Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные аспекты отношения личности к своему возрасту на этапе взрослости

Работа №105914

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы отношения личности на этапе взрослости к своему возрасту в аспекте гендерных особенностей 10
1.1 Основные направления исследования гендерных отличий в зарубежной и отечественной литературе 10
1.2 Отношение личности к своему возрасту как предмет психологического изучения 21
1.3 Периодизация и психологические особенности личности возрастного этапа взрослости 30
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерных аспектов отношения личности к своему возрасту на этапе взрослости 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Результаты исследования гендерных аспектов отношения личности к своему возрасту на этапе взрослости и их интерпретация 43
2.2.1 Особенности отношения к своему возрасту личности с разным гендерным типом на разных этапах взрослости 48
2.2.2 Особенности отношения к своему возрасту мужчин на разных этапах взрослости 51
2.2.3 Особенности отношения к своему возрасту женщин на разных этапах взрослости 55
2.3 Анализ взаимосвязи особенностей отношения людей к своему возрасту и гендера на разных этапах взрослости 58
2.4 Психологические рекомендации для решения проблемы отношения личности к своему возрасту в зависимости от гендерных особенностей и пола 65
Заключение 73
Список используемой литературы 77
Приложение А Вопросы для респондентов из полусткруктрированного интервью О.В. Курышевой 82
Приложение Б Результаты сетевого тематического анализа ответов мужчин на разных этапах взрослости 83
Приложение В Результаты сетевого тематического анализа ответов женщин на разных этапах взрослости 85

Актуальность исследования. Возраст - важная часть личностной идентичности человека. Без знаний о возрасте и о возрастных этапах развития не обходится не одна прикладная психология. Зачастую с возрастными социальными стандартами может быть связано много тревог. Но вопрос о субъективном отношении человека к собственному возрасту остается очень мало изученным. Науке до сих пор очень интересно, каким путем объективная хронологическая мера времени жизни переходит в самооценку возраста и какое значение это оказывает в целом на личностную организацию индивида.
Интересна так же и гендерная специфика этого вопроса. Область знаний о гендере и о полоролевой структуре общества среди людей полна стереотипных представлений. Но в связи с большими изменениями в современной культуре и в структуре государственного устройства развитых стран эта область вопросы гендерных различий стали очень популярны в последнее время. Все больше исследователей сравнивают два пола между собой. Так, например, сформировались две новые ветви в этой отрасли: психология половых различий и психология женщины, которых ранее не существовало.
Период взрослости остается самым неизученным в научной психологии. Психоаналитические и прочие психологические школы сконцентрировали свое внимание на патологиях взрослой личности, ее аномалиях, в то время как нормальные ее состояния еще слабо изучены. Хотя взрослость (в развитых странах) является самым продолжительным этапом жизни человека. Сложна проблема и периодизации взрослости. Невероятно трудно разделить весь период взрослости на более локальные этапы и еще сложнее обосновать границы и переходы. Всеми этими вопросами я бы и хотела заняться в своей научной работе.
Попытку осмыслить проблему отношения человека к своему возрасту предпринимали несколько зарубежных и отечественных авторов, такие как И. Кант, Е.П. Белинская, А.В. Толстых, Е.А Сергиенко, Т.Ю. Филимоненко и др. Проблему гендерной идентичности в зарубежной и отечественной психологии исследовали Р. Столлер, Э. Маккоби, С. Бем, И.С. Клецина, Н.К. Радина, Е. Ильин и другие. Вопросами периодизации взрослости занимались Ш. Бюлер, Д. Левинсон, Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев, Л.А. Головей и др.
Анализ научных исследований позволили выявить следующие противоречия:
• в последнее время все чаще исследователи проводят изучения гендерных отличий личностей, однако вопросы гендерных аспектов отношения к своему возрасту личности еще не были изучены;
• существует много стереотипов в отношении гендерных аспектов отношения взрослой личности к своему возрасту, хотя научных исследований по этому вопросу не было выявлено.
В результате выявленных противоречий была сформирована проблема исследования: в научной литературе существует недостаток теоретических и практических знаний для интерпретации гендерных аспектов отношения личности к своему возрасту на этапе взрослости.
Таким образом, данное магистерское исследование направлено на изучение гендерных особенностей отношения личности к своему возрасту на этапе взрослости.
Цель исследования: изучение особенностей отношения личности на этапе взрослости к своему возрасту в аспекте гендерных особенностей.
