Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (V-IV вв. до н.э.)

Работа №50965

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Истоки античной риторики и ее теории 14
1.1 Риторика как вид искусства 14
1.2 Предпосылки возникновения ораторского искусства 20
2. Средства речевого воздействия, используемые первыми 39
профессиональными ораторами 39
2.1 Ораторы о «героическом» прошлом Афин 39
2.2 Ораторы о Тирания Тридцати в Афинах 46
2.3 «История прожитой жизни» как риторический прием 54
Заключение 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65


«Античная традиция датирует возникновение общественного интереса к практическим проблемам публичной речи второй половиной V века до и. э. Ораторское мастерство в это время начинает играть важную роль в политической и общественной жизни греческого полиса» .
Возникнув на Сицилии в эпоху падения тирании и установления демократической формы правления, она была перенесена в Афины людьми, именующими себя «учителями мудрости», софистами . Софисты видели в слове мощное средство убеждения и доказывали его важную роль в политической деятельности и общественной жизни.
Особую роль в развитии ораторского искусства сыграла «ориентация античной культуры на устное, живое, звучащее слово и на его слуховое восприятие, т. е. то, что может быть названо «оро-акустической ориентацией».
Дело в том, что письменность в Древней Греции классического периода переживала свой, если не детский, то, в лучшем случае, отроческий возраст. Письменность использовалась в первую очередь для фиксации материала, имеющего официальный и документальный характер (отчетность, законодательные акты, договоры и т. и.). Книг было сравнительно мало, стоили они дорого, книга была еще редкостью.
В этой ситуации «Вся культура Греции и Рима...была культурой устного, а не письменного слова...» , и даже если письмо создавалось, оно было направлено на точность в передаче звучания произносимого слова. Немецкий филолог Иоганнес Фридрих подчеркивал: «Если древнейшее письмо старалось передать только смысл сообщения, игнорируя точное звучание, то теперь главной задачей стала передача звучания сообщения».
Похожую идею высказал М.Л. Гаспаров, по мнению которого «античность вовсе не знала чтения «про себя»: даже наедине с собою люди читали вслух, наслаждаясь звучащим словом» .
В связи со сложившейся ситуацией ораторское искусство набирает все большую популярность, появляются учителя красноречия, выделяются основные виды ораторской речи: политическое красноречие, эпидиктическое (торжественное) красноречие, надгробные речи.
Однако не сразу были признаны афинским обществом учителя искусства убеждения. Как замечает В.И. Исаева «народ воспринимал их как словесных фокусников, сочинителей комедий, осыпали ядовитыми остротами, философы негодовали. Так ораторское искусство, прославившее афинян в античном мире, первоначально встретило с одной стороны, «неученой» - непонимание, а с другой, «ученой» - явный снобизм» Но развитие демократии и как следствие необходимость для политиков публично выступать, частые судебные процессы изменили ситуацию. «В конце V в. до н.э. на политическую арену вышло новое поколение государственных деятелей, прошедших специальное обучение ораторскому искусству, соединивших природные способности, темперамент полемистов с отточенной техникой. Наступило время дискуссий профессионалов, выстраивавших свою аргументацию с учетом законов риторики и апеллирующих к установившимся стереотипам общественной психологии».
Позже древнегреческими учёными эпохи эллинизма Аристофаном Византийским и Аристархом Самофракийским были даже выделены десять лучших ораторов Древней Греции. Поскольку центром древнегреческого красноречия были Афины, этот канон ораторов принято называть каноном десяти аттических (или афинских) ораторов. В этот канон вошли: Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Эсхин, Ликург, Демосфен, Гиперид, Динарх, которые жили и работали на рубеже V- IV вв. до н.э.
Объектом изучения в данной работе выступили речи троих ораторов из этого канона: Антифонта, Андокида и Лисия, которые одними из первых сделали ораторское искусство своей профессией .
Предмет исследования - система аргументации и средства речевого воздействия, используемые ораторами.
Цель работы - рассмотрение становления и развития риторики как искусства в Древней Греции конца V - начала IV вв до н.э.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) определение места ораторского мастерства среди основных видов искусства;
2) рассмотрение предпосылок возникновения ораторского искусства как профессии;
3) выявление основных средств речевого воздействия, используемых ораторами V-IV вв. до н.э.
Хронологические рамки исследования охватывают V-IV в. до н.э., период зарождения и становления профессионального ораторского искусства.
Территориальные границы исследования исходят из тесной связи ораторского искусства с демократией, поэтому в работе рассматривается история Афин, где, как известно, и берет начало демократия.
Методология исследования базируется на общенаучных принципах развития, взаимосвязи и историзма.
Широко применяется историко-сравнительный метод. Речи ораторов сопоставляются друг с другом и трудами древних историков и философов. Это позволяет выявить общие методы речевого воздействия, используемые ораторами изучаемого периода.
Биографический метод реализуется на основе изучения речей ораторов, где отражены сведения из жизни самих ораторов, а также жителей Афин изучаемого периода, исторических персонажей.
Источниками для изучения данной темы являются речи ораторов изучаемого периода, а также теоретические основы древнегреческой риторики представленные в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона.
Важным вкладом в развитие теоретических основ риторики явилось творчество выдающегося греческого мыслителя Платона (427-347 гг. до н.э.). Согласно Платону, чувственному восприятию соответствует эмпирический мир, а умопостигаемому- мир идей. Только на основе знания каждого предмета и знания человеческой души, на основе диалектики и психологии возможно истинное красноречие, которое сообщает подлинное знание, и вылиться такое красноречие должно не в связные длинные речи, а в диалог Аристотель (384-322 гг. до н.э.) заложил основы риторики как науки, неразрывно связанной с логикой и диалектикой. Занимаясь преподаванием риторики, он неоднократно обращался к вопросам художественной речи. Творческие идеи Аристотеля получили воплощение в его сочинениях «Поэтика» и «Риторика», где был осуществлен анализ теоретических взглядов его предшественников и приведены результаты его собственных наблюдений. Аристотель рассматривал риторику в ее самом существенном аспекте как род вероятностной логики. Достоинство речи оценивается Аристотелем с точки зрения ее познаваемости. Этим главным принципом продиктована трактовка Аристотелем вопросов стиля. Речь должна иметь пределы. Требованию ясности подчинены учение о периоде, об украшении речи, трактовка лексики, теория метафоры.
Временем Платона и Аристотеля в истории античной культуры завершается период классики . В течение всего этого периода теория красноречия развивалась в тесной связи с живой ораторской речью.
Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства, жившим в Древнем Риме, но неоднократно обращавшимся к ораторскому искусству древней Греции, был оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до и. э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты - «Об ораторе», «Брут, или о знаменитых ораторах», «Оратор» - памятники античной теории словесности, вобравшие в себя богатый материал по истории развития красноречия.
Политическая история Древней Греции, события которой ораторы часто отражают в своих речах, освещена в трудах Фукидида и Ксенофонта. Историки повествуют о военных действиях, дипломатических отношениях и эпизодах из жизни исторических лиц.
Уже упомянутый Аристотель в «Афинской политип»i?дает подробное описание развития государственного строя Афин и обращает при этом внимание именно на содержание различного рода реформ и преобразований, причем его изложение отличается документальным характером.
Содержательные характеристики видным афинским политическим деятелям дает в своих «Жизнеописаниях» Плутарх.
О жизни и деятельности рассматриваемых ораторов можно судить по следующим источникам: «Жизнь десяти ораторов» Псевдо-Плутарха, сведения Дилниссия Галикарнасского, а также фрагменты речей самих ораторов.
Литературу, посвященную данной теме можно разделить на несколько направлений. Во-первых, нужно учесть тот факт, что история классических Афин насыщена рядом событий, которые не могли не отразиться на творчестве ораторов.
Так, изучаемый период охватил явление, которое получило в историографии название «кризиса греческого полиса», поэтому без изучения литературы по данному вопросу обойтись было нельзя. В отечественной историографии большую работу по указанной теме проделали М.М. Глускина , Л.П. Маринович , Э.Д. Фролов и ряд других авторов. Среди зарубежной литературы следует назвать коллективную монографию «Эллинские полисы» , также, например, сборник статей «Афинская демократия в IV в. до н.э.: совершенствование или упадок формы государственного устройства» ' . Среди авторов этой работы - ведущие антиковеды, такие как Э. Бадиан, Дж. Дейвис, М. Пьер, К. Моссе и другие.
Внутренняя политика Афин, рассматриваемого периода, которая в первую очередь была связана с борьбой различных политических группировок, переворотами отражена в исследованиях Э.Д. Фролова , Е.В. Никитюк , М.Ю. Владимирского , К. Хигнетта , У. Хакль.
