ВВЕДЕНИЕ 3
1 Психологические особенности детей раннего возраста 12
2 Совнимание взрослого и ребенка 20
2.1 Внимание. Формы внимания 20
2.2 Характеристики совнимания взрослого и ребенка 26
2.3 Чувствительность и инициативность взрослого и ребенка 33
2.4 Уровни совнимания взрослого и ребенка 43
3 Исследование совнимания матерей и детей раннего возраста 48
4 Исследование условий построения совнимания матери и ребенка в
экспериментальных процедурах 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 123
ПРИЛОЖЕНИЕ А 128
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 131
ПРИЛОЖЕНИЕ С
Актуальность. В отечественной психологии в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А., П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина их учеников и последователей отмечается, что развитие ребенка раннего возраста происходит в общении со взрослым, и в совместной деятельности с ним. На каждом возрастном этапе у ребенка преобладает ведущая деятельность, в связи с которой развиваются характерные для нее высшие психические функции.
Этапы развития общения взрослого и ребенка отражены в работах М.И. Лисиной, В.С Мухиной, Л. Ф. Обуховой, развитие предметного действия ребенка и игры описаны в работах Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина, особенности развития ВПФ представлены в работах А. Р. Лурии, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, Л.С. Цветковой и других представителей отечественной школы.
Особое значение способ взаимодействия взрослого и ребенка оказывает в период, когда психическая функция разделена между взрослым и ребенка, по словам Л. С. Выготского, в этот период ее выполняют одновременно взрослый и ребенок.
Психологи теории привязанности Дж.Боулби, М.Эйнсворт, Н.Л. Плешакова, К.Бриш, Е.О.Смирнова определили, что именно особенность взаимодействия близкого взрослого и ребенка, качество их привязанности отражается на познавательной активности, исследовательской мотивации и психическом здоровье ребенка. Выявлено, что характеристики материнской чувствительности являются ведущими для формирования качества привязанности ребенка [4].
В своих разработках М.Эйнсворт предложила шкалы оценки позиции матери при взаимодействии с ребенком, в которых выделила ключевые характеристики взаимодействия: чувствительность к сигналам ребенка, принятие-отвержение матерью своего ребенка, способность матери к сотрудничеству с ребенком, физическая и психологическая доступность матери для ребенка, эмоциональная выразительность матери, оценка ригидности материнского поведения по отношению к ребенку.
Внимание, разделенное между взрослым и ребенком, современные психологи М. В. Фаликман, М. Томаселло, Е. В. Максимова называют совниманием, проявляется оно в направлении внимания взрослого и ребенка к одной цели в пространстве. В этом процессе особенно значимо понимание позиции взрослого, особенности его поведения и эмоционального состояния, особенности выстраивания взаимодействия с ребенком.
Современные психологи утверждают, что именно в процессе совнимания происходит развитие ВПФ ребенка, ребенок приобретает навыки общения и способы построения совместной деятельности с другими людьми. Определяющими факторами развития являются проявление способностей к совниманию. Такие способности по мнению М. В. Фаликман проявляются в умениях: отвлечься от прежнего фокуса внимания и последовать за взглядом другого человека; использовать взгляд другого человека, чтобы найти интересные и важные объекты; следовать указательному жесту другого и использовать его для привлечения внимания других людей; определять изменения в эмоциональном состоянии другого человека.
Отсутствие совнимания в паре является причиной нарушений в психическом развитии ребенка, эмоциональной, когнитивной, физической сфере. Многие современные исследователи считают, что именно нарушения совместного внимания лежат в основе раннего детского аутизма [17, 27, 34]. На сегодняшний день возникает необходимость в разработках и исследованиях в области развития совнимания в парах взрослого и ребенка.
Мы полагаем, что проявление навыков совнимания напрямую зависит от особенностей общения и построения совместной деятельности взрослого и ребенка.
В исследованиях теории привязанности и теории развития не раскрыты условия построения совместной деятельности взрослого и ребенка, в котором фокусом внимания могла бы быть не только чувствительность взрослого (Эйнсворт, Боулби), или чувствительность ребенка , но и одновременно прослеживалась бы связь от действия взрослого к чувствительность ребенка в совместной деятельности с ним. На сегодняшний день не исследованы условия, при которых возможно влияние ребенка на позицию матери в совместной деятельности. Не исследованы условия, оказывающие влияние на динамику, как позиции взрослого, так и позиции ребенка при взаимодействии.
