Административное расследование нарушений законодательства в области налогов и сборов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовое обеспечение административного расследования
нарушений налогового законодательства 12
§1. Правовая природа административного расследования 12
§2. Институт административного расследования: состояние и перспективы развития 33
§3. Особенности правовой регламентации административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов 71
2. Проблемы реализации административного расследования
нарушений налогового законодательства 91
§1. Общая характеристика практики административных расследований нарушений в области налогов и сборов 91
§2. Субъекты, уполномоченные осуществлять административное расследование нарушений в области налогов и сборов и их правовой статус 112
§3. Этапы административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
Список нормативных актов и литературы. 163
Приложения
1. Правовое обеспечение административного расследования
нарушений налогового законодательства 12
§1. Правовая природа административного расследования 12
§2. Институт административного расследования: состояние и перспективы развития 33
§3. Особенности правовой регламентации административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов 71
2. Проблемы реализации административного расследования
нарушений налогового законодательства 91
§1. Общая характеристика практики административных расследований нарушений в области налогов и сборов 91
§2. Субъекты, уполномоченные осуществлять административное расследование нарушений в области налогов и сборов и их правовой статус 112
§3. Этапы административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
Список нормативных актов и литературы. 163
Приложения
Актуальность темы исследования. Завершающее десятилетие XX века стало этапом тотального реформирования системы российской государственности. Произошла кардинальная смена ориентиров развития всей государственной и общественной системы. Переход государства от социалистических к рыночно-демократическим принципам вызвал необходимость скорейшего преобразования, модернизации или обновления существующих государственных и общественных институтов. Новая экономическая модель потребовала скорейшего пересмотра роли отдельных систем государственно¬го устройства. К числу таких систем следует отнести и национальную систему налогообложения.
Единая государственная система налогообложения в Российской Феде-рации стала важнейшим элементом системы обеспечения государственных потребностей. В современной России налоги - важнейший источник доход¬ной части бюджета.
Помимо проблем, обусловленных процессом формирования самой системы налогообложения, российское государство столкнулось со сравнительно новым для него явлением - формированием, а затем гигантским ростом налоговой преступности. Современный уровень налоговой преступности позволяет говорить об этой проблеме как о существенной угрозе не только налоговой, но и национальной безопасности государства.
За весьма короткий исторический период в стране были созданы системы государственного контроля и правоохраны в сфере налогообложения. В настоящее время основу их деятельности составляют не только материалы практики, наиболее полно учитывающие реальную обстановку, но и систематизированный комплекс научных знаний в сфере налогообложения.
Актуальность исследования организационно-правового аспекта административного расследования нарушений в области налогов и сборов обусловлена произошедшими за последние несколько лет изменениями в налоговом, административном и уголовно-процессуальном законодательстве. Эти изменения были связаны с принятием Налогового кодекса РФ, нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) и других нормативных актов. Вступившие в силу нормативные акты содержат принципиально иной порядок выявления, раскрытия и расследования нарушений в области налогов и сборов.
В частности, в ст.28.7, нового КоАП РФ предусмотрена возможность проведения административного расследования по фактам нарушения законодательства в области налогов и сборов. Данный институт был введён впервые в истории современного законодательства и требует не только соответствующей научной оценки, но и выработки практических рекомендаций по его реализации.
Как показывает практика, на современном этапе далеко не во всех регионах должностные лица налоговых органов используют предоставленные им полномочия по проведению административного расследования и привлечению виновных лиц к административной ответственности за нарушения в сфере налогов и сборов. Если же административное расследование по выявленному факту всё же проводится, то высока вероятность несоблюдения должностными лицами налоговой администрации порядка его проведения, а в ряде случаев имеет место и грубое игнорирование процессуальных норм. Закономерным следствием подобного пренебрежения процессуальными требованиями становится обжалование в судебном порядке собранной доказательственной базы.
Таким образом, наиболее актуальным в настоящее время является исследование вопросов, связанных с осуществлением процесса выявления, раскрытия и расследования фактов нарушения налогового законодательства в режиме производства по делам об административных правонарушениях. Актуальность данной проблемы диктуется насущными проблемами современной теории и практики противодействия налоговой преступности.
Степень научной разработанности темы. Различным вопросам административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов уделялось внимание в трудах учёных в области общей теории государства и права, административного права, а также налогового права.
Большое значение для исследования сущности административного расследования имеют труды таких учёных, как А.А. Баландина, А.Н. Борисова, А.В. Вишневой, А.А. Гравиной, А.Е. Лунева, В.В. Кизилова, И.Ш. Килясханова, В.Р. Кисина, А.П. Коренева, А.К. Костылёва, В.Ф. Ломакиной, И.Е. Махрова, В.В. Парыгиной, И.С. Персиковой, В.В. Селиванова, А.А. Тедеева,A. С. Телегина и др.
Основу представленной диссертационной работы составляют фундаментальные труды А.П. Балакиной, Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, Л.А. Калининой, Ю.Ф. Кваши, Д.Е. Ковалевской, Ю.М. Козлова, А.Н. Козырина, А.П. Коренева, Л.А. Коротковой, Е.В. Малашина, А.А. Николаева, О.В. Панковой,Э.Н. Ренова, Т.В. Савинко, Н.Г. Салищевой, В.Е. Севрюгина, Ю.П. Соловей,B.Д. Сорокина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестакова, О.В. Чекалиной, В.В. Черникова, А.Ю. Якимова и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между налогово-обязанными субъектами и представителями налоговой администрации, возникающие в процессе административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов.
Предметом исследования является система норм, составляющая институт административного расследования; данные, характеризующие состояние, динамику и систему административного расследования нарушений в области
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является формирование научно-обоснованной концепции административного расследования нарушений в области налогов и сборов путём отражения организационно-правового аспекта указанной деятельности в контексте требований современного законодательства и общей теории расследования.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) оценку места, занимаемого административным расследованием нарушений законодательства в области налогов и сборов, в общей системе государственных расследований;
2) исследование правового режима административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов;
3) анализ состояния правоприменительной практики в области проведения административных расследований фактов нарушения налогового законодательства;
4) обобщение обстоятельств, способствующих совершению административно-налоговых правонарушений в контексте средств и способов их выявления в административном порядке;
5) разработку научно-обоснованных мер совершенствования действующего законодательства об административных правонарушениях и устранения существующих межотраслевых правовых коллизий;
6) оценку и оптимизацию основных методических и тактических приёмов выявления, раскрытия и расследования фактов нарушения налогового законодательства.