Объект исследования: отношение личности к своему возрасту.
Предмет исследования: гендерные аспекты отношения личности к своему возрасту на этапе взрослости.
Гипотеза исследования: отношение к возрасту личности на этапе взрослости не имеет гендерных особенностей; психологический возраст, субъективный возраст, а также построение временной перспективы личности не зависит от гендера. Но есть некоторые различия в решении актуальных задач (состояние здоровья, межличностные и семейные отношения) у людей разного пола на разных этапах взрослости.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
• провести анализ литературы по проблеме отношения человека к своему возрасту и проблеме гендерных ролей в отечественной и зарубежной литературе;
• выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
• выявить и экспериментально изучить гендерные особенности, а также особенности отношения к своему возрасту личности на этапах ранней, средней и поздней взрослости;
• осуществить сравнительный анализ отношения личности к своему возрасту на этапах ранней, средней и поздней взрослости с учетом гендерных ролей и сформулировать выводы по проделанной работе.
• разработать рекомендации по предотвращению подавления качеств личности под давлением гендерных стереотипов, а так же рекомендаций по формированию временной перспективы и адекватного отношения к своему возрасту и к жизненному опыту.
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические и практические исследования в гендерной психологии (Р. Столлер, Э. Маккоби, С. Бем, И.С. Клецина, Н.В. Ходырева, Н.К. Радина, Е. Ильин и др.), а также по проблеме периодизации этапа взрослости и возрастных кризисов (Ш. Бюлер, Д. Левинсон, Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев, Л.А. Головей, И.Г. Малкина-Пых, В.В. Козлова и др.) и проблемы отношения к возрасту (И. Канта, Ф. Зимбардо, А.В. Толстых, А.И. Мелехина, Е.А. Сергиенко, Т.Ю. Филимоненко и др.).
Методы исследования включают общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования, в частности, теоретические методы: анализ, сравнение, систематизацию и обобщение теоретических, экспериментальных и эмпирических данных. Эмпирические методы составляют психодиагностические тесты и методики в бланковой форме при исследовании гендерных особенностей отношения к возрасту личности, а так же методы статистического анализа обработки данных:
• полоролевой опросник С. Бем;
• методика определения психологического возраста С.С. Степанова;
• шкала оценки субъективного возраста Б. Барака;
• метод полуструктурированного интервью О.В. Курышевой.
• методы математической статистики.
Эмпирической базой исследования является выборка из 60 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет, среди которых выделились 10 женщин и 10 мужчин в возрасте от 18 до 24 лет, которые проходят обучение в высшем или средне-специальном учебном заведении. А так же 10 женщин и 10 мужчин в возрасте от 25 до 39 лет и 10 женщин и 10 мужчин в возрасте от 40 до 65 лет, занимающие разные должности в строительной организации ОАО "Восток-Центр" г. Саянск Иркутской области. Часть женщин в возрасте от 25 до 39 лет находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Научная новизна исследования заключается в том, что было проведено исследование на предмет определения гендерных особенностей отношения к своему возрасту людей на этапе взрослости.
Теоретическая значимость данной работы может представлять собой некоторый вклад в развитие гендерной и возрастной психологии и подтверждать теории тех ученых и исследователей, которые опровергают укоренившиеся в обществе стереотипы о большой психологической разнице между мужчинами и женщинами в отношении к своему возрасту. А так же может подтверждать теории тех исследователей, которые говорят о когнитивной иллюзии возраста, как о защитной конструкции психики перед процессами старения.
Практическая значимость: результаты исследования отношения мужчин и женщин к своему возрасту, а так же знания, полученные с помощью полуструктурированного интервью о значимости разных жизненных проблем мужчин и женщин на этапе взрослости, могут быть использованы в консультативной работе психолога.
Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивалась применением актуальной методологии научного исследования; последовательным применением базовых теоретических положений в соответствии с принятой в исследовании понятийной терминологии научного аппарата, с опорой на фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых в области философии, психологии и социологии, применением методов исследования, адекватностью поставленным в исследовании задачам; репрезентативностью эмпирической выборки; использованием методов математической статистики; тщательным следованием критериям достоверности полученных результатов.
