Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Работа №28611

Тип работы

Диссертация

Предмет

маркетинг

Объем работы267
Год сдачи2002
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
415
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ..
1.1. Система розничных торговых посредников как
объективная основа фактора конкурентоспособности входящих в нее предприятий и организаций . . 12
1.2. Сущность конкурентоспособности в розничной торговле z. ........... 33
ГЛАВА 2. КОНКУРЕНЦИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 53
2.1. Характеристика конкурентных отношений в розничной торговле 53
2.2. Содержание и структура рыночных ситуаций в
розничной торговле 68
2.3. Методология диагностики конкуренции

3.1. Содержание конкурентных преимуществ в розничной торговле 106
3.2. Методология диагностики конкурентных преимуществ в розничной торговле
ГЛАВА 4. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 129
4.1. Характеристика конкурентных стратегий в розничной торговле ..... 129
4.2. Анализ методологических подходов к разработке конкурентных стратегий в розничной торговле 142
ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ РАЦИОНАЛЬНЫХ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 149
5.1. Методология разработки активной общей конкурентной стратегии в розничной торговле ...... 149
5.2. Методология разработки защитной общей конкурентной стратегии в розничной торговле ...... 181
5.3. Методология разработки общей конкурентной
стратегии сочетания в розничной торговле .... 204
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 233
ЛИТЕРАТУРА 248
ПРИЛОЖЕНИЯ 260

