Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета «Окружающий мир»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы посредством учебного исследования 6
1.1 Познавательные универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе 6
1.2 Учебное исследование как средство формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе 12
1.3 Особенности организации учебного исследования обучающихся второго класса при формировании познавательных универсальных учебных действий в начальной школе. 20
2 Практика формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета "Окружающий мир". . 27
2.1 Занятия для обучающихся второго класса по организации учебного исследования на материале предмета «Окружающий мир». 27
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета "Окружающий мир" 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Г 58
1 Теоретические предпосылки формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы посредством учебного исследования 6
1.1 Познавательные универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе 6
1.2 Учебное исследование как средство формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе 12
1.3 Особенности организации учебного исследования обучающихся второго класса при формировании познавательных универсальных учебных действий в начальной школе. 20
2 Практика формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета "Окружающий мир". . 27
2.1 Занятия для обучающихся второго класса по организации учебного исследования на материале предмета «Окружающий мир». 27
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета "Окружающий мир" 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ А - Г 58
Актуальность исследования определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где выделяются новые цели и образовательные результаты учебной деятельности школьников, ориентирующиеся на целостное развитие ребенка и его подготовку к следующей ступени образования. Особое внимание в стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий, которые в свою очередь составляют основу начального обучения, а именно способствуют формированию и развитию такого умения, как самообразование («умение учиться»).
Формированию универсальных учебных действий посвящены работы О. В. Кузьмина, А. Г. Асмолова, С. Ю. Прохоровой , И. А. Володарской, С. Г. Ворщикова, Л. Г. Петерсона, Т. Ю. Абрамовой, Н. В. Медведевой и др.
ФГОС НОО включает в свои требования к результатам обучения четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Особую значимость имеют познавательные универсальные учебные действия, так как они оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников. В процессе познавательного развития происходит формирование у обучающихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. К числу познавательных универсальных учебных действий А. Г. Асмолов относит общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [46].
Формирование познавательных способностей человека вызывали интерес уже в античной философии. Так теория познания (гносеология) берет свое начало из учений таких философов, как Аристотеля, Демокрита, Платона, Эпикура, Пиррона и их единомышленников.
Но и на сегодняшний день данная проблема остается актуальной для современных ученых-педагогов и исследователей (Г. А. Цукерман, Н. И. Поливановой, И. В. Ривиной, А. М. Кировой, М. Ю. Жигановой, О. В. Кузьмина, Н. В. Умаровой, И. А. Чумаковой, В. Б. Лебендицева).
Очень остро стоит вопрос о формировании познавательных умений у младших школьников на первых годах обучения, так как недостаточная сформированность данных способностей влечет за собой нежелание и неспособность выстраивать свое образование в будущем самостоятельно, опираясь на собственные цели, интересы и мотивы. Мы считаем, что в данном случае предмет «Окружающий мир» предоставляет большие возможности для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как он включает в себя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук. В тоже время, именно данный предмет позволяет в полной мере использовать средства учебного исследования при организации занятия-исследования с младшими школьниками, начиная от формирования исследовательской задачи и заканчивая выбором методов исследования и формой работы, для освоения материла.
Цель работы: обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить результативность вовлечения обучающихся второго класса в учебное исследование для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: учебное исследование как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета "Окружающий мир".
Гипотеза: учебное исследование будет способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий во втором классе, если:
- обучающиеся вовлекаются в целенаправленное наблюдение за явлениями природы, способствующее возникновению вопросов познавательного характера;
- организуется групповая работа по обнаружению проблемного вопроса,
по выдвижению гипотез и их обсуждению, по поиску и выбору методов исследования и их реализации на практике;
- разрабатываются и используются разнообразные карты проведения
исследования, фиксирующие значимые моменты для последующего оформления и предъявления результатов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Выявить теоретические предпосылки формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.
- Раскрыть потенциал учебного исследования для формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.
- Организовать процесс вовлечения обучающихся второго класса в учебное исследование на материале предмета «Окружающий мир».
- Проверить результативность выполненного учебного исследования для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования познавательных универсальных учебный действий младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент, включенное наблюдение, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №1.
Формированию универсальных учебных действий посвящены работы О. В. Кузьмина, А. Г. Асмолова, С. Ю. Прохоровой , И. А. Володарской, С. Г. Ворщикова, Л. Г. Петерсона, Т. Ю. Абрамовой, Н. В. Медведевой и др.
ФГОС НОО включает в свои требования к результатам обучения четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Особую значимость имеют познавательные универсальные учебные действия, так как они оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников. В процессе познавательного развития происходит формирование у обучающихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. К числу познавательных универсальных учебных действий А. Г. Асмолов относит общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [46].
Формирование познавательных способностей человека вызывали интерес уже в античной философии. Так теория познания (гносеология) берет свое начало из учений таких философов, как Аристотеля, Демокрита, Платона, Эпикура, Пиррона и их единомышленников.
