Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности профессионального самосознания студентов с высоким уровнем самореализации

Работа №88638

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2022
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы самореализации личности
1.1. Соотношение понятий «Самореализация» и «самоактуализация» в
профессиональной деятельности (обзор зарубежных и отечественных исследований)
1.2. Профессиональное самосознание, его содержание, структура,
регуляторные возможности, механизмы развития 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
профессионального самосознания акушеров (женщин) с разным уровнем самореализации в учебно-профессиональной деятельности на примере обучающихся 1 курса по специальности СПО «Акушер» КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж»
2.1. Программа эмпирического исследования особенностей профессионального самосознания женщин с разным уровнем самореализации в профессиональной деятельности
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 41
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения 75

Актуальность. Дифференциация профессиональных областей деятельности (рост нового числа профессий), усложнение социально-ролевой структуры общества, информационная доступность, прозрачность, мобильность обеспечиваемые интернет - пространством - ставят перед личностью в 21 веке новые задачи по интеграции различных сфер своей социальной активности. Коммуникативная свобода, оборачивается трудностями поиска идентичности, внутриличностными конфликтами, а это выступает факторами провоцирующими рост числа психических заболеваний, связанных с расстройством эмоционального спектра, поведением человека [47,65]. Пандемия 2020 - 2021 гг. не только нарушила социально-экономические процессы и привычные социокультурные стереотипы, но и вследствие длительного периода пост-ковидной реабилитации негативно сказывается на способности человека адаптироваться к переменам[47]. Новые вызовы в геополитичекой сфере вновь актуализируют процессы личностного, ценностного и морального самоопределения, поиска новых способов жизнеосуществления в новой экономической реальности. Вышеизложенное ставит вновь вопрос о движущих силах самореализации личности.
Категория «самореализация» подробно рассматривается именно в отечественной психологии, поскольку ее содержание неразрывно связано с основополагающей категорией «деятельности».
Для западного дискурса центральным понятием выступает «самоактуализация» - как личностная особенность вследствие достижения баланса мета-черт личности «стабильности» и «пластичности». По мнению Kaufman термин «самоактуализация», предложенный А. Маслоу более 70 лет назад, несмотря на широкое использование при описании психологических феноменов, остается по-прежнему эмпирически неуловимым конструктом [7]. Необходима последовательная интеграция эмпирических исследований с теорией самоактуализации. В качестве эмпирических коррелятов самоактуализации в западных исследованиях выступают теория мета-черт личности и их внешней реализации [1,2,3], благополучия и удовлетворенности жизнью [7], модель «психологического благополучия» Риффа [12], теория самоопределения, любопытство Kashdan &Silvia [7], .
Таким образом, для западной науки характерен смысловой акцент на самореализации как интегральной черте личности. Отечественная психологическая наука при исследовании природы активности человека в большей степени придерживается категории субъекта как основополагающей характеристики личности (Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн К.А. Абульхановой-Славской, Э.В. Галажинского, и др.) [19] . Понятие «субъект» рассматривается психологами в аспектах субъекта деятельности, способного ее освоить и творчески преобразовать, и субъекта жизни. Таким образом, смысловой акцент, по нашему мнению, переноситься с «самоактуализации» как черты личности, на «самореализацию», как проявлении субъектности. Основываясь, на биогенетических предпосылках, субъектность выступает как прижизненное новообразование, находящее в постоянном саморазвитии [28].
Самореализация - это переход от потенциальных ресурсов личности к актуальным и актуализируемым, благодаря субъектной позиции личности [32]. Сфера профессиональной деятельности традиционно рассматривается как пространство самореализации. А современная методология психолого-педагогических исследований технологий профессионального обучения [22,31,64, 68,80] позволяет рассматривать профессиональное обучение как один из этапов профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение, понимаемое как выбор и утверждение своей позиции в профессиональной деятельности [22,43,60,61] невозможно без опоры на систему вербализированных представлений о собственных качествах - профессионального самосознания. Оно выступает результатом самоопределения субъекта в системе личных и интериоризуемых профессиональных ценностей и оформляется в профессиональную Я-концепцию. Содержание профессионального самосознания отсылает нас к проблематике исследования профессионально важных качеств (далее - ПВК) личности, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности [51]. Например, в трудах И.И. Косарева, С.Л. Соловьевой, рассматриваются психологические качества (коммуникативная компетентность, толерантность, эмоциональная стабильность, способность к эмпатии, самоактуализации, высокий интеллект и уверенность в себе и пр.), присущих представителям медицины. Н.М. Борозинец включает самоактуализацию в мотивационно-целевой компонент профессионального самосознания [23].
