ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ..
1.1. Система розничных торговых посредников как
объективная основа фактора конкурентоспособности входящих в нее предприятий и организаций . . 12
1.2. Сущность конкурентоспособности в розничной торговле z. ........... 33
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 53
2.1. Характеристика конкурентных отношений в розничной торговле 53
2.2. Содержание и структура рыночных ситуаций в
розничной торговле 68
2.3. Методология диагностики конкуренции
3.1. Содержание конкурентных преимуществ в розничной торговле 106
3.2. Методология диагностики конкурентных преимуществ в розничной торговле
ГЛАВА 4. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 129
4.1. Характеристика конкурентных стратегий в розничной торговле ..... 129
4.2. Анализ методологических подходов к разработке конкурентных стратегий в розничной торговле 142
ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ РАЦИОНАЛЬНЫХ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 149
5.1. Методология разработки активной общей конкурентной стратегии в розничной торговле ...... 149
5.2. Методология разработки защитной общей конкурентной стратегии в розничной торговле ...... 181
5.3. Методология разработки общей конкурентной
стратегии сочетания в розничной торговле .... 204
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 233
ЛИТЕРАТУРА 248
ПРИЛОЖЕНИЯ 260
ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ..
1.1. Система розничных торговых посредников как
объективная основа фактора конкурентоспособности входящих в нее предприятий и организаций . . 12
1.2. Сущность конкурентоспособности в розничной торговле z. ........... 33
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 53
2.1. Характеристика конкурентных отношений в розничной торговле 53
2.2. Содержание и структура рыночных ситуаций в
розничной торговле 68
2.3. Методология диагностики конкуренции
3.1. Содержание конкурентных преимуществ в розничной торговле 106
3.2. Методология диагностики конкурентных преимуществ в розничной торговле
ГЛАВА 4. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 129
4.1. Характеристика конкурентных стратегий в розничной торговле ..... 129
4.2. Анализ методологических подходов к разработке конкурентных стратегий в розничной торговле 142
ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ РАЦИОНАЛЬНЫХ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 149
5.1. Методология разработки активной общей конкурентной стратегии в розничной торговле ...... 149
5.2. Методология разработки защитной общей конкурентной стратегии в розничной торговле ...... 181
5.3. Методология разработки общей конкурентной
стратегии сочетания в розничной торговле .... 204
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 233
ЛИТЕРАТУРА 248
ПРИЛОЖЕНИЯ 260
Актуальность темы исследования. В условиях становления в Российской Федерации рыночных отношений существенно возрастают роль и значение розничной торговли, состояние которой служит надежным индикатором эффективности экономики в целом.
Проблемы, стоящие перед розничной торговлей, в свою очередь являются фокусированным отображением тех сложных, во многих случаях противоречивых тенденций, которые отражают нынешнее состояние экономики страны.
Приходится констатировать наличие во многих случаях упрощенного подхода к проблемам развития рыночных отношений в стране, роли и функциям государства в их осуществлении. Так, например, поспешная и непродуманная приватизация в розничной торговле в значительной мере обусловила ухудшение ее качественных характеристик.
С другой стороны, под влиянием этих ошибок усиливаются призывы к росту воздействия государства на процессы регулирования и контроль, в том числе и за деятельностью розничных предприятий и организаций. Рассматривая эти маргинальные подходы к проблемам развития розничной торговли в Российской Федерации, следует отметить, что истина находится где-то посредине.
Вместе с тем не только стратегические ошибки в становлении рыночных отношений в стране обусловили негативные тенденции в развитии розничной торговли. Следует отметить и существенное повышение сложности функционирования розничных предприятий и организаций в новых условиях.
Значительно возросли риск и неопределенность их деятельности. Управленческие решения приходится принимать во многих случаях в отсутствии релевантной информации о поставщиках и динамике потребительского спроса, больше ориентируясь на собственные опыт и интуицию. Руководство многих розничных предприятий и организаций оказалось неподготовленным к деятельности в данных условиях.
В связи с этим для розничной торговли в стране актуальной является проблема использования управленческой парадигмы, основанной на конкурентных отношениях. Становлению конкурентных отношений принадлежит, по нашему мнению, определяющая роль в развитии розничной торговли.