Теоретико-методологическая база исследования. Методологической базой диссертационного исследования являются основополагающие законы, категории и понятия философии, общенаучные и частнонаучные методы.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод по-знания, метод системного анализа, нормативно-логический метод, методы сравнительного правоведения, правового моделирования и прогнозирования. В настоящем исследовании используются философские, экономические и специально-юридические категории, что позволяет наиболее точно определить организационно-правовой статус административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов. Положения и выводы диссертационного исследования основываются на анализе норм Конституции РФ, актов административного, налогового, гражданского, уголовного законодательства, постановлениях и определениях высших судебных органов Российской Федерации, ведомственных нормативных актов исполнительных органов власти и др.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных различных отраслей права, а также публикации в периодической печати по вопросам исследуемой проблемы.
Научная новизна исследования. Научная новизна настоящего исследования состоит в создании единой комплексной научно-обоснованной концепции современного организационно-правового обеспечения административного расследования нарушения законодательства в области налогов и сборов в контексте требований общей теории расследования правонарушений. Полученные результаты являются фактически первым комплексным исследованием существующего процесса проведения административного рас-следования нарушений в области налогов и сборов в правовом режиме КоАП РФ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Административное расследование следует признать в качестве одной из стадий юридического процесса в форме производства по делам об административных правонарушениях. Поводом для назначения административно¬го расследования является необходимость сбора и уточнения доказательственной базы по выявленному административному правонарушению посредством проведения целенаправленных процессуальных действий. Таким образом, административное расследование является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, проводимой после выявления факта административного правонарушения в случае недостаточности информации обо всех обстоятельствах подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.26.1. КоАП РФ, в случае если выяснение указанных обстоятельств возможно толь¬ко посредством проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
2. Процессуальными действиями, требующими значительных временных затрат и могущих по этой причине стать причиной проведения административного расследования являются: проведения экспертизы (ст.26.4. КоАП РФ), направление поручения по делу об административном правонарушении (ст.26.9. КоАП РФ), направление запроса по делу об административном правонарушении (ст.26.9. КоАП РФ) и истребование сведений (ст.26.10. КоАП РФ). Решение о проведении административного расследования также может быть принято, если в силу объективных обстоятельств в течении двух дней с момента выявления административного правонарушения не представляется возможным завершить проведение процессуальных действий, предусмотренных главой 26, или реализовать меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, указанных в ст.27.8., 27.10., 27.11., а также ст.28.5. КоАП РФ.
3. Административное расследование в области налогов и сборов в качестве одной из стадий юридического процесса в форме производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов является регламентированной нормами КоАП РФ деятельностью сотрудников различных подразделений налоговых органов по подготовке и проведению процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, с целью сбора и уточнения доказательственной базы по выявленному административному правонарушению. Основными этапами данной стадии производства по делам об административных правонарушениях являются: инициирование административного расследования; планирование и организация административного расследования; разрешение исходной ситуации административно¬го расследования; проведение процессуальных действий в рамках административного расследования; этап аналитической обработки; оформление результатов административного расследования.
4. Административное расследование в области налогов и сборов может проводиться только по фактам правонарушений, признаваемых действующим законодательством административными правонарушениями в области налогов и сборов. В действующем КоАП РФ такие административные право¬нарушения предусмотрены ст. 15.3.-15.9. и ст.15.11.
5. Административное расследование нарушений в области налогов и сборов является одним из четырёх правовых режимов проведения расследования нарушений налогового законодательства (наряду с правовыми режимами законодательства о налогах и сборах; таможенного законодательства; уголовно-процессуального законодательства). Основным отличительным признаком, позволяющим выделить административное расследование в области налогов и сборов из общей совокупности расследований, является особый правовой режим расследования и специфический состав его объектов. Отличительной особенностью административного расследование нарушений в области налогов и сборов, в том числе и при исключительной реализации норм КоАП РФ по выявленному правонарушению, является необходимость соблюдения требований не только административного, но и налогового законодательства. Правовой режим административного расследования нарушений в области налогов и сборов базируется на органическом сочетании требований налогового и административного права. Налоговое право определяет процедуру и особенности реализации правоотношений в налоговой сфере. Административное право вводит критерии выявления административных проступков в этой сфере, а также нормативным образом регламентирует про-ведение административного расследования.
6. Комплексный характер правового режима административного расследования нарушений в области налогов и сборов обуславливает необходимость преемственности для целей производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов, доказательственной базы, собранной в ходе контрольно-проверочной деятельности органами налоговой администрации.
7. Административное расследование нарушений в области налогов и сборов выступает в качестве логической и функциональной связи между контрольно-проверочной и административно-юрисдикционной деятельностью по фактам административных правонарушений законодательства о налогах и сборах. Начало производства по делу о выявленном административном правонарушении в области налогов и сборов и вынесение решения о проведении административного расследования по данному факту возможно на любом этапе контрольно-проверочной деятельности налоговых органов при получении достаточных данных, свидетельствующих о наличии в действиях право-нарушителя состава административного правонарушения.
8. В налоговых инспекциях по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня, фактическими полномочиями в области производства по делам об административных правонарушениях и проведению административных расследований обладают должностные лица четырёх из пяти предусмотренных структурных элементов: отдела общего обеспечения; отдела работы с налогоплательщиками; отдела контроля налогообложения физических лиц; отдела налогообложения юридических лиц.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение материалов настоящего исследования состоит в формировании научной концепции административного расследования нарушений в области налогов и сборов в контексте требований общей теории расследования.
Материалы настоящего исследования могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях при подготовке специалистов юридических и финансово-экономических специальностей, а также при обучении лиц по специальности «Налоги и налогообложение».
