональной составляющей Я-концепции
посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных психологов
(Т.М. Буякас; Э.Ф. Зеер; М.В. Клищевская, Pascarella, Terentini, Ritzer и др.).
Данная составляющая структуры личности психолога необходима для
успешного самоопределения и предполагает постоянную работу субъекта по
формированию и детализации внутреннего образа профессиональной
деятельности [113, 115].
Большинство современных исследователей утверждают, что решающее
значение в становлении эффективного психолога имеет динамика его
личностного развития. «Знание можно получить из книг или лекций, навыки
приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без5
совершенствования личности» (M.Balint, цит. по [97]). В современном
отечественном профессиоведении все чаще на первый план выступает
профессионал, чья личность и ценностно-смысловая сфера одновременно
определяют результат труда и сами претерпевают изменения вследствие
производимой деятельности [114].
Поэтому актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны,
запросами практики, требующей дальнейшего совершенствования системы
профессионального психологического образования и повышения качества
психологических услуг, с другой стороны, насущной потребностью понять и
обосновать суть происходящих в процессе профессионального образования
изменений в личности будущего специалиста.
Целью нашей работы стало выявление динамики структуры представлений
о профессиональной идентичности и особенностей ее становления в процессе
профессионализации клинических психологов.
В соответствии с этим предметом исследования выступили представления о
профидентичности и их динамика на разных этапах профессионального
становления личности специалиста, а объектом – процесс становления
профессионального самосознания клинических психологов.
В качестве задач, позволяющих достичь поставленной цели, выступили:
1) изучение представлений о профессионально важных качествах личности
клинического психолога у студентов и психологов с последующей разработкой
на их основе обоснованных личностных моделей.
2) определение особенностей профессиональной составляющей
самосознания студентов, обследованных на различных этапах
профессионализации;
3) определение структуры представлений о профидентичности студентов
и психологов на различных этапах профессионализации;6
4) определение особенностей становления представлений о
профидентичности в процессе обучения и профессионализации клинических
психологов.
Центральной гипотезой исследования выступила следующая:
Становление профессионального самосознания клинического психолога в
процессе обучения связано с поэтапным формированием реалистичного
синтетического образа личности клинического психолога, расширением
представлений о ролевых аспектах профессиональной деятельности,
увеличением числа компонентов, включаемых в структуру представлений о
профессиональной идентичности.
В качестве методов исследования были использованы: психосемантические
методы изучения представлений, метод контент-анализа, метод
структурированного интервью, метод репертуарных решеток Дж. Келли.
Результаты исследования анализировались с помощью компьютерной
программы обработки данных «Экспан–2» (ЭКСперт-АНализ) НПО
«Гуманитарные технологии» (А.Г. Шмелев и др., 1992). Программа позволяет на
основе определенного алгоритма математико-статистической обработки
экспертных оценок получать рейтинг объектов оцениваемой предметной
области. Отдельной процедурой анализа данных является создание факторноаналитической модели, описывающей исследуемую область представлений.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась спецификой
используемых диагностических методов и организацией диагностической
ситуации, а также применением многомерных статистических методов
(факторный и кластерный анализ).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
В работе проанализированы существующие в литературе подходы к
становлению личности профессионала (в том числе и к личности клинического
психолога). Определен наиболее перспективный подход, выделяющий в основе7
этого процесса становление профессиональной идентичности. Исследованы
особенности становления профессионального самосознания, некоторых
компонентов профессиональной идентичности, выявлены особенности модели
личности на разных этапах подготовки и профессионализации специалистов.
Процесс становления профессиональной идентичности клинических психологов
описан посредством математико-статистических моделей.
Практическая значимость исследования
Результаты исследования могут быть использованы для создания системы
личностно-ориентированной до- и последипломной подготовки клинических
психологов, а также психологов других специализаций, для создания системы
профотбора на кафедры специализации, а также для создания системы
индивидуальной и групповой психопрофилактики профессиональных
деформаций личности и профессионального выгорания у практикующих
клинических психологов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профидентичность является важнейшим компонентом
профессионального самосознания.
2. Образ профессионала, являющийся одним из компонентов
профидентичности, складывается в единую систему к концу обучения в ВУЗе.