Личным участием автора в получении результатов, изложенных в диссертации, является то, что автор вел глубокую работу над исследованием в период с 2019-2021 гг. Им была самостоятельно поставлена цель и определены задачи исследований, план проводимых мероприятий по изучению гендерных аспектов отношения личности к своему возрасту на этапе взрослости. Были проведены анализ и обобщение полученных результатов.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на XI Международной научно-практической конференции «Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации» - 2020 г. Помимо этого результаты диссертационного исследования были опубликованы в международном научно-практическом журнале «Мир педагогики и психологии» - 2021 г.
На защиту выносятся следующие положения:
• субъективный, эмоциональный и психологический возраст и их отклонение от хронологического возраста не имеет связей с гендером или полом взрослого человека. Но в зависимости от биологического пола есть некоторые особенности в актуальности жизненных задач и решаемых проблем на разных этапах взрослости;
• существует тенденция женщин на этапе поздней взрослости в большей степени отрицать свой хронологический возраст в пользу более молодого по сравнению с женщинами на раннем и среднем этапе взрослости;
• чем старше является мужчина или женщина, тем более молодыми они себя ощущают.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух разделов, выводов, заключения, списка используемой литературы с 58 источниками и 3-х приложений. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками. Общий объем текста 81 стр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В течение многих веков гендерная поляризация очень активно расширяла стереотипное знание людей на предмет того, каким должен быть мужчина и какой должна быть женщина. В ходе чего в сознании людей образовалась большая разница между понятиями «настоящих» мужчин и женщин относительно просто их биологических представителей.
Однако, современная культура и современное государственное устройство развитых стран, к счастью, все больше отличается в своем видении о гендерных различиях. Так происходит значительное уменьшение отличий между мужчинами и женщинами в вследствие совместного обучения и профессиональной деятельности, а также изменения в половых взаимоотношениях от иерархического соподчинения к равноправию.
Это стало толчком для исследователей сравнивать два пола между собой. Так, например, с этим сформировались две новые ветви в этой отрасли: психология половых различий и психология женщины, которых ранее не существовало.
Что касается взрослости, можно сказать о том, что психоаналитические и прочие психологические школы сконцентрировали свое внимание в изучении на патологиях взрослой личности, ее аномалиях, в то время как нормальные состояния взрослого человека по-прежнему слабо изучены. Хотя взрослость (в развитых странах) является самым продолжительным этапом жизни человека. К тому же сложна проблема периодизации взрослости. Невероятно трудно разделить весь период взрослости на более локальные этапы и еще сложнее обосновать границы и переходы, а так же описать все возрастные кризисы.
Проблема отношения человека к собственному возрасту так же остается до сих пор мало изученной. Но так как от субъективного возраста во многом зависит социальное и психологическое благополучие человека, проведение исследований в этой области знаний очень актуально.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме гендерной идентичности были проработаны труды таких современных авторов, как Р. Столлер, Э. Маккоби, С. Бем, И.С. Клецина, Н.В. Ходырева, Н.К. Радина, Е. Ильин и др. По проблеме периодизации этапа взрослости и возрастных кризисов были изучены работы таких авторов, как Ш. Бюлер, Д. Левинсон, Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев, Л.А. Головей, И. Г. Малкина-Пых, В.В. Козлова и др., а также работы И. Канта, Ф. Зимбардо, А.В. Толстых, А.И. Мелехина, Е.А. Сергиенко, Т.Ю. Филимоненко и др., изучающих проблемы отношения людей к своему возрасту.
Проанализировав труды перечисленных авторов стало ясно, что проблеме гендерных отличий отношения к своему возрасту людей на этапе взрослости уделено не достаточно внимания и что необходимо произвести дополнительные исследования по этой теме.
В результате проведенного исследования на выборке из 60 человек в возрасте от 18 до 65 лет с равным соотношением мужчин и женщин было выявлено небольшое количество респондентов с маскулинным или феминным типом гендера. Большинство респондентов были отнесены к андрогинному типу гендера. Андрогинность, по мнению Сандры Бем, имеет желательный характер. И можно было бы сделать предположение, что в современное время стереотипное разделение людей на гендерно-соответствующие типы становится менее актуальным. Но для проверки данного предположения требуется проведение более подробного исследования, с привлечением еще большего количества респондентов.
Корреляционный анализ, в котором сравнивалось отклонение субъективного возраста, психологического возраста от хронологического возраста, а так же тип гендера показал, что значимая взаимосвязь есть только между отклонением субъективного возраста от хронологического возраста, которая говорит о том, что чем старше респондент в выборке, тем более молодым он себя ощущает. Данная корреляция распространяется и на выборку респондентов с андрогинным типом гендера. В выборке с феминным и маскулинным типом гендера такой корреляции не выявлено.
