СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
|
Введение с. 3 – 8
Глава 1. Профессиональное самосознание и проблема
становления личности профессионала
с. 9 – 80
1.1 Становление профессионального самосознания с. 9 – 12
1.2 Компоненты профессионального самосознания с. 12 – 18
1.3 Структура и содержание «Я-концепции» с. 18 – 21
1.4 Формирование «Я-концепции» с. 21 – 22
1.5 Показатели и критерии «Я-концепции» с. 22 – 25
2.1 Влияние профессионального развития на личность с. 25 – 31
2.2 Профессиональная направленность личности с. 31 – 35
2.3 Профессиональное самоопределение с. 35 – 38
3.1 Основные подходы к решению проблемы становления
личности профессионала
с. 38 – 59
3.1.1 Профессионально-важные качества личности
как условие эффективной деятельности профессионала
с. 39 – 52
3.1.2 Коммуникативная компетентность
как условие эффективности профессионала
с. 52 – 56
3.1.3 Альтруистическая мотивация
как основа эффективной деятельности профессионала
с. 56 – 58
3.1.4 Управление процессом профессионализации
как предпосылка эффективной деятельности профессионала
с. 58 – 60
4.1 Становление профидентичности
как условие эффективной деятельности профессионала
с. 60 – 77
4.1.1 Идентичность как психологический феномен с. 60 – 63
4.1.2 Социальная идентичность и образ «Я» с. 64 – 67
4.1.3 Профессиональная идентичность как психологическая проблема с. 67
4.1.3 Определяющие категории профидентичности с. 67 – 71
4.1.4 Этапы обретения профессиональной идентичности с. 72 – 75
4.1.5 Психологические механизмы становления профидентичности с. 75 – 77
Выводы с. 78 – 80
Глава 2. Организация и планирование эксперимента с. 81 – 93
2.1 Цель, экспериментальные гипотезы, характеристики выборки с. 81 – 84
2.2 Методы исследования с. 84 – 93
Глава 3. Анализ результатов исследования с. 94 – 175
3.1.1 Модель личности клинического психолога абитуриентов
факультета психологии
с. 96 – 101
3.2.1 Модель личности клинического психолога студентов первого
курса
с. 102 – 103
3.2.2 Особенности профессиональной составляющей самосознания
студентов первого курса
с. 104 – 106
3.2.3 Структура представлений о профидентичности студентов
первого курса
с. 107 – 110
3.3.1 Модель личности клинического психолога студентов третьего
курса специализации «Клиническая психология»
с. 110 – 112
3.3.2 Особенности профессиональной составляющей самосознания
студентов третьего курса специализации «Клиническая
психология»
с. 113 – 1153.3.3 Структура представлений о профидентичности студентов
третьего курса специализации «Клиническая психология»
с. 115 – 119
3.4.1 Модель личности клинического психолога студентов пятого
курса специализации «Клиническая психология»
с. 119 – 121
3.4.2 Особенности профессиональной составляющей самосознания
студентов пятого курса специализации «Клиническая
психология»
с. 121 – 125
3.4.3 Структура представлений о профидентичности студентов пятого
курса специализации «Клиническая психология»
с. 125 – 129
3.5.1 Модель личности специалиста и особенности профессиональной
составляющей самосознания студентов других специализаций
с. 129 – 143
3.6.1 Модель личности клинического психолога клинических
психологов со стажем работы до 1 года
с. 143 – 145
3.6.2 Структура представлений о профидентичности клинических
психологов со стажем работы до 1 года
с. 145 – 150
3.7.1 Модель личности практикующих психологов-консультантов с
опытом работы от 3 лет
с. 151 – 152
3.7.2 Структура представлений о профидентичности практикующих
психологов-консультантов с опытом работы от 3 лет
с. 153 – 155
3.8.1 Модель личности специалиста врачей-психотерапевтов с. 155 – 158
3.8.2 Структура представлений о профидентичности врачейпсихотерапевтов
с. 158 – 161
3.9 Анализ различий структуры представлений о профидентичности с. 162 – 164
3.10 Особенности становления представлений о профессиональной
идентичности клинических психологов
с. 165 – 166
3.11 Процесс становления профессионального самосознания
клинических психологов
с. 167 – 175
Выводы с. 176
Заключение с. 177 – 180
Библиографический список с. 181 – 200
Приложение
Глава 1. Профессиональное самосознание и проблема
становления личности профессионала
с. 9 – 80
1.1 Становление профессионального самосознания с. 9 – 12
1.2 Компоненты профессионального самосознания с. 12 – 18