Материалы настоящего исследования могут быть использованы и в практической деятельности органов налоговой администрации, в том числе и как информационная основа различных профилактических мероприятий.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и выводы нашли своё отражение в научных публикациях автора, а также апробированы при чтении лекций, проведении практических и семинарских занятий по налоговому праву, дисциплине «Контрольно¬проверочные органы Российской Федерации» во Всероссийской государственной налоговой академии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам; в выступлениях на научно-практических конференциях.
Разработанные в ходе диссертационного исследования методические рекомендации по проведению административного расследования нарушений в области налогов и сборов направлены в департамент организации налогового контроля МНС России (письмо от 7.06.2004, в/н 2666). Авторские методические рекомендации по проведению административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов, рекомендованы Письмом МНС России №14-1-05/2881 от 7 июля 2004 года для использования при разработке актов МНС России, регулирующих вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа и заключения.
Единая государственная система налогообложения в Российской Феде-рации стала важнейшим элементом системы обеспечения государственных потребностей. В современной России налоги - важнейший источник доход¬ной части бюджета.
Помимо проблем, обусловленных процессом формирования самой системы налогообложения, российское государство столкнулось со сравнительно новым для него явлением - формированием, а затем гигантским ростом налоговой преступности. Современный уровень налоговой преступности позволяет говорить об этой проблеме как о существенной угрозе не только налоговой, но и национальной безопасности государства.
За весьма короткий исторический период в стране были созданы системы государственного контроля и правоохраны в сфере налогообложения. В настоящее время основу их деятельности составляют не только материалы практики, наиболее полно учитывающие реальную обстановку, но и систематизированный комплекс научных знаний в сфере налогообложения.
Актуальность исследования организационно-правового аспекта административного расследования нарушений в области налогов и сборов обусловлена произошедшими за последние несколько лет изменениями в налоговом, административном и уголовно-процессуальном законодательстве. Эти изменения были связаны с принятием Налогового кодекса РФ, нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) и других нормативных актов. Вступившие в силу нормативные акты содержат принципиально иной порядок выявления, раскрытия и расследования нарушений в области налогов и сборов.
В частности, в ст.28.7, нового КоАП РФ предусмотрена возможность проведения административного расследования по фактам нарушения законодательства в области налогов и сборов. Данный институт был введён впервые в истории современного законодательства и требует не только соответствующей научной оценки, но и выработки практических рекомендаций по его реализации.
Как показывает практика, на современном этапе далеко не во всех регионах должностные лица налоговых органов используют предоставленные им полномочия по проведению административного расследования и привлечению виновных лиц к административной ответственности за нарушения в сфере налогов и сборов. Если же административное расследование по выявленному факту всё же проводится, то высока вероятность несоблюдения должностными лицами налоговой администрации порядка его проведения, а в ряде случаев имеет место и грубое игнорирование процессуальных норм. Закономерным следствием подобного пренебрежения процессуальными требованиями становится обжалование в судебном порядке собранной доказательственной базы.
Таким образом, наиболее актуальным в настоящее время является исследование вопросов, связанных с осуществлением процесса выявления, раскрытия и расследования фактов нарушения налогового законодательства в режиме производства по делам об административных правонарушениях. Актуальность данной проблемы диктуется насущными проблемами современной теории и практики противодействия налоговой преступности.
Степень научной разработанности темы. Различным вопросам административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов уделялось внимание в трудах учёных в области общей теории государства и права, административного права, а также налогового права.
Большое значение для исследования сущности административного расследования имеют труды таких учёных, как А.А. Баландина, А.Н. Борисова, А.В. Вишневой, А.А. Гравиной, А.Е. Лунева, В.В. Кизилова, И.Ш. Килясханова, В.Р. Кисина, А.П. Коренева, А.К. Костылёва, В.Ф. Ломакиной, И.Е. Махрова, В.В. Парыгиной, И.С. Персиковой, В.В. Селиванова, А.А. Тедеева,A. С. Телегина и др.
Основу представленной диссертационной работы составляют фундаментальные труды А.П. Балакиной, Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, Л.А. Калининой, Ю.Ф. Кваши, Д.Е. Ковалевской, Ю.М. Козлова, А.Н. Козырина, А.П. Коренева, Л.А. Коротковой, Е.В. Малашина, А.А. Николаева, О.В. Панковой,Э.Н. Ренова, Т.В. Савинко, Н.Г. Салищевой, В.Е. Севрюгина, Ю.П. Соловей,B.Д. Сорокина, Л.К. Терещенко, М.П. Шестакова, О.В. Чекалиной, В.В. Черникова, А.Ю. Якимова и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между налогово-обязанными субъектами и представителями налоговой администрации, возникающие в процессе административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов.
Предметом исследования является система норм, составляющая институт административного расследования; данные, характеризующие состояние, динамику и систему административного расследования нарушений в области
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является формирование научно-обоснованной концепции административного расследования нарушений в области налогов и сборов путём отражения организационно-правового аспекта указанной деятельности в контексте требований современного законодательства и общей теории расследования.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1) оценку места, занимаемого административным расследованием нарушений законодательства в области налогов и сборов, в общей системе государственных расследований;
2) исследование правового режима административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов;
3) анализ состояния правоприменительной практики в области проведения административных расследований фактов нарушения налогового законодательства;
4) обобщение обстоятельств, способствующих совершению административно-налоговых правонарушений в контексте средств и способов их выявления в административном порядке;
5) разработку научно-обоснованных мер совершенствования действующего законодательства об административных правонарушениях и устранения существующих межотраслевых правовых коллизий;
6) оценку и оптимизацию основных методических и тактических приёмов выявления, раскрытия и расследования фактов нарушения налогового законодательства.
