Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ, ТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ

Работа №28689

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы152
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Проблема коммуникации и факторов, обеспечивающих коммуникативные тенденции ....8
§1. Изучение коммуникативных процессов в психологии 8
§2. Изучение детерминант коммуникативного поведения в психологии.... 15
§3. Исследование "образа - Я" в психологии 23
§4. Операциональные единицы в социальной перцепции 34
Глава 2. Экспериментальное исследование факторов, определяющих коммуникативные тенденции в системе личности 39
§1. Выявление групп, различающихся по уровню потребности в коммуникации 39
§2. Определение объективных характеристик испытуемых 45
§3. Изучение представлений человека о собственных качествах и качествах людей, составляющих окружение 54 ■
§4. Выявление тенденций самооценивания личности 87
§5. Выявление особенностей социальной перцепции 97
Глава 3. Выделение факторов, влияющих на коммуникацию 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
БИБЛИОГРАФИЯ 140


Актуальность темы. Интерес психологов к коммуникативной сфере личности объясняется стремлением исследователей решить ряд проблем, замыкающихся на коммуникации. В социокультурном плане остается центральной проблема коммуникации, обеспечивающей согласованность поведения отдельных личностей, а также социальных и этнических групп. В психологическом плане проблема преодоления замкнутости, закрытости личности также является одной из ведущих.
Внимание к этим проблемам задается потребностями общества в установлении или восстановлении связей между людьми для решения собственно общественных задач: социальных, политических, экономических. Данные потребности общества обусловлены наличием следующего ряда проблем, проявляющихся на уровне общества и отдельно взятой личности. Раскроем эти проблемы.
• В последнее время в Российской Федерации возникли многочисленные группы, противостоящие друг другу, замкнутые в своих концепциях. Для достижения консенсуса, необходимого для демократического управления страной, важно установление позитивной коммуникации.
• В системе образования возможность формирования коммуникативных связей между учителем и учеником остается острой проблемой, так как стремление к коммуникации остается либо односторонним, либо нерезультативным, поскольку не учитываются факторы, обеспечивающие реализацию этого стремления.
• Общая коммуникативная культура большого числа людей разных поколений, являясь недостаточной, затрудняет продуктивность установления связей, что приводит к общей невротизации граждан.
Все это свидетельствует о потребности общества в научной информации о закономерностях построения коммуникации, на основе


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературных источников показал, что поиск факторов, обеспечивающих коммуникативную тенденцию, не включал анализ представлений людей о силе и слабости своих качеств.
Применение классификации личностных качеств по семантико¬функциональному критерию для обработки данных, полученных с помощью диагностических методик, в которых в качестве стимула, либо результата обследования выступают операциональные единицы, расширяет диагностические возможности этих методик, позволяя систематизировать материал для его статистической обработки.
Оказалось возможным выделение групп качеств наиболее привлекательных для людей исследуемой популяции. Привлекательными являются качества четырех блоков: построение отношений, свобода общения, эмоциональная устойчивость, деловая эффективность. Оценка выраженности этих качеств у другого человека определяет характер отношения к нему.
Выделены группы качеств (деловая эффективность, конвенциональность), о выраженности которых в первую очередь заявляют испытуемые. Выбор той или иной группы качеств для демонстрации является признаком сформировавшейся у личности тенденции.
Применение широко известных объективных диагностических методик позволило не только получить данные, имеющие критериальное значение по отношению к показателям других методик, входящих в диагностический блок, но и позволило выявить ряд закономерностей. Так, показатели высоко коммуникативных по методике MMPI свидетельствуют о низкой напряженности лиц этой группы, следовательно, коммуникативная деятельность снимает напряжение, оздоравливает личность.
Содержательный анализ отдельных шкал (гипомании - MMPI, экстраверсии - EPI), имеющих интегральный характер, позволил сделать вывод о том, что интегративные параметры могут быть связаны с отдельной сферой реализации лишь частью своих компонентов.
Анализ данных по результатам исследования особенностей социальной перцепции показал, что сформированная коммуникативная тенденция проявляется и на перцептивном уровне, организуя поиск и выделение определенных личностных качеств у другого человека.
Примененные в исследовании методы позволили выделить специфические факторы, определяющие усиление коммуникативной тенденции.
Основные выводы исследования:
Коммуникативная тенденция является достаточно мощной, значимой для существования личности, поскольку именно в коммуникативном поле решаются многие индивидуальные проблемы.
Начало коммуникации связано с анализом характеристик другого человека на предмет возможностей развития с ним отношений и общения.
Всякая коммуникативная тенденция всегда означает включение личностных качеств индивида, определяющих конечную результативность реализации тенденции.
Факторами, усиливающими коммуникативные тенденции, являются:
- представление о силе выраженности качеств, способствующих преодолению препятствий;
- самооценка коммуникативных возможностей;
- приписывание коммуникативности социальному окружению.
Конвенциональность как стратегия установления коммуникации оказывается слабо эффективной.
Возникшая коммуникативная тенденция может быть предметом коррекции со стороны ее сформировавшего индивида и может быть переструктурирована, если она недостаточно эффективна. 



