ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ КАК СРЕДСТВО СИСТЕМАТИЗАЦИИ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ 11
1.1. Основы портальной технологии. Образовательные порталы 11
1.2. Психолого-педагогические аспекты использования портальной
технологии 33
1.3. Организация представления учебной информации на портале 60
ВЫВОДЫ 84
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА В УЗА 87
2.1 Анализ существующих российских образовательных порталов 87
2.1.1 Модель портала среды дистанционного образования 87
2.1.2 Модель информационно-справочного портала в системе центр- регион 90
2.1.3 Модель Российского образовательного портала 94
2.1.4 Российский портал открытого образования 103
2.1.5 Модель специализированного образовательного портала 108
2.2 Модель информационно-образовательного портала вуза 110
2.3 Оценка эффективности использования информационно¬образовательного портала вуза 128
ВЫВОДЫ 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
Библиографический список 147
Приложение 164
I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ 11
1.1. Основы портальной технологии. Образовательные порталы 11
1.2. Психолого-педагогические аспекты использования портальной
технологии 33
1.3. Организация представления учебной информации на портале 60
ВЫВОДЫ 84
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА В УЗА 87
2.1 Анализ существующих российских образовательных порталов 87
2.1.1 Модель портала среды дистанционного образования 87
2.1.2 Модель информационно-справочного портала в системе центр- регион 90
2.1.3 Модель Российского образовательного портала 94
2.1.4 Российский портал открытого образования 103
2.1.5 Модель специализированного образовательного портала 108
2.2 Модель информационно-образовательного портала вуза 110
2.3 Оценка эффективности использования информационно¬образовательного портала вуза 128
ВЫВОДЫ 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
Библиографический список 147
Приложение 164
Актуальность исследования. В условиях формирования и развития единого образовательного информационного пространства особое значение приобретает информационное обеспечение, эффективное использование информационных и коммуникационных технологий во всех видах вузовской деятельности. Как указывается в Концепции создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России, эффективное управление отраслью возможно только при условии создания единой национальной информационно- образовательной среды, оснащения образовательных учреждений электронными средствами обучения и телекоммуникационными средствами доступа к информационно-образовательным ресурсам.
Дальнейшее развитие информатизации высшей школы требует комплексного решения задач, связанных с созданием федерального информационного пространства на базе объединения региональных и университетских информационно- транспортных сетей, информационных систем и образовательных программ. Среди основных проблем можно выделить следующие:
1. Создание единого информационного пространства вуза с полной компьютеризацией всех административно- хозяйственных служб, библиотек, учебных подразделений (кафедр, деканатов, учебной части, ректората), подключение к региональным, федеральным и международным сетям.
3. Разработка специализированных и универсальных учебно-методических комплексов на базе новых информационных технологий, предоставляющих возможности самообучения и самоконтроля студентов.
4. Создание эффективной методики квалиметрии образования на федеральном и региональном уровнях и различных систем оценки знаний обучаемых, качества учебного процесса, качества преподавания, методов проведения тестирования и т. д .
На настоящий момент наиболее рациональным средством решения перечисленных задач является портальная технология, обеспечивающая развитие единого информационного пространства, позволяющая организовать использование информационных ресурсов и управление информационными потоками вуза.
Важнейшим направлением развития единого образовательного информационного пространства в вузе является использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития; разработку средств информационно- технологической поддержки и развития учебного процесса; обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации; подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров университета, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Целью создания образовательных порталов является организация и осуществление образовательных программ в единой информационной образовательной среде РФ с использованием технологии дистанционного обучения. Разработка этой системы позволит повысить качество и доступность образования, решить сложные задачи систематизации и структурирования учебной информации.
Заметим, что пока отсутствует системный подход к реализации программы по развитию единой образовательной информационной среды в стране, планируются и выполняются лишь фрагменты целостной деятельности.
Содержательными недостатками (ограничениями) большинства работ по созданию единой образовательной среды в стране были следующие: слабость аналитической подготовки, неясность содержательных ориентиров, бессистемность.
Большинство работ в области информатизации образования было ориентировано не на достижение нового качества образованых результатов. Поэтому фактически предлагалось использовать ИКТ для выживания традиционных подходов и структур. Именно поэтому все программы изначально строились как сумма таких компонентов, как материальная база, содержание, кадры и т .п. Это, безусловно, важные компоненты, но построение программ на их основе и приводит к ориентации на «вложения».
