Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов в обучении математике
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся 15
§ 1. Психолого-педагогические основы формирования творческой деятельности 16
§ 2. Проблема занимательных задач в психологической, научно-методической литературе и практике обучения математике. 30
2.1. Проблема занимательных задач в психологических исследованиях 31
2.2. Проблема занимательных задач в научно-методической литературе 44
2.3. Занимательные задачи в практике обучения математике 46
§ 3. Занимательные задачи в системе подготовки учащихся 64
к творческой деятельности
Выводы по первой главе 89
Глава 2. Методические основы формирования творческой деятельности учащихся 94
§ 1. Система занимательных задач, направленная на формирование творческой деятельности учащихся в обучении математике 95
1.1. Констатирующий эксперимент ..... 95
1.2. Требования к системе занимательных задач геометрического содержания 119
1.3. Типология занимательных задач, ориентированная на формирование творческой деятельности учащихся 138
1.4. Система занимательных задач геометрического содержания,
ориентированная на формирование творческой деятельности учащихся 144
§ 2. Содержание и методика экспериментального обучения 184
Заключение 213
Список литературы 215
Приложения 228
Глава 1. Теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся 15
§ 1. Психолого-педагогические основы формирования творческой деятельности 16
§ 2. Проблема занимательных задач в психологической, научно-методической литературе и практике обучения математике. 30
2.1. Проблема занимательных задач в психологических исследованиях 31
2.2. Проблема занимательных задач в научно-методической литературе 44
2.3. Занимательные задачи в практике обучения математике 46
§ 3. Занимательные задачи в системе подготовки учащихся 64
к творческой деятельности
Выводы по первой главе 89
Глава 2. Методические основы формирования творческой деятельности учащихся 94
§ 1. Система занимательных задач, направленная на формирование творческой деятельности учащихся в обучении математике 95
1.1. Констатирующий эксперимент ..... 95
1.2. Требования к системе занимательных задач геометрического содержания 119
1.3. Типология занимательных задач, ориентированная на формирование творческой деятельности учащихся 138
1.4. Система занимательных задач геометрического содержания,
ориентированная на формирование творческой деятельности учащихся 144
§ 2. Содержание и методика экспериментального обучения 184
Заключение 213
Список литературы 215
Приложения 228
Принципы государственной политики в области образования естественным образом отвечают задачам возрождения и обновления России. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, свобода и плюрализм в образовании, демократический, государственно-общественный характер управлением образованием - все это приметы обновления современной школы. Да и сами школы теперь разные: государственные, частные, обыкновенные, альтернативные; есть лицеи, колледжи, гимназии. Но вечной остается проблема повышения эффективности обучения. Нужны средства, нужны не просто передовые педагогические идеи, но и тщательно разработанные на их основе программы, методики, учебники, пособия; нужны по-новому подготовленные и по-новому работающие учителя, нужны новые школы и новое оборудование для них.
Однако, что должно и может измениться гораздо скорее, - это сама атмосфера школьной жизни. Одна из основных задач, поставленных перед школой и обществом, - подготовка всесторонне развитой, активной личности, способной к творческому труду, к самостоятельному добыванию проблемы имеет развитие творческой деятельности учащихся, что связано органически с раскрытием потенциальных возможностей и способностей каждого ученика. Таким образом, формирование творческой деятельности в процессе обучения - важнейшая задача педагогической науки и школьной практики. Только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических, теоретических и других задач. Поэтому не случайно проблема развития творческих способностей учащихся все время привлекает внимание как исследователей, так и практических работников различных типов учебных заведений. Важное место здесь принадлежит школьной математике. данной работе мы показываем, как можно реализовать поставленные задачи в процессе преподавания школьного курса математики, а в качестве конкретного материала, на котором строится исследование, выбраны занимательные задачи геометрического содержания. Этот выбор сделан нами не случайно.
В математике следует отметить естественность возникновения таких задач.