1.3 Структура и содержание «Я-концепции» с. 18 – 21
1.4 Формирование «Я-концепции» с. 21 – 22
1.5 Показатели и критерии «Я-концепции» с. 22 – 25
2.1 Влияние профессионального развития на личность с. 25 – 31
2.2 Профессиональная направленность личности с. 31 – 35
2.3 Профессиональное самоопределение с. 35 – 38
3.1 Основные подходы к решению проблемы становления
личности профессионала
с. 38 – 59
3.1.1 Профессионально-важные качества личности
как условие эффективной деятельности профессионала
с. 39 – 52
3.1.2 Коммуникативная компетентность
как условие эффективности профессионала
с. 52 – 56
3.1.3 Альтруистическая мотивация
как основа эффективной деятельности профессионала
с. 56 – 58
3.1.4 Управление процессом профессионализации
как предпосылка эффективной деятельности профессионала
с. 58 – 60
4.1 Становление профидентичности
как условие эффективной деятельности профессионала
с. 60 – 77
4.1.1 Идентичность как психологический феномен с. 60 – 63
4.1.2 Социальная идентичность и образ «Я» с. 64 – 67
4.1.3 Профессиональная идентичность как психологическая проблема с. 67
4.1.3 Определяющие категории профидентичности с. 67 – 71
4.1.4 Этапы обретения профессиональной идентичности с. 72 – 75
4.1.5 Психологические механизмы становления профидентичности с. 75 – 77
Выводы с. 78 – 80
Глава 2. Организация и планирование эксперимента с. 81 – 93
2.1 Цель, экспериментальные гипотезы, характеристики выборки с. 81 – 84
2.2 Методы исследования с. 84 – 93
Глава 3. Анализ результатов исследования с. 94 – 175
3.1.1 Модель личности клинического психолога абитуриентов
факультета психологии
с. 96 – 101
3.2.1 Модель личности клинического психолога студентов первого
курса
с. 102 – 103
3.2.2 Особенности профессиональной составляющей самосознания
студентов первого курса
с. 104 – 106
3.2.3 Структура представлений о профидентичности студентов
первого курса
с. 107 – 110
3.3.1 Модель личности клинического психолога студентов третьего
курса специализации «Клиническая психология»
с. 110 – 112
3.3.2 Особенности профессиональной составляющей самосознания
студентов третьего курса специализации «Клиническая
психология»
с. 113 – 1153.3.3 Структура представлений о профидентичности студентов
третьего курса специализации «Клиническая психология»
с. 115 – 119
3.4.1 Модель личности клинического психолога студентов пятого
курса специализации «Клиническая психология»
с. 119 – 121
3.4.2 Особенности профессиональной составляющей самосознания
студентов пятого курса специализации «Клиническая
психология»
с. 121 – 125
3.4.3 Структура представлений о профидентичности студентов пятого
курса специализации «Клиническая психология»
с. 125 – 129
3.5.1 Модель личности специалиста и особенности профессиональной
составляющей самосознания студентов других специализаций
с. 129 – 143
3.6.1 Модель личности клинического психолога клинических
психологов со стажем работы до 1 года
с. 143 – 145
3.6.2 Структура представлений о профидентичности клинических
психологов со стажем работы до 1 года
с. 145 – 150
3.7.1 Модель личности практикующих психологов-консультантов с
опытом работы от 3 лет
с. 151 – 152
3.7.2 Структура представлений о профидентичности практикующих
психологов-консультантов с опытом работы от 3 лет
с. 153 – 155
3.8.1 Модель личности специалиста врачей-психотерапевтов с. 155 – 158
3.8.2 Структура представлений о профидентичности врачейпсихотерапевтов
с. 158 – 161
3.9 Анализ различий структуры представлений о профидентичности с. 162 – 164
3.10 Особенности становления представлений о профессиональной
идентичности клинических психологов
с. 165 – 166
3.11 Процесс становления профессионального самосознания
клинических психологов
с. 167 – 175
Выводы с. 176
Заключение с. 177 – 180
Библиографический список с. 181 – 200
Приложение
Актуальность работы
Клиническая психология является на сегодняшний день одной из наиболее
распространенных психологических специализаций в мире [187]. Анализ
тенденций изменения кадрового состава психологов США в период с 1987 по
1997 год свидетельствует о значительном росте (+10,1%) числа специалистов по
медицинской психологии [18]. При этом клинические психологи составляют
41 % численности всех специалистов, работающих в различных областях
психологической науки и практики.
