Совершенствование кадрового обеспечения регионального АПК на основе инновационного развития системы профессиональной подготовки
|
Введение
Глава 1 Кадровое обеспечение и проблемы инновационного развития кадрового потенциала...
1.1 Понятие «кадры» и «кадровый потенциал», принципы и современные
тенденции его развития 8
1.2 Особенности и проблемы инновационного обеспечения подготовки
кадров для АПК 25
1.3 Хозяйственный механизм и основные направления инновационного
развития системы профессиональной подготовки кадров 51
Глава 2 Состояние кадрового обеспечения регионального АПК и предпосылки его инновационного развития 65
2.1 Состояние и пути кадрового обеспечения регионального АПК 65
2.2 Региональные проблемы подготовки руководителей, специалистов и
кадров массовых профессий для АПК 80
Глава 3 Совершенствование региональной системы подготовки кадров для АПК 103
3.1 Разработка инновационной стратегии развития региональной системы
аграрного образования 103
3.2 Стимулирование инновационного развития аграрного вуза на основе
принципов саморазвития организации г. 122
Заключение 149
Список используемой литературы 154
Глава 1 Кадровое обеспечение и проблемы инновационного развития кадрового потенциала...
1.1 Понятие «кадры» и «кадровый потенциал», принципы и современные
тенденции его развития 8
1.2 Особенности и проблемы инновационного обеспечения подготовки
кадров для АПК 25
1.3 Хозяйственный механизм и основные направления инновационного
развития системы профессиональной подготовки кадров 51
Глава 2 Состояние кадрового обеспечения регионального АПК и предпосылки его инновационного развития 65
2.1 Состояние и пути кадрового обеспечения регионального АПК 65
2.2 Региональные проблемы подготовки руководителей, специалистов и
кадров массовых профессий для АПК 80
Глава 3 Совершенствование региональной системы подготовки кадров для АПК 103
3.1 Разработка инновационной стратегии развития региональной системы
аграрного образования 103
3.2 Стимулирование инновационного развития аграрного вуза на основе
принципов саморазвития организации г. 122
Заключение 149
Список используемой литературы 154
Актуальность темы. Рыночные преобразования в экономике России и ее регионах, затянувшийся системный кризис, резкий спад производства в агропромышленном комплексе (АПК) - эти и другие факторы обусловили создание на селе экономической ситуации, требующей объективного научного решения. В региональном АПК одной из серьезных стала проблема его кадрового обеспечения. Более полное использование внутренних ресурсов и, прежде всего человеческого ресурса, являет¬ся одним из основных факторов развития сельскохозяйственного производства регионов, обеспечения продовольственной безопасности всей России. В современных условиях развития рыночных отношений, формирования многоукладной экономики, становления новых форм хозяйствования изменяются и возрастают требования к качественным характеристикам и профессиональному составу кадров регионального АПК. По мере повышения требований к рабочим кадрам, специалистам и руководителям возрастает необходимость в совершенствовании форм и методов их подготовки, создании эффективной региональной системы непрерывного профессионального образования всех категорий работников.
Важная задача региональной системы профессионального образования — создать условия для успешного функционирования всех звеньев системы кадрового обеспечения регионального АПК, что, в свою очередь, требует по-новому организовать работу образовательных учреждений, повысить качество обучения.
В сфере образования, как и во всякой другой, первостепенное значение имеет управленческая деятельность как комплекс мероприятий, направленных на устранение расхождений между сложившимся и требуемым состоянием управления системой. За счет новых форм и механизмов более эффективного управления деятельностью системы аграрного образования и аграрных учебных заведений повысится эффективность подготовки кадров для АПК региона. В результате стабилизируется и будет развиваться кадровое обеспечение сельскохозяйственных предприятий и организаций Воронежской области. Актуальность решения задачи развития системы профессиональной подготовки кадров (аграрных учебных заведений), недостаточная исследованность ее теоретических и практических аспектов, значимость для устойчивого развития кадрового обеспечения регионального АПК, а также развития отечественного сельскохозяйственного производства обусловили выбор темы диссертационной работы. По рассмотренным выше вопросам, автор проводил исследования и научные разработки в качестве соискателя при ВГАУ с 2001 года по настоящее время, занимаясь по госбюджетной теме «Разработка организационно¬экономического механизма реструктуризации, стабилизации и повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса» (Код. 01.200.13980).
