Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право на жизнь и смертная казнь: проблемы конституционно-правовой регламентации в Российской Федерации

Работа №27378

Тип работы

Диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы173
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
894
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1. Понятие права на жизнь по международному
и российскому законодательству 16
1.2. Смертная казнь в системе мер, направленных на защиту
естественного права на жизнь 35
Глава II. Проблемы конституционно-правового регулирования смертной казни в РФ
2.1. Международно-правовые и внутригосударственные
ограничения применения смертной казни 85
2.2. Аспекты совершенствования правовой регламентации смертной казни в соответствии с обязательствами
Российской Федерации перед Советом Европы 112
Заключение 145
Библиография 154
Приложения 172

В условиях происходящих в России кардинальных перемен, связанных с попытками строительства правового государства, демократизацией общества и вступлением в международную правозащитную организацию Совет Европы, актуальность диссертационного исследования представляется обусловленной комплексом причин, которые по своему содержанию могут быть объединены в несколько групп.
Относительно самостоятельную группу образуют причины, отражающие новизну подходов к определению права на жизнь как высшей социальной ценности, охраняемой законом; как к праву естественному и неотчуждаемому, принадлежащему каждому от рождения, что в правовом государстве требует необходимости закрепления корреспондирующей обязанности государства прилагать максимум усилий, направленных на предотвращение условий, влекущих за собой наступление смерти. В этой связи особое значение должно предаваться пресечению преступных посягательств против равноценной жизни другого человека и назначению справедливого наказания за совершение таких деяний, включая применение смертной казни как исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни как юридически соразмерной, адекватной формы ответственности, которая полностью соответствует принципу права, требованиям правового равенства, идеям прав и свобод человека.
Другая группа причин, обуславливающих актуальность и значимость работы в настоящее время, отражает глобальные общемировые тенденции. С одной стороны, они направлены на всемерную охрану, защиту и уважение прав человека; унификацию прав и разработку своего рода «стандартов» в этой сфере. С другой стороны, характеризуются стремлением мирового сообщества во главе с международными правозащитными организациями добиться во всем мире отмены смертной казни, так как ее применение
Из этого положения вытекает следующая относительно самостоятельная группа причин, характеризующих актуальность данной темы исследования. Это настоятельная необходимость использования международного опыта в решении проблем правовой регламентации смертной казни как вида наказания, обусловленная спецификой обязательств РФ по ее отмене, взятых на себя при вступлении в Совет Европы. В настоящее время, в связи с членством России в международной европейской организации, вопрос пересмотра отдельных норм российского законодательства, регламентирующих применение смертной казни, стоит наиболее остро.
В то же время целый ряд причин объективного характера, таких как социально-экономическое положение, неблагоприятная криминальная обстановка в стране (рост преступности и увеличение количества особо тяжких преступлений в частности), не позволяют Российской Федерации немедленно отказаться от исключительной меры наказания, как того требуют международные обязательства. Тем более, в условиях, когда, выражая общественное мнение, с просьбой об отмене моратория на смертную казнь и проведении всенародного голосования по вопросу необходимости сохранения в действующем законодательстве данной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни к президенту РФ и депутатам Федерального Собрания РФ неоднократно обращались законодательные органы субъектов Федерации, в том числе Государственная Дума Ставропольского края, Государственный совет Дагестана, Совет Сахалинской области, Парламент Республики Северная Осетия-Алания и т.д.
В первую очередь, это связано с тем, что в настоящее время не только законодатель, но и российские граждане видят истинное предназначение смертной казни в защите высшей ценности - человеческой жизни.
Отсутствие комплексных исследований с точки зрения новизны содержания правового института смертной казни в РФ, определения его места и роли в системе предусмотренных мер защиты естественных прав человека в РФ и, прежде всего, важнейшего из них - права на жизнь, обусловили актуальность настоящего исследования.
Таким образом, исследование совокупности проблем, связанных с регламентацией в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных правовых актах в условиях членства России в Совете Европы смертной казни как меры, используемой государственными органами для защиты естественных прав как отдельного человека, так и общества в целом от посягательств преступных элементов, выдвигается в число актуальных задач науки конституционного права, что послужило основанием для выбора темы исследования.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ.
В отечественной юридической науке разработка теории прав человека и проблем смертной казни получила широкое освещение.
Исходную теоретическую базу работы составили труды известных ученых в области общей теории государства и права, международного и конституционного права С.В.Бахина, Ю.А.Дмитриева, М.Н.Малеиной, Л.Д. Воеводина, А.Я.Азарова, посвященные вопросам теории прав личности, состоянию и перспективам развития, механизму обеспечения прав человека и гражданина.
Аспекты взаимодействия международного и внутригосударственного права в разрезе соблюдения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также международно-правовой защиты прав человека и сотрудничества в этой сфере, в настоящей работе рассмотрены на основе трудов В.А.Карташкина, М.Л.Энтина, Е.А.Лукашевой.
В качестве теоретической основы выступили также современные монографические исследования по проблемам правового регулирования смертной казни в РФ ученых А.С.Михлина и С.В.Жильцова.
Особое внимание уделено последним диссертационным исследованиям, сопряженным с проблемой применения смертной казни, в том числе Арутюнова Л.С. «Высшая мера наказания в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития», Хоменко Н.Н. «Проблемы конституционно-правовой регламентации применения смертной казни в Российской Федерации», Мезяева А.Б. «Международное право об отмене смертной казни» и др.
В тоже время, несмотря на отмеченные исследования, на сегодняшний день в данной постановке тема остается не раскрытой, ввиду чего представляются недостаточно изученными весьма важные аспекты, имеющие прямое отношение к теме настоящей диссертации. К ним с полным основанием можно отнести:
- современный категориальный аппарат, выражающий теоретико¬правовые аспекты права на жизнь и проблемы правового регулирования смертной казни как меры, направленной на его защиту;
- научную классификацию признаков понятия смертной казни;
- концепцию исполнения Россией взятых на себя обязательств при вступлении в Совет Европы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Основная цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на нормы международного и российского права в сфере регламентации права на жизнь обосновать необходимость отмены моратория на исполнение смертной казни в целях обеспечения высшего права человека - права на жизнь в условиях сложившейся социально¬политической и криминальной ситуации в стране.
Поставленная цель обусловила научные, практические и прикладные задачи исследования.
Научные задачи диссертационного исследования могут быть сведены к следующему:
- проанализировать основные нормативные акты, регламентирующие право человека на жизнь;
- провести сравнительно-правовое исследование по проблеме соответствия норм законодательства Российской Федерации международным нормам о признании права на жизнь;
- обобщить и систематизировать положения международных правозащитных документов, касающихся введения ограничений при назначении смертной казни;
- выявить основные тенденции применения смертной казни в мировом сообществе государств с точки зрения правового регулирования общественных отношений в этой сфере и рецепции положительного опыта.
