Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №44208

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы161
Год сдачи2018
Стоимость5840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
643
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативной
компетенции у старшеклассников……………………………………………...13
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «коммуникативная
компетенция»……………………………………………………………………13
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции у
старшеклассников………………………………………………………………..21
1.3 Научное обоснование педагогических условий формирования
коммуникативной компетенции у старшеклассников………………………...34
Выводы по главе 1……………………………………………………………….47
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативной компетенции у старшеклассников………………………...50
2.1 Организация и методики исследования……………………………………50
2.2 Изучение исходного уровня сформированности коммуникативной
компетенции у старшеклассников (констатирующий эксперимент)………...53
2.3 Педагогическое обеспечение процесса формирования коммуникативной
компетенции у старшеклассников……………………………………………...62
2.4 Анализ результатов психолого-педагогического исследования по
проблеме формирования коммуникативной компетенции у
старшеклассников………………………………………………………………..75
Выводы по главе 2……………………………………………………………….94
Заключение……………………………………………………………………….97
Библиографический список литературы……………………………………...102
Приложения

Актуальность проблемы исследования. Ускорение темпов развития российского общества предъявляет новые требования к системе общего образования, предполагая развитие у обучающихся таких качеств, как самостоятельность, самокритичность, готовность к взаимодействию, межличностному и межколлективному общению. Школа призвана подготовить старшеклассника к решению жизненно значимых проблем, сформировав необходимый набор ключевых компетентностей, включающих в себя не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Особое место в решении задачи обеспечения социальной успешности старшеклассников отводится коммуникативной компетентности
[12] .
Актуальность проблемы развития у людей коммуникативной компетентности была осознана психологами и педагогами в нашей стране еще в 60-е годы. В это время начали появляться работы, посвященные такому специфическому аспекту коммуникативной компетентности, как лекторское мастерство. Однако вплоть до начала 80-х годов данная проблема именно как проблема разностороннего развития коммуникативной компетентности личности не поднималась и не решалась в практическом психолого-педагогическом плане. Не было даже научно определено само понятие коммуникативной компетентности, не предлагались методики, ориентированные на практическое повышение коммуникативной компетентности разных людей, а не только лекторского мастерства.
Степень разработанности проблемы. В начале 80-х годов было дано научное определение понятию «коммуникативная компетенция», появились диссертационные исследования на тему развития коммуникативной компетенции (Ю.Н. Емельянов [20], Ю.М. Жуков [21], А.Г. Ковалев [28], М.В. Мазо [32], Л.И. Новикова [36], Л.А. Петровская [2; 38], Г. Почепцов [40] и др.).
Однако анализ психолого-педагогической литературы показывает, что до сих пор понятие коммуникативной компетентности не определено достаточно точно и однозначно. Оно понимается разными авторами по- разному и включает в себя множество вещей: знание человеком себя и окружающих людей, умение правильно воспринимать и оценивать других, способность к саморегуляции, умение правильно строить взаимоотношения с людьми и гибко реагировать на их действия, владение вербальными и невербальными средствами общения, и многое другое [3].
По мнению Ю.Н. Емельянова [20] коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности старшеклассника в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит эмоциональное благополучие старшеклассника в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетенция учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни [21].
Коммуникативную компетенцию в науке рассматривают, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Л.Д. Столяренко [47]), как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (Ю.Н. Емельянов [20]), как систему внутренних средств регуляции
коммуникативных действий (Г.М. Андреева [1], Б.И. Хасан [52]).
Особое значение для осмысления исследуемой проблемы имеют взгляды ученых на педагогические аспекты компетентной личности: В.Ю. Асадчих [6], А.В. Мудрик [35], Б.И. Хасан [52], А.В. Хуторской [53] и др.; на профессиональные компетентности и компетенции: Н.Б. Буртовая [14], В.А. Горянина [16], Т.Г. Григорьева [17], М.В. Мазо [32], Н.Т. Фарукшина [48] и др.
