ШАМАНИЗМ МОНГОЛИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ТРАДИЦИОННОЙ РЕЛИГИИ
|
Введение 5
1. Традиционный шаманизм Монголии 12
1.1. Шаманизм как религиозное явление 12
1.2. Традиция монгольского шаманизма: «Черная вера» 15
1.3. История шаманизма в Монголии 31
2. Шаманизм на современном этапе 36
2.1. Трансформация религии: шаманизм в современном мире 36
2.2. Современные формы шаманизма Монголии 50
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение а 77
Приложение б
1. Традиционный шаманизм Монголии 12
1.1. Шаманизм как религиозное явление 12
1.2. Традиция монгольского шаманизма: «Черная вера» 15
1.3. История шаманизма в Монголии 31
2. Шаманизм на современном этапе 36
2.1. Трансформация религии: шаманизм в современном мире 36
2.2. Современные формы шаманизма Монголии 50
Заключение 63
Список используемой литературы 67
Приложение а 77
Приложение б
Монголия является одной из самых традиционных стран мира. Жизненный уклад, который сформировался довольно давно, сохраняется по сей день. Страна развивается, но традиции и культура остаются практически неизменными и занимают первые места в жизни жителей Монголии. И все же время влияет на изменение некоторых сфер жизни монголов. В особенности тех, кто живет за пределами страны. А молодое поколение в современном мире все больше подвергается влиянию тенденций с запада, которые помогают отходить от традиционного образа жизни. Множество традиционных религий, среди которых шаманизм, претерпели влияние более поздних религиозных учений, и в современном мире мы не способны наблюдать шаманизм в его исконном варианте. Но тем и интересно то, какие формы приобрела эта вера в конкретных исторических условиях данной страны.
Степень изученности
Многие исследователи и ученные интересуются вопросом шаманизма и таким явлением, как в историческом контексте, так и в современной жизни. Явление шаманизма исследуют по всему миру, выделяют его особенности, сопоставляют с другими религиями. Один из первых исследователей, который описал явление шаманизма, был М. Элиаде. Первые сведения о монгольском шаманизме есть у путешественников, таких как М . Поло и П. Карпини, где они описывают особенности монгольской культуры. Традиционные верования шаманизма Монголии описывают как зарубежные,
так и советские и российские исследователи, такие как, Д. Банзаров и Н.И. Веселовский Эти исследователи обращаются к “Черной вере” монголов. Современный шаманизм исследовали Р.Т. Сабиров , В.И. Харитонова , Т.Д. Скрынникова, И.С. Урбанаева , Н.Л. Жуковская , эти исследователи описывают шаманизм на территории Сибири и Севера. Актуальный вопрос, затрагиваемый многими исследователями, это вопрос о том, что происходит с современным шаманизмом и кто такие современные шаманы.
М. Элиаде один из первых исследователей такого явления, как шаманизм. В своем труде «Шаманизм. Архаические техники экстаза» автор пытается составить историю возникновения и развития шаманизма в регионах Центральной и Северной Азии. Он пытается раскрыть само явление шаманизма, изучая его техники, мифологию и идеологию. М. Элиаде изучает и раскрывает шаманизм не только в исторических аспектах, но затрагивает и разные культурные формы.
Книга «Феникс из пепла» В.И. Харитоновой содержит исследования жизни, деятельности и культуру народов Сибири и Севера. Ее исследования касаются именно шаманизма в Современном мире, проблема историзации и трансформации верований. В.И. Харитонова рассматривает явление шаманизма на примере разных народов, таких как якуты, хакасы, тувинцы, монголы и буряты. Также книга является сборником ее предыдущих исследований по шаманизму.
«Страны и народы Востока. Вып. XXXIV: Центральная Азия и Дальний Восток» - это выпуск издания, в который вошли статьи, касающиеся вопросов истории, культуры, этнографии стран и народов Востока. В этом выпуске затрагивается и рассматривается положение буддистов и аспекты распространения буддизма в Монголии, шаманизм и этнология смерти монголов, также публикуются материалы по этнографии народов Центральной Азии и Дальнего Востока. В «Странах и народах Востока» приводятся исследования литературных текстов по искусство и этнографии народов.