Практические задачи исследования:
- определить основной объем содержания права на жизнь исходя из общепризнанных норм международного права;
- выделить признаки понятия и особенности смертной казни как меры наказания;
- определить место и роль смертной казни в системе предусмотренных мер защиты естественного права на жизнь в Российской Федерации;
- систематизировать основные ограничения, предусмотренные международным правом для государств, применяющих наказание в виде смертной казни, и в качестве гарантии лицам, которым грозит вынесение смертного приговора;
- наметить пути решения основных конституционно-правовых проблем сотрудничества России и Совета Европы.
Прикладные задачи:
- сформулировать предложения по совершенствованию норм Конституции Российской Федерации с точки зрения закрепления дефиниции «право человека на жизнь»;
- разработать текст предложений о пересмотре отдельных положений глав 1 и 2 Конституции РФ.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступают общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и его компетентных органов по обеспечению защиты естественного права каждого человека на жизнь, а именно по применению смертной казни в качестве меры государственного принуждения за совершение особо опасных преступлений, посягающих на высшее благо - человеческую жизнь.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является система правовых норм, регламентирующих применение в России смертной казни в качестве меры, направленной на защиту естественного права человека на жизнь.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Общей методологической основой диссертационного исследования явились современные общенаучные методы, а именно: диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений; исторический, позволивший выявить основные направления правовой регламентации данного вида наказания в международном праве в рассматриваемый период; системный, определивший место России в системе государств мирового сообщества с точки зрения закрепления в законодательстве норм о применении смертной казни; социологический, выявивший условия, воздействующие на формирование общественного сознания в отношении необходимости ее закрепления в действующем законодательстве.
Важную роль сыграли и собственно юридические методы, например, формально-юридический, выразившийся в логической разработке терминов и понятий, используемых в качестве основных категорий, и сравнительно-
Особенностью методологической основы диссертационного исследования является сочетание сравнительно-правового и комплексного исследования, поскольку предмет диссертационной работы составляют правовые нормы нескольких отраслей права.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ представлена Всеобщей Декларацией Прав человека (1948), Международным Пактом о гражданских и политических правах (1966), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950), документами Совета Европы, Конституцией РФ, Уголовным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Указом Президента РФ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» и другими нормативными актами, регламентирующими применение смертной казни как вида наказания в современное время.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ представлена трудами российских ученых. Ввиду комплексного характера исследования использованы источники по общей теории права, конституционному (государственному) праву, уголовному, уголовно-исполнительному,международному праву, криминологии. Активно использовались материалы, опубликованные в глобальной сети Интернет, в том числе данные общественной организации «Международная амнистия». Также в работе нашли отражение материалы научных и научно-практических конференций, семинаров и круглых столов последних пяти лет по вопросам закрепления и соблюдения прав человека России, пределам и основаниям их ограничения. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что в настоящей работе вопросы применения смертной казни рассматриваются в аспекте ограничения естественного права человека на жизнь. В связи с этим оно представляет собой одну из первых попыток комплексного монографического исследования актуальных теоретических и практических вопросов необходимости сохранения смертной казни в законодательстве Российской Федерации в качестве меры, направленной на защиту естественного права на жизнь как конкретного человека, так и общества в целом.
Кроме этого, впервые в отечественной юридической науке с целью выявления сущности и назначения в российском праве смертной казни, систематизированы и классифицированы, выделенные А.С.Михлиным, признаки данного понятия.
Элементы научной новизны обусловлены также уточнением определений исходных понятий темы, таких как «право на жизнь», «смертная казнь как правовой институт», «смертная казнь как мера государственного принуждения» и др., поскольку в совокупности эти понятия образуют современный категориальный аппарат, выражающий теоретико-правовые аспекты права на жизнь и проблемы правового регулирования смертной казни как меры, направленной на его защиту.
На основе всестороннего рассмотрения взаимоотношений РФ и Совета Европы, в диссертации не только намечены возможные пути их дальнейшего сотрудничества в условиях взятых на себя Россией обязательств, но и сделан ряд предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений, связанных с применением в РФ смертной казни. ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.
1. Автор диссертации приходит к выводу о том, что, несмотря на свое огромное значение для жизнедеятельности общества, государства и мирового сообщества в целом, в международных документах, регламентирующих права человека, не содержится точной формулировки права на жизнь. Содержание данного права сводится к тому, что оно принадлежит каждому человеку, охраняется законом и его никто не может быть лишен произвольно. Кроме того, данное право не является абсолютным, поскольку международные документы указывают на возможность его ограничения в результате применения смертной казни, которая может быть осуществлена только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.
Конституция РФ 1993 года, отражая положения основных международных правозащитных актов, характеризует право на жизнь только в уголовно-правовом аспекте, что свидетельствует об очень узком его понимании. По мнению автора, право на жизнь не должно ограничиваться постановкой вопроса о недопустимости лишения человека жизни и о применении смертной казни за преступления против жизни. Оно предполагает и право на свободную, мирную жизнь, на достойное человеческое существование.
2. Отстаивается точка зрения о том, что право на жизнь как основное естественное право человека, без которого все другие права лишаются смысла, обусловливает закрепление обязанности государства обеспечить сохранность жизни, в том числе путем пресечения преступных посягательств на жизнь и назначения соразмерного наказания за действия, влекущие наступление смерти.
3. Для обеспечения всесторонней охраны права на жизнь, автором сделан вывод о необходимости внесения следующих изменений в текст Конституции РФ:
- дополнить главу 1 «Основы конституционного строя» нормой следующего содержания: «Жизнь человека - есть величайшее благо. Обеспечить его всемерную охрану - обязанность государства»;
- пункт 1 статьи 20 изложить в редакции: «Каждый имеет право на жизнь
- право на достойное человеческое существование. Никто не может быть произвольно лишен жизни»;
- в статье 7 Конституции, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, в пункте 2, перечень благ, охраняемых в РФ открыть понятиями «жизнь» и «здоровье»;
- ввиду общей направленности на достижение самой главной цели: охрану жизни человека как высшей ценности в обществе и государстве, текст статьи 41 о праве на охрану здоровья и статьи 42 о праве на благоприятную окружающую среду расположить в статьях, следующих согласно нумерации после статьи 20, регламентирующей право на жизнь.
4. По мнению диссертанта, закрепление смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни в тексте Конституции РФ, акте, утверждающем в качестве высших ценностей человека, его права и свободы, а также расположение данной нормы в статье, регламентирующей право каждого человека на жизнь, обусловлено социальным назначением смертной казни как меры, направленной на защиту высшей ценности - человеческой жизни.
5. Автор приходит к выводу о том, что сущность смертной казни, как меры, предусмотренной государством для защиты естественных прав человека, и прежде всего, права на жизнь, обусловлена ее специфическими признаками, в качестве которых, как аргументировано доказывает диссертант, могут быть выделены только четыре: это наказание, в котором проявляется абсолютный характер превенции и которое в настоящее время является исключительной и временной мерой в российском праве.
