Психологический возраст и креативность у студентов СФУ
|
Введение 3
1 Теоретический анализ понятия «психологический возраст» 7
1.1 Понятие психологический возраст в психологических исследованиях 7
1.2 Психологический возраст в исследованиях А. Кроника, Р. Ахмерова и Е. Головахи 14
2 Соответствие возрастов как мощный стимул к креативности 17
2.1 Теоретический анализ понятия «Креативность» 17
2.2 Креативность социальная и предметная 28
2.3 Креативность и психологический возраст 30
3 Эмпирическое исследование психологического возраста и предметной и социальной креативности 34
3.1 Отбор респондентов исследования 34
3.2 Подбор методик исследования 34
3.3 Результаты и интерпретация результатов исследования 35
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение А-Н
1 Теоретический анализ понятия «психологический возраст» 7
1.1 Понятие психологический возраст в психологических исследованиях 7
1.2 Психологический возраст в исследованиях А. Кроника, Р. Ахмерова и Е. Головахи 14
2 Соответствие возрастов как мощный стимул к креативности 17
2.1 Теоретический анализ понятия «Креативность» 17
2.2 Креативность социальная и предметная 28
2.3 Креативность и психологический возраст 30
3 Эмпирическое исследование психологического возраста и предметной и социальной креативности 34
3.1 Отбор респондентов исследования 34
3.2 Подбор методик исследования 34
3.3 Результаты и интерпретация результатов исследования 35
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение А-Н
Тема жизненного пути поднимается психологами исследователями еще с 70-ых годов XX века и будет актуальна всегда, потому что человечество не стоит на месте, а с развитием науки и технологий меняются формы взаимодействия и вид творческой деятельности, и, конечно же, общение друг с другом приобретает новые формы. В нашем исследовании мы обращаем внимание на малую часть жизненного пути - психологический возраст, который характеризуется субъективным восприятием времени, то есть осознанным восприятием психологического настоящего, прошлого и будущего. Осознанное восприятие причинно-следственных связей очень важно для социализации и адаптированности в быстроразвивающемся мире. Найти для себя свой темп жизни и оставаться в нем помогает человеку достичь больших поставленных перед собой целей, а творческие способности помогают человеку посмотреть на проблему с разных сторон и принять оригинальное решение.
Человеку, который сам осознанно творит свой жизненный путь, будет доступнее его способности к творческой деятельности, как направленной на предмет, так и во взаимодействии с окружающими людьми.
Интерес так же в нашей работе представляет социальная креативность. Этим феноменом исследователи заинтересовались совсем недавно, большинство психологов исследуют больше креативность интеллектуальную и данные этих исследований распространяют на все сферы человеческой активности. Что является неприемлемым, так как социальная креативность рассчитана на субъект-субъектную деятельность и проявляется во взаимодействии между людьми: в их вербальном и невербальном общении, умении придумывать оригинальные стили, в умении предугадать поведение другого.
Актуальность работы состоит в том, что при достаточной изученности самого жизненного пути и места в нем психологического возраста, недостаточно исследован вопрос внутри возраста. Так же малоисследуемым остается то, какое место занимает творчество в психологическом возрасте.
Существует мнение о том, что равенство психологического и хронологического возрастов, которые характеризуются четкой и осознанной перспективой, дает мощные стимулы для творчества.
В связи с этим, представляется интерес в изучении психологического возраста, социальной креативности и предметной.
Цель исследования: изучить проявления креативности в разных сочетаниях психологического и хронологического возрастов.
Исследовательский вопрос: как связаны социальная и предметная креативность и психологический возраст?
Объект исследования: студенты Сибирского Федерального Университета Предмет исследования: Психологический возраст и креативность Гипотеза исследования: у людей, чей психологический возраст равен хронологическому возрасту, показатели креативности будут статистически выше, чем у людей, у которых есть разница между психологическим и хронологическим возрастами.
В исследовании приняли участие 63 студента из разных институтов Сибирского Федерального Университета.
