Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право на жизнь и смертная казнь: проблемы конституционно-правовой регламентации в Российской Федерации

Работа №7110

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

юриспруденция

Объем работы173стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1046
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-правовые основы закрепления права на жизнь
1.1. Понятие права на жизнь по международному
и российскому законодательству 16
1.2. Смертная казнь в системе мер, направленных на защиту естественного права на жизнь 35
Глава II. Проблемы конституционно-правового регулирования смертной казни в РФ
2.1. Международно-правовые и внутригосударственные ограничения применения смертной казни 85
2.2. Аспекты совершенствования правовой регламентации смертной казни в соответствии с обязательствами
Российской Федерации перед Советом Европы 112
Заключение 145
Библиография 154
Приложения 172


В условиях происходящих в России кардинальных перемен, связанных с попытками строительства правового государства, демократизацией общества и вступлением в международную правозащитную организацию Совет Европы, актуальность диссертационного исследования представляется обусловленной комплексом причин, которые по своему содержанию могут быть объединены в несколько групп.
Относительно самостоятельную группу образуют причины, отражающие новизну подходов к определению права на жизнь как высшей социальной ценности, охраняемой законом; как к праву естественному и неотчуждаемому, принадлежащему каждому от рождения, что в правовом государстве требует необходимости закрепления корреспондирующей обязанности государства прилагать максимум усилий, направленных на предотвращение условий, влекущих за собой наступление смерти. В этой связи особое значение должно предаваться пресечению преступных посягательств против равноценной жизни другого человека и назначению справедливого наказания за совершение таких деяний, включая применение смертной казни как исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни как юридически соразмерной, адекватной формы ответственности, которая полностью соответствует принципу права, требованиям правового равенства, идеям прав и свобод человека.
Другая группа причин, обуславливающих актуальность и значимость работы в настоящее время, отражает глобальные общемировые тенденции. С одной стороны, они направлены на всемерную охрану, защиту и уважение прав человека; унификацию прав и разработку своего рода «стандартов» в этой сфере. С другой стороны, характеризуются стремлением мирового сообщества во главе с международными правозащитными организациями добиться во всем мире отмены смертной казни, так как ее применение

4
нарушает неотъемлемое право на жизнь и не совместимо с запретом «жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство наказания».
Из этого положения вытекает следующая относительно самостоятельная группа причин, характеризующих актуальность данной темы исследования. Это настоятельная необходимость использования международного опыта в решении проблем правовой регламентации смертной казни как вида наказания, обусловленная спецификой обязательств РФ по ее отмене, взятых на себя при вступлении в Совет Европы. В настоящее время, в связи с членством России в международной европейской организации, вопрос пересмотра отдельных норм российского законодательства, регламентирующих применение смертной казни, стоит наиболее остро.
В то же время целый ряд причин объективного характера, таких как социально-экономическое положение, неблагоприятная криминальная обстановка в стране (рост преступности и увеличение количества особо тяжких преступлений в частности), не позволяют Российской Федерации немедленно отказаться от исключительной меры наказания, как того требуют международные обязательства. Тем более, в условиях, когда, выражая общественное мнение, с просьбой об отмене моратория на смертную казнь и проведении всенародного голосования по вопросу необходимости сохранения в действующем законодательстве данной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни к президенту РФ и депутатам Федерального Собрания РФ неоднократно обращались законодательные органы субъектов Федерации, в том числе Государственная Дума Ставропольского края, Государственный совет Дагестана, Совет Сахалинской области, Парламент Республики Северная Осетия-Алания и т.д.
В первую очередь, это связано с тем, что в настоящее время не только законодатель, но и российские граждане видят истинное предназначение смертной казни в защите высшей ценности - человеческой жизни.

5
Отсутствие комплексных исследований с точки зрения новизны содержания правового института смертной казни в РФ, определения его места и роли в системе предусмотренных мер защиты естественных прав человека в РФ и, прежде всего, важнейшего из них - права на жизнь, обусловили актуальность настоящего исследования.
Таким образом, исследование совокупности проблем, связанных с регламентацией в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных правовых актах в условиях членства России в Совете Европы смертной казни как меры, используемой государственными органами для защиты естественных прав как отдельного человека, так и общества в целом от посягательств преступных элементов, выдвигается в число актуальных задач науки конституционного права, что послужило основанием для выбора темы исследования.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ.
В отечественной юридической науке разработка теории прав человека и проблем смертной казни получила широкое освещение.
Исходную теоретическую базу работы составили труды известных ученых в области общей теории государства и права, международного и конституционного права С.В.Бахина, Ю. А. Дмитриева, М.Н.Малеиной, Л. Д. Воеводина, А.Я.Азарова, посвященные вопросам теории прав личности, состоянию и перспективам развития, механизму обеспечения прав человека и гражданина.
Аспекты взаимодействия международного и внутригосударственного права в разрезе соблюдения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также международно-правовой защиты прав человека и сотрудничества в этой сфере, в настоящей работе рассмотрены на основе трудов В.А.Карташкина, М.Л.Энтина, Е.А.Лукашевой.
В качестве теоретической основы выступили также современные монографические исследования по проблемам правового регулирования смертной казни в РФ ученых А.С.Михлина и С.В.Жильцова.