Способность к совнианию у ребенка появляется довольно рано, с появления умения следовать указательному жесту взрослого. Формируется способности к совниманию у ребенка при условии, что взрослый в общении и совместной деятельности может разделять внимание ребенка, конструировать ситуацию совнимания, в которой ребенок может в полной мере проявлять естественную потребность обращаться ко взрослому, а также проявлять собственную активность. Потребность в общении со взрослым значимая потребность раннего возраста которая в полной мере раскрывается при возможности обращаться ко взрослому по любому поводу, для помощи, для разделения эмоции, переживания, для получения оценки собственных действий, для проявления собственной активности.
По мнению М. Эйнсворт, потребность в индивидуальной, самостоятельной активности изначально является одной из главных потребностей ребенка, и ее удовлетворение зависит от чуткости и гибкости матери, которая выражается не только в любви к ребенку и в заботе о нем, но и в уважении и поддержке его активности.
Удовлетворение значимых потребностей ребенка в проявлении самостоятельной активности и потребности в обращения ко взрослому как условия в которых только и возможно развитие ребенка, проявляется по нашему мнению в совнимании.
Мы выделили 4 параметра совнимания, без которых этот процесс затруднителен:
1. Сотрудничество. Встреча двух инициатив на территории игры. В поле внимания появляются и удерживаются два объекта, или один объект расширяется и попадает в новое содержательное поле.
2. Принятие инициатив. Потребность к общению со взрослым является основной и значимой в раннем возрасте (Обухова Л. Ф., 1994; Выготский Л.С., 1996; Лисина М.И, 1986;). Дети больше проявляют потребности общаться со взрослым, если взрослый принимает больше инициатив ребенка.
3. Стимулирование инициатив. При взаимодействии взрослого и ребенка имеется общий предмет внимания, который может изменяться, при активности обоих субъектов. У ребенка и взрослого имеется общая задача.
4. Удовольствие при взаимодействии— это взаимное удовольствие близкого взрослого и ребенка при общении, как положительная эмоция, которая возникает после того, как человек смог или в скором времени сможет удовлетворить актуальную потребность.
Нормальное психическое развитие ребенка заключается в способности ребенка проявлять естественную потребность в обращении ко взрослому. Смирнова Е.О. оценивает ее показателями чувствительности и инициативности к взрослому.
Чувствительность в норме, если ребенок охотно откликается на инициативу взрослого, с удовольствием принимает предложения поиграть вместе, подстраивает свои действия под действия партнера. Совокупность этих качеств позволяет малышу проявлять гибкость в общении, умело чередовать инициативные и ответные действия. Устойчивое отсутствие у ребенка реакции на предложения и инициативу взрослого в разных ситуациях взаимодействия служит тревожным признаком (Обухова Л. Ф., 1994; Смирнова Е.О.).
Инициативность ребенка в общении отражает его желание привлечь к себе внимание взрослого, продемонстрировать ему свои умения, побудить к помощи, совместной деятельности, выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение и т.д. (Обухова Л. Ф. Смирнова Е.О.).
Именно взрослым устанавливается особенность взаимодействия с ребенком, и ее интенсивность, и возможность ребенка проявлять собственную иницативность. Согласно теории привязанности, роли матери в характере взаимодействия больше, чем роли ребенка. важным показателем готовности матери к сотрудничеству с ребенком является то как она принимает инициативу ребенка.
По результатам исследований теории привязанности различия в реагировании матерей могут быть следующие:
• матери оставляют без внимания какое-то количество инициатив со стороны ребенка;
• матери реагируют на большую половину инициатив ребенка;
• матери практически не обращают внимание на ребенка.
Исследования показали, как матери по - разному реагируют на своего ребенка. Некоторых матерей вдохновляли попытки ребенка вступить в контакт, другие матери избегали их, одни матери становились более заботливыми, когда ребенок плакал, другие более нетерпеливыми [4]. Важным фактом было замечено то, что отзывчивые матери радуются общению с ребенком, тогда как другим матерям общение с малышом кажется обременительным.
Именно способности матери к принятию инициатив ребенка и получение удовольствия при взаимодействии с ребенком являются показателями чувствительности матери в совнимании с ребенком.
Особенностями инициативности матери в совнимании с ребенком мы определили способ построения инициативного действия по отношению к ребенку, способ стимулирования инициатив ребенка.
