Введение
1.1 Сущность специальной выносливости 7
1.2 Развитие специальной выносливости в триатлоне 11
1.3 Нагрузка и отдых при выполнении физических упражнений 20
1.4 Тренировочные мезоциклы 32
2. Организация и методы исследования 38
2.1 Организация исследования 38
2.2 Методы исследования 38
3 Результаты исследования и их обсуждение 42
3.1 Распределение сегментов подготовки триатлонистов в
предсоревновательном микроцикле 42
3.2 Структура тренировочной нагрузки в предсоревновательном мезоцикле
спортсменов высокой квалификации в зимнем триатлоне 46
3.3 Разработка тренировочной программы для триатлонистов высокой
квалификации в предсоревновательном мезоцикле 49
Заключение 54
Список сокращений 56
Список использованных источников 57
Приложение
В последние годы все большую популярность приобретают комплексные виды спорта. Одно из ведущих мест в этом списке занимает триатлон - летний и зимний. Универсальность и доступность включенных в него компонентов позволяет подготовиться и преодолеть дистанцию практически любому спортсмену, специализирующемуся в одном из смежных видов спорта. Многие из них используют старты в триатлоне во время межсезонья для подготовки к своим основным соревнованиям. Пловцы, лыжники, велосипедисты или легкоатлеты достаточно высокого уровня, защищающие честь своей страны на международных соревнованиях, принимают участие в соревнованиях по триатлону для развития общей выносливости. О популярности во всем Мире летнего триатлона свидетельствует включение его в 2000 году (Сидней) в программу летних Олимпийских игр [41] .
Несколько иначе складывается ситуация в развитии зимнего триатлона - нового вида спорта. Триатлон является одним из молодых видов спорта и пользуется всё большей популярностью в мире. В России триатлон активно начал развиваться в середине 90-х годов прошлого века. Несмотря на то, что в 2010 году планировалось представить на зимней Олимпиаде в Ванкувере, Федеральной программы спортивной подготовки по триатлону до сих пор не существует.
Зимний триатлон - комбинация из бега, кросс -кантри велогонки и лыжной гонки, преодолеваемых в непрерывной последовательности. Эту относительно новую дисциплину, культивируемую ITU. Стандартная дистанция ITU состоит из 7-9км бега, 12-14км велогонки 10-12км лыжной гонки. И все это - по заснеженным трассам. Поэтому для спортсмена в данном виде спорта необходима выносиливость как основное качество.
По мнению многих авторов: Матвеев Л.П, Макаров А.Н, Наботникова М.Я., Попов Г.И. Абрамов В.А. и др., выносливость является важнейшим физическим качеством в беге, в лыжных гонках, в велогонках. Выносливость одно из ведущих качеств, определяющих уровень мастерства. Она нужна не только для выполнения основного упражнения, но и для того, чтобы справиться с объемом тренировочной работы, который характерен для зимнего триатлона [32; 34; 37; 42].
Не смотря на то что выносливость является основным качеством триатлонистов, высокий уровень ее не гарантирует спортсмену победы на крупных соревнованиях. Проблему развития выносливости, и специальной выносливости, в частности рассматривали многие исследователи: Набатникова М.Я., Огольцов И.Г., Петров А.В., Корчевский А.В., Сергеев Г.А. и др. Но общей программы для подготовки спортсменов к зимнему триатлону нет [34; 39; 42; 48].
В своей работе мы постарались осветить вопросы подготовки спортсменов к зимнему триатлону. За основу был взят предсоревновательный мезоцикл, как основной период в подготовке перед главными стартами. Были освещены вопросы о распределении сегментов зимнего триатлона по микроциклам. На какой сегмент был больше упор и какой чаще использовался в подготовке. Также разобрали объемы тренировочной нагрузки по интенсивности на примере спортсменов высокой квалификации.
Цель: Разработать план тренировок для спортсменов высокой квалификации в предсоревновательном мезоцикле.
Объект исследования: тренировочный процесс триатлонистов высокой квалификации.