Отметим, что мировая практика показывает, что имеется два типа содержательных ориентиров работ в области информатизации. К первому типу ориентиров относится расширение доступности образования за счет применения ИКТ. Надо отметить, что под этим понимается не только и не столько расширение доступа студентов к средствам информатизации, но обеспечение гибкого и непрерывно¬го образования (образование длиной в жизнь). В этом случае индикатором успешности работ стало бы увеличение числа обучающихся.
Ко второму типу ориентиров относится изменение качества образования: усиление роли самостоятельного обучения, освоение новых информационных технологий, использование дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае индикатором успешности могли бы стать расширение использования новых ресурсов в обучении, увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе и . т .п.
Создание информационно- образовательных порталов позволяет достичь указанных выше содержательных ориентиров. Всем этим и определяется актуальность данного научного исследования.
Психолого-педагогические основы использования инфокоммуникационных технологий отражены в работах А.Г . Асмолова, В.П. Беспалько, А.Я.Ваграменко, Ю.М.Горвица, К.К.Колина, В. В. Лаптева, М. П. Лапчика, Е. И. Машбица, В.С.Меськова, И.А.Мизина, А.Б.Орлова, Е.Н.Пасхина, Е.С.Полата, И.В.Роберт, Н.С.Розова, В.А.Сластенина, В.Л.Ускова, Н.Г.Ярошенко. Использованию телекоммуникационных технологий в обучении и управлении учебным процессом посвящены работы Н.А.Аминова, М.Н. Берулавы, Ю.С. Брановского, С.Г. Григорьева, В.С. Леднева,A.В. Могилева, Н.И. Пака, Ю.А. Первина, Л.С. Подымовой,B.И. Пугача, И.А.Румянцева, В.А. Тихонова, А.Ю. Уварова,C. С. Фомина, А.В. Хорошилова, Л.Д. Чайновой, В.Е. Яценко. Работы этих авторов явились методологической основой исследования.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности научно-методических основ создания и методики использования информационно-образовательных порталов с позиций систематизации и структурирования учебной информации, различных моделей порталов.
Цель исследования состояла в выявлении научно¬методических основ и психолого-педагогических особенностей использования информационно-образовательных порталов для систематизации и структурирования учебной информации, для организации разноуровневого доступа к информационно-образовательным ресурсам.
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов университета.
Предмет исследования - образовательные порталы как средство систематизации и структурирования информации.
Задачи исследования:
1) проанализировать состояние и перспективы развития портальной технологии в аспекте формирования единого информационного образовательного пространства;
3) выделить научно- методические основы представления учебной информации в информационно- образовательных порталах, ее систематизации и структурирования;
4) провести анализ существующих подходов к созданию информационно- образовательных порталов;
5) разработать модель информационно- образовательного портала вуза в аспекте представления его информационного наполнения;
6) оценить эффективность разработанной модели информационно- образовательного портала для профессиональной подготовки специалистов.
Гипотеза исследования строилась на предположении, что логическое упорядочивание информации, ее систематизация и структурирование с использованием портальной технологии позволит достичь следующих содержательных ориентиров: расширения доступности образования и изменения качества образования.
Научная новизна исследования:
- разработаны научно- методические основы информационно¬го наполнения порталов с позиций систематизации и структурирования учебной информации;
- выявлены психолого- педагогические аспекты использования портальной технологии в образовании;
- спроектирована модель информационного наполнения портала вуза.
Теоретическая значимость исследования:
- теоретически обоснованы условия использования порталь
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель представления информации на портале вуза может быть использована для организации и управления учебным процессом в системе высшего профессионального образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Информационно-образовательный портал вуза позволяет структурировать и систематизировать учебную информацию, обеспечивает обучающихся и преподавателей разноуровневым доступом к учебным материалам и образовательным сервисам.
2. Структуры и предоставляемые сервисы образовательного портала позволяют легко адаптировать его информационное наполнение к задачам организации учебного процесса, учитывают индивидуальные особенности и специфические потребности обучающихся и преподавателей, оставляют возможность дальнейшего расширения системы по мере роста образовательной информации и количества одновременно работающих пользователей.
3. Распределение ресурсов на портале посредством механизма разноуровневого доступа позволяет организовать работу пользователей с большими объемами обновляемой и пополняемой образовательной информацией в различных дифференцированных режимах из множественных гетерогенных источников, подобранный и структурированный контент является важным условием, обеспечивающим соответствие содержания целям и задачам обучения, а также способностям и потребностям учащихся.