Первый, дошедший до нас учебник математики, точнее, его кусок длиною 5 метров, известный в мире как "лондонский папирус", или "папирус Ахмеса", содержит 84 сопровождаемые решением задачи. По этому учебнику велись занятия в школе государственных писцов. Уже древние египтяне понимали, сколь важную роль в процессе обучения играет элемент занимательности, и среди включенных в "папирус Ахмеса" задач было немало таких, которые подошли бы и для современного сборника. Так, в течение тысячелетий из одного сборника занимательных задач математики в другой кочует "задача о семи кошках" из этого папируса. Занимательная математика принадлежит к числу наиболее любимых читателями жанров популярной литературы. Решая нестандартные своеобразные задачи, учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики, сознают всю нелепость широко распространенного, тем не менее глубоко ошибочного представления о ней как о чем-то унылом и застывшем, начинают понимать, почему математики, говоря о своей науке, нередко прибегают к эстетическим категориям. Вместе с тем занимательная математика - это не только действенное средство агитации молодого поколения в пользу выбора профессии и не только разумное средство заполнения досуга взрослых и детей. Занимательная математика - прежде всего математика, которую надо постигать звено за звеном. Элемент игры, который включен в занимательные задачи, может иметь форму головоломки или обычной математической задачи "с секретом", каким-либо неожиданным или забавным поворотом мысли. (Именно эти задачи являются одним ив самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. Не зря эти задачи передавались устно и письменно из поколения в поколение. Такого рода математические задачи возникают иногда как побочный продукт серьезных изысканий ученых; много задач придумываются любителями. Они, подобно загадкам и пословицам, становятся достоянием общества.
Однако, что должно и может измениться гораздо скорее, - это сама атмосфера школьной жизни. Одна из основных задач, поставленных перед школой и обществом, - подготовка всесторонне развитой, активной личности, способной к творческому труду, к самостоятельному добыванию проблемы имеет развитие творческой деятельности учащихся, что связано органически с раскрытием потенциальных возможностей и способностей каждого ученика. Таким образом, формирование творческой деятельности в процессе обучения - важнейшая задача педагогической науки и школьной практики. Только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических, теоретических и других задач. Поэтому не случайно проблема развития творческих способностей учащихся все время привлекает внимание как исследователей, так и практических работников различных типов учебных заведений. Важное место здесь принадлежит школьной математике. данной работе мы показываем, как можно реализовать поставленные задачи в процессе преподавания школьного курса математики, а в качестве конкретного материала, на котором строится исследование, выбраны занимательные задачи геометрического содержания. Этот выбор сделан нами не случайно.
В математике следует отметить естественность возникновения таких задач.
Первый, дошедший до нас учебник математики, точнее, его кусок длиною 5 метров, известный в мире как "лондонский папирус", или "папирус Ахмеса", содержит 84 сопровождаемые решением задачи. По этому учебнику велись занятия в школе государственных писцов. Уже древние египтяне понимали, сколь важную роль в процессе обучения играет элемент занимательности, и среди включенных в "папирус Ахмеса" задач было немало таких, которые подошли бы и для современного сборника. Так, в течение тысячелетий из одного сборника занимательных задач математики в другой кочует "задача о семи кошках" из этого папируса. Занимательная математика принадлежит к числу наиболее любимых читателями жанров популярной литературы. Решая нестандартные своеобразные задачи, учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики, сознают всю нелепость широко распространенного, тем не менее глубоко ошибочного представления о ней как о чем-то унылом и застывшем, начинают понимать, почему математики, говоря о своей науке, нередко прибегают к эстетическим категориям. Вместе с тем занимательная математика - это не только действенное средство агитации молодого поколения в пользу выбора профессии и не только разумное средство заполнения досуга взрослых и детей. Занимательная математика - прежде всего математика, которую надо постигать звено за звеном. Элемент игры, который включен в занимательные задачи, может иметь форму головоломки или обычной математической задачи "с секретом", каким-либо неожиданным или забавным поворотом мысли. (Именно эти задачи являются одним ив самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. Не зря эти задачи передавались устно и письменно из поколения в поколение. Такого рода математические задачи возникают иногда как побочный продукт серьезных изысканий ученых; много задач придумываются любителями. Они, подобно загадкам и пословицам, становятся достоянием общества.