Теоретико-методологическая база исследования. Методологической базой диссертационного исследования являются основополагающие законы, категории и понятия философии, общенаучные и частнонаучные методы.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод по-знания, метод системного анализа, нормативно-логический метод, методы сравнительного правоведения, правового моделирования и прогнозирования. В настоящем исследовании используются философские, экономические и специально-юридические категории, что позволяет наиболее точно определить организационно-правовой статус административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов. Положения и выводы диссертационного исследования основываются на анализе норм Конституции РФ, актов административного, налогового, гражданского, уголовного законодательства, постановлениях и определениях высших судебных органов Российской Федерации, ведомственных нормативных актов исполнительных органов власти и др.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных учёных различных отраслей права, а также публикации в периодической печати по вопросам исследуемой проблемы.
Научная новизна исследования. Научная новизна настоящего исследования состоит в создании единой комплексной научно-обоснованной концепции современного организационно-правового обеспечения административного расследования нарушения законодательства в области налогов и сборов в контексте требований общей теории расследования правонарушений. Полученные результаты являются фактически первым комплексным исследованием существующего процесса проведения административного рас-следования нарушений в области налогов и сборов в правовом режиме КоАП РФ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Административное расследование следует признать в качестве одной из стадий юридического процесса в форме производства по делам об административных правонарушениях. Поводом для назначения административно¬го расследования является необходимость сбора и уточнения доказательственной базы по выявленному административному правонарушению посредством проведения целенаправленных процессуальных действий. Таким образом, административное расследование является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, проводимой после выявления факта административного правонарушения в случае недостаточности информации обо всех обстоятельствах подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.26.1. КоАП РФ, в случае если выяснение указанных обстоятельств возможно толь¬ко посредством проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
2. Процессуальными действиями, требующими значительных временных затрат и могущих по этой причине стать причиной проведения административного расследования являются: проведения экспертизы (ст.26.4. КоАП РФ), направление поручения по делу об административном правонарушении (ст.26.9. КоАП РФ), направление запроса по делу об административном правонарушении (ст.26.9. КоАП РФ) и истребование сведений (ст.26.10. КоАП РФ). Решение о проведении административного расследования также может быть принято, если в силу объективных обстоятельств в течении двух дней с момента выявления административного правонарушения не представляется возможным завершить проведение процессуальных действий, предусмотренных главой 26, или реализовать меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, указанных в ст.27.8., 27.10., 27.11., а также ст.28.5. КоАП РФ.
3. Административное расследование в области налогов и сборов в качестве одной из стадий юридического процесса в форме производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов является регламентированной нормами КоАП РФ деятельностью сотрудников различных подразделений налоговых органов по подготовке и проведению процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, с целью сбора и уточнения доказательственной базы по выявленному административному правонарушению. Основными этапами данной стадии производства по делам об административных правонарушениях являются: инициирование административного расследования; планирование и организация административного расследования; разрешение исходной ситуации административно¬го расследования; проведение процессуальных действий в рамках административного расследования; этап аналитической обработки; оформление результатов административного расследования.
4. Административное расследование в области налогов и сборов может проводиться только по фактам правонарушений, признаваемых действующим законодательством административными правонарушениями в области налогов и сборов. В действующем КоАП РФ такие административные право¬нарушения предусмотрены ст. 15.3.-15.9. и ст.15.11.
5. Административное расследование нарушений в области налогов и сборов является одним из четырёх правовых режимов проведения расследования нарушений налогового законодательства (наряду с правовыми режимами законодательства о налогах и сборах; таможенного законодательства; уголовно-процессуального законодательства). Основным отличительным признаком, позволяющим выделить административное расследование в области налогов и сборов из общей совокупности расследований, является особый правовой режим расследования и специфический состав его объектов. Отличительной особенностью административного расследование нарушений в области налогов и сборов, в том числе и при исключительной реализации норм КоАП РФ по выявленному правонарушению, является необходимость соблюдения требований не только административного, но и налогового законодательства. Правовой режим административного расследования нарушений в области налогов и сборов базируется на органическом сочетании требований налогового и административного права. Налоговое право определяет процедуру и особенности реализации правоотношений в налоговой сфере. Административное право вводит критерии выявления административных проступков в этой сфере, а также нормативным образом регламентирует про-ведение административного расследования.
6. Комплексный характер правового режима административного расследования нарушений в области налогов и сборов обуславливает необходимость преемственности для целей производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов, доказательственной базы, собранной в ходе контрольно-проверочной деятельности органами налоговой администрации.
7. Административное расследование нарушений в области налогов и сборов выступает в качестве логической и функциональной связи между контрольно-проверочной и административно-юрисдикционной деятельностью по фактам административных правонарушений законодательства о налогах и сборах. Начало производства по делу о выявленном административном правонарушении в области налогов и сборов и вынесение решения о проведении административного расследования по данному факту возможно на любом этапе контрольно-проверочной деятельности налоговых органов при получении достаточных данных, свидетельствующих о наличии в действиях право-нарушителя состава административного правонарушения.
8. В налоговых инспекциях по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня, фактическими полномочиями в области производства по делам об административных правонарушениях и проведению административных расследований обладают должностные лица четырёх из пяти предусмотренных структурных элементов: отдела общего обеспечения; отдела работы с налогоплательщиками; отдела контроля налогообложения физических лиц; отдела налогообложения юридических лиц.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение материалов настоящего исследования состоит в формировании научной концепции административного расследования нарушений в области налогов и сборов в контексте требований общей теории расследования.
Материалы настоящего исследования могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях при подготовке специалистов юридических и финансово-экономических специальностей, а также при обучении лиц по специальности «Налоги и налогообложение».
Материалы настоящего исследования могут быть использованы и в практической деятельности органов налоговой администрации, в том числе и как информационная основа различных профилактических мероприятий.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и выводы нашли своё отражение в научных публикациях автора, а также апробированы при чтении лекций, проведении практических и семинарских занятий по налоговому праву, дисциплине «Контрольно¬проверочные органы Российской Федерации» во Всероссийской государственной налоговой академии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам; в выступлениях на научно-практических конференциях.