4. Использование портальной технологии в образовании пере¬водит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяя
задействовать как можно большее количество каналов передачи информации и способов усвоения новых знаний, что повышает доступность и качество образования.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования докладывались на ежегодных научно- методических конференциях Ставропольского государственного университета; научно-методической конференции «XXI век - век образования» (Ставрополь, 2001), на региональных научно¬методических конференциях «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2000-2003); Всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» (Санкт-Петербург, 2002). Результаты исследования были обсуждены на научно-методических семинарах кафедры информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом Ставропольского государственного университета (Ставрополь, 2001-2004). Материалы диссертации внедрены в курсы лекций, лабораторных и практических занятий в Ставропольском государственном университете.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обусловлена использованием методов исследования, адекватных его предмету и задачам, а также методологической обоснованностью теоретических положений и использованием математического аппарата для оценки результатов исследования.
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 5 работ.
Дальнейшее развитие информатизации высшей школы требует комплексного решения задач, связанных с созданием федерального информационного пространства на базе объединения региональных и университетских информационно- транспортных сетей, информационных систем и образовательных программ. Среди основных проблем можно выделить следующие:
1. Создание единого информационного пространства вуза с полной компьютеризацией всех административно- хозяйственных служб, библиотек, учебных подразделений (кафедр, деканатов, учебной части, ректората), подключение к региональным, федеральным и международным сетям.
3. Разработка специализированных и универсальных учебно-методических комплексов на базе новых информационных технологий, предоставляющих возможности самообучения и самоконтроля студентов.
4. Создание эффективной методики квалиметрии образования на федеральном и региональном уровнях и различных систем оценки знаний обучаемых, качества учебного процесса, качества преподавания, методов проведения тестирования и т. д .
На настоящий момент наиболее рациональным средством решения перечисленных задач является портальная технология, обеспечивающая развитие единого информационного пространства, позволяющая организовать использование информационных ресурсов и управление информационными потоками вуза.
Важнейшим направлением развития единого образовательного информационного пространства в вузе является использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития; разработку средств информационно- технологической поддержки и развития учебного процесса; обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации; подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров университета, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Целью создания образовательных порталов является организация и осуществление образовательных программ в единой информационной образовательной среде РФ с использованием технологии дистанционного обучения. Разработка этой системы позволит повысить качество и доступность образования, решить сложные задачи систематизации и структурирования учебной информации.
Заметим, что пока отсутствует системный подход к реализации программы по развитию единой образовательной информационной среды в стране, планируются и выполняются лишь фрагменты целостной деятельности.
Содержательными недостатками (ограничениями) большинства работ по созданию единой образовательной среды в стране были следующие: слабость аналитической подготовки, неясность содержательных ориентиров, бессистемность.
Большинство работ в области информатизации образования было ориентировано не на достижение нового качества образованых результатов. Поэтому фактически предлагалось использовать ИКТ для выживания традиционных подходов и структур. Именно поэтому все программы изначально строились как сумма таких компонентов, как материальная база, содержание, кадры и т .п. Это, безусловно, важные компоненты, но построение программ на их основе и приводит к ориентации на «вложения».
Отметим, что мировая практика показывает, что имеется два типа содержательных ориентиров работ в области информатизации. К первому типу ориентиров относится расширение доступности образования за счет применения ИКТ. Надо отметить, что под этим понимается не только и не столько расширение доступа студентов к средствам информатизации, но обеспечение гибкого и непрерывно¬го образования (образование длиной в жизнь). В этом случае индикатором успешности работ стало бы увеличение числа обучающихся.
Ко второму типу ориентиров относится изменение качества образования: усиление роли самостоятельного обучения, освоение новых информационных технологий, использование дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае индикатором успешности могли бы стать расширение использования новых ресурсов в обучении, увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе и . т .п.
Создание информационно- образовательных порталов позволяет достичь указанных выше содержательных ориентиров. Всем этим и определяется актуальность данного научного исследования.
