Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАГМАТИЗМ И ПАТРИОТИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО РИМА

Работа №14359

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
752
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАГМАТИЗМ В СТРОИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО РИМА I-II ВВ. Н.Э 14
1.1. Специфика развития строительства в период Ранней империи 14
1.2. Утилитарные черты древнеримских сооружений 17
1.3. Практические аспекты римского проектирования 31
ГЛАВА II. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ 39
2.1. Характер римского общества в архитектуре жилых домов 39
2.2. Образ государственной власти в архитектуре общественных зданий ... 48
2.3. Римский градостроительный рационализм 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64


Тема настоящего исследования «Прагматизм и патриотизм как идеологическая основа в архитектурно-строительном искусстве Древнего Рима».
Как искусство, во-первых, необходимое, а во-вторых, требующее не столько творческой фантазии, сколько трезвого расчета, архитектура была единственным из трех изобразительных искусств, в котором римляне про¬явили действительно самостоятельность. Без чужеземных влияний, конечно, не обошлось и здесь.
Особые потребности римской жизни вызывают и новые, более или менее счастливые комбинации архитектурных форм.
Изучение римской архитектуры вызывает огромный интерес не только с точки зрения архитектора-теоретика, но и, в большей степени, историка, поскольку памятники архитектуры являются одновременно важным историческим источником. Кроме того, эпоха Римской империи является расцветом архитектурно-строительного искусства, что наиболее полноценно отражает характер и сущность римского населения. Выявление причин и закономерностей строительного процесса Древнего Рима особенно актуальны в наше время, так как знания исторических предшественников современной архитектуры, технологий возведения зданий, строительных материалов крайне необходимы для инженеров и архитекторов. Несомненно, данный факт обусловливает актуальность настоящей работы.
Архитекторы и строители Древнего Рима были мастерами своего дела. Они хорошо знали свойства строительных материалов, таких как глиняный обожженный кирпич, туф. Они изобрели и придумывали новые строительные материалы. В частности, был изобретен —римский бетон”, состав которого на сегодняшний день уже изучен и —римская мальта”, окончательный состав которой химиками и учеными не изучен до сих пор. Известно только, что древние римляне добавляли в раствор гидравлические присадки, в частности глину из окрестностей Неаполя и кирпичную муку. Сейчас, спустя много веков, кирпичи древнеримских построек распадаются. Правда, они выветриваются медленнее, чем современные (достаточно взглянуть на античные акведуки в Риме), но и они не вечны. Раствор же, которыми они соединены, кажется, будет существовать вечно, он выглядит как новый. Никакая современная цементная смесь не достигает такой невероятной прочности и долговечности. Тайна древнеримского строительного раствора утеряна. Правда сохранились старинные рецепты других прочных растворов, в компоненты которых входят яйца и сахар, но этот способ, в наши дни, был бы слишком дорог, чтобы иметь практическое значение. Зато стало понятно, что этим достигалась полимеризация раствора, которая в наше время достигается другим способом.
Древние римляне создали совершенно новый этап в строительном искусстве, который еще не одно столетие станет главным образцом архитектурного-строительной грамотности и создаст целую академическую школу на базе своих учений. Римская архитектура ярко выделяется среди своих со-временников древнего мира, не имея себе равных мастерству инженерного искусства, разнообразию типов зданий, сложности композиционных форм и масштабу строительства в целом. Римляне ввели архитектурные объекты в городской и сельский ансамбль такие инженерные объекты как акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы, а также применили новые строи¬тельные материалы и конструкции. Они чрезвычайно умело переосмыслили принципы греческой архитектуры и сумели ее усовершенствовать, создав свою неповторимую концепцию и свой стиль. Однако, самым большим влияние римская архитектура подверглась искусству эллинизма, особенностью которой была величественность и масштабность городских центров и общественных зданий.
Античные сооружения неоднократно описывались с точки зрения их архитектурного решения, но детали их конструкций еще очень мало изучены. Недостаточная практическая разработанность данной проблемы определяют несомненную новизну данного исследования.
Исследовать все отрасли римского строительства не представляется возможным в рамках одной работы. Поэтому необходимо ограничиться ис-следованием только некоторых из тех отраслей, источники по истории кото¬рых, наиболее полны.
Целью данного исследования является выявление элементов прагматизма и патриотизма в архитектурно строительном искусстве Древнего Рима периода I-II вв н.э по материалам античных письменных источников и литературы современных авторов.
При написании работы поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать специфику развития строительного мастерства в период Ранней империи.
2) Выявить утилитарные черты древнеримских сооружений.
3) Рