Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА

Работа №107725

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2021
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса личности среднего возраста и особенностей смысложизненных ориентаций в критические периоды развития 11
1.1 Теоретический анализ проблемы возрастного кризиса
личности среднего возраста в психологии 11
1.2 Особенности протекания возрастного кризиса середины
жизни в аспекте половых различий 23
1.3 Проблема ценностей и смысложизненных ориентаций
личности в отечественной и зарубежной психологии 29
1.4 Психологическая помощь личности в период кризиса
середины жизни в консультативной практике психолога 40
Глава 2 Экспериментальное исследование смысложизненных ориентаций мужчин и женщин в период кризиса середины жизни 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций
мужчин и женщин и их представлений о психологическом возрасте в период кризиса середины жизни 53
2.3 Статистический анализ результатов эмпирического
исследования и выявление особенностей смысложизненных ориентаций мужчин и женщин 67
Заключение 75
Список используемой литературы 79
Приложение А Протоколы диагностики ценностно-смысловой сферы личности мужчин 91
Приложение Б Протоколы диагностики ценностно-смысловой сферы личности женщин


Актуальность исследования. Возрастные кризисы, проживаемые человеком, давно и тщательно изучаются в системе психологических наук. Исследования возрастной психологии выделили эту категорию развития личности еще в начале XX в. и впервые это понятие было сформулировано в работах Л.С. Выготского, который считал их переходным этапом качественного преобразования накоплений предыдущего этапа возрастного развития..., где литические периоды сменяются критическими, обеспечивая качественные скачки развития человека. Большой вклад в изучение возрастных кризисов в отечественной психологии сделали А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и многие другие. В западной психологии кризисам развития также уделялось большое внимание, но в большей степени изучались взрослые периоды реализации личности.
Кризисы, разворачивающиеся в зрелых возрастах, имеют свою специфику и приобретают иное значения для личности, переживающей этот период. На передний план здесь выступают процессы индивидуации (К.Г. Юнг), самоидентификации и самореализации, обусловленные одновременно и необходимостью, и возможностью выбора вектора и маршрутов собственного жизненного пути. Так, в работах Д.Дж. Левинсона систематизированы нормативные кризисы личности от 17-ти до 65-ти лет, разворачивающиеся на переходных этапах жизни и характеризующиеся высоким уровнем стресса. По мнению Д. Левинсона, высокое напряжение в эти периоды определяется активной работой личности по анализу и переоценке целевых ориентиров жизни, ее ценностей и смыслов, а также способов самореализации в аспекте личной «идеальной модели жизни. Этой же проблемой занимались и многие другие исследователи - Э. Эриксон, М. Пек, Г. Шихи, Н. Коуэн, Г. Крайг, Д. Бокум и др. Не смотря на различие концепций и взглядов, все они сходятся в понимании значимости кризисных этапов для личности в аспекте их ресурсов для развития, повышения самореализации и качества жизни. Однако, по мнению всех ученых, в кризисах заложен лишь потенциал качественного скачка, а на передний план для личности выступает субъективные переживания конфликта, разочарования, экзистенциальных проблем бытия, разбалансировка целей, ценностей и смыслов жизни и пр.
Особое внимание в современной психологии уделяется кризису личности среднего возраста, ориентировочно разворачивающегося в период от 40 до 45 лет (Д. Левинсон), а обусловлено оно спецификой его протекания. Переживания «утекающей» жизни, упущенных возможностей, невозможности достижения целей и ценностей своей жизни или неудовлетворенность жизнью, несмотря на наличие достижений, становятся стержнем внутренней жизни личности и существуют во внутреннем плане долговременно. По мнению В.И. Красикова эти состояния вполне можно назвать «синдромом существования», а периоды обострения переживания (активная фаза кризиса), по его мнению, наполнены тотальной смысловой девальвацией. Кризис ценностно-смысловой сферы затрагивает всю личность в целом - потеря ориентиров, перспектив жизни, ее смысложизненных ориентаций самым негативным образом влияет на эмоции, чувства человека, его деятельность, общение, отношение к себе и к миру. По результатам исследований это выражается зачастую в депрессиях, жалости к себе, несправедливости, ощущении невозможности ничего изменить и бессмысленности изменений. Такая острота переживания, сопровождаемая ощущением потери силы, молодости, здоровья актуализировала потребность в практико-ориентированных исследованиях, направленных на оказание психологической помощи людям среднего возраста в конструктивном разрешение ценностно-смысловых конфликтов и кризиса середины жизни. Заметную роль здесь сыграли работы И. Ялома, Дж. Холлиса, М. Стайна, Э. Эриксона, В. Франкла и др.
В рамках нашего исследования актуальным является изучение смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин среднего возраста, переживающих кризисные периоды этого этапа жизни. Это обусловлено значимостью смысложизненных ориентаций для построения человеком личных перспектив даже в периоды кризисов и трансформаций. (личных или общественных). Актуальность данного диссертационного исследования также важна для консультативной деятельности практического психолога, к которому обращаются клиенты - мужчины и женщины - в кризисный период середины жизни с проблемами внутриличностного конфликта, где важным представляется выявление особенностей смысложизненных ориентиров, во многом способствующим построению эффективной консультативной работы по оказанию психологической помощи.
Смысложизненные ориентации являются основными механизмами сдерживания личности от делинквентной, криминальной и иной формы отклоняющегося (девиантного) поведения. Поэтому все психологические состояния, переживаемые человеком в трудных ситуациях, способствуют, в той или иной мере, трансформации смысложизненных ориентаций личности, побуждают к поиску новых ценностей, соотнесению новых целей и возможностей их дальнейшей реализации. Смысложизненные ориентации в свою очередь приводят к выбору определенной модели поведения, характер которой помогает преодолению возникшего кризиса.
Многие исследователи не проводят чёткой границы между личностными ценностями и ценностными ориентациями, они во многом рассматриваются как синонимы. Ценности, ценностно-смысловая сфера личности изучены в работах зарубежных и отечественных психологов (А. Маслоу, А. Адлер, В. Франкл, К.Г. Юнг, М. Рокич, С.С. Бубнова, А.Г. Здравомыслов, Е.А. Климов, Л.В. Коломийченко, Д.И. Фельдштейн и др.). Проблема смысложизненных ориентаций анализируется и в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского.
Изучение проблемы психологии пола и психологических различий мужчин и женщин можно видеть в работах различных авторов - Э. Гидденса, Е.П. Ильина, И.С. Клециной, И.Н. Тартаковской, Дж. Холлиса, Ш.М. Шона, П.К. Эстес, А.И. Захарова, Л.В. Ильченко, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, И.С. Кона, В.С. Мухиной, И.В. Романова и многих других.
Проблема исследования состоит в изучении состояния смысложизненных ориентаций личности в период кризиса середины жизни и установления их специфики у мужчин и женщин для организации более эффективной психологической помощи в рамках консультативной практики психолога.
Противоречия:
- не смотря на изученность в психологии проблемы кризиса среднего возраста с разных позиций, все еще недостаточно внимания уделяется исследованию отличий его протекания у мужчин и женщин и вопрос отличия гендерных проявлений в этот период почти не изучен;
- особенности психологического консультирования в зависимости от гендерных отличий широко представлены в научной и методической литературе, а особенностям работы консультанта-практика с мужчинами и женщинами, переживающими кризис среднего возраста, посвящено ограниченное количество трудов.
Цель исследования - изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни».
Объект: возрастной кризис личности среднего возраста.
Предмет: изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни» в консультативной практике психолога.
Гипотеза: мы предполагаем, что в период кризиса среднего возраста изучение смысложизненных ориентаций личности, выделение их специфики у мужчин и женщин, будет способствовать более конструктивному анализу состояний и содержания переживаний при оказании психологической помощи личности в рамках консультативной практики психолога, что явится условием для продуктивного разрешения кризиса человека среднего возраста, осознания целей и смыслов собственной жизни, их переориентации и успешной самореализации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Эмпирически изучить смысложизненные ориентации у мужчин и женщин среднего возраста.
3. Изучить специфику смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в ситуации возрастного кризиса «середины жизни».
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Методы и методики исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Методы психодиагностики:
- методика «Определение психологического и социального возраста личности»: Методика 1. Автор С.С. Степанов [106];
- методика «Ваш психологический возраст»: Методика 2. Автор С.С. Степанов [106];
- опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ), автор Н.Н. Мельникова [73];
- тест смысложизенных ориентаций (методика СЖО), Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптация Д.А. Леонтьева [62];
- опросник смысложизненного кризиса, автор К.В. Карпинский [47].
3. Методы математико-статистической обработки экспериментальных данных.
Методологической основой нашего исследования явились положения гуманистических теорий личности и концепций самоактуализации человека (К. Роджерс, А. Маслоу и др.), а также концепции деятельностного подхода в психологии личности (Б.С. Братусь, К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Ф.Е. Василюк и др.) и теоретические позиции концепций системного подхода в психологии (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, А.Г. Асмолов, И.С. Кон и др.).