Психолого-педагогические основы использования инфокоммуникационных технологий отражены в работах А.Г . Асмолова, В.П. Беспалько, А.Я.Ваграменко, Ю.М.Горвица, К.К.Колина, В. В. Лаптева, М. П. Лапчика, Е. И. Машбица, В.С.Меськова, И.А.Мизина, А.Б.Орлова, Е.Н.Пасхина, Е.С.Полата, И.В.Роберт, Н.С.Розова, В.А.Сластенина, В.Л.Ускова, Н.Г.Ярошенко. Использованию телекоммуникационных технологий в обучении и управлении учебным процессом посвящены работы Н.А.Аминова, М.Н. Берулавы, Ю.С. Брановского, С.Г. Григорьева, В.С. Леднева,A.В. Могилева, Н.И. Пака, Ю.А. Первина, Л.С. Подымовой,B.И. Пугача, И.А.Румянцева, В.А. Тихонова, А.Ю. Уварова,C. С. Фомина, А.В. Хорошилова, Л.Д. Чайновой, В.Е. Яценко. Работы этих авторов явились методологической основой исследования.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности научно-методических основ создания и методики использования информационно-образовательных порталов с позиций систематизации и структурирования учебной информации, различных моделей порталов.
Цель исследования состояла в выявлении научно¬методических основ и психолого-педагогических особенностей использования информационно-образовательных порталов для систематизации и структурирования учебной информации, для организации разноуровневого доступа к информационно-образовательным ресурсам.
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов университета.
Предмет исследования - образовательные порталы как средство систематизации и структурирования информации.
Задачи исследования:
1) проанализировать состояние и перспективы развития портальной технологии в аспекте формирования единого информационного образовательного пространства;
3) выделить научно- методические основы представления учебной информации в информационно- образовательных порталах, ее систематизации и структурирования;
4) провести анализ существующих подходов к созданию информационно- образовательных порталов;
5) разработать модель информационно- образовательного портала вуза в аспекте представления его информационного наполнения;
6) оценить эффективность разработанной модели информационно- образовательного портала для профессиональной подготовки специалистов.
Гипотеза исследования строилась на предположении, что логическое упорядочивание информации, ее систематизация и структурирование с использованием портальной технологии позволит достичь следующих содержательных ориентиров: расширения доступности образования и изменения качества образования.
Научная новизна исследования:
- разработаны научно- методические основы информационно¬го наполнения порталов с позиций систематизации и структурирования учебной информации;
- выявлены психолого- педагогические аспекты использования портальной технологии в образовании;
- спроектирована модель информационного наполнения портала вуза.
Теоретическая значимость исследования:
- теоретически обоснованы условия использования порталь
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель представления информации на портале вуза может быть использована для организации и управления учебным процессом в системе высшего профессионального образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Информационно-образовательный портал вуза позволяет структурировать и систематизировать учебную информацию, обеспечивает обучающихся и преподавателей разноуровневым доступом к учебным материалам и образовательным сервисам.
2. Структуры и предоставляемые сервисы образовательного портала позволяют легко адаптировать его информационное наполнение к задачам организации учебного процесса, учитывают индивидуальные особенности и специфические потребности обучающихся и преподавателей, оставляют возможность дальнейшего расширения системы по мере роста образовательной информации и количества одновременно работающих пользователей.
3. Распределение ресурсов на портале посредством механизма разноуровневого доступа позволяет организовать работу пользователей с большими объемами обновляемой и пополняемой образовательной информацией в различных дифференцированных режимах из множественных гетерогенных источников, подобранный и структурированный контент является важным условием, обеспечивающим соответствие содержания целям и задачам обучения, а также способностям и потребностям учащихся.
4. Использование портальной технологии в образовании пере¬водит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяя
задействовать как можно большее количество каналов передачи информации и способов усвоения новых знаний, что повышает доступность и качество образования.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования докладывались на ежегодных научно- методических конференциях Ставропольского государственного университета; научно-методической конференции «XXI век - век образования» (Ставрополь, 2001), на региональных научно¬методических конференциях «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2000-2003); Всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» (Санкт-Петербург, 2002). Результаты исследования были обсуждены на научно-методических семинарах кафедры информационных технологий в обучении и управлении учебным процессом Ставропольского государственного университета (Ставрополь, 2001-2004). Материалы диссертации внедрены в курсы лекций, лабораторных и практических занятий в Ставропольском государственном университете.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обусловлена использованием методов исследования, адекватных его предмету и задачам, а также методологической обоснованностью теоретических положений и использованием математического аппарата для оценки результатов исследования.
Публикации. По материалам диссертации опубликовано 5 работ.
Развитие информационного общества, одной из характеристик которого является открытость информационного пространства, стирание временных и территориальных границ, обуславливает переход всего образования в новую плоскость существования. Развитие единого информационного образовательного пространства впервые за всю историю человечества предоставляет возможность без- барьерного обращения к любому источнику информации. Такая открытость и доступность образования обусловлена широким использованием в качестве транспортной среды инфокоммуникационных технологий, в частности, портальной технологии.