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическим, методологическим и практическим вопросам кадрового обеспечения народного хозяйства в целом и агропромышленного комплекса в частности, посвящены многочисленные исследования зарубежных и отечественных экономистов. Из зарубежных — это Д.Гиллер, Дж.Даклоп, Дж.Кейнс, Я.Корнаи, А.Лаффер, К.Маркс, А.Пигу, Л.Ульман, М.Феддстайн, М.Фридман, Э.Фэлпс и другие. Отечественные ученые Абалкин Л.И., Анисимов Ю.П., Бачурин А.В., Боровиков В.И., Горелов А.А., Дадашев А.З., До- лишний М.И., Козлов Н.А., Костиков В.Г., Костин А.А., Котляр А.Э., Мацкуляк И.Д., Немчинов В.С., Новицкий А.Г., Преображенский Б.Г., Пугачев Р.А., Рисин И.Е., Рогачев А.А., Рутгайзер В.М., Рябушкин Т.В., Саруханов Э.Р., Стримулин С.Г., Трещевский Ю.И., Хацкевич Л.Д., Чичканов В.П., Якимов В.Н. и другие по-новому переосмыслили классические категории экономики труда и управления, ввели в научный оборот ряд новых понятий, сущность, содержание и структура которых стали предметом дискуссий. Существенный вклад в изучение охватываемой темой проблем внесли ученые-аграрники Баутин В.М., Белоусов В.И., Белоусов А.В., Богдановский В.А., Бондаренко Л.В., Демченко А.Ф., Долгушкин Н.К., Коротнев В.Д., Машенков В.Ф., Медведев А.Ф., Панков БЛ.,'Розов В.Е., Ушачев И.Г., Чекалев М.И., Шевченко В.Е., Шмелев Г.И., Шутьков А.А. и другие. Вместе с тем, проблемы кадрового обеспечения и инновационного развития системы подготовки кадров для АПК на общем, а особенно на региональном уровнях не до конца решены. Важность задачи и необходимость в ее уточнении теоретико-методологических подходов свидетельствуют об актуальности темы диссертационного исследования.
В соответствии с целью исследования в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи: уточнены понятия «кадры» и «кадровый потенциал», их место в экономике; уточнены принципы формирования кадрового потенциала и рас-крыты основные факторы его развития (профессионально-квалификационные факторы определены как основные факторы улучшения качества кадрового потенциала); выявлена связь системы профессионального образования с народным хозяйством (система профессионального образования определена как основной фактор развития экономики); исследована современная структура системы профессионального образования; выделены особенности хозяйственного механизма профессиональной школы; разработаны концептуальные положения по основным направлениям подготовки кадров, предложена стратегия кадрового обеспечения регионального АПК на основе развития региональной системы аграрного образования; разработана концепция развития аграрного образования в регионе; разработан механизм саморазвития вуза (основанный на децентрализации система управления вузом); разработан комплекс мероприятий обеспечения саморазвития аграрного вуза.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают кадры сельского хозяйства России в целом, Воронежской области; Воронежский государственный аграрный университет и его представительства в регионе. Предметом исследования является процесс развития кадрового обеспечения на селе путем совершенствования системы аграрного образования Воронежской области и механизмов функционирования аграрного вуза. Источником информации при научном исследовании явились материалы Госкомстата России, Министерства сельского хозяйства РФ, Комитета статистики Воронежской области, Администрации Воронежской области (Главного управления образования, Главного управления АПК (Отдела организационной работы)). В работе использовались экономико-математический, экономико-статистический, абстрактно-логический, исторический методы, метод системного анализа, сравнения, моделирования и оптимизации.
Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных положений по определению стратегии развития кадрового обеспечения АПК Воронежской области путем инновационного развития системы аграрного образования на базе ВГАУ и его представительств в регионе. В работе получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:
• уточнена сущность понятия «кадровый потенциал», в отличие от известных интеллектуальная составляющая кадрового потенциала включает наличие способностей кадров противостоять внешнему конкурентному окружению и развиваться в этих условиях;
• сформулированы проблемы кадрового обеспечения регионального АПК, важнейшими из которых являются слабая закрепляемость кадров на селе и проблемы инновационного обеспечения подготовки кадров;
• проведена оценка кадрового потенциала АПК Воронежской области по уровню профессионального образования работников, в результате которой выявлена низкая обеспеченность регионального АПК руководителями и специалистами с высшим профессиональным образованием, а также квалифицированными кадрами массовых профессий сельского хозяйства;
• разработана концепция развития региональной системы кадрового обеспечения на селе, отличительной особенностью которой является выдвижение на основе инновационных технологий с образовательными и консалтинговыми услугами вглубь региона, размещение образовательных центров на базе местных сельскохозяйственных образовательных учреждений и развертывание региональной инфраструктуры поддержки инновационных процессов;
• разработана концепция инновационного развития аграрного вуза, отличающаяся формированием структуры управления, построенной по принципу инновационных и образовательных бизнес-единиц;
• построена модель механизма саморазвития аграрного вуза, отличающаяся введением саморазвивающихся структурных формирований, действующих на принципах полного хозрасчета.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные положения и научные выводы имеют практическую направленность и могут быть использованы службами по работе с кадрами АПК, профессиональными учебными заведениями, оказывающими образовательные, консультационные услуги, услуги переподготовки и повышения квалификации кадров. Непосредственно для практического применения наиболее значимым является рекомендованный мотивационный механизм саморазвития организации, предоставляющей образовательные услуги. Результаты диссертации целесообразно использовать при подготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава профессиональных учебных заведений.
Апробация работы. Некоторые результаты исследований и научных разработок докладывались и обсуждались на межвузовской научно-методической конференции «Качество профессиональной подготовки специалистов: опыт и проблемы вузовского образования» (Воронеж 2003). Отдельные положения диссертационного исследования вошли в исследовательский проект «Система ведения агропромышленного производства Воронежской области до 2010 года по разделу «Система под¬готовки кадров и социальная политика по развитию села».
Публикации. Основные результаты диссертации опубликованы в 7 печатных работах. Лично соискателю принадлежит 7 работ. Список опубликованных работ приведен в конце автореферата.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 150 наименований. Основной текст диссертации изложен на 166 страницах машинописного текста, работа содержит 21 рисунок, 25 таблиц, 1 формулу.
Важная задача региональной системы профессионального образования — создать условия для успешного функционирования всех звеньев системы кадрового обеспечения регионального АПК, что, в свою очередь, требует по-новому организовать работу образовательных учреждений, повысить качество обучения.
В сфере образования, как и во всякой другой, первостепенное значение имеет управленческая деятельность как комплекс мероприятий, направленных на устранение расхождений между сложившимся и требуемым состоянием управления системой. За счет новых форм и механизмов более эффективного управления деятельностью системы аграрного образования и аграрных учебных заведений повысится эффективность подготовки кадров для АПК региона. В результате стабилизируется и будет развиваться кадровое обеспечение сельскохозяйственных предприятий и организаций Воронежской области. Актуальность решения задачи развития системы профессиональной подготовки кадров (аграрных учебных заведений), недостаточная исследованность ее теоретических и практических аспектов, значимость для устойчивого развития кадрового обеспечения регионального АПК, а также развития отечественного сельскохозяйственного производства обусловили выбор темы диссертационной работы. По рассмотренным выше вопросам, автор проводил исследования и научные разработки в качестве соискателя при ВГАУ с 2001 года по настоящее время, занимаясь по госбюджетной теме «Разработка организационно¬экономического механизма реструктуризации, стабилизации и повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса» (Код. 01.200.13980).