Актуальность темы исследования. В условиях становления в Российской Федерации рыночных отношений существенно возрастают роль и значение розничной торговли, состояние которой служит надежным индикатором эффективности экономики в целом.
Проблемы, стоящие перед розничной торговлей, в свою очередь являются фокусированным отображением тех сложных, во многих случаях противоречивых тенденций, которые отражают нынешнее состояние экономики страны.
Приходится констатировать наличие во многих случаях упрощенного подхода к проблемам развития рыночных отношений в стране, роли и функциям государства в их осуществлении. Так, например, поспешная и непродуманная приватизация в розничной торговле в значительной мере обусловила ухудшение ее качественных характеристик.
С другой стороны, под влиянием этих ошибок усиливаются призывы к росту воздействия государства на процессы регулирования и контроль, в том числе и за деятельностью розничных предприятий и организаций. Рассматривая эти маргинальные подходы к проблемам развития розничной торговли в Российской Федерации, следует отметить, что истина находится где-то посредине.
Вместе с тем не только стратегические ошибки в становлении рыночных отношений в стране обусловили негативные тенденции в развитии розничной торговли. Следует отметить и существенное повышение сложности функционирования розничных предприятий и организаций в новых условиях.
Значительно возросли риск и неопределенность их деятельности. Управленческие решения приходится принимать во многих случаях в отсутствии релевантной информации о поставщиках и динамике потребительского спроса, больше ориентируясь на собственные опыт и интуицию. Руководство многих розничных предприятий и организаций оказалось неподготовленным к деятельности в данных условиях.
В связи с этим для розничной торговли в стране актуальной является проблема использования управленческой парадигмы, основанной на конкурентных отношениях. Становлению конкурентных отношений принадлежит, по нашему мнению, определяющая роль в развитии розничной торговли.
Именно конкуренция позволит стабилизировать розничную торговлю за счет того, что на рынке останутся функционировать только конкурентоспособные предприятия и организации.
Таким образом, развитие конкурентных отношений и соответственно повышение конкурентоспособности предприятий и организаций являются основой совершенствования розничной торговли в стране.
Состояние научной проблемы. Следует отметить, что теоретическая проблема конкурентоспособности в розничной торговле в нашей стране и за рубежом фактически не исследовалась. Это в свою очередь обусловливает значительные эмпирические проблемы по определению рациональных путей развития розничной торговли.
Серьезное исследование конкурентных отношений проведено американским профессором М. Портером. Однако оно осуществлено в основном на примере производственных отраслей и практически не может быть использовано в розничной торговле в виду ее специфических особенностей.
Фрагментарно общие проблемы конкурентоспособности анализировали Адамс С., Аллен Л., Альберт М., Ансофф И., Брю С.Л., Ворст Й., Грейсон Дж., Долан Э.Дж., Друкер П., Карлоф Б., Кор¬най Я., Коуз Р., Линдсей Д., Маккей X., Макконнелл К.Р., Макмил¬лан Ч., Мерсер Д., Мескон М.Х., Мэнкью Н.Г., О’Делл К., Пиндайк Р., Питерс Т., Райт Д.П., Роузен X., Самуэльсон П., Уотермен Р., Фишер С., Форд Г., Харрингтон Дж., Хедоури Ф., Холт Р.Н., Хойер В., Эклунд К., Герчикова И.Н., Осипов Ю.М., Пунин Е.И., Старобинский Э.Е., Стоянова Е., Чесноков А.С. и др.
Применительно к розничной торговле эти проблемы рассматривали Котлер Ф., Маркин Р., Цзе К.К. Однако все перечисленные авторы ограничились в основном отрывочными, а часто и противоречивыми дефинициями по этим проблемам.
Никто из них не ставил перед собой конкретную задачу комплексного анализа конкурентоспособности, в том числе и в розничной торговле, а рассматривал этот вопрос применительно к своей теме исследования.
Таким образом, данное диссертационное исследование является фактически первым по проблематике конкурентоспособности в розничной торговле.
Объектом исследования является конкурентоспособность розничных предприятий и организаций.
Лично автором диссертационной работы проведены исследования по этой проблематике в г.Москве, Московской, Нижегородской и Кемеровской областях, Хабаровском крае.
В процессе исследования проанализирован значительный объем статистических данных Госкомстата РФ, отчетных данных Министерства экономики РФ и Комитета РФ по торговле.
Полученная информация обрабатывалась с использованием экономических и математических методов исследования хозяйственной деятельности.
Целью исследования являются обоснование теоретических положений конкурентоспособности в розничной торговле, разработка методологического обеспечения диагностики и достижения или сохранения ее по сравнению с конкурентным окружением.