6
Отдельные аспекты данной проблемы нашли отражение в статьях А.В.Малько, В.Е.Квашиса, И. Л. Петрухина, Р. А. Каламкаряна, А.М. Рабец,
Н.И. Матузова, И.И. Карпеца, М.С. Позднова и других.
Особое внимание уделено последним диссертационным исследованиям, сопряженным с проблемой применения смертной казни, в том числе Арутюнова Л.С. «Высшая мера наказания в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития», Хоменко Н.Н. «Проблемы конституционно-правовой регламентации применения смертной казни в Российской Федерации», Мезяева А.Б. «Международное право об отмене смертной казни» и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Жизнь является основополагающим и самым ценным благом человека, лишение которого является необратимым и означает прекращение существования индивида, личности, члена общества. Все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека, поскольку так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Именно поэтому право на жизнь должно находиться под максимальной правовой защитой.
Вторая мировая война, показавшая вопиющее неуважение к правам человека и особенно к праву на жизнь, стала главным фактором, повлиявшим на его закрепление рядом международных правозащитных актов и многими внутригосударственными конституциями.
Основными документами, регламентирующими право на жизнь на уровне мировых стандартов стали Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В этих важнейших международно-правовых актах основное содержание права на жизнь сводится к тому, что оно принадлежит каждому человеку, охраняется законом и, самое главное, его никто не может быть лишен произвольно.
В то же время право на жизнь не может быть признано абсолютным, поскольку имеет ограничение в виде смертной казни, которая может быть осуществлена только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом.
Таким образом, содержание права на жизнь в основных международных документах представлено исключительно в уголовно¬правовом аспекте, то есть как естественное право человека на ненасильственную смерть.

146
В таком аспекте право на жизнь получило закрепление в конституциях многих государств, в том числе и в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Статья 20 Конституции России фактически отражает положения основных международных правозащитных актов, поскольку в первой части содержит положение о том, что «каждый имеет право на жизнь», а во второй указывает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей.
Однако право на жизнь не должно ограничиваться постановкой вопроса о недопустимости лишения человека жизни и о применении смертной казни за такие преступления. В широком смысле право на жизнь - это не просто право на то, чтобы жить, чтобы человека никто не мог произвольно лишить жизни; а право на свободную, мирную жизнь, возможность вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнедеятельность; иными словами на достойное человеческое существование.
К сожалению, на сегодняшний момент в международных документах, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, не содержится точной формулировки права на жизнь, поэтому, несмотря на его огромное значение для жизнедеятельности общества, государства и мирового сообщества в целом, ни одно современное государство не может обеспечить его полное и гарантированное осуществление.
Особенно актуальна эта проблема для Российской Федерации, в которой реальная социальная и правовая незащищенность граждан повлекли за собой крайне неблагоприятные последствия: высокую смертность, падение рождаемости, что является самым убедительным показателем снижения уровня благосостояния граждан, а следовательно, и гарантий их права на жизнь.

147
В то же время серьезную угрозу для реализации данного права стала представлять криминальная ситуация: в массовых масштабах люди стали гибнуть в результате террористических актов и политических разборок, а убийство стало каждодневным, обыденным преступлением.
В условиях явного противоречия теории и практики реализации права на жизнь, необходимость его охраны стала одной из наиболее приоритетных задач государства. С этой целью законодатель счел необходимым закрепить на высшем юридическом уровне, в тексте Конституции, которая провозглашает демократический и правовой характер российского общества, утверждает высшей ценностью человека, его права и свободы; возможность назначения смертной казни в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Закрепление данной нормы в статье, регламентирующей право каждого человека на жизнь, определило принадлежность смертной казни к системе мер, направленных на защиту высшей ценности - человеческой жизни.
Наделяя граждан определенным комплексом прав и свобод, государство обязано разработать систему условий, средств и способов (гарантий), которые предоставят любой личности равные возможности для их осуществления. Поскольку содержание прав напрямую зависит от общественно-политических, духовных и иных процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исторического развития; смертная казнь, по мнению законодателя, явилась единственным средством, способным своей превентивной силой гарантировать безопасность как конкретного человека, так и общества в целом в условиях разгула преступности.
Фактическое содержание смертной казни как меры государственного принуждения получило закрепление в принятых впоследствии Уголовном, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах РФ. Основываясь на конституционных предписаниях, федеральное законодательство определило ее сущность, указав на следующие существенные признаки: смертная казнь - это наказание, в котором

