Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Работа №28063

Тип работы

Диссертация

Предмет

экономика

Объем работы137
Год сдачи2005
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
822
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 .Конкурентные преимущества экономики региона как объект исследования.
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности региона 11
1.2 Анализ классификаций конкурентных преимуществ
экономики региона. 33
1.3 Состояние и оценка конкурентных преимуществ
экономики региона. 52
Глава 2. Механизмы формирования конкурентных преимуществ экономики региона.
2.1 Определение приоритетов и разработка стратегий управления конкурентными преимуществами
экономики региона. 64
2.2 Формирование инновационного потенциала
конкурентных преимуществ экономики региона. 80
2.3 Создание условий инвестиционной привлекательности
экономики региона. 96
Заключение 110
Список использованной литературы 115
Приложения 127


Актуальность темы исследования определяется тем, что конкурентные преимущества являются важнейшим фактором привлечения инвестиций, роста экономики региона, решения социальных проблем и повышения качества жизни населения. Однако эффективных путей формирования конкурентных преимуществ регионов, учитывающих их различия, особые возможности и составляющих в целом значительный потенциал экономического роста до сих пор не найдено. Об этом свидетельствует низкий уровень инвестиций в субъектах Российской Федерации, слабое развитие реального сектора экономики и как следствие, падение жизненного уровня подавляющей части городского и особенно сельского населения страны.
Формирование конкурентных преимуществ и развитие конкурентоспособности регионов является базовой предпосылкой для улучшения качественных параметров экономического роста, связанных со структурными преобразованиями в промышленности, аграрном секторе, в финансовой сфере. Они играют серьезную роль в выработке региональной экономической политики, ориентированной на интересы граждан, способных создать достойные условия жизни на региональном пространстве страны при восстановлении регулирующих функций государства, опирающихся на конкурентные преимущества многонационального российского народа, живущего на самой богатой ресурсами территории в мире, имеющего многовековые культурные традиции, позволяющие не только выживать в сложных условиях жизнедеятельности, но и формировать инновационные направления развития для всего мирового сообщества.
Экономическое взаимодействие регионов, геополитические изменения, обусловливающих вхождение России в общемировое пространство должно базироваться на интеграции конкурентных преимуществ субъектов отношений и создании на этой основе рациональной модели поведения участников данного процесса, позволяющей эффективно использовать природные ресурсы и накопленный потенциал развития в интересах всех государств и народов, ориентированных на сохранении среды обитания.
В основу решения, вышеизложенных проблем, должны быть заложены современные механизмы и инструменты формирования конкурентных преимуществ региона. Предстоит разобраться с содержанием и формированием долгосрочных конкурентных преимуществ региона, а также с наиболее эффективными методами их достижения в конкретных рыночных сегментах. Важное значение имеет определение таких качеств регионов, которые позволяют им стать лидерами в формировании долгосрочных конкурентных преимуществ. Особое значение приобретает выделение показателей, влияющие на инвестиционную привлекательность региона, использование которых на практике позволяет определить конкретную меру такого влияния и использовать ее для управления данными процессами.
Решение этих проблем является актуальной задачей, имеющей важное народнохозяйственное значение.
Изученность проблемы. Проблема формирования конкурентных преимуществ региона, для России сравнительно нова. В отечественной экономической литературе она стала обсуждаться в основном тогда, когда на базе единого народнохозяйственного комплекса страны были образованы 89 субъектов Российской Федерации. Решения проблем, связанных с конкуренцией, нашло в трудах отечественных ученых: Л. Абалкин, В. Адрианов; А. Алексеев; В. Видяпин; М. Гельванский; А. Гранберг; В. Жуковская; Г. Журавлева; П. Завьялов; Л. Кураков; В. Лексин; М. Литвиненко; В.Маршак; Т.Морозова; А.Саяпова; А. Селезнев; В. Петров; В. Татьянченко; Р. Фатхутдинов; Л. Шеховцева; А. Юданов.
Положения теоретического обоснования конкуренции изложены в трудах: С. Брю; Дж. Кейнса; Ф. Котлера; К. Макконел; К. Маркса; Ф. Найта; Д. Рикардо; Дж. Робинсона; А. Смита; П. Самуэльсона; П. Хейне; Э. Чемберлина, И. Шумпетера и др. Значительный вклад в исследование проблем конкуренции и в частности конкуренции национальной экономики внес М.Портер, разработавший основы теории конкурентных преимуществ национальной экономики.