В соответствии с этим основными задачами диссертационного исследования явились:
- анализ содержания конкурентоспособности;
- изучение компонентов конкурентных отношений;
- разработка методологии диагностики конкуренции;
- характеристика содержания конкурентных преимуществ;
- разработка методологии диагностики конкурентных преимуществ;
- обоснование релевантной таксономии конкурентных стратегий и этапов стратегического планирования;
- разработка методологий построения рациональных конкурентных стратегий, направленных на достижение или сохранение конкурентоспособности.
Методологической основой диссертационного исследования являются труды российских и зарубежных авторов по проблемам экономики и управления деятельностью предприятий и организаций в условиях рыночных отношений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило сделать ряд выводов и предложений, которые, по нашему мнению, будут способствовать получению розничными предприятиями и организациями релевантных данных, характеризующих их конкурентоспособность, объективной оценке уровня конкуренции на рынке и своих конкурентных преимуществ, разработке в соответствии с этим рациональных конкурентных стратегий в целях достижения или сохранения конкурентоспособности.
Совокупность розничных предприятий и организаций на рынке следует рассматривать как систему розничных торговых посредников. Упорядоченная целостность этой системы находит выражение в том, что это холистическая система, то есть ее переменные элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. В Российской Федерации свойство самостабилизации наглядно было продемонстрировано системой в период I990-I99I гг., когда в условиях недостатка товарной массы многие розничные предприятия и организации сократили объем реализации товаров упрощенными формами обслуживания и численность торгового персонала, передали в аренду часть торговых площадей и т.д. Самоорганизация нашла выражение в изменениях параметров системы в стране с начала 1992 года, что связано с глобальными переменами внешней среды. Свойство иерархизации системы выражается в том, что, являясь подотраслью народного хозяйства на уровне страны, она дифференцируется на подсистемы на уровне региональных и локальных рынков, зон обслуживания магазинов. При этом каждый из перечисленных уровней является подсистемой более высокого уровня.
Система розничных торговых посредников является открытой развивающейся системой. Ее развитие в значительной степени определяется противоречиями, характерными для ее внутренней среды. Одним из основных противоречий системы розничных торговых посредников является наличие двух противоположных тенденций в динамике товарного профиля магазинов - их специализация и универсализация. В 1991 году, например, уровень специализации магазинов в Российской Федерации по количеству единиц составлял 21,9%, а по торговой площади - 23,6%. В 1994 году эти показатели были соответственно 26,1% и 26,6%. В течение I99I-I994 гг. количество универсальных магазинов в стране возросло на 90,7%. Универсализация розничной сети предполагает ввод в эксплуатацию крупных магазинов. Однако в этот период средняя торговая площадь универсальных продовольственных магазинов сократилась на 15,2%, а непродовольственных - на 67,5%. В результате этого в настоящее время многие универсальные магазины не обладают достаточными широтой и глубиной предлагаемого ассортимента товаров, что снижает
' качество, оказываемых ими потребительских услуг.
Будучи диссипативной, система розничных торговых посредников эволюционирует в сторону минимальной энтропии. В итоге в системе проявляется тенденция изоморфизма. В Российской Федерации это находит выражение в четко обозначившемся в 1993 году процессе объединения приватизированных магазинов в различного рода организации (товарищества, акционерные общества, ассоциации и др.) взамен ликвидированных в 1992 году торгов и объединений.
В соответствии со статистическими данными динамика количества розничных торговых единиц и торговой площади магазинов в стране за I98I-I994 гг. характеризует качественное улучшение состава розничной сети - рост торговой площади магазинов при небольшом сокращении их количества и значительное уменьшение числа мелкорозничной сети. Однако достоверность статистических данных за период 1992-1994 гг. вызывает, по нашему мнению, серьезное сомнение. Так, в 1994 году розничный товарооборот официально зарегистрированных предприятий в сумме 131,0 трлн. руб. дополняется, согласно экспертным оценкам Госкомстата РФ, 82,4 трлн, руб. за счет неорганизованного ввоза и продажи товаров. В связи с этим в 1994 году общее количество розничной сети в Российской Федерации с учетом незарегистрированных палаток составляло, по нашим оценкам, около 600 тыс. ед., что почти в два раза больше статистических данных.