История Пелопоннесской войны, а также военная, политическая деятельность изучаемых в работе политиков, например, Алкивиада, освещена в книгах Д. Кэгена26 27 28 , И.Е. Сурикова .
Во-вторых, учитывая специфику работы, необходимо принять во внимание работы, которые дают общие сведения об античной культуре, особенно классического периода, пытаются раскрыть сущность человека данного времени. К подобным работам относятся «Политическая мысль древнегреческой демократии» А.Г. Бергера, труд «Античность как тип культуры» под редакцией А.Ф. Лосева, «Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э.» А.И. Зайцева, «Происхождение древнегреческой мысли» Ж.-И. Вернана и др.
В отечественной историографии специальных исследований античного ораторского искусства нет , обращения к нему связаны с изучением проблем истории и теории риторики в целом , также сведения имеются в работах посвященных древнегреческой литературе
Ценность для изучения данной темы, конечно, представляют также вступительные статьи и комментарии к переводам античных ораторов , исследования по некоторым ораторам , статьи, посвященные отдельным вопросам истории и теории риторики античности .
В зарубежной историографии в области изучения греческой риторики было сделано довольно много. Первые шаги в этом направлении были сделаны историками, которые давали оценку речам как историческому источнику. Исследователи подвергли критике ораторов и их речи за искажение действительности. Наиболее влиятельной работой иллюстрирующей этот подход к классической риторике является труд Лоракса, в которой автор определяет ораторов как «специалистов полуправды» .
На сегодняшний день речи рассматриваются с иных позиций: как продукт особой творческой деятельности человека , как отражение демократического строя в Афинах и т.д.
Статьи, посвященные различным аспектам изучения ораторского искусства, собираются и публикуются в специальных сборниках .
Довольно много статей посвященных отдельным ораторам: их личности, речам. Данные работы отражены в тексте работы.
Магистерская работа состоит из введения, двух глав и заключения, которые последовательно раскрывают цель и задачи исследования.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, его хронологические и территориальные рамки, сформулированы цель и задачи, определены методологические основы работы, рассмотрены источники и историография по изучаемой теме.
В первой главе «Истоки античной риторики и ее теории», которая включает в себя два параграфа - «Риторика как вид искусства» и «Предпосылки возникновения ораторского искусства», - доказывается возможность рассмотрения риторики как особого вида искусства, в том виде, котором его себе представляли древние авторы, такие как Платон и Аристотель; рассматриваются предпосылки возникновения профессионального ораторского искусства в афинском полисе.
Во второй главе «Средства речевого воздействия используемые первыми профессиональными ораторами» рассматриваются и систематизируются риторические приемы, используемые в V-IV вв. до н.э.: обращение к историческому прошлому, к политическому настоящему, обращение к биографии тех или иных деятелей.
В заключении выявляется наличие системы методов речевого воздействия, используемых ораторами V-IV вв. до н.э.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Древней Греции, а именно в демократических Афинах, V-IV вв. до н.э. стали временем наивысшего могущества силы слова, временем, когда появились люди, которые обладали отточенной техникой убеждения. Этих людей стали называть ораторами, а сферу их деятельности - ораторским искусством. Появление новой профессии было связано с рядом причин: во- первых, атональность мыслительной деятельности древнего грека, то есть стремление любую идею подвергнуть критике, перепроверить.; во-вторых, оро-акустическая направленность античной культуры - любовь древних греков к устной, а не письменной речи; в-третьих, это следствие демократического правления, которое предполагало возможность политических деятелей публично полемизировать с противниками, добиваясь проведения определенной политики; и, наконец, в-четвертых, возрастание числа судебных процессов, что повлекло за собой необходимость в людях, способных составить юридически грамотную, доказательную речь, формирующую мнение судей.
Учитывая тот факт, что главной задачей в ораторском искусстве является убеждение, появляются специальные приемы, к которым часто прибегали ораторы. Одним из таких приемов является обращение к истории. Славные дела предков, их храбрые подвиги, приводимые в качестве примеров ораторами, вдохновляли слушателей, а в час горя и утраты, могли утешить. Здесь, конечно же, нельзя не заметить тот факт, что ораторы очень часто искажали действительность за что их даже прозвали «специалистами полуправды», однако в данной ситуации необходимо иметь в виду, что цель оратора не передать точные исторические данные (это задача стоит перед историком), а убедить аудиторию.