Профессиональная деятельность медицинского работника разворачивается исключительно к сфере субъект-субъектных отношений. Высокие требования к личностным и профессиональным качествам регламентируются через деонтологические принципы взаимодействия врача и пациента. Именно поэтому вопрос о качестве формирования профессиональной идентичности через развитие профессионального самосознания в процессе обучения - является предметом не только профессиональной, но и социальной ответственности.
Особое место, на наш взгляд занимают представители самой древней врачебной специальности - акушеры (среднеспециальное образование). Специфика их работы - сопровождение естественного процесса деторождения (любая патология - компетенция врача акушера-гинеколога) и психологическая поддержка роженицы. Сама родовая деятельность - это подлинный акт самореализации женщины. Быть рядом с ней в этот период, успешно сопровождать ее может личностно зрелый специалист. Качество психологического сопровождения родов не раз становился предметом психологических исследований. Именно поэтому наше внимание привлекла проблема самореализации обучающихся по акушерской специальности. В качестве особенностей выборки выступает то, что на данной специальности не обучаются юноши. Выборка однородна по полу.
Цель - особенности профессионального самосознания акушеров (женщин) с разным уровнем самореализации в профессиональной деятельности на примере обучающихся 1 курса по специальности СПО «Акушер» КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж».
Объект исследования - самореализация личности в профессиональной деятельности.
Предмет исследования - особенности профессионального самосознания акушеров (женщин) с разным уровнем самореализации в профессиональной деятельности
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между освоенностями профессионального сознания лиц с разным уровнем самореализации в учебно-профессиональной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ литературы вопросам соотношения понятий «самореализация» и «самоктуализация» в отечественной и зарубежной литературе, а также механизмах формирования и функционирования и структуры профессионального самосознания.
2. Разработать программу эмпирического исследования и определить особенности профессионального самосознания у студентов с разным уровнем самореализации.
3. Обсудить с кураторами и психологами КГБПОУ «ББМК» механизмы, способы оптимизации психологического сопровождения профессионального становления будущего акушера на этапе профессионального обучения.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
• Концепция системного подхода к самореализации личности Кудинова С.И.
• Понимание самореализации как перехода от потенциальных ресурсов личности к актуальным, благодаря субъектной позиции личности, представленных в трудах Галаджинского Э.В., Дементий Л.И., Маленов А.А., Идинова И.А. и пр.
• Концепция самоактуализации личности А.Маслоу
• Представления о структуре профессионального самосознания (Поддубная А.В.)
Методы исследования.
- анализ психологической литературы по проблемам самореализации личности;
- экспертный опрос (для выделения ПВК);
- тестовые методики:
• Методика исследования структуры самосознания МИСС-2000 Веретенникова
• Самоактуализационный тест САТ - представляет собой русскоязычную адаптацию (Personal Orientation Inventory - POI) Э. Шострома, разработанную Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В., 1987 г.
- Метод субъективного шкалирования;
- Методы статистического анализа данных (Т-критерий Стьюдента одновыборочный, Т-критерий Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ Пирсона)
Эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование проводилось поэтапно в течение 2020 - 2022 гг.
1. На первом этапе был проведен анализ литературы и сформированы гипотезы исследования, разработан инструментарий.
2. На втором этапе мы реализовали исследование студентов 1 курса, специальности СПО «Акушер», участвующих в реализации волонтеркого проекта «Мы вместе» с Перинатальным центром «Дар».
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ результатов исследования, систематизированы и интерпретированы полученные данные, завершено оформление диссертации, разработаны рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения профессиональной подготовки по специальности.
Положения, выносимые на защиту.
1. У студентов существует взаимосвязь между уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии.
2. Существуют различия в содержании и степени выраженности профессионально-важных качеств в структуре актуального профессионального сознания в зависимости от самооценки по шкалам «самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью».
3. Уровень выраженности черт самоактуализированной личности по методике САТ не определяет уровень самореализации на данной выборке, но взаимосвязан с атрибуцией себе студентами ПВК.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выделены профессионально важные качества, составляющие содержание профессионального самосознания студента СПО обучающегося по специальности «Акушер», а также особенности профессионального самосознания в зависимости от самооценками уровня «самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью» и содержанием профессионального самосознания у студентов
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
1. Установлена взаимосвязь между самооценками уровня
«самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью» и содержанием профессионального самосознания у студентов.