Разработанные в ходе диссертационного исследования методические рекомендации по проведению административного расследования нарушений в области налогов и сборов направлены в департамент организации налогового контроля МНС России (письмо от 7.06.2004, в/н 2666). Авторские методические рекомендации по проведению административного расследования нарушений законодательства в области налогов и сборов, рекомендованы Письмом МНС России №14-1-05/2881 от 7 июля 2004 года для использования при разработке актов МНС России, регулирующих вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа и заключения.
1. Административное расследование является правовым институтом, признаваемым в качестве одной из стадий производства по делам об административных правонарушениях национальными системами многих стран. Введение административного расследования является правовой новеллой российского административного законодательства.
2. Несмотря на высокую степень востребованности потенциала административного расследования, современную теоретическую проработку вопросов его проведения можно охарактеризовать как недостаточную и поверхностную. Предметом научного спора до сих пор являются не только отдельные элементы теории административного расследования, но и сама роль данной стадии в производстве по делам об административных правонарушениях. Не выработано общего подхода при определении рассматриваемого понятия. В отдельных случаях проведение административного расследования отождествляется с иными стадиями производства по делам об административных правонарушениях. Известны случаи применения рассматриваемого понятия для обозначения иных видов государственных и частных расследований.
3. Действующее законодательство не содержит легального определения понятия административного расследования. По этой причине одной из задач первоначального этапа настоящего исследования стал поиск оптимальной формулировки, наиболее точно отражающей сущность данного понятия. Как показывает проведённое исследование, административное расследование является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, проводимой после выявления факта административного правонарушения в случае недостаточности информации обо всех обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, если выяснение указанных обстоятельств возможно только посредством проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Данное определение административного расследования предлагается зафиксировать в новой редакции ст.28.7. КоАП РФ. Одновременно предлагается исключить из текста действующих по настоящее время нормативных актов Российской Федерации и СССР, применяющие понятие административного расследования в ином, отличном от предложенного значения. Реализованная в этих актах попытка введения специализированного определения административного расследования для целей военно-административного законодательства аргументировано признано нецелесообразной.
4. Административное расследование представляет собой систему право-охранительных и иных функций, где системообразующим фактором выступает противоправное деяние, квалифицируемое как административное правонарушение. Основным отличием административного расследования от расследования в целом является отраслевая специализация и его проведение в особом правовом режиме административного законодательства. Административное расследование относится к категории государственных правоохранных расследований. Правовой режим административного законодательства, в котором проводится административное расследование, не только регламентирует саму процедуру такого расследования, но и производит корректировку цели и задач подобной деятельности, состав субъектов и объектов рас-следования применительно к административной проблематике.
5. Предметом административного расследования является совокупность обстоятельств, подлежащих обязательному выяснению по делу. Содержание предмета административного расследования в каждом конкретном случае определяется в зависимости от предмета доказывания по делу об административном правонарушении.
6. Методику административного расследования образует система методов, используемых при проведении расследования. Эти методы взаимоувязаны между собой в единое целое и подчинены цели установления истины по делу. Проведение административного расследования позволяет решить задачи восполнения недостающей информации об истинном характере выявленного административного правонарушения.
7. Характеризуя правовую сущность процедуры административного рас-следования российское законодательство в тексте КоАП РФ определяет основания для его проведения; порядок принятия решения о проведении административного расследования; место проведения административного расследования; срок проведения административного расследования и порядок оформления результатов административного расследования.
8. Введение в КоАП РФ норм, регламентирующих проведение административного расследования, имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение. Благодаря проведению административного расследования, становится возможным не только достаточно полно и в то же время оперативно установить истинную картину совершённого правонарушения и сформировать адекватный доказательственный комплекс, но и вскрыть условия, которые способствовали совершению данного нарушения и совершению однотипных проступков в прошлом. Выявив эти условия, орган административного расследования получает возможность предпринять меры для устранения недостатков, порождающих либо облегчающих совершение подобных административных правонарушений. В свою очередь уст¬ранение причин, порождающих проступки, имеет важное предупредительное значение и обеспечивает значительное уменьшение числа случаев нарушения законности.
9. Не ставя под сомнение вопрос целесообразности введения нового правового института административного расследования в систему российского административного права, следует обратить внимание на многочисленные правовые коллизии и пробелы, характерные для его современного законодательного регулирования. Нормативные недоработки имеют место в отношении сущностной характеристики административного расследования и определения его места и роли в производстве по делам об административных правонарушениях. Достаточно много нареканий вызывает и современная регламентация законодателем процессуальной стороны административного рас-следования. Современное несовершенство правового регулирования в области административного расследования признано автором в качестве одного из главных факторов, затрудняющих его проведение на практике и приводящее к формированию искажённого восприятия должностными лицами органов исполнительной власти и общества в целом, а также сущности административного расследования и его роли в современной процедуре производства по делам об административных правонарушениях. По результатам проведённого исследования предложено решение основных организационно-правовых проблем в сфере проведения административного расследования. Так, нормы действующего законодательства не определяют состав целей и задач проведения административного расследования. В работе аргументирована авторская позиция, согласно которой административное расследование не может проводиться в случаях, когда первоначальных данных недостаточно для возбуждения дела об административном правонарушении или нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии материальных оснований для возбуждения дела об административном расследования назван сбор информации об обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении в условиях, когда получение подобной информации возможно только путём проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
11. Взамен проведения административного расследования в связи с особенностями производства по факту административного правонарушения, внесено предложение о необходимости логико-правовой связи назначения административного расследования с ситуацией объективной недостаточности информационно-доказательственного комплекса, необходимого для при-влечения лица к административной ответственности.
12. Приведены критерии определения «иных процессуальных действий», требующих проведения административного расследования. Перечень подобных действий современным КоАП не предусмотрен. Процессуальными действиями, требующими проведения административного расследования
13. Предложено разъяснение нормы ч.2 ст.28.7. КоАП РФ, определяющей процедуру принятия решения о проведении административного расследования. Документальным основанием для проведения административного рас-следования аргументировано признаётся: определение о возбуждении дела об административном правонарушении - для должностных лиц, уполномоченных в соответствии со статьей 28.3. КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении - для прокурора.
14. По результатам проведённого правового анализа даны пояснения об особенностях участия прокурора в назначении и проведении административного расследования.
