Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование кадрового обеспечения регионального АПК на основе инновационного развития системы профессиональной подготовки

Работа №27575

Тип работы

Диссертация

Предмет

экономика

Объем работы169
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
604
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Кадровое обеспечение и проблемы инновационного развития кадрового потенциала...
1.1 Понятие «кадры» и «кадровый потенциал», принципы и современные
тенденции его развития 8
1.2 Особенности и проблемы инновационного обеспечения подготовки
кадров для АПК 25
1.3 Хозяйственный механизм и основные направления инновационного
развития системы профессиональной подготовки кадров 51
Глава 2 Состояние кадрового обеспечения регионального АПК и предпосылки его инновационного развития 65
2.1 Состояние и пути кадрового обеспечения регионального АПК 65
2.2 Региональные проблемы подготовки руководителей, специалистов и
кадров массовых профессий для АПК 80
Глава 3 Совершенствование региональной системы подготовки кадров для АПК 103
3.1 Разработка инновационной стратегии развития региональной системы
аграрного образования 103
3.2 Стимулирование инновационного развития аграрного вуза на основе
принципов саморазвития организации г. 122
Заключение 149
Список используемой литературы 154

Актуальность темы. Рыночные преобразования в экономике России и ее регионах, затянувшийся системный кризис, резкий спад производства в агропромышленном комплексе (АПК) - эти и другие факторы обусловили создание на селе экономической ситуации, требующей объективного научного решения. В региональном АПК одной из серьезных стала проблема его кадрового обеспечения. Более полное использование внутренних ресурсов и, прежде всего человеческого ресурса, являет¬ся одним из основных факторов развития сельскохозяйственного производства регионов, обеспечения продовольственной безопасности всей России. В современных условиях развития рыночных отношений, формирования многоукладной экономики, становления новых форм хозяйствования изменяются и возрастают требования к качественным характеристикам и профессиональному составу кадров регионального АПК. По мере повышения требований к рабочим кадрам, специалистам и руководителям возрастает необходимость в совершенствовании форм и методов их подготовки, создании эффективной региональной системы непрерывного профессионального образования всех категорий работников.
Важная задача региональной системы профессионального образования — создать условия для успешного функционирования всех звеньев системы кадрового обеспечения регионального АПК, что, в свою очередь, требует по-новому организовать работу образовательных учреждений, повысить качество обучения.
В сфере образования, как и во всякой другой, первостепенное значение имеет управленческая деятельность как комплекс мероприятий, направленных на устранение расхождений между сложившимся и требуемым состоянием управления системой. За счет новых форм и механизмов более эффективного управления деятельностью системы аграрного образования и аграрных учебных заведений повысится эффективность подготовки кадров для АПК региона. В результате стабилизируется и будет развиваться кадровое обеспечение сельскохозяйственных предприятий и организаций Воронежской области. Актуальность решения задачи развития системы профессиональной подготовки кадров (аграрных учебных заведений), недостаточная исследованность ее теоретических и практических аспектов, значимость для устойчивого развития кадрового обеспечения регионального АПК, а также развития отечественного сельскохозяйственного производства обусловили выбор темы диссертационной работы. По рассмотренным выше вопросам, автор проводил исследования и научные разработки в качестве соискателя при ВГАУ с 2001 года по настоящее время, занимаясь по госбюджетной теме «Разработка организационно¬экономического механизма реструктуризации, стабилизации и повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса» (Код. 01.200.13980).
Степень научной разработанности проблемы. Теоретическим, методологическим и практическим вопросам кадрового обеспечения народного хозяйства в целом и агропромышленного комплекса в частности, посвящены многочисленные исследования зарубежных и отечественных экономистов. Из зарубежных — это Д.Гиллер, Дж.Даклоп, Дж.Кейнс, Я.Корнаи, А.Лаффер, К.Маркс, А.Пигу, Л.Ульман, М.Феддстайн, М.Фридман, Э.Фэлпс и другие. Отечественные ученые Абалкин Л.И., Анисимов Ю.П., Бачурин А.В., Боровиков В.И., Горелов А.А., Дадашев А.З., До- лишний М.И., Козлов Н.А., Костиков В.Г., Костин А.А., Котляр А.Э., Мацкуляк И.Д., Немчинов В.С., Новицкий А.Г., Преображенский Б.Г., Пугачев Р.А., Рисин И.Е., Рогачев А.А., Рутгайзер В.М., Рябушкин Т.В., Саруханов Э.Р., Стримулин С.Г., Трещевский Ю.И., Хацкевич Л.Д., Чичканов В.П., Якимов В.Н. и другие по-новому переосмыслили классические категории экономики труда и управления, ввели в научный оборот ряд новых понятий, сущность, содержание и структура которых стали предметом дискуссий. Существенный вклад в изучение охватываемой темой проблем внесли ученые-аграрники Баутин В.М., Белоусов В.И., Белоусов А.В., Богдановский В.А., Бондаренко Л.В., Демченко А.Ф., Долгушкин Н.К., Коротнев В.Д., Машенков В.Ф., Медведев А.Ф., Панков БЛ.,'Розов В.Е., Ушачев И.Г., Чекалев М.И., Шевченко В.Е., Шмелев Г.И., Шутьков А.А. и другие. Вместе с тем, проблемы кадрового обеспечения и инновационного развития системы подготовки кадров для АПК на общем, а особенно на региональном уровнях не до конца решены. Важность задачи и необходимость в ее уточнении теоретико-методологических подходов свидетельствуют об актуальности темы диссертационного исследования.