Существуют различные системы подготовки специалистов указанного
профиля, приобретения ими профессионального мастерства и компетентности. В
соответствии с нормами практики на Западе, клинический психолог за время
обучения должен пройти через 3000 часов тренингов личностного роста, работы
с клиентами и супервизорства (разбор и анализ своей работы с преподавателем
индивидуально, либо в учебной группе) [187].
В подготовке клинических психологов в нашей стране отмечается
значительный акцент, во-первых, на дидактической составляющей (подготовка
по многим разделам психологического знания), во-вторых, на теоретической
подготовке (в связи с недостаточным уровнем развития клинических баз и
малочисленностью кадров квалифицированных клинических психологов), и, втретьих, на приоритете подготовки в области психодиагностики (в соответствии
со сложившейся практикой использования клинических психологов в больницах
и действующими нормативными ограничениями в сфере здравоохранения).
Личностно-ориентированная система подготовки клинических психологов в
российских вузах находится в стадии становления. По требованию Минздрава
введена обязательная последипломная подготовка клинических психологов для
работы в учреждениях здравоохранения, в которой предусмотрены мероприятия
личностно-ориентированного обучения.4
Профессионализация – целостный непрерывный процесс становления
личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия
будущей профессии, и заканчивается, когда человек прекращает активную
трудовую деятельность. Наиболее интенсивным периодом профессионализации
считается обучение в вузе. Поэтому важной задачей университетского
образования, помимо передачи знаний и умений, должно стать формирование
личности профессионала, содействие его идентификации с профессией,
основанное на учете психологических закономерностей процесса
профессионализации.
Важнейшую роль в профессионализации играет становление
профессионального самосознания, выражающееся в профессиональной
идентичности. Профессиональная идентичность это «многомерный и
интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку
целостность, тождественность и определенность в профессиональной
деятельности» [215, 216]. О становлении профессиональной идентичности может
говорить ощущение человеком собственной компетентности, эффективности и
личной влиятельности.
Проблемам формирования профессиональной составляющей Я-концепции
посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных психологов
(Т.М. Буякас; Э.Ф. Зеер; М.В. Клищевская, Pascarella, Terentini, Ritzer и др.).
Данная составляющая структуры личности психолога необходима для
успешного самоопределения и предполагает постоянную работу субъекта по
формированию и детализации внутреннего образа профессиональной
деятельности [113, 115].
Большинство современных исследователей утверждают, что решающее
значение в становлении эффективного психолога имеет динамика его
личностного развития. «Знание можно получить из книг или лекций, навыки
приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без5
совершенствования личности» (M.Balint, цит. по [97]). В современном
отечественном профессиоведении все чаще на первый план выступает
профессионал, чья личность и ценностно-смысловая сфера одновременно
определяют результат труда и сами претерпевают изменения вследствие
производимой деятельности [114].
Поэтому актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны,
запросами практики, требующей дальнейшего совершенствования системы
профессионального психологического образования и повышения качества
психологических услуг, с другой стороны, насущной потребностью понять и
обосновать суть происходящих в процессе профессионального образования
изменений в личности будущего специалиста.
Целью нашей работы стало выявление динамики структуры представлений
о профессиональной идентичности и особенностей ее становления в процессе
профессионализации клинических психологов.
В соответствии с этим предметом исследования выступили представления о
профидентичности и их динамика на разных этапах профессионального
становления личности специалиста, а объектом – процесс становления
профессионального самосознания клинических психологов.
В качестве задач, позволяющих достичь поставленной цели, выступили:
1) изучение представлений о профессионально важных качествах личности
клинического психолога у студентов и психологов с последующей разработкой
на их основе обоснованных личностных моделей.
2) определение особенностей профессиональной составляющей
самосознания студентов, обследованных на различных этапах
профессионализации;
3) определение структуры представлений о профидентичности студентов
и психологов на различных этапах профессионализации;6
4) определение особенностей становления представлений о
профидентичности в процессе обучения и профессионализации клинических
психологов.
Центральной гипотезой исследования выступила следующая:
Становление профессионального самосознания клинического психолога в
процессе обучения связано с поэтапным формированием реалистичного
синтетического образа личности клинического психолога, расширением
представлений о ролевых аспектах профессиональной деятельности,
увеличением числа компонентов, включаемых в структуру представлений о
профессиональной идентичности.
В качестве методов исследования были использованы: психосемантические
методы изучения представлений, метод контент-анализа, метод
структурированного интервью, метод репертуарных решеток Дж. Келли.
