Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КОНЦЕПТОВ МУЗЫКИ И ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ

Работа №99778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИИ ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ 10
1.1. Концепция времени в философии жизни А. Шопенгауэра: влияние И. Гёте 10
1.2. Мгновение и вечность: темпоральный аспект учения о вечном возвращении Ф. Ницше 16
1.3. Понятие длительности в философии Анри Бергсона: непрерывность и свобода как
фундаментальные характеристики 21
1.4. Время как судьба в философии жизни О. Шпенглера 26
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИИ ФЕНОМЕНА МУЗЫКИ В ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ: А. ШОПЕНГАУЭР,
Ф. НИЦШЕ, Р. ВАГНЕР, А. БЕРГСОН, О. ШПЕНГЛЕР 32
2.1. Метафизика музыки Артура Шопенгауэра 32
2.1.1. Музыка новой венской школы как репрезентация идеи экономии времени 36
2.2. Фридрих Ницше: музыка как апология жизни 40
2.3. Р. Вагнер: трансформация романтической категории «становления» 45
2.4. Анри Бергсон: мелодия как идеальная репрезентация категории длительности 51
2.5. Фуга как символ «фаустовской» культуры в философии О. Шпенглера 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65

Главная интеллектуальная инновация философии жизни заключалась в том, что представители данного направления поместили в центр внимания саму жизнь как иррационально постигаемую данность. Жизнь, по мнению философов жизни, представляет собой единственно возможную реальность, которую невозможно постичь средствами науки и разума. В этом смысле интерес философов жизни и к музыке, и к времени неслучаен, так как оба концепта имплицитно содержат в себе процесс становления, принципиально важный для данного философского направления. Представляется актуальным выяснить, в каком отношении между собой находятся эти два концепта и к каким источникам восходит интерес философии жизни к ним.
Философия жизни, противопоставив себя господствовавшему в Новое Время рационализму, создала новый стиль философствования, в центре которого уже не разум, а интуитивное начало жизненного мира. Между тем, музыка представляет собой сложный интеллектуальный феномен, по своему устройству глубоко рациональный: неслучайно Освальд Шпенглер в качестве символа западноевропейской культуры выбрал именно фугу — один из самых строго регламентированных музыкальных жанров. Тем более удивителен интерес Шопенгауэра, Ницше, Бергсона и Шпенглера к осмыслению музыкального искусства с позиции иррационализма. В связи с этим представляется актуальным проследить генезис эстетических воззрений философов жизни и определить значение, которое имеет феномен музыки в их творческом наследии.
Данная работа представляется также актуальной в контексте интереса современных художественных произведений к тематизации иррационального. Сегодня множество произведений искусства имеют в своей основе иррациональные компоненты художественного творчества и восприятия. Важность исследования философии жизни, на наш взгляд, обусловливается тем, что именно в этом направления берёт своё начало эстетизация философии, формирование особого, художественного стиля философствования. Представляется, что данная работа позволит переосмыслить связь историко-философских традиций с современностью, проследить генезис тенденций иррационализма в современных эстетических практиках.
Наконец, третье направление актуальности связано с отсутствием в истории философии целостного анализа представлений философов жизни о сущности времени. Воззрения взятых по отдельности представителей философии жизни на феномен времени давно служат предметом научных исследований: пожалуй, наиболее подробно здесь изучены взгляды Ф. Ницше в контексте идеи вечного возвращения. Предпринимаются и попытки системного анализа темпоральных моделей философов жизни, однако зачастую в них упускаются из внимания многие существенные аспекты: от первоисточников философских идей до персоналий. В связи с этим особенно актуально выявить общие основания в темпоральных концепциях философов жизни, поставить вопрос о возможности специфичного понимания времени, характерного для этого направления.
Степень разработанности проблемы.
Степень разработанности данной проблемы выявляется посредством анализа научной литературы. Исследования по данной теме можно разделить на две условные категории: историко-философскую и эстетическую.
Историко-философский подход изучает специфику понимания времени в творчестве философов жизни. Фундаментальным исследованием данной темы можно назвать монографию П. П. Гайденко «Время. Длительность. Вечность», в которой представлениям философов жизни о времени посвящена объёмная глава. Автор предлагает разделение темпоральных моделей в философии жизни на три тенденции: психологическую (А. Бергсон), биологическую (В. Дильтей) историческую (О. Шпенглер) и подвергает каждую из них критическому анализу.