В соответствии с целью исследования в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи: уточнены понятия «кадры» и «кадровый потенциал», их место в экономике; уточнены принципы формирования кадрового потенциала и рас-крыты основные факторы его развития (профессионально-квалификационные факторы определены как основные факторы улучшения качества кадрового потенциала); выявлена связь системы профессионального образования с народным хозяйством (система профессионального образования определена как основной фактор развития экономики); исследована современная структура системы профессионального образования; выделены особенности хозяйственного механизма профессиональной школы; разработаны концептуальные положения по основным направлениям подготовки кадров, предложена стратегия кадрового обеспечения регионального АПК на основе развития региональной системы аграрного образования; разработана концепция развития аграрного образования в регионе; разработан механизм саморазвития вуза (основанный на децентрализации система управления вузом); разработан комплекс мероприятий обеспечения саморазвития аграрного вуза.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают кадры сельского хозяйства России в целом, Воронежской области; Воронежский государственный аграрный университет и его представительства в регионе. Предметом исследования является процесс развития кадрового обеспечения на селе путем совершенствования системы аграрного образования Воронежской области и механизмов функционирования аграрного вуза. Источником информации при научном исследовании явились материалы Госкомстата России, Министерства сельского хозяйства РФ, Комитета статистики Воронежской области, Администрации Воронежской области (Главного управления образования, Главного управления АПК (Отдела организационной работы)). В работе использовались экономико-математический, экономико-статистический, абстрактно-логический, исторический методы, метод системного анализа, сравнения, моделирования и оптимизации.
Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных положений по определению стратегии развития кадрового обеспечения АПК Воронежской области путем инновационного развития системы аграрного образования на базе ВГАУ и его представительств в регионе. В работе получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:
• уточнена сущность понятия «кадровый потенциал», в отличие от известных интеллектуальная составляющая кадрового потенциала включает наличие способностей кадров противостоять внешнему конкурентному окружению и развиваться в этих условиях;
• сформулированы проблемы кадрового обеспечения регионального АПК, важнейшими из которых являются слабая закрепляемость кадров на селе и проблемы инновационного обеспечения подготовки кадров;
• проведена оценка кадрового потенциала АПК Воронежской области по уровню профессионального образования работников, в результате которой выявлена низкая обеспеченность регионального АПК руководителями и специалистами с высшим профессиональным образованием, а также квалифицированными кадрами массовых профессий сельского хозяйства;
• разработана концепция развития региональной системы кадрового обеспечения на селе, отличительной особенностью которой является выдвижение на основе инновационных технологий с образовательными и консалтинговыми услугами вглубь региона, размещение образовательных центров на базе местных сельскохозяйственных образовательных учреждений и развертывание региональной инфраструктуры поддержки инновационных процессов;
• разработана концепция инновационного развития аграрного вуза, отличающаяся формированием структуры управления, построенной по принципу инновационных и образовательных бизнес-единиц;
• построена модель механизма саморазвития аграрного вуза, отличающаяся введением саморазвивающихся структурных формирований, действующих на принципах полного хозрасчета.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные положения и научные выводы имеют практическую направленность и могут быть использованы службами по работе с кадрами АПК, профессиональными учебными заведениями, оказывающими образовательные, консультационные услуги, услуги переподготовки и повышения квалификации кадров. Непосредственно для практического применения наиболее значимым является рекомендованный мотивационный механизм саморазвития организации, предоставляющей образовательные услуги. Результаты диссертации целесообразно использовать при подготовке и повышении квалификации профессорско-преподавательского состава профессиональных учебных заведений.
Апробация работы. Некоторые результаты исследований и научных разработок докладывались и обсуждались на межвузовской научно-методической конференции «Качество профессиональной подготовки специалистов: опыт и проблемы вузовского образования» (Воронеж 2003). Отдельные положения диссертационного исследования вошли в исследовательский проект «Система ведения агропромышленного производства Воронежской области до 2010 года по разделу «Система под¬готовки кадров и социальная политика по развитию села».
Публикации. Основные результаты диссертации опубликованы в 7 печатных работах. Лично соискателю принадлежит 7 работ. Список опубликованных работ приведен в конце автореферата.
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 150 наименований. Основной текст диссертации изложен на 166 страницах машинописного текста, работа содержит 21 рисунок, 25 таблиц, 1 формулу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В разрабатываемых в последнее время Правительством РФ и Министерством сельского хозяйства РФ документах, направленных на совершенствование кадровой работы на селе, подчеркивается необходимость подходов к обеспечению его кадрового развития. Сложившаяся система профессиональной подготовки кадров в регионах страны, как отмечается в этих документах, требует корректировки в связи с изменившейся структурой производства в АПК, изменением структуры спроса на специалистов. Поэтому, с целью улучшения кадрового обеспечения на селе должно происходить инновационное развитие региональной системы аграрного образования.