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Провести анализ представлений понятий «психологический возраст», «креативность».
2. Изучить сочетания психологического и хронологических возрастов.
3. Провести анализ понятий «социальная креативность», «предметная креативность».
Эмпирические:
1. Подобрать методики для исследования психологического возраста, социальной и предметной креативности;
2. Описать проявления креативности креативности в разных группах сочетаний возрастов;
3. Сравнить качественные проявления предметной креативности между группами;
4. Сравнить проявления социальной креативности между группами;
5. Проверить полученные данные с помощью метода математической статистики.
Для проверки гипотезы исследования были выбраны следующие методы и методики:
1. Методика «Оценка пятилетних интервалов» А. Кроника, Р. Ахмерова, Е. Головахи
2. Методика «Творческого мышления Е. Торренса»
3. Методика «Определение социальной креативности» А.В. Батаршева.
4. Методы математической статистики(Критерий Манна-Уитни (u- критерий))
Этапы исследования:
I этап - проведение исследования психологического возраста у студентов разных институтов Сибирского Федерального Университета с помощью методики «Оценка пятилетних интервалов» А. Кроника, Р. Ахмерова, Е. Головахи.
Результаты полученные на данном этапе будут ранжироваться по сочетаниям психологического(ПВ) и хронологического(ХВ) возрастов: ПВ=ХВ, ПВ<ХВ, ПВ>ХВ соответственно.
II этап - проведение исследования социальной креативности у студентов разных институтов Сибирского Федерального Университета с помощью методики «Определение социальной креативности» А. В. Батаршева.
III этап - проведение исследования предметной креативности у студентов разных институтов Сибирского Федерального Университета с помощью методики «Творческого мышления Е. Торренса».
IV этап - данные полученные по трем методикам подвергаются обработке с использованием метода математической статистики (Критерий Манна - Уитни (u-критерий)).
Человеку, который сам осознанно творит свой жизненный путь, будет доступнее его способности к творческой деятельности, как направленной на предмет, так и во взаимодействии с окружающими людьми.
Интерес так же в нашей работе представляет социальная креативность. Этим феноменом исследователи заинтересовались совсем недавно, большинство психологов исследуют больше креативность интеллектуальную и данные этих исследований распространяют на все сферы человеческой активности. Что является неприемлемым, так как социальная креативность рассчитана на субъект-субъектную деятельность и проявляется во взаимодействии между людьми: в их вербальном и невербальном общении, умении придумывать оригинальные стили, в умении предугадать поведение другого.
Актуальность работы состоит в том, что при достаточной изученности самого жизненного пути и места в нем психологического возраста, недостаточно исследован вопрос внутри возраста. Так же малоисследуемым остается то, какое место занимает творчество в психологическом возрасте.
Существует мнение о том, что равенство психологического и хронологического возрастов, которые характеризуются четкой и осознанной перспективой, дает мощные стимулы для творчества.
В связи с этим, представляется интерес в изучении психологического возраста, социальной креативности и предметной.
Цель исследования: изучить проявления креативности в разных сочетаниях психологического и хронологического возрастов.
Исследовательский вопрос: как связаны социальная и предметная креативность и психологический возраст?
Объект исследования: студенты Сибирского Федерального Университета Предмет исследования: Психологический возраст и креативность Гипотеза исследования: у людей, чей психологический возраст равен хронологическому возрасту, показатели креативности будут статистически выше, чем у людей, у которых есть разница между психологическим и хронологическим возрастами.
В исследовании приняли участие 63 студента из разных институтов Сибирского Федерального Университета.
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Провести анализ представлений понятий «психологический возраст», «креативность».
2. Изучить сочетания психологического и хронологических возрастов.
3. Провести анализ понятий «социальная креативность», «предметная креативность».
Эмпирические:
1. Подобрать методики для исследования психологического возраста, социальной и предметной креативности;
2. Описать проявления креативности креативности в разных группах сочетаний возрастов;
3. Сравнить качественные проявления предметной креативности между группами;
4. Сравнить проявления социальной креативности между группами;
5. Проверить полученные данные с помощью метода математической статистики.