Инициативное действие взрослого, отвечающее особенностям совнимания включает в себя следующие компоненты: выразительное действие, адресованное ребенку; место в действии взрослого для инициативы ребенка, интерес и вовлеченность в деятельность взрослого, и общая задача для ребенка и для взрослого.
Инициативное действие взрослого, сконструированное для ребенка может быть диагностическим материалом для выявления особенностей общения и совместной деятельности взрослого и ребенка и определения уровня совнимания.
Исходя из особенностей связи чувствительности и инициативности матери и ребенка в паре могут быть выделены уровни совнимания. Определяющим фактором уровня совнимания служит способ построения инициативного действия взрослого для ребенка, которое задает основу для проявления инициативности и чувствительности ребенка и мотив инициативного действия взрослого.
Чувствительность матери проявляется в способности построения совнимания с ребенком посредством специально подобранных инициативных действий, на которые ребенок может отвечать высоким уровнем инициативности и чувствительности.
Такой подход и может быть условием для возможности принятия действий матери их понимания, и возможности вступать с ней в контакт. Это проявляется в том, что и матери и дети удерживают в пробе оба объекта внимания, и могут их изменять при совместной активности обоих субъектов, получают удовольствие от принятия инициатив друг друга.
В своей работе мы разделяем понимание инициативного действия и активного действия. Активное действие мы определяем как нечувствительное, в котором матери не распознают и не стараются распознавать объект внимания ребенка, в связи с этим оно может быть блокирующим, или разрушающим действие ребенка.
Исходя из анализа теории привязанности и теории развития, можно выделить типы взаимодействия матери и ребенка, которые мы распределили по уровням. (см. стр. 44)
1) В результате теоретического исследования нам удалось определить характеристики совнимания матери и ребенка раннего возраста и уровни совнимания. Определяющим фактором уровня совнимания служит способ построения инициативного действия взрослого для ребенка, которое задает основу для проявления инициативности и чувствительности ребенка, и мотив инициативного действия взрослого определяет предмет удовольствия матери при взаимодействии с ребенком.
2) В результате эмпирического наблюдения нам удалось исследовать характеристики совнимания на каждом уровне по параметрам чувствительности и инициативности и обнаружить взаимосвязь чувствительности и инициативности взрослого и ребенка на разных уровнях совнимания. Кроме того, нам удалось расширить характеристики чувствительности и инициативности для каждого уровня совнимания.
Уровень А
Чувствительность матери - матери игнорируют объект внимания ребенка, его действия, негативно оценивая ребенка, жалуясь на ребенка, в речи используются указания что делать и как делать ребенку.
Чувствительность ребенка - ребенок не обращает внимание на маму, продолжает действие, испытывая негативные эмоции при вмешательстве матери.
Инициативность матери - действия матери внезапные, без предупреждения и без разговора и способов договориться с ребенком. Чаще матери прерывают действия ребенка.
Инициативность ребенка - ребенок не приглашает маму к собственному действию, после ее вмешательства либо сопротивляется, освобождается от матери, и продолжает свое действие, либо теряет интерес к любому виду действий.
Уровень В
Чувствительность матери - Не интерпретирует объект внимания ребенка, но замечает, иногда блокирует действия ребенка.
Чувствительность ребенка - ребенок формально включается в действия матери, при этом продолжает собственное действие. Наблюдает за мамой, отказывается от действия мамы, замечая его. Отвечает на вопросы, положительные эмоции при правильном ответе.
Инициативность матери - матери используют разнообразные способы привлечения внимания ребенка, действие матери выразительное, а именно действия и слова эмоционально наполненные. Матери используют различные способы удержания, переключения внимания ребенка. Обращаются по имени, задают инструкции, просьбы, уточняющие вопросы ребенку, если это связано с замыслом матери.
Инициативность ребенка - не приглашает к собственному действию, Освобождается от мамы.
Уровень С
Чувствительность матери - матери комментируют действия ребенка, предают смысл действиям ребенка, задают уточняющие вопросы, испытывают приятные эмоции при взаимодействии.
Чувствительность ребенка - отвечает на действия и слова матери, принимает инициативу взрослого, выделяется общий объект внимания, который может расширяться и попадать в новое содержательное поле.