Именно конкуренция позволит стабилизировать розничную торговлю за счет того, что на рынке останутся функционировать только конкурентоспособные предприятия и организации.
Таким образом, развитие конкурентных отношений и соответственно повышение конкурентоспособности предприятий и организаций являются основой совершенствования розничной торговли в стране.
Состояние научной проблемы. Следует отметить, что теоретическая проблема конкурентоспособности в розничной торговле в нашей стране и за рубежом фактически не исследовалась. Это в свою очередь обусловливает значительные эмпирические проблемы по определению рациональных путей развития розничной торговли.
Серьезное исследование конкурентных отношений проведено американским профессором М. Портером. Однако оно осуществлено в основном на примере производственных отраслей и практически не может быть использовано в розничной торговле в виду ее специфических особенностей.
Фрагментарно общие проблемы конкурентоспособности анализировали Адамс С., Аллен Л., Альберт М., Ансофф И., Брю С.Л., Ворст Й., Грейсон Дж., Долан Э.Дж., Друкер П., Карлоф Б., Кор¬най Я., Коуз Р., Линдсей Д., Маккей X., Макконнелл К.Р., Макмил¬лан Ч., Мерсер Д., Мескон М.Х., Мэнкью Н.Г., О’Делл К., Пиндайк Р., Питерс Т., Райт Д.П., Роузен X., Самуэльсон П., Уотермен Р., Фишер С., Форд Г., Харрингтон Дж., Хедоури Ф., Холт Р.Н., Хойер В., Эклунд К., Герчикова И.Н., Осипов Ю.М., Пунин Е.И., Старобинский Э.Е., Стоянова Е., Чесноков А.С. и др.
Применительно к розничной торговле эти проблемы рассматривали Котлер Ф., Маркин Р., Цзе К.К. Однако все перечисленные авторы ограничились в основном отрывочными, а часто и противоречивыми дефинициями по этим проблемам.
Никто из них не ставил перед собой конкретную задачу комплексного анализа конкурентоспособности, в том числе и в розничной торговле, а рассматривал этот вопрос применительно к своей теме исследования.
Таким образом, данное диссертационное исследование является фактически первым по проблематике конкурентоспособности в розничной торговле.
Объектом исследования является конкурентоспособность розничных предприятий и организаций.
Лично автором диссертационной работы проведены исследования по этой проблематике в г.Москве, Московской, Нижегородской и Кемеровской областях, Хабаровском крае.
В процессе исследования проанализирован значительный объем статистических данных Госкомстата РФ, отчетных данных Министерства экономики РФ и Комитета РФ по торговле.
Полученная информация обрабатывалась с использованием экономических и математических методов исследования хозяйственной деятельности.
Целью исследования являются обоснование теоретических положений конкурентоспособности в розничной торговле, разработка методологического обеспечения диагностики и достижения или сохранения ее по сравнению с конкурентным окружением.
В соответствии с этим основными задачами диссертационного исследования явились:
- анализ содержания конкурентоспособности;
- изучение компонентов конкурентных отношений;
- разработка методологии диагностики конкуренции;
- характеристика содержания конкурентных преимуществ;
- разработка методологии диагностики конкурентных преимуществ;
- обоснование релевантной таксономии конкурентных стратегий и этапов стратегического планирования;
- разработка методологий построения рациональных конкурентных стратегий, направленных на достижение или сохранение конкурентоспособности.
Методологической основой диссертационного исследования являются труды российских и зарубежных авторов по проблемам экономики и управления деятельностью предприятий и организаций в условиях рыночных отношений.
Проблемы, стоящие перед розничной торговлей, в свою очередь являются фокусированным отображением тех сложных, во многих случаях противоречивых тенденций, которые отражают нынешнее состояние экономики страны.
Приходится констатировать наличие во многих случаях упрощенного подхода к проблемам развития рыночных отношений в стране, роли и функциям государства в их осуществлении. Так, например, поспешная и непродуманная приватизация в розничной торговле в значительной мере обусловила ухудшение ее качественных характеристик.