С точки зрения исследований концепции времени А. Шопенгауэра знаковыми авторами является группа белгородских исследователей: Е. О. Белоненко, О. Н. Римская, В. П. Римский. Данные авторы опубликовали ряд научных статей о понимании времени в философии А. Шопенгауэра, о влиянии И. Гёте на представления франкфуртского мыслителя о времени, а также о темпоральном дискурсе в поэме Гёте «Фауст». Взгляды Ф. Ницше на природу и сущность времени чаще всего затрагиваются исследователями в контексте доктрины вечного возвращения, которая неизменно пользуется широким научным интересом. Здесь можно отметить масштабное эссе В. В. Петрова «Фридрих Ницше и вечное возвращение», опубликованное в коллективном исследовании «Мера вещей. Человек в истории европейской мысли», а также ряд работ А. В. Щербацкого, посвященные истокам доктрины. О специфике категории длительности в философии А. Бергсона достаточно подробно пишут Ю. В. Подорога, И. Д. Верихов, Ю. Ю. Новиков. Нельзя обойти стороной и фундаментальное исследование бергсоновской методологии, представленное в труде И. И. Блауберг «Анри Бергсон». Категорию времени в культурно-исторической и политической концепции О. Шпенглера исследует О. Э. Терехов.
Под эстетическим подходом мы понимаем особый пласт исследований, посвящённых тематизации феномена музыки у представителей философии жизни. Так, сущность феномена музыки в метафизике Артура Шопенгауэра исследуется в работах С. Л. Монахова (понятие воли как фундаментальный момент метафизики музыки Шопенгауэра) и Ю. А. Шабановой (обоснование Шопенгауэром метафизической первосущности музыки, влияние его учения о музыке на возникновение новых онтологических и гносеологических концепций в европейской философии). Н. С. Воронова исследует музыкальный иррационализм Шопенгауэра и влияние его эстетических взглядов на музыкальное искусство XIX-XX вв. К более ранним исследованиям шопенгауэровской концепции музыки относятся работы советского композитора и философа К. Р. Эйгеса.
Пожалуй, нет философа, отношение которого к музыке стало бы предметом более широких дискуссий и исследований, чем Фридрих Ницше. Здесь стоит начать с методологии исследований музыкальной эстетики Ницше, сложившейся в отечественной и зарубежной традиции в начале XX века в работах Э. Гюрстера, Г. Бауха, Г.-И. Мозера и Е. М. Браудо. Описание положения музыки в творческом наследии Ницше, выявление параллелей между музыкой и ницшеанским миром предложено в работах А. С. Хахалина (взгляды Ницше на музыку как верификация его философии) и М. А. Олейник. Нельзя не отметить объёмную диссертацию Д. М. Короткова «Отношение Ницше к романтизму», в которой исследуются ницшеанское преодоление романтизма через музыку, критика Ницше вагнеровских взглядов на музыкальное искусство. В частности, автор рассматривает проблему осмысления идеи вдохновения, которое, по мнению Ницше, игнорировалось и романтизмом, и самим Вагнером, и понималось лишь в том смысле, в каком оно было укоренено в культуре. Проблему взаимосвязи философии и музыки на материале Ницше и Вагнера исследует в своей диссертации Р. Р. Кайль. Наконец, заслуживают особого внимания работы, раскрывающие Ницше как композитора, исследующие музыку, которую философ любил и сочинял: авторами таких работ являются А. Г. Аствацатуров и пианистка Э. Летнянова.
Говоря о взглядах Шопенгауэра и Ницше на музыку, нельзя не отметить эссе Альбера Камю «О музыке», в котором философ доказывает преемственность теорий двух немецких мыслителей, а также указывает на существенные противоречия в музыкальной эстетике Ницше.
Роль музыки в творческом наследии другого представителя философии жизни — Анри Бергсона — исследована не так подробно, однако и здесь следует упомянуть ряд важных работ. Сопоставление бергсоновской философии длительности и музыки Клода Дебюсси отражено в диссертации Е. В. Ровенко «Новое мышление рубежа XIX-XX веков во французской философии (А. Бергсон) и искусстве (К. Дебюсси, О. Редон)». В данной работе проводятся параллели в осмыслении феномена времени у Бергсона и Дебюсси. Автор приходит к выводу о совпадении качеств бергсоновской la durée и художественного времени в творчестве Дебюсси. Также отметим диссертацию М. А. Петиновой «Темпоральность музыки как предмет философско-культурологического исследования», в которой на материале Бергсона исследуются свойства темпоральности в музыке, раскрываются аспекты времени в гуманитарной компоненте научного знания.
Среди интересующих нас философов наименее подробно изучены взгляды Освальда Шпенглера на сущность музыкального искусства: исследователей главным образом интересовала шпенглеровская концепция философии истории. Между тем, одна из глав основополагающего труда Шпенглера «Закат Европы» носит название «Музыка и пластика»: в ней представлена концепция дихотомии аполлоновского и фаустовского искусств, а также предложена нетривиальная трактовка музыки как изобразительного искусства. К наиболее содержательным работам о феномене музыки в философии Шпенглера можно отнести статью П. О. Тончук («фаустовская» фуга как символ западноевропейской культуры в философской концепции Шпенглера) и небольшой очерк А. Е. Майкапара «Освальд Шпенглер: суждения о музыке».
Неполнота научных исследований в контексте интересующей нас проблемы заключается в том, что в каждой из указанных работ исследуются концепции музыкального искусства в творчестве отдельных мыслителей. Тем не менее, стоит отметить одну работу, автор которой исследует взгляды Шопенгауэра и Ницше в рамках общего философского течения. Это статья И. Н. Лосевой «Понятие музыки в философии иррационализма и его переосмысление в современную эпоху». Автор статьи утверждает, что стремление иррационалистов Шопенгауэра и Ницше отстоять непостижимую природу музыкального искусства удивительным образом восходит к рациональной онтологии Платона, а также к идее процессуальности музыки у Аристотеля. Однако поскольку понятие иррационализма значительно шире, чем понятие философии жизни, данная статья не может претендовать на интересующий нас анализ.
Цель и задачи исследования. Цель магистерской диссертации: осуществить историко-философский анализ концептов музыки и времени в философии жизни и установить степень их взаимовлияния. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Проанализировать интерпретацию времени в философии А. Шопенгауэра и её взаимосвязь с идеями И. Гёте
• Исследовать темпоральный аспект учения о вечном возвращении Ф. Ницше
• Раскрыть непрерывность и свободу как характеристики категории «длительности» в философии А. Бергсона
• Проанализировать интерпретацию времени как судьбы в философии О. Шпенглера
• Проанализировать метафизику музыки А. Шопенгауэра.
• Раскрыть музыку новой венской школы как репрезентацию идеи «эйкономии времени», общей для А. Шопенгауэра и И. Гёте
• Исследовать диалектику аполлонического и дионисийского начал в контексте феномена музыки в философии Ф. Ницше.
• Проанализировать трансформацию романтической категории становления в музыке и философии Р. Вагнера.
• Раскрыть понимание «мелодии» в творчестве А. Бергсона как идеальной репрезентации категории длительности.
• Проанализировать жанр фуги как символ «фаустовской» (западноевропейской) культуры в философии О. Шпенглера.
Предметом исследования предстаёт взаимовлияние концептов музыки и времени. Объектом же изучения является философия жизни как направление европейской философии XIX - первой половины ХХ века.
Теоретико-методологические основания исследования. В данном исследовании применялись следующие методологические принципы философского анализа. Методологический базис настоящей работы основан на герменевтическом методе, позволяющем интегрировать ключевые понятия философии жизни («воля» у Шопенгауэра и Ницше, «длительность» у Бергсона) в сферу феномена музыки. Метод сравнительного анализа позволяет выработать целостное представление о предмете исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы по данной теме. В первой главе исследуются концептуализации категории времени в философии жизни. Во второй главе рассматриваются концепции феномена музыки в творчестве Шопенгауэра, Ницше, Бергсона и Шпенглера, а также трансформация романтической категории «становления» в музыке и философии Р. Вагнера.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам нашего исследования мы можем резюмировать, что взаимовлияние концептов музыки и времени в философии жизни раскрывается в трёх ключевых направлениях. Первое из них связано с концептом длительности в философии А. Бергсона, идеальной репрезентацией для которого Бергсон считает музыкальную мелодию. Именно французский мыслитель впервые обратил внимание на онтологическую связь музыки и времени. Мы показали, что с точки зрения бергсоновской метафизики мелодия в своей непрерывности и неделимости обладает теми же имманентными характеристиками, что и длительность. Она имеет статус онтологического эквивалента la durée — ив этом смысле является «чистой длительностью».