148
проявляется абсолютный характер частной превенции, и которое в настоящее время является исключительной и временной мерой в российском праве. В то же время уголовная практика показала, что применение смертной казни, несмотря на то, что она заключается в лишении человека жизни, полностью соответствует принципам справедливости и гуманизма. Кроме того, как мера наказания за особо тяжкие преступления против жизни смертная казнь является соразмерной, адекватной и полностью соответствующей требованиям правового равенства, идеям прав и свобод человека.
На сегодняшний день правовая регламентация смертной казни в российском законодательстве полностью приведена в соответствие с европейскими нормами о признании права на жизнь и необходимости ограничения применения смертной казни.
В нормах национального законодательства получили закрепление все предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Вторым Дополнительным протоколом к нему и другими правозащитными документами ограничения для государств, применяющих наказание в виде смертной казни и гарантии лицам, которым грозит вынесение смертного приговора.
В соответствии с нормами федерального законодательства смертная казнь в Российской Федерации назначается в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. При этом, согласно статьи 59 Уголовного кодекса, не могут быть приговорены к смертной казни женщины, лица, не достигшие до совершения преступления 18-летнего возраста, а также мужчины старше 65 лет. В качестве гарантий лицам, которым грозит вынесение смертного приговора, действующим законодательством предоставлено право на справедливое судебное разбирательство судом присяжных заседателей, право на кассационное обжалование в Верховный Суд, Кассационную коллегию Верховного Суда РФ, и обжалование в порядке надзора в Верховный Суд РФ и Генеральную Прокуратуру РФ, право на помилование, а также исполнение смертного

149
приговора путем расстрела, что в полной мере соответствует рекомендациям Резолюции Экономического и Социального Совета ООН «Меры, гарантирующие защиту тех, кто приговорен к смертной казни».



1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года .- М.: НОРМА, 2001.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации.- Ростов-на -Дону: Феникс, 1999.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: Славянский дом книги, 2002.
4. Федеральный Закон РФ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1995.- №29.- Ст.2757.
5. Федеральный Закон РФ «О присоединении РФ к Уставу Совета Европы» от 21 февраля 1996 года // Собрание законодательства РФ.-
1996. - №9.- Ст.774.
6. Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в статьи 184 и 185 Уголовно-исполнительного кодекса РФ» от 8 января 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.- №2.-ст.227.
7. Закон РФ «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.- 1992.- №20.- Ст.1084.
8. Указ Президента «О поэтапном сокращении смертной казни в связи с вступлением РФ в Совет Европы» от 16 мая 1996 года №724 // Собрание законодательства РФ.- 1996.- №21.- Ст.2468.
9. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных

155
правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан от 2 февраля 1999 г. // Российская газета. - 1999.- 10 февраля.
10. Проект Федерального Закона «О моратории на исполнение смертной казни» // Российская юстиция.- 1997.- №4.
11. Всеобщая декларация прав человека. Утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. - М.,1989.
12. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Российская газета.- 1995.- 5 апреля.
13. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1994.- №12.
14.Заключение Парламентской Ассамблеи Совета Европы №193 (1996) по заявке России на вступление в Совет Европы, Страсбург, 25 января 1996 года // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / Сост. Москалькова Т.Н. и др. - М.: Спарк, 1998.
15. Резолюция 1111 (1997) Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Соблюдение обязательства, взятого на себя Россией при вступлении в Совет Европы, ввести мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров» // Российская юстиция.- 1997.-№4.
Монографии, сборники, учебные пособия:
1. Азаров А.Я. Права человека. Новое знание.- М., 1995.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.- М.: НОРМА, 1998.
3. Баранов В.И. Исторические аспекты, практика и проблемы исполнения пожизненного лишения свободы // Проблемы совершенствования подготвки кадров для уголовно-исполнительной системы.- Рязань,
1999.

156
4. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право.- М.: Знание, 1996.
5. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М., 1991.
6. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе.- Ростов-на-Дону, 1996.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть II. Теория права. Т.1.- М.: Юристъ, 1996.
8. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.,1997.
9. Всероссийская конференция по проблемам отмены смертной казни, Москва, 3-4 июня, 1999г.- М., 2000.
10. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека.- Саратов, 1999.
11. Гомьен Д. Путеводитель по Европейской Конвенции о защите прав человека.- Страсбург, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