С другой стороны, под влиянием этих ошибок усиливаются призывы к росту воздействия государства на процессы регулирования и контроль, в том числе и за деятельностью розничных предприятий и организаций. Рассматривая эти маргинальные подходы к проблемам развития розничной торговли в Российской Федерации, следует отметить, что истина находится где-то посредине.
Вместе с тем не только стратегические ошибки в становлении рыночных отношений в стране обусловили негативные тенденции в развитии розничной торговли. Следует отметить и существенное повышение сложности функционирования розничных предприятий и организаций в новых условиях.
Значительно возросли риск и неопределенность их деятельности. Управленческие решения приходится принимать во многих случаях в отсутствии релевантной информации о поставщиках и динамике потребительского спроса, больше ориентируясь на собственные опыт и интуицию. Руководство многих розничных предприятий и организаций оказалось неподготовленным к деятельности в данных условиях.
В связи с этим для розничной торговли в стране актуальной является проблема использования управленческой парадигмы, основанной на конкурентных отношениях. Становлению конкурентных отношений принадлежит, по нашему мнению, определяющая роль в развитии розничной торговли.
Именно конкуренция позволит стабилизировать розничную торговлю за счет того, что на рынке останутся функционировать только конкурентоспособные предприятия и организации.
Таким образом, развитие конкурентных отношений и соответственно повышение конкурентоспособности предприятий и организаций являются основой совершенствования розничной торговли в стране.
Состояние научной проблемы. Следует отметить, что теоретическая проблема конкурентоспособности в розничной торговле в нашей стране и за рубежом фактически не исследовалась. Это в свою очередь обусловливает значительные эмпирические проблемы по определению рациональных путей развития розничной торговли.
Серьезное исследование конкурентных отношений проведено американским профессором М. Портером. Однако оно осуществлено в основном на примере производственных отраслей и практически не может быть использовано в розничной торговле в виду ее специфических особенностей.
Фрагментарно общие проблемы конкурентоспособности анализировали Адамс С., Аллен Л., Альберт М., Ансофф И., Брю С.Л., Ворст Й., Грейсон Дж., Долан Э.Дж., Друкер П., Карлоф Б., Кор¬най Я., Коуз Р., Линдсей Д., Маккей X., Макконнелл К.Р., Макмил¬лан Ч., Мерсер Д., Мескон М.Х., Мэнкью Н.Г., О’Делл К., Пиндайк Р., Питерс Т., Райт Д.П., Роузен X., Самуэльсон П., Уотермен Р., Фишер С., Форд Г., Харрингтон Дж., Хедоури Ф., Холт Р.Н., Хойер В., Эклунд К., Герчикова И.Н., Осипов Ю.М., Пунин Е.И., Старобинский Э.Е., Стоянова Е., Чесноков А.С. и др.
Применительно к розничной торговле эти проблемы рассматривали Котлер Ф., Маркин Р., Цзе К.К. Однако все перечисленные авторы ограничились в основном отрывочными, а часто и противоречивыми дефинициями по этим проблемам.
Никто из них не ставил перед собой конкретную задачу комплексного анализа конкурентоспособности, в том числе и в розничной торговле, а рассматривал этот вопрос применительно к своей теме исследования.
Таким образом, данное диссертационное исследование является фактически первым по проблематике конкурентоспособности в розничной торговле.
Объектом исследования является конкурентоспособность розничных предприятий и организаций.
Лично автором диссертационной работы проведены исследования по этой проблематике в г.Москве, Московской, Нижегородской и Кемеровской областях, Хабаровском крае.
В процессе исследования проанализирован значительный объем статистических данных Госкомстата РФ, отчетных данных Министерства экономики РФ и Комитета РФ по торговле.
Полученная информация обрабатывалась с использованием экономических и математических методов исследования хозяйственной деятельности.
Целью исследования являются обоснование теоретических положений конкурентоспособности в розничной торговле, разработка методологического обеспечения диагностики и достижения или сохранения ее по сравнению с конкурентным окружением.