Однако, несмотря на большое число публикаций и исследований по данной проблеме, формирование конкурентных преимуществ регионов в современных условиях развития рыночных отношений, характеризующихся слабым развитием реального сектора экономики изучены недостаточно
Общая цель исследования заключается в дополнении и развитии концептуальных основ формирования конкурентных преимуществ экономики региона, а также в разработке научно- практических рекомендаций по их использованию;
Данная цель исследования достигается решением следующих конкретных задач:
-установлением специфических черт конкурентных преимуществ экономики регионов и адекватных им методов, позволяющих формировать устойчивые условия достижения преимуществ одних регионов над другими;
выявлением долгосрочных конкурентных преимуществ конкретных рыночных сегментов и разности потенциалов между возможностями конкретного региона и его конкурентов, которая длительное время не может быть ими преодолена за счет рациональных экономических, правовых и политических усилий;
- обоснованием модели формирования конкурентных стратегий региона как совокупности действий органов государственной власти и муниципального управления, а также общественных организаций и бизнес структур, нацеленных на достижение долгосрочных, устойчивых преимуществ перед конкурентами;
- дополнением представлений о конкурентоспособности региона новым содержанием, раскрывающим основные условия осуществления интеграции региона в мировое хозяйство и способностью создавать и поддерживать индивидуальные региональные факторы - конкурентные преимущества, благоприятно влияющие на уровень жизни населения;
- выделением и систематизацией основных показателей, влияющих на инвестиционную привлекательность региона и позволяющих использовать их количественное значение в управлении при принятии и реализации стратегических решений.
Объектом исследования является процесс формирования конкурентных преимуществ экономики региона.
Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними экономические отношения, возникающие в процессе формирования конкурентных преимущества экономики региона.
Теоретической и методологической базой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых, классиков теорий общественного развития, экономики; прикладные работы по данной проблеме; программы, концепции, нормативные и другие материалы, касающиеся формирования конкурентных преимуществ экономики региона.
Новые научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования, состоят в следующем. Найдены и аргументированы пути решения важной научной задачи, имеющей существенное народнохозяйственное значение для региональной экономики. Осуществлено дополнение и развитие концептуальных основ формирования конкурентных преимуществ экономики региона и даны научно-практические рекомендации по их использованию. Они включают: установление специфических черт конкурентных преимуществ экономики регионов и выбор методов их формирования; дополнение представлений о конкурентоспособности региона новым содержанием, раскрывающим основные условия осуществления интеграции региона в мировое хозяйство и способность создавать индивидуальные региональные конкурентные преимущества; выделение и систематизацию основных показателей, влияющих на инвестиционную привлекательность региона и позволяющих использовать их количественное значение в управлении при принятии и реализации стратегических решений.
В частности:
1. - дополнено представление о формировании факторов конкурентоспособности региона новым содержанием:
конкурентоспособность является базовым фактором осуществления интеграции региона в мировое хозяйство и должна лежать в основе разработки долгосрочной стратегии его развития; конкурентоспособность достигается способностью создавать и поддерживать индивидуальные региональные факторы - конкурентные преимущества, благоприятно влияющие на привлечение инвестиций и уровень жизни населения; факторы, оказывающие доминирующее влияние на развитие конкурентоспособности региональной экономики, должны выстраиваться таким образом, чтобы их совокупное влияние было ориентировано на обеспечение прорыва в конкурентных преимуществах; среди доминирующих факторов в экономике конкурентоспособных регионов должны доминировать такие из них, как инвестиционная привлекательность и инновационная деятельность (с.31-33);
2. - выделена особая роль долгосрочных конкурентных преимуществ в экономике региона. Доказано, что под долгосрочными конкурентными преимуществами следует понимать наличие у региона уникальных возможностей, особых активов, знаний или природных ресурсов, обеспечивающих субъектам хозяйствования стабильные возможности получение прибыли в течение длительного времени. Установлено, что наиболее устойчивыми и долгосрочными являются структурные конкурентные преимущества экономики региона. Показано, что чрезвычайно эффективным инструментом достижения таких преимуществ являются стратегии, с помощью которых, реализуя рисковые управленческие решения, регион может изменить существующие условия и правила функционирования субъектов хозяйствования, позволяющие обеспечить превосходство над сложившимися условиями других территорий (с.47-52);