Решение проблем эффективной коммуникации при взаимодействии особенно актуально для учебно-познавательного процесса. Проблеме общения в педагогическом процессе посвящены исследования многих отечественных психологов и педагогов (В.А. Кан-Калик [25], Е.А. Климов [26], А.Н. Леонтьев [31], А.К. Маркова [33], В.А. Мудрик [35], Л.А. Петровская [2; 38], С.Л. Рубинштейн [46], Л.Д. Столяренко [47] и др.).
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для решения проблемы управления формированием коммуникативной компетентности старшеклассников:
- исследование человека как биосоциального системного образования выполнено А.Г. Асмоловым [7], К.Р. Роджерсом [45] и др.;
- изучению процессов педагогического взаимодействия и личностного саморазвития посвящены исследования Е.В. Бондаревской [12; 13], Н.В. Буртовой [14], Ю.В. Клюева [27], Ю.В. Касаткина [27] и др.;
- разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется А.А. Бодалевым [10], И.А. Зимней [23], Б.М. Мастеровым [54], А.В. Хуторским [53], Г.А. Цукерманом [54] и др.;
- теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой [4], Ю.Н. Емельяновым [20], А.В. Мудриком [35], Л.А. Петровской [2; 38], Н.Т. Фарукшиной [48] и др.
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников является актуальным и значимым до сих пор. Необходимость формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников очевидна, современные общеобразовательные учреждения должны помочь каждому юноше почувствовать себя способным выражать свои мысли четко и ясно, не бояться высказываний, гармонично сочетать умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к чужой. Это вызывает необходимость изучения и разработки методов повышения эффективности учебно-воспитательной работы по формированию коммуникативной компетенции у старшеклассников.
При дефиците коммуникативной компетенции процесс психического развития личности затрудняется и искажается [3], а недооценка сформированности коммуникативной компетенции у старшеклассников в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях старшеклассников друг с другом и окружающими.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить следующие противоречия по теме исследования между:
- необходимостью общества в коммуникативных, ответственных, доброжелательных, умеющих правильно воспринимать и оценивать других людях и недостаточным использованием в практической работе разнообразных форм и методов формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников;
- необходимостью формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников и не разработанностью организационно-методического обеспечения данного процесса.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников?
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили нас сформулировать следующую тему исследования: «Формирование
коммуникативной компетенции у старшеклассников».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников будет более эффективным и успешным, если:
- в процессе работы со старшеклассниками опираться на специфику понятия «коммуникативная компетенция», опираться на сущностные характеристики данного понятия;
- учитывать возрастные особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников;
- реализовать совокупность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования мы ставим следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия
«коммуникативная компетенция».
2. Выявить особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Теоретическую базу исследования составили: философские,
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «компетентность и компетенция» (Ю.Н. Емельянов [20], А.Г. Ковалев [28], Л.И. Новикова [36], Л.А. Петровская [2; 38] и др.), комплекс научных идей о коммуникативной компетенции личности (А.В. Мудрик [35], Б.И. Хасан [52], А.В. Хуторской [53] и др.), психолого-педагогические труды, раскрывающие основы взаимодействия и общения (А.А. Бодалев [10], А.Н. Леонтьев [31], Л.Д. Столяренко [47]), психолого-педагогические труды, направленные на изучение возрастных особенностей старшеклассников (Л.И. Божович [11], И.В. Дубровина [19; 50], Д.И. Фельдштейн [49] и др.).
Для решениия поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретические методы: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические методы: наблюдение, формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ). Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г. Казани, в количестве 47 человек. В исследовании приняли участие две группы испытуемых учащихся 10-х классов, одна группа экспериментальная (24 человека) - 10 «А», другая группа контрольная (23 человека) - 10 «Б» класс.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2016 по 2018 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2016 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы, выявлялись теоретико-методологические аспекты социальнопедагогической проблемы формирования коммуникативной компетенции, изучались сущность и особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников, определялись педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2016 по 2018 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников, раскрыла научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2018 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие формировать коммуникативную компетентность у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социальнопсихологического обучения.