Т.М. Михайлов «Из истории бурятского шаманизма» . В монографии делается попытка реконструировать религиозные представления жителей первых государств Центральной Азии и Южной Сибири. Проведен сравнительный анализ традиционных верований монголов, бурят и тюркских народов Сибири. Исследуя и синтезируя материалы исторических эпох, автор пытается разобраться в эволюции шаманизма бурятов, составить общую схему и определить основные эволюционные этапы.
«Религия в истории и культуре монголоязычных народов России» Н.Л. Жуковская . В данной монографии автор пытается дать ответ на такой интересующий его вопрос, как актуальность традиционных религий в наше время. Автор рассуждает о том, какую роль играют традиционные религии, могут ли они удовлетворять в полной мере духовные потребности общества, обеспечивать помощь и духовный рост. Н.Л. Жуковская пишет о том, насколько сильно проявляется борьба между проявлением традиционных религий с новоявленными сектами. Книга состоит из очерков, где рассматривается судьба разных религий и учений, таких как буддизм, христианство, ислам, шаманизм, то, как они взаимодействуют между собой и их история существования. Здесь присутствуют сведения о тенгрианстве, о роли тенгрианства в монгольском обществе, а также Н.Л. Жуковская проводит аналогию этой религии с похожими религиозными традициями у народов Алтая и тувинцев.
«Сокровенное сказание» - первый известный литературный и исторический памятник монголов, который собрал в себе легенды и мифы древних эпосов. Также содержит генеалогию рода Борджигат, и биографию Чингисхана, происходившего из этого рода. Большинство написано в стихах 13 и песнях.
В. Лайко написал книгу «Шаманизм», где рассказывает кто такие шаманы, что такое явление шаманизм, особенности шаманизма у разных народов. В этой книге можно найти большой спектр разных практик, используемых шаманами, а также описание культуры шаманистов. Он описывает шаманов Монголии, Сибири, Африки и других народов по всему миру.
«The Constitution and Contestation of Darhad Shamans' Power in Contemporary Mongolia» by Judith Hangartner, книга про дархатских шаманов, «совсем-шаманов». В этой книге есть информация, как в общем о шаманизме, так и в частности о Шаманизме в Монголии. Также в ней рассказывается о социалистическом периоде в Монголии, о том, какое он влияние оказал на шаманизм и его становление.
В книге «Зов шамана» дается инструкция для тех, кто чувствует свою принадлежность к шаманской культуре и среде. В этой книге М. Сарангэрэл описывает различные методики, а также поясняется позиция шамана в отношении к окружающему миру. Автор приводит древние легенды, «Tragic Spirits. Shamanism, Memory, and Gender in Contemporary Mongolia». Книга, написанная профессором антропологии, Б. Мандухай Книга рассказывает о том, как происходило возрождение шаманизма в Современной Монголии. Здесь приводятся причины разрыва удовлетворения духовных потребностей у жителей страны с религиозными корнями. Изменения, происходившие в течении последних ста лет в политике, культуре, религии и экономике, находят свое место в главах монографии. Кроме описания жизни бурят и последующей экономической разрухи, Б. Мандухай пишет о том, что возрождение шаманизма, как традиционной веры и практики - положительный духовный сдвиг, после многих лет социалистического давления. В монографии «Tragic Spirits. Shamanism, Memory, and Gender in Contemporary Mongolia» рассказывается о том, что все сферы человеческой жизни, а также память народа, сильно взаимосвязаны между собой, и в особенности с миром духов.
И.С. Урбанаева написала монографию «Шаманская философия бурят- монголов . Центрально-Азиатское тенгрианство в свете духовных учений». В этой монографии находятся исследования духовной традиции бурят- монголов, их философии и религии Неба. Книга написана на основе анализа обширного фактологического материала по шаманизму и записи собственных наблюдений.
Проблема исследования
Как проявляет себя традиционная религия в современном мире, и какое влияние оказывает современность на традиционную форму религии.
Объект
Объектом исследования является шаманизм Монголии
Предмет
Предметом исследования являются современные формы монгольского шаманизма.
Цель исследования
Целью данного исследования является изучить современные формы шаманизма в Монголии с позиции их отношения к традиционному верованию.
Задачи
1. Рассмотреть шаманизм в качестве религиозного явления
2. Изучить традиции шаманизма
3. Просмотреть историю шаманизма в Монголии
4. Выявить трансформацию шаманизма и его место в современном мире.