Результаты исследования анализировались с помощью компьютерной
программы обработки данных «Экспан–2» (ЭКСперт-АНализ) НПО
«Гуманитарные технологии» (А.Г. Шмелев и др., 1992). Программа позволяет на
основе определенного алгоритма математико-статистической обработки
экспертных оценок получать рейтинг объектов оцениваемой предметной
области. Отдельной процедурой анализа данных является создание факторноаналитической модели, описывающей исследуемую область представлений.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась спецификой
используемых диагностических методов и организацией диагностической
ситуации, а также применением многомерных статистических методов
(факторный и кластерный анализ).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
В работе проанализированы существующие в литературе подходы к
становлению личности профессионала (в том числе и к личности клинического
психолога). Определен наиболее перспективный подход, выделяющий в основе7
этого процесса становление профессиональной идентичности. Исследованы
особенности становления профессионального самосознания, некоторых
компонентов профессиональной идентичности, выявлены особенности модели
личности на разных этапах подготовки и профессионализации специалистов.
Процесс становления профессиональной идентичности клинических психологов
описан посредством математико-статистических моделей.
Практическая значимость исследования
Результаты исследования могут быть использованы для создания системы
личностно-ориентированной до- и последипломной подготовки клинических
психологов, а также психологов других специализаций, для создания системы
профотбора на кафедры специализации, а также для создания системы
индивидуальной и групповой психопрофилактики профессиональных
деформаций личности и профессионального выгорания у практикующих
клинических психологов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профидентичность является важнейшим компонентом
профессионального самосознания.
2. Образ профессионала, являющийся одним из компонентов
профидентичности, складывается в единую систему к концу обучения в ВУЗе.
Входящие в его состав профессионально важные качества личности
клинического психолога изменяются от обусловленных внешней мотивацией и
ориентированных на внешнюю оценку, к внутренне мотивированным,
позволяющим профессионалу сначала «управлять собой как личностью», а в
дальнейшем «управлять собой как профессионалом».
3. Профессиональное самосознание, определяющее процесс становления
профидентичности, характеризуется постепенным расширением представлений
студентов о профессиональных ролях клинического психолога, включением в
его состав как факторов, связанных с развитием профессиональных навыков, так8
и факторов, связанных с наличием или отсутствием определенных личностных
качеств. В процессе обучения происходит соотнесение образа «Я» с образом
профессионала, способствующее становлению профессиональной идентичности.
4. На заключительном этапе профессиональной подготовки в вузе и этапе
начала профессиональной деятельности происходит наиболее интенсивное
формирование субъективной модели профидентичности. В качестве
центральных компонентов этой модели, обеспечивающих динамику становления
представлений о профессиональной идентичности, выступают: личность
преподавателя, осознание взаимосвязей между образом «Я» и образом «Япрофессионал» и стремление к конструктивному разрешению противоречий.
Апробация результатов исследования
Проходила в течение трех лет на факультете психологии Южно–Уральского
государственного университета в рамках спецкурсов для специализаций
«Клиническая психология», «Социальная психология», «Консультирование», а
также в подготовке по направлению «Бакалавр психологии» и в системе
последипломного образования клинических психологов. Основные положения
работы обсуждались в процессе работы супервизорских и балинтовских групп
Института психотерапии и консультирования «Гармония» (2000-2004 г.г.), на
круглых столах Смоленского некоммерческого семинара по психотерапии и
практической психологии (1997-2004 г.г.) и третьих Чтениях, посвященных
памяти Л.С. Выготского (Москва, РГГУ, 2002 г.). Основные положения работы
отражены в семи публикациях.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех
глав, заключения и выводов, списка литературы (включающего 231
наименование, из них 6 – на иностранном языке) и приложений. Работа
иллюстрирована таблицами и рисунками. Общий объем диссертации – 200
страниц.
Клиническая психология является на сегодняшний день одной из наиболее
распространенных психологических специализаций в мире [187]. Анализ
тенденций изменения кадрового состава психологов США в период с 1987 по
1997 год свидетельствует о значительном росте (+10,1%) числа специалистов по
медицинской психологии [18]. При этом клинические психологи составляют
41 % численности всех специалистов, работающих в различных областях
психологической науки и практики.
Существуют различные системы подготовки специалистов указанного
профиля, приобретения ими профессионального мастерства и компетентности. В
соответствии с нормами практики на Западе, клинический психолог за время
обучения должен пройти через 3000 часов тренингов личностного роста, работы
с клиентами и супервизорства (разбор и анализ своей работы с преподавателем
индивидуально, либо в учебной группе) [187].
В подготовке клинических психологов в нашей стране отмечается
значительный акцент, во-первых, на дидактической составляющей (подготовка
по многим разделам психологического знания), во-вторых, на теоретической
подготовке (в связи с недостаточным уровнем развития клинических баз и
малочисленностью кадров квалифицированных клинических психологов), и, втретьих, на приоритете подготовки в области психодиагностики (в соответствии
со сложившейся практикой использования клинических психологов в больницах
и действующими нормативными ограничениями в сфере здравоохранения).
Личностно-ориентированная система подготовки клинических психологов в
российских вузах находится в стадии становления. По требованию Минздрава
введена обязательная последипломная подготовка клинических психологов для
работы в учреждениях здравоохранения, в которой предусмотрены мероприятия
личностно-ориентированного обучения.4
Профессионализация – целостный непрерывный процесс становления
личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия
будущей профессии, и заканчивается, когда человек прекращает активную
трудовую деятельность. Наиболее интенсивным периодом профессионализации
считается обучение в вузе. Поэтому важной задачей университетского
образования, помимо передачи знаний и умений, должно стать формирование
личности профессионала, содействие его идентификации с профессией,
основанное на учете психологических закономерностей процесса
профессионализации.
Важнейшую роль в профессионализации играет становление
профессионального самосознания, выражающееся в профессиональной
идентичности. Профессиональная идентичность это «многомерный и
интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку
целостность, тождественность и определенность в профессиональной
деятельности» [215, 216]. О становлении профессиональной идентичности может
говорить ощущение человеком собственной компетентности, эффективности и
личной влиятельности.
Проблемам формирования профессиональной составляющей Я-концепции
посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных психологов
(Т.М. Буякас; Э.Ф. Зеер; М.В. Клищевская, Pascarella, Terentini, Ritzer и др.).
Данная составляющая структуры личности психолога необходима для
успешного самоопределения и предполагает постоянную работу субъекта по
формированию и детализации внутреннего образа профессиональной
деятельности [113, 115].
Большинство современных исследователей утверждают, что решающее
значение в становлении эффективного психолога имеет динамика его
личностного развития. «Знание можно получить из книг или лекций, навыки
приобретаются в процессе работы, но их ценность ограничена без5
совершенствования личности» (M.Balint, цит. по [97]). В современном
отечественном профессиоведении все чаще на первый план выступает
профессионал, чья личность и ценностно-смысловая сфера одновременно
определяют результат труда и сами претерпевают изменения вследствие
производимой деятельности [114].
Поэтому актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны,
запросами практики, требующей дальнейшего совершенствования системы
профессионального психологического образования и повышения качества
психологических услуг, с другой стороны, насущной потребностью понять и
обосновать суть происходящих в процессе профессионального образования
изменений в личности будущего специалиста.
Целью нашей работы стало выявление динамики структуры представлений
о профессиональной идентичности и особенностей ее становления в процессе
профессионализации клинических психологов.
В соответствии с этим предметом исследования выступили представления о
профидентичности и их динамика на разных этапах профессионального
становления личности специалиста, а объектом – процесс становления
профессионального самосознания клинических психологов.
В качестве задач, позволяющих достичь поставленной цели, выступили:
1) изучение представлений о профессионально важных качествах личности
клинического психолога у студентов и психологов с последующей разработкой
на их основе обоснованных личностных моделей.
2) определение особенностей профессиональной составляющей
самосознания студентов, обследованных на различных этапах
профессионализации;
3) определение структуры представлений о профидентичности студентов
и психологов на различных этапах профессионализации;6
4) определение особенностей становления представлений о
профидентичности в процессе обучения и профессионализации клинических
психологов.
Центральной гипотезой исследования выступила следующая:
Становление профессионального самосознания клинического психолога в
процессе обучения связано с поэтапным формированием реалистичного
синтетического образа личности клинического психолога, расширением
представлений о ролевых аспектах профессиональной деятельности,
увеличением числа компонентов, включаемых в структуру представлений о
профессиональной идентичности.
В качестве методов исследования были использованы: психосемантические
методы изучения представлений, метод контент-анализа, метод
структурированного интервью, метод репертуарных решеток Дж. Келли.