Входящие в его состав профессионально важные качества личности
клинического психолога изменяются от обусловленных внешней мотивацией и
ориентированных на внешнюю оценку, к внутренне мотивированным,
позволяющим профессионалу сначала «управлять собой как личностью», а в
дальнейшем «управлять собой как профессионалом».
3. Профессиональное самосознание, определяющее процесс становления
профидентичности, характеризуется постепенным расширением представлений
студентов о профессиональных ролях клинического психолога, включением в
его состав как факторов, связанных с развитием профессиональных навыков, так8
и факторов, связанных с наличием или отсутствием определенных личностных
качеств. В процессе обучения происходит соотнесение образа «Я» с образом
профессионала, способствующее становлению профессиональной идентичности.
4. На заключительном этапе профессиональной подготовки в вузе и этапе
начала профессиональной деятельности происходит наиболее интенсивное
формирование субъективной модели профидентичности. В качестве
центральных компонентов этой модели, обеспечивающих динамику становления
представлений о профессиональной идентичности, выступают: личность
преподавателя, осознание взаимосвязей между образом «Я» и образом «Япрофессионал» и стремление к конструктивному разрешению противоречий.
Апробация результатов исследования
Проходила в течение трех лет на факультете психологии Южно–Уральского
государственного университета в рамках спецкурсов для специализаций
«Клиническая психология», «Социальная психология», «Консультирование», а
также в подготовке по направлению «Бакалавр психологии» и в системе
последипломного образования клинических психологов. Основные положения
работы обсуждались в процессе работы супервизорских и балинтовских групп
Института психотерапии и консультирования «Гармония» (2000-2004 г.г.), на
круглых столах Смоленского некоммерческого семинара по психотерапии и
практической психологии (1997-2004 г.г.) и третьих Чтениях, посвященных
памяти Л.С. Выготского (Москва, РГГУ, 2002 г.). Основные положения работы
отражены в семи публикациях.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех
глав, заключения и выводов, списка литературы (включающего 231
наименование, из них 6 – на иностранном языке) и приложений. Работа
иллюстрирована таблицами и рисунками. Общий объем диссертации – 200
страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Клиническая психология является на сегодняшний день одной из наиболее
распространенных психологических специализаций в мире. Возрастает
потребность в оказании качественной психологической помощи, в
совершенствовании профессиональной подготовки клинических психологов.
Современная ситуация требует совершенствования системы профессионального
образования, учета психологических закономерностей становления личности
профессионала. Существуют различные подходы к решению этой проблемы.
Понимание в качестве основного условия формирования личности
профессионала становления его профессиональной идентичности интегрирует
все существующие подходы к формированию личности профессионала, которые
выделяют в качестве ведущих предпосылок эффективности личностные
качества специалиста, коммуникативно-ролевой аспект его деятельности,
альтруистическую направленность, управление процессом профессионализации.
Особое внимание уделяется способам репрезентации идентичности,
выраженным с помощью языковых средств через «Я-образ» при подчеркнутой
значимости рефлексии.
Предпринятое исследование позволило выявить некоторые особенности
становления представлений о профессиональной идентичности клинических
психологов на различных ступенях их профессионализации. В том числе
прослежена динамика становления образа клинического психолога у студентов
различных курсов и практикующих и клинических психологов.
Основным итогом проделанной работы является описание процесса
становления профессионального самосознания клинических психологов на
различных этапах профессионализации, его особенностей и центральных
категорий.178
Обнаружено, что представления о личности клинического психолога
обладают качественными особенностями на различных этапах
профессионализации, становясь в ее процессе более прагматичнореалистическими и синтетическими. В то же время факторы, обуславливающие
представления о ПВК клинического психолога в восприятии абитуриентов
факультета психологии характеризуются зависимостью от внешней
детерминации мотивации, зависимостью от внешней позитивной оценки
личности. По мере профессионализации к третьему курсу эти факторы
получают внутреннюю детерминированность, студент начинает представлять
профессионала как человека, управляющего собой. Пятикурсники, разделяя «Я»
и «Я профессиональное», воспринимают профессионала как человека,
управляющего собой в профессиональной сфере. Факторы, определяющие образ
профессионала в восприятии начинающих клинических психологов, вновь
приобретают зависимость от внешней оценки, достижения социального статуса.