5. Исследовать современные формы шаманизма Монголии
Методология
Исследование традиционных и современных форм шаманизма предполагает использование таких общенаучных методов, как анализ литературы, сравнение, теоретический анализ, метод интервьюирования и метод обобщения, а также аналитический обзор.
Предполагаемый результат
В ходе результата исследования предполагается рассмотреть современные формы шаманизма в Монголии, проследить традиционную составляющую современного шаманизма, определить изменения, произошедшие с шаманизмом и показать конечную форму шаманизма Монголии.
Апробация результатов исследования
Результаты данного исследования могут быть полезны в области использования других исследований по шаманизму, традиционной культуры Монголии, современной культуры Монголии, изучению древних религий.
Степень изученности
Многие исследователи и ученные интересуются вопросом шаманизма и таким явлением, как в историческом контексте, так и в современной жизни. Явление шаманизма исследуют по всему миру, выделяют его особенности, сопоставляют с другими религиями. Один из первых исследователей, который описал явление шаманизма, был М. Элиаде. Первые сведения о монгольском шаманизме есть у путешественников, таких как М . Поло и П. Карпини, где они описывают особенности монгольской культуры. Традиционные верования шаманизма Монголии описывают как зарубежные,
так и советские и российские исследователи, такие как, Д. Банзаров и Н.И. Веселовский Эти исследователи обращаются к “Черной вере” монголов. Современный шаманизм исследовали Р.Т. Сабиров , В.И. Харитонова , Т.Д. Скрынникова, И.С. Урбанаева , Н.Л. Жуковская , эти исследователи описывают шаманизм на территории Сибири и Севера. Актуальный вопрос, затрагиваемый многими исследователями, это вопрос о том, что происходит с современным шаманизмом и кто такие современные шаманы.
М. Элиаде один из первых исследователей такого явления, как шаманизм. В своем труде «Шаманизм. Архаические техники экстаза» автор пытается составить историю возникновения и развития шаманизма в регионах Центральной и Северной Азии. Он пытается раскрыть само явление шаманизма, изучая его техники, мифологию и идеологию. М. Элиаде изучает и раскрывает шаманизм не только в исторических аспектах, но затрагивает и разные культурные формы.
Книга «Феникс из пепла» В.И. Харитоновой содержит исследования жизни, деятельности и культуру народов Сибири и Севера. Ее исследования касаются именно шаманизма в Современном мире, проблема историзации и трансформации верований. В.И. Харитонова рассматривает явление шаманизма на примере разных народов, таких как якуты, хакасы, тувинцы, монголы и буряты. Также книга является сборником ее предыдущих исследований по шаманизму.
«Страны и народы Востока. Вып. XXXIV: Центральная Азия и Дальний Восток» - это выпуск издания, в который вошли статьи, касающиеся вопросов истории, культуры, этнографии стран и народов Востока. В этом выпуске затрагивается и рассматривается положение буддистов и аспекты распространения буддизма в Монголии, шаманизм и этнология смерти монголов, также публикуются материалы по этнографии народов Центральной Азии и Дальнего Востока. В «Странах и народах Востока» приводятся исследования литературных текстов по искусство и этнографии народов.
Т.М. Михайлов «Из истории бурятского шаманизма» . В монографии делается попытка реконструировать религиозные представления жителей первых государств Центральной Азии и Южной Сибири. Проведен сравнительный анализ традиционных верований монголов, бурят и тюркских народов Сибири. Исследуя и синтезируя материалы исторических эпох, автор пытается разобраться в эволюции шаманизма бурятов, составить общую схему и определить основные эволюционные этапы.
«Религия в истории и культуре монголоязычных народов России» Н.Л. Жуковская . В данной монографии автор пытается дать ответ на такой интересующий его вопрос, как актуальность традиционных религий в наше время. Автор рассуждает о том, какую роль играют традиционные религии, могут ли они удовлетворять в полной мере духовные потребности общества, обеспечивать помощь и духовный рост. Н.Л. Жуковская пишет о том, насколько сильно проявляется борьба между проявлением традиционных религий с новоявленными сектами. Книга состоит из очерков, где рассматривается судьба разных религий и учений, таких как буддизм, христианство, ислам, шаманизм, то, как они взаимодействуют между собой и их история существования. Здесь присутствуют сведения о тенгрианстве, о роли тенгрианства в монгольском обществе, а также Н.Л. Жуковская проводит аналогию этой религии с похожими религиозными традициями у народов Алтая и тувинцев.