2. Уровень с выраженности черт самоактуализации не связан с
уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии для обучающихся по специальности СПО «Акушер» по причине жесткой регламентации профессиональной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе подготовки и повышения квалификации практических психологов медицинских колледжей, оказывающих психологическую помощь обучающимся на этапе профессионального обучения.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений, содержит 8 таблиц, 10 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В теоретической части работы нами был представлен анализ категорий «самореализация», самоактуализация и профессиональное сознание. Успешность самореализации определяется качеством (содержанием, структурой, степенью рефлексивности) сформированности профессионального самосознания. Способность к самореализации, особенно на этапе учебно-профессиональной деятельности определяет общую эффективность последней. В силу того, что самореализация и самоактуализация рассматриваются в отечественной психологии как взаимосвязанные категории нам было важно оценить какой вклад вносит способность к самоактуализации в самореализацию на этапе учебно-профессиональной деятельности и каково содержание и структура профессионального сознания студентов.
По результатам эмпирического исследования нами были сделаны следующие выводы:
• У студентов существует взаимосвязь между уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии.
• Самооценка удовлетворенности жизнью не связана с самооценкой уровня самореализации личности, а также базовыми шкалами САТ.
• Студенты демонстрирую готовность к саморазвитию только по части качеств, признанных экспертами как профессионально важными. Будущие акушеры считают профессионально важным развития у себя следующих качеств: доброжелательность (приветливость); физическую выносливость, тренировать память; развивать эмоциональную устойчивость, как способность управлять своими эмоциями для того, что бы сохранять свое уравновешенное, благополучное состояние; обучаться самоконтролю эмоциональных состояний (противодействовать импульсивности реакций), способности анализировать ситуацию и прогнозировать последствия своих действий (ответственность); тщательного исполнение формальных и неформальных социальных обязанностей благодаря (добросовестность); трудолюбия и порядочности; чуткости, как заботе о нуждах, запросах и желаниях, внимательное отношение к чувствам и мыслям другого; тактичности, как способности соизмерять собственные поступки, чувства и интонации с поступками, чувствами и интонациями других; аккуратности - соблюдение точности в следовании образцу, внешняя опрятность, чистоплотность; наблюдательности - как умения замечать существенные, возможно малозаметные свойства явлений; внимательности, как умения выбрать главное и сосредоточиться на нем. Анализ показывает, что сострадательность, сопереживательность, способность быстро и адекватно реагировать на ситуацию, а также уровень брезгливости - рассматриваются как достаточно сформированные, а все остальные качества определяют зону развития и составляют актуальное содержание профессионального самосознания.
• Существуют различия с содержании и степени выраженности профессионально-важных качеств в структуре актуального профессионального сознания в зависимости от самооценки по шкалам «самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью».
• При оценке актуального Я студентами специальности СПО
«Акушерство» существует прямая зависимость атрибуции себе качеств «эмоциональная устойчивость» и «наблюдательность», «добросовестность», «тактичность», «аккуратность» и высоких оценок по шкале самореализации.
• Студенты, отличающиеся высоким уровнем самореализации придают большее значение развитию ПВК «Эмоциональная устойчивость» и «наблюдательность».
• Уровень с выраженности черт самоактуализации не связан с уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии для обучающихся по специальности СПО «Акушер» по причине жесткой регламентации профессиональной деятельности. Уровень выраженности черт самоактуализированной личности по методике САТ не определяет уровень самореализации на данной выборке, но взаимосвязан с атрибуцией себе студентами ПВК: высокие показатели базовых шкал самоактуализации прямо и достоверно связаны с повышением самооценок по шкалам «эмоциональная устойчивость», «самоконтроль эмоциональных состояний», «аккуратность».
Таким образом, гипотеза работы нашла свое эмпирическое подтверждение. В ходе анализа были получены дополнительные достоверные данные, что позволило нам сформулировать положения выносимые на защиту.
Результаты исследования были обсуждены с педагогами-психологами КГБПОУ «ББМК» и учтены при разработке программы психологического сопровождения студентов: в образовательный и воспитательный процесс введены занятия, повышающие способность к саморегуляции и управлением эмоциональными состояниями, когнитивные тренинги на развитие внимания и наблюдательности, тренинги на развития коммуникативной чуткости и тактичности в общении.
Считаем, что цели и задачи данной работы достигнуты. В перспективе исследования можно развернуть в аспекте исследования вклада самоактуализации в учебно-профессиональную деятельность обучающихся по специальностям не требующим жесткой регламентации деятельности и операций.



1. Burwick, S., &Knapp, R. R. (1991). Advances in research using the Personal Orientation Inventory. Journal of Social Behavior and Personality, 6(5), 311-320.
2. Crandall, R., & Jones, A. (1991). Issues in self-actualization measurement. Journal of Social Behavior and Personality, 6(5), 339-344.
3. DeYoung, C. G., Peterson, J. B., Seguin, J. R., Pihl, R. O., & Tremlay, R. E. (2008). Externalizing behavior and the higher-order factors of the Big Five. Journal of Abnormal Psychology, 117, 947-953.
4. Gyorffy Z. Career motivation and burnot among medical students in
Hungary - could altruism be a protection factor? // BMC Medical Education. 2016. 16. URL https: //www.biomedcentral.com(дата обращения:
12.09.2018).
5. Heiligers P. Gender differences in medical students’ motives and career
choice // BMC Medical Education. 2012. 12. URL https://
www.biomedcentral.com(дата обращения: 17.08.2018).
6. Kaufman, S. B., Quilty, L. C., Grazioplene, R. G., Hirsh, J. B., Gray, J. R., Peterson, J. B., & DeYoung, C. G. (2015). Openness to experience and intellect differentially predict creative achievement in the arts and sciences. Journal of Personality, 84, 248-258.
7. Kaufman, S.B. Self-Actualizing people in the 21st century: integration with contemporary theory and research on personality and well-being. Journal of Humanistic Psychology, 2018, 1-33. (DOI: 10.1177/0022167818809187)
8. Kusurkar R.A., Croiset G., Galindo-GarreF., Cate O.T. Motivational profiles
of medical students: Association with study effort, academic performance and exhaustion. // BMC Medical Education. 2013. 13. URL https://
www.biomedcentral.com(дата обращения: 17.09.2018).
9. Lefrancois, R., Leclerc, G., Dube, M., Hebert, R., & Gaulin, P. (1997). The development and validation of a self-report measure of self-actualization. Social Behavior and Personality, 25, 353-366.
10. Maslow, A. H. (1954). Motivation and personality. New York, NY: Harper & Row.
11. Maslow, A. H. (1998). Toward a psychology of being (3rd ed.) New York, NY: Wiley. (Original work published 1962)
12. Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 55, 68-78.
13.Shostrom, E. L. (1974). Personal orientation inventory manual. San Diego, CA: Educational and Industrial Testing Service.
14.Sumerlin, J. R. (1995). Adaptation to homelessness: Self-actualization, loneliness, and depression in street homeless men. Psychological Reports, 77, 295-314.
15.Sumerlin, J. R., & Bundrick, C. M. (1996). Brief index of self-actualization: A measure of Maslow’s model. Journal of Social Behavior and Personality, 11, 253-271.
16. Weiss, A. S. (1991). The measurement of self-actualization: The quest for the tesmay be as challenging as the search for the self. Journal of Social Behavior an Personality, 6(5), 265-290.
17. Whitson, E. R., & Olczak, P. V. (1991). Criticisms and polemics
surrounding the self- actualization construct: An evaluation. Journal of Social Behavior an Personality, 6(5), 97-108.
18. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. - М. : Психология, 1991. -299с.
19. Аксенова Г. И. Субъектно-деятельностный подход к
профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2008. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/subektno-deyatelnostnyy-podhod-k- professionalnomu-obrazovaniyu-kursantov(дата обращения: 19.05.2022).
20. Арасланова, А.Т. Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа / А.Т. Арасланова // Вестник Башкирского университета. 2007.- № 2. - С. 127.
21. Баженова Н.Г., Токарь О.В. Социально-психологические качества
медицинского персонала, работающего в сфере родовспоможения // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialno-psihologicheskie-kachestva- meditsinskogo-personala-rabotayuschego-v-sfere-rodovspomozheniya(дата обращения: 19.06.2022).