Теоретическая значимость исследования представлена систематизацией положений о специфике возрастного кризиса личности среднего возраста, анализе его содержания и выделении сути ценностно-смысловых переживаний и смысложизненных ориентаций в этот период жизни человека. Также важным теоретическим значением является анализ и выделение специфики смысложизненных ориентаций в аспекте пола личности этого этапа самореиализации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные исследования особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса среднего возраста и феномена их отношения к собственному возрасту могут быть использованы для создания условий повышения эффективности анализа ценностно смысловой сферы личности и ее трансформации при оказании психологической помощи в психологическом консультировании для разрешения проблем возраста и построения перспектив следующих этапов жизнедеятельности.
Новизна данной работы заключается в том, что содержание кризиса середины жизни рассматривается через призму анализа смысложизненных ориентаций личности, которые, по мнению автора, отражают все компоненты переживания в этот период жизни, а также соотносятся с анализом представлений человека о себе в аспекте возраста, отражающих уровень его оптимизма в отношении дальнейшей самореализации.
Научность и достоверность исследования обеспечивалась использованием методов научного анализа теоретических материалов современной отечественной и западной психологии по проблеме исследования, организацией и построением экспериментального исследования в соответствии с принципами научного исследования, а также применением валидных и надежных методов и методик получения эмпирических данных в соответствии с целью и предметом исследования магистерской диссертации.
Апробация результатов. Основные результаты данного диссертационного исследования были представлены на VII Саратовском областном психолого-педагогическом онлайн-форуме (Саратов, 20 февраля 2021 года, доклад «Смысложизненные ориентации у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни»», научный руководитель Э.Ф. Николаева), проходившем под эгидой Гильдии психологов и педагогов при Торгово¬Промышленной палате Саратовской области. Фрагменты практической части исследования были представлены на научно-практическом круглом столе «Воспитание и просвещение подрастающего поколения в духе национально¬культурных традиций народов Российской Федерации» (Энгельс, 27 декабря 2018 года, доклад «Особенности психологических портретов родителей в период кризиса «середины жизни». Национальный компонент», научный руководитель С.В. Левит), на IV Международном фестивале Саратовской юридической науки (Саратов, 19-20 апреля 2019 года, СГЮА, доклад «Психологические особенности девиантного и делинквентного поведения у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни»», научный руководитель Э.Ф. Николаева), на VII Саратовском областном этнофестивале «Истоки» (Петровск, 17 апреля 2020 года, доклад «Кризис «середины жизни»: смысложизненные ориентации у мужчин и женщин с позиций этнопсихологии», научный руководитель Э.Ф. Николаева).
Экспериментальной базой исследования выступил кабинет психологической помощи с зарегистрированной частной психологической практикой в рамках индивидуального предпринимательства («Индивидуальный предприниматель С.В. Саратовский»), имеющий возможность оказания как очной (контактной), так и дистанционной помощи с использованием интернет-платформы и сайта психолога. В исследовании приняли участие 80 человек от 38 до 40 лет, среди которых были 40 мужчин и 40 женщин указанного возраста.
Личный вклад автора. В ходе исследования сформирован и апробирован комплекс психодиагностических процедур, позволяющих определять связь кризиса жизни, отношения к возрасту и смысложизненных ориентаций в зависимости от гендерных отличий.
Положения, выносимые на защиту:
- в период кризиса среднего возраста переживания личности обусловлены напряжением в ценностно-смысловой сфере и наполнены рефлексивной оценкой индивидуальных ценностей, смыслов и самого себя на предыдущих возрастных этапах развития и самореализации;
- смысложизненные ориентации у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни» различаются между собой по своему уровню и качественному содержанию;
- мужчины и женщины в период кризиса «середины жизни» имеют значимые различия в целевых ориентациях собственной жизни и их направленности.
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (138 источников). Анализ и обработка эмпирических данных представлена в 10 таблицах, 7 рисунках, а также в двух приложениях (приложение А, приложение Б). Общий объем работы - 105 с.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя исследование особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период кризиса «середины жизни» в консультативной практике психолога, можно сделать следующее заключение.
В научной литературе определяют биологический и хронологический (паспортный, календарный) возрасты, в психологии добавляют психологический и социально-психологический возраст, а также выделяют в новых исследованиях субъективный возраст. В силу своего существования феномен возраста неотделим от понятий «идентичность» и «время». Нет субъективного времени самого по себе, кроме как в теоретическом рассмотрении и в созданных лабораторных условиях, но оно есть в сознании каждого человека с нормальным развитием.
Проблемы гендерных различий широко исследованы в психологии. Есть различия у мужчин и женщин в понимании эмоций других, и в проявлении своих. В основе гендерных различий также лежит стереотипное мышление и установки, соответственно предвзятое отношение для оценки своих принципов, идеалов, потребностей, ценностей выше оппонента в зависимости от гендера.
Жизненные ценности и смысл жизни в психологии понимаются как предпочитаемые ориентиры действий, которые являются маяком для саморазвития, построения своего отношения в различных сферах жизни с объективной реальностью. Ценностно-смысловая сфера связана с интеллектуальным развитием и мотивационной сферой личности, они являются регуляторами поведения человека. Основными факторами развития ценностно-смысловой сферы личности можно назвать потребности: биологические потребности, потребности социального взаимодействия и потребности в сохранении благополучия, эмоциональная окраска смысла ценности. Поэтому гендерные особенности смысложизненных ценностей, вместе с пониманием смысла жизни человека и ценностных ориентаций, формируются почти с одинаковых позиций, так как они имеют схожую структуру и выполняют схожие функции как конструкты поведения личности, потому что являются чисто субъективными критериями социализации и идентичности.
Изученность гендерных аспектов отношения к своему возрасту в литературе почти не освещена. Можно сказать лишь о том, что обширно изучается временная и жизненная перспективы мужчин и женщин, осмысление ими жизни и своей идентичности.
В научной литературе жизнь человека рассматривается как сложный процесс развития, становления и реализации личности. Весь процесс жизнедеятельности человека принято разделять на определенные возрастные периоды, где переход с этапа на этап сопровождается личностными кризисами развития.
Кризис «середины жизни» характеризуется неудовлетворенностью человека жизнью и недовольством собой, даже если полученный результат соответствует запланированному, но не сопровождается достаточным количеством позитивных ощущений.
Кризис «середины жизни» особенно часто выделяют в сравнении с другими возрастными кризисами, поскольку психоэмоционально индивидуум переживает его наиболее трудно и нередко нуждается в профессиональной помощи психолога-консультанта.
Для достижения цели исследования нами было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление у испытуемых самоотношения к собственному возрасту и оценки психологического возраста личности мужчин и женщин, установлению у них уровня удовлетворенности жизнью, а также определению особенностей, присущих смысложизненным ориентациям испытуемых и наличия и степени выраженности у них смыслового кризиса.
Анализ результатов показал, что среди мужчин больше тех, кто исполнен жизненных сил, веры в себя, оптимистичен и доброжелателен, у мужчин выше социально-психологическая оценка своего возраста. Лишь немногие среди мужчин и женщин воспринимают и относятся к своему возрасту в соответствии с его хронологическими показателями. Среди женщин больше тех, кто чувствует себя моложе, а среди мужчин больше тех, кто ощущает себя старше.
Уровень удовлетворенности жизнью выше у женщин, показатель находится в пределах среднего уровня у большинства лиц обоего пола. Среди женщин выше средние показатели по шкале «жизненная включенность». Эти значения показывают, что они ощущают насыщенность и полноту жизни, у них высока активность и желание что-то делать, они чувствуют удовольствие и радость от жизни. У мужчин данный показатель несколько снижен.
Разочарование в жизни немного выше у женщин (средний уровень), нежели у мужчин. Можно предположить, что они в большей степени чувствуют досаду, обиду, ощущают несправедливость из-за расхождения желаемого с действительным. Интересным фактом по выявленным показателям является то, что при высокой активности и жизненной включенности, женщины более разочарованы в жизни. Это позволяет предположить, что не смотря на разочарование, женщинам свойственно сохранять более высокий уровень жизненной включенности. Мужчинам же свойственна линейная связь показателей разочарованности, беспокойства о будущем, усталости с понижением уровня жизненной включенности.
Женщины более целеустремленные люди. Они живут сегодняшним днем и получают удовольствие от процесса жизни. Они считают себя сильными личностями, ощущают свою способность контролировать свою жизнь, свободно принимают решения и воплощают их в жизнь. Особенно отличаются средние значения по шкалам локуса контроля-Жизнь и цели в жизни.
Хорошие показатели у испытуемых по осмысленности жизни. Большинство мужчин и женщин контролируют свою жизнь, позиционируют себя в качестве сильных личностей, дают высокую оценку пройденного отрезка своей жизни и ощущают продуктивность и осмысленность прожитой ее части.
Не смотря на одинаковую тенденцию в смысложизненных ориентациях у мужчин и женщин, обнаруживается все же ряд отличий. Так, женщины склонны в большей степени считать себя сильными личностями и контролировать свою жизнь, им присуща решительность и свобода при принятии решений, а также при воплощении их в жизнь. Интересным здесь является то, что женщинам в большей степени свойственна ориентация в своей жизненной активности на результат, что говорит о рационализме и прагматичности, а также о потребности быть эффективными в достижении поставленных целей.