«Сокровенное сказание» - первый известный литературный и исторический памятник монголов, который собрал в себе легенды и мифы древних эпосов. Также содержит генеалогию рода Борджигат, и биографию Чингисхана, происходившего из этого рода. Большинство написано в стихах 13 и песнях.
В. Лайко написал книгу «Шаманизм», где рассказывает кто такие шаманы, что такое явление шаманизм, особенности шаманизма у разных народов. В этой книге можно найти большой спектр разных практик, используемых шаманами, а также описание культуры шаманистов. Он описывает шаманов Монголии, Сибири, Африки и других народов по всему миру.
«The Constitution and Contestation of Darhad Shamans' Power in Contemporary Mongolia» by Judith Hangartner, книга про дархатских шаманов, «совсем-шаманов». В этой книге есть информация, как в общем о шаманизме, так и в частности о Шаманизме в Монголии. Также в ней рассказывается о социалистическом периоде в Монголии, о том, какое он влияние оказал на шаманизм и его становление.
В книге «Зов шамана» дается инструкция для тех, кто чувствует свою принадлежность к шаманской культуре и среде. В этой книге М. Сарангэрэл описывает различные методики, а также поясняется позиция шамана в отношении к окружающему миру. Автор приводит древние легенды, «Tragic Spirits. Shamanism, Memory, and Gender in Contemporary Mongolia». Книга, написанная профессором антропологии, Б. Мандухай Книга рассказывает о том, как происходило возрождение шаманизма в Современной Монголии. Здесь приводятся причины разрыва удовлетворения духовных потребностей у жителей страны с религиозными корнями. Изменения, происходившие в течении последних ста лет в политике, культуре, религии и экономике, находят свое место в главах монографии. Кроме описания жизни бурят и последующей экономической разрухи, Б. Мандухай пишет о том, что возрождение шаманизма, как традиционной веры и практики - положительный духовный сдвиг, после многих лет социалистического давления. В монографии «Tragic Spirits. Shamanism, Memory, and Gender in Contemporary Mongolia» рассказывается о том, что все сферы человеческой жизни, а также память народа, сильно взаимосвязаны между собой, и в особенности с миром духов.
И.С. Урбанаева написала монографию «Шаманская философия бурят- монголов . Центрально-Азиатское тенгрианство в свете духовных учений». В этой монографии находятся исследования духовной традиции бурят- монголов, их философии и религии Неба. Книга написана на основе анализа обширного фактологического материала по шаманизму и записи собственных наблюдений.
Проблема исследования
Как проявляет себя традиционная религия в современном мире, и какое влияние оказывает современность на традиционную форму религии.
Объект
Объектом исследования является шаманизм Монголии
Предмет
Предметом исследования являются современные формы монгольского шаманизма.
Цель исследования
Целью данного исследования является изучить современные формы шаманизма в Монголии с позиции их отношения к традиционному верованию.
Задачи
1. Рассмотреть шаманизм в качестве религиозного явления
2. Изучить традиции шаманизма
3. Просмотреть историю шаманизма в Монголии
4. Выявить трансформацию шаманизма и его место в современном мире.
5. Исследовать современные формы шаманизма Монголии
Методология
Исследование традиционных и современных форм шаманизма предполагает использование таких общенаучных методов, как анализ литературы, сравнение, теоретический анализ, метод интервьюирования и метод обобщения, а также аналитический обзор.
Предполагаемый результат
В ходе результата исследования предполагается рассмотреть современные формы шаманизма в Монголии, проследить традиционную составляющую современного шаманизма, определить изменения, произошедшие с шаманизмом и показать конечную форму шаманизма Монголии.
Апробация результатов исследования
Результаты данного исследования могут быть полезны в области использования других исследований по шаманизму, традиционной культуры Монголии, современной культуры Монголии, изучению древних религий.
Объектом исследования выступает шаманизм Монголии. В качестве предмета исследования определены современные формы монгольского шаманизма.
В ходе работы решены поставленные во введении задачи.
В первой главе проведено исследование истоков шаманизма. Опираясь на тексты исследователей, удалось составить представление о традиционном шаманизме и его главных аспектах. В каждом из трех параграфов рассмотрена историческая ситуация развития религии и ее взаимодействия с историческим контекстом.