Проведенное исследование проблемы кадрового обеспечения регионального АПК позволило рассмотреть его организацию на селе как сложную систему, проанализировать хозяйственный механизм и механизм управления профессиональной школой (как основной составляющей системы кадрового обеспечения), обобщить накопленный опыт и определить новые направления дальнейшего развития кадрового обеспечения регионального АПК.
На основе теоретических исследований и обобщения практики управления кадровым обеспечением, включая управление региональной системой аграрного образования и отдельным учебным учреждением, в диссертационной работе достигну¬ты следующие результаты:
1. Определены приоритетные направления инновационного развития кадрового обеспечения АПК.
В результате анализа отечественных и зарубежных источников научной литературы диссертант, в отличие от известных авторов определяет интеллектуальную составляющую кадрового потенциала как способность кадров противостоять конку-рентному окружению, что предполагает непрерывное создание конкурентных преимуществ и на этой основе поддержание конкурентоспособности своих предприятий, организаций, отрасли в целом.
На основе проведенных исследований, автор пришел к выводу, что для дальнейшего эффективного развития кадрового обеспечения региона необходимо инновационное развитие системы профессиональной подготовки кадров.
2. Установлено, что стратегии, обеспечивающие инновационное развитие системы кадрового обеспечения регионального АПК, должны быть основаны на следующих принципах:
• инновационное развитие региональной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК;
• саморазвитие (совершенствование механизма управления) каждого учебного учреждения, входящего в эту систему.
3. В результате проведенного исследования соискателем выявлены основные проблемы кадрового обеспечения регионального АПК, важнейшими из которых автор выделяет следующие:
• острый дефицит кадров, способных к овладению современными агропромышленными технологиями, машинами и оборудованием;
• дефицит кадров управления, способных обеспечить конкурентоспособное развитие предприятий;
• низкая закрепляемость специалистов, подготовленных на дневных отделениях аграрного университета (на предприятиях АПК остается не более 20 %);
• ослаблены связи образовательных учреждений с работодателями (профессиональные ассоциации и союзы не оказывают должного влияния на развитие образовательной системы, содержание образовательных программ и качество подготовки специалистов, снижена мотивация руководителей, специалистов и рабочих к повышению квалификации);
• органы управления АПК не уделяют должного внимания формированию и подготовке резерва руководителей, большая часть зачисленных в резерв специалистов
• невысокая оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений ввиду вялого распространения коммерческой и научно-технической информации о передовом опыте, низкого уровня сельскохозяйственного информационно¬консультационного сервиса, медленного развития интеллектуальной и культурной среды в сельских районах (данная проблема остается неразрешенной во многом из- за слабого использования в хозяйственной и культурной практике на местах современных информационных технологий, включая дистанционные);
• морально устарела и слабо обновляется учебно-материальная база (в образовательных учреждениях практически отсутствует учебная литература и технические средства для использования новых технологий обучения, в том числе дистанционного обучения, недостаточно обеспечен процесс учебно-методическими материалами, учебниками и учебными пособиями);
• постоянно снижается уровень жизни работников образовательных учреждений (их социальная незащищенность приводит к выбытию из системы аграрного образования молодых высококвалифицированных ученых, преподавателей и мастеров производственного обучения и росту среднего возраста научно-педагогических кадров);
• содержание образования не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетенции выпускников аграрных образовательных учреждений.
4. На основе проведенного анализа диссертантом выдвинута и обоснована концепция развития региональной системы кадрового обеспечения на селе, отличающаяся следующими принципами:
• выдвижение на основе инновационных технологий с хозрасчетными образовательными услугами на потребителя в населенные пункты региона;
• создание сети стационарных дистанционных образовательных и консультационных центров (представительств ВГАУ) преимущественно на базе сельско-хозяйственных техникумов и училищ;
• развертывание на основной базе и в региональных представительствах про¬грамм дополнительного образования, подготовки и переподготовки кадров;
• создание в структуре агроуниверситета интеграционных формирований, способствующих оснащению факультетов университета современными технологиями и техникой (Экспоцентр, учебные лаборатории и представительства промышленных предприятий, торгово-сервисные центры и представительства дистрибьюторов и другие формирования);
• создание внутривузовской системы (института) саморазвития, представляющего собой некое множество точек роста (бизнес-единиц), формирующих новые ресурсы для развития (новые специальности, факультеты, центры).
5. Разработана концепция развития региональной системы аграрного образования путем создания университетского комплекса на базе Воронежского аграрного университета. Особенностью развиваемой структуры региональной системы аграрного образования, в отличие от традиционных, является то, что она строится на принципах самоокупаемости и самофинансирования подразделений, входящих в учебный округ.
6. Разработана концепция инновационного развития аграрного вуза, отличающаяся формированием структуры управления, построенной по принципу инновационных и образовательных подразделений (бизнес-единиц), являющихся первичными ячейками университетского комплекса.