15. Обоснована авторская позиция, о возможности формальной констатации факта административного правонарушения не только протоколом об административном правонарушении, но и иными документами, указанными в ч.4 ст.28.1. КоАП РФ.
16. Внесено предложение о нормативной фиксации обязательной процедуры уведомления лиц, заинтересованных в исходе дела, о проведении административного расследования, а также возможности допуска с этого момента к участию в производстве по делу об административном правонарушении защитника и представителя.
17. Приведена дополнительная аргументация в пользу необходимости раз-работки процедуры обжалования вынесенного определения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, на основании которого было инициировано административное расследование, а также со-ставленного по его результатам протокола об административном правонарушении.
18. Отсутствие в действующем законодательстве прямого запрета на про-ведение дополнительного или повторного административного расследования расценено в качестве правового пробела, требующего скорейшего устранения.
19. В разделе настоящей работы, посвящённой изучению особенностей правовой регламентации административного расследования нарушений в области налогов и сборов, автором внесены предложения по модернизации от-дельных норм действующего законодательства с целью устранения правовых коллизий и пробелов в данной сфере, а также возможности использования в целях административного производства доказательственной базы, собранной в правовом режиме контрольно-проверочной деятельности. Определён состав административных правонарушений в области налогов и сборов, по которым может быть проведено административное расследование, а также внесены рекомендации о целесообразности назначения такого расследования по каждому из них.
20. Выявленная в ходе работы тенденция обусловила аргументированный вывод о том, что проведение экспертизы является не характерным основанием для назначения административного расследования по факту совершения административного правонарушения в сфере налогов и сборов.
21. Определены причины и основания для назначения административного расследования по итогам различных форм налогового контроля.
22. На основе анализа современной практики контрольно-проверочной деятельности органов налоговой администрации сделан вывод о целесообразности проведения административного расследования в случае выявления признаков административных правонарушений, предусмотренных в ст. 15.3.- 15.7. и 15.11. КоАП РФ.
23. Определена сущность и отличительные черты административного рас-следования нарушений в области налогов и сборов. Административное рас-следование в качестве одной из стадий юридического процесса в форме производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов является регламентированной нормами КоАП РФ деятельностью сотрудников различных подразделений налоговых органов по подготовке и проведению процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, с целью сбора и уточнения доказательственной базы по выявленному административному правонарушению. Основными этапами данной стадии производства по делам об административных правонарушениях являются: инициирование административного расследования; планирование и организация административного расследования; разрешение исходной ситуации административного расследования; проведение процессуальных действий в рамках административного расследования; этап аналитической обработки; оформление результатов административного расследования
24. Административное расследование нарушений в области налогов и сборов признано одним из четырёх правовых режимов проведения расследования налогового законодательства.
25. Даны пояснения о порядке применения в контексте производства по административным правонарушениям в области налогов и сборов и основных недостатках нормативных предписаний п.7 ст. 101 НК РФ и в п.13 ст. 101.1 НК РФ. Обоснована возможность использования доказательственной базы, полученной в правовом режиме налогового законодательства, для це¬лей производства по административному правонарушению. Предложено решение существующей в контексте производства по административным правонарушениям правовой коллизии между нормами п.2 ст. 10 НК РФ и ст. 101,
101.1 НК РФ. Решение этой проблемы возможно путём нормативного подтверждения в тексте НК РФ права должностных лиц налоговых органов не только на составления протокола, но и определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Дан анализ правовой коллизии п.7 ст. 101, п.13 ст. 101.1 НК РФ и комплекса норм главы 23 КоАП РФ. Недостаточная логическая взаимосвязь указанных норм является основанием для признания исключительной компетенции налоговых органов в сфере рас-смотрения дел по любым административным правонарушениям, выявленным в ходе налоговой проверки.
26. Разработан способ, позволяющий устранить правовой пробел, существующий в тексте НК РФ и затрудняющий привлечение к ответственности юридического лица за административные правонарушения в области налогов и сборов.
27. Предложен аргументированный перечень задач, решение которых воз-можно посредством административного расследования по фактам нарушений в области налогов и сборов. В связи с этим признано неправомерным назначение административного расследования исключительно для установления личности виновного лица, а также обеспечения его явки в орган налоговой администрации для дачи разъяснений. Выяснение данных о лице, совершившим противоправные действия (бездействие) в области налогов и сборов, за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, должно производится в порядке, предусмотренном ч.4 ст.26.4. КоАП РФ, и лишь при невозможности получить достоверную информацию этим способом должен решаться вопрос о назначении административного расследования.
28. Дана правовая характеристика особенностей участия привлекаемого к ответственности лица в производстве по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов. Разъяснены последствия уклонения лица, совершившего правонарушение, от участия в производстве по делу.
29. На основании анализа современного организационного обеспечения процесса административного расследования нарушений в области налогов и сборов сделан вывод, что в налоговых инспекциях по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня полномочиями в области производства по делам об административных правонарушениях и проведению административных расследований наделяются должностные ли¬ца четырёх из пяти предусмотренных структурных элементов:
1) отдела общего обеспечения;
2) отдела работы с налогоплательщиками;
3) отдела контроля налогообложения физических лиц;
4) отдела налогообложения юридических лиц.
30. Концепция модернизации комплекса норм, посвящённых процедуре административного расследования, в качестве первоочередной меры предполагает новую редакцию ст.28.7. КоАП РФ. В рамках разработанной концепции также предлагается провести корректировку содержания ст.26.2., ч.2 ст.28.4, и п.2 ч.4 ст.28.1. КоАП РФ. Кроме того сформулирована новая редакция норм п.7 ст. 101 и п.13 ст. 101.1 Налогового кодекса РФ. В целях повышения эффективности норм законодательства, регулирующего административную юрисдикцию налоговых органов России, предложено реализовать комплекс правовых мер, направленных на унификацию производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах; четкую нормативную фиксацию процессуальных действий, осуществляемых в ходе налоговых проверок и их отграничение от мероприятий в рамках производства по делу об административном правонарушении; подробная правовая регламентация раз-личных видов административно-юрисдикционных производств.