1. Амяга Н.В. Самораскрытие педагога в общении со
психол.наук. - М., 1989. - 238 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М.: Педагогика,
1982.
3. Андреева Г.М. Процессы казуальной атрибуции в межличностных восприятиях. Вопр...., 1979, №6, с.26-37.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994. - 324 с.
5. Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги расследования. Психологических журнал. 1992, Т.13, №5, с. 12-25.
6. Артемова Е.Ю. Человек в субъективной семантике. М, 1980, 128 с.
•темова Е.Ю., Ковалев А.Г., Семмлет Н.В. Изображение как
инструмент измерения межличностных отношений. Вопр...., 1990, №2, с. 120- 125.
8. Артемова Е.Ю., Назарова Л.С. Об изучении перцентивных универсалий. Психология исследований. М, 1977, с.3-10.
9. Барабанщиков В.А., Кольцова В.А. Гуманизм, системность, общение. Психологический журнал. 1992, Т. 13, №3, с.6-13.
10. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психологии. - М., “Медицина”, 1976. - 186 с.
11. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. /Общ. ред. М.С.Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992.- 399 с.: ил.
12. Берн Э. Секс в человеческой любви: Пер. с англ. - М.: Изд. произв. об-е "ИКС”, 1990. - 223 с. 
13. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
14. Бодалёв А.А. Личность в общении: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.
15. Бодалёв А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Московского университета, 1988. - 188 с.
16. Божович Л.И., Славин Л.С., Ендовицкая Т.В. Психологическое изучение произвольного внимания // Вопросы психологии. - 1976. - №4. - С.115-127.
17. Брудный А.А. Мир общения. - Фр. 1977.
18. Брудный А.А. Семантика языка и психология человека. О соотношении языка, сознания и действительности. - Фр. 1972.
19. Брудный А.А. Сознание и понимание. - Фр. 1982.
20. Брудный А.А. Философско-методические проблемы теории общения. - Фр. 1982.
21. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта. Вопросы психологии, 1993, №5. - С. 99-
105.
22. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения при общении. -М., 1983.
23. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Автор дисс. канд. псих. наук. - М., 1977.
24. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - М.: Мир, 1992.
25. Голдберг Л.С., Шмелев А.Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт. "Большая пятерка" докторов в английском и русском языках. Психологические журналы, 1993. Т.14, №4., - С. 32-39.
26. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать.: Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер с англ. /Общ. ред. и
послесл. Л.А.Петровской. - М.: Изд.группа "Прогресс", "Прогресс. Универе",
1995. - 336 с.: ил.
27. Дридзе Т.М. Психология общения. - Рига, 1979.
28. Дридзе Т.М. Смысловое восприятие речевого сообщения. - М.,
1975.
29. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации- “ М.: Наука, 1984.
30. Дьяконов Г.В. Психология первичного впечатления о другом человеке. Автор дисс. канд. псих. наук. - М., 1979.
31. Жуков Ю.М., Точность и дифференцированность межличностного восприятия. Автор дисс. канд. псих. наук. - М., 1981.
32. Залевская А.А. Психолингвистическое исследование принципов организации лексикона человека. - Л., 1980.
33. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. Психолингвистическое исследование. - Вор.: Изд-во Вор. ун-та., 1990. - 208 с.
34. Зачесова И.А., Павлова Н.Д. Отражение в речи особенностей взаимодействия партнеров общения. Вопр. психол. 1990, №1, с. 136-139.
35. Зимняя И.А. Предметный план речевой деятельности. - Саратов, 1988.
36. Зимняя И.А. Проблемы речевой деятельности. - М. 1983.
37. Зимняя И.А. Психологический механизм порождения и восприятия текста. - М. 1985.
38. Зимняя И.А. Психология слушания и говорения. - М. 1973.
39. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. - М. 1976.
40. Знаков В.В. Категория правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания // Вопросы психологии. - 1994. - №2. - С.55-63.
41. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания //Вопросы психологии. - 1993. -№2. - С.9-16.
42. Знаков В.В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности // Психологический журнал. - Т. 14. - №5. - 1993. - С. 13-23.
43. Иванов А.Н., Заика Е.В. Методика исследования коммуникативных установок личности. Вопр. психол., 1991, №5, с. 162-166.
44. Иванов П.Н. Влияние некоторых индивидуально-психологических особенностей на процесс общения. Автор, канд. псих. наук. - М. 1985.
45. Клименко А.П. Вопросы психолого-лингвистического изучения семантики. - Минск, 1970.
46. Климов Е.А. Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности: Материалы симпозиума: Соотношение биологического и социального в человеке. - М.: Всерос. науч, об-во невропатологов и психиатров. ИП АН СССР, 1975. - С.210-220.
47. Ковалев А.Г. Психология личности. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
48. Ковалев Г.А. Проблемы развития социально-перцептивных способностей и вопросы организации социально-психологического тренинга (Вопросы формирования всестороннего развития личности учеников), 1986.