6. Вносится предложение о законодательном закреплении понятия смертной казни как меры государственного принуждения, представляющей собой установленную в законе форму уголовной ответственности за совершение особо опасных преступлений против жизни, используемую государственными органами для защиты охраняемых благ и интересов всего общества в целом и каждого человека в отдельности от посягательств преступных элементов, заключающуюся в причинении смерти лицу, совершившему такое преступление.
7. На основе изучения и анализа норм международно-правовых документов диссертант приходит к выводу о наличии двух групп ограничений, связанных с применением смертной казни (ограничения, предусмотренные для государств, применяющих наказание в виде смертной казни; гарантии лицам, которым грозит вынесение смертного приговора) и двух основных тенденций применения смертной казни в современном мире.
8. Отстаивается точка зрения, согласно которой законодательство России приведено в соответствие с требованиями основных международно¬правовых актов, регламентирующих применение смертной казни в целях признания естественного права на жизнь, что позволяет в мировом сообществе государств отнести РФ к странам, которые не отказались от применения смертной казни, но постепенно ограничивают ее назначение, ориентируясь на внутреннюю стабильность в экономической и социальной сфере.
9. Доказывается невозможность выполнения в полном объеме в условиях реальной социальной и правовой незащищенности российских граждан обязательств по ратификации Протокола №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно полной отмены смертной казни, взятых на себя РФ при вступлении в международную правозащитную организацию Совет Европы.
10. По мнению диссертанта, дальнейшее совершенствование общественных отношений по применению смертной казни в РФ невозможно без проведения всенародного голосования. На обсуждение должны быть поставлены два вопроса: об отмене моратория на исполнение смертной казни и о необходимости сохранения в действующем законодательстве данной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни.
11. Автор предлагает в целях сохранения членства в авторитетной международной организации, провести конституционную и уголовно¬правовую реформы по передаче из ведения РФ в ведение субъектов РФ либо их совместное ведение уголовного законодательства в части назначения смертной казни и пожизненного лишения свободы, что позволит Государственной Думе РФ и Совету Федерации незамедлительно ратифицировать Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, избежав неблагоприятных последствий.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ определяются содержащимися в ней рекомендациями по совершенствованию правового регулирования смертной казни в качестве меры, направленной на защиту естественного права на жизнь, в условиях членства РФ в Совете Европы.
Выводы и предложения, сформулированные в ходе и по результатам настоящего диссертационного исследования, а также сам материал работы могут быть использованы:
- в процессе разработки основных направлений совершенствования норм международного и внутригосударственного права, регламентирующих право на жизнь;
- для разработки научных и практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правовой регламентации смертной казни как меры государственного принуждения, направленной на защиту естественного права на жизнь;
- при проведении научных исследований в сфере уголовного и конституционного права;
- в учебном процессе: при чтении курсов «Конституционное право России», «Уголовное право», «Сравнительное правоведение», спецкурсов «Защита прав человека», «Международное уголовное право» и т.д.
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялась различными способами их внедрения: в процессе преподавания правовых дисциплин и организационно-методической работы на юридическом факультете Ставропольского кооперативного института Белгородского университета потребительской кооперации. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили отражение в ряде научных публикаций, докладывались на научно-практических конференциях, в том числе на VII Международной конференции «Циклы природы и общества» (Ставрополь, 1999), VII научно-практической конференции «Политические, правовые, социальные и экономические проблемы современного российского общества» (Ставрополь, 2001), 1-ой междисциплинарной научно¬практической конференции «Проблемы, связанные с совершением тяжких преступлений против личности» (Ставрополь, 2001).
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.
Работа выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК. Структура диссертации подчинена логике исследования и определяется его целью и задачами. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жизнь является основополагающим и самым ценным благом человека, лишение которого является необратимым и означает прекращение существования индивида, личности, члена общества. Все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека, поскольку так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Именно поэтому право на жизнь должно находиться под максимальной правовой защитой.
Вторая мировая война, показавшая вопиющее неуважение к правам человека и особенно к праву на жизнь, стала главным фактором, повлиявшим на его закрепление рядом международных правозащитных актов и многими внутригосударственными конституциями.
Основными документами, регламентирующими право на жизнь на уровне мировых стандартов стали Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В этих важнейших международно-правовых актах основное содержание права на жизнь сводится к тому, что оно принадлежит каждому человеку, охраняется законом и, самое главное, его никто не может быть лишен произвольно.
В то же время право на жизнь не может быть признано абсолютным, поскольку имеет ограничение в виде смертной казни, которая может быть осуществлена только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.
Таким образом, содержание права на жизнь в основных международных документах представлено исключительно в уголовно¬правовом аспекте, то есть как естественное право человека на ненасильственную смерть.
Статья 20 Конституции России фактически отражает положения основных международных правозащитных актов, поскольку в первой части содержит положение о том, что «каждый имеет право на жизнь», а во второй указывает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей.
Однако право на жизнь не должно ограничиваться постановкой вопроса о недопустимости лишения человека жизни и о применении смертной казни за такие преступления. В широком смысле право на жизнь - это не просто право на то, чтобы жить, чтобы человека никто не мог произвольно лишить жизни; а право на свободную, мирную жизнь, возможность вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнедеятельность; иными словами на достойное человеческое
существование.
К сожалению, на сегодняшний момент в международных документах, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, не содержится точной формулировки права на жизнь, поэтому, несмотря на его огромное значение для жизнедеятельности общества, государства и мирового сообщества в целом, ни одно современное государство не может обеспечить его полное и гарантированное осуществление.
Особенно актуальна эта проблема для Российской Федерации, в которой реальная социальная и правовая незащищенность граждан повлекли за собой крайне неблагоприятные последствия: высокую смертность, падение рождаемости, что является самым убедительным показателем снижения уровня благосостояния граждан, а следовательно, и гарантий их права на жизнь.
В то же время серьезную угрозу для реализации данного права стала представлять криминальная ситуация: в массовых масштабах люди стали гибнуть в результате террористических актов и политических разборок, а убийство стало каждодневным, обыденным преступлением.
В условиях явного противоречия теории и практики реализации права на жизнь, необходимость его охраны стала одной из наиболее приоритетных задач государства. С этой целью законодатель счел необходимым закрепить на высшем юридическом уровне, в тексте Конституции, которая провозглашает демократический и правовой характер российского общества, утверждает высшей ценностью человека, его права и свободы; возможность назначения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Закрепление данной нормы в статье, регламентирующей право каждого человека на жизнь, определило принадлежность смертной казни к системе мер, направленных на защиту высшей ценности - человеческой жизни.
Наделяя граждан определенным комплексом прав и свобод, государство обязано разработать систему условий, средств и способов (гарантий), которые предоставят любой личности равные возможности для их осуществления. Поскольку содержание прав напрямую зависит от общественно-политических, духовных и иных процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исторического развития; смертная казнь, по мнению законодателя, явилась единственным средством, способным своей превентивной силой гарантировать безопасность как конкретного человека, так и общества в целом в условиях разгула преступности.