Предмет исследования: планирование тренировочного процесса в предсоревновательном мезоцикле.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к построению тренировочного процесса в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости;
2. Выявить особенности распределение сегментов подготовки в микроцикле у спортсменов - триатлонистов разной квалификации;
3. Выявить структуру тренировочной нагрузки у спортсменов высокой квалификации в предсоревновательном мезоцикле;
4. Разработать план подготовки триатлонистов высокой квалификации в предсоревновательном мезоцикле.
Гипотеза исследования: разработанный план подготовки триатлонистов высокой квалификации в предсоревновательном мезоцикле, основанный на оптимальном сочетании средств в сегментах подготовки и распределении тренировочной нагрузки с учетом тренировочных зон, позволит обеспечить высокую результативность соревновательной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, письменный опрос (анкетирование), педагогический эксперимент, анализ документальных источников, метод математической статистики.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Специальная выносливость - это способность поддерживать как
можно дольше высокую работоспособность в зависимости от интенсивности выполняемого упражнения, детерминированной требованиями
соревновательной деятельности в конкретном виде спорта.
Зимний триатлон включает в себя комбинацию из бега, кросс -кантри велогонки и лыжные гонки, преодолеваемых в непрерывной последовательности.
Развитие выносливости во многом определяется методами тренировки, из них можно выделить три основных: непрерывного длительного бега как равномерного, так и переменного; прерывного (интервального); соревновательного.
Эффективность развития специальной выносливости зависит от доли интенсивной работы скоростной и скоростно -силовой направленности. При совершенствовании специальной выносливости предпочтительнее равномерное соотношение нагрузок скоростного и скоростно -силового характера.
2. По особенностям распределения сегментов подготовки в микроцикле, можно сделать выводы, что у высококвалифицированных спортсменов и спортсменов низкой квалификации, больших расхождений в распределении сегментов нет.
Отметим, что квалифицированные спортсмены предпочитают уделять время конкретному виду за одну тренировку. Но план подготовки составляется так, чтобы за один тренировочный день были использованы все виды, из которых состоит триатлон.
3. Установили, что в подготовке к соревнованиям спортсмены зимнего триатлона приоритетно используют переменный метод, а в
тренировках на развитие быстроты повторную и интервальную тренировки. Соревновательный метод при подготовке к основным стартам не используют.
В первом микроцикле тренировки достаточно большие по продолжительности. Интенсивность при этом невысокая, колеблется во 2 - 3 зонах по ЧСС. Затем объемы снижаются, и повышается интенсивность.
Третий микроцикл считается самым тяжелым. На этом периоде проводятся основные работы на развитие скоростной выносливости. Высокая интенсивность.
Спортсмены зимнего триатлона предпочитают на первой неделе предсоревновательного мезоцикла развивать выносливость, на втором выносливость и силу, на третьем и четвертом скоростную выносливость.
4. На основе проведенных исследований, был разработан тренировочный план предсоревновательного мезоцикла. Реализация данного тренировочного плана позволила повысить результаты в контрольных испытаниях и занять призовые места на Чемпионате и Первенстве мира.
1. Авдеев, А. А. Построение тренировочного процесса лыжников - спринтеров массовых разрядов в подготовительном периоде годичного цикла : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Авдеев. - Санкт-петербург, 2007. - 20 с.
2. Бондаренко, И. Г. Определение уровня физической подготовленности студентов: двигательные тесты и метод индексов / И. Г. Бондаренко // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 2. - С. 81 - 84.
3. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-368 с.
4. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. - Москва : Физкультура и спорт. - 2007. - 208 с.
5. Возняк, Г.В. Экспериментальное обоснование эффективности некоторых средств и методов развития выносливости у юных бегунов на средние дистанции/ Г.В. Возняк. — М., 1994. — 122 с.
6. Выносливость у юных спортсменов / под общ. ред. Р.Е. Мотылян-ской. - М. : Физкультура и спорт, 1996. - 223 с.
7. Вяльбе, Е. В. Система соревнований и структура этапов непосредственной подготовки к главному старту высококвалифицированных лыжников-гонщиков : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Вяльбе. - Москва: РСГУ, 2007. - 25 с.
8. Гелецкий, В. М. Реферативные, курсовые и выпускные квалификационные работы: учеб. - метод. пособие / Изд. 2-е, перераб. и доп. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. - 152 с.