с. 14-25.
49. Козлова И.Н. Личность как система конструктов. (Системные исследования). Ежегодник. Н. 1976, - с. 128-146.
50. Колесов Д.В. Эволюция психики и природы наркотизма. - М.: Педагогика, 1991. - 312 с.
51. Коломинский Я.Л. Психология общения. - М.: "Знание", 1974.
52. Комарова Т.К., Кондратьева С.В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности. Психолог, журн. 1991. Т.12, №3, с. 30-37.
53. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
54. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащихся. - Л.
1976.
55. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащихся. Вопр. псих., 1980, №5, - с. 143-168.
56. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения. Вопр. психол., 1990, №2, - с. 62-69.
57. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ. - 207 с.
58. Кудрявцев И.А., Сафдаков Ф.С., Тхостов А.Ш., Савина О.Ф. Структурно-иерархическая организация самооценки у аномальных (психопатических) личностей в кризисной ситуации. Псих, журн., 1991. Т.12, №3, - с.45-56.
59. Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н.Мясищева. Психол. журн., 1992. Т.12, №3, - с. 140-148.
60. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. - 271 с.
61. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М. 1979.
62. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В.В.Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 381 с.
63. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика,
1986. - 144 с.
64. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 1991. - 296с.
65. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУ, 1979.
66. Майерс Д. Социальная психология.Питер,1997.
67. Макацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. -М.: Просвещение, 1991. -191 с.
68. Мартинович Г.А. Типы вербальных связей и отношений в ассоциативном поле. Вопр. псих., 1990, №2, - с. 143-146.
69. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой,
А.И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 295 с.
70. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 1986. - 256 с.
71. Мерлин В.С. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности И Психология формирования и развития личности. - М.,
1981. -С.87-106.
72. Мудрик А.В. Общение как педагогическая проблема. - М., 1979.
73. Мшвидобадзе Р.Т. Распознавание социальных установок через грамматические параметры речи. Автореф. дисс. канд. псих, наук, - Тбилиси,
1984.
74. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией
А.А.Бодалева. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 356 с.
75. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976. - 336 с.
76. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979. - 151 с.
77. Общая психодиагностика: основы психодиагностики,
немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под. ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 304 с.
78. Общение. Текст. Высказывание. - М.: Наука, 1989. - 175 с.
79. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкуркин В.И. Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. - М., 1976. - 110 с.
80. Павлова Н.Д. Коммуникативная семантика речи. Психол. журнал.
1991. Т12, №2, - с. 105-113.
81. Панферов В.Н. Психология общения / Вопросы философии. - 1971. - №7.
82. Парыгмн Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., "Мысль", 1971. - 348 с.
14.6
83. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988, 250 с.
84. Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания. Вопросы психологии, 1982, №5, - с. 23-35.
85. Петрова С.М. Мотивационная обусловленность Я - концепции личности в юношеском возрасте. Автор дисс. канд. псих. наук. - С.- Петербург, 1995.
86. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982. - 168 с.
87. Петровский А.В. К построению модели развития личности в переходном возрасте. И Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. - М., 1984. - С.36-45.
88. Петровский А.В. К построению социально-психологической теории коллектива//Вопросы философии. - 1973. - №12. - С.71-81.
89. Петровский А.В. О некоторых феноменах межличностного взаимодействия в коллективе. И Методология и методы социальной психологии. -М.: Наука, 1977.
90. Поршнсв Б.Ф. Социальная психология и история. - М., 1979. - 232 с.
91. Похилько В.И. К вопросу о роли структуры индивидуальных систем значений в процедурах субъективного шкалирования / психологические механизмы формирования оценочных суждений. Саратов, 1989, - с. 61-65.
92. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. - М., 1979. - 335 с.
93. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппнрейтер,
А.А.Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 288 с.
94. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошсвского. - 2-с изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
95. Решетова Т.В. Влияние когнитивного стиля на взаимоотношения врача и больного. Психол. журн. 1990, Т11, №1, - с. 124-130.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