3. - установлено, что долгосрочные конкурентные преимущества могут существовать только в пределах определенных рыночных сегментов, базируясь на разности потенциалов между возможностями конкретного региона и его конкурентов, которая длительное время не может быть преодолена за счет рациональных экономических, правовых и политических цивилизованных усилий. Различия в разности потенциалов должны быть таковыми, чтобы инвесторы видели прямую целесообразность долговременных вложений именно в эти, а не в другие регионы и отдавали бы им свои предпочтения. Только тогда отличительные особенности предприятий, функционирующих на территории региона с наилучшими условиями хозяйствования, получат стратегическую ценность. Показано, что долгосрочные конкурентные преимущества, как правило, являются результатом действия факторов не подверженных быстрым изменениям (с.99-102);
4. - обосновано формирование диверсифицированных конкурентных стратегий региона как совокупности действий органов государственной власти и муниципального управления, а также общественных организаций и бизнес структур, нацеленных на достижение долгосрочных, устойчивых преимуществ перед конкурентами, путем смены стратегий опережающих рыночные изменения. Доказано, что долгосрочные конкурентные преимущества получат те регионы, которые сумеют реализовать набор стратегий, позволяющих занять атакующую позицию в инновационном соперничестве территорий. Показано, что регионы, стремящиеся стать лидерами в формировании долгосрочных конкурентных преимуществ должны обладать талантливыми кадрами руководителей, отличающихся державностью, широким институциональным кругозором, видением корпоративной миссии и главной цели развития территории, которую разделяют все члены команды и поддерживает большинство населения (с.89-92);
5. - выделены и систематизированы основные показатели, влияющие на инвестиционную привлекательность и региона: ресурсно - сырьевые (средневзвешенная обеспеченность запасами основных видов природных ресурсов); трудовые (численность трудовых ресурсов и их образовательный уровень); производственные (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе); инновационные (удельный вес высокоэффективных интеллектуальных технологий в общем их количестве, уровень развития научно- технического прогресса в регионе); институциональные (количество и структура институтов рыночной экономики); финансовые (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона); потребительские (совокупная покупательная способность населения региона) (с.97-98);
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно связано с решением конкретных задач по повышению уровня конкурентоспособности путем управления формированием конкурентных преимуществ региона. Материалы диссертации и результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке и чтении курсов по темам: «Региональная экономика», «Муниципальная экономика» и направлениям, связанным с тематикой развития региона.
Апробация результатов исследования. Предложения и выводы диссертации обсуждены на заседании центра управленческого консультирования кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также на ряде научно- практических конференций. Различные аспекты исследования изложены в публикациях автора.
Логика и структура работы. Логика и цель исследования определяют структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами. В данных условиях именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе развития региона и страны в целом.
Для Российской Федерации с ее огромной территорией, разнообразием природных и социально-экономических условий, многонациональным населением, уникальной по своей сложности территориальной организацией государства обеспечение конкурентоспособности регионов является необходимым условием преодоления социально-экономического кризиса упрочения территориальной целостности страны.
В свою очередь, страны и регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, развитие конкурентоспособности - ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов, важнейшая функция государственного регулирования экономики.
При этом необходимо учитывать, что: во-первых, конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - объективные условия к конкуренции; во-вторых, свойство конкурентоспособности проявляется независимо от поведения субъекта экономической деятельности и определяется объективными процессами, протекающими в экономических системах; в-третьих, уровень конкурентоспособности региона формируется качественной рыночной инфраструктурой, которая определяется через социально-экономические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения; в-четвертых, социально- экономическое развитие региона основной показатель уровня конкурентоспособности субъектов Российской Федерации, который определяется эффективностью использования потенциала рыночных механизмов саморегулирования в преодолении кризиса и вывода регионов на траекторию устойчивого экономического роста.
Конкурентоспособность национальной экономики является результатом комплекса социально-экономических мероприятий по оценке и обеспечению конкурентоспособности на микро- и макроэкономических уровнях (предприятия, отрасли, региона, страны). Стратегия конкурентоспособности национальной экономики в наибольшей степени зависит от механизма реализации путей повышения уровня конкурентоспособности региона, за счет качественного использования конкурентных преимуществ, обеспечивающих наиболее эффективный экономический рост, развитие инновационных и инвестиционных экономических отношений.