Фактическое содержание смертной казни как меры государственного принуждения получило закрепление в принятых впоследствии Уголовном, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах РФ. Основываясь на конституционных предписаниях, федеральное законодательство определило ее сущность, указав на следующие существенные признаки: смертная казнь - это наказание, в котором проявляется абсолютный характер частной превенции, и которое в настоящее время является исключительной и временной мерой в российском праве. В то же время уголовная практика показала, что применение смертной казни, несмотря на то, что она заключается в лишении человека жизни, полностью соответствует принципам справедливости и гуманизма. Кроме того, как мера наказания за особо тяжкие преступления против жизни смертная казнь является соразмерной, адекватной и полностью соответствующей требованиям правового равенства, идеям прав и свобод человека.
На сегодняшний день правовая регламентация смертной казни в российском законодательстве полностью приведена в соответствие с европейскими нормами о признании права на жизнь и необходимости ограничения применения смертной казни.
В нормах национального законодательства получили закрепление все предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Вторым Дополнительным протоколом к нему и другими правозащитными документами ограничения для государств, применяющих наказание в виде смертной казни и гарантии лицам, которым грозит вынесение смертного приговора.
В соответствии с нормами федерального законодательства смертная казнь в Российской Федерации назначается в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. При этом, согласно статьи 59 Уголовного кодекса, не могут быть приговорены к смертной казни женщины, лица, не достигшие до совершения преступления 18-летнего возраста, а также мужчины старше 65 лет. В качестве гарантий лицам, которым грозит вынесение смертного приговора, действующим законодательством предоставлено право на справедливое судебное разбирательство судом присяжных заседателей, право на кассационное обжалование в Верховный Суд, Кассационную коллегию Верховного Суда РФ, и обжалование в порядке надзора в Верховный Суд РФ и Генеральную Прокуратуру РФ, право на помилование, а также исполнение смертного
Таким образом, в мировом сообществе государств Россия может быть отнесена к странам, которые не отказались от применения смертной казни, но постепенно ограничивают ее назначение, ориентируясь на внутреннюю стабильность в экономической и социальной сфере.
В то же время, несмотря на то, что в некоторых нормах национального законодательства получили закрепление более прогрессивные взгляды российского законодателя, в современных условиях Россия, к сожалению, не может пойти дальше по пути европейских стандартов в отношении полной отмены смертной казни как меры наказания.
На сегодняшний день именно в наличии такой меры как смертная казнь современное российское общество видит гарантию защиты своего права на жизнь. В условиях неспособности государства противостоять возрастающему год от года уровню преступности, деятельности криминальных сообществ и серийных убийц, смертная казнь представляет собой единственную меру, которая способна в силу своего превентивного воздействия защитить как конкретного человека, так и общество в целом от массовой криминальной агрессии.
Объективная необходимость сохранения смертной казни в качестве меры, направленной на защиту естественного права на жизнь, не позволила Российской Федерации в полном объеме выполнить обязательства по подписанию и ратификации в течение трех лет Протокола №6 к Европейской конвенции по правам человека относительно полной отмены смертной казни, принятые на себя при вступлении в 1996 году в авторитетную региональную правозащитную организацию Совет Европы.
С момента подписания протокола прошло уже семь лет, но Россия его до сих пор так и не ратифицировала, ограничившись объявлением временного моратория на вынесение смертных приговоров.
Уклонение от прямого выполнения взятых на себя обязательств может повлечь для Российской Федерации приостановление членства в авторитетной международной организации. Однако в наступлении таких последствий в условиях интеграции государств в единое мировое сообщество Россия не заинтересована.
В сложившейся ситуации основные предложения по правовой регламентации общественных отношений, связанных с применением в РФ смертной казни как меры, направленной на защиту права на жизнь как конкретного человека, так и общества в целом, могут быть сведены к следующему:
1. Для обеспечения всесторонней охраны права на жизнь в тексте Конституции РФ необходимо закрепить положения, характеризующие основной объем содержания данного права, а именно:
1) пункт 1 статьи 20 изложить в редакции: «Каждый имеет право на жизнь - право на достойное человеческое существование. Никто не может быть произвольно лишен жизни».
2) главу 1 «Основы конституционного строя» дополнить нормой следующего содержания: «Жизнь человека - есть величайшее благо. Обеспечить его всемерную охрану - обязанность государства».
3) в статье 7 Конституции, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, пункт 2 изложить в следующей редакции: «В Российской Федерации охраняются жизнь и здоровье, труд людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи,материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб,устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
4) ввиду общей направленности на достижение самой главной цели: охрану жизни человека как высшей ценности в обществе и государстве, текст статьи 41 о праве на охрану здоровья и статьи 42 о праве на благоприятную окружающую среду расположить в статьях, следующих согласно нумерации после статьи 20, регламентирующей право на жизнь.
2. В целях выполнения принятых на себя международных обязательств в РФ в кратчайшие сроки должна быть проведена конституционная и уголовно-правовая реформа по передаче из ведения РФ в ведение субъектов РФ либо их совместное ведение уголовного законодательства в части назначения смертной казни или пожизненного лишения свободы за совершение умышленных преступлений против жизни.
В этом случае субъекты РФ получат возможность самостоятельно выбирать вид «высшей меры наказания» за совершение особо тяжких преступлений против личности с учетом местных криминогенных, геополитических, социальных и экономических особенностей.
Такое законодательное решение вопросов высшей меры наказания способно оптимизировать и упорядочить практику борьбы с наиболее опасными преступлениями. Оно будет более демократичным, полнее будет соответствовать интересам населения России, отражать общественное мнение. Установление формы высшей меры наказания субъектами РФ может служить шагом на пути к окончательному выбору между сохранением или отменой смертной казни.
Реализация предложенной идеи потребует определенного времени, поскольку повлечет за собой целый ряд изменений, и в том числе пересмотр конституционных положений относительно определения компетенции РФ и субъектов РФ в сфере уголовного права; а в уголовном и уголовно¬процессуальном законодательстве необходимо будет детально решить вопрос о пределах действия УК и законах, подлежащих применению в каждом отдельном случае.
Несмотря на это, проведение реформы такого содержания в настоящее время является единственно возможным выходом из сложившейся ситуации, поскольку при общей идее об отмене смертной казни Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод содержит одну оговорку, согласно которой: «любое государство может при подписании или сдаче на хранение самой ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении указать территорию или территории, к которым применяется данный Протокол».
Реализация данного предложения позволит Государственной Думе Российской Федерации незамедлительно ратифицировать Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод.
Полная же отмена смертной казни в России - вопрос времени.
Конституционным положением, согласно которому смертная казнь устанавливается впредь до ее отмены, общество и государство поставили в перспективе цель отказаться от данного весьма жестокого юридического средства. Но такая отмена, как предполагалось при принятии Конституции, возможна лишь в будущем, когда будут созданы необходимые предпосылки, и в первую очередь, материальная и психологическая.