В результате проведения диссертационного исследования нами обосновано, что административными методами нельзя заставить работать инициативно и творчески, нельзя обойти человеческий фактор и построить эффективные механизмы мотивации задействования творческого потенциала, стремления к профессиональному росту и саморазвитию без изменения поведения, как руководителей, так и персонала.
На основе этого нами разработан комплекс мероприятий по саморазвитию аграрного вуза (организации), который включает в себя:
• логическую модель механизма саморазвития вуза;
• модель мотивационного механизма адаптации и саморазвития персонала вуза.
• ключевые компетенции;
• система управления знаниями.
7. Основные результаты диссертационной работы позволили нам дать рекомендации специалистам практикам, которые ищут пути построения саморазвивающейся организации:
• решительная децентрализация с закреплением изменений в организационной структуре управления вузом (любой другой организацией), и как один из вариантов - переход на структуру, построенную по принципу предпринимательских бизнес-единиц;
• предоставление возможно большей финансовой самостоятельности структурным подразделениям при установлении долгосрочных внутренних финансовых нормативов и отчислений;
• развитие системы многоуровневого лидерства и культуры вуза (организации), поощряющей инициативу и творчество;
• постепенное привитие навыков самостоятельной работы и групповой рефлексии, происходящих в вузе (организации) стратегических процессов.
В каждой организации (учреждении, предприятии) эти положения будут детализироваться по-разному, но направленность движения, на наш взгляд, должна быть именно такой.



1. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации об образовании» от 13 янв. 1996г. №12-ФЗ.
2. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 авг. 1996г. №125-ФЗ.
3. Приказ Минсельхоза РФ от 12.07.02 № 619/2678 «Об отраслевой программе развития аграрного образования (на 2002-2005 гг. и до 2010 г.)».
4. Постановление Правительства Российской Федерации: «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса» от 10 фев. 2000г. №117.
5. Постановление координационного совета и коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: «О неотложных мерах по социальному развитию сельских территорий и кадровому обеспечению АПК» от 14 нояб. 2000г. №2-12.
6. Постановление Правительства Российской Федерации: «Об университетских комплексах» от 17 сент. 2001г. №676.
7. Прогноз потребности Российской Федерации в специалистах с высшим профессиональным образованием и структуры их подготовки до 2010 года. — М.: НИИ- ВО, 2000. - 52с.
8. Обследование населения по проблемам занятости, 2000г., 2001г.: изд. Москва. Госкомстат России, 2001. - 230с.
9. Постановление администрации Воронежской области: «О кадровом обеспечении агропромышленного комплекса Воронежской области» от 21 марта 2000г. №250.
10. Постановление администрации Воронежской области: «О плане мероприятий по содействию организациям Воронежской области в профессиональном развитии персонала на 2003-2006 годы»: от 30 июля 2002г. №700.
11. Областная программа «Совершенствование кадровой и социальной политики в агропромышленном комплексе Воронежской области на 2002-2006 годы» //
154
12. Система ведения агропромышленного производства Воронежской области до 2010 года. Раздел: Система подготовки кадров и социальной политики по развитию села. — Воронеж, 2002. - 124с.
13. Абросимов А.Г. Концепция разработки информационных систем для дистанционного экономического образования / А. Г. Абросимов, Погорелова Е.В. // Дистанционное образование в России. - 1998. - С.48-51.
14. Аветисян Д.Д. Программно-технологический комплекс TeachPro для создания электронных учебников / Д.Д. Аветисян // Дистанционное образование. - 2001. -№4.-С.27-28.
15. Агамалиев Р. Дистанционное образование в Азербайджанской Республике в условиях рыночной экономики / Р. Агамалиев // Открытое образование. - 2001. - №1.-С.33-36.
16. Агапова О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения / О. Агапова, А. Кривошеев, А. Ушаков // Alma mater: вестник высшей школы. - 1994. -№1. - С. 18-22.
17. Агулова Л. Источник внебюджетных средств сельскохозяйственных вузов и учреждений дополнительного профессионального образования / Л. Агулова // АПК: экономика, управление. - 1997. - № 9. - С.71-75.
18. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208с.
19. Алексеев Н. Философия образования / Н. Алексеев, И. Семенов, В. Швырев // Высшее образование в России. - 1997. — №3. - С.88-94.
20. Алферов Ю.С. Образование в Швейцарии: организация и управление / Ю.С. Алферов // Социально-политический журнал. - 1998. — №2. - С. 199-213.
21. Алферов Ю.С. Организация управления образованием в США / Алферов Ю.С.// Социально-политический журнал. - 1998. - №3. - С. 179-193.
22. Ахмадиев Р.Я. Бизнес-образование за рубежом и в России / Р.Я. Ахмадиев. - Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2002. — 40с.
23. Багаутдинова Н.Г. Финансово-экономический механизм подготовки специалистов высшей квалификации / Н.Г. Багаутдинова. - Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2002. - 176с.
24. Балашов Г.В. Экономика высшей школы: особенности формирования нового хозяйственного механизма: Автореф. дис. ...канд. экон, наук/Санкт-Петербург, ун-т экономики и финансов. - СПб., 1993. - 25с.