В данном исследовании разработаны теоретические и методические основы формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов в процессе решения занимательных задач геометрического содержания. Теоретически и экспериментально установлено, что обучение решению системы занимательных задач, отвечающей сформулированным требованиям, позволяет обеспечить эффективное формирование и развитие мыслительных операций, адекватных процедурам творческой деятельности. В диссертации обоснована и экспериментально подтверждена гипотеза исследования, состоящая в том, что систематическое, целенаправленное обучение учащихся решению занимательных задач геометрического содержания позволит повысить уровень их творческой деятельности.
В процессе теоретического и экспериментального исследования поставленной научной проблемы в соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные результаты:
1. Раскрыта сущность психолого-педагогических основ формирования и развития творческой деятельности учащихся.
2. Выполнен логико-дидактический анализ научно=методических исследований по проблеме формирования и развития творческой деятельности учащихся в обучении математике.
3. Определена структура и виды занимательных задач геометрического содержания в курсе математики 5-6 классов и способы их решения.
4. Теоретически и экспериментально установлено, что повысить эффективность процесса формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов позволяет введение занимательных задач в процесс обучения математике. Обучение решению таких задач способствует формированию основных компонентов мыслительной деятельности - мотивационного, содержательного, операционного. Указанные компоненты мышления адекватны процедурам творческой деятельности. В связи с этим в диссертации предложена типология занимательных задач, направленная на формирование и развитие мыслительных опе¬раций (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация и др.).
5. Разработана система занимательных задач геометрического содержания и требования к ней, ориентированные на формирование творческой деятельности учащихся.
6. Разработаны методические основы формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математике.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов. Дальнейшей разработки, по нашему мнению, требуют следующие вопросы:
1) рассмотрение различных аспектов творческой деятельности школьников при решении занимательных задач с алгебраическим содержанием;
2) создание и включение в процесс обучения систем занимательных задач по другим учебным предметам, изучаемым в данной возрастной группе.
Кроме того, актуальна проблема выявления возможностей, особенностей и границ применения выделенных мыслительных операций на уроках математики.
В процессе теоретического и экспериментального исследования поставленной научной проблемы в соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные результаты:
1. Раскрыта сущность психолого-педагогических основ формирования и развития творческой деятельности учащихся.
2. Выполнен логико-дидактический анализ научно=методических исследований по проблеме формирования и развития творческой деятельности учащихся в обучении математике.
3. Определена структура и виды занимательных задач геометрического содержания в курсе математики 5-6 классов и способы их решения.
4. Теоретически и экспериментально установлено, что повысить эффективность процесса формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов позволяет введение занимательных задач в процесс обучения математике. Обучение решению таких задач способствует формированию основных компонентов мыслительной деятельности - мотивационного, содержательного, операционного. Указанные компоненты мышления адекватны процедурам творческой деятельности. В связи с этим в диссертации предложена типология занимательных задач, направленная на формирование и развитие мыслительных опе¬раций (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация и др.).
5. Разработана система занимательных задач геометрического содержания и требования к ней, ориентированные на формирование творческой деятельности учащихся.
6. Разработаны методические основы формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математике.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов. Дальнейшей разработки, по нашему мнению, требуют следующие вопросы:
1) рассмотрение различных аспектов творческой деятельности школьников при решении занимательных задач с алгебраическим содержанием;
2) создание и включение в процесс обучения систем занимательных задач по другим учебным предметам, изучаемым в данной возрастной группе.
Кроме того, актуальна проблема выявления возможностей, особенностей и границ применения выделенных мыслительных операций на уроках математики.
Подобные работы
- Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов в обучении математике
Диссертации (РГБ), математика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Формирование учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическое руководство обогащением учебно-познавательного опыта школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - Формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории средствами информационно-коммуникативных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого мышления учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности по математике (Математическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ
НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ
НЕСТАНДАРТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - Преодоление интеллектуальных трудностей старшеклассников в
изучении математики средствами электронных образовательных
ресурсов
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