В заключение диссертации сформулированы следующие выводы и рекомендации:
1. Производственно-технологический потенциал в России находится на пределе своих инновационных возможностей и не обеспечивает должного роста экономики, позволяющего создать достойные условия жизнедеятельности населения в регионах. Ключевым фактором развития потенциала региона является инвестиционная привлекательность, во многом предопределяющая качество конкурентоспособности региона в целом и развитие его конкурентных преимуществ. В ходе формирования модели инвестиционной привлекательности региона должна проводиться целевая структуризация инвестиционного процесса, которая основывается на использовании различных источников финансирования в наиболее эффективно развивающиеся сферы деятельности экономики региона. Привлечению инвестиций может способствовать создание нормативно — правовых условий, закрепляющих конкурентные преимущества, присущие конкретным регионам, а также развитие на этой основе их отраслевой специализации.
2. Тенденции развития конкурентоспособности, свидетельствуют о наличии серьезных противоречий в формировании конкурентных преимуществ региона, обусловленных неразработанностью теории сочетания конкуренции с государственным регулированием. Имеющиеся противоречия обуславливают необходимость разработки научно обоснованных механизмов и путей воздействия на процессы управления формированием и развитием конкурентных преимуществ экономики региона в интересах общества. Важнейшим противоречием является несоответствие между богатейшим ресурсным потенциалом регионов и эффективностью его использования как в масштабах отдельных отраслей, так и между уровнем образованности кадров, и возможностями его использования в реальном секторе экономики. В качестве третьего противоречия следует выделить несоответствие между постоянно увеличивающейся численностью управленческого аппарата в сфере государственной службы и снижением управляемости экономики. Решение выделенных противоречий требует сочетания возможностей конкуренции с усилением государственного регулирования экономики в тех отраслях и сферах жизнедеятельности общества, где она не способна оказывать позитивное, целительное воздействие на социально экономические процессы общества.
3. Конкурентные преимущества в определенной мере свидетельствуют о потенциальных возможностях экономики региона, которые при соответствующих усилиях власти, бизнеса и институтов гражданского общества могут перерасти в реальные условия, позволяющие более рационально вести хозяйственную деятельность на территории и эффективно решать социальные проблемы населения. Процесс формирования конкурентных преимуществ должен выступать в качестве одного из средств реализации важнейшей целевой функции государства - обеспечения стабильного социально- экономического развития регионов и улучшения жизнедеятельности его граждан. При этом получить конкурентные преимущества по всем видам и направлениям экономической деятельности региона вряд ли в настоящее время возможно. Наиболее перспективным является выделение приоритетов в тех областях его деятельности, в которых у него имеются неоспоримые конкурентное преимущество. В перспективе, опираясь на приоритеты можно развивать иные конкурентные преимущества и осваивать новые сектора экономики.
4. Регионы Российской Федерации отличаются друг от друга не только объективными территориальными и социально-экономическими факторами, но также степенью изученности и освоения конкурентных преимуществ. В связи с этим мы имеем и различные картины экономического развития регионов. Основной проблемой является неправильное управление экономикой региона на федеральном и региональном уровне. В связи с этим необходимо пересмотреть функции власти в формировании конкурентных преимуществ региона, как составной части социально - экономической политики государства, представляющей собой совокупность целей и инструментов их достижения, в области развития конкурентоспособности. Государство и региональные органы власти, должны изучать, формировать и осваивать конкурентные преимущества, создавая необходимую правовую и хозяйственную среду, способствующую их развитию, осуществлять постоянный мониторинг среды, в которой они находятся, и обновлять ее в зависимости от выстроенных приоритетов развития экономики. Такая работа должна проводиться в опережающем, а не в догоняющем события режиме.
5. Стратегическими факторами повышения конкурентоспособности экономики региона являются: совершенствование качества управления регионом; улучшение инвестиционного климата в регионе; развитие инновационных технологий; активность региональных общественных организаций в сфере создания условий для экономического роста производства; устойчивость политической системы; комплексная безопасность; качество инфраструктуры региона и субъектов хозяйствования; состояние окружающей среды, характеризующее позитивные экологические перспективы; уровень жизни населения в целом; соотношение богатых и бедных; образованность населения; удельный вес конкурентоспособных промышленных товаров региона; уровень коррупции и преступности; территориальная специализация и интеграция хозяйства внутри страны и во внешне — экономической сфере.