25. Белов В. Система оценки качества образования / В. Белов // Высшее образование в России. — 2002. — № 1. — С.44-49.
26. Белоусов А.В. Инновационное обеспечение кадрового и социального развития на селе / А.В. Белоусов, В.И. Белоусов - Воронеж: Истоки, 2003. - 241с.
27. Белоусов В.И. Основы прикладной экономики и предпринимательского дела /
B. И. Белоусов. — Воронеж: Издательство ВГУ, 1998. - 472с.
28. Бережной А. Кадровое обеспечение АПК региона / А. Бережной // Экономика сельского хозяйства России. — 2002. - №5. - С. 14.
29. Бергхорн Г. Высшее образование в Германии: структура и система финансирования / Г. Бергхорн // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 1995.-№6.-С.47-55.
30. Бестужев - Лада И.В. Образование: традиции и перспективы / И.В. Бестужев — Лада // Вопросы философии. - 1999. - № 3. — С.4-7.
31. Бондаренко Л. Село и город: преодоление различий в социально-трудовой сфере // Экономика сельского хозяйства. — 1999. - №3. — С. 18-22.
32. Богданова С.В. Анализ использования информационно-образовательной технологии в организации дистантной системы повышения квалификации учителей /
C. В. Богданова // Дистанционное образование в России. - 1998. - С. 100-110.
33. Борзов С.А. Применение генетических алгоритмов для дистанционного обучения в Интернете / С.А. Борзов, Ю.М. Почтман, Л.В. Рыбальченко // Открытое образование. — 2001.-№3. — С.37.
34. Бростюк В.В., Кондратьев А.Ю., Хорохоров Д.А. Физическая лаборатория в системе дистанционного образования /В.В. Бростюк, А.Ю. Кондратьев, Д.А. Хорохоров // Дистанционное образование в России. - 1998. — С. 113-116.
35. Буланцева Л.В. Роль и место научно-технологических парков в цепи «наука- производство / Л.В. Буланцева // Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт. - 1995. - Вып. 1-2. — С.39-50.
36. Бутырин Г.Н. Система дистанционного социологического образования в МГУ им. М.В. Ломоносова: перспективы развития / Г.Н. Бутырин, Н.Н. Ефимов // Дистанционное образование в России. — 1998. - С.123-127.
37. Бухалова М. Дистанционное образование в Канаде / М. Бухалова // Дистанционное образование в России. - 1998. — С. 116-118.
38. Васильев Ю.С. Экономика и организация управления вузом / Ю.С. Васильев, В.В. Глухов, М.П. Федоров. - СПб.: Лань, 2001. - 544с.
39. Веденина О. Современное состояние негосударственных вузов России / О. Веденина, В. Яценко // Вопросы статистики. - 1999. - №1. - С.45-50.
40. Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в децентрализованной компании) / X. Виссема / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 142с.
41. Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ) / А.П. Волгин. - М.: ИНФРА-М, 1992. — 136с.
42. Ворожейкина О.Л. Система образования в ФРГ / О.Л. Ворожейкина. — М., 1991. - 132с. - (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор информ. / НИИВО; вып.1.).
43. Воронежская область в цифрах. Статистический сборник. Воронежский областной комитет государственной статистики. — Воронеж, 1996. - 254с.
44. Воронежская область в 1998 году. Статистический сборник. Российское статистическое агентство Воронежский областной комитет государственной статистики. — Воронеж, 1999. — 232с.
45. Воронежский статистический ежегодник. Статистический сборник. Воронежский областной комитет государственной статистики - Воронеж, 2001. - 258с.
46. Воспроизводство трудовых ресурсов в условиях интенсификации производства / Под ред. Блинова Т. — Саратов, 1990. — 75с.
47. Гарафутдинова Н.Я. Кто и как финансирует вузы / Н.Я. Гарафутдинова // ЭКО. -2000.— №1. - С.154-158.
48. Глухов А.А. Экономика высшего образования / А.А. Глухов. — Воронеж: ВИСИ, 1985,- 113с.
49. Грачев М.В. Суперкадры / М.В. Грачев. - Екатеринбург: УрОРАН, 1993. — 133с.
50. Гулейчик А. И. Аграрное образование: доступность, качество, эффективность /
А. И. Гулейчик // Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства РФ, 2002. — № 10, №11.
51. Демографические перспективы России. - М.: Госкомстат России, 2000.
52. Дистанционное обучение / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-192с.
53. Добрынина Л.Ю. Вексельное право России / Л.Ю. Добрынина. — М.: Спартак,1998. -296с.
54. Долгушкин Н.К. Задачи по повышению эффективности работы учреждений дополнительного профессионального образования в современных условиях / Н.К. Долгушкин // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2001.-№6. - С.11-14.
55. Долгушкин Н.К. Тенденции развития социально-трудовой сферы АПК: опыт мониторингового исследования / Н.К. Долгушкин, В.А. Ковалев // Аграр. Экон. Наука на рубеже веков: методология, традиции, перспективы развития. — М.: РАСХН, 1999.