Но и на сегодняшний день данная проблема остается актуальной для современных ученых-педагогов и исследователей (Г. А. Цукерман, Н. И. Поливановой, И. В. Ривиной, А. М. Кировой, М. Ю. Жигановой, О. В. Кузьмина, Н. В. Умаровой, И. А. Чумаковой, В. Б. Лебендицева).
Очень остро стоит вопрос о формировании познавательных умений у младших школьников на первых годах обучения, так как недостаточная сформированность данных способностей влечет за собой нежелание и неспособность выстраивать свое образование в будущем самостоятельно, опираясь на собственные цели, интересы и мотивы. Мы считаем, что в данном случае предмет «Окружающий мир» предоставляет большие возможности для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как он включает в себя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук. В тоже время, именно данный предмет позволяет в полной мере использовать средства учебного исследования при организации занятия-исследования с младшими школьниками, начиная от формирования исследовательской задачи и заканчивая выбором методов исследования и формой работы, для освоения материла.
Цель работы: обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить результативность вовлечения обучающихся второго класса в учебное исследование для формирования познавательных универсальных учебных действий.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: учебное исследование как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на материале предмета "Окружающий мир".
Гипотеза: учебное исследование будет способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий во втором классе, если:
- обучающиеся вовлекаются в целенаправленное наблюдение за явлениями природы, способствующее возникновению вопросов познавательного характера;
- организуется групповая работа по обнаружению проблемного вопроса,
по выдвижению гипотез и их обсуждению, по поиску и выбору методов исследования и их реализации на практике;
- разрабатываются и используются разнообразные карты проведения
исследования, фиксирующие значимые моменты для последующего оформления и предъявления результатов.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Выявить теоретические предпосылки формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.
- Раскрыть потенциал учебного исследования для формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе.
- Организовать процесс вовлечения обучающихся второго класса в учебное исследование на материале предмета «Окружающий мир».
- Проверить результативность выполненного учебного исследования для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования познавательных универсальных учебный действий младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент, включенное наблюдение, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - МБОУ Емельяновская средняя общеобразовательная школа №1.
В условиях реализации ФГОС НОО становится важным не столько дать обучающимся как можно больше конкретных предметных знаний и навыков, а вооружить их такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Особую роль в таком развитии играют познавательные универсальные учебные действия, под которыми понимаются действия, помогающие самостоятельно или при поддержке из вне организовать процесс получения субъективно-нового знания о мире, с целью развития познавательных умений у младшего школьника.
Для достижения новых результатов, требуются новые педагогические способы и подходы в работе с обучающимися. Одним из результативных средств формирования познавательных универсальных учебных действий является учебное исследование, под которым понимается способ организации работы, основанный на учебно-исследовательской деятельности, и направленный на формирование и развитие специальных исследовательских умений, помогающих овладеть способом овладения новых знаний. При этом важным становится организация взаимодействия с обучающимися при прохождении его основных этапов: проблематизации, выдвижению гипотез, обоснованию идей, их проверке, оформлению результатов, их применению.
Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа показали, что учебное исследование обладает более широкими возможностями для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, если в процессе организации реализуются следующие условия: учитываются возрастные особенности обучающихся, учитывается принципы построения учебного исследования, берутся во внимание базовые компетентности педагога.
Практика формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся при организации учебного исследования на материале «Окружающий мир» показала, что: второклассники стали более успешно осуществлять познавательные универсальные учебные действия по планированию своей деятельности, по поиску необходимой информации для решения задачи, также повысился уровень решения заданий на сравнение и группировку предметов.
Тем самым гипотеза имеет право на подтверждение. Задачи исследования решены, цель работы достигнута.
Для достижения новых результатов, требуются новые педагогические способы и подходы в работе с обучающимися. Одним из результативных средств формирования познавательных универсальных учебных действий является учебное исследование, под которым понимается способ организации работы, основанный на учебно-исследовательской деятельности, и направленный на формирование и развитие специальных исследовательских умений, помогающих овладеть способом овладения новых знаний. При этом важным становится организация взаимодействия с обучающимися при прохождении его основных этапов: проблематизации, выдвижению гипотез, обоснованию идей, их проверке, оформлению результатов, их применению.
Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа показали, что учебное исследование обладает более широкими возможностями для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, если в процессе организации реализуются следующие условия: учитываются возрастные особенности обучающихся, учитывается принципы построения учебного исследования, берутся во внимание базовые компетентности педагога.
Практика формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся при организации учебного исследования на материале «Окружающий мир» показала, что: второклассники стали более успешно осуществлять познавательные универсальные учебные действия по планированию своей деятельности, по поиску необходимой информации для решения задачи, также повысился уровень решения заданий на сравнение и группировку предметов.
Тем самым гипотеза имеет право на подтверждение. Задачи исследования решены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Методические материалы к учебно-исследовательским заданиям для учащихся второго класса (на материале предмета «Окружающий мир»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся с использованием учебных заданий в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках химии посредством активных методов обучения
Дипломные работы, ВКР, химия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