Портал, представляющий собой средство обеспечения разноуровневого доступа к информационным ресурсам, сервисам и службам, обладает огромным потенциалом в области образования. В общем случае портал вуза представляет собой мультисервисный сайт, несущий определенную тематическую направленность, соответствующую деятельности конкретного учебного заведения. В настоящее время в Ставропольском государственном университете идет работа по созданию такого информационно-образовательного портала.
Разработка информационно-образовательного портала вуза включает в себя решение многих задач - методических, организационных, информационных и технологических. Одним из ключевых этапов для эффективного функционирования портала является определение информационного наполнения портала - представленной учебной информации, структуры предоставляемых информационно¬образовательных ресурсов и сервисов, а также выделение групп пользователей, имеющих доступ к ресурсам портала.
В представленном исследовании была поставлена цель вы¬явить научно-методические основы и психолого-педагогические особенности использования портальной технологии в образовании.
Приведем основные результаты исследования:
1. Рассмотрены психолого-педагогические аспекты использования портальной технологии в образовании. Описано понятие образовательного портала. Выделены признаки и характеристики информационно-образовательного портала вуза.
2. На основе анализа существующих теорий усвоения знаний рассмотрены вопросы организации использования портальной технологии в образовании.
3. Определены различные подходы к представлению образовательной информации на портале, проведен анализ проблем, связанных с отбором информационно-учебного наполнения, выделены принципы и методы структурирования и систематизации учебной информации на портале.
4. Проведен анализ уже существующих российских порталов, функционирующих в сфере образования, определены сильные и слабые стороны реализованных моделей взаимодействия пользователей с образовательными портальными технологиями.
5. Рассмотрены образовательные ресурсы Интернет, содержание подготовки студентов филологических факультетов и учителей-предметников к использованию глобальной сети Интернет в образовательном процессе, в их профессиональной деятельности.
6. Разработана модель информационно-образовательного портала вуза, определена структура образовательного контента портала, выделены группы пользователей, разработан механизм разноуровневого доступа к информационно-образовательным ресурсам и сервисам портала.
7. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности использования разработанной структуры представления учебной информации на портале в профессиональной подготовке студентов, подтверждающая правильность гипотезы диссертационного исследования.
В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. Образовательный портал вуза является средством, позволяющим структурировать и систематизировать образовательные ресурсы, обеспечить учащихся и преподавателей разноуровневым доступом к учебным материалам и образовательным сервисам.
2. Открытость модульной структуры образовательного портала позволяет легко адаптировать его контент к задачам организации учебного процесса, учитывать индивидуальные особенности и специфические потребности учащихся и преподавателей, оставляет возможность дальнейшего расширения системы по мере роста образовательной информации и количества одновременно работающих пользователей.
3. Сервисы портала, в частности персонализация для конечных пользователей, позволяет организовать клиентское место - создать пользовательскую рабочую среду, которая позволила бы устранить информационные перегрузки, обеспечила доступ учащихся к информационным ресурсам в наиболее удобном, консолидированном виде.
4. Распределение ресурсов на портале посредством механизма разноуровневого доступа позволяет организовать работу пользователей с большими объемами обновляемой и пополняемой образовательной информации в различных дифференцированных режимах, подобранный и структурированный контент является важным условием, обеспечивающим соответствие содержания целям и задачам
обучения, а также способностям и потребностям учащихся.
5. Портал предоставляет возможность активного доступа и отображения информации из множественных гетерогенных источников (реляционных, многомерных баз данных, систем управления документами, систем электронной почты, Web-серверов, новостных каналов и т.д.), что переводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяя задействовать как можно большее количество каналов передачи информации и способов усвоения новых знаний.
Дальнейшее развитие образовательных портальных технологий будет связано с проектированием систем автоматической раз¬работки образовательного контента портала, дальнейшей отработки механизмов эффективного взаимодействия пользователей - учащихся и преподавателей - с портальной технологией, расширением объема доступных сервисов и служб, которые позволили бы дальше оптимизировать процесс приобретения нового знания, обеспечили интеграцию инфокоммуникационных технологий в повседневную жизнь учащихся и преподавателей.
Портал, представляющий собой средство обеспечения разноуровневого доступа к информационным ресурсам, сервисам и службам, обладает огромным потенциалом в области образования. В общем случае портал вуза представляет собой мультисервисный сайт, несущий определенную тематическую направленность, соответствующую деятельности конкретного учебного заведения. В настоящее время в Ставропольском государственном университете идет работа по созданию такого информационно-образовательного портала.