56. Долгушкин Н.К. Кадровая ситуация на рынке труда в АПК России / Н.К. Долгушкин, В.М. Лубенцов, В.Б. Яковлев // Проблемы развития социальной сферы села: реальность и прогнозы. Тезисы V Всероссийской научно-практической конференции.-Спб-Пушкин, 1999.
57. Долгушкин Н.К. Эффективность подготовки специалистов в образовательных учреждениях России / Н.К. Долгушкин, В.А. Ковалев // Науч. тр. акад,
58. Еркович С.П. Эволюционный процесс становления мировой системы высшего профессионального образования / С.П. Еркович. - М., 1998 - 44с. (Новые ин-формационные технологии в образовании: Аналитич. обзоры / НИИВО; вып.5.).
59. Зайцева Ж.Н. Применение генетических алгоритмов при разработке электронных курсов обучения / Ж.Н. Зайцева, А.В. Кисляков, Д.А. Ларин // Открытое образование. — 2000. - №3. — С.42.
60. Запесоцкий А.С. Сильный университет — сильная Россия / А.С. Запесоцкий // Вестник РАН: том 71. - 2001. - август. — №8 —С.716-724.
61. Захарьин В.Р. Все о векселе / В.Р. Захарьин. - М.: ДИС, 1998. - 192с.
62. Золотовский Ю.Л. Проблемы создания дистанционной образовательной сети муниципального вуза с представительствами в регионе / Ю.Л. Золотовский,В.В. Кравец, О.Я. Кравец // Открытое образование. — 2000. — №1. — С.64.
63. Изтемезов Б.И. Региональный хозяйственный механизм: формирование, функционирование, моделирование. - М.: Экономика, 1992. — 130с.
64. Кадровое планирование. — Ульяновск: Ульяновский СХИ, 1993. — 98с.
65. Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования / Е.В. Калинкин. — М.: Высшая школа, 1999. - 144с.
66. Карасева Л. Сравнительный анализ систем подготовки экономистов в ведущих университетах России и западноевропейских стран / Л. Карасева // Вопросы статистики. — 1999. - № 1. — С.45-62.
67. Карлов Н.В. Оценка затрат на высшее образование / Н.В. Карлов // Alma mater: вестник высшей школы. — 1996. — №3. — С. 15-16.
68. Карпухин Н.В. Учебно-методическая база как основа эффективного функционирования С ДО (проблемы и пути решения) / Н.В. Карпухин // Дистанционное образование в России. — 1998. - С.223-229.
69. Касьянович Г.Г. Кадры села: условия обеспечения и закрепления / Г.Г. Касьянович. - Мн.: Ураджай, 1998. - 45с.
159
70. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России / В.Г. Кинелев. -М.: Республика, 1995.-328с., ил.
71. Кириллина Ю. Маркетинг образовательных услуг / Ю. Кирилина // Высшее образование в России. - 2000. - № 5. — С.26-29.
72. Кириллина Ю. Сегментирование рынка образовательных услуг / Ю. Кирилина // Высшее образование в России. — 2001. - №3. - С.30-33.
73. Коваленко В.Г. Региональный маркетинг в системе открытого образования / В.Г. Коваленко // Открытое образование. - 2001. - №4. - С.61.
74. Колесов В. Готовить специалиста, формировать личность, воспитывать человека / В. Колесов // Педагогика. - 1993. — № 12. — С.2-8.
75. Колин К. Наука и образование: проблема интеграции / К. Колин // Alma mater: вестник высшей школы. - 1999. — № 6. - С.27-29.
76. Колин К. К. Стратегические приоритеты образования / К. Колин // Открытое образование. — 2001. - №5. — С.6-12.
77. Колычев Н.М. Перемен не избежать / Н.М. Колычев, В.А. Полевых // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2001. - №6. — С.18- 21.
78. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Материалы Государственного совета РФ) // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2002. — №2. — Апрель. — С.2-36.
79. Коротнев В.Д. управленческие кадры сельскохозяйственных предприятий: адаптация к современным условиям / В.Д. Коротнев. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. - 268с.
80. Котляр А.Э. О понятии рынка труда / А.Э. Котляр // Вопросы экономики. - 1998.-№1.-С. 24.
81. Котляров Н. Подготовку специалистов - на уровень современных требований / Н. Котляров // Экономика сельского хозяйства России. — 2002. —№8. — СЛЗ.
82. Костерина Т.М. Методические проблемы формирования информационно- образовательной среды / Т. М. Костерина, В.М. Питиримов, Д.Ю. Пашковский // Открытое образование. - 2001. — № 3. - С. 15-16.
83. Кофтан Ю.Р. Программно-инструментальное обеспечение сетевых систем дистанционного обучения / Ю.Р. Кофтан// Дистанционное образование в России. — 1998.-С.233-235.
84. Кроль В. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков / В. Кроль, Е. Краснушкин, Т. Назарова // Высшее образование в России. - 1996. - №2. - С.130-138.
85. Кузьминов Я.И. Стратегия для России: образование / Я.И. Кузьминов // Открытое образование.-2001. — №5. - С.13-19.