Результаты исследования анализировались с помощью компьютерной
программы обработки данных «Экспан–2» (ЭКСперт-АНализ) НПО
«Гуманитарные технологии» (А.Г. Шмелев и др., 1992). Программа позволяет на
основе определенного алгоритма математико-статистической обработки
экспертных оценок получать рейтинг объектов оцениваемой предметной
области. Отдельной процедурой анализа данных является создание факторноаналитической модели, описывающей исследуемую область представлений.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась спецификой
используемых диагностических методов и организацией диагностической
ситуации, а также применением многомерных статистических методов
(факторный и кластерный анализ).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
В работе проанализированы существующие в литературе подходы к
становлению личности профессионала (в том числе и к личности клинического
психолога). Определен наиболее перспективный подход, выделяющий в основе7
этого процесса становление профессиональной идентичности. Исследованы
особенности становления профессионального самосознания, некоторых
компонентов профессиональной идентичности, выявлены особенности модели
личности на разных этапах подготовки и профессионализации специалистов.
Процесс становления профессиональной идентичности клинических психологов
описан посредством математико-статистических моделей.
Практическая значимость исследования
Результаты исследования могут быть использованы для создания системы
личностно-ориентированной до- и последипломной подготовки клинических
психологов, а также психологов других специализаций, для создания системы
профотбора на кафедры специализации, а также для создания системы
индивидуальной и групповой психопрофилактики профессиональных
деформаций личности и профессионального выгорания у практикующих
клинических психологов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профидентичность является важнейшим компонентом
профессионального самосознания.
2. Образ профессионала, являющийся одним из компонентов
профидентичности, складывается в единую систему к концу обучения в ВУЗе.
Входящие в его состав профессионально важные качества личности
клинического психолога изменяются от обусловленных внешней мотивацией и
ориентированных на внешнюю оценку, к внутренне мотивированным,
позволяющим профессионалу сначала «управлять собой как личностью», а в
дальнейшем «управлять собой как профессионалом».
3. Профессиональное самосознание, определяющее процесс становления
профидентичности, характеризуется постепенным расширением представлений
студентов о профессиональных ролях клинического психолога, включением в
его состав как факторов, связанных с развитием профессиональных навыков, так8
и факторов, связанных с наличием или отсутствием определенных личностных
качеств. В процессе обучения происходит соотнесение образа «Я» с образом
профессионала, способствующее становлению профессиональной идентичности.
4. На заключительном этапе профессиональной подготовки в вузе и этапе
начала профессиональной деятельности происходит наиболее интенсивное
формирование субъективной модели профидентичности. В качестве
центральных компонентов этой модели, обеспечивающих динамику становления
представлений о профессиональной идентичности, выступают: личность
преподавателя, осознание взаимосвязей между образом «Я» и образом «Япрофессионал» и стремление к конструктивному разрешению противоречий.
Апробация результатов исследования
Проходила в течение трех лет на факультете психологии Южно–Уральского
государственного университета в рамках спецкурсов для специализаций
«Клиническая психология», «Социальная психология», «Консультирование», а
также в подготовке по направлению «Бакалавр психологии» и в системе
последипломного образования клинических психологов. Основные положения
работы обсуждались в процессе работы супервизорских и балинтовских групп
Института психотерапии и консультирования «Гармония» (2000-2004 г.г.), на
круглых столах Смоленского некоммерческого семинара по психотерапии и
практической психологии (1997-2004 г.г.) и третьих Чтениях, посвященных
памяти Л.С. Выготского (Москва, РГГУ, 2002 г.). Основные положения работы
отражены в семи публикациях.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех
глав, заключения и выводов, списка литературы (включающего 231
наименование, из них 6 – на иностранном языке) и приложений. Работа
иллюстрирована таблицами и рисунками. Общий объем диссертации – 200
страниц.
Клиническая психология является на сегодняшний день одной из наиболее
распространенных психологических специализаций в мире. Возрастает
потребность в оказании качественной психологической помощи, в
совершенствовании профессиональной подготовки клинических психологов.
Современная ситуация требует совершенствования системы профессионального
образования, учета психологических закономерностей становления личности
профессионала. Существуют различные подходы к решению этой проблемы.
Понимание в качестве основного условия формирования личности
профессионала становления его профессиональной идентичности интегрирует
все существующие подходы к формированию личности профессионала, которые
выделяют в качестве ведущих предпосылок эффективности личностные
качества специалиста, коммуникативно-ролевой аспект его деятельности,
альтруистическую направленность, управление процессом профессионализации.
Особое внимание уделяется способам репрезентации идентичности,
выраженным с помощью языковых средств через «Я-образ» при подчеркнутой
значимости рефлексии.
Предпринятое исследование позволило выявить некоторые особенности
становления представлений о профессиональной идентичности клинических
психологов на различных ступенях их профессионализации. В том числе
прослежена динамика становления образа клинического психолога у студентов
различных курсов и практикующих и клинических психологов.