9. Губа, В. Б. Легкая атлетика / В. Б. Губа, В. Г. Никитушкин, В. А. Галеев. — М. : Олимпия Пресс, 2006. — 224 с.
10. Двоскин, А. А. Тактическая подготовка лыжников спринтеров к соревновательной деятельности : автореферат дис. ... канд. пед. наук / А. А. Двоскин. - Санкт-Петербург, 2010. - 22 с.
11. Дмитрук, А. И. Физическая работоспособность: методы оценки и способы коррекции / А. И. Дмитрук, Д. С. Меньшиков. - Санкт-Петербург, 2007. - 48 с.
12. Дунаев, К.С., Савицкий Я.И., Солдатов О.А. Развитие силовой выносливости у биатлонистов // Лыжный спорт / Сост. В.Н. Манжосов и др.; Редкол. А.В. Акентьев и др. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - №2. - С.53-56
13. Ермаков, В. В. Техника лыжных гонок : учеб. пособие / В. В. Ермаков, А. В. Пирог, В. С. Шевцов. - Смоленск : Смоленская гос. Академия Физической Культуры, спорта и туризма, 2007. - 61 с.
14. Жилкин, А. И. Легкая атлетика : учебное пособие для вузов / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, В. Е. Сидорчук. — М. : Академия, 2008. — 464 с.
15. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2009. - 199 с.
16. Зимний триатлон [Электронный ресурс] : Спорт в школе. - 2008, - № 23 (448).- Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/7e435814-b1a0-40c6-911e- 399041c8eb6b
17. Инясевский, К.А. Тренировка пловца/ К.А. Инясевский Б.Н. Никитский; СПБ: Нева, 2000.-152 с.
18. Каганов, Л.С. Развиваем выносливость: монография / Л.С. Каганов. - М.: Знание, 1990. - 189 с.
19. Каримов, И.И. Исследование эффективности соревновательного метода тренировки велосипедистов // Молодой ученый. - Москва, 2012. - № 4. - С. 541-543.
20. Котов, П.А. Характеристика методов тренировки в лыжном спорте / П.А. Котов//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 30. - С. 94-97.
21. Коц, Я.М. Физиологические основы выносливости. /Я.М. Коц// Спортивная физиология: Учебн. для ИФК.- Томск, 2006.- С. 70-98
22. Кужба, О.А. Физическая культура и спорт Верхневолжья / О.А. Кужба // Тверской государственный университет. - 2012. - №5.- С. 32.
23. Кузин, В.В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России/ Теория и практика физической культуры. - 2005. - №9.- С. 87.
24. Кузин, В.С. Повышение специальной выносливости у лыжников-
гонщиков. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://skimag.nm.ru/publish/OldLS/Lib0063.htm
25. Кузнецов, А.А. Тренировочная программа кросс -кантри (маунтинбайк) на этапе спортивного совершенствования: ученые записки/
A. А. Кузнецов, И.И. Александров, И.Н. Михайлова.// Сибирский вестник. Университет им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 92-98.
26. Логинова, М.И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. учебное пособие / М.И. Логинова. -СПб., 2008. 57 с.
27. Лыжный спорт: учебник / Т.П. Раменская, А.Г. Баталов - М.: Физическая культура, 2005. - 320 с.
28. Лыжный спорт и методика преподавания: учебно - методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050720 Физическая культура). - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - 92 с.
29. Людсков, П.Н., Спиридонов К.Н. Лыжные гонки: учебно¬методическое пособие/ П.Н Людсков, КН. Спиридонов. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.
30. Лях, В. И. О классификации координационных способностей /
B. И. Лях. - М.: Теория и практика физической культуры, 2007. - 280 с.
31. Макаров, А.Н. Бег на средние и длинные дистанции / А.Н. Макаров.— 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1993. — 37 с.
32. Макаров, А.Н. Легкая атлетика: учеб. для студентов пед. ин -тов по спец. № 2114 / А.Н. Макаров.- М.: Просвещение, 2000 г. - 208 с.
33. Маматов, В. Ф. Пути оптимизации тренировочного процесса биатлонистов высшей квалификации / В.Ф. Маматов// Материалы научно - практической конференции «Система спортивной подготовки в биатлоне». - Омск, 2012. - С. 23 - 28.
34. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов / Л.П. Матвеев// Физ. культ. - М.: Дело, 2009. - 200 с.
35. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников- гонщиков» 12-15 мая 2013 г. Смоленск / под ред. к.п.н., профессора В. В. Ермакова, к.п.н., доцента АВ. Турского. - Смоленск : СГАФКСТ, 2013. - С. 41 - 45.
36. Минаков, С.М. Современные тенденции двухциклового планирования подготовки велосипедистов / Минаков С.М., Максимова В.М., СПб, 2004. - 197 с.
37. Набатникова, М.Я. Специальная выносливость спортсменов / М.Я. Наботникова. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 160 с.
38. Никуличев, В.Л. Велосипедный спорт : ежегодник/В.Л. Никуличев. - М., 2004. - С. 29-32.
39. Огольцов, И.Г. Тренировка лыжника-гонщика: учебное пособие / И.Г. Огольцов. - М.: Физкультура и спорт, 1991, - 128с.
40. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. : учебное пособие / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель». 2002. - 864 с.
41. Официальный сайт Федерации триатлона России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ftr.org.ru/
42. Перов, А.В., Корчевский А.В. Лыжная подготовка: учебное пособие/ А.В Петров, А.В Корчевский.- Омск: СибАДИ, 2009. - 208 с
43. Пирусский, В.С. Физическая культура, здравоохранение и образование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции/ В. С.Пирусский.- Томск: Томский государственный университет, 2009. - 236 с.
44. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. - Москва : Олимпийская литература, 2005. - 808 с
45. Подготовка юных лыжников: учеб. пособие для тренеров детских и юношеских спортивных коллективов / под ред. А.Д. Солдатова. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 324 с.
46. Попов, В.Б. Эмоции до конца жизни / Владимир Попов // Теория и практика физической культуры. - Москва, 2009. - №1.- С. 74-75
47. Попов, Г.И., Абрамов В.А., Логинов А.А., Чистякова С.В. Моделирование велосипедной гонки триатлетов в условиях велотренажерного стенда: Теория и практика физической культуры / Г.И.Попов, В.А. Абрамов, А.А. Логинов, С.В. Чистякова// Теория спорта. - М. - 2008. - № 10.- С.72-74
48. Савосина, М. Н. Общая силовая подготовка для конькового хода в лыжных гонках: учебное пособие / М.Н. Савосина. - Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИГУ», 2012 - 74 с.
49. Сергеев, Г. А. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Лыжный спорт: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Сергеев, Е. В. Мурашко, Г. В. Сергеев. - Москва : Академия, 2012. - 176 с.
50. Слимейкер, А.Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость: монография / А.Р.Слимейкер. - Мурманск : Тулома, 2007. - 324 с.
51. Смирнов, А.А. Новые тенденции в технике конькового хода / А. А. Смирнов //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 32. - С. 73-77.
52. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В. Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: МГФСО СААС, 2005. - 446 с.
53. Сорванов, В.А., Алексеева Ю.П. Поиск способов измерения специальной выносливости/ В.А. Сорванов, Ю.П.Алексеева // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №3. - С. 49-53.
54. СТО 4.2-07-2014. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Введ. 09.01.2014. - Красноярск : ИПК СФУ, 2014. - 60 с.
55. Суслов, Ф.П. Бег на средние и длинные дистанции / Ф.П. Суслов, Ю.А. Попов, В.Н. Кулаков. — М. : Физкультура и спорт, 2012. - 150 с.
56. Физическая работоспособность человека : оценка и коррекция, биоритмологические аспекты / В. Н. Ильин, Ю. А. Попадюха, Ю. А. Бородин, А. И. Дмитрук, Д. С. Меньшиков. - Киев : ООО «Полипром», 2008. - 132 с.
57. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 480 с.
58. Шапошникова, В.И. Многолетняя подготовка юных лыжников- гонщиков : монография / В. И. Шапошникова. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 136 с.
59. Шишкина, А. В. Лыжные гонки XXI века : специальная физическая подготовка квалифицированных лыжников -гонщиков / А. В. Шишкина. - Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2008. - 347 с.
60. Шликенридер, П. Лыжный спорт / П. Шликенридер. - Мурманск : Тулома, 2008. - 288 с.