б.Приоритетным направлением в формировании конкурентных преимуществ региона должно стать развитие инновационной деятельности, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны хозяйствующих субъектов. Инновационная деятельность являются одним из важнейших факторов конкурентных преимуществ, способствующих образованию новых приоритетных направлений в экономике региона. Роль региональной администрации должна заключаться в том, чтобы выступать в роли связующего звена между властью и бизнесом. Региональные органы управления должны создавать общие условия для развития инновационной деятельности, внедрению новых технологий, и методов управления. На региональном уровне необходима государственная поддержка фундаментальных научных исследований и приоритетных научно- технических разработок.
7. Для стимулирования экономического развития региона и повышения инвестиционной привлекательности рекомендуется оказание помощи региональным властям в разработке эффективного инвестиционного законодательства и механизмов его внедрения; создание системы информирования потенциальных инвесторов о политике территорий по привлечению инвестиций; продвижение региона с точки зрения рекламы его инвестиционной привлекательности, особенно через товары, обладающими инновационными характеристиками. Требуется также приоритетное внимание в решении социальных проблем ученым, обеспечивающим национальное, региональное и местное инновационное развитие экономики, поскольку решающее значение для успеха инновационной деятельности имеет знание интеллектуальный капитал и достижения культуры.



1. Адашкин Э. Формирование стратегии социально- экономического развития крупного региона России. М. МАКС Пресс.
2002. -120с.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
3. Азоев Г.Л. Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. М. ОАО «Типография Новости » 2000. -256с.
4. Андрианов В. Конкурнтоспособность России ? в мировой экономике // Мировая экономика и международные отношения 2000 №3 с.47-57
5. Андрианов В. Потенциал экономического возрождения. // Экономист 2000 №10 с.10-16
6. Андрианов В. Теория саморгуляции рыночной экономики. //Общество и экономика 1998 №12 с.132-154
7. Анненков М. Создание конкурентного преимущества по затратам в условиях перехода к рынку. // Менеджмент в Росси и за рубежем. 1998 №3 с.54-73
8. Алиев Э. В поисках разумной региональной политики.// Федерализм 2002№2 с.79-94
9. Апарина Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона. //Вопросы экономики 2003№11, с. 110-120.
10. Барабков О. Регион как объект управления. // Социологические исследования 2002№7 с.96-100
11. Басовский Л. Менеджмент. Учебное пособие М/.ИНФРА-М 2002 -216с.
12. Белобрагин ВЛ. Региональная экономика: проблемы качества. - М.: АСМС, 2001.с.26.
13. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. //Вопросы экономики 2001 №?
14. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. 204 с.
15. Блинов А. Конкурентоспособность российской экономики: миф или реальность? // Инвестиции в России и за рубежом 2003 №6 17-21с.
16. Богомолова И. Хохлов Е. Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов.//Маркетинг в России и за рубежом 2005№1 с.113-119.
17. Бурганов Р. Формирование конкурентной среды в регионах. // Экономист 2001 №7, 30-33 с.
18. Вардомский Л. Скатерщиков Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. Уч. Пособие для вузов М.: АРКТИ 2002. - 320с.
19. Всемирная история экономической мысли. М.: Мысль, 1988. Т.2: от Смита и Рикардо до Маркса и Энгельса // А.В. Аникин, В.С. Афанасьев, С.З. Бубликов и др. 1988. 574 с.
20. Высоковский А., Абанкина И., Абанкина Т. Доходы муниципальных образований.// Финансы 1998 №2 с.20
21. Гаврилов А. Региональная экономика и управление, учебное пособие для студентов вузов. -239с. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
22. Гаврилов С., Рылов М., Страшков В., Шмакова И. Инновационный потенциал ускоренного развития страны. //Экономист 2004 № 3 с.59-68.
23. Гапоненко А. Стратегическое управление, уч. для вузов М.: Омега-Л 2004-466с.
24. Гапоненко А. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Уч. пособие. М. РАГС, 2001 -22с.
25. Гапоненко А. Управление региональным и городским развитием: цли, критерии и методы. // Актуальные проблемы муниципального управления. Владимир 2000 с.5-23
26. Гапоненко А. Управление социально- экономическим развитием регионов России: новые условия и новые возможности. И Власть 1999 №7. с.45-51.
27. Гапоненко А. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М. РАГС 1999. -129с.