Анализ смысложизненного кризиса у испытуемых показал, что женщины глубже и острее переживают кризис смысла жизни, чем мужчины. То есть, им свойственно проживание такого естественного и, более того, совершенно необходимого для нормального личностного роста, явления, как кризис развития.
Математико-статистический анализ, проведенный нами, показал, что женщины от мужчин статистически достоверно отличаются в показателях психологического возраста, цели жизни, локуса-контроля Я, локуса-контроля жизни и уровня смысложизненных ориентаций, в общем. Женщины в значительной мере иначе относятся к своему возрасту, к жизни, к смыслу жизни. Отсюда можно сделать вывод, что выявление особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в периоды возрастного нормативного кризиса «середины жизни» станет позитивным условием оказания своевременной консультативной психологической помощи в осознании целей и смыслов собственной жизни и их переориентации.
Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.



1. Абрамова Г. С. Практикум-хрестоматия по возрастной психологии. М.: Прометей, 2018. 384 с.
2. Абульханова К. А. Время личности и ее жизненного пути // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. № 1. C. 165- 200.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
4. Андронникова О. О. Гендерная дифференциация в психологии. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 264 с.
5. Анциферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.
6. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. 8-е международное издание. М.: Прайм-Еврознак, 2006. 416 с.
7. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развитие человека. Учебник. М.: Смысл, 2019. 448 с.
8. Ассаджиоли Р., Гроф С., Гроф К. Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом. М.: Ганга, 2018. 468 с.
9. Баксанский О. Е., Скоробогатова А. В. Философский и
психологический аспекты изучения смысложизненных ориентаций личности в отечественной и зарубежной литературе [Электронный ресурс] // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. №4 (19). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-i-psihologicheskiy-aspekty-izucheniya- smyslozhiznennyh-orientatsiy-lichnosti-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-literature
10. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. №1 (15). С. 63.
11. Бендас Т. В. Гендерная психология. Учебное пособие. СПб. : Питер, 2017. 431 с.
12. Бинсвангер Л., Кун Р. Экзистенциальный анализ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 272 с.
13. Бовуар С. Жизнь женщины. Том 2 // Второй пол. В двух томах. СПб.: Азбука, 2018. 736 с.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2018. 400 с.
15. Большая Российская Энциклопедия. В 30-ти томах. Том 5. М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2006. 784 с.
16. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 816 с.
17. Большунова Н. Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мира // Развитие человека в современном мире. 2019. 31. С. 7-17.
18. Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Никея, 2019. 912 с.
19. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. СПб.: Корвет, 2017. 332 с.
20. Ван Дорцен Э. Экзистенциальное консультирование и психотерапия на практике. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2020, 368 с.
21. Винокурова А. Л. Самосознание и особенности ценностно¬смысловой сферы личности в профессиональной деятельности (на примере сотрудников государственных и коммерческих организаций) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. №2. С. 123-127.
22. -Волкова Т. Г. Психология самосознания. М.: Директ-Медиа, 2013. 296 с.
23. Выготский Л. С. Лекции по психологии. М.: Перспектива, 2018. 148 с.
24. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2019. 281 с.
25. Высокое И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019. 431 с.
26. Гаврилова Е. И. Психологическое консультирование в работе со
смыслом жизни [Электронный ресурс] // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. №XXV. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/
psihologicheskoe-konsultirovanie-v-rabote-so-smyslom-zhizni
27. Галай И. А., Айзман Р. И., Богомаз С. А. Гендерные особенности субъективной оценки значимости базовых ценностей и возможности их реализации у студентов первого курса педагогического вуза // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 167-176.
28. Гараткина Д. А. Гендерные различия межличностного и
внутриличностного эмоционального интеллекта у студентов [Электронный ресурс] // Сборник трудов конференции «От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете»: в 5 томах. 2015. С. 269-271. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=24855752
29. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М: Смысл, 2008. 272 с.
30. Горбатова Е. А. Психологическое сопровождение клиентов, переживающих кризис среднего возраста // Ученые записки СПГИПиСР. 2020. №1. С. 70-77.
31. Григорьева И. А. Пожилые женщины: «вниз по лестнице» возраста и гендера // Женщина в российском обществе. 2018. № 1 (86). С. 5-18.
32. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. Руководство по личностному росту через кризис трансформации. М.: Ганга, 2018. 544 с.
33. Демидова Л. Ю., Зобнина Н. В., Дворянчиков Н. В., Введенский Г. Е., Каменсков М. Ю., Купцова Д. М. Измененное восприятие возраста при педофилии / педофильном расстройстве // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 1. C. 104-120.
