Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия обеспечения качества обучения студентов экстерната в вузе

Работа №7602

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы180стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
697
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование педагогических условий обеспечения качества обучения студентов экстерната 11
1.1 Становление экстерната в истории отечественной системы образования 11
1.2 Развитие экстерната как формы обучения взрослых в условиях модернизации образования 26
1.3 Педагогические условия обеспечения качества обучения экстернов в вузе 45
1.4 Экстерн как субъект обучения и самообразования 59
Глава II. Апробация условий обеспечения качества подготовки экстернов в системе высшего образования 96
2.1 Анализ уровней готовности экстернов к обучению в вузе и самообразованию 96
2.2 Экспериментальная проверка педагогических условий обеспечения качества подготовки специалистов в форме экстерната в вузе
2.3 Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы 128
Заключение 149
Список использованной литературы 156
Приложения 170


Современный динамично изменяющийся мир характеризуется преобразованиями во всех сферах социально-экономической, научно-технической и культурной жизни. В условиях перемен в обществе все большее значение приобретает образование взрослых, призванное содействовать позитивной самореализации взрослого человека на разных этапах жизни. Базовое образование, полученное в рамках традиционных систем образования в начале жизни, принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В обществе растет осознание значения образования взрослых. Система образования взрослых развивается в ситуации быстро изменяющихся социально-экономических условий жизни и недостаточной способности взрослых адаптироваться в новой ситуации; возрастающей потребности современного общества в подготовке высококвалифицированных, мобильных, творческих кадров и реального снижения качества образования взрослых, особенно в областях, определяющих научно-технический прогресс, нравственность и культуру; объективно растущего значения обеспечения качества обучения взрослых и недостаточного внимания к этой проблеме образования.
Для современного мира характерно быстрое увеличение информации. В связи с этим знания, полученные пять-десять лет назад, оказываются неактуальными сегодня. Взрослый человек оказывается в ситуации, требующей осознанного постоянного образовательного движения. Открытие в вузах экстерната решает подобные проблемы за счет компактности и ускоренности обучения.
Экстернат — это форма обучения, предполагающая самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении. Объективная необходимость включения экстерната как формы обучения взрослых в систему образования определяется научно-техническим прогрессом и изменениями в социальной сфере. Эти изменения вызывают необходимость максимально широкого доступа к знаниям взрослого человека и удовлетворения его общеобразовательных интересов и потребностей в самообразовании, и связаны с повышенными требованиями к уровню квалификации специалиста.
Экстернат как форма получения высшего образования имеет весьма широкие возможности. Однако очевидна необходимость поиска путей, обеспечивающих качество обучения студентов экстерната в соответствии с запросами практики. Качество представляет собой тот нормативный уровень, которому должен соответствовать результат образования. Под результатом образования студентов экстерната мы понимаем их знания, умения и навыки, нормой которых является определенный уровень, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, а также определенные качества личности, выражающие ее отношение к миру.
Идеи и концепции, посвященные проблемам образования взрослых, отражены в ряде исследований Б.Г. Ананьева, Б.И. Бадмаева, С.Г. Вершловского, А.П. Влади-славлева, В.Г. Воронцовой, А.В. Даринского, Ю.И.Калиновского, Л.Н. Лесохиной,
В.Г. Онушкина, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой.
Изучение андрагогических проблем в отечественной науке имеет значительные традиции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном бурно развивающемся информационном обществе образование взрослых перешло на совершенно новый уровень. Нарождающийся рынок настоятельно требует скорейшей подготовки работников новой формации - компетентных, уверенных, напористых, творчески мыслящих. На сегодняшний день экстернат стал одной из актуальных форм обучения в вузе, что обусловлено множеством преимуществ перед другими формами получения высшего профессионального образования. Данная форма обучения в вузе принципиально отличается от остальных форм.
Экстернат, как одна из форм обучения взрослых, обеспечивая получение высшего профессионального образования в более короткие, способствует поступлению выпускников на постоянную работу, так как дает значительное преимущество перед кандидатами, с меньшими возможностями улучшить свой квалификационный уровень. Такие шансы на получение работы увеличиваются за счет развития качеств экстернов, развивающихся в процессе самоообучения, самообразования, самовоспитания, самоорганизации, самодиагностики, самоконтроля. Экстернат, являясь одной из составляющих системы образования взрослых, направлен на удовлетворение разнообразных культурно-образовательных потребностей и запросов населения: это получение и пополнение общеобразовательных знаний, которые связаны с профессиональным и личностным ростом обучающегося или предназначаться для использования в общественном производстве. Формы и методы получения таких знаний, их объем, направленность выбираются с учетом личных интересов.
Но на современном этапе качество образования экстернов становится одним из основополагающих моментов развития вуза. Неслучайно в последние годы внимание педагогов повысилось к качеству и управлению качеством образования, получаемого экстернами в вузе. Подготовка высококвалифицированного, конкуренто¬способного на рынке труда профессионала зависит от многочисленных факторов, в том числе от качества получаемого в вузе образования.
В этой связи имеет смысл говорить об использовании в образовании взрослых, в данном случае на экстернате, андрагогического подхода. Андрагогические основы и технологические приемы обучения экстернов на сегодняшний день находятся в периоде становления и развития, но, тем не менее, уже оказывают воздействие на весь образовательный процесс экстерната. Его функционирование обусловлено ан- драгогическими принципами: принцип приоритета самостоятельного обучения; принцип совместной деятельности; принцип опоры на обучающегося; принцип индивидуализации обучения; принцип системности обучения; принцип контекстности обучения; принцип актуализации результатов обучения; принцип элективности обучения; принцип развития образовательных потребностей; принцип осознанности обучения. Это в свою очередь обусловливает такие андрагогические условия обеспечения качества обучения экстернов, как индивидуальность обучения, внутренняя открытость, авторизованность, ускоренность обучения, компактность обучения, гибкость, адаптивность и вариативность. Эффективность андрагогического подхода к обучению экстернов определяется высокой степенью органичности подхода к образовательному процессу, высокой организационной компактностью и др. Нужно отметить, что наиболее высокий результат процесса обучения экстернов достигается при соблюдении условия непрерывности образования.
Но при соблюдении условия непрерывности образования взрослых не исключаются варианты дискретности их обучения. Обучение на экстернате в вузе можно рассматривать: как получение первого высшего образования (непосредственно сразу после окончания школы; после окончания среднего профессионального учебного заведения; через определенный промежуток времени после окончания школы или среднего профессионального учебного заведения); как получение второго высшего профессионального образования (по той же специальности при повышении профессиональной квалификации или по другой специальности в случае переквалификации или переподготовки).