Материальная позволит государству изолировать особо опасных преступников, таким образом, чтобы они не представляли угрозы не для обслуживающих лиц, не для заключенных. Кроме того, отмена смертной казни в России возможна только при высоком уровне жизни большей части населения, соседствующем с низким уровнем преступности (в частности с низким уровнем совершения особо опасных преступлений против жизни) и только при наличии доверия со стороны граждан к своему правительству.
Не менее важным является и психологический фактор, когда в сознании людей прочно укрепится представление о жизни как о высшей ценности, глубоким станет и убеждение в том, что подобная мера наказания неприемлема в гуманном и демократической обществе.
Только при наличии этих предпосылок можно казнь, в противном случае ее отмена обезоружит возможности справедливо и соразмерно защитить преступных посягательств.



1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года .- М.: НОРМА, 2001.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации.- Ростов-на -Дону: Феникс,1999.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: Славянский дом книги, 2002.
4. Федеральный Закон РФ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1995.- №29.- Ст.2757.
5. Федеральный Закон РФ «О присоединении РФ к Уставу Совета Европы» от 21 февраля 1996 года // Собрание законодательства РФ.-1996. - №9.- Ст.774.
6. Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в статьи 184 и 185 Уголовно-исполнительного кодекса РФ» от 8 января 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.- №2.-ст.227.
7. Закон РФ «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного
Закона) РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1992.- №20.- Ст.1084.
8. Указ Президента «О поэтапном сокращении смертной казни в связи с вступлением РФ в Совет Европы» от 16 мая 1996 года №724 // Собрание законодательства РФ.- 1996.- №21.- Ст.2468.
9. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР,
Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан от 2 февраля 1999 г. // Российская газета. - 1999.- 10 февраля.
10. Проект Федерального Закона «О моратории на исполнение смертной казни» // Российская юстиция.- 1997.- №4.
11. Всеобщая декларация прав человека. Утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. - М.,1989.
12. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Российская газета.- 1995.- 5 апреля.
13. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1994.- №12.
14.Заключение Парламентской Ассамблеи Совета Европы №193 (1996) по заявке России на вступление в Совет Европы, Страсбург, 25 января 1996 года // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / Сост. Москалькова Т.Н. и др. - М.: Спарк, 1998.
15. Резолюция 1111 (1997) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Соблюдение обязательства, взятого на себя Россией при вступлении в Совет Европы, ввести мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров» // Российская юстиция.- 1997.-№4.
Монографии, сборники, учебные пособия:
1. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание.- М., 1995.
2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации.- М.:НОРМА, 1998.
3. Баранов В. И. Исторические аспекты, практика и проблемы исполнения пожизненного лишения свободы // Проблемы совершенствования подготвки кадров для уголовно-исполнительной системы.- Рязань, 1999.
4. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право.- М.: Знание, 1996.
5. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М., 1991.
6. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе.- Ростов-на-Дону, 1996.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть II. Теория права. Т.1.- М.: Юристъ, 1996.
8. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.,1997.
9. Всероссийская конференция по проблемам отмены смертной казни, Москва, 3-4 июня, 1999г.- М., 2000.
10. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека.- Саратов, 1999.
11. Гомьен Д. Путеводитель по Европейской Конвенции о защите прав человека.- Страсбург, 1994.
12. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и политика.- М.: МНИМП, 1998.
13. Государство и ты: права и обязанности / Под ред. А.И.Коваленко .- М.: Олимп, 1997.
14. Детков А.И. Проблемы исполнения пожизненного лишения свободы.- Рязань, 1999.
15. Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии.- М., 1997.
16. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы / Сост. В.А.Карташкин, И.А. Ледях.- М.:НОРМА, 1996.
17. Жильцов С.В. Смертная казнь в истории России.- М.: Зерцало-М, 2002.
18.Защита прав человека в современном мире.- М., 1993.
19. Институт прав человека в России / Колл. авторов.- Саратов, 1998.
20. Карташкин В. А. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и становление правового государства в России / Права человека и политическое реформирование (юридические, этические, социально-психологические аспекты) / Отв. ред. Е.А.Лукашева.- М., 1997.
21. Карташкин В. А. Принципы и нормы в области прав человека: Общая теория прав человека.- М., 1996.
22. Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве.- М.,1995.
23. Кашанина Т. В. Роль оценочных понятий в правовом регулировании // Сборник трудов Свердловского юридического института.- Свердловск, 1974, вып.30.
24. Когда убивает государство.. Смертная казнь против прав человека.- М., 1989.
25. Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В., Шудра О. В. Экзамен по конституционному праву России.- Саратов: СГЭА, 1998.
26. Колотова Н. В. Права человека как сфера взаимодополнения права и морали / Права человека и политическое реформирование.- М., 1997.
27. Комлев Н.Г. Слово в речи: денотативные аспекты.- М., 1991.
28. Комментарий к Конституции РФ (постатейный).- М., 1999.
29. Кондаков Н.И. Логический словарь.- М.: Наука, 1971.
30. Конституция РФ. Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А.Четвернин.- М., 1997.
31. Конституция РФ: Энциклопедический словарь / Отв. ред. В. А. Туманов и др.- М.: Юрист, 1997.
32. Крылова Н. Е., Серебренникова А. В. Уголовное право современных зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии).- М.: Зерцало,1997.
33. Лукашева Е. А. Права человека и общественные отношения: Общая теория прав человека.- М., 1996.
34. Лукашук И.И. Конституции государств и международное право.- М.: Спарк, 1998.
35. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России - М., 1997.
36. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировой криминологический анализ.- М.: Норма, 1997.
37. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан. - М.: МЗ - Пресс, 2001.
38. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М., 1990.
39. Международное право в документах: Учебное пособие / Сост.: Н.Т.Блатова, Г.М. Мелков.- М., 1997.
40. Меркурьев В.В. Суд Российской Федерации: правотворчество или правоприменение (К вопросу отмены смертной казни) // Развитие теории наказания в уголовном и уголовно-исполнительном праве.- М.,
2000.
41. Мингес И.А. Права человека на жизнь, здоровье и физическую свободу как гарантии личной безопасности / Всеобщая декларация прав человека: проблемы совершенствования российского законодательства и практики его применения.- М., 2000.
42. Михлин А.С. Высшая мера наказания: история, современность, будущее.- М: ДЕЛО, 2000.
43. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть.- М.: БЕК, 1999.
44. Научно-практический комментарий к Конституции РФ / Отв. ред. В.В.Лазарев.- М.: Спарк, 1997.
45. Нерсесян А.А. Вопросы наказуемости в уголовном праве ФРГ и США.- М., 1992.
46. Нерсесянц В.С. Права и свободы человека как фактор европейского сотрудничества и интеграции / Права человека и политическое
47. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах /
Под ред. М.Н.Марченко. Т.2. Теория права.- М.: Зерцало, 1998.
48. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева.-М.: Юристъ, 1996.
49 . Ожегов С.И. Словарь русского языка.- С.: Русский язык, 1986.
50. Права человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
51. Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е.А.Лукашевой. - М.,1989.
52. Права человека и политическое реформирование (юридические,
этические, социально-психологические аспекты) / Отв. ред. Е.А.Лукашева.- М., 1997.
53. Права человека накануне XXI века.- М., 1994.
54. Права человека: история, теория, практика. - М.,1996.
55. Право быть человеком (тематический сборник) / Сост. В.Н.Фесенко.- Минск, 1993.
56. Право Совета Европы и России (сборник документов и материалов).- Краснодар, 1996.
57. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии: Общая часть уголовного права .- М.: Юр.лит., 1991.
58. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С.Нерсесянца.- М.:НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
59 . Проблемы уголовной политики. Советский и зарубежный опыт.- Красноярск, 1990.
60. Против смертной казни. Сборник материалов / Сост. В.Коган-Ясный.- М., 1982.
61. Рисдал Р. Проблемы защиты прав человека в Объединенной Европе // Защита прав человека в современном мире.- М., 1993.
62. Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / Сост. Москалькова Т.Н. и др. - М.: Спарк,
1998.
63. Словарь русского языка: В 4-х томах. Т.2 / Под ред. А.П.Евгеньевой.- М.: Русский язык, 1985-1986.
64. Смертная казнь. Анализ мировых тенденций // Международный обзор уголовной политики. ООН Нью-Йорк, 1990.- №38.
65. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова.- М., 1984.
66. Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность.- М.:Дело, 2000.
67. Стручков Н.А. Курс исправительного трудового права: Проблемы Общей части.- М., 1984.
68. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова.- М.:НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
69. Уголовный кодекс РФ с постатейными материалами / Под общ. ред. В.М.Лебедева.- М.: Спарк, 1998.
70. Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И.Я.Козаченко,З.А.Незнамова.- М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.
7 1 .Уголовное право. Общая часть / Под ред. Н.И.Ветрова, Ю.И.Ляпунова.- М.: Новый юрист, 1997.
72. Уголовное право. Общая часть. / Под ред. В.Н.Петрашева.- М.: ПРИОР,1999.
73. Уголовное право России. В 2т. Т.1 Общая часть / Отв. ред. А.Н.Игнатов, Ю.А.Красиков.- М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.
74. Уголовное право России. Часть общая. / Отв. ред. Л.Л.Кругликов.- М.: БЕК, 1999.
75. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова.- М.: Изд-во политической литературы, 1986.
76. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989.
77. Флетчер ДЖ., Наумов А. В. Основные концепции современного уголовного права.- М., 1998.
78. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека.- М.,1992.
79 . Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета Европы.- М., 1997.
Публикации:
1. Акименко К. В. К вопросу о международно-правовой регламентации права на жизнь // Белорусский журнал международного права и международных отношений.- 1998.- №5.- С.35-42.
2. Антонян Ю. М., Верещагин В. А. Убийцы, отбывающие пожизненное лишение свободы // Государство и право.- 1999.- №11.- С.44-50.
3. Артемкина Е. «Я расстреливал преступников, а не мирное население» // Коммерсантъ. Власть.- 1998.- №22.- С.49-50.
4. Бабаев М. М. Смертная казнь - последняя надежда общества? // Юридический мир.- 2002.- №10.- С.4-13.
5. Бахин С.В. Всеобщая Декларация 1948 года: от каталога прав к унификации правового статуса личности // Правоведение.- 1998.- №4.- С.3-11.
6. Бахин С. В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение.- 1991.- №2.-С.42-51.
7. Бернхардт Р., Трексель Ш., Вейтцель А., Эрмакора Ф. Доклад о соответствии правового порядка в Российской Федерации нормам Совета Европы от 7 октября 1994 г. // Internet
8. Борисов А. О покаянии // Российская юстиция.- 2001.- №9.- С.18-20.
9. Бородин С.В. Еще раз о смертной казни за убийство // Государство и право.- 2001.- №4.-С.56-63.
10. Буянский С.Г. Смертная казнь: за и против // Юрист.- 1999.- №9.-С.26-
30.
11. Ваксян А. Мораторий на исполнение смертной казни: вторая попытка // Российская юстиция.- 1998.- №5.- С.10-11.
12. Вицин С. Время казнить в России закончилось? // Российская юстиция.- 1999.- №3.- С.10-12.
13. Гондусов В. Смерть в рассрочку // Преступление и наказание.- 2000.- №1.- С.28-29.
14. Гордовская Н. Смертная казнь на чаше весов // Панорама.- 1998.- №8.- С.4-5.
15. Госдума призвала Президента отменить мораторий на смертную казнь // Internet
16. Греков М., Дзигарь А. Может ли кассационная инстанция заменить смертную казнь на пожизненное лишение свободы? // Законность.-2001. - №1.- С.43.
1 7 . Грудцына Л.Ю. Права человека: история и современность // Адвокат.-2002. - №6.- С.12-16.
18. Гулиев В. Е. Отмена смертной казни - преступное непротивление злу насилием // Юридический мир.- 2002.- №1.- С.5-13.
1 9 . Дмитриев Ю.А. Защита конституционных прав граждан в уголовной и конституционной юстиции // Государство и право.- 1999.-№6.- С.38-43.
20. Дмитриев Ю.А. Право человека на достойную жизнь как конституционная категория // Конституционный строй России. Вып.3.- М., 1996.
21. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право.- 2000.- №11.- С.52-59.
22. Добровольская С. Мораторий на смертную казнь // Домашний адвокат.-1999. - №7-8.- С.16-17.
23. Дуюнов В. К. Наказание в уголовном праве России - принуждение или кара? // Государство и право.- 1997.- №11.- С.32-38.
24. Европа против смертной казни // Российская юстиция.- 2001.- №9.- С.9.
25. Звягин Ю. Мораторий на смертную казнь и позиция депутатов // Журнал российского права.- 1997.- №7.- С.156-158.
26. Зуев В. Л. Казнить нельзя помиловать - расставьте пунктуацию // Юридический мир.- 2001.- №11.- С.55-58.
27. Иваненко В.С. Всеобщая Декларация прав человека и Конституция Российской Федерации // Правоведение.- 1998.- №4.- С.82-90.
28. Инициативная группа по созданию гражданского движения «За справедливость, социальный порядок и безопасность личности» «Обращение к Народу и Президенту РФ» сентябрь 2002 года // Internet
29. Каламкарян Р.А. Российская Федерация: 21 век. Юридическая безопасность страны и ее граждан в правовом государстве (по материалам научно-практической конференции) // Государство и право.- 2003.- №10.- 94-101; №11.- С.113-119.
30. Каламкарян Р. А. Юридические гарантии прав личности в РФ //Государство и право.- 2000.- №11.- С.95-107.