Еще один прием используемый ораторами только изучаемого нами периода - это обращение к конкретному событию в истории Афин, а именно к Тирании тридцати, свидетелями которой являлись все граждане полиса, а многие к тому же серьезно пострадали, потеряв близких, либо лишившись имущества. В связи с этим использование факта причастности обвиняемого к олигархической группировке, либо наоборот отсутствие с ними связи стало важным аргументом в речах ораторов - риторическим приемом.
Использование элементов биографии в защитительных и обвинительных речах - еще один часто используемый риторический прием. Ораторы с большим воодушевлением рассказывают о добродетелях своих подзащитных и яростно критикуют оппонентов, причем аргументы приводимые в речах не всегда касаются сути дела. К примеру, Алкивиад Младший, сын знаменитого полководца Алкивиада, был вынужден услышать в свой адрес не только личные, касающиеся только его самого обвинения, но и обвинения в адрес своего отца, который имел, как известно, неоднозначную репутацию. Причем афинская судебная практика V-IV в. до и. э. располагает большим количеством подобных свидетельств, что приводит к убеждению, что подобная аргументация выглядела в глазах судей достаточно убедительной.
Таким образом, уже первые профессиональные ораторы, создавали не просто речи, призванные убеждать аудиторию. Составление речей требовало от их авторов специальной подготовки, знание психологии своих сограждан, умение красиво преподнести речь. Все это, скорее всего, и побудило Аристотеля и всех последующих исследователей назвать этот вид деятельности искусством.



1. Андокид. Речи, или История святотатцев / Пер. Э.Д. Фролова. - СПб.: Алетейя, 1996. -253 с.
2. Антифонт. Речи / Пер. И.Е. Сурикова (URL:http://simposium.ru/ru/ node/13543 (дата обращения: 4.05.2017).
3. Аристотель Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Изд-во Моск, ун-та, 1978. - 352 с.
4. Аристотель. Афинская полития: государственное устройство афинян / Примеч. и послесл. С.П. Радцига. - М.: Наука, 2007. - 233 с.
5. Ксенофонт. Греческая история / Пер. С.Я. Лурье. - 2-е изд. - СПб.: Алетейя, 1993. - 448 с.
6. Лисий. Речи / Пер. С.П. Соболевского. - 2-е изд. - М.: Ладомир, 1994. - 373 с.
7. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева,
B. Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи (Серия «Философское наследие»). -М.: Мысль. 1990-1994.
8. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. / Изд. подготовили: С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, С.П. Маркиш. - 2-е изд. - М.: Наука, 1994. - Т. 1. - 702 с. - Т. 2. - 672 с.
9. Фукидид. История: В 2 т. / Пер. Ф.Г. Мищенко в обработке
C. А. Жебелева. - 2-е изд. СПб., 1994.
10. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1972. - 471с.
11. Plutarch. Moralia Vol. X. Translated by F.C. Babbitt (Loeb Classical Library, No. 305). - Cambridge, MA.: Harvard University Press. 1936. - 491 p.
Литература
12. Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика / Отв. ред. М.Л. Гаспаров. - М. : Наука, 1991. - 359 с.
13. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. -
М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2002. -476 с.
14. Античность как тип культуры / А.Ф. Лосев, Н.А. Чистякова, Т.Ю. Бородай и др. - М.: Наука, 1988. - 336 с.
15. Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. - М., 1966.-360 с.
16. Богданова М.А. Агон как имманентная характеристика культуры Древней Греции // Вестник Донского Государственного Университета. - 2011.-Т. И-№6 (57).-С. 911-917
17. Борухович В.Г. Ораторское искусство Древней Греции // Ораторы Греции. -М., 1985. -347 с.
18. ВернанЖ.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Пер. с фр.; общ. ред. Ф.Х. Кессиди, А.П. Юшкевича; послесл. Ф.К. Кессиди. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.
19. Владимирский МЮ. Афинская олигархия (URL: http://www.centant.pu.ru/aristeas/monogr/vladim_m/vlad_ml 0.htm (дата обращения: 01.10.14).
20. Воробьев С.В. Риторическая коммуникация // Всемирная энциклопедия: Философия. - Минск: Харвест, 2001. - С. 864-865.
21. ВлускинаЛ.М. Проблемы кризиса полиса // Античная Вреция / Под ред. Е.С. Еолубцовой, Л.П. Маринович, А.П. Павловской, Э.Д. Фролова. - М.: Наука, 1983. - Т. 2. - С. 5-42.
22. ЕлускинаЛ.М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н.э. - М., 1975. - 279 с.