22. Барсукова, А. Д. Особенности формирования профессионального
самосознания студенчества : монография / Барсукова А. Д. - Москва : Издательство АСВ, 2009. - 168 с. - ISBN 978-5-93093-670-4. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https:ZZwww.studentlibrary.ru/book/ISBN9785930936704.html (дата
обращения: 18.05.2022). - Режим доступа : по подписке.
23. Борозинец Наталья Михайловна Профессиональное самосознание:
структура и содержание // Вестник ГУУ. 2013. №23. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZprofessionalnoe-samosoznanie-struktura-i- soderzhanie (дата обращения: 18.06.2022).
24. Букаяс Т.М. Ценностно-смысловая сфера профессионала // Мир психологии. - 1997 - №3 - с.31
25. Васильева Л.А. Особенности формирования профессиональной
компетентности будущих медицинских работников среднего звена // Вестник ОГУ. 2011. №5 (124). URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/osobennosti-formirovaniya-professionalnoy- kompetentnosti-buduschih-meditsinskih-rabotnikov-srednego-zvena (дата обращения: 18.06.2022).
26. Васильева, Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа / Л. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч.
конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 7-9. — URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/506 / (дата
обращения: 24.05.2022).
27. Веретенников О. Ю. МИСС-2000. Методика исследования структуры самосознания. Применение репертуарного теста ролевых конструктов для исследования Я-концепции, Лаборатория экспериментальной психологии личности «Дельта Я», Мурманск -2001
28. Галажинский Э.В. Самореализация личности: взгляд с позиции
психоистории. Сообщение 2 // СПЖ. 2000. №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/samorealizatsiya-lichnosti-vzglyad-s- pozitsii-psihoistorii-soobschenie-2(дата обращения: 18.06.2022).
29. Галажинский, Э. В. Системная детерминация самореализации личности : дис. ... докт. психол. наук / Э. В. Галажинский. - Томск, 2012. - 320 c.
30. Герасимова Т.В., Корнилова О.А. Развитие личностно-мотивационных
компонент профессионально важных качеств студентов-медиков в процессе обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lichnostno-
motivationnyh-komponent-professionalno-vazhnyh-kachestv-studentov- medikov-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 18.06.2022).
31. Грачева Ю.В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 120-125.
32. Дементий Л.И., Маленов А.А. Ресурсы, этапы и пространство
самореализации личности: теоретикоэмпирическое обоснование
модели // Южно-российский журнал социальных наук. 2021. Т.22. № 1. С. 137-152.
33. Денисенкова Н.И. Развитие способности к самоактуализации личности
специалиста сестринского дела с помощью поиска контекстных смыслов профессиональной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013 №2 (47). URL:
66
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-sposobnosti-k-samoaktualizatsii- lichnosti-spetsialista-sestrinskogo-dela-s-pomoschyu-poiska-kontekstnyh- smyslov(дата обращения: 18.06.2022).
34. Деркач А.А. Акмеологические основы профессионального
самосознания личности / А.А. Деркач, О.В. Москаленко. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000.
35. Дзундза А.И., Грибова Е.Г. Формирование готовности к
профессиональной самореализации у будущих преподавателей высшей школы как педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie-gotovnosti-k-professionalnoy- samorealizatsii-u-buduschih-prepodavateley-vysshey-shkoly-kak- pedagogicheskaya-problema(дата обращения: 24.05.2022).
36. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. - Иркутск, 1998.
37. Домиев Б.Н., Убеев А.А Системно-деятельностный подход как основа формирования здоровой личности // Вестник науки. 2019. №4 (13). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-kak- osnova-formirovaniya-zdorovoy-lichnosti(дата обращения: 15.05.2022).
38. Дубровина Д.А., Шумаков В.А., Титова О.А. Коммуникативно-
эмоциональные показатели профессиональной идентичности будущего врача // Психология. Психофизиология. 2019. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/kommunikativno-emotsionalnye-pokazateli- professionalnoy-identichnosti-buduschego-vracha (дата обращения: 18.06.2022).
39. Дьячкова Е.С., Аладинская А.О. Ценностно-мотивационная сфера
студентов медицинского колледжа в процессе
личностнопрофессионального развития // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №4(96). С. 124-131
40. Егорычева, И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) / И. Д. Егорычева // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 11 - 33.
41. Ерохин Сергей Александрович Деятельностный подход к социализации
личности студента-медика // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №37. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/deyatelnostnyy-podhod-k-sotsializatsii- lichnosti-studenta-medika(дата обращения: 19.06.2022).