В соответствии с этим основными задачами диссертационного исследования явились:
- анализ содержания конкурентоспособности;
- изучение компонентов конкурентных отношений;
- разработка методологии диагностики конкуренции;
- характеристика содержания конкурентных преимуществ;
- разработка методологии диагностики конкурентных преимуществ;
- обоснование релевантной таксономии конкурентных стратегий и этапов стратегического планирования;
- разработка методологий построения рациональных конкурентных стратегий, направленных на достижение или сохранение конкурентоспособности.
Методологической основой диссертационного исследования являются труды российских и зарубежных авторов по проблемам экономики и управления деятельностью предприятий и организаций в условиях рыночных отношений.
Проведенное нами исследование позволило сделать ряд выводов и предложений, которые, по нашему мнению, будут способствовать получению розничными предприятиями и организациями релевантных данных, характеризующих их конкурентоспособность, объективной оценке уровня конкуренции на рынке и своих конкурентных преимуществ, разработке в соответствии с этим рациональных конкурентных стратегий в целях достижения или сохранения конкурентоспособности.
Совокупность розничных предприятий и организаций на рынке следует рассматривать как систему розничных торговых посредников. Упорядоченная целостность этой системы находит выражение в том, что это холистическая система, то есть ее переменные элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. В Российской Федерации свойство самостабилизации наглядно было продемонстрировано системой в период I990-I99I гг., когда в условиях недостатка товарной массы многие розничные предприятия и организации сократили объем реализации товаров упрощенными формами обслуживания и численность торгового персонала, передали в аренду часть торговых площадей и т.д. Самоорганизация нашла выражение в изменениях параметров системы в стране с начала 1992 года, что связано с глобальными переменами внешней среды. Свойство иерархизации системы выражается в том, что, являясь подотраслью народного хозяйства на уровне страны, она дифференцируется на подсистемы на уровне региональных и локальных рынков, зон обслуживания магазинов. При этом каждый из перечисленных уровней является подсистемой более высокого уровня.
Система розничных торговых посредников является открытой развивающейся системой. Ее развитие в значительной степени определяется противоречиями, характерными для ее внутренней среды. Одним из основных противоречий системы розничных торговых посредников является наличие двух противоположных тенденций в динамике товарного профиля магазинов - их специализация и универсализация. В 1991 году, например, уровень специализации магазинов в Российской Федерации по количеству единиц составлял 21,9%, а по торговой площади - 23,6%. В 1994 году эти показатели были соответственно 26,1% и 26,6%. В течение I99I-I994 гг. количество универсальных магазинов в стране возросло на 90,7%. Универсализация розничной сети предполагает ввод в эксплуатацию крупных магазинов. Однако в этот период средняя торговая площадь универсальных продовольственных магазинов сократилась на 15,2%, а непродовольственных - на 67,5%. В результате этого в настоящее время многие универсальные магазины не обладают достаточными широтой и глубиной предлагаемого ассортимента товаров, что снижает
' качество, оказываемых ими потребительских услуг.
Будучи диссипативной, система розничных торговых посредников эволюционирует в сторону минимальной энтропии. В итоге в системе проявляется тенденция изоморфизма. В Российской Федерации это находит выражение в четко обозначившемся в 1993 году процессе объединения приватизированных магазинов в различного рода организации (товарищества, акционерные общества, ассоциации и др.) взамен ликвидированных в 1992 году торгов и объединений.
В соответствии со статистическими данными динамика количества розничных торговых единиц и торговой площади магазинов в стране за I98I-I994 гг. характеризует качественное улучшение состава розничной сети - рост торговой площади магазинов при небольшом сокращении их количества и значительное уменьшение числа мелкорозничной сети. Однако достоверность статистических данных за период 1992-1994 гг. вызывает, по нашему мнению, серьезное сомнение. Так, в 1994 году розничный товарооборот официально зарегистрированных предприятий в сумме 131,0 трлн. руб. дополняется, согласно экспертным оценкам Госкомстата РФ, 82,4 трлн, руб. за счет неорганизованного ввоза и продажи товаров. В связи с этим в 1994 году общее количество розничной сети в Российской Федерации с учетом незарегистрированных палаток составляло, по нашим оценкам, около 600 тыс. ед., что почти в два раза больше статистических данных.
