Эллинистическая культура, термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое - культура эпохи эллинизма и типологическое - культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов.
Термины «Эллинизм» введён в историографию в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзеном. Историки разных направлений трактуют его по-разному. Одни выдвигают на первый план взаимовлияние греческой и местных, преимущественно восточных, культур, расширяя иногда хронологические рамки этапа эллинизма до начала средневековья. Другие акцентируют внимание на взаимодействии социально-политических структур, подчёркивают ведущую роль греко-македонян, модернизируют экономические отношения. В советской историографии (С. И. Ковалев, А. Б. Ранович, К. К. Зельин и др.) эллинизм трактуется как конкретно-исторический этап в истории Восточного Средиземноморья, характеризующийся взаимодействием греческих и местных элементов в социально-экономических отношениях, политической организации и культурном развитии в конце 4-1 вв. до н. э.
Эллинизм - целая эпоха в истории древности. Она занимает три столетия - от 336г. (год воцарения Александра) до 30г. до н. э. (год завоевания Римом последнего крупного эллинского государства - Египта) . Он охватывает почти весь тогдашний цивилизованный мир. Можно сказать, что история эллинизма - это всемирная история того времени. В ней зародилась идея - научные, философские, этические, религиозные течения, котoрые веками владели миром. Произошли значительные сдвиги в экономике, политических формах, в общественном сознании, в культуре.
В эллинистический период появились первые списки семи чудес света. Помимо известных египетских пирамид, висячих садов Семирамиды, статуи Зевса работы Фидия и Галикарнасского Мавзолея, в это время были сооружены храм Артемиды в Эфесе, Александрийский, или Фаросский маяк и статуя Гелиоса на острове Родос.
Эллинистическая культура надолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии, будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлинная сущность. Эллинизм означал серьезные изменения в экономической, политической и социальной жизни общества. Изменения послужили основой для создания и распространения эллинистической культуры.
Эллинизм не был простым механическим «смешением» Востока и Запада. Был создан новый тип экономического и политического объединения.
Эллинизм как новый этап в истории рабовладельческого общества получил отчетливое выражение в области культуры – в литературе и искусстве, в философии и религии.
1. Античная культура. Словарь-справочник/ Под ред В.Н.Ярхо . - М., 1995.
2. Винничук Л. Люди, обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1984.
3. Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993.
4. Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. Томск, 1996.
5. Ильинская Л. С. Этнические и культурные контакты Западного и Восточного Средиземноморья в микенскую эпоху. Сицилия и Эгеида. М., 1983.
6. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1977.
7. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом востоке. М., 1973.
8. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.- 2-е изд. , изм. и пер.-М.: ЮНИТИ, 2003.
9. Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский. К проблеме кризиса полиса. М., 1993.
10. Моисеева Н.А., Сороковникова В.И. Философия: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2004.
11. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М., 1990.
12. Соколов В.А. Культурология. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
13. Тронский И. М. История античной литературы. М., 1983.
14. Федотов В. В. Историческая география античного мира. М., 1996.
15. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Эллинистическая культура/
16. http://www.antica.lt/list.php?c=ellinism