У длительно практикующих психологов образ личности специалиста включает в
себя только небольшое число взаимосвязанных наиболее очевидно-ценных
качеств профессионала, отражающих сочетание знаний, опыта, способностей,
внутренней детерминации мотивации деятельности;
Оказалось, что расхождения существуют и в характеристиках
профессиональной составляющей самосознания: студентов третьего курса
характеризует узость представлений о профессиональной роли, у пятикурсников
же они становятся многограннее, отражая различные аспекты профессиональной
деятельности. Факторы, определяющие особенности профессиональной
составляющей самосознания, ориентированы как на практическую, орудийную
сторону процесса взаимодействия с клиентом, так и на эмпатийность, глубокий
контакт с личностью, с субъектом;
На основании проведенного исследования удалось выявить и описать
особенности структуры представлений о профидентичности клинических179
психологов, обследованных на различных этапах профессионализации, в том
числе выделить центральные элементы этой структуры на каждом этапе
профессионализации. Полученные корреляционные модели позволяют считать,
что именно на пятом курсе вуза и в первый год практической деятельности
многомерная структура представлений о профидентичности содержит
максимальное число составляющих;
Обнаружились особенности становления представлений о
профидентичности клинических психологов. На начальных этапах
профессионализации становлению представлений о профессиональной
идентичности способствует осознание имеющихся противоречий между образом
«Я» и образом «Я-профессионал» и стремление к конструктивному разрешению
этих противоречий посредством приобретения профессионального опыта.
Особое влияние на процесс профессионализации (на I и V курсах и у
практикующих психологов с различным стажем работы) оказывает личность
преподавателя. Межличностные отношения с ним способствуют формированию
внутренней детерминации мотивации, появлению чувства собственной
профессиональной компетентности. В процессе профессионализации
происходят изменения в мотивационно-потребностной сфере: начальный мотив
самопознания сменяется мотивом оказания профессиональной помощи людям.
За рамками анализа осталось, однако, большое число содержательных и
функциональных особенностей такого сложного и многогранного явления, как
процесс становления профессионального самосознания психологов. Нуждается в
исследовании вопрос о становлении представлений о профидентичности
представителей других «помогающих профессий». Требует своего решения
вопрос о создании надежных, компактных методов диагностики
профидентичности. Самостоятельное исследование может быть посвящено
изучению взаимодействия преподавателя и студента в процессе
профессиональной подготовки.180
Реализация обозначенных перспектив позволит углубить понимание
основных закономерностей становления профессионального самосознания
специалистов-психологов и повысить качество их подготовки и уровень
оказания квалифицированных психологических услуг.


Абрамова Г.С., Юдич Ю.А. Психология в медицине: Учебное пособие.–
М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. 468 с.
2.Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М.,
1989. 159 с.
3.Агапов В.С. Критерии эмпирического изучения Я-концепции
http://psi.lib.ru/statyi.html
4.Агеев В.С., Толмасова А.К. Социальная среда, межгрупповое
взаимодействие и социальная идентичность личности (критический очерк
теории «социальной идентичности») / Личность и социальная среда:
идеологические и психологические аспекты общения. Под ред.
О.Т. Мельниковой. – М., 1987. с.45 – 60
5.Айзенк Г. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в
психотерапии // Психологический журнал.– Т.14.– №4.– 1994. с.23 – 39
6.Алексеева А.В. Динамика профессионального самосозревания психологапрактика// Журнал практического психолога №6 2002. с.29 – 39
7.Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования.
Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии / Под ред.
Н.В. Алишева. – М., 1987. 167 с.
8.Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика
специальных способностей социальных работников // Социальная работа.–
Выпуск №2.– 1992. с.13 – 22
9.Аминов Н.А., Янковская Н.А. Модель работы эффективного
психоконсультирования в системе психолого-медико-социальных центров
города Москвы// Психологическая наука и образование.– №2.– 1999. с.2 – 9
10. Андреева Г.М. Психология социального познания – М.: Изд-во
«Аспект пресс», 1997. 288 с.182
11. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1991. 364 с.
12. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и
особенности его общения // Вопросы психологии. – № 6.– 1997. с. 23 – 30
13. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена «субъект» и
грани субъективно-деятельностного подхода.// Институт Психологии
Российской Академии наук. – М., 1986. 78 с.
14. Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. – М., 1986.
489 с.
15. Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психосемантические методы описания
профессий //Вопросы психологии. – №3. – 1986. с. 127 – 133
16. Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Описание структур
субъективного опыта: контекст и задачи // Мышление, общение, опыт. –
Ярославль, 1983. с. 99 – 108
17. Асмолов А.Г. XXI: Психология в век психологии // Вопросы
психологии – №1. – 1999. с. 3 – 13
18. Аткинсон Р. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов.
Пер. с англ. под общей ред. проф. В. Зинченко.– М.: Тривола, 1999. 672 с.
19. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления студентов о будущем
как аспект их личностного и профессионального самоопределения //
Психологическая наука и образование – №2 – 2002. с.28 – 35
20. Бардиер Г.Л. Почему психолог похож на кота? Тонкости
психологической помощи детям: научно – популярное издание. – 2-е изд., испр.
и доп. – М.: Изд-во «Генезис», 2002. 112 с.
21. Бейкер К.Г. Система охраны психического здоровья в США // Вопросы
психологии.– №6.– 1990. с.68 – 75
22. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентовпсихологов: Автореферат дисс.…канд. психол. наук. – М.: Изд-во МГУ, 1997.183
23. Беребин М.А. Психосемантические модели «эффективный
психотерапевт» как учебно-методическое средство в подготовке врачейпсихотерапевтов // Проблемные статьи. – Челябинск. – №3. – 1999. с.8 – 12
24. Беребин М.А. Психосемантические модели «эффективный
психотерапевт» как учебно-методическое средство в подготовке врачейпсихотерапевтов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.
Бехтерева. – №3. – 1999. с.2 – 12
25. Беребин М.А., Черданцева Е.П. Опыт создания личностноориентированной модели адаптированной педагогической деятельности //
Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – №12. –
1996. с.56 – 70
26. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Изд-во «Прайм-ЕВРОЗНАК»,
2001. 320 с.
27. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М.: Флинта:
Наука, 1998г. 165 с.
28. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во
«Речь», 2000. 438 с.
29. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у
советских школьников. – Известия АПН РСФСР. – Вып.36. – 1957. с. 45 – 53
30. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.,
1996. 258 с.
31. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение
отечественного психолога-практика// Московский психотерапевтический
журнал. - №1 – 1993. с.3 – 11
32. Болотова А.К. Новый взгляд на проблему способностей. В кн.:
Деятельность и способности // Под ред. Шадрикова В.Д. – М.: Изд-во «Логос»,
1994. с.65 – 89184
33. Большой толковый словарь русского языка. // Сост. и гл. ред.
С.А. Кузнецов. – СПб.: Изд-во «Норинт», 2000. 678 с.
34. Братченко С.Л., Леонтьев Д.А. Психолог: личность и ремесло. В кн.:
Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии
жизнетворчества // Под ред. Яцуты Е.И. – Кемерово: Изд-во «Графика», 2002.
с.91 – 118
35. Бубер М. Я и Ты. Пер с нем. – М.: Изд-во «Высшая школа», 1993.
125 с.
36. Булюбаш И.Д., Миронова О.И. Психотерапевт в зеркале прессы //
Вестник ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов. – Н.
Новгород. – Вып.2 – 1998. с.5 – 23
37. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Изд-во
«Медицина», 1989. 582 с.
38. Бурно М.Е. О пациентах – психотерапевтах в терапии творческим
самовыражением // Московский психотерапевтический журнал. – № 2. – 1992.
с.25 – 37
39. Бурцева Е. Путь в профессиональную психотерапию: приобретения и
потери.// http: // gestaltplus.narod.ru/ TEXTS/ vsrpsych.html
40. Буякас Т.М. Ценностно-смысловая сфера профессионала// Мир
психологии. - №3 – 1997. с.13 – 17
41. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у
студентов-психологов // Вестник МГУ. – Сер. 14. – Психология. – №1. – 2000.
с.54 – 67
42. Буякас Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и
личностным становлением // Вестник Московского университета.– Серия 14. –
Психология.– №2.– 2001. с.69 – 78
43. Букаяс Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности//
Вопросы психологии. - №2. - 2002. с.28 – 35185
44. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта – СПб.: Изд-во «Питер»,
2001. 304 с.
45. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во «МГУ», 1984.
172 с.