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическим, методологическим и практическим вопросам кадрового обеспечения народного хозяйства в целом и агропромышленного комплекса в частности, посвящены многочисленные исследования зарубежных и отечественных экономистов. Из зарубежных — это Д.Гиллер, Дж.Даклоп, Дж.Кейнс, Я.Корнаи, А.Лаффер, К.Маркс, А.Пигу, Л.Ульман, М.Феддстайн, М.Фридман, Э.Фэлпс и другие. Отечественные ученые Абалкин Л.И., Анисимов Ю.П., Бачурин А.В., Боровиков В.И., Горелов А.А., Дадашев А.З., До- лишний М.И., Козлов Н.А., Костиков В.Г., Костин А.А., Котляр А.Э., Мацкуляк И.Д., Немчинов В.С., Новицкий А.Г., Преображенский Б.Г., Пугачев Р.А., Рисин И.Е., Рогачев А.А., Рутгайзер В.М., Рябушкин Т.В., Саруханов Э.Р., Стримулин С.Г., Трещевский Ю.И., Хацкевич Л.Д., Чичканов В.П., Якимов В.Н. и другие по-новому переосмыслили классические категории экономики труда и управления, ввели в научный оборот ряд новых понятий, сущность, содержание и структура которых стали предметом дискуссий. Существенный вклад в изучение охватываемой темой проблем внесли ученые-аграрники Баутин В.М., Белоусов В.И., Белоусов А.В., Богдановский В.А., Бондаренко Л.В., Демченко А.Ф., Долгушкин Н.К., Коротнев В.Д., Машенков В.Ф., Медведев А.Ф., Панков БЛ.,'Розов В.Е., Ушачев И.Г., Чекалев М.И., Шевченко В.Е., Шмелев Г.И., Шутьков А.А. и другие. Вместе с тем, проблемы кадрового обеспечения и инновационного развития системы подготовки кадров для АПК на общем, а особенно на региональном уровнях не до конца решены. Важность задачи и необходимость в ее уточнении теоретико-методологических подходов свидетельствуют об актуальности темы диссертационного исследования.
В соответствии с целью исследования в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи: уточнены понятия «кадры» и «кадровый потенциал», их место в экономике; уточнены принципы формирования кадрового потенциала и рас-крыты основные факторы его развития (профессионально-квалификационные факторы определены как основные факторы улучшения качества кадрового потенциала); выявлена связь системы профессионального образования с народным хозяйством (система профессионального образования определена как основной фактор развития экономики); исследована современная структура системы профессионального образования; выделены особенности хозяйственного механизма профессиональной школы; разработаны концептуальные положения по основным направлениям подготовки кадров, предложена стратегия кадрового обеспечения регионального АПК на основе развития региональной системы аграрного образования; разработана концепция развития аграрного образования в регионе; разработан механизм саморазвития вуза (основанный на децентрализации система управления вузом); разработан комплекс мероприятий обеспечения саморазвития аграрного вуза.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают кадры сельского хозяйства России в целом, Воронежской области; Воронежский государственный аграрный университет и его представительства в регионе. Предметом исследования является процесс развития кадрового обеспечения на селе путем совершенствования системы аграрного образования Воронежской области и механизмов функционирования аграрного вуза. Источником информации при научном исследовании явились материалы Госкомстата России, Министерства сельского хозяйства РФ, Комитета статистики Воронежской области, Администрации Воронежской области (Главного управления образования, Главного управления АПК (Отдела организационной работы)). В работе использовались экономико-математический, экономико-статистический, абстрактно-логический, исторический методы, метод системного анализа, сравнения, моделирования и оптимизации.
Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных положений по определению стратегии развития кадрового обеспечения АПК Воронежской области путем инновационного развития системы аграрного образования на базе ВГАУ и его представительств в регионе. В работе получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:
• уточнена сущность понятия «кадровый потенциал», в отличие от известных интеллектуальная составляющая кадрового потенциала включает наличие способностей кадров противостоять внешнему конкурентному окружению и развиваться в этих условиях;
• сформулированы проблемы кадрового обеспечения регионального АПК, важнейшими из которых являются слабая закрепляемость кадров на селе и проблемы инновационного обеспечения подготовки кадров;
• проведена оценка кадрового потенциала АПК Воронежской области по уровню профессионального образования работников, в результате которой выявлена низкая обеспеченность регионального АПК руководителями и специалистами с высшим профессиональным образованием, а также квалифицированными кадрами массовых профессий сельского хозяйства;
• разработана концепция развития региональной системы кадрового обеспечения на селе, отличительной особенностью которой является выдвижение на основе инновационных технологий с образовательными и консалтинговыми услугами вглубь региона, размещение образовательных центров на базе местных сельскохозяйственных образовательных учреждений и развертывание региональной инфраструктуры поддержки инновационных процессов;
• разработана концепция инновационного развития аграрного вуза, отличающаяся формированием структуры управления, построенной по принципу инновационных и образовательных бизнес-единиц;
• построена модель механизма саморазвития аграрного вуза, отличающаяся введением саморазвивающихся структурных формирований, действующих на принципах полного хозрасчета.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные положения и научные выводы имеют практическую направленность и могут быть использованы службами по работе с кадрами АПК, профессиональными учебными заведениями, оказывающими образовательные, консультационные услуги, услуги переподготовки и повышения квалификации кадров. Непосредственно для практического применения наиболее значимым является рекомендованный мотивационный механизм саморазвития организации, предоставляющей образовательные услуги. Результаты диссертации целесообразно использовать при подготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава профессиональных учебных заведений.
Апробация работы. Некоторые результаты исследований и научных разработок докладывались и обсуждались на межвузовской научно-методической конференции «Качество профессиональной подготовки специалистов: опыт и проблемы вузовского образования» (Воронеж 2003). Отдельные положения диссертационного исследования вошли в исследовательский проект «Система ведения агропромышленного производства Воронежской области до 2010 года по разделу «Система под¬готовки кадров и социальная политика по развитию села».
Публикации. Основные результаты диссертации опубликованы в 7 печатных работах. Лично соискателю принадлежит 7 работ. Список опубликованных работ приведен в конце автореферата.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 150 наименований. Основной текст диссертации изложен на 166 страницах машинописного текста, работа содержит 21 рисунок, 25 таблиц, 1 формулу.
В разрабатываемых в последнее время Правительством РФ и Министерством сельского хозяйства РФ документах, направленных на совершенствование кадровой работы на селе, подчеркивается необходимость подходов к обеспечению его кадрового развития. Сложившаяся система профессиональной подготовки кадров в регионах страны, как отмечается в этих документах, требует корректировки в связи с изменившейся структурой производства в АПК, изменением структуры спроса на специалистов. Поэтому, с целью улучшения кадрового обеспечения на селе должно происходить инновационное развитие региональной системы аграрного образования.
Проведенное исследование проблемы кадрового обеспечения регионального АПК позволило рассмотреть его организацию на селе как сложную систему, проанализировать хозяйственный механизм и механизм управления профессиональной школой (как основной составляющей системы кадрового обеспечения), обобщить накопленный опыт и определить новые направления дальнейшего развития кадрового обеспечения регионального АПК.
На основе теоретических исследований и обобщения практики управления кадровым обеспечением, включая управление региональной системой аграрного образования и отдельным учебным учреждением, в диссертационной работе достигну¬ты следующие результаты:
1. Определены приоритетные направления инновационного развития кадрового обеспечения АПК.
В результате анализа отечественных и зарубежных источников научной литературы диссертант, в отличие от известных авторов определяет интеллектуальную составляющую кадрового потенциала как способность кадров противостоять конку-рентному окружению, что предполагает непрерывное создание конкурентных преимуществ и на этой основе поддержание конкурентоспособности своих предприятий, организаций, отрасли в целом.
На основе проведенных исследований, автор пришел к выводу, что для дальнейшего эффективного развития кадрового обеспечения региона необходимо инновационное развитие системы профессиональной подготовки кадров.