31. Калинин Ю., Михлин А. Казнить нельзя помиловать. Где все-таки поставить запятую? // Российская газета.- 1994 .- 1 сентября.- С.2.
32. Камынин И. Д. Проблемы совершенствования института наказаний в уголовном законодательстве // Государство и право.- 2003.- №6.- С.86¬89.
33. Карганова Б. Г. Лишение свободы и смертная казнь в санкциях статей УК РФ // Государство и право.- 2003.- №11.- С.60-66.
34. Карпец И. И. Высшая мера: за и против // Советское государство и право.- 1991.- №7.- С. 49-53.
35. Карпец И. И. Польза или зло // Смертная казнь: за или против.- М., 1989.- С.23-28.
36. Катаев С.Л. Доводы «за» и «против» смертной казни // Социс.- 1999.- №10.- С.47-52.
37. Квашис В. Католическая церковь за отмену смертной казни //Российская юстиция.- 2000.- №5.- С.10-11.
38. Квашис В.Е. Отмена моратория не защитит общество // Юридический мир.- 2002.- №7.- С.4-11.
39. Квашис В.Е. Практика применения помилования в США // Российская юстиция.- 2002.- №9.- С. 70-71.
40. Квашис В.Е. Применение смертной казни не имеет криминологической значимости // Юридический мир.- 1997.- №5.- С.49-53.
41. Квашис В.Е. Смертная казнь в США: 25 лет после моратория // Юридический мир.- 2002.- №10.- С.14-26.
42. Квашис В. Е. Смертная казнь и общественное мнение // Государство и право.- 1997.- №4.- С.50-56.
43. Квашис В.Е. Смертная казнь и общественное мнение: мифы и реальность // Журнал российского права.- 1998.- №12.- С.115-126.
44. Квашис В.Е. Человечество идет к заметному ограничению смертной казни // Российская юстиция.- 2001.- №9.- С.16-17.
45. Квашис В. Е., Г.-Й. Альбрехт Куда идет смертная казнь? // Internet
46. Клепицкий И. А. Преступление, административное правонарушение и наказание в России в свете Европейской конвенции о правах человека // Государство и право.- 2000.-№3.- С.31-33.
47. Коваленко Ю.В. В России в ближайшем будущем может произойти отмена смертной казни // Новые известия.- 2000.- 1 ноября.
48. Колоколов Н. Смертная казнь глазами судьи // Российская юстиция.- 1998.- №7.- С.26-27.
49. Кононов А. Смертная казнь должна быть отменена // Всероссийский вестник «Международной амнистии».- 1996.- №2-3.
50 . Корупаева Т. Казнить или помиловать? // Российская газета.- 1996.- 2 апреля.- С.2.
51. Костанов Ю. Казнить нельзя помиловать: пора бы, в конце концов, поставить пресловутую запятую // Закон.- 2002.- №9.- С.86-89.
52. Крашенинников П. Смертная казнь - это кровная месть // Литературная газета.- 1999.- 7 июля.- С.2.
53. Крашенинников П. Эшафот - это чудовище, созданное судьей и плотником // Известия.- 1998.- 16 января.- С.1.
54. Ландо А. Отмена смертной казни должна стать шансом вернуться к жизни // Internet
55. Лаптев П.А. Стандарты Совета Европы и правовая система России // Журнал российского права.- 1997.- №5.- С.25-31.
56. Лепешкина О. И. Международно-правовые положения о запрете смертной казни и правовая система России // Юридический мир.-2000.- №4.- С.18-23.
57. Лукин В. По ком звонит колокол? // Известия.- 1997.- 18 февраля.- С.1.
58 . Мавлонов А.Х. Проблема участия Российской Федерации в международных договорах по отмене смертной казни // Право и политика.- 2002.- №5.- С.4-5.
59. Малеина М.Н. О праве на жизнь // Советское государство и право.- 1992.- №2.- С.12-19.
60. Малько А. В. Смертная казнь как правовое ограничение // Государство и право.- 1993.- №1.- С.73-79.
61. Малько А.В. Смертная казнь: Современные проблемы // Правоведение.- 1998.- №1.- С.106-116.
62. Мальцев В. В. Понятие и место уголовного права в системе отраслей права // Государство и право.- 2000.- №5.- С.49-55.
63. Матузов Н. И. Право на жизнь в свете российских и международных стандартов // Правоведение.- 1998.- №1.- С.198-212.
64. Матузов Н. И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение.- 1998.- №4.- С.64-72.
65. Международная Амнистия. В объективе - 2002 год // Internet
68. Мезяев А. Б. Смертная казнь в современном мире. Смертная казнь в государствах Азии и Америки. // Право и политика.- 2002.- №1.- С. 75¬82.
69. Михлин А.С. Понятие смертной казни // Государство и право.- 1995.- №10.- С.103-111.
70. Михлин А.С. Смертная казнь: право на помилование и «право на смерть» // Законность.- 1995.- №10.- С.23-28.
7 1 .Михлин А.С. Пределы ограничения применения смертной казни // Государство и право.- 1996.- №7.- С.122-131.
72. Михлин А. С. Смертная казнь - быть ли ей в России? // Журнал российского права.- 1998.- №10-11.- С.138-147.
73. Михлин А.С. Способы применения смертной казни: история и современность // Государство и право.- 1997.- №1.- С.71-75.
74. Морозова Л.А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право.- 1998.- №7.- С.20-42; №8.- С.39-70.
75. Морщакова Т. Россия последовательно выполняет свои обязательства // Российская юстиция.-2001.-.№9.- С.11-12.
76. Наумов А.В. Проблемы совершенствования Уголовного кодекса РФ // Государство и право.- 1999.- №10.- С.35-39.
7 7 .Никифоров А. О смертной казни // Уголовное право.- 2001.- №1.- С.68¬69.
78. Никифоров Б.С. Наказание и его цели // Советское государство и право.- 1981.- №9.- С.64-69
79. Ниязов Д. Расходное дело // Коммерсантъ Власть.- 1998.- №22.С.38-40.
80.Орлов А.В. Смертная казнь // Юрист.- 1999.- №1.С.58-63.
8 1 . Оскоцкий В. Перед смертным порогом. Раздумья над прошениями
осужденных о помиловании // Российская газета.- 1999.- 2 августа.- С.3.
82. Парламентская Ассамблея Совета Европы ставит Российской Федерации ультиматум // Российская юстиция.- 1997.-№4.- С.4-6.
83. Петрухин И. Новый Уголовный кодекс: проблема наказания // Уголовное право.- 1999.- №3.- С.42-45.
84 . Петрухин И. Оговорки и заявления Российской Федерации при ратификации Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Российский бюллетень по правам человека.- 1998.- №10.- С.65-70.
85. Петрухин И. Право на жизнь и смертная казнь // Общественные науки и современность.- 1999.- №5.- С.23-28.
86 . Петрухин И.Л. Еще раз о смертной казни // Юридический мир.- 2002.- №4.- С.4-11.