46. Вачков И.В. Трамплин для самоизменения // Школьный психолог. –
№3,4. – 2001. с. 25 – 28
47. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию
«психолог»// Москва-Воронеж: изд-во Моск. Психолого-социального ин-та –
2002. 255 с.
48. Величко Е.В. Исследование самоотношения студентов//
http://psi.lib.ru/statyi.html
49. Вельчинская Т.П. Подходы к проблеме дезадаптации: медицинский,
социально-психологический и онтогенетический.// http://psi.lib.ru/statyi.html
50. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. – Д.: Изд-во «Эго»,
1991. 330 с.
51. Воробьева Л.И., Снегирева Т.В. Психологический опыт личности. К
обоснованию подхода// Вопросы психологии. - №2 – 1990. с.54 – 67
52. Гагин Т.В., Балчугова А.Ф. Самопрезентация в работе практического
психолога: инструментарий, формирование имиджа, мастерство речи.//
http://syntone.on.ufanet.ru.psihology
53. Гершкович Т.Б. Приемы профессионального самосохранения.//
http://psychology.ru/lomonosov/tesises/years.html
54. Гопкало А.А. Динамика структуры и содержания субъективной модели
профессии психолог в процессе профессиональной подготовки. Автореферат
дисс….канд. психол. наук. Казань, 2003.
55. Грищенко Д.Ю. К вопросу о мотиве власти в профессиональной
деятельности психологов и психотерапевтов.//http://insight.by.ru./grishenko2.html.186
56. Гуггенбюль Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине.
Спб.: Питер, 2000. 220 с.
57. Гулина М.А. Терапевтическая и консультационная психология. – СПб.:
Изд-во «Речь», 2001. 352 с.
58. Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия /
Сост. К.В. Сельчонок. – Мн.: Изд-во «Харвест»; М.: Изд-во АСТ, 2000. 592 с.
59. Долженко А.А. Образ психолога в сознании населения // Вест. Моск.
ун-та. – Сер. 14. – Психология. – №3 – 1996. с.14 – 20
60. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в
современной французской психологии // Вопросы психологии. – №-1. – 1984.
с.147 – 151
61. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Социальные представления как предмет
экспериментального исследования в современной французской психологии //
Вестник Московского Университета. – Серия14. – Психология. – №-1. – 1985.
с.41 – 58
62. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в
современной французской психологии. – М.: Изд-во «МГУ», 1987. 170 с.
63. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления
студентов-психологов // Вопросы психологии. – №-2. – 1999. с.42 – 49
64. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. – К.:
Изд-во «Политиздат Украины», 1989. 250 с.
65. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - Спб.: Питер, 2000.
320 с.
66. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой
реальности: психологические механизмы и проблемы формирования //Сибирь.
Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. – Новокузнецк, 2001. с.46–
56187
67. Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция:
итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. – Том22. – №6. –
2001. с.69 – 70
68. Ермолаева Е.П. Проблема личностного выбора в ситуациях
профессионального кризиса.//http://psychol.ras.ru/conf/ermol/html
69. Жизненный путь личности. Вопросы теории и методологии социальнопсихологического исследования. – Киев, 1987. 279 с.
70. Зеер Э. Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997. 243 с.
71. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженерапедагога. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1998. 116 с.
72. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления
личности//Психологический журнал т.18 - №6 – 1997. с.60 – 74
73. Зелинченко А.И., Степанова Т.И. Психосемантика и изучение
профессионального сознания психологов// Вестн. Моск. Ун-та. – Сер.14.
Психология. – №3 – 1989. с.21 – 34
74. Зотова Н.Н., Родина О.Н. Исследования профессионального
становления студентов – психологов // Вестник Московского ун-та – Серия 14.
Психология – № 3 – 2003. с.69 – 71
75. Исхакова А.М. О самоопределении личности в современном обществе.
http://psi.lib.ru/statyi.html
76. Кала У.В., Раудин В.В. Психологическая служба в школе. – М, 1986.
168 с.
77. Калитиевская Е.Р. Супервидение. О профессиональном самосознании
психотерапевта // Гештальт-96. – М., 1997. 166 с.
78. Карнозова Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной
ситуации //Вопросы психологии. – №6. – 1990. с.75 – 82
79. Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное
//Вопросы психологии. – №2. – 1995. с 118 – 124

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