2. Установлено, что стратегии, обеспечивающие инновационное развитие системы кадрового обеспечения регионального АПК, должны быть основаны на следующих принципах:
• инновационное развитие региональной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК;
• саморазвитие (совершенствование механизма управления) каждого учебного учреждения, входящего в эту систему.
3. В результате проведенного исследования соискателем выявлены основные проблемы кадрового обеспечения регионального АПК, важнейшими из которых автор выделяет следующие:
• острый дефицит кадров, способных к овладению современными агропромышленными технологиями, машинами и оборудованием;
• дефицит кадров управления, способных обеспечить конкурентоспособное развитие предприятий;
• низкая закрепляемость специалистов, подготовленных на дневных отделениях аграрного университета (на предприятиях АПК остается не более 20 %);
• ослаблены связи образовательных учреждений с работодателями (профессиональные ассоциации и союзы не оказывают должного влияния на развитие образовательной системы, содержание образовательных программ и качество подготовки специалистов, снижена мотивация руководителей, специалистов и рабочих к повышению квалификации);
• органы управления АПК не уделяют должного внимания формированию и подготовке резерва руководителей, большая часть зачисленных в резерв специалистов
• невысокая оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений ввиду вялого распространения коммерческой и научно-технической информации о передовом опыте, низкого уровня сельскохозяйственного информационно¬консультационного сервиса, медленного развития интеллектуальной и культурной среды в сельских районах (данная проблема остается неразрешенной во многом из- за слабого использования в хозяйственной и культурной практике на местах современных информационных технологий, включая дистанционные);
• морально устарела и слабо обновляется учебно-материальная база (в образовательных учреждениях практически отсутствует учебная литература и технические средства для использования новых технологий обучения, в том числе дистанционного обучения, недостаточно обеспечен процесс учебно-методическими материалами, учебниками и учебными пособиями);
• постоянно снижается уровень жизни работников образовательных учреждений (их социальная незащищенность приводит к выбытию из системы аграрного образования молодых высококвалифицированных ученых, преподавателей и мастеров производственного обучения и росту среднего возраста научно-педагогических кадров);
• содержание образования не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетенции выпускников аграрных образовательных учреждений.
4. На основе проведенного анализа диссертантом выдвинута и обоснована концепция развития региональной системы кадрового обеспечения на селе, отличающаяся следующими принципами:
• выдвижение на основе инновационных технологий с хозрасчетными образовательными услугами на потребителя в населенные пункты региона;
• создание сети стационарных дистанционных образовательных и консультационных центров (представительств ВГАУ) преимущественно на базе сельско-хозяйственных техникумов и училищ;
• развертывание на основной базе и в региональных представительствах про¬грамм дополнительного образования, подготовки и переподготовки кадров;
• создание в структуре агроуниверситета интеграционных формирований, способствующих оснащению факультетов университета современными технологиями и техникой (Экспоцентр, учебные лаборатории и представительства промышленных предприятий, торгово-сервисные центры и представительства дистрибьюторов и другие формирования);
• создание внутривузовской системы (института) саморазвития, представляющего собой некое множество точек роста (бизнес-единиц), формирующих новые ресурсы для развития (новые специальности, факультеты, центры).
5. Разработана концепция развития региональной системы аграрного образования путем создания университетского комплекса на базе Воронежского аграрного университета. Особенностью развиваемой структуры региональной системы аграрного образования, в отличие от традиционных, является то, что она строится на принципах самоокупаемости и самофинансирования подразделений, входящих в учебный округ.
6. Разработана концепция инновационного развития аграрного вуза, отличающаяся формированием структуры управления, построенной по принципу инновационных и образовательных подразделений (бизнес-единиц), являющихся первичными ячейками университетского комплекса.
В результате проведения диссертационного исследования нами обосновано, что административными методами нельзя заставить работать инициативно и творчески, нельзя обойти человеческий фактор и построить эффективные механизмы мотивации задействования творческого потенциала, стремления к профессиональному росту и саморазвитию без изменения поведения, как руководителей, так и персонала.