Для проверки гипотезы исследования были выбраны следующие методы и методики:
1. Методика «Оценка пятилетних интервалов» А. Кроника, Р. Ахмерова, Е. Головахи
2. Методика «Творческого мышления Е. Торренса»
3. Методика «Определение социальной креативности» А.В. Батаршева.
4. Методы математической статистики(Критерий Манна-Уитни (u- критерий))
Этапы исследования:
I этап - проведение исследования психологического возраста у студентов разных институтов Сибирского Федерального Университета с помощью методики «Оценка пятилетних интервалов» А. Кроника, Р. Ахмерова, Е. Головахи.
Результаты полученные на данном этапе будут ранжироваться по сочетаниям психологического(ПВ) и хронологического(ХВ) возрастов: ПВ=ХВ, ПВ<ХВ, ПВ>ХВ соответственно.
II этап - проведение исследования социальной креативности у студентов разных институтов Сибирского Федерального Университета с помощью методики «Определение социальной креативности» А. В. Батаршева.
III этап - проведение исследования предметной креативности у студентов разных институтов Сибирского Федерального Университета с помощью методики «Творческого мышления Е. Торренса».
IV этап - данные полученные по трем методикам подвергаются обработке с использованием метода математической статистики (Критерий Манна - Уитни (u-критерий)).
Изучение психологического возраста личности является актуальной проблемой поскольку субъективное восприятие времени отражает активную позицию по отношению к своей жизни. Такая позиция очень важна в современном мире, что бы чувствовать свой темп жизни, строить эффективные взаимодействия и добиваться своей цели.
Несмотря на то, что существует множество исследований направленные на изучение жизненного пути личности, как показывает мой анализ литературы по данному вопросу, психологическому возрасту уделяется очень мало внимания. Благодаря проделанной мною работе, модно выделить основные направления, в котором данный феномен рассматривается: типологический казуальный и мотивационный.
Малоизученность феномена социальная креативность так же указывает на актуальность данной работы. А так же на связь предметная и социальная креативности.
Существуют два противоположных мнения исследователей на этот вопрос о связи двух видов креативности. Благодаря изучению разнообразных исследований мы можем определить общие отличия социальной креативности от предметной. Но данный вопрос требует более глубоких исследований.
Новизна моей работы обосновывается тем, что была проведена работа на выявление параметров креативности и их различия в разных возрастных сочетаниях между психологическим и хронологическим возрастах.
Исходя из этого возникает интерес дальнейших работ в детальном изучении психологического возраста в данных направлениях и как в этих подходах рассматривается креативность и как она себя проявляет.
Так же интересно как показатели креативности будут проявляется в разных возрастных периодизациях вместе с разным сочетанием психологического и хронологического возрастов.
Несмотря на то, что существует множество исследований направленные на изучение жизненного пути личности, как показывает мой анализ литературы по данному вопросу, психологическому возрасту уделяется очень мало внимания. Благодаря проделанной мною работе, модно выделить основные направления, в котором данный феномен рассматривается: типологический казуальный и мотивационный.
Малоизученность феномена социальная креативность так же указывает на актуальность данной работы. А так же на связь предметная и социальная креативности.
Существуют два противоположных мнения исследователей на этот вопрос о связи двух видов креативности. Благодаря изучению разнообразных исследований мы можем определить общие отличия социальной креативности от предметной. Но данный вопрос требует более глубоких исследований.
Новизна моей работы обосновывается тем, что была проведена работа на выявление параметров креативности и их различия в разных возрастных сочетаниях между психологическим и хронологическим возрастах.
Исходя из этого возникает интерес дальнейших работ в детальном изучении психологического возраста в данных направлениях и как в этих подходах рассматривается креативность и как она себя проявляет.
Так же интересно как показатели креативности будут проявляется в разных возрастных периодизациях вместе с разным сочетанием психологического и хронологического возрастов.