Разработка информационно-образовательного портала вуза включает в себя решение многих задач - методических, организационных, информационных и технологических. Одним из ключевых этапов для эффективного функционирования портала является определение информационного наполнения портала - представленной учебной информации, структуры предоставляемых информационно¬образовательных ресурсов и сервисов, а также выделение групп пользователей, имеющих доступ к ресурсам портала.
В представленном исследовании была поставлена цель вы¬явить научно-методические основы и психолого-педагогические особенности использования портальной технологии в образовании.
Приведем основные результаты исследования:
1. Рассмотрены психолого-педагогические аспекты использования портальной технологии в образовании. Описано понятие образовательного портала. Выделены признаки и характеристики информационно-образовательного портала вуза.
2. На основе анализа существующих теорий усвоения знаний рассмотрены вопросы организации использования портальной технологии в образовании.
3. Определены различные подходы к представлению образовательной информации на портале, проведен анализ проблем, связанных с отбором информационно-учебного наполнения, выделены принципы и методы структурирования и систематизации учебной информации на портале.
4. Проведен анализ уже существующих российских порталов, функционирующих в сфере образования, определены сильные и слабые стороны реализованных моделей взаимодействия пользователей с образовательными портальными технологиями.
5. Рассмотрены образовательные ресурсы Интернет, содержание подготовки студентов филологических факультетов и учителей-предметников к использованию глобальной сети Интернет в образовательном процессе, в их профессиональной деятельности.
6. Разработана модель информационно-образовательного портала вуза, определена структура образовательного контента портала, выделены группы пользователей, разработан механизм разноуровневого доступа к информационно-образовательным ресурсам и сервисам портала.
7. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности использования разработанной структуры представления учебной информации на портале в профессиональной подготовке студентов, подтверждающая правильность гипотезы диссертационного исследования.
В ходе исследования были получены следующие выводы:
1. Образовательный портал вуза является средством, позволяющим структурировать и систематизировать образовательные ресурсы, обеспечить учащихся и преподавателей разноуровневым доступом к учебным материалам и образовательным сервисам.
2. Открытость модульной структуры образовательного портала позволяет легко адаптировать его контент к задачам организации учебного процесса, учитывать индивидуальные особенности и специфические потребности учащихся и преподавателей, оставляет возможность дальнейшего расширения системы по мере роста образовательной информации и количества одновременно работающих пользователей.
3. Сервисы портала, в частности персонализация для конечных пользователей, позволяет организовать клиентское место - создать пользовательскую рабочую среду, которая позволила бы устранить информационные перегрузки, обеспечила доступ учащихся к информационным ресурсам в наиболее удобном, консолидированном виде.
4. Распределение ресурсов на портале посредством механизма разноуровневого доступа позволяет организовать работу пользователей с большими объемами обновляемой и пополняемой образовательной информации в различных дифференцированных режимах, подобранный и структурированный контент является важным условием, обеспечивающим соответствие содержания целям и задачам
обучения, а также способностям и потребностям учащихся.
5. Портал предоставляет возможность активного доступа и отображения информации из множественных гетерогенных источников (реляционных, многомерных баз данных, систем управления документами, систем электронной почты, Web-серверов, новостных каналов и т.д.), что переводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяя задействовать как можно большее количество каналов передачи информации и способов усвоения новых знаний.
Дальнейшее развитие образовательных портальных технологий будет связано с проектированием систем автоматической раз¬работки образовательного контента портала, дальнейшей отработки механизмов эффективного взаимодействия пользователей - учащихся и преподавателей - с портальной технологией, расширением объема доступных сервисов и служб, которые позволили бы дальше оптимизировать процесс приобретения нового знания, обеспечили интеграцию инфокоммуникационных технологий в повседневную жизнь учащихся и преподавателей.
Подобные работы
- Образовательные порталы, как средство систематизации и структурирования информации
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Личный сайт учителя иностранного языка как императив современного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ КАК СРЕДСТВО
СИСТЕМАТИЗАЦИИ И СТРУКТУРИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2004 - АРХИВНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРАШЕМЫХ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - ПРОЕКТ «МОНИТОРИНГ 1Т-КОНФЕРЕНЦИЙ»: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ IT-РЕКРУТЕРА НА СОВРЕМЕННОМ КАДРОВОМ РЫНКЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2024