23. Жебелев С.А. О «Тирании Тридцати» в Афинах // Вестник древней истории. - 1940. - №1. - С. 28-33.
24. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. - Л.: Изд-во ЛГУ , 1985. - 320 с.
25. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд.. - М.: Дело, 2002. - 480 с.
26. История греческой литературы: в 3 т. / Под ред. С.И.Соболевского и др. - М., 1955. - Т. 2. - 304 с.
27. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. - М.: Наука, 1994. - 255 с.
28. История всемирной литературы: в 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; гл. редкол: Г.П. Бердников. - М.: Наука, 1983.-Т. 1.-583 с.
29. Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 208 с.
30. Кудряшов С.В. Историческое время в афинских надгробных речах V-IV вв. до н.э. (URL: http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/ kudriash.htm (дата обращения: 01.12.16).
31. КулишерИ.М. Очерк экономической истории Древней Греции. - Л.: Сеятель, 1925. -240 с.
32. Лосев А.Ф. Античные теории стиля в их историко-эстетической значимости // Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М. : Изд-во Моск, ун-та, 1978. - 352 с.
33. Лурье С.Я. Антифонт- творец древнейшей анархической системы. - М., 1925. - 342 с.
34. Малютина Е.О, Маркина А.И. Тетралогии. Вступительная статья, перевод с древнегреческого и комментарии (URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tetralogii (дата обращения 05.03.1017.)
35. Маринович Л.П. Вся прожитая мною жизнь // Mvfjpa. Сборник научных трудов, посвященный памяти проф. В.Д. Жигунина. - Казань, 2002. -С. 143-159
36. Маринович Л.П. Греческое наемничество IV в. до и. э. и кризис полиса. - М., 1975. - 272 с.
37. Маринович Л.П. Греки и Александр Македонский (К проблеме кризиса полиса). - М., 1993. - 285 с.
38. Мейзерский В.М. Философия и неориторика. - Киев: Лыбидь, 1991. - 192 с.
39. Меликова-Толетая С. Античные теории художественной речи // Античные теории языка и стиля / Под общ. ред. О.М. Фрейденберг. - М.; Л.: ОГИЗ, 1936. - С. 147-167.
40. Миллер ТА. Аттическая проза V в. до н.э. // История всемирной литературы. - М., 1983. - Т. 1. - 378 с.
41. Михальская А.К. Русский Сократ: лекции по сравнительно- историчкой литературе: учеб, пособие для студентов гуманитарных факультетов. -М.: Академия, 1996. - 196 с.
42. Никитюк Е.В. Олигархический переворот 404 г. до н.э. и восстановление демократии в Афинах (по речам Лисия) // Мнемнон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред.
Э.Д. Фролова. - Вып. 10. - СПб., 2011. - С. 73-92.
43. Никитюк Е.В. Лисий и события 404-403 гг. в Афинах // Восток, Европа и Америка в древности. - Вып. 2. Сборник научных трудов XVIII Сергеевских чтений. - М., 2012. - С. 91-101.
44. Никитюк Е.В. Сущность и цели кощунства, совершенного гермокопидами в Афинах в 415 г. до н.э. // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. Э.Д. Фролова. - Вып. 4. - СПб., 2005. - С. 115-124.
45. Никитюк Е.В. Оратор Андокид и процессы по обвинению в нечестии (aospsta) в Афинах на рубеже V-IV вв. до н.э. // Вестник Санкт- Петербургского гос. университета. - 1996. - Сер. 2. - Вып. 3 (№ 16). - С.23¬36.
46. Никитюк Е.В. Олигархический переворот в Афинах в 411 г. до н.э. и конституция Пяти тысяч // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. Э.Д. Фролова. - Вып. 6. - СПб., 2007. - С. 219-226.
47. Никитюк Е.В. Афины после свержения Тирании Тридцати в 403 г. до н.э. // История: мир прошлого в современном освещении / Сборник научных статей к 75-летию со дня рождения профессора Э.Д. Фролова / Под ред. А.Ю. Дворниченко. - СПб., 2008. - С. 152-165.
48. Пешков И.В. Введение в риторику поступка. - М.: Лабиринт, 1998.-288 с.
49. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. - 5-е изд. - М.: Высшая школа, 1982. - 488 с.
50. Редько О.В. Риторика как ценность // Вестник ТГУ. - 2010. - №341.-С. 61-64.
5Е Редько О.В. Интерпретация риторики как научной дисциплины//Вестник КрасГАУ. - 201Е - № 3. - С. 181-185.
52. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 1997. - 290 с.
53. Соколов Ф.Ф. Постановление Тисамена // Труды Ф.Ф. Соколова. - СПб., 1910.-С. 400-404.
54. Суриков И.Е. Ксенические связи в дипломатии Алкивиада // Античный мир и археология. - Вып. 1Е - Саратов, 2002. - С. 4-13.
55. Суриков И.Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 201Е -328 с.
56. Суриков И.Е. 2006: Antiphontea I. Нарративная традиция о жизни и деятельности оратора Антифонта // SH. 6, 40-68.
57. Суриков И.Е. Antiphontea IV: Фрагменты речей Антифонта как исторический источник (перевод и комментарий) // Studia historica. - Т. IX. - М., 2009. - С. 1-27.
58. Суриков И. Е. Этопея в судебных речах Антифонта (к постановке проблемы) // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / под ред. Э.Д. Фролова. - Вып. 12. - СПб., 2013. - С. 99-126.
59. Суриков И.Е. От «демотевта» - к демагогу (Афинская триерархия V в. до н.э.) и их «электорат» // Вестник древней истории. - 2011. - № 3. - С. 30-52
60. ТаривердиеваМ.А. Античная риторика и христианская гомилетика: литературное наследие и проблема преемственности / Вестник Московского государственного лингвистического университета: Сер. Филологические науки. - 2013. - Вып. 21 (681). - С. 160-170.
61. Тройский О.М. История Античной литературы. Л.: Учпедгиз, 1946.-483 с.
62. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима (III—I вв. до н.э.). -М., 1977.-248 с.
63. Фролов Э.Д. Огни Диоскуров: Античные теории переустройства общества и государства. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. - 192 с.
64. Фролов Э.Д. Греческие тираны. - Л., 1972. -200 с.
65. ФридрихИ. История письма / Пер. с нем.; отв. ред. И.М. Дьяконов. -М., 1979. -463 с.
66. A Companion to Greek Rhetoric / Ed. by I. Worthington. Oxford: John Wiley & Sons, 2007. - 616 p.
67. Die athenische Demokratie im 4. Jahrhundert v.Chr.: Vollendung oder Verfall einer Verfassungsform? / Hrsg. von W. Eder. - Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1995.-679 S.
68. Euben J.P. Athenian Political Thought and the Reconstruction of American Democracy. - Ithaca, 1994. - 278 p.
69. Gagarin M. The Ancient Tradition on the Identity of Antiphon // Greek, Roman and Byzantine Studies. - 1990. - Vol. 31. - № 1. - P. 27-44.
70. Hackl U. Die oligarchische Bewegung in Athen am Ausgang des
5. Jahrunderts v. Chr. Diss. -Munchen, 1960. - 169 S.
71. Hansen M.H. Diokles' law (Dem. 24, 42) and the revision of the Athe-nian corpus of laws in the archonship of Eukleides // Classica et Mediaevalia. - 1990.-Vol. 41,-P. 63-71.
72. Havelock E. The Muse Leams to Write. - New Haven, 1986. - P. 143-159.
73. Hellenische Poleis: Krise - Wandlung - Wirkung / Hrsg. von E.Ch. Welskopf. - Bd. 1-4. -B., 1974.
74. Hignett C.A. History of the Athenian Constitution to the End of the Fifth Century B.C. - Oxford: Clarendon Press, 1962. - 420 p.
75. Kagan D. The Archidamian War. - Ithaca; London, 1974. - 312 p.
76. Loraux N. The Invention of Athens: The Funeral Oration in the Classi-cal City. - Cambridge, MA, 1986. -359 p.
77. MacDowell D.M. Andokides. On the mysteries / Text ed. with introd., comm, and append, by D.M.MacDowell. - Oxford, 1962. - 239 p.
78. NouhaudM. L’utilisation de 1’histoire par les orateurs attiques. - P.: Les Belles Lettres, 1982. - 406 p.
79. Seager R. Alcibiades and the Charge of Aiming at Tyranny // Historia. - 1967. - Bd. 16. -Ht. 1. -P. 6-18.
80. SchiappaE., Hamm J. Rhetorical Questions //A Companion to Greek Rhetoric / Ed. by I. Worthington. - Oxford: John Wiley & Sons, 2007. - P. 131¬142.
81. Wolpert A. Lysias 18 and Athenian Memory of Civil War // Transac-tions of the American Philological Association. - 2002. - Vol. 132. - No. 1/2. - P. 109-126.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