42. Захарова Е.А. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-медиков // Медицинский альманах. 2018. №1. С.14-18.
43. Иванова Елена Михайловна Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова и ее научно-практическая ценность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZsubektno-deyatelnostnaya- kontseptsiya-professionalnogo-truda-e-a-klimova-i-ee-nauchno- prakticheskaya-tsennost(дата обращения: 19.04.2022).
44. Идинов И.А. Самореализация личности в непрозводственной сфере общества (онтологический и гносологический анализ): Автореф. канд. дис. - Фрунзе, 1990.
45. Исаев А.К. Самореализация личности как проблема социальной философии: Автореф. канд. дис. - М., 1993.
46. Исаев, И. К. Самореализация личности как проблема социальной философии : автореф. дис. ... канд. фил. наук / А. К. Исаев. - М. : Москва, 2013. - 19 с.
47. Исаева Э.Г.-И., Сутаева А.Р.Ввлияние пандемии на выбор стратегии
поведения личности // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2021. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vliyanie-pandemii-na-vybor-strategii- povedeniya-lichnosti(дата обращения: 19.05.2022).
48. Кирьякова А.В. Теория ориентаций в мире ценностей // Монография Оренбург- 1996, С 188
49. Кораблина Е.П., Стоянова Е.Ю., Минвалеев Ринад Султанович
Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа // Гигиена и санитария. 2019. №5. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologicheskaya-gotovnost-k- meditsinskoy-deyatelnosti-u-studentov-meditsinskogo-kolledzha (дата
обращения: 18.05.2022).
50. Коростылёва, Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дис. ... докт. психол. наук / Л. А. Коростылева. - СПб. : Питер, 2011.
51. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2004. № 3. С. 27-38.
52. Кудинов, С. И. Психологический анализ самореализации китайцев в разные возрастные периоды / С.И. Кудинов // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. - 2011.- № 7. - С. 45-50.
53. Лаптиева Л.Н., Рублевская Е.И., Дивакова Т.С., Лобан Д.С. Роль
профессиональных и социально-личностных качеств в практической деятельности медицинских работников со средним специальным образованием // Вестник ВГМУ. 2019. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-professionalnyh-i-sotsialno-lichnostnyh- kachestv-v-prakticheskoy-deyatelnosti-meditsinskih-rabotnikov-so-srednim- spetsialnym(дата обращения: 18.05.2022).
54. Лурье Л.И., Денисенкова Н.И. Моделирование процессов
самоактуализации личности специалиста сестринского дела // Сибирский педагогический журнал. 2013. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/modelirovanie-protsessov-samoaktualizatsii- lichnosti-spetsialista-sestrinskogo-dela(дата обращения: 18.05.2022).
55. Макоева А.Ю., Накохова Р.Р. Психологические особенности
формирования профессиональной идентичности у медицинских работников // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2019. №2. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-
formirovaniya-professionalnoy-identichnosti-u-meditsinskih-rabotnikov (дата обращения: 18.05.2022).
56. Малютина Т.В., Морозова И.С. Структура и содержательные
характеристики профессиональной идентичности студентов медиков // Психология и психотехника. 2017. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhatelnye-harakteristiki- professionalnoy-identichnosti-studentov-medikov(дата обращения: 18.05.2022).
57. Маркелов В.И. Влияние специально организованного стимулирования
на изменение выраженности показателей Псамоактуализационного тестаП у студентов помогающих профессий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-spetsialno-organizovannogo- stimulirovaniya-na-izmenenie-vyrazhennosti-pokazateley- samoaktualizatsionnogo-testa-u-studentov(дата обращения: 18.05.2022).
58. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.¬425 с.
59. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.-304 с.
60. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2014 — 376 с.
61. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 2004 - №4 - с27
62. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. - № 3. - 1990. - C. 45-68.
63. Неволина В.В., Белоновская И.Д. Классификация стратегий
профессионального саморазвития студента в медицинском образовании // Современное образование. 2017. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/klassifikatsiya-strategiy-professionalnogo- samorazvitiya-studenta-v-meditsinskom-obrazovanii(дата обращения: 18.05.2022).
64. Новиков С.И. Самореализация студентов в учебно-профессиональной
деятельности // Наука и образование сегодня. 2015. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/samorealizatsiya-studentov-v-uchebno- professionalnoy-deyatelnosti(дата обращения: 18.05.2022).