Второе (и, пожалуй, главное) направление связано с фигурой Р. Вагнера, который через влияние на Ф. Ницше привносит на почву философии жизни идею о вечном становлении времени в противоположность времени как последовательности отдельно взятых моментов. Самым важным здесь является то, что противопоставление подлинного времени, принципиально непознаваемого логическим мышлением, косному времени, берёт своё начало именно из музыки: ведь Вагнер приходит к этому противопоставлению через специфическое понимание ритма, который и отождествляется у него с тем самым «внешним», «материальным» временем и уподобляется «колоннообразному расположению межей». Мы выяснили, что данная темпоральная оппозиция безусловно является общей и для Ницше, и для Бергсона, и для Шпенглера — поэтому в определённом смысле Вагнер предопределил содержание темпоральных моделей философов жизни на полвека вперёд. На фоне такого масштабного влияния едва ли не меркнет тот факт, что в тех же самых философских рассуждениях Вагнер реанимирует романтическую категорию «становления» и фактически становится единоличным спасителем музыкального романтизма. По сути дела, через фигуру Вагнера философия жизни и наследует идеи романтизма в модифицированном, снятом виде.
Заметим, что проникновение романтизма в философию жизни оставило в ней своеобразный отпечаток отношения к музыке. Стремление философов жизни отнестись к музыке как к метаязыку, стремление выразить нечто через музыку (будь то «воля к жизни», «чистая длительность» или фаустовская культура) восходит именно к кризису музыкального романтизма, во время которого музыка фактически утратила собственные границы как самостоятельного вида искусства, став выражением всего, что только могло прийти в голову вдохновлённым творцам. Конечно, философы жизни, в отличие от романтиков, не абсолютизировали музыку в столь явном виде, но тем не менее тенденция достаточно очевидна. Пожалуй, один только Ницше смог избежать подобного отношения — для него музыка оставалась слишком великим искусством, чтобы объяснять собой нечто. Кажется совсем парадоксальным, что именно Ницше и абсолютизировал музыку больше, чем любой другой философ жизни.
Наконец, здесь мы логически подходим к третьему направлению — это романтизм как общий корень интереса философии жизни к концептам музыки и времени. Мы показали, что в своих представлениях о времени Шопенгауэр в значительной степени испытал влияние И. Гёте: двух немецких мыслителей роднит эвдемоническая идея эйкономии времени. На Гёте также ссылается и Ницше в своих «Несвоевременных размышлениях», где называет его прямым предшественником своей философии. Корни культурно-исторической концепции Шпенглера очевидным образом восходят к романтической идее историзма как становления настоящего из прошлого, и эту идею, с его точки зрения, наилучшим образом выражает фуга — символ западноевропейской («фаустовской») культуры.
Также к результатам нашего исследования можно отнести выделение общих оснований в темпоральных моделях философов жизни. Так, ориентация на внутренне переживаемое время становится общей характеристикой для понимания времени в философии жизни в целом. Например, Бергсон отметил, что попытка измерить органические процессы при помощи часов не ведёт к пониманию реальных биологических ритмов, а способствует лишь внешней фиксации органического развития. Однако более глубоким основанием здесь оказывается противопоставление подлинного времени фиктивному — и фиктивным объявляется именно «физическое» время, которое до сих пор оставалось единственно реальным. Отсюда мы вывели ещё одну общую черту, свойственную философам жизни, — стремление понять время в его содержании, присвоить ему определённые предикаты. До сих пор время было бессодержательным «резервуаром», которому нет дела до процессов, происходящих внутри него. Этим недостатком рационалистической картины мира и объясняется стремление философии жизни изобрести время заново.