Как показали источники, шаманизм - одна из самых древних языческих религий, появившаяся на территории Монголии задолго до того, как ее начали исследовать. Шаманизм сочетал в себе анимизм, тотемизм, политеизм, магию и другие языческие верования. Главные положения шаманизма Монголии заключались в следующем: представление трехчастного мироздания, почитание Вечного Синего Неба, почитание Земли, почитание Тенгри, вера в Онгонов - души умерших людей. И, конечно, важнейшее значение имели шаманы, проводники между тремя мирами.
Эти аспекты традиционного шаманизма стояли у истоков веры народа. Для шаманизма также были характерны вспомогательные атрибуты, которые давали шаману дополнительные возможности. Как показал анализ исторического контекста, во время влияния других религий и государственной власти такие атрибуты подвергались уничтожению в первую очередь. Первостепенной задачей была борьба с внешними проявлениями шаманизма. В такой исторической ситуации тем, кто еще относил себя к шаманистам, пришлось отказаться от проявления своей веры, и в итоге знания понемногу стали забываться, а шаманские практики - терять свою значимость. Несмотря на постоянное влияние внешней среды, мировоззрение и шаманская вера в традиционном смысле оставалась верной своим истокам, а именно почитанию духов и природы. В случае с монгольским шаманизмом такое влияние оказали сначала мировые религии (буддизм, христианство, ислам), в результате чего сформировалось двоеверие и даже троеверие, а затем - политический режим.
В первой главе решены такие задачи, как: выявление понятия шаманизма, как религиозного явления; изучение традиций шаманизма «Черной веры» монголов; исследование истории шаманизма в Монголии.
Вторая глава решает такие задачи, как изучение трансформации религии, как шаманизм в современном мире, и исследование современных форм шаманизма в Монголии.
В первом параграфе второй главы шаманизм рассмотрен в качестве религиозного явления в современном мире. Вследствие всех исторических перемен, произошедших во время практикования монголами шаманизма, религия получила опыт трансформации, через который вера в шаманизм в современном обществе получила стимул для развития. Этому способствуют появления шаманских организаций, официальное обучение шаманизму, исследования истории шаманизма и способностей шаманов.
В Монголии традиционный шаманизм, как показало исследование, также приобрел черты современного, прогрессивного, а государство способствовало его возрождению и активному распространению среди населения страны. Так, важную роль сыграло создание музеев и организаций, направленных на сохранение традиционного шаманизма и его развитие. Потребность страны в обращении к своим корням дала мощный толчок для восстановления древних практик, которые находились в подавлении на протяжении долгого времени. Из-за отсутствия возможностей практиковать шаманизм и обучаться этим практикам открыто, некоторые ритуалы и их значимость оказались забытыми в центральных районах страны, что привело к попыткам поиска исконного шаманизма в современном мире.
В то же время трансформации, связанные с прерыванием шаманистической традиции, смешением практик с практиками и атрибутами других религий (двоеверие, троеверие), модернизация образа жизни в целом привели к тому, что сегодня шаманисты предельно разнообразны. Так, шаманисты стали делиться на три категории в зависимости от их способностей: шаманы, шаманствующие и шаманисты. Также появилось деление на неошаманов, тех, кто проходит обучение самостоятельно, и городских шаманов, осуществляющих свою деятельность в городах, вдали от природы. А вследствие попытки уничтожения шаманских атрибутов, появилась такая категория, как «шаманы без бубнов».
Второй параграф второй главы в качестве основного материала использует проведенное интервью. Анализ показал, что современная форма шаманизма страны представляет собой религию, основанную на традиционной вере с элементами развивающегося общества. Интервью, проведенное с Почетным Консулом Монголии, демонстрирует, что Правительство полностью поддерживает развитие традиционной веры своего народа и даже принимает участие в деятельности шаманизма, в его сохранении и процветании. Приверженцы шаманизма, включая шаманов, полностью погружаются в изучение коренного шаманизма и пытаются вернуться к истокам веры. Информация, полученная в ходе интервью, дает понимание, что атрибуты шаманизма также обрели свое традиционное место, как и представление о мире Духов и мироустройстве. Процессы, происходящие во время становления шаманов, также имеют традиционные представления.