65. Панюкова Анастасия Сергеевна Статистика заболеваемости
психическими расстройствами в Российской Федерации // Скиф. 2019. №11 (39). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/statistika-zabolevaemosti- psihicheskimi-rasstroystvami-v-rossiyskoy-federatsii(дата обращения: 19.05.2022).
66. Поддубная А.В. Структура и механизмы становления
профессионального самосознания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mnio2022.narod.ru/samosoznanie.html(дата обращения: 18.05.2022.).
67. Потапова Ю.В., Речкина А.Л. Социальные представления студентов и среднего медицинского персонала о профессионально важных личностных качествах медицинского работника // ОмГУ. 2016. №4. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsialnye-predstavleniya-studentov-i- srednego-meditsinskogo-personala-o-professionalno-vazhnyh-lichnostnyh- kachestvah-meditsinskogo(дата обращения: 18.05.2022).
68. Рогов Е.И. Становление профессионального самосознания в вузе:
содержание и оценка // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/stanovlenie-professionalnogo-
samosoznaniya-v-vuze-soderzhanie-i-otsenka (дата обращения:
18.05.2022).
69. Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача. СПб.: ГОУВПО, 2001. 110 с.
70. Тавинова Н.А., Баранова Н.А., Сапожников С.П., Малахова Е.П.,
Толстова Л.П. Личностные особенности студентов медицинского колледжа // Медицинская сестра. 2012. №6. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-studentov- meditsinskogo-kolledzha(дата обращения: 18.05.2022).
71. Трофимова Э.В. Стратегии профессионализации студентов
медицинского колледжа // Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье. 2016. №1 (21). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-professionalizatsii-studentov- meditsinskogo-kolledzha(дата обращения: 18.05.2022).
72. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально¬
психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C. 426-433. URL: https://psycabi.net/testy/226-uroven-
samoaktualizatsii-lichnosti-test-sat-voprosnik-samoal(дата обращения:
19.05.2022).
73. Цвык В.А. Профессиональное сознание личности: понятие и структура
// Вестник РУДН. Серия: Философия. 2004. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-soznanie-lichnosti- ponyatie-i-struktura(дата обращения: 19.04.2022).
74.Чеботарева Е.Ю., Дмитриева Л.А. Развитие профессионально важных качеств в аспекте адаптации студентов к профессии // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalno-vazhnyh-kachestv-v- aspekte-adaptatsii-studentov-k-professii(дата обращения: 18.05.2022).
75. Чернецкая Н. И., Шумовская О. А., Овчинникова М. В., Петерсон О. Д., Нижегородцева Е. А. Профессиональные мотивы и отношение к медицинской деятельности студентов специальности «Акушерское дело» // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. №1. URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/professionalnye-motivy-i-otnoshenie-k-meditsinskoy-deyatelnosti-studentov
76.Чернецкая Надежда Игоревна, Шумовская Ольга Александровна, Овчинникова Марина Васильевна, Петерсон Ольга Дональдовна, Нижегородцева Елена Алексеевна Профессиональные мотивы и отношение к медицинской деятельности студентов специальности «Акушерское дело» // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZprofessionalnye-motivy-i-otnoshenie-k- meditsinskoy-deyatelnosti-studentov-spetsialnosti-akusherskoe-delo(дата обращения: 18.05.2022).
77. Чернявская, Г. К. Самопознание и самореализация личности.
Методологические проблемы: автореф. дис. ... докт. психол. наук / Г. К. Чернявская. - М. : Психология, 2011.
78.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И Чеснокова. - М., 1977.
79.Шумовская О.А., Чернецкая Н.И., Овчинникова М.В., Петерсон О.Д., Петрова Е.В. Оценка эффективности программы психологической подготовки студентов специальности «Акушерское дело» // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZotsenka-effektivnosti-programmy- psihologicheskoy-podgotovki-studentov-spetsialnosti-akusherskoe-delo (дата обращения: 18.05.2022).
80.Эннс, Е. А. Особенности формирования профессионального самосознания в период профессионального обучения / Е. А. Эннс. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С.
124-127. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3499/ (дата
обращения: 10.05.2022).
81.Яценко Д.А. Методология психологии, ее предмет и связь с другими отраслями научной психологии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-psihologii-ee-predmet-i- svyaz-s-drugimi-otraslyami-nauchnoy-psihologii(дата обращения: 19.05.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