34. Демина Л. Д. Психологическое здоровье личности: монография. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014. 140 с.
35. Дильтей В. Описательная психология. М.: Рипол-Классик, 2018. 290 с.
36. Думнова Э. М. Специфика самоидентификации социального субъекта в условиях транзитивного общества // Идеи и идеалы. 2017. №3. С. 73-80.
37. Жданова Н. Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессионально-образовательного пространства вуза // Образование и наука. 2014. № 7 (116). С. 75-86.
38. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений. М.: Институт психологии РАН, 2013. 528 с.
39. Захарова Л. Ю. Возраст человека как идентификационный признак // Энциклопедия судебной экспертизы. 2017. №2. С. 88-94.
40. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект, 2005. 240 с.
41. Зинченко В. П. Восприятие и визуальная культура. М.: ЦГИ, 2018. 600 с.
42. Зотова О. Ю. Психологическое благополучие личности: монография. Екатеринбург.: Гуманитарный университет, 2017. 312 с.
43. Ильин Е. П. Пол и гендер. СПб: Питер, 2010. 688 с.
44. Ильин Е. П. Психология взрослости. СПб.: Речь, 2012. 544 с.
45. Илюшина И. Н. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в
психологии [Электронный ресурс] // Вестник ГУУ. 2012. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problema-tsennostey-i-tsennostnyh-orientatsiy-v- psihologii
46. Карбовская Н. Основные стратегии и методологии гендерного интегрирования. К.: Украинский Женский Фонд, 2008. 214 с.
47. Карпинский, К. В. Опросник смысложизненного кризиса. Монография [Электронный ресурс]. Гродно: издательство ГрГУ, 2008. 108 с. URL: http://bayer.dp.ua/karpinskiy .pdf
48. Клецина И. С. Гендерная социализация в пожилом возрасте // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. C. 22-34.
49. Ключников С. Ю. Консультация психолога по теме кризис среднего
возраста [Электронный ресурс]. URL: http: //kluchnikov.ru/temy-
konsultaczij/sczenarii-zhizni-vozrastnye -krizisy/
50. Ковалев В. И. Личностное время и жизненный путь человека // Психология личности и время: Тезисы Всес. конф. Т. 1. Черновцы, 1991. С. 5¬15.
51. Козлов В. В. Гендерная психология. Саратов.: Вузовское образование, 2014. 177 c.
52. Косых Е. С. Использование гендерной методологии в изучении истории [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2017. №4-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-gendernoy-metodologii-v-izuchenii- istorii
53. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2019. 940 с.
54. Красиков В. И. Синдром существования. Москва - Берлин: Directmedia, 2015. 261 с.
55. Краснова О. В., Козлова Т. З. Старшее поколение: гендерный аспект. М.: ИС РАН, 2007. 220 с.
56. Крысин Л. П. Современный словарь иностранных слов. М.: АСТ- Пресс, 2020. 416 с.
57. Кублицкине Л. Ю. Организация времени личности как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 2016. С. 185-192.
58. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
59. Куриленко Ю. А. Смысловая сфера как структурный элемент личности [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. №2 (57). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/smyslovaya-sfera- kak-strukturnyy-element-lichnosti
60. Леванова Е. А. Жизненный путь личности как психолого-педагогический феномен // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 3. С. 175-177.
61. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Смысл, 2020. 527 с.
62. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-ое изд. М.: Смысл, 2006. 18 с.
63. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 2007. 512 с.
64. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. М.: Духовное познание, 2012. 224 с.
65. Ломброзо Ч., Блох И. Женщина - преступница и проститутка. М.: Родина, 2019. 496 с.
66. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 349 с.
67. Лэнгле А. Воплощенная экзистенция. Развитие, применение и концепты экзистенциального анализа. М.: Гуманитарный центр, 2019. 462 с.
68. Манукян В. Р. К вопросу о кризисе середины жизни [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №4. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZk-voprosu-o-krizise-serediny-zhizni
69. Марова В. А. Кризисы среднего возраста, объективность
существования феномена в разных психологических теориях [Электронный ресурс] // Вопросы науки и образования. 2018. №7 (19). URL: https:ZZ
cyberleninka.ruZarticleZnZkrizisy-srednego-vozrasta-obektivnost-suschestvovaniya- fenomena-v-raznyh-psihologicheskih-teoriyah
70. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
71. Махнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 459 с.
72. Мелехин А. И., Сергиенко Е. А. Субъективный возраст как предиктор жизнедеятельности в поздних возрастах // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 3. С. 6-14.
73. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической
адаптации личности: Учебное пособие [Электронный ресурс]. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. 57 с. URL: http://window.edu.ru/resource/339/
71339/Ше8/Социально-психологическая%20адаптация%20личности. pdf
74. Моросанова В. И. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Институт психологии РАН, 2013. 214 с.
75. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2019. 656 с.
76. Мэй Р. Экзистенциальная психология. Экзистенция. Новое измерение психиатрии и психологии. М.: Эксмо Апрель-Пресс, 2001. 624 с.
77. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МОДЭК, 2011. 400 с.
78. Насиновская Е. Е. Вопросы мотивации личности с позиций деятельностного подхода // Психология в вузе. №1-2. М.: Исследовательская группа «Социальные науки», 2003. С. 216-226.
79. Новикова О. С. Возрастная идентичность в современной Японии - социально-философский аспект // Идеи и идеалы. 2018. № 4. С. 207-218.
80. Оболонский Ю. В., Кожевников И. С. Депрессия как индикатор психики человека [Электронный ресурс] // Живая психология, 2015. Т: 2. №1 (5). С. 83-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25275677
81. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. СПб.: Питер, 2014. 325 с.
82. Овсянник О. А., Фоминова А. Н. Особенности жизнестойкости женщин у разных возрастных групп // Вестник МГОУ. 2015. №2. С. 28-33.
83. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков / под ред. А.А. Маркосяна. М.: Медицина, 1969. 574 с.
84. Парсонс Т. Муж и жена. М.: Гелеос, 2007. 448 с.
85. Петренко В. Ф., Супрун А. П. Сознание и время // Мир психологии. 2018. №2. С. 58-76.
86. Писчиков В. С., Холин М. М. Идентичность личности как проблема современного общества [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы духовности. URL: http://www.stattionline.org.ua/
87. Позняков В. П. Изучение феномена субъективного (психологического) времени и концепция психологических отношений [Электронный ресурс] // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2016. № 3. С. 27-31.
88. Половина Е. В. Пол и гендер: проблемы изучения гендерных различий в прошлом столетии [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки: вопросы и тенденции развития. 2014. С. 33-37. URL: http://elibrary.ru/
89. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х томах. Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2021. 1056 с.
90. Рассел Б. История западной философии. М.: АСТ, 2020. 1024 с.
91. Роджерс К., Мэй. Р., Маслоу А. Теория и практика
экзистенциальной психологии. М.: Институт общегуманитарных
исследований, 2018. 336 с.
92. Ролдугина В. Н. Представления о ценностных ориентациях в
отечественной и зарубежной психологии [Электронный ресурс] // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2018. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/ article/n/predstavleniya-o-tsennostnyh-orientatsiyah-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-psihologii
93. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019. 713 с.
94. Рябова Т. Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация:
методологические подходы [Электронный ресурс]. URL: https://
womaninrussiansociety.ru/
95. Сапогова Е. Е. Кризис среднего возраста: понимание, переживание, преодоление // Человек, искусство, вселенная. 2016. №1. С. 291-299.
96. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: АСТ, 2020. 1072 с.
97. Сахарова Т. Н. Содержание и направленность смысложизненных
ориентаций личности в зрелом возрасте [Электронный ресурс] // Вестник ГУУ. 2012. №13-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-
napravlennost-smyslozhiznennyh-orientatsiy-lichnosti-v-zrelom-vozraste
98. Свенцицкий А. Л. Краткий психологический словарь. М.: Проспект, 2021. 512 с.
99. Селезнева Е. В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации: монография. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 404 с.
100. Сенин И. Г. Разработка модифицированного варианта «Опросника терминальных ценностей» // Психология и практика. Ежегодник РПО. Ярославль, 1998. Т. 4. №1. С. 287-288.
101. Сергиенко Е. А. Субъективный возраст в контексте системно-субъективного подходы // Ученые записки Казанского университета. 2011. Т. 153. С. 89-101.
102. Сергиенко Е. А. Субъективный и хронологический возраст человека [Электронный ресурс]. Психологические исследования, 2013, 6(30), 10. URL: http: //psystudy.ru/
103. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. 400 с.
104. Солодников В. В., Солодникова И. В. «Кризис среднего
возраста»: теоретическая интерпретация переживаемого опыта [Электронный ресурс] // Мониторинг. 2009. №4 (92). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/krizis-srednego-vozrasta-teoreticheskaya- interpretatsiya-perezhivaemogo-opyta
105. Старшенбаум Г. В. Большая книга психологических кризисов. Программа помощи от 3 до 103. М.: АСТ, 2019. 640 с.
106. Степанов С. С. Законы психологии. Советы психолога-
консультанта. СПб: Питер, 2000. 160 с.
107. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная
акмеология. Монография. СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.
108. Судебно-медицинская экспертиза возраста. Критерии
определения возраста человека [Электронный ресурс]. URL: http:ZZhelpiks.orgZ
109. Таннен Д. Гендер и дискурс. Oxford University Press, 1996. 232 с.
110. Терешонок Т. В., Айснер Л. Ю. Особенности самооценки женщин среднего возраста с разным социальным статусом // Социально¬экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. №4. С. 173-190.
111. Титаренко Е. Н. Основные понятия возрастной антропологии. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. Хабаровск, 2009. С. 78-82.
112. Титаренко Е. Н. Состояние вопроса определения возраста человека. // Избранные вопросы судебно-медицинской экспертизы. Хабаровск, 2009. С. 82-85.
113. Тихомирова С. В. Становление психологической темпометрии как нового научного направления в психологии // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 177-186
114. Узлов Н. Д., Молчанова М. П. Три возраста женщин в субъективных оценках себя и в сравнении с мужчинами на основе семантического дифференциала // Женское психическое здоровье. Материалы Всероссийского научно-практического конгресса с международным участием. 2018. С. 168-170.
115. Федосеенков А. В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. Ростов н/Д, 2014. 138 с.
116. Федосеенков А.В. Антропология возраста [Электронный ресурс]. URL: https://scientific-conference.com/
117. Фоминова А. Н. Психологические ресурсы человека: возрастной аспект. Монография. М.: Прометей, 2021. 294 с.
118. Франкл В. Э. Воля к смыслу. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. 228 с.
119. Франкл В. Э. Страдание от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2021. 95 с.
120. Фрейд З. Женственность. Лекция 33 // Введение в психоанализ. Лекции. М.: АСТ, 2020. 608 с. С. 532-556.
121. Холлис Д. Обретение смысла во второй половине жизни: Как наконец стать по настоящему взрослым. М.: Когито-Центр, 2017. 334 с.
122. Хрипунова О. Г. Поляруш А. А., Селиванова Е. В., Лунева Е. В. Гендерные особенности развития ценностных ориентаций студенческой молодежи // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 5. С. 24-36.
123. Чернобровкина С. В. Гендерные особенности переживания и преодоления кризиса середины жизни [Электронный ресурс] // ОмГУ. 2014. №2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-perezhivaniya- i-preodoleniya-krizisa-serediny-zhizni
124. Чуркина Н. А. Гендер и пол человека [Электронный ресурс] // Манускрипт. 2016. № 6-2 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gender-i- pol-cheloveka
125. Шатене К. Психология ценностей. М.: Гуманитарные
исследования, 2021. 244 с.
126. Шихи Г. Возрастные кризисы. М.: Каскад, 2005. 448 с.
127. Шмагина Ю. Д. Проблема кризиса среднего возраста в
отечественной и зарубежной науке [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №2. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/ problema-krizisa-srednego-vozrasta-v-otechestvennoy-i-zarubezhnoy-nauke
128. Шошина А. Р. Роль влияния и гендера на ценностные ориентации и установки в юношеском возрасте // Психологическое пространство личности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 128-133.
129. Эриксон Э. Трагедия личности. М.: Алгоритм, 2019. 256 с.
130. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. СПб: Питер, 2019. 336 с.
131. Ялом И. Дар психотерапии. М.: Эксмо, 2021. 352 с.
132. Hills M. D. Kluckhohn and Strodtbeck's Values Orientation Theory.
Online Readings in Psychology and Culture, 4(4), 2002. URL:
https://scholarworks.gvsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1040&context=orpc
133. Johnson M.K., Mollborn S. Growing up Faster, Feeling Older:
Hardship in Childhood and Adolescence, 2009, page(s): 39-60.
134. Levinson D. J., Levinson J. D. Seasons of a Woman's Life. New York, NY: Alfred A. Knopf, 1996. 438 p.
135. Parry C., Chesler M.A. Thematic Evidence of Psychosocial Thriving in Childhood Cancer Survivors. QualitativeHealthResearch. 2005; 15(8):1055—73.
136. Paulat U. Medard Boss und die Daseinsanalyse - ein Dialog zwischen Medizin und Philosophie im 20. Jahrhundert. B.: Tectum-Der Wissenschaftsverlag, 2011. 136 с.
137. Thomas W., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America // University of California Libraries. New York: Alfred A. Knopf, 1927. URL: https://archive.org/details/polishpeasantine01thom
138. West Candace, Zimmerman Don H. Doing gender // Gender and Society. Vol. 1No. 2, June 1987 - 125-151 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