Инициативность матери - матери стимулируют иницативу ребенка, задавая уточняющие вопросы, поощрения, в действиях матери есть пауза, как место для проявления инициативы ребенку. Действия чаще сопровождаются речью, показом для ребенка. Матери при взаимодействии согласовывают свои действия и действия ребенка.
Инициативность ребенка - речь, вокализации ребенка, при взаимодействии с матерью окрашенные: громкий голос, много движений, слова и действия уверенные. Ребенок проявляет инициативу, и проявляет ее до конца, ребенок приглашает мать к общению, демонстрирует ей свое действие.
Уровень D
Чувствительность матери -матери поддерживают и эмоционально принимают действия ребенка, испытывая при этом положительные эмоции, радость от проявления инициативы ребенком. При взаимодействии удерживается общая цель и способы ее достижения.
Чувствительность ребенка - у ребенка при взаимодействии с матерью яркое динамичное действие, разделенное с матерью, разделенная эмоция, внимание. Взгляд и ребенка и матери перемещается с одного объекта на другой.
Инициативность матери - матери придают смысл действиям ребенка, повторяют слова и действия ребенка, совместные движения, эмоции, поддержка ребенка, воспроизведение и озвучивание всех ситуации ребенка в игре, движении.
Инициативность ребенка - речь, вокализации ребенка, при взаимодействии с матерью окрашенные: громкий голос, много движений, слова и действия уверенные, демонстрация действий, направления движения к общей объекту внимания
3) На сегодняшний день разработаны методы диагностики совнимания взрослого и ребенка, условия построения совнимания в парах.
4) Условия построения совнимания: актуализация удовольствия, формирование инициативного действия, повышение чувствительности матери к чувствительности и инициативности ребенка, соответствующих уровню D
5) В результате исследования условий построения совнимания матери и ребенка мы выделили стратегии работы с парами для каждого уровня совнимания, актуальность условий для каждого уровня совнимания.
6) Уникальность формирующей работы в том, что матери и дети при работе одновременно в трех условиях построения совнимания могут оказывать влияние друг на друга.
В связи с чем, подтвердилась гипотеза 6: от повышения показателей чувствительности и инициативности матери, повышаются показатели чувствительности и инициативности ребенка.
Подтвердилась гипотеза 7: при специально организованной программе возможна динамика совнимания на уровень выше.
Кроме того, нами замечено, что при работе одновременно в трех условиях построения совнимания высокие показатели чувствительности и инициативности ребенка повышают показатели чувствительности и инициативности матери.
3) В исследовании совнимания в парах матери и ребенка раннего возраста подтвердились гипотезы:
Гипотеза 1: Если у матери показатели инициативности высокие, то у ребенка показатели чувствительности высокие.
Гипотеза 2: Если у матери низкие показателях инициативности, то у ребенка низкие показатели чувствительности.
Гипотеза 3: Если у матери показатели чувствительности высокие, то у ребенка показатели инициативности высокие.
Гипотеза 4: Если у матери показатели чувствительности низкие, то и у ребенка показатели инициативности низкие.
1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина- М.: Изд-во Московского университета, 1989.
2. Баллон, А. Психическое развитие ребенка / А. Баллон - М.: Просвещение, 1967.
3. Башина, В.М. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом / В.М. Башина, Н.В. Симашкова // Альманах «Исцеление». - М., 1993.
4. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
5. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н.Ю. Борякова // Учебно¬методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
6. Винникот, Д. Маленькие дети и их матери. / Д. Винникот // Библиотека психологии и психотерапии, Выпуск 52. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 110с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; Под ред. В. В. Давы- дова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский— М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии № 6 . - СПб: Питер,1966.
10. Изард, К.Э. Эмоции человека / К.Э. Изард. - М.: Изд-во МГУ, 1980.
11. Кричевец, А.Н. Томаселло, Витгенштейн, Выготский проблема интерпсихического / А.Н. Кричевец // Культурно-историческая психология, 2012. - № 3. - С. 95-104.
12. Карл Хайнц Бриш. Теория привязанности и воспитание счастливых людей / Карл Бриш. - М: Теревинф, 2015. - 208 с.
13. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
14. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
15. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина // Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 144с.
16. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2001.
17. Максимова, Е. В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна / Е. В. Максимова. - М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. - 288 c.
18. Мухина, B.C. Младенчество. Ранний возраст / B.C. Мухина B.C. // Возрастная психология. - М., 1997.
19. Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: Сборник статей / А. Б. Архипов, Е. В. Максимова, Н. Е. Семенова. - М.: Диалог- МИФИ, 2011. - 64 с.
20. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Теревинф, 1997
21. Обухова, Л. Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте / Л. Ф. Обухова, И. В. Шаповаленко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 112 с.
22. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной // Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
23. Плешкова, Н.Л. Развитие теории и системы классификации отношений привязанности у детей / Н.Л. Плешкова // Эмоции и отношения на ранних этапах его развития / под ред. Мухамедрахимова Р.Ж. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008.
24. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова // Методическое пособие для практических психологов. -2-е изд. испр. и доп.- СПб.: «детство-пресс», 2005.- 144 с.
25. Смирнова, Е.О. Проявление некоторых особенностей в общении со взрослыми у детей раннего и дошкольного возраста / Е.О. Смирнова, И.А. Кондратович // Дошкольное воспитание, 1973. - № 9. - С. 18-21.
26. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова // Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
27. Томаселло, М. Истоки человеческого общения / М. Томаселло. - М.,2011.
28. Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. - 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. - 496 с.
29. Цветкова, Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детскоговозраста / Л.С. Цветкова // Учебное пособие. - 3-е издание. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 296 с.
30. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова. Изд 4-е. исправленное и дополненное. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 96 с.
31. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: Владос, 1999 г. - 360 с.
32. Эльконин, Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. - М., 1989.
33. Юстус, Т.П. Инициативность дошкольников как образовательный результат / Т.П. Юстус // Материалы 20-й научно-практической коференции. - К: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2014.
34. Фаликман, М. В. Внимание Том 4 / М. В. Фаликман. — М.: ACADEM'A, 2006
35. Антропов, Ю. А. Основы диагностики психических расстройств
Внимание и его патология [Электронный ресурс] / Ю. А. Антропов, А. Ю. Антропов, Н. Г. Незнанов // Внимание и его патология. - М: «ГЭОТАР- Медиа», 2010. - Режим доступа:
http://bookap.info/genpsy/antropov_osnovy_diagnostiki_psihicheskih_rasstroystv_ruk_dlya_vrachey/gl14.shtm
36. Баттерворт, Д. Принципы психологии развития / Д. Баттерворт, М.
Харрис. - М: Когито-Центр, 2000. - 341 с. - Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209395
37. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.А. Леонтьев. - Москва, 2000. - с. 507. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/1635260.html
38. Концепция Д.Б. Эльконина: раннее детство [Электронный ресурс] // http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/7.html
39. Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Электронный ресурс] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. — 1995. — № 3. - Режим доступа: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=34644.
40. Событие действия (Заметки о развитии предметных действий II) Б.Д. Эльконин [Электронный ресурс] / Б.Д. Эльконин // Журнал: культурно - историческая психология. - М: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2014. — №1. - с. 11-19. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21375439
41. Т.В. Ахутина Предпосылки и ранние этапы развития речи: новые
данные [Электронный ресурс] / Т.В. Ахутина К.В. Засыпкина, А.А. Романова // Вопросы психолингвистики. - 2013. - Режим доступа:
http: //ru.udmbilrngva.ru/files/stati/T .В. %20 Ахутина. pdf
42. Цукерман, Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития [Электронный ресурс] / Г.А. Цукерман // Культурно-историческая психология / Ред. В.П. Зинченко. - 2006. - №4. - с. 61-73. - Режим доступа: http://psyjoumals.ru/kip/2006/n4/Tsukerman.shtml.
43. Цукерман, Г.А. О поддержке детской инициативы [Электронный ресурс] / Г.А. Цукерман // Культурно-историческая психология, 2007. - №1. - С.41.- Режим доступа:http://psyjoumals.ru/files/6108/kip_2007_n1_Tsukerman.pdf
44. Ainsworth, М. D. S. Patterns of attachment / М. D. Ainsworth, M. Blehar, E. Waters, S. Wall // A psychological study of the Strange Situation. NJ, Hillsdale: Erlbaum, 1978. -370 p.
45. Karl Heinz Brisch Bindungsstorungen Von der Bindungstheorie zur Therapie / Karl Heinz Brisch. - GmbH: Klett-Cotta, - 2009
46. Brooks P. J. Language development / P. J. Brooks, V. Kempe, Chichester,
2012.