87. «Подписан протокол об отменен смертной казни в России». Брифинг заместителя директора Департамента информации и печати МИД РФ В.М.Нестерушкина 17 апреля 1997 года // Дипломатический вестник.- 1997.- №5.- С.3-6.
88. Позднов М.С. // Internet
89. Права человека в России (Материалы международной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей Декларации прав человека) // Государство и право.- 2000.- №3.- С.37-50.
90. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право.- 2001.- №5.- С.20-25.
9 1 .Приставкин А. Россия обязалась отменить смертную казнь //
Российская юстиция.- 2001.- №9.- С.10.
92. Прокофьев Г.С., Чигидин Б.В. О некоторых лингвистических особенностях нового Уголовного кодекса РФ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право.- 1997.- №4.- С.95-101.
93. Пугачев В.П. Россия и Европа в XXI веке: интеграция или конфронтация // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.- 2001.- №2.- С.35-39.
94. Рабец А.М. Право на жизнь и проблемы гражданско-правовой ответственности за его нарушение // Юрист.- 2001.- №6.- С.60-63.
95. Рачинская А. Расплата // Преступление инаказание .- 2001.- №2.- С.24¬27.
96. Решетников Ф.М. Уголовный кодекс РФ в сопоставлении с уголовным законодательством стран Запада. // Журнал российского права.- 1998.- №2.- С.43-52.
97. Рудинский Ф.М. Право на жизнь, смертная казнь и неотвратимость юридической ответственности // Internet
98. Русакова Е.Л. Что такое «права человека»? // Internet
99. Садыков Ф. Я - против суда присяжных // Российская юстиция.- 1997.- №1.- С.35.
100. Селиверстов В., Шмаров И. Правовое регулирование исполнения наказания в виде лишения свободы и смертной казни // Российская юстиция.- 1997.- №5.- С.12-13.
101. Сидоров В. Кого исправляет смертная казнь? // Российская юстиция.- 2001.- №4.- С.55-56.
102. Смертная казнь в России: несовременно, зато популярно // Internet.
103. Смертная казнь: мораторий против закона? // Парламентская газета.- 2002.- 7 февраля.- С.1,4.
104. Соблюдение обязательств Российской Федерацией. Информационный доклад Комитета по соблюдению обязательств государств-членов Совета Европы // Российский бюллетень по правам человека.- 1998.- №10.- С.24-48.
105. Соловьев Э.Г. Новый мировой порядок: толерантный мир или апофеоз конфронтационности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.- 2002.- №3.- С.43-48.
106. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О выполнении Россией обязательств, принятых при вступлении в Совет Европы» от 20 мая 2002 года // Internet
107. Сурова Л. Б. Проблема смертной казни в современном обществе // Государство и право.- 1996.- №4.- С.153-156.
108. Суровегина Н.А. Преступление и наказание как проблема
христианской этики // Государство и право.- 1995.- №8.- С.51-56.
109. Ткачевский Ю.М. Помилование // Законодательство.- 2003.- №3.- С. 62-70.
110. Ткаченко В. И. Наказание. Сравнительный анализ. //
Юридический мир.- 2000.- №11.- С. 18-23.
111. Трахов А. Жизнь и здоровье требуют более строгой защиты // Российская юстиция.- 2001.- №12.- С.55-56.
112. Троценко Т. Смертная казнь // Закон и право.- 2000.- №10.- С.49¬56.
113. Хлобустова М.О. Права человека и безопасность общества. // Юрист.- 2001.- №11.- С.12-14.
114. Цивилев Р., Михайлова Н. Милость к падшим // Российская юстиция.- 2001.- №5.- С.18-19.
115. Шаклеин Н. Мы приближаемся к решению об отмене смертной казни // Российская юстиция.- 2001.- №9.- С.13-14.
116. Шаров Л. О продолжении казни будет объявлено дополнительно // Криминальная хроника. - 2000.- №3.- С.2.
117. Шестаков Л.Н. Россия - член Совета Европы: некоторые правовые вопросы // Вестник Московского университета. Серия 11. Право.- 1997.- №4.- С.61-72.
118. Ширинский С.Ф. Казнить нельзя - наказывать строго // Адвокат.- 2002.- №6.- С.11-14.
119. Эзрохи Э.И. Казнить или миловать? // Гражданин и право.- 2001.- №1.- С. 23-26.
120. Энтин М.Л. Политико-правовые последствия вступления России в Совет Европы // Московский журнал международного права.- 1996.- №3.- С.97-110.
Диссертационные исследования:
1. Антонов О.А. Правовое регулирование назначения и исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы. Автореферат дисс... канд.юрид.наук.- Ростов-на-Дону, 1998.
2. Арутюнов Л.С. Высшая мера наказания в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Автореферат дисс. канд.юрид.наук.- Ставрополь, 2001.
3. Арутюнов Л.С. Высшая мера наказания в Российской Федерации:
современное состояние и перспективы развития. Дисс. канд.юрид.наук.- Ставрополь, 2001.
4. Афонин И.Н. Смертная казнь: проблема назначения и исполнения по
уголовному законодательству РФ: Автореферат дисс. канд.юрид.наук.- СПб., 1999.
5. Воротилина Т.В. Институт смертной казни в России: (историко¬правовое исследование). Автореферат дисс. канд.юрид.наук.-
Ставрополь, 2000.
6. Горелов А.П. Проблема смертной казни как вида наказания. Дисс. канд.юрид.наук.- М., 1998.
7. Кальченко Н. В. Право человека и гражданина на жизнь и его гарантии. Автореферат дис. к.ю.н.- СПб., 1995.
8. Мезяев А.Б. Международное право об отмене смертной казни. Дисс... канд.юрид.наук.- Казань, 2001.
9. Никонов В.А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания: теоретико-методологическое исследование. Дис. канд. юр.наук.- Тюмень, 1994.
10. Хоменко Н.Н. Проблемы конституционно-правовой регламентации применения смертной казни в Российской Федерации. Автореферат дисс. канд. юр.наук.-М., 2001.
Литература на иностранных языках:
1. Capital Punishment 1995. U. S. Department of Justice . Bureau of Justice Statistics. Bulletin. Washington. December 1996.
2. Davidson, Scott. Human rights. Open University Press, 1993.
3. Death Sentences and Executions in 1998 || Amnesty International Report. Act 51|01|199. April, 1999.
4. Grill Kristian Markus Verschiedene Arten der Todesstrafe || Internet.
5. Lisken, Denninger Handbuch des Polizeirecht. 2 Aufl. Meunchen, 1996.
6. Pieroth B., Schlink B. Grundrechte. Staatrecht II.14., uberarb. Aufl.1998.
7. Sieghart, Paul The Lawful Rights of Mankind: An Introduktion to the international Legal Code of Human Rights. Original publiched by Oxford University Press. 1985.
8. Steiner, Henry Y. and Philip Alston. International Human rights in context: Law, Politics, Morals. Clarendon Press, 1996.
9. USA. On the wrong side of history. London. 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