Основным итогом проделанной работы является описание процесса
становления профессионального самосознания клинических психологов на
различных этапах профессионализации, его особенностей и центральных
категорий.178
Обнаружено, что представления о личности клинического психолога
обладают качественными особенностями на различных этапах
профессионализации, становясь в ее процессе более прагматичнореалистическими и синтетическими. В то же время факторы, обуславливающие
представления о ПВК клинического психолога в восприятии абитуриентов
факультета психологии характеризуются зависимостью от внешней
детерминации мотивации, зависимостью от внешней позитивной оценки
личности. По мере профессионализации к третьему курсу эти факторы
получают внутреннюю детерминированность, студент начинает представлять
профессионала как человека, управляющего собой. Пятикурсники, разделяя «Я»
и «Я профессиональное», воспринимают профессионала как человека,
управляющего собой в профессиональной сфере. Факторы, определяющие образ
профессионала в восприятии начинающих клинических психологов, вновь
приобретают зависимость от внешней оценки, достижения социального статуса.
У длительно практикующих психологов образ личности специалиста включает в
себя только небольшое число взаимосвязанных наиболее очевидно-ценных
качеств профессионала, отражающих сочетание знаний, опыта, способностей,
внутренней детерминации мотивации деятельности;
Оказалось, что расхождения существуют и в характеристиках
профессиональной составляющей самосознания: студентов третьего курса
характеризует узость представлений о профессиональной роли, у пятикурсников
же они становятся многограннее, отражая различные аспекты профессиональной
деятельности. Факторы, определяющие особенности профессиональной
составляющей самосознания, ориентированы как на практическую, орудийную
сторону процесса взаимодействия с клиентом, так и на эмпатийность, глубокий
контакт с личностью, с субъектом;
На основании проведенного исследования удалось выявить и описать
особенности структуры представлений о профидентичности клинических179
психологов, обследованных на различных этапах профессионализации, в том
числе выделить центральные элементы этой структуры на каждом этапе
профессионализации. Полученные корреляционные модели позволяют считать,
что именно на пятом курсе вуза и в первый год практической деятельности
многомерная структура представлений о профидентичности содержит
максимальное число составляющих;
Обнаружились особенности становления представлений о
профидентичности клинических психологов. На начальных этапах
профессионализации становлению представлений о профессиональной
идентичности способствует осознание имеющихся противоречий между образом
«Я» и образом «Я-профессионал» и стремление к конструктивному разрешению
этих противоречий посредством приобретения профессионального опыта.
Особое влияние на процесс профессионализации (на I и V курсах и у
практикующих психологов с различным стажем работы) оказывает личность
преподавателя. Межличностные отношения с ним способствуют формированию
внутренней детерминации мотивации, появлению чувства собственной
профессиональной компетентности. В процессе профессионализации
происходят изменения в мотивационно-потребностной сфере: начальный мотив
самопознания сменяется мотивом оказания профессиональной помощи людям.
За рамками анализа осталось, однако, большое число содержательных и
функциональных особенностей такого сложного и многогранного явления, как
процесс становления профессионального самосознания психологов. Нуждается в
исследовании вопрос о становлении представлений о профидентичности
представителей других «помогающих профессий». Требует своего решения
вопрос о создании надежных, компактных методов диагностики
профидентичности. Самостоятельное исследование может быть посвящено
изучению взаимодействия преподавателя и студента в процессе
профессиональной подготовки.180
Реализация обозначенных перспектив позволит углубить понимание
основных закономерностей становления профессионального самосознания
специалистов-психологов и повысить качество их подготовки и уровень
оказания квалифицированных психологических услуг.
распространенных психологических специализаций в мире. Возрастает
потребность в оказании качественной психологической помощи, в
совершенствовании профессиональной подготовки клинических психологов.
Современная ситуация требует совершенствования системы профессионального
образования, учета психологических закономерностей становления личности
профессионала. Существуют различные подходы к решению этой проблемы.
Понимание в качестве основного условия формирования личности
профессионала становления его профессиональной идентичности интегрирует
все существующие подходы к формированию личности профессионала, которые
выделяют в качестве ведущих предпосылок эффективности личностные
качества специалиста, коммуникативно-ролевой аспект его деятельности,
альтруистическую направленность, управление процессом профессионализации.
Особое внимание уделяется способам репрезентации идентичности,
выраженным с помощью языковых средств через «Я-образ» при подчеркнутой
значимости рефлексии.