В качестве ещё одной важной особенности понимания времени в философии жизни можно обозначить следующий аспект. Стремление естественных наук исследовать мир объективно приводит к тому, что сама человеческая реальность исчезает из фокуса внимания. Наличие человека как познающего субъекта не является существенным фактором в естественно-научном подходе — более того, чем в большей степени удаётся избавиться от всех примесей субъективного в картине мира, тем она чище и ближе к истине. Ответом на эту рационалистическую парадигму и стала попытка философов жизни вернуть человека в философию, т.е. представить человеческую реальность в темпоральном измерении.
Примечательно, что рассматриваемые в данном исследовании концепты обнаруживают и функциональную связь: и время, и музыка явились инструментами постижения жизни как основополагающей категории. С одной стороны, в концептуализациях времени мы наблюдаем стремление объяснить жизнь в её целостном и непрерывном потоке. С другой стороны, тот факт, что Шопенгауэр, Ницше и Бергсон объясняют свои философские категории через музыкальные феномены, свидетельствует об их стремлении «оживить» философию, повысить доступность её восприятия. В свете вышесказанного, музыка стала для философов жизни принципиально новым источником постижения мира, позволяющим раздвинуть границы познания дальше границ действия разума. Кроме того, тематизация феномена музыки в трудах философов жизни способствовала появлению в их творчестве музыкальных метафор, в которых сформировался новый, художественный стиль философствования.
При этом, если в философии жизни очевидным образом прослеживаются общие черты понимания времени, благодаря которым формируется специфическое понимание этого концепта, то сказать подобного о понимании музыки в этом направлении мы не можем. Как мы отметили выше, в целом для философов жизни преобладает отношение к музыке как к метаязыку, на который переводимы абстрактные философские понятия. Однако в том, что касается сущности феномена музыки, взятой безотносительно к её философскому выражению, философы жизни не находят единства в своих высказываниях. Поэтому можно сказать, что общность в интерпретациях феномена музыки обнаруживается на функциональном, но не на содержательном уровне.
В заключение скажем несколько слов о возможных перспективах исследования данной темы. На наш взгляд, в качестве актуальной ветви развития можно предложить вопрос о специфическом влиянии Гёте на формирование представлений философов жизни о музыке и времени. В данном исследовании мы лишь в первых параграфах уделили внимание этому вопросу, в то время как наследие Гёте несомненно заслуживает глубокого прочтения в качестве предтечи неклассических темпоральных моделей. Кроме того, известно, что музыка неоднократно становилась предметом размышлений Гёте. Рассматривая ее в контексте своих естественнонаучных изысканий, он стремился объяснить законы музыкального искусства с точки зрения закономерностей, заложенных в природе акустики. Примечательно, что эти вопросы затрагиваются в рассуждениях композитора А. Веберна, который положил в основу своих «Лекций о музыке» именно высказывания Гете. Закрепляя один из главных выводов работы, можно утверждать, что влияние романтизма и в частности Гёте на увлечение философов жизни музыкой сложно переоценить.



1. Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод Б. Скуратова. Вст. ст. К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001. — 352 с.
2. Андреева И. С., Гулыга А. В. Шопенгауэр. — М.: Молодая гвардия, 2003. - 367 с.
3. Аствацатуров А. Г. Какую музыку любил и сочинял Ницше? [Электронный ресурс] — НЕЕ: суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/какиуи-ши7уки-1уиЫ1- ГзосктуаЕГ-пйдзйе
4. Белоненко Е. О., Римская О.Н., Римский В.П. Философия жизни А. Шопенгауэра и неклассические темпоральные модели. // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 3 (224). Выпуск 35. С. 5-12.
5. Бергсон А. Восприятие изменчивости // Бергсон А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. IV: Вопросы философии и психологии / пер. В. Флеровой. СПб.: М. И. Семенов, 1914. С. 4-34.
6. Бергсон А. Длительность и одновременность (по поводу теории Эйнштейна) / пер. с франц. А. А. Франковского. Пб.: Асабешха, 1923. 154 с.