1. Adult education in the 1990s: A Report on the 1991 National Household Education Survey - National Center for Education Statistics // Working Paper. - №98 - 03, Febru¬ary 1998 (www. nces.ed.gov).
2. Council of Europe, Council for Cultural Cooperation (CCC / 1970): Permanent Education. A Compendium of Studies. A Contribution to the U.N.'s International Educa-tional Year, Strasbourg, 1970.
3. Cross K. P. The Missing Link: Connecting Adult Learners to Learning Resources / K. Patrica Cross. - New York: College Entrance Examination Board, 1978. XII. - 79 p.
4. Delors Jacques. Adult education: from luxury to necessity // Bulletin Education For All's 2000. - №27. April - June 1997.
5. Erikson E. H. Identity, Youth and crisis. New York, 1980
6. ICDED'96/ The Second International Conference on Distance Education in Russia
- Moscow, 1996.
7. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to An- dragogy. - Chicago, 1980.
8. Knowles M. Towards a Model of Lifelong Education and the School. - Hamburg: 1975. - P. 10.
9. Lengrand, Paul. An introduction to Lifelong. Education (UNESCO, Paris) // Per- manente Erriehung. Eine Einfuehrung. Munich; Berlin, 1970.
10. Savicevic D. Savremena shvatanja andragogije. Beograd, 1991
11. Shults D., Kitchen P. Communicating Globally. An Integrated Marketing Ap¬proach. - Macmillan. USA, Chicago, 1975.
12. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции дея¬тельности // Проблемы психологии личности. - М., 1982.
13. Айзенберг А. Я. Педагогическое руководство самообразованием в куль¬турно-просветительных учреждениях. - М., 1975.
14. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные пробле¬мы. - М., 1986.
15. Алексеев П. Правила и Программы всех классов мужских гимназий и про-гимназий (ведомства МНП). Свод узаконений и распоряжений со всеми дополне-ниями и разъяснениями к ним. - Одесса, 1971. - 222 с.
16. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства / Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. - Л.: Наука, 1982. - С. 234-245 (публикация и примечания Л. Л. Бочкаревой).
17. Ананьев Б. Г. Интеллектуальное развитие взрослых людей как характеристи¬ка их обучаемости // Советская педагогика. - 1969. - №10. - С. 48.
18. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - М.: Знание, 1972.
- 32 с.
156

19. Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания. Избранные пси-хологические труды: Т.2. - М.: Педагогика, 1980. - 287 с.
20. Ананьев Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Вып. И. - ЛГУ, 1967. 138с.
21. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Избр. псих. тр.: В 2-х т. T.I. - М.: АПСН, 1980. - 232 с.
22. Андреев В. И. Педагогика творчества самообразования. - М., 1996.
23. Анисимова Н. С., Сидоркина И. Г. Психолого-педагогические аспекты ис-пользования Интернет-технологий в образовании // Информатика и образование. - 2002. №2.
24. Анохин П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художест-венное творчество: Вопросы комплексного изучения. - Л.: Наука, 1983. - С. 259¬262
25. Анцибор М. М. Активизация учебно-познавательной деятельности сту¬дентов при изучении дисциплин педагогического цикла. - М., 1989.
26. Арсентьева А. В., Григорьев Н. Ф. Управленческая роль университета и ее реализация в системе непрерывного образования // Известия российской академии образования, 2002, № 1. - С. 25-39.
27. Асадулин Р. М. Инновационные процессы в педагогическом образовании // Среднее профессиональное образование, 2001, № 9. - С. 49-53.
28. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихического анализа: Учебник для вузов по специальности психология. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
29. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Про-свещение, 1977. 191 с.
30. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических ис-следований. - М.: Педагогика, 1982. 192 с.
31. Бадмаев Б. И. Психология и методика профессионального обучения взрослых. Учебно-методическое пособие. - М., 1998.
32. Бадмаев Б. И. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2002. - 272 с. - (Психология для всех).
33. Баренбаум Л. Н. Педагогическое содействие самообразованию студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении. Дис. д-ра пед. наук, М., 1996
34. Барышникова 3. А. Организация самостоятельной познавательной дея¬тельности студентов-заочников. - М., 2000.
35. Батышев С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. - М.: Высшая школа, 1980. 469 с.
36. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. - М., 2000.
157

37. Белкин Е. Л. Дидактические основы управления познавательной деятельно¬стью. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. - 206 с.
38. Берак О., Шибалева Л. Установка на развитие личности [студента] // Вестник высшей школы- 1990. № 10. с.46-49.
39. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Воронеж¬ский ун-т, 1977. - 304 с.
40. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: 1989. 107с.
41. Бим-Бад Б. М. Андрагогика. - В: Российская педагогическая энциклопедия. - Т. 1. - М., 1994. - С. 36.
42. Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Ана¬литический обзор. - М., 1998.
43. Богданова А. И., Деренжи Н. Д., Стефанова В. С. Информация и образование в XXI в. // Открытое образование. - 2001. - №1.
44. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. - В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1973.
45. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самооб-разованию. - М., 1985.
46. Браже Т. Г. О соотношении методик обучения гуманитарным предметам в ве-черней школе с общими методиками этих предметов. - Л., 1972. - С. 15.
47. Бреннан Дж. и др. Обучение в течение жизни для обеспечения занятости и равенства // Социология образования. - 2001. - №7.
48. Бруновт Е. П., Бровкина Е. Г. Формирование приемов умственной дея¬тельности учащихся. - М.: Педагогика, 1981. 72 с.
49. БСЭ, Т. 8. - С. 528.
50. Бюллетень Гособразования СССР, 1989, № 2, С. 5.
51. Вайзер Г. А. Критерии усвоения операционального знания. Автореф. дисс.... докт. пед. наук. - М., 1992. - 40 с.
52. Валицкая А. П. Российское образование: модернизация и свободное развитие // Педагогика. - 2001, № 7. - С. 3-7.
53. Васильева Т. В. Модули для самообучения // Вестник высшей школы. - 1988.
- №6.
54. Веринг Ю. И. Формирование у учащихся умения строить доказательства.. Ав-тореф. дисс.... докт. пед. наук. -Рига, 1998. 24 с.
55. Вершилова С. Образование взрослых: перспективы развития // Новые знания.
- 2003, №2. С.2-47
56. Вершловский С. Г. Андрагогика: этапы становления.// Новые знания. - М., 1998. - №№ 2, 4
158

57. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. - М., 1987.
58. Вершловский С. Г. Совместная работа вечерних школ с предприятиями и об-щественными организациями. - М., 1984.
59. Веселков Ф. С. Система видов подготовки специалистов-экономистов и необходимость ее оптимизации // Известия Академии труда и занятости. - 2001, № 3-4.
- С. 174-179.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