1. О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления: Указ Президента РФ от 21 марта 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - $ 13. - Ст. 985.
2. О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой: Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. // Соб¬рание законодательства РФ. - 1994. - Лё 7. - Ст. 700.
3. Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг): Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - Л 35. - Ст. 3690.
4. Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 24 января 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - М 5. - Ст. 351.
5. О внесении изменений в планы действий правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы: Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - # 8. - Ст. 594.
6. О внесении изменений в Положение о порядке переоценки основных фондов (средств) предприятий и организаций: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - > 8. - Ст. 604.
7. О положении российской экономики и перспективах ее развития на 1994 год: Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. -
> II. - Ст. 861.
8. О Государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры): Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - № 14. - Ст. 1052.
9. 0 внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 сентрября 1993 года № 985 ”06 утверждении ставок акцизов по отдельным видам товаров”: Постановление Правительства РФ от 31 марта 1994 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. Ж 15. - Ст. 1179.
10. 0 мерах по восстановлению государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - II. - Ст. 21.
11. 0 мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы: Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - 13. - Ст. 213.
12. 0 неотложных мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве ) предприятий: Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - > 5. - Ст. 490.
13. 0 мерах по совершенствованию государственного регулирования экспорта товаров и услуг: Постановление Правительства РФ от I июля 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. -
М II. - Ст. 1295.
14. Об итогах социально-экономического развития Российской
Федерации в первом полугодии 1994 г. и задачах на ближай¬шую перспективу: Постановление Правительства РФ от 26 июля 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - 14. -
Ст. 1645.
15. 0 мерах по государственному регулированию торговли и улуч-шению торгового обслуживания населения: Постановление Пра-вительства РФ от 12 августа 1994 г. // Собрание законода¬тельства РФ. - 1994. - Л 17. - Ст. 1997.
16. Об утверждении Правил продажи товаров по образцам: Постанов-ление Правительства РФ от 19 августа 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - > 19. - Ст. 2209.
17. Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольст-венными товарами: Постановление Правительства РФ от 26 сен-тября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. -
М 23. - Ст. 2569.
18. Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций
в экономику Российской Федерации: Постановление Правительст¬ва РФ от 29 сентября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - 24. - Ст. 2637.
19. О внесении изменений и дополнений в Положение о Комитете Российской Федерации по торговле: Постановление Правительст¬ва РФ от I декабря 1994 г. // Собрание законодательства РФ. -
1994. - № 33. - Ст. 3444.
20. О мерах по обеспечению участия малых негосударственных пред-приятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд: Постановление Правительст¬ва РФ от I декабря 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - М 33. - Ст. 3442.
21. О реализации на территории Российской Федерации подакциз¬ных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками: Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1994 г. // Собрание законодательства РФ. -
1995. - М I. - Ст. 71.
22. Акофф Р.Л. Планирование в больших экономических системах / Пер. с англ. - М.: Советское радио, 1972. - 223 с.
23. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985. - 327 с.
24. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / Пер. с англ. - М.: Советское радио, 1974. - 272 с.
25. Аллен Л. Как преуспеть в малом бизнесе / Пер. с англ. - М.: АО ’’Торговый дом "Русская тройка", 1992. - 190 с.
26. Амуржуев О.В. Болвачев А.И. и др. Словарь делового челове¬ка. - М.: Экономика, 1992. - 236 с.
27. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
28. Бабо А. Прибыль / Пер. с фр. - М.: АО "Прогресс", "Универе",
1993. - 176 с.
29. Бекет М. Найди свой путь в финансовой деятельности / Пер. с англ. - М.: Ай Кью, 1992. - 52 с.
30. Битунов В.В. Отрасль и территория (экономический анализ). - М.: Мысль, 1987. - 236 с.
31. Бурков В.Н., Ирикон В.А. Модели и методы управления органи-зационными системами. - М.: Наука, 1994. - 270 с.
32. Васьков С.Т. Территориальное управление в новых хозяйствен¬ных условиях. - М.: Экономика, 1990. - 191 с.
33. Вейлл П. Искусство менеджера / Пер. с англ. - М.: Новости,
1993. - 224 с.
34. Вольтерра В. Математическая теория борьбы за существование / Пер. с фр. - М.: Наука, 1976. - 286 с.
35. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы / Пер. с дат. - М.: Высшая школа, 1994. - 272 с.
36. Вудвок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руково-дителя-практика / Пер. с англ. - М.: Дело, 1991. - 320 с.
37. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, 1994. - 685 с.
38. Грейсон Дж. младший, О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991. - 319 с.
39. Диксон Д.Е. Совершенствуйте свой бизнес: Пособие и практи¬кум / Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 224 с.
40. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. - СПб.: СП "Автокомп", 1992. - 496 с.
41. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика / Пер. с англ. - СПб.: АОЗТ "Литера плюс", 1994. - 401 с.
42. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. - СПб.: АО "СПб оркестр", 1994. - 448 с.
43. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. - М.: сп "Бук Чембер Интернэшнл", 1992. - 350 с.
44. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Сокр. пер. с нем. - М.: Экономика, 1990. - 335 с.
45. Йеннекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Тео-рия и практика. - Минск.: МП "Энис", 1992. - 167 с.
46. Карлоф Б. Деловая стратегия / Пер. с англ. - М.: Экономика,
1991. - 235 с.
47. Кауфман Х.Р. Тактика успеха в бизнесе и науке: творчество,
деньги, слава / Пер. с англ. - М.: Интеллект, 1993. - 160 с.
48. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйст¬венная политика / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1982. - 398 с.
49. Кириченко Б.Н., Куранов Г.0. Ускорение социально-экономи-ческого развития и перспективное планирование. - М.: Экономика, 1987. - 288 с.
50. Кобелев Н.Б., Шатаев И.М. Системное решение проблем управ-ления в сфере обслуживания населения. - М.: Легкая индуст¬рия,

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