28. Гафуров И. Оценка экономического потенциала территорий. // Экономист 2005 №3 с. 61-66.
29. Гельванский М.И. Конкурентоспособность России в 90-е годы: межстрановый маркетинг макроэкономический анализ. М: ООД ИМЭМОРАН 2000г, - 72с.
30. М.Гельванский, В.Жуковская, И.Трофимова.
Конкурентоспособность: в микро-, мезо-, и макроуровневом изменениях // Российский экономический журнал 1998 №3 67-78 с.
31. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: ТРТУ, 1998. -132с.
32. Голубицкая М., Санин И. Социально- экономическое положение регионов России (оценка современного состояния, проблемы, перспективы). М.: «Сатурн- С» 2001. -151с.
33. Гольдштейн Г.Я Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 1995. -65 с.
34. Горбашко Е.А. Обеспечение конкурентоспособности
промышленной продукции. СПб ГУЭФ, 1994г. 179с.
35. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб, для вузов по экономическим направлениям и специальностям // Под ред. А.Г. Гранберг - М.: ГУ ВШЭ, 2000. -493 с.
36. Дадоян В. Системология экономических категорий. М.: 1992 -106с.
37. Добрынин Н. Регион нового типа как модель нового российского федерализма. // Право и политика 2003 №1 с.57-62
38. Долянская М. Маркетинг и конкурентоспособность
промышленной продукции М. изд-во стандартов 1991г. 125с.
39. Дмитриев В. Экономические очерки. М.: ГУВШЭ 2001г. -579с.
40. Дулыциков Ю.С. Региональная политика и управление. — М.: Изд- во РАГС, 2001.-257с.
41. Жуковская В., Трофимва М., Чертко Н.
Конкурентоспособность России в оценках . Всемирный экономический форум. Статистика. 2001 №3 с. 21-29.
42. Жуковская В.М. Конкурентоспособность России в оценках всемирного экономического форума. Вопросы статистики 2001. №.3.
43.Завьялов П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей // ж. Маркетинг 1996 №2. с.20-32.
44.Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг (сто опросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) М.: Международные отношения 1991г. 416с.
45.3олотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике Минск: 1997г. 415с.
46. Зотова Л., Еременко О. Инновации как объект государственного регулирования // Экономист 2004 №7.
47. Иванов Ю. О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. Ежемесячный журнал. М.: НП «Редакция журнала "Вопросы экономики"» №2, февраль, 2003 г. С.93-102.
48. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. Учеб. для вузов. Московский Государственный Университет коммерции- М.: Инфра-М, 1997. 512 с.
49. Инновации и управление: Словарь-справочник // Авт. -сост.
Л.П. Кураков, И.П.Данилов. - М.: Вуз и школа, 2002. - 118 с.
50. Инновационная экономика. Под общ. Ред. Дынкина А., Ивановой Н. М. «НАУКА» 2001. -294с.
51. Инновационный менеджмент. Учебник Под редакцией Ильенкова С.Д. - М. Банки и биржи ЮНИТИ 1997, с.7
52. Кашина Н. Инвестиции- условия развития области.// Экономист 2004 № 2 с.49-54
53. Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона. Опыт регионального менеджмента - М.: Финансы и статистика, 2000. 237 с.
54. Корбин Ю. Инновации - условие конкурентоспособности.// Экономист 2004 № 12.
55. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2000 №3
56. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1999. 896 с.
57. Колюжнова Н. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М: ТЕИС. 2004 — 524 с.
58. Конкурентоспособность регионов: Теоретоко - прикладные аспекты. Под редакцией Перского Ю., Колюжного М. - М.: ТЕИС 2003 - 472с.
59. Кныш ?.?. Конкурентные стратегии. СПБ 2000г. -284с.
60. Кравченко М. Финансовый анализ конкурентных стратегий российских предприятий.// Проблемы теории и практики управления 2004 №1 с. 77-84.
61. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов. - М.: Вуз и школа, 2001. -278 с.;
62. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Экономика и право: большой
толковый словарь-справочник. - М.: Вуз и школа, 2003. -295 с
63. Кураков Л.П. Российская экономика. Состояние и перспективы - М.: Логос, 1998.576с.
64. Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики. 2001 №6 с.36-49.
65. Кучуков Р. Савка А. Экономическая политика: институциональный подход// Экономист 2004 №4 15-25 с.
66. Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. Российская Академия наук Ежемесячный журнал. Москва. Апрель №4. 2002. С.46-67.
67..Лексин В.Н., Андреева Е.Н., Ситников А.И., Швецов А.Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993. №9, -1997. №4.
68. Макконел К. Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т2 М. Республика 1992г. 389с.
69. Маркова Н. Экрнмическое положение регионов России в условиях выхода на траекторию экономического роста. Федерализм 2002 №3 с.37-52.
70. Маркова Н. Монахова Т. Региональная политика как фактор устойчивого развития. // Федерализм 2004 №2 -20с.
71. Маркс К. Процесс производства капитала (I том «Капитала») Маркс К., Энгельс Ф.Соч., т. 23. -906 с.
72. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Прогресс, Фирма «Универе» - 1993.. 197 с.
73. Маршак В.Д. Влияние макроэкономических параметров на развитие экономики региона // Всероссийский научный журнал «Регион: экономика и социология». М.:2001 г. №2. С.3-13.
74. Махотаева М. Формирование экономической политики на
региональном уровне.// Вопросы экономики №9 с.80-89.
75. Медведева В. Региональная политика России в условиях реформирования федеративных отношений. М.РАГС 2002 -185с.
76. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.-295С.
77. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник // Б.А. Денисов, М.Л. Разу, Ф.М. Русинов, Р.А. Фатхутдинов. - М.: ФБК «Пресс», 2000. - 504 с.
78. Михальский Т. Конкурентные преимуществ глобальных компаний как результат прямых инвестиций.//Проблемы теории и практики управления. 2001 № 2
79. Морозова Т.Г. Победина М.П. Поляк Г.Б. Региональная экономика. Учеб. Для экон. спец, вузов. // Под ред. Т.Г. Морозовой - М.: ЮНИТИ, 2000.470 с.
80. Нешитой А., Сухарев О. Конкурентоспособность и условия воспроизводства.// Экономист 2005 №3, с.3-12
81. Николаева.Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд
зрубежных ученых// Маркетинг в России и за рубежом №6 2001г. с70
82. Николаев М., Махотаева М. Обобщение опыта планирования социально- экономического развития в субъектах РФ.// Вопросы экономики 2002 №5
83.Общий и специальный менеджмент. Учебник под общ. Ред. Гапоненко
А., Панкрухина А. М.: Издательство РАГС 2002. -568с.
84. Огородов С. Роль государства в повышении конкурентоспособности российских производителей// Проблемы теории и практики управления 2001№1.
85. Общая экономическая теория (политэкономия) Уч. под общ. ред.
В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой М.ПРОМО-Медиа 1995 605с.
86. Орлова Т. Имидж и репутация региона как ресурс стратегического развития. //Материалы научно- практической конференции «Стратегии развития малых городов России». М. Каталог - 60-61с.
87. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 5. С.99-122.
88. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Уч. пособие М.: Изд-во РАГС, 2002. - 327с.
89. Погосов И.А. Перспективы экономики России: предпосылки социально- инвестиционного развития.// Проблемы прогнозирования 2004 №3 с 27-40.
90. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.-496 с.
91. Портер, Майкл, Э. Международная конкуренция: Пер. с англ. // Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
92. Праздничных А. Региональная конкурентоспособность как феномен глодализации. М. 1999 -129с.
93. Проблемы и перспективы развития российских территорий высокой концентрации научно-технического потенциала. Под ред. Иванова В. В., Матирко В.И., Плетнева К.И. М: Сканрус 2001г.
94. Пчелинцев О. Региональные условия экономического роста. Проблемы прогнозирования 2004 №3, с53-68.
95. Регион: ресурсы местного самоуправления. Под ред Алексеев Ю., Шпилева Б. — М.: Издательство БСТ, 1999г. -199 с.
96. Региональная экономика: Учебник. // Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2002. - 686 с.
97. Региональная экономика: Учебник // Под ред. Т.Г. Морозовой. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2002г. - 468 с.
98. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспертно ориентированном развитии. //Вопросы экономики, №8 2004 с.46-64.
99. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2002: Стат. сб. // Госкомстат России. - М., 2002. - 620 с.
100. Регионы России: Стат. сб. В 2 т. // Госкомстат России. - М., 2001. Т. 1.-615 с., Т.2-827 с.