На основе этого нами разработан комплекс мероприятий по саморазвитию аграрного вуза (организации), который включает в себя:
• логическую модель механизма саморазвития вуза;
• модель мотивационного механизма адаптации и саморазвития персонала вуза.
• ключевые компетенции;
• система управления знаниями.
7. Основные результаты диссертационной работы позволили нам дать рекомендации специалистам практикам, которые ищут пути построения саморазвивающейся организации:
• решительная децентрализация с закреплением изменений в организационной структуре управления вузом (любой другой организацией), и как один из вариантов - переход на структуру, построенную по принципу предпринимательских бизнес-единиц;
• предоставление возможно большей финансовой самостоятельности структурным подразделениям при установлении долгосрочных внутренних финансовых нормативов и отчислений;
• развитие системы многоуровневого лидерства и культуры вуза (организации), поощряющей инициативу и творчество;
• постепенное привитие навыков самостоятельной работы и групповой рефлексии, происходящих в вузе (организации) стратегических процессов.
В каждой организации (учреждении, предприятии) эти положения будут детализироваться по-разному, но направленность движения, на наш взгляд, должна быть именно такой.
Проведенное исследование проблемы кадрового обеспечения регионального АПК позволило рассмотреть его организацию на селе как сложную систему, проанализировать хозяйственный механизм и механизм управления профессиональной школой (как основной составляющей системы кадрового обеспечения), обобщить накопленный опыт и определить новые направления дальнейшего развития кадрового обеспечения регионального АПК.
На основе теоретических исследований и обобщения практики управления кадровым обеспечением, включая управление региональной системой аграрного образования и отдельным учебным учреждением, в диссертационной работе достигну¬ты следующие результаты:
1. Определены приоритетные направления инновационного развития кадрового обеспечения АПК.
В результате анализа отечественных и зарубежных источников научной литературы диссертант, в отличие от известных авторов определяет интеллектуальную составляющую кадрового потенциала как способность кадров противостоять конку-рентному окружению, что предполагает непрерывное создание конкурентных преимуществ и на этой основе поддержание конкурентоспособности своих предприятий, организаций, отрасли в целом.
На основе проведенных исследований, автор пришел к выводу, что для дальнейшего эффективного развития кадрового обеспечения региона необходимо инновационное развитие системы профессиональной подготовки кадров.
2. Установлено, что стратегии, обеспечивающие инновационное развитие системы кадрового обеспечения регионального АПК, должны быть основаны на следующих принципах:
• инновационное развитие региональной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК;
• саморазвитие (совершенствование механизма управления) каждого учебного учреждения, входящего в эту систему.
3. В результате проведенного исследования соискателем выявлены основные проблемы кадрового обеспечения регионального АПК, важнейшими из которых автор выделяет следующие:
• острый дефицит кадров, способных к овладению современными агропромышленными технологиями, машинами и оборудованием;
• дефицит кадров управления, способных обеспечить конкурентоспособное развитие предприятий;
• низкая закрепляемость специалистов, подготовленных на дневных отделениях аграрного университета (на предприятиях АПК остается не более 20 %);
• ослаблены связи образовательных учреждений с работодателями (профессиональные ассоциации и союзы не оказывают должного влияния на развитие образовательной системы, содержание образовательных программ и качество подготовки специалистов, снижена мотивация руководителей, специалистов и рабочих к повышению квалификации);
• органы управления АПК не уделяют должного внимания формированию и подготовке резерва руководителей, большая часть зачисленных в резерв специалистов
• невысокая оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений ввиду вялого распространения коммерческой и научно-технической информации о передовом опыте, низкого уровня сельскохозяйственного информационно¬консультационного сервиса, медленного развития интеллектуальной и культурной среды в сельских районах (данная проблема остается неразрешенной во многом из- за слабого использования в хозяйственной и культурной практике на местах современных информационных технологий, включая дистанционные);
• морально устарела и слабо обновляется учебно-материальная база (в образовательных учреждениях практически отсутствует учебная литература и технические средства для использования новых технологий обучения, в том числе дистанционного обучения, недостаточно обеспечен процесс учебно-методическими материалами, учебниками и учебными пособиями);
• постоянно снижается уровень жизни работников образовательных учреждений (их социальная незащищенность приводит к выбытию из системы аграрного образования молодых высококвалифицированных ученых, преподавателей и мастеров производственного обучения и росту среднего возраста научно-педагогических кадров);
• содержание образования не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетенции выпускников аграрных образовательных учреждений.