7. Бергсон А. Собрание сочинений. Т. I. Опыт о непосредственных данных сознания. / А. Бергсон // Материя и память. М., Московский клуб.
8. Бергсон А. Творческая эволюция / пер. с франц. В. А. Флеровой, сверен И. И. Блауберг и И. С. Вдовиной; предисл. И. И. Блауберг. М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. 384 с.
9. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память / А. Бергсон. — Минск. Харвест, 1999. 1409 с.
10. Блауберг И. И. Анри Бергсон. // М.: Прогресс-традиция, 2003. - 672 с.
11. Блауберг И. И. Бергсон и логика воображения. / И. И. Блауберг // Философский журнал. — 2016. — Т. 9. — № 1. — С. 180-186.
12. Вагнер Р. Бетховен. // М.-СПб. Издание С. и Н. Кусевицких, 1912. 137 с.
13. Вагнер Р. Опера и драма / Пер. с нем. // Избр. работы / Сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова; вступ. ст. А. Ф. Лосева. - М.: Искусство, 1978. - С. 262-493.
14. Верихов И. Д. Анри Бергсон и понятие времени в философии ХХ в. / И. Д. Верихов // Дискуссия. — 2013. — №7 (37).
15. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. / П. П. Гайденко // М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 464 с.
16. Гардинер П. Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма / Пер. с англ. О.Б. Мазуриной. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 414 с.
17. Гуревич П. С. Философия человека [Электронный ресурс]. — М.:
ИФРАН, 1999-2001. Режим доступа:
http://ligis.ru/psvlib/090417/books/gurep01/index.htm
18. Делёз Ж. Бергсонизм [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/del3/
19. Делёз Ж. Ницше и философия. / Ж. Делёз. // Ad Marginem, 2003.
20. Камю А. О музыке [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://litra.pro/rannvava-esseistika/kamvu-aljber/read/1
21. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. - М., 2007.
22. Костин П. А. К исследованию проблемы свободы и ответственности в философии Анри Бергсона. / П. А. Костин. — Право и практика. — 2020. — С. 205-210.
23. Кривых Е. Ю. Метафизика воли в немецкой философии и культуре: А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше. // Вестник ОГУ. - 2009. — №2. — С. 4-9.
24. Летнянова Э. Какую музыку сочинял Фридрих Ницше [Электронный
ресурс]. // Режим доступа:
https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Letn_MyzNiz.php
25. Лосев А. Ф. О музыкальном ощущении любви и природы // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. — М.: Мысль, 1995.
26. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. — Изд-во «Правда», 1990. 656 с.
27. Лосева И. В. Понятие музыки в философии иррационализма и его переосмысление в современную эпоху. / И. В. Лосева. // Южно -Российский музыкальный альманах. — 2007. — С. 85-89.
28. Майкапар. А. Е. Освальд Шпенглер: суждения о музыке // Музыкальная жизнь. - 1989. - № 24. - С. 28-29
29. Манн Т. Гёте как представитель бюргерской эпохи. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://biographv.wikireading.ru/146734
30. Махов А.Е. Поэтологическая система Новалиса: опыт реконструкции из фрагментов // Литературоведческий журнал. 2018. № 44. С. 165-189.
31. Марков Б. Человек, государство и Бог в философии Ницше. — СПб.: «Владимир Даль», 2005. — 788 с.
32. Монахов С. Л. Сущность феномена музыки в метафизике А. Шопенгауэра // Альманах «Studia сиЙигае», Studia сиЕигае. Выпуск 3. №3 Санкт-Петербург Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.140-147.
33. Ницше Ф. Весёлая наука. Азбука, 2021. 352 с.
34. Ницше Ф. Казус Вагнер. [Электронный ресурс] — ПРЕ:
http://www.nietzsche.ru/works/main-works/vagner/
35. Ницше Ф. Несвоевременные размышления. / Ф. Ницше. — ИГ Лениздат, 2014. 416 с.
36. Ницше Ф. О пафосе истины. [Электронный ресурс] — ПРЕ: https://nietzsche.ru/works/sobranie/vorwort/pathos/
37. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм [Электронный
ресурс]. / Ф. Ницше. — Москва, 1990. — Режим доступа:
http://az.lib.rU/n/nicshe f/text 0010.shtml
38. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше . — Соч.: в 2 т. - М., 1990. - Т. 2.
39. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. / Ф. Ницше . — М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.
40. Ницше Ф. Черновики и наброски. Полное собрание сочинений в 13 т. / Ф. Ницше. — М.: Культурная революция, 2014. Т. 2.
41. Новиков Ю. Ю. Концепция времени в философии А. Бергсона [Электронный ресурс]: — http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/novikov- konzepziyz_vremeni .pdf
42. Перцев А. В. А. Шопенгауэр: жизнь философа и философия жизни
[Электронный ресурс]. // Режим доступа:
http://lib.ru/FILOSOF/SHOPENGAUER/percev about.txt
43. Перцев А.В. Фридрих Ницше у себя дома. (Опыт реконструкции жизненного мира.) - СПб.: Владимир Даль, 2009. - 480 с. - (серия: «Мировая Ницшеана»).
44. Подорога Ю. В. Понятие «длительности» и философия А. Бергсона
[Электронный ресурс]. // Режим доступа:
https://iphlib.ru/library/collection/articles/document/HASH0111a9de29af56da3cd7617d#edn2
45. Подорога Ю. В. Что значит мыслить с точки зрения длительности? К логике философской аргументации у Бергсона / Ю. В. Подорога // Философско-литературный журнал «Логос». — 2009. — №3 (71). С. 135-143.
46. Радеев А. В. Эстетика жизни в философии Ницше: авторефрерат канд.
филос. наук: 09.00.04 [Электронный ресурс] — URL:
https://www.dissercat.com/content/estetika-zhizni-v-filosofii-nitsshe
47. Ровенко Е. В. «Анри Бергсон: «Музыка Дебюсси — это музыка “la duree”»» [Электронный ресурс]. // Режим доступа:http://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/EA2014-1 Rovenko v2.pdf
48. Римский В.П., Белоненко Е.О. Время поэтов: темпоральный дискурс поэмы Гёте «Фауст». // Наука. Искусство. Культура. — 2019. — №1 (21). С. 66-86.
49. Румянцева Т. А. Философия жизни как проект тотальной критики разума [Электронный ресурс]. // История философии и современность. Режим доступа:
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/7951/1/pages%20from%20ph%26ss 2010-1.%2020-24pdf.pdf
50. Таштамирова Л. Ш. Романтическая философская традиция XIX в. в философии искусств Вагнера / Л. Ш. Таштамирова // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 393. С. 109-116.
51. Терехов О. Э. Категория времени в культурно-исторической и политической концепции Освальда Шпенглера // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — № 3 (59) Т. 2. — С. 97-101.
52. Самсонова Т. П. Философия и музыка: Рихард Вагнер и Фридрих Ницше. / Т. П. Самсонова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2019. — №18 (430). — С. 62-72.
53. Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. // Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978.
54. Тончук П. О. Фуга как символ «фаустовской» культуры и проблемы эволюции жанра. / П. О. Тончук // Вестник КемГУКИ. — 2013. — №24. С. 140-150.
55. Хахалин А. С. Взгляды Ницше на музыку как верификация его философии [Электронный ресурс]. / А. С. Хахалин // Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. — Москва, 2004. — Режим доступа: http://wwww. 1 gb.ru/show_article.php?upd=273
56. Шабанова Ю. А. Метафизика музыки Артура Шопенгауэра / Ю. А. Шабанова // Философия и музыка: место встречи — человек. — Днепр, Лира, 2017.
57. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. / А. Шопенгауэр. — АСТ, 2014. 288 с.
58. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление [Электронный ресурс]. / А.
Шопенгауэр // М. — Московский клуб. — 1992. Режим доступа:
http ://az.lib.ru/s/shopengauer a/text 0040. shtml.
59. Шопенгауэр А. К метафизике музыки / А. Шопенгауэр // Шопенгауэр А. Статьи эстетические, философские и афоризмы. - Х. : Изд. Бирюковых, 1888.
60. Шпенглер О. Закат Европы. — Москва: Мысль, 1998.
61. Ярош О. В. Идеи Гёте в контексте науки о музыке / О. В. Ярош // Омский научный вестник. — 2008. — №4. — С. 191-194.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