Предпринятое исследование позволило выявить некоторые особенности
становления представлений о профессиональной идентичности клинических
психологов на различных ступенях их профессионализации. В том числе
прослежена динамика становления образа клинического психолога у студентов
различных курсов и практикующих и клинических психологов.
Основным итогом проделанной работы является описание процесса
становления профессионального самосознания клинических психологов на
различных этапах профессионализации, его особенностей и центральных
категорий.178
Обнаружено, что представления о личности клинического психолога
обладают качественными особенностями на различных этапах
профессионализации, становясь в ее процессе более прагматичнореалистическими и синтетическими. В то же время факторы, обуславливающие
представления о ПВК клинического психолога в восприятии абитуриентов
факультета психологии характеризуются зависимостью от внешней
детерминации мотивации, зависимостью от внешней позитивной оценки
личности. По мере профессионализации к третьему курсу эти факторы
получают внутреннюю детерминированность, студент начинает представлять
профессионала как человека, управляющего собой. Пятикурсники, разделяя «Я»
и «Я профессиональное», воспринимают профессионала как человека,
управляющего собой в профессиональной сфере. Факторы, определяющие образ
профессионала в восприятии начинающих клинических психологов, вновь
приобретают зависимость от внешней оценки, достижения социального статуса.
У длительно практикующих психологов образ личности специалиста включает в
себя только небольшое число взаимосвязанных наиболее очевидно-ценных
качеств профессионала, отражающих сочетание знаний, опыта, способностей,
внутренней детерминации мотивации деятельности;
Оказалось, что расхождения существуют и в характеристиках
профессиональной составляющей самосознания: студентов третьего курса
характеризует узость представлений о профессиональной роли, у пятикурсников
же они становятся многограннее, отражая различные аспекты профессиональной
деятельности. Факторы, определяющие особенности профессиональной
составляющей самосознания, ориентированы как на практическую, орудийную
сторону процесса взаимодействия с клиентом, так и на эмпатийность, глубокий
контакт с личностью, с субъектом;
На основании проведенного исследования удалось выявить и описать
особенности структуры представлений о профидентичности клинических179
психологов, обследованных на различных этапах профессионализации, в том
числе выделить центральные элементы этой структуры на каждом этапе
профессионализации. Полученные корреляционные модели позволяют считать,
что именно на пятом курсе вуза и в первый год практической деятельности
многомерная структура представлений о профидентичности содержит
максимальное число составляющих;
Обнаружились особенности становления представлений о
профидентичности клинических психологов. На начальных этапах
профессионализации становлению представлений о профессиональной
идентичности способствует осознание имеющихся противоречий между образом
«Я» и образом «Я-профессионал» и стремление к конструктивному разрешению
этих противоречий посредством приобретения профессионального опыта.
Особое влияние на процесс профессионализации (на I и V курсах и у
практикующих психологов с различным стажем работы) оказывает личность
преподавателя. Межличностные отношения с ним способствуют формированию
внутренней детерминации мотивации, появлению чувства собственной
профессиональной компетентности. В процессе профессионализации
происходят изменения в мотивационно-потребностной сфере: начальный мотив
самопознания сменяется мотивом оказания профессиональной помощи людям.
За рамками анализа осталось, однако, большое число содержательных и
функциональных особенностей такого сложного и многогранного явления, как
процесс становления профессионального самосознания психологов. Нуждается в
исследовании вопрос о становлении представлений о профидентичности
представителей других «помогающих профессий». Требует своего решения
вопрос о создании надежных, компактных методов диагностики
профидентичности. Самостоятельное исследование может быть посвящено
изучению взаимодействия преподавателя и студента в процессе
профессиональной подготовки.180
Реализация обозначенных перспектив позволит углубить понимание
основных закономерностей становления профессионального самосознания
специалистов-психологов и повысить качество их подготовки и уровень
оказания квалифицированных психологических услуг.
Подобные работы
- Становление профессионального самосознания клинических психологов
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Изучение профессионального самосознания студентов педагогического и не педагогического направлений
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СВЯЗИ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ И РЕГУЛЯТОРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
ОБУЧАЕМЫХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - СВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И КРИЗИСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОДРАМЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Специфика самосознания лиц, обучающихся по программе «Гештальт-терапия»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Исследование самосознания студентов посредством архетипических образов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ И ТЕМПЕРАМЕНТА РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ И СФЕРЫ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2013 - Психологический компонент гестационной доминанты женщин на поздних сроках беременности с различным уровнем тревожно-депрессивной симптоматики (Психотерапия в клинической психологии: теория и практика, Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023