86. Курчинский Д.Н. Электронная библиотека — как основа корпоративной информационной системы / Д.Н. Курчинский, Д.З. Палей, В.Н. Смирнов // Открытое образование. - 2000. - №3. — С.55-59.
87. Лачуга Ю. Научный потенциал вузов / Ю. Лачуга, М. Розовенко // Экономика сельского хозяйства России. - 1997. - №4. - С.42-48.
88. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. -М.: Высш. Шк., 1991. - 224с.: ил.
89. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития / под ред. Нестерова В.Т. - М.: наука, 1987.
90. Логунов В.И. 85-летие ВСХИ-ВГАУ: преемственность развития / В.И. Логунов // Вестник ВГАУ. - 1998. - №1. - С.31-39.
91.. Львович Я.Е. Формирование подсистемы дистанционного обучения в вузе / Я.Е. Львович, В.Н. Кострова // Дистанционное образование. - 2000. — №5. - С.33-36.
92. Милосердов В.В. Аграрная реформа: необходимость перемен / В.В. Милосердов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2000.-№1.-С.9.
93. Мильнер Б.З. Теория организаций / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 1999.
94. Мисиков Б. Многоканальное финансирование / Б. Мисиков // Высшее образование в России. - 1999. — № 5. - С.13-22.
161
95. Молодчик А.В. Теория и практика формирования саморазвивающейся организации / А.В. Молодчик. - Екатеринбург: УрО РАН, 2001. - 248с.
96. Мурая Л. Финансирование высшего образования в зарубежных странах / Л. Мурая // Экономика сельского хозяйства России. — 1997. — №3. - С.27.
97. Наводнов В.Г. Совершенствование системы государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования / В.Г. Наводнов, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. - Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 1999. -215с.
98. Образцов И.Д. Анализ состояния, прогнозирование и рациональное управление социальной системой городского промышленного административного района: Автореф. дис. ...канд. технич. наук / ВГТУ. - Воронеж, 2001. - 18с.
99. Огарков А.П. Интеграция аграрной науки и высшего образования А.П. Огарков // Аграрная наука. - 1998. - №4. - С.21-22.
100. Оглоблин Е. Финансовый потенциал аграрной науки / Е. Оглоблин, И. Санду // АПК: экономика, управления. - 1997. - №4. - С.56-64.
101. Основные показатели системы образования Воронежской области. — Воронеж: ГУО, 2002 г.
102. Петропавловский М.В. Классификация учреждений высшего профессионального образования методами дискриминантного анализа / М.В. Петропавловский. — Йошкар-Ола: научно-информационный центр государственной аккредитации,1999.- 118с.
103. Плаксин В.Н. Воронежский сельскохозяйственный институт: трагические страницы истории / В.Н. Плаксин. - Воронеж: Издательство «Истоки», 2001. - 217с.
104. Плаксин В.Н. Становление и развитие сельскохозяйственного образования и научной агрономии в России / В.Н. Плаксин. — Воронеж: Центрально¬черноземное книжное издательство, 2001. — 308с.
105. Поливаев Е.О. Развитие системы хозяйственно-экономического управления в региональном АПК: Автореф. дис. ...канд. экон, наук / Воронеж. - 2002.
106. Поляков А.А. Стратегия развития дистанционного инженерного образования / А.А. Поляков // Дистанционное образование. - 1998. — С.356-362.
107. Полякова Л. Дистанционное образование / Л. Полякова // Наука и жизнь. -2000. — № 1. — С.89-90.
108. Пошатаев А.В. Управление сельскохозяйственным производством / А.В. Пошатаев, В.А. Беспалов.-М.: Колос, 1995.— 272с.
109. Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Высшая школа: некоторые проблемы самоорганизации / Е.Г. Пугачева, К.Н. Соловьенко // Социологические исследования. - 1999.-№ 11.-С.99-101.
110. Пять способов улучшить финансирование университетов // Alma mater: вестник . высшей школы. - 2000. — № 3. — С.3-11.
Ш.Раводин О. Центр ДО / О. Раводин // Высшее образование в России. — 2000. —С.121-123.
112. Рагимова Н.Н. Математические модели и методы теории автоматического регулирования в управлении экономикой внебюджетного вуза: Афтореф. дис. .. .канд. Экон.наук / ВГЛТА. - Воронеж, 2002. - 20с.
ИЗ. Разработка электронных учебных курсов для дистанционного обучения / Под ред. Е.А. Горбашко, С.Г. Светунькова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 113с.
114. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. Госкомстат России. — М., 2002. - 679с.
115. Садовничий В.А. Роль образования и науки в переходе к устойчивому развитию / В.А. Садовничий // Высшее образование сегодня. - 2002. - №1. - С.10-17.
116. Саркисов П. Новые подходы к организации высшей школы / П. Саркисов // Высшее образование в России. - 1997. -№ 3. - С.11-18.
117. Сиверцева М. Образование как социальный институт / М. Сиверцева // Высшее образование в России. — 1997. — №3. — С.43-48.
118. Система образования Российской Федерации / Сборник статистических данных. -М.,2000.- 154с.