4. На основе проведенного анализа диссертантом выдвинута и обоснована концепция развития региональной системы кадрового обеспечения на селе, отличающаяся следующими принципами:
• выдвижение на основе инновационных технологий с хозрасчетными образовательными услугами на потребителя в населенные пункты региона;
• создание сети стационарных дистанционных образовательных и консультационных центров (представительств ВГАУ) преимущественно на базе сельско-хозяйственных техникумов и училищ;
• развертывание на основной базе и в региональных представительствах про¬грамм дополнительного образования, подготовки и переподготовки кадров;
• создание в структуре агроуниверситета интеграционных формирований, способствующих оснащению факультетов университета современными технологиями и техникой (Экспоцентр, учебные лаборатории и представительства промышленных предприятий, торгово-сервисные центры и представительства дистрибьюторов и другие формирования);
• создание внутривузовской системы (института) саморазвития, представляющего собой некое множество точек роста (бизнес-единиц), формирующих новые ресурсы для развития (новые специальности, факультеты, центры).
5. Разработана концепция развития региональной системы аграрного образования путем создания университетского комплекса на базе Воронежского аграрного университета. Особенностью развиваемой структуры региональной системы аграрного образования, в отличие от традиционных, является то, что она строится на принципах самоокупаемости и самофинансирования подразделений, входящих в учебный округ.
6. Разработана концепция инновационного развития аграрного вуза, отличающаяся формированием структуры управления, построенной по принципу инновационных и образовательных подразделений (бизнес-единиц), являющихся первичными ячейками университетского комплекса.
В результате проведения диссертационного исследования нами обосновано, что административными методами нельзя заставить работать инициативно и творчески, нельзя обойти человеческий фактор и построить эффективные механизмы мотивации задействования творческого потенциала, стремления к профессиональному росту и саморазвитию без изменения поведения, как руководителей, так и персонала.
На основе этого нами разработан комплекс мероприятий по саморазвитию аграрного вуза (организации), который включает в себя:
• логическую модель механизма саморазвития вуза;
• модель мотивационного механизма адаптации и саморазвития персонала вуза.
• ключевые компетенции;
• система управления знаниями.
7. Основные результаты диссертационной работы позволили нам дать рекомендации специалистам практикам, которые ищут пути построения саморазвивающейся организации:
• решительная децентрализация с закреплением изменений в организационной структуре управления вузом (любой другой организацией), и как один из вариантов - переход на структуру, построенную по принципу предпринимательских бизнес-единиц;
• предоставление возможно большей финансовой самостоятельности структурным подразделениям при установлении долгосрочных внутренних финансовых нормативов и отчислений;
• развитие системы многоуровневого лидерства и культуры вуза (организации), поощряющей инициативу и творчество;
• постепенное привитие навыков самостоятельной работы и групповой рефлексии, происходящих в вузе (организации) стратегических процессов.
В каждой организации (учреждении, предприятии) эти положения будут детализироваться по-разному, но направленность движения, на наш взгляд, должна быть именно такой.
Подобные работы
- Совершенствование кадрового обеспечения регионального АПК на основе инновационного развития системы профессиональной подготовки
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Совершенствование кадрового обеспечения государственного управления в Департаменте промышленности, транспорта и связи (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Брянский филиал))
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Обеспечение кадровой составляющей экономической безопасности организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - Совершенствование кадрового планирования в организации
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ООО «БЕЛГРАНКОРМ»)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ
ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (НА МАТЕРИАЛАХ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