2. Несмотря на высокую степень востребованности потенциала административного расследования, современную теоретическую проработку вопросов его проведения можно охарактеризовать как недостаточную и поверхностную. Предметом научного спора до сих пор являются не только отдельные элементы теории административного расследования, но и сама роль данной стадии в производстве по делам об административных правонарушениях. Не выработано общего подхода при определении рассматриваемого понятия. В отдельных случаях проведение административного расследования отождествляется с иными стадиями производства по делам об административных правонарушениях. Известны случаи применения рассматриваемого понятия для обозначения иных видов государственных и частных расследований.
3. Действующее законодательство не содержит легального определения понятия административного расследования. По этой причине одной из задач первоначального этапа настоящего исследования стал поиск оптимальной формулировки, наиболее точно отражающей сущность данного понятия. Как показывает проведённое исследование, административное расследование является факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях, проводимой после выявления факта административного правонарушения в случае недостаточности информации обо всех обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, если выяснение указанных обстоятельств возможно только посредством проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Данное определение административного расследования предлагается зафиксировать в новой редакции ст.28.7. КоАП РФ. Одновременно предлагается исключить из текста действующих по настоящее время нормативных актов Российской Федерации и СССР, применяющие понятие административного расследования в ином, отличном от предложенного значения. Реализованная в этих актах попытка введения специализированного определения административного расследования для целей военно-административного законодательства аргументировано признано нецелесообразной.
4. Административное расследование представляет собой систему право-охранительных и иных функций, где системообразующим фактором выступает противоправное деяние, квалифицируемое как административное правонарушение. Основным отличием административного расследования от расследования в целом является отраслевая специализация и его проведение в особом правовом режиме административного законодательства. Административное расследование относится к категории государственных правоохранных расследований. Правовой режим административного законодательства, в котором проводится административное расследование, не только регламентирует саму процедуру такого расследования, но и производит корректировку цели и задач подобной деятельности, состав субъектов и объектов рас-следования применительно к административной проблематике.
5. Предметом административного расследования является совокупность обстоятельств, подлежащих обязательному выяснению по делу. Содержание предмета административного расследования в каждом конкретном случае определяется в зависимости от предмета доказывания по делу об административном правонарушении.
6. Методику административного расследования образует система методов, используемых при проведении расследования. Эти методы взаимоувязаны между собой в единое целое и подчинены цели установления истины по делу. Проведение административного расследования позволяет решить задачи восполнения недостающей информации об истинном характере выявленного административного правонарушения.
7. Характеризуя правовую сущность процедуры административного рас-следования российское законодательство в тексте КоАП РФ определяет основания для его проведения; порядок принятия решения о проведении административного расследования; место проведения административного расследования; срок проведения административного расследования и порядок оформления результатов административного расследования.
8. Введение в КоАП РФ норм, регламентирующих проведение административного расследования, имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение. Благодаря проведению административного расследования, становится возможным не только достаточно полно и в то же время оперативно установить истинную картину совершённого правонарушения и сформировать адекватный доказательственный комплекс, но и вскрыть условия, которые способствовали совершению данного нарушения и совершению однотипных проступков в прошлом. Выявив эти условия, орган административного расследования получает возможность предпринять меры для устранения недостатков, порождающих либо облегчающих совершение подобных административных правонарушений. В свою очередь уст¬ранение причин, порождающих проступки, имеет важное предупредительное значение и обеспечивает значительное уменьшение числа случаев нарушения законности.
9. Не ставя под сомнение вопрос целесообразности введения нового правового института административного расследования в систему российского административного права, следует обратить внимание на многочисленные правовые коллизии и пробелы, характерные для его современного законодательного регулирования. Нормативные недоработки имеют место в отношении сущностной характеристики административного расследования и определения его места и роли в производстве по делам об административных правонарушениях. Достаточно много нареканий вызывает и современная регламентация законодателем процессуальной стороны административного рас-следования. Современное несовершенство правового регулирования в области административного расследования признано автором в качестве одного из главных факторов, затрудняющих его проведение на практике и приводящее к формированию искажённого восприятия должностными лицами органов исполнительной власти и общества в целом, а также сущности административного расследования и его роли в современной процедуре производства по делам об административных правонарушениях. По результатам проведённого исследования предложено решение основных организационно-правовых проблем в сфере проведения административного расследования. Так, нормы действующего законодательства не определяют состав целей и задач проведения административного расследования. В работе аргументирована авторская позиция, согласно которой административное расследование не может проводиться в случаях, когда первоначальных данных недостаточно для возбуждения дела об административном правонарушении или нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии материальных оснований для возбуждения дела об административном расследования назван сбор информации об обстоятельствах, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении в условиях, когда получение подобной информации возможно только путём проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
11. Взамен проведения административного расследования в связи с особенностями производства по факту административного правонарушения, внесено предложение о необходимости логико-правовой связи назначения административного расследования с ситуацией объективной недостаточности информационно-доказательственного комплекса, необходимого для при-влечения лица к административной ответственности.
12. Приведены критерии определения «иных процессуальных действий», требующих проведения административного расследования. Перечень подобных действий современным КоАП не предусмотрен. Процессуальными действиями, требующими проведения административного расследования
13. Предложено разъяснение нормы ч.2 ст.28.7. КоАП РФ, определяющей процедуру принятия решения о проведении административного расследования. Документальным основанием для проведения административного рас-следования аргументировано признаётся: определение о возбуждении дела об административном правонарушении - для должностных лиц, уполномоченных в соответствии со статьей 28.3. КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении - для прокурора.
14. По результатам проведённого правового анализа даны пояснения об особенностях участия прокурора в назначении и проведении административного расследования.
15. Обоснована авторская позиция, о возможности формальной констатации факта административного правонарушения не только протоколом об административном правонарушении, но и иными документами, указанными в ч.4 ст.28.1. КоАП РФ.
16. Внесено предложение о нормативной фиксации обязательной процедуры уведомления лиц, заинтересованных в исходе дела, о проведении административного расследования, а также возможности допуска с этого момента к участию в производстве по делу об административном правонарушении защитника и представителя.
