Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета «Окружающий мир»

Работа №26784

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
642
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы посредством учебного исследования 6
1.1 Познавательные универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе 6
1.2 Учебное исследование как средство формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе 12
1.3 Особенности организации учебного исследования обучающихся второго класса при формировании познавательных универсальных учебных действий в начальной школе. 20
2 Практика формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета "Окружающий мир". . 27
2.1 Занятия для обучающихся второго класса по организации учебного исследования на материале предмета «Окружающий мир». 27
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета "Окружающий мир" 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Г 58


Актуальность исследования определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где выделяются новые цели и образовательные результаты учебной деятельности школьников, ориентирующиеся на целостное развитие ребенка и его подготовку к следующей ступени образования. Особое внимание в стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий, которые в свою очередь составляют основу начального обучения, а именно способствуют формированию и развитию такого умения, как самообразование («умение учиться»).
Формированию универсальных учебных действий посвящены работы О. В. Кузьмина, А. Г. Асмолова, С. Ю. Прохоровой , И. А. Володарской, С. Г. Ворщикова, Л. Г. Петерсона, Т. Ю. Абрамовой, Н. В. Медведевой и др.
ФГОС НОО включает в свои требования к результатам обучения четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Особую значимость имеют познавательные универсальные учебные действия, так как они оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников. В процессе познавательного развития происходит формирование у обучающихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. К числу познавательных универсальных учебных действий А. Г. Асмолов относит общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [46].
Формирование познавательных способностей человека вызывали интерес уже в античной философии. Так теория познания (гносеология) берет свое начало из учений таких философов, как Аристотеля, Демокрита, Платона, Эпикура, Пиррона и их единомышленников.
Но и на сегодняшний день данная проблема остается актуальной для современных ученых-педагогов и исследователей (Г. А. Цукерман, Н. И. Поливановой, И. В. Ривиной, А. М. Кировой, М. Ю. Жигановой, О. В. Кузьмина, Н. В. Умаровой, И. А. Чумаковой, В. Б. Лебендицева).
Очень остро стоит вопрос о формировании познавательных умений у младших школьников на первых годах обучения, так как недостаточная сформированность данных способностей влечет за собой нежелание и неспособность выстраивать свое образование в будущем самостоятельно, опираясь на собственные цели, интересы и мотивы. Мы считаем, что в данном случае предмет «Окружающий мир» предоставляет большие возможности для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как он включает в себя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук. В тоже время, именно данный предмет позволяет в полной мере использовать средства учебного исследования при организации занятия-исследования с младшими школьниками, начиная от формирования исследовательской задачи и заканчивая выбором методов исследования и формой работы, для освоения материла.
Цель работы: обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить результативность вовлечения обучающихся второго класса в учебное исследование для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: учебное исследование как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета "Окружающий мир".
Гипотеза: учебное исследование будет способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий во втором классе, если:
- обучающиеся вовлекаются в целенаправленное наблюдение за явлениями природы, способствующее возникновению вопросов познавательного характера;
- организуется групповая работа по обнаружению проблемного вопроса,
по выдвижению гипотез и их обсуждению, по поиску и выбору методов исследования и их реализации на практике;
- разрабатываются и используются разнообразные карты проведения
исследования, фиксирующие значимые моменты для последующего оформления и предъявления результатов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Выявить теоретические предпосылки формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.
- Раскрыть потенциал учебного исследования для формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.
- Организовать процесс вовлечения обучающихся второго класса в учебное исследование на материале предмета «Окружающий мир».
- Проверить результативность выполненного учебного исследования для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования познавательных универсальных учебный действий младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент, включенное наблюдение, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №1.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях реализации ФГОС НОО становится важным не столько дать обучающимся как можно больше конкретных предметных знаний и навыков, а вооружить их такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Особую роль в таком развитии играют познавательные универсальные учебные действия, под которыми понимаются действия, помогающие самостоятельно или при поддержке из вне организовать процесс получения субъективно-нового знания о мире, с целью развития познавательных умений у младшего школьника.
Для достижения новых результатов, требуются новые педагогические способы и подходы в работе с обучающимися. Одним из результативных средств формирования познавательных универсальных учебных действий является учебное исследование, под которым понимается способ организации работы, основанный на учебно-исследовательской деятельности, и направленный на формирование и развитие специальных исследовательских умений, помогающих овладеть способом овладения новых знаний. При этом важным становится организация взаимодействия с обучающимися при прохождении его основных этапов: проблематизации, выдвижению гипотез, обоснованию идей, их проверке, оформлению результатов, их применению.
Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа показали, что учебное исследование обладает более широкими возможностями для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, если в процессе организации реализуются следующие условия: учитываются возрастные особенности обучающихся, учитывается принципы построения учебного исследования, берутся во внимание базовые компетентности педагога.
Практика формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся при организации учебного исследования на материале «Окружающий мир» показала, что: второклассники стали более успешно осуществлять познавательные универсальные учебные действия по планированию своей деятельности, по поиску необходимой информации для решения задачи, также повысился уровень решения заданий на сравнение и группировку предметов.
Тем самым гипотеза имеет право на подтверждение. Задачи исследования решены, цель работы достигнута.



1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.
закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ ред. от 13.07.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1888
2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 ред. от 18.12.2012 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=96801
3. Об утверждении примерной основной образовательной программы
начального общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 08.04.2015 N 1/15 // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа :
ййр://минобрнауки.рф/проекты/413/файл/4587/POOP_OOO _reestr_2015_01.doc
4. Анащенкова, С. В. Школа России. Сборник рабочих программ : учеб. пособие для учителей / С. В. Анащенкова [и др.]. - Москва : Просвещение, 2011. - 528 с.
5. Баженова, К. А. О практике проведения краевой интенсивной школы по учебным исследованиям «Ресурс будущего» для 6-8 классов (модуль 1) [Электронный ресурс] / К. А. Баженова // КРДМОО НОУ. - 2010. - №13. - Режим доступа:http: //ipps. sfu-kras .ru/sites/ipps.institute.sfu-kras.ru/files/publications/20._2010_O_ praktike provedeniya_kraevoy_intensivnoy_shkoly.pdf
6. Баженова, К. А. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст] : учеб. пособие для вузов / К. А. Баженова, А. М. Аронов ; под общ. ред. А.С. Обухова. - Москва : Национальный книжный центр, 2016. - 128 с.
7. Библер, В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. - Москва : Издательство политической литературы, 1975. - 399 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва : Просвещение, 1968. - 464 с.
9. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 2 класс : метод. пособие для учителей / А. А. Вахрушев [и др.]. - Москва : Баласс, 2012. - 320 с.
10. Воровщиков, С. Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой : качественное образование с первой ступени. - 2012. - № 5. - С. 33-40.
11. Грицанов, А. А. Познание [Электронный ресурс] / А. А. Грицанов //Новейший философский словарь. — 1999. - Режим доступа:
http: //dic.academic.ru/dic. nsf/dic_new philosophy/928/ПОЗНАНИЕ
12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения : монография / В. В. Давыдов. - Москва : ИНТОР, 1996. - 544 с.
13. Данилова, Е. Е. Ценность младшего школьного возраста : хрестоматия / Е. Е. Данилова - Москва : Академия, 2008. - 368с.
14. Диагностика метапредментых и личностных результатов начального образования. 2 класс / Е. В. Бунеева [и др.]. - Москва, 2011. - 80 с.
15. Елисеева, Д. С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен [Электронный ресурс] / Д. С. Елисеева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2014. - №4. - Режим доступа:http://cyberlenmka.ru/article/n/poznavatelnye-universalnye-uchebnye-deystviya-mladshego-shkolnika-kak-pedagogicheskiy-fenomen
16. Зимарина, А. Ю. Актуальность учебно-исследовательской деятельности
младших школьников [Электронный ресурс] / А. Ю. Зимарина // Альманах современной науки и образования. - 2014. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-uchebno-issledovatelskoy-deyatelno sti-mladshih- shkolnikov
17. Ильина, Т. А. Грибы. Атлас - определитель / Т. А. Ильина. - Москва : Эксмо, 2012. - 256 с.
18. Капица, П. Л. Эксперимент. Теория. Практика : статьи и выступления. - Москва : Наука, 1987. - 496 с.
19. Кирова, А. М. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] / А. М. Кирова // Лаборатория педагогического мастерства. - 2013. - Режим доступа:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-
obobshchenie/2013/10/28/formirovanie-universalnykh-uchebnykh
20. Клепинина, З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие для вузов / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилаев. - Москва : Академия, 2009. - 246 с.
21. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров - Москва : Академия, 2000. - 176 с.
22. Кузьмин, О. В. Формирование универсальных учебных действий в процессе организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс] / О. В. Кузьмин, Е. В. Кузьмина // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №15. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-protsesse-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov
23. Лебедева, О. В. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественнонаучного цикла : учеб. Пособие / О. В. Лебедева, И. В. Гребенев. - Н. Новгород : Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, 2014. - 219 с.
24. Лебединцев, В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В. Б. Лебединцев // Управление начальной школой : качественное образование с первой ступени. - 2012. - №4. - С. 33-47.
25. Леонтович, А. В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2006. - С. 24-35.
26. Лукиных, Л. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе / Л. В. Лукиных // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 17-18.
27. Мамедова, Л. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира [Электронный ресурс] / Л. В. Мамедова, О. С. Ладыженко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - №7. Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira
28. Медведева, Н. В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. -2012. - №7. - С. 44-47.
29. Мищенко, Л. В. Учебная мотивация младших школьников в системном исследовании их индивидуальности с позиций пола [Электронный ресурс] / Л. В. Мищенко, А. С. Войтов // Психология обучения. -2013. - №3. Режим доступа:http://elibrary.ru/item.asp?id=18803838
30. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учеб. пособие / В. С. Мухина. - Москва : Академия, 2000. - 456 с.
31. Научное познание в историко-философском контексте [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. С. Хотеева [и др.]. - Москва, 2012. - 204 с.
32. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов. - Москва : Прометей, 2006. - 224 с.
33. Павлов, С. В. Постановка исследовательской задачи в образовании [Электронный ресурс] / К. А. Баженова, С. В. Павлов // Концепт. - 2012. - №12. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2012/12170.htm
34. Павлова, В. В. Диагностика качества познавательных универсальных учебных действий в начальной школе / В. В. Павлова // Начальная школа. -2012.- №4. - С. 27-30.
35. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.]. - Москва : Просвещение, 2010. - 343с.
36. Подоляк, Д. О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной работе по окружающему миру [Электронный ресурс] / Д. О. Подоляк // Начальная школа. - 2014. - №9. - Режим доступа:http://elibrary.ru/item.asp?id=23029126
37. Понаморева, Т. Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий кадет на уроках химии (на примере развития логических действий) [Электронный ресурс] / Т. Н. Понаморева // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - №14. - Режим доступа: http://elibrarv.ru/item.asp?id=21702182
38. Прохорова, С. Ю. Методические условия формирования универсальных учебных действий у младших школьников / С. Ю. Прохорова // Управление начальной школой : качественное образование с первой ступени. - 2013. - №8. - С. 29-34.
39. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников : учеб. пособие / А. И. Савенков. - Самара : Учебная литература, 2007. - 157 с.
40. Семенова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семенова // Начальная школа. - 2008. - №2. - С. 45-49.
41 . Сергеева, М. Н. Грибы. 250 видов съедобных, ядовитых и лечебных грибов : энциклопедия / М. Н. Сергеева. - Можайск : Можайский полиграфический комбинат, 2013. - 264 с.
42. Сергеева, Н. А. Развитие познавательных способностей как основа качественного обучения младших школьников в современном образовании [Электронный ресурс] / Н. А. Сергеева // Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок». - 2014. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/513767
43. Туйбаева, Л. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников [Электронный ресурс] / Л. И. Туйбаева, М. Ю. Жиганова // Проблемы педагогики. - 2015. - №2. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov
44. Усова, A. B. Учись самостоятельно учиться : учеб. пособие / A. B. Усова, В. А. Беликов. - Москва : Просвещение, 2011. - 126 с.
45. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. - Москва : Славянский Дом Книги, 2014. - 960 с.
46. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А. Г. Асмолов [и др.]. - Москва : Просвещение, 2012. - 159 с.
47. Халин, С. М. Философия познания. Очерки концептуальной истории [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. М. Халин. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2005. - 462 с.
48. Чикнаверова, К. Г. Самостоятельная учебная деятельность как основа
развития самостоятельности обучающихся: методологический аспект отечественных исследований [Электронный ресурс] / К. Г. Чикнаверова // Образование и наука. - 2013. - №4. - Режим доступа:
http://elibrarv.ru/item.asp?id=14866399
49. Шашенкова, Е. А. Цель исследования [Электронный ресурс] / Е. А. Шашенкова // Исследовательская деятельность. Словарь. - 2011. - Режим доступа:http: //research_activities.academic.ru/Цель_исследования
50. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника : избранные труды / Д. Б. Эльконин. - Воронеж : МОДЭК, 1997. - С. 239-284.
51. Юшков, А. Н. Загадки природы : метод. рекомендации / А. Н. Юшков. - Санкт-Петербург : Школьная лига, Лема, 2012. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