2. Разработана и в опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции воспитания старшеклассников и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам работы со старшеклассниками.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать коммуникативную компетентность у старшеклассников. Разработана и апробирована программа «Учимся коммуникации», позволяющая сформировать коммуникативную компетентность у старшеклассников. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки старшеклассников к жизни в современном коммуникативном обществе.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение работы со старшеклассниками с целью формирования коммуникативной компетенции.
Также материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов, педагогов, классных руководителей в общеобразовательных учреждениях при организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогические условия, позволяющие формировать
коммуникативную компетентность у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психологопедагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно -
экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня сформированности коммуникативной компетенции у старшеклассников, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2016 по 2018 г.г. в ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г. Казани.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях: Республиканский семинар-совещание директоров
образовательных организаций дополнительного образования «Актуальные механизмы совершенствования системы дополнительного образования детей в Республике Татарстан (Казань, 2017 г.), Республиканская научнопрактическая конференция «Перспективы и ресурсы развития системы дополнительного образования в Республике Татарстан», посвященной 100-летию дополнительного образования детей (Казань, 2018 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Проблема коммуникации является одной из самых важных и сложных в психологии. Коммуникация рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авторов и конкретных исследовательских задач. Взаимосвязь и взаимообусловленность общения как деятельности, процесса, средства и условий осуществления других человеческих деятельностей, по словам Б.Ф. Ломова, образует замкнутый круг, на котором невозможно найти точку отсчета.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема формирования коммуникативной компетенции рассматривалась многими исследователями.
Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А. Болотовым, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, А.В. Хуторским, В.М. Шепелем и др.
Теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельяновым, Ю.М. Жуковым, Г.Н. Николаевой, Н.Н. Обозовым, Л.А. Петровской и др.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам придти к выводу о том, что исследователями до сих пор четко не разграничены понятия «компетенция» и «компетентность». Эти термины сходны по звучанию, но различны по значению. В настоящее время в отечественной
науке выделилось ряд основных направлений в исследовании понятий «компетенция» и «компетентность». В каждом из этих направлений также нет единой позиции в отношении исследуемых понятий.
Для нас особое значение имеют выводы, сделанные Н.Т. Фарукшиной о том, что компетенции это активно используемые умения, знания, навыки. Она подчеркивает, что компетенции нельзя сводить только к умениям или навыкам, потому что ее возможности намного шире, и они проявляются в той или иной ситуации в виде мобилизации всех приобретенных знаний и практического опыта.
2. Термин «коммуникативная компетенция» появился в 70-е годы прошлого столетия и был связан с психологией развития, когнитивной психологией и социолингвистикой. Понятие «коммуникативная компетенция» впервые появилось в зарубежных исследованиях и понималось, как способность общаться письменно или устно с носителем изучаемого языка в реальных жизненных ситуациях.
В социальной психологии и социальной педагогике коммуникативная компетенция означает совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми, при этом в ее состав входят знания личностных особенностей людей, понимание людей, умения правильно их воспринимать и оценивать, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми. В этом смысле коммуникативная компетенция рассматривается как один из видов социальной компетенции, предполагающей взаимодействие с окружающими людьми, позволяющей человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
3. На основе имеющихся трактовок понятия коммуникативная компетенция мы приходим к следующему определению данного понятия - это интегральное системное образование взаимосвязанных знаний, умений и навыков, способов деятельности, определяющих способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в ситуациях какой-либо деятельности.
4. Хронологические границы юношества определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 17-18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) - А.В. Петровский.
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетенции личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у старшеклассника были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетенцию как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.
Юноши должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации.
5. В исследовании нами выявлена и обоснована совокупность
педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения, нами выявлено и обосновано три основных типа методов АСПО: социально-психологический тренинг;
групповая дискуссия; игровые методы.