17. Приведена дополнительная аргументация в пользу необходимости раз-работки процедуры обжалования вынесенного определения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, на основании которого было инициировано административное расследование, а также со-ставленного по его результатам протокола об административном правонарушении.
18. Отсутствие в действующем законодательстве прямого запрета на про-ведение дополнительного или повторного административного расследования расценено в качестве правового пробела, требующего скорейшего устранения.
19. В разделе настоящей работы, посвящённой изучению особенностей правовой регламентации административного расследования нарушений в области налогов и сборов, автором внесены предложения по модернизации от-дельных норм действующего законодательства с целью устранения правовых коллизий и пробелов в данной сфере, а также возможности использования в целях административного производства доказательственной базы, собранной в правовом режиме контрольно-проверочной деятельности. Определён состав административных правонарушений в области налогов и сборов, по которым может быть проведено административное расследование, а также внесены рекомендации о целесообразности назначения такого расследования по каждому из них.
20. Выявленная в ходе работы тенденция обусловила аргументированный вывод о том, что проведение экспертизы является не характерным основанием для назначения административного расследования по факту совершения административного правонарушения в сфере налогов и сборов.
21. Определены причины и основания для назначения административного расследования по итогам различных форм налогового контроля.
22. На основе анализа современной практики контрольно-проверочной деятельности органов налоговой администрации сделан вывод о целесообразности проведения административного расследования в случае выявления признаков административных правонарушений, предусмотренных в ст. 15.3.- 15.7. и 15.11. КоАП РФ.
23. Определена сущность и отличительные черты административного рас-следования нарушений в области налогов и сборов. Административное рас-следование в качестве одной из стадий юридического процесса в форме производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов является регламентированной нормами КоАП РФ деятельностью сотрудников различных подразделений налоговых органов по подготовке и проведению процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, с целью сбора и уточнения доказательственной базы по выявленному административному правонарушению. Основными этапами данной стадии производства по делам об административных правонарушениях являются: инициирование административного расследования; планирование и организация административного расследования; разрешение исходной ситуации административного расследования; проведение процессуальных действий в рамках административного расследования; этап аналитической обработки; оформление результатов административного расследования
24. Административное расследование нарушений в области налогов и сборов признано одним из четырёх правовых режимов проведения расследования налогового законодательства.
25. Даны пояснения о порядке применения в контексте производства по административным правонарушениям в области налогов и сборов и основных недостатках нормативных предписаний п.7 ст. 101 НК РФ и в п.13 ст. 101.1 НК РФ. Обоснована возможность использования доказательственной базы, полученной в правовом режиме налогового законодательства, для це¬лей производства по административному правонарушению. Предложено решение существующей в контексте производства по административным правонарушениям правовой коллизии между нормами п.2 ст. 10 НК РФ и ст. 101,
101.1 НК РФ. Решение этой проблемы возможно путём нормативного подтверждения в тексте НК РФ права должностных лиц налоговых органов не только на составления протокола, но и определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Дан анализ правовой коллизии п.7 ст. 101, п.13 ст. 101.1 НК РФ и комплекса норм главы 23 КоАП РФ. Недостаточная логическая взаимосвязь указанных норм является основанием для признания исключительной компетенции налоговых органов в сфере рас-смотрения дел по любым административным правонарушениям, выявленным в ходе налоговой проверки.
26. Разработан способ, позволяющий устранить правовой пробел, существующий в тексте НК РФ и затрудняющий привлечение к ответственности юридического лица за административные правонарушения в области налогов и сборов.
27. Предложен аргументированный перечень задач, решение которых воз-можно посредством административного расследования по фактам нарушений в области налогов и сборов. В связи с этим признано неправомерным назначение административного расследования исключительно для установления личности виновного лица, а также обеспечения его явки в орган налоговой администрации для дачи разъяснений. Выяснение данных о лице, совершившим противоправные действия (бездействие) в области налогов и сборов, за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, должно производится в порядке, предусмотренном ч.4 ст.26.4. КоАП РФ, и лишь при невозможности получить достоверную информацию этим способом должен решаться вопрос о назначении административного расследования.
28. Дана правовая характеристика особенностей участия привлекаемого к ответственности лица в производстве по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов. Разъяснены последствия уклонения лица, совершившего правонарушение, от участия в производстве по делу.
29. На основании анализа современного организационного обеспечения процесса административного расследования нарушений в области налогов и сборов сделан вывод, что в налоговых инспекциях по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня полномочиями в области производства по делам об административных правонарушениях и проведению административных расследований наделяются должностные ли¬ца четырёх из пяти предусмотренных структурных элементов:
1) отдела общего обеспечения;
2) отдела работы с налогоплательщиками;
3) отдела контроля налогообложения физических лиц;
4) отдела налогообложения юридических лиц.
30. Концепция модернизации комплекса норм, посвящённых процедуре административного расследования, в качестве первоочередной меры предполагает новую редакцию ст.28.7. КоАП РФ. В рамках разработанной концепции также предлагается провести корректировку содержания ст.26.2., ч.2 ст.28.4, и п.2 ч.4 ст.28.1. КоАП РФ. Кроме того сформулирована новая редакция норм п.7 ст. 101 и п.13 ст. 101.1 Налогового кодекса РФ. В целях повышения эффективности норм законодательства, регулирующего административную юрисдикцию налоговых органов России, предложено реализовать комплекс правовых мер, направленных на унификацию производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах; четкую нормативную фиксацию процессуальных действий, осуществляемых в ходе налоговых проверок и их отграничение от мероприятий в рамках производства по делу об административном правонарушении; подробная правовая регламентация раз-личных видов административно-юрисдикционных производств.
Подобные работы
- Административное расследование нарушений законодательства в области налогов и сборов
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Юридическая ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы административной ответственности на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Уголовная ответственность за уклонение от уплаты
налогов и (или) сборов в России (история и современность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2012 - Ответственность за уклонение от уплаты налогов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022