Согласно корреляционному анализу, где сравнивались отклонения субъективного и психологического возраста от хронологического возраста и биологический тип, и мужчины и женщины имеют почти одинаковую взаимосвязь отклонения субъективного возраста от хронологического, и ни мужчины ни женщины не имеют значимых взаимосвязей в отклонении психологического возраста от хронологического. Но можно говорить о некой тенденции женщин на этапе поздней взрослости все больше отрицают свой хронологический возраст в пользу эмоционально более молодого по сравнению с женщинами на раннем этапе взрослости.
По результатам полуструктурированного интервью были проанализированы актуальные проблемы мужчин и женщин в зависимости от этапа взрослости. Так на раннем этапе взрослости вопросы своего собственного здоровья являются не актуальными как для мужчин, так и для женщин. На этапе ранней взрослости оба пола одинаково сильно беспокоят проблемы учебного, профессионального плана, чуть менее их беспокоят материальные проблемы, но помимо этого женщин ранней взрослости беспокоят еще и психологические проблемы, в то время как мужчин межличностные. Мужчин и женщин средней взрослости одинаково не волнуют проблемы межличностных отношений. Наиболее популярными среди мужчин являются материальные и профессиональные проблемы, в то время как у женщин на первое место по популярности выходят семейные проблемы. Мужчины и женщины поздней взрослости наиболее сильно по сравнению с другими возрастными этапами обеспокоены состоянием своего здоровья. Менее всего и мужчины и женщины обеспокоены проблемами межличностных взаимоотношений и психологическими проблемами. Больше всего женщины обеспокоены семейными проблемы, в то время как мужчины состоянием своего здоровья.
Если подытожить все вышесказанное, можно говорить о том, что гипотеза выдвинутая перед началом исследования была доказана. А значит, отношение к возрасту личности на этапе взрослости не имеет гендерных особенностей; психологический возраст, субъективный возраст, а также построение временной перспективы личности не зависит от гендера. Но есть некоторые различия в решении актуальных задач (состояние здоровья, межличностные и семейные отношения) у людей разного пола на разных этапах взрослости.
Положения выносимые на защиту были так же доказаны и мы можем говорить о следующем:
• субъективный, эмоциональный и психологический возраст и их отклонение от хронологического возраста не имеет связей с гендером или полом взрослого человека. Но в зависимости от биологического пола есть некоторые особенности в актуальности жизненных задач и решаемых проблем на разных этапах взрослости;
• существует тенденция женщин на этапе поздней взрослости в большей степени отрицать свой хронологический возраст в пользу более молодого по сравнению с женщинами на раннем и среднем этапе взрослости;
• чем старше является мужчина или женщина, тем более молодыми они себя ощущают.


1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 1999. 672 с.
2. Абульханова К. А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПб. : Алетейя, 2001.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
4. Ахметжанова Г. В. Применение методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях : электронное учеб. пособие / Г. В. Ахметжанова, И.В. Антонова. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2016. 1 оптический диск.
5. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М. : изд-во «РОССПЭН», 2004.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2008.
7. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. 320 с.
8. Большой психологический словарь / сост. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М. : АСТ, 2008.
9. Виноградова Г. А., Виноградов А. Н. Личностная идентичность как научная категория // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы. Материалы восьмой Международной научно-практической конференции. 2013.
10. Виноградова Г. А. О роли сознания в субъективном благополучии личности // Мир психологии. 2016. №2 (86). С. 215-225.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: собрание соч. Т.3. М. : Педагогика, 1983.
12. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев : Наукова думка, 1984. 209 с.
13. Головей Л.А. Психологическая зрелость личности / под общ. ред. Л.А. Головей. СПб. : Скифия-принт, СПбГУ, 2014. 240 с.
14. Головей Л. А. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под общ. ред. Л. А. Головей, 2-е изд., испр. М. : Издательство Юрайт, 2017. 413 с. (Серия : Бакалавр. Прикладной курс).
15. Долгополов Н. Футуропрактика в долгосрочных терапевтических группах // XIX Московская Психодраматическая конференция «Психодрама PRO100: Испытание временем» : 11-14 июня 2021. URL: http://www.pd-
conf.ru/article/psychologist/12543/ (дата обращения: 20.05.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