Совокупность розничных предприятий и организаций на рынке следует рассматривать как систему розничных торговых посредников. Упорядоченная целостность этой системы находит выражение в том, что это холистическая система, то есть ее переменные элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. В Российской Федерации свойство самостабилизации наглядно было продемонстрировано системой в период I990-I99I гг., когда в условиях недостатка товарной массы многие розничные предприятия и организации сократили объем реализации товаров упрощенными формами обслуживания и численность торгового персонала, передали в аренду часть торговых площадей и т.д. Самоорганизация нашла выражение в изменениях параметров системы в стране с начала 1992 года, что связано с глобальными переменами внешней среды. Свойство иерархизации системы выражается в том, что, являясь подотраслью народного хозяйства на уровне страны, она дифференцируется на подсистемы на уровне региональных и локальных рынков, зон обслуживания магазинов. При этом каждый из перечисленных уровней является подсистемой более высокого уровня.
Система розничных торговых посредников является открытой развивающейся системой. Ее развитие в значительной степени определяется противоречиями, характерными для ее внутренней среды. Одним из основных противоречий системы розничных торговых посредников является наличие двух противоположных тенденций в динамике товарного профиля магазинов - их специализация и универсализация. В 1991 году, например, уровень специализации магазинов в Российской Федерации по количеству единиц составлял 21,9%, а по торговой площади - 23,6%. В 1994 году эти показатели были соответственно 26,1% и 26,6%. В течение I99I-I994 гг. количество универсальных магазинов в стране возросло на 90,7%. Универсализация розничной сети предполагает ввод в эксплуатацию крупных магазинов. Однако в этот период средняя торговая площадь универсальных продовольственных магазинов сократилась на 15,2%, а непродовольственных - на 67,5%. В результате этого в настоящее время многие универсальные магазины не обладают достаточными широтой и глубиной предлагаемого ассортимента товаров, что снижает
' качество, оказываемых ими потребительских услуг.
Будучи диссипативной, система розничных торговых посредников эволюционирует в сторону минимальной энтропии. В итоге в системе проявляется тенденция изоморфизма. В Российской Федерации это находит выражение в четко обозначившемся в 1993 году процессе объединения приватизированных магазинов в различного рода организации (товарищества, акционерные общества, ассоциации и др.) взамен ликвидированных в 1992 году торгов и объединений.
В соответствии со статистическими данными динамика количества розничных торговых единиц и торговой площади магазинов в стране за I98I-I994 гг. характеризует качественное улучшение состава розничной сети - рост торговой площади магазинов при небольшом сокращении их количества и значительное уменьшение числа мелкорозничной сети. Однако достоверность статистических данных за период 1992-1994 гг. вызывает, по нашему мнению, серьезное сомнение. Так, в 1994 году розничный товарооборот официально зарегистрированных предприятий в сумме 131,0 трлн. руб. дополняется, согласно экспертным оценкам Госкомстата РФ, 82,4 трлн, руб. за счет неорганизованного ввоза и продажи товаров. В связи с этим в 1994 году общее количество розничной сети в Российской Федерации с учетом незарегистрированных палаток составляло, по нашим оценкам, около 600 тыс. ед., что почти в два раза больше статистических данных.
Подобные работы
- Ассортимент и качество услуг розничной торговли
Курсовые работы, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование управления конкурентоспособностью организации оптовой торговли (на примере ООО «Реал Фуд»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ УЧЕТА И АНАЛИЗА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Магистерская диссертация, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие торговых розничных сетей в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия. На материалах ООО«Огнезащита»
Главы к дипломным работам, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2016 - ОПТИМИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГА НА
ПРЕДПРИЯТИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ТАЙГА»)
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Финансовая устойчивость предприятия как основа развития бизнеса
на примере ООО «Медтехника-НЧ»
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование закупочной деятельности на предприятии ПАО «КАМАЗ»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017