119. Система статистических показателей высшей школы в отечественной и международной практике / В.И. Борисова, О.А. Веденина, Н.О. Карпенко, Л.Т. Сер¬геева, В.Е. Яценко. - М., 1994. - 56с. - (Экономика высшей школы: Обзор, информ. / НИИВО; вып.1). - 28с.
120. Совершенствование хозяйственного механизма / Под ред. А.И. Гаранина и Л.А. Лобан. - Минск: Вышейшая школа, 1989. - 224с.
121. Современная экономическая ситуация в образовании // Педагогика. - 1996. — №5.-С.55-59.
122. Солнцева Н. Уровни менеджмента в вузе / Н. Солнцева // Высшее образование в России. - 2002. - №2. - С.92-95.
123. Соловов А. Мифы и реалии дистанционного обучения / А. Соловов // Высшее образование в России. - 2002. - С.116-120
124. Сорока В.В. Опыт реформирования системы образования в России / В.В. Соловов // АПК: экономика, управление. — 1997. - №9. - С.38-45.
125. Спасская В.В. высшая школа стран Восточной Европы / В.В. Спасская. — М., 1991. — 40с. - (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор информ. / НИИВО; вып.8.).
126. Старостина Т. Рыночная экономика и смена приоритетов в образовательной практике / Т. Старостина // Высшее образование в России. — 1997. — №3. — С.54- 56.
127. Тарасюк Л.Н. Развитие системы образования в Канаде / Л.Н. Тарасюк. — М., 1993 - 44с. - (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор информ./НИИВО; вып.1.).
128. Тартарашвили Т.А. Проблемы финансирования высшего образования и схемы оказания финансовой помощи / Т. А. Тартарашвили. - М., 1999. - 68с. - (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор информ. / НИИВО; вып. 12).
129. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа / Ю.Г. Татур. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. - 278с.
130. Тенденции на рынке труда в 2002 году // Понятия и определения, разработанные Госкомстатом России с учетом рекомендаций Международной Организации Труда (МОТ) и национальных особенностей России.
131. Теслинов А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры / А.Г. Теслинов. - М.: Глобус, 1998.
164
132. Толстик А.М. Дистанционное образование и компьютерное моделирование / А.М. Толстик // Открытое образование. — 2001. - № 4. — С.22.
133. Третьякова И.В. Маркетинг в образовании на примере Тверского филиала МЭ- СИ / И.В. Третьякова // Открытое образование. - 2001. — №3. — С.46-48.
134. Трифонова М. Высшее сельскохозяйственное образование: итоги и перспективы / М. Трифонова // Высшее образование в России. - 1996. - №2. - С.25-29.
135. Трифонова М. Подготовка и переподготовка кадров для АПК в условиях рынка / М. Трифонова // Экономика сельского хозяйства России. - 1996. - №1. - С.26.
136. Турчинова Н.А. Государственный кредит для образования: возможности и его социальная эффективность / Н.А. Турчинова // Образование и общество. - 2001. -№2 (8).-С.7-10.
137. Уваров А. Ф., Осипов Ю.М. Инновации Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в сфере дистанционного образования / А.Ф. Уваров, Ю.М. Осипов // Открытое образование. - 2001. — №4. - С.65- 67.
138. Федоров В.Б. Сельскохозяйственные кадры: опыт и проблемы. — Л.: Лениздат, 1990-270с.
139. Чекалев М. И. Кадровый потенциал регионального АПК как фактор антикризисного управления: Автореф. дис. .. .докт. экон, наук / Воронеж. - 2001. - 20с.
140. Чекшарев В.В. Экономические проблемы сферы образования: Моногр. / Под общ. Ред. М.И. Скаршинского. В 2 ч. - Кострома, 1996. - 113с.
141.Чурьянов Ю.Д. Финансирование вузов: опыт некоторых зарубежных стран // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, 1995. — №4. - С.33- 43.
142. Шадриков В. О видах образовательных учреждений / В. Шадриков, Е. Геворкян, В. Наводнов, Г. Мотова // Высшее образование в России. - 2000., №3. — С.13-25.
143. Шаховой В.А. Кадровый потенциал системы управления. — М.: Мысль, 1995. - 128с.
165
144. Шевченко В.Е. Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки (история создания и развития) / В.Е. Шевченко, В.И. Логунов // Вестник ВГАУ. - 1998. - №1.-С.8-30.
145. Шевченко В.Е. Инновационная стратегия аграрного университета / В.Е. Шевченко, В.И. Белоусов, А.В. Белоусов, А.Ф. Демченко // АПК: экономика, управление, 2003. — № 9. - С.45.
146. Шорин В.П. Интеграция науки и образования / В.П. Шорин // Высшее образование сегодня. — 2002. - №1. — С.2-9.
147. Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление / Т.В. Юрьева. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. - 224с.
148. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм / Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 1998. - 338с.
149. Argyris A., Schon Н.А. Organizational Laming: A Theory of Action Perspective. Addition. Massachusetts, 1978.
150. Kolb D. Personal menegment // Ibid, 1976.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