101. .Регионы России. Социально-экономические показатели 2002: Стат. сб. // Госкомстат России - М.: 2002. - 863 с.
102. Рейтинг регионов // М.: Эксперт, №41 (301) от 5 ноября 2001, №45 (352) от 2 декабря 2002.
103. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 472с.
104. Розанова Ю. Формирование инвестиционного климата в экономике России. // Вестник Московского ун-та. Сер 6. экономика 2000 - №4 с.30-45
105. Румянцев А. возможности инновационного развития в регионе. //Экономист 2004 №1 с.34-3 9.
106. Рыночная экономика: Словарь// под ред. Кипермана М: Республика 1995 -495с.
107. Савин В. Конкурентоспособность 180 стран мира. // Управление персоналом 1999 №10, с.58-63
108. Самуэльсон П.А. Экономика // Пер. с англ. - М.: Алфавит, 1993г.-430 с.
109. А.Самохвалов. Какая стратегия экономического развития могла бы вывести нас из тупика? ж. Федерализм №3 2002,с.53-80
110. Сейфуллаева М.Э. Международный маркетинг в экономике современной России. М.: Экономика, 2001г.
111. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юристъ, 1999.-384 с.
112. Семенов П. Актуальные проблемы регионального развития. // Экономист 2004 № 6, с.64-71.
113. Спицын А. Инновационные приоритеты развития // Экономист 2004 №5, с.31-35.
114. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона // Экономика региона Технологии деловой активности. М: 1999г. с.387-397.
115. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Соцэкгиз., 1962г. -333 с.
116. Смирнов. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М: Гелиос АРВ, 1999г. -152с.
117. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г. - 271 с.
118. Тейлор С. Региональное экономическое развитие на базе программно - целевого подхода: опыт Западной Европы // Регион: экономика и социология. 2000 № 1, с. 3-36.
119. Уколов В. Местная экономическая политика при переходе к рынку // Муниципальный мир. 1999 №1, с.30-35.
120. Уколов В. Теория управления. Уч. Для вузов. М.: Экономика 2004г. -655с.
121. Уколов В., Быстряков И. Формирование регионального метапространства. М.: Молодая гвардия 2001г. -187с.
122. Уколов В. Народ, государство, регионы: стабильность развития. М.: Молодая гвардия 2001г. -559.
123. Управление: стратегии и развитие социально-экономических систем. Сборник статей. // Под общей редакцией Гапоненко А; М. РАГС 2004 - 367с.
124. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность: как поднять рейтинг России. // Государственная служба, 2003 №4.
125. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара М.: бизнес- школа «Интел - с-Синтез»1996г. 55с.
126. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА - М. - 2000, 13-14 с.
127. Федоров Н.В. Российская экономика: пути ее трансформации. М.: Вуз и школа, 2002г. -414с.
128. Хайне П. Экономический образ мышления. — Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. - М.: Изд-во «Дело», при участии Изд-ва «Catallaxy», 1993г. -170 с.
129. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости 1991г. -704с.
130. Чепалыга А. Чепалыга Г. Регионы России. Справочник М.: 2003. - 100с.
131. Шахрай С.М. Региональная политика России: состояние и перспективы. // Регион 1994 №2.
132. Шеховцева Л.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегии развития Особой экономической зоны России: Межвузов, сб. науч. труд. / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000г. с.20-32.
133. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом 2001 №4
134. Шишов С. Экономическая география и регионалистика. Учеб, пособие для вузов - М.: Финстатинформ, 1999. 185 с.
135. Шумпетер И. Теория экономического развития: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982г.-455с.
136. Шустер Р. Региональная политика как часть международной политики. // Международная жизнь 2002 №1,53-57с.
137. Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе. - М.: БУКВИЦА, 1999г. -139с.
138. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса// ж. Экономический маркетинг. Менеджмент 2000г.
139. Экономика региона: инновационный путь развития.М.: «Логос»2003. -296с.
140. Экономическая география России. Учеб, для экон. спец, вузов. Рос. экон, академ. Г.В. Плеханова; / Под общ. ред. В.И. Видяпина, М.Ф. Степанова - М.: ИНФРА-М, 1999г. -532с
141. Юданов А.Ю. Конкуренция: Теория и практика. Учеб.-практ. пособие для вузов. Ассоц. авт. и изд. «ТАНДЕМ» - М.: АКАЛИС, 1996г. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