6. Констатирующий эксперимент показал, что уровень коммуникативной компетенции у старшеклассников является низким. Для изучения коммуникативной компетенции мы изучали уровень умения слушать, уровень развития эмпатических тенденций, уровень сформированное™ коммуникативных и организаторских склонностей, уровень конфликтности личности. Все эти показатели на констатирующем эксперименте оказались на низком уровне.
7. На основании анализа литературы мы выявили и обосновали совокупность следующих педагогических условий, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения, на основе данных педагогических условий нами была разработана программа формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации».
8. После проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень умения слушать повысился с 16,7% до 37,5% (изменения на 20,8%), средний уровень повысился с 33,3% до 41,7% (изменения на 8,4%), низкий уровень соответственно понизился с 50% до 20,8% (изменения на 29,2%), в контрольной группе изменений не выявлено.
В экспериментальной группе испытуемых в уровнях эмпатических тенденций наблюдается положительная динамика. Высокий уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 33,3% (изменения на 8,3%), средний уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 29,2% (изменения на 4,2%), низкий уровень понизился с 29,2% до 20,8% (изменения на 8,4%), очень низкий уровень понизился с 20,8% до 16,7% (изменения на 4,2%), в контрольной группе изменений не выявлено.
После проведения формирующего эксперимента выявлена существенная динамика в уровнях коммуникативных и организаторских склонностей.
В экспериментальной группе старшеклассников после эксперимента доминирующим стал средний уровень конфликтности личности и составил 50% (12 человек), низкий уровень конфликтности личности после эксперимента в экспериментальной группе составил 33,3% (8 человек), высокий уровень конфликтности после эксперимента составил 16,7% (4 человека).
В контрольной группе испытуемых после эксперимента по-прежнему преобладающим является высокий уровень конфликтности личности и составил 43,5% (10 человек).
Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции в экспериментальной группе после эксперимента повысился с 12,5% до 29,2%, низкий уровень понизился с 50% до 20,8%, средний уровень понизился с 37,5% до 30,4%, таким образом, мы можем сказать, что в результате проведенной работы произошли существенные изменения в уровнях коммуникативной компетенции у старшеклассников экспериментальной группы, а в контрольной группе существенных изменений не произошло.
9. Анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что выявленные нами педагогические условия в рамках программы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации» являются эффективными в формировании коммуникативной компетенции у старшеклассников, так как результаты показали положительную динамику и результативность разработанной программы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента.
Полученные в исследовании результаты подтвердили гипотезу и обозначили проблемы, требующие дальнейшей разработки. Настоящее исследование, имеющее практическую направленность, затрагивает лишь часть аспектов проблемы формирования активной, инициативной личности, способной к проявлению эмпатии, умеющей взаимодействовать и общаться, проявляющей коммуникативные и организаторские склонности, умеющей эффективно взаимодействовать в конфликте.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - Екатеринбург.
- 1999. - 256 с.
2. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? / Ю.Б.Алешина, Л.А.Петровская. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 234 с.
3. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина, Е.Г. Я сам строю свою жизнь / М.А.Алиева, Т.В.Гришанович, Л.В.Лобанова, Н.Г.Травникова, Е.Г.Трошихина. - СПБ: Речь, 2001. - 216 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Агдреева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
5. Анн Л. Психологический тренинг с подросткам / Л.Анн. - СПб.: Питер, 2003. - 215 с.
6. Асадчих В.Ю. Технологическое обеспечение управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников / В.Ю. Асадчих // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - №12. - С. 127-130
7. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г.Асмолов. - М.: Сфера, 1998.
- 358 с.
8. Бударина А.О. LinguistusUniversalis: методология и технологии
формирования профессиональной универсальности лингвистов: монография / А.О. Бударина. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта,
2011. - 273 с.
9. Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению // Общение и деятельность / Н.Н.Богомолова, Л.А.Петровская. - Прага, 1981. - 248 с.
10. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А.Бодалев. - М.: Просвещение, 1983. - 366 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
12. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17 - 24
13. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Теория и практика личностноориентированного образования. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 352 с.
14. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: Дис... канд. психол. наук / Н.Б.Буртовая. - Томск, 2004. - 189 с.
15. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Р.Вердербер, К.Вердербер. - М.: Знание, 2003. - 318 с.
16. Горянина В.А. Психология общения / В.А.Горянина. - М.: Наука, 2002. - 416 с.
17. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум /
Т.Г.Григорьева. - Новосибирск: издательство Новосибирского
университета, 1997. - 267 с.
18. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Губаревич И.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К.Григальчик, Д.И.Губаревич, И.И.Губаревич. - Минск: НОООО «БИП-С», 2003. - 181 с.
19. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / И.В.Дубровина. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
20. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н.Емельянов. - Л.: ЛГУ, 1985. - 166 с.
21. Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетенции // Общение и оптимизация совместной деятельности / Ю.М.Жуков. - М.: МГУ, 1987. - С. 64-74
22. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга / В.П.Захаров. - Л.: ЛГТУ, 1990.
- 179 с.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Лотос, 2011. - 384 с.
24. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. - 321 с.
25. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн- Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
26. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 511 с.
27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность / Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 189 с.
28. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии / А.Г. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2010. - 234 с.
29. Корниенко А.Ф. Психодиагностика: Учебное пособие / А.Ф.Корниенко.
- К.: Казанский пед. ун-т, 2003. - 148 с.
30. Коротаева В.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение /В.В.Коротаева. - М.: КСП, 1997. - 206 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 73-235 с.
32. Мазо М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов: Автореф. дис... канд. пед. наук / М.В.Мазо. - Саратов, 2000. - 13 с.
33. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
34. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социальнопсихологического обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В.Матяш, Т.А.Павлова. - М.: Академия, 2007. - 196 с.
35. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В.Мудрик. - М.: Педагогика, 1984. - 456 с.
36. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореферат дисс. .. .докт. пед. наук / Л.И. Новикова. - Л., 1977. - 48 с.
37. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т.Оганесян. - М.: Ось-89, 2002. - 176 с.
38. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А.Петровская. - М.: Флинт, 2009. - 216с.
39. Пиз А. Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии / А.Пиз. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 235 с.
40. Почепцов Г. Коммуникативные технологии 20 века / Г.Почепцов. -М.: Сфера, 2002. - 352 с.
41. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С.Прутченков. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 640 с.
42. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе / А.С.Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 140 с.
43. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы
становления личности / Х.Ремшмидт. - М.: Просвещение, 1994. - 267 с.
44. Роббер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной психологии / М.Роббер, Ф.Тильман. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 378 с.
45. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. яз. / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. - 478 с.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов / на Дону: Феникс, 2010. - 534 с.
48. Фарукшина Н.Т. Развитие коммуникативной компетенции студентов
технического вуза (на примере изучения гуманитарной дисциплины «Психология и педагогика»): Дис... канд. психол. наук /
Н.Т.Фарукшина. - Казань, 2007. - 221 с.
49. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И.Фельдштейн. - М.: Просвещение, 1996. - 389 с.
50. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под редакцией И.В.Дубровиной. - М.: Варгус,
2007. - 467 с.
51. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего / К.Фопель. - М.: Интерпракс, 2004. - 235 с.
52. Хасан Б.И. Границы компетенции: педагогическое вменение и
возрастные притязания. Педагогика развития: ключевые
компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практ. конф. / Б.И.Хасан. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2003. - С. 23 - 32
53. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научнометодическое пособие. - М.: Эйдос, 2013. - 73 с.
54. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития / Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров. - М.: Интерпракс, 1995. - 218 с.
55. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань.: Татарское кн. изд-во, 1991. - 192 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