Если еще двадцать лет назад шаманизм только начинал свое возрождение, то современная форма, как показало исследование, является более крепкой и устоявшейся. Несмотря на то, что некоторые традиционные элементы были утрачены, суть традиционного шаманизма, его миропредставление и аспекты остались практически неизмененными. И только лишь в некоторых областях современного шаманизма присутствуют элементы нового. Так, к современным формам относятся: глобализация деятельности шаманов, выход за рамки рода и даже страны; объединение разных шаманов и активное взаимодействие их друг с другом, в том числе на международном уровне; создание официальных, зарегистрированных в государстве шаманских организаций, таких как шаманские объединения, школы, музеи и центры изучения и сохранения традиционной веры монголов; отношение к природе как сочетание священного и повседневного; становление городского шаманизма; государственный контроль появления новых шаманов и борьба с псевдошаманами; а также возвращение к традиционным формам.
Таким образом, современный шаманизм Монголии находится в фазе активной реконструкции и стремится быть близким исконной традиции. В то же время, поскольку общественные условия и образ жизни в течение XX века серьезно изменились, а традиция, до того уже претерпевшая трансформации в ходе взаимодействия с другими религиями, даже была прервана на длительное время, сегодняшние формы шаманизма нельзя назвать соответствующие исконным или восстановившими исконные. Скорее, это конструирование новых форм, согласующих в себе ключевые положения шаманизма как веры и условия модернизированного мира, о чем особенно ярко свидетельствует тенденция глобализации в рамках деятельности шаманов и шаманистов.
Материалы данного исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы для последующих работ по изучению традиции и культуры Монголии.
В ходе работы решены поставленные во введении задачи.
В первой главе проведено исследование истоков шаманизма. Опираясь на тексты исследователей, удалось составить представление о традиционном шаманизме и его главных аспектах. В каждом из трех параграфов рассмотрена историческая ситуация развития религии и ее взаимодействия с историческим контекстом.
Как показали источники, шаманизм - одна из самых древних языческих религий, появившаяся на территории Монголии задолго до того, как ее начали исследовать. Шаманизм сочетал в себе анимизм, тотемизм, политеизм, магию и другие языческие верования. Главные положения шаманизма Монголии заключались в следующем: представление трехчастного мироздания, почитание Вечного Синего Неба, почитание Земли, почитание Тенгри, вера в Онгонов - души умерших людей. И, конечно, важнейшее значение имели шаманы, проводники между тремя мирами.
Эти аспекты традиционного шаманизма стояли у истоков веры народа. Для шаманизма также были характерны вспомогательные атрибуты, которые давали шаману дополнительные возможности. Как показал анализ исторического контекста, во время влияния других религий и государственной власти такие атрибуты подвергались уничтожению в первую очередь. Первостепенной задачей была борьба с внешними проявлениями шаманизма. В такой исторической ситуации тем, кто еще относил себя к шаманистам, пришлось отказаться от проявления своей веры, и в итоге знания понемногу стали забываться, а шаманские практики - терять свою значимость. Несмотря на постоянное влияние внешней среды, мировоззрение и шаманская вера в традиционном смысле оставалась верной своим истокам, а именно почитанию духов и природы. В случае с монгольским шаманизмом такое влияние оказали сначала мировые религии (буддизм, христианство, ислам), в результате чего сформировалось двоеверие и даже троеверие, а затем - политический режим.
В первой главе решены такие задачи, как: выявление понятия шаманизма, как религиозного явления; изучение традиций шаманизма «Черной веры» монголов; исследование истории шаманизма в Монголии.
Вторая глава решает такие задачи, как изучение трансформации религии, как шаманизм в современном мире, и исследование современных форм шаманизма в Монголии.
В первом параграфе второй главы шаманизм рассмотрен в качестве религиозного явления в современном мире. Вследствие всех исторических перемен, произошедших во время практикования монголами шаманизма, религия получила опыт трансформации, через который вера в шаманизм в современном обществе получила стимул для развития. Этому способствуют появления шаманских организаций, официальное обучение шаманизму, исследования истории шаманизма и способностей шаманов.
В Монголии традиционный шаманизм, как показало исследование, также приобрел черты современного, прогрессивного, а государство способствовало его возрождению и активному распространению среди населения страны. Так, важную роль сыграло создание музеев и организаций, направленных на сохранение традиционного шаманизма и его развитие. Потребность страны в обращении к своим корням дала мощный толчок для восстановления древних практик, которые находились в подавлении на протяжении долгого времени. Из-за отсутствия возможностей практиковать шаманизм и обучаться этим практикам открыто, некоторые ритуалы и их значимость оказались забытыми в центральных районах страны, что привело к попыткам поиска исконного шаманизма в современном мире.
В то же время трансформации, связанные с прерыванием шаманистической традиции, смешением практик с практиками и атрибутами других религий (двоеверие, троеверие), модернизация образа жизни в целом привели к тому, что сегодня шаманисты предельно разнообразны. Так, шаманисты стали делиться на три категории в зависимости от их способностей: шаманы, шаманствующие и шаманисты. Также появилось деление на неошаманов, тех, кто проходит обучение самостоятельно, и городских шаманов, осуществляющих свою деятельность в городах, вдали от природы. А вследствие попытки уничтожения шаманских атрибутов, появилась такая категория, как «шаманы без бубнов».
Второй параграф второй главы в качестве основного материала использует проведенное интервью. Анализ показал, что современная форма шаманизма страны представляет собой религию, основанную на традиционной вере с элементами развивающегося общества. Интервью, проведенное с Почетным Консулом Монголии, демонстрирует, что Правительство полностью поддерживает развитие традиционной веры своего народа и даже принимает участие в деятельности шаманизма, в его сохранении и процветании. Приверженцы шаманизма, включая шаманов, полностью погружаются в изучение коренного шаманизма и пытаются вернуться к истокам веры. Информация, полученная в ходе интервью, дает понимание, что атрибуты шаманизма также обрели свое традиционное место, как и представление о мире Духов и мироустройстве. Процессы, происходящие во время становления шаманов, также имеют традиционные представления.
Если еще двадцать лет назад шаманизм только начинал свое возрождение, то современная форма, как показало исследование, является более крепкой и устоявшейся. Несмотря на то, что некоторые традиционные элементы были утрачены, суть традиционного шаманизма, его миропредставление и аспекты остались практически неизмененными. И только лишь в некоторых областях современного шаманизма присутствуют элементы нового. Так, к современным формам относятся: глобализация деятельности шаманов, выход за рамки рода и даже страны; объединение разных шаманов и активное взаимодействие их друг с другом, в том числе на международном уровне; создание официальных, зарегистрированных в государстве шаманских организаций, таких как шаманские объединения, школы, музеи и центры изучения и сохранения традиционной веры монголов; отношение к природе как сочетание священного и повседневного; становление городского шаманизма; государственный контроль появления новых шаманов и борьба с псевдошаманами; а также возвращение к традиционным формам.
Таким образом, современный шаманизм Монголии находится в фазе активной реконструкции и стремится быть близким исконной традиции. В то же время, поскольку общественные условия и образ жизни в течение XX века серьезно изменились, а традиция, до того уже претерпевшая трансформации в ходе взаимодействия с другими религиями, даже была прервана на длительное время, сегодняшние формы шаманизма нельзя назвать соответствующие исконным или восстановившими исконные. Скорее, это конструирование новых форм, согласующих в себе ключевые положения шаманизма как веры и условия модернизированного мира, о чем особенно ярко свидетельствует тенденция глобализации в рамках деятельности шаманов и шаманистов.
Материалы данного исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы для последующих работ по изучению традиции и культуры Монголии.
Подобные работы
- БУРЯТСКИЙ ШАМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Бакалаврская работа, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - МОДИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОГО БУРЯТСКОГО ШАМАНИЗМА
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Репрезентация образа шамана в современных социальных медиа
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА ТИБЕТА: СОЧЕТАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВОЗЗРЕНИЙ И БУДДИЗМА (VI-XIIIB.)
Главы к дипломным работам, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Влияние буддизма на традиционные верования бурят (XIX - начало XXI вв.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4580 р. Год сдачи: 2021 - ИССЛЕДОВАТЕЛИ ШАМАНИЗМА НА АЛТАЕ
Г.Н. ПОТАНИН И А.В. АНОХИН
Дипломные работы, ВКР, археология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ТЕНГРИАНСТВО КАК РЕЛИГИЯ ТЮРКОВ И МОНГОЛОВ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Традиционная культура хакасов в начале XX века
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ИСЛАМА VIII - XX СТОЛЕТИЯ
Бакалаврская работа, геология и минералогия. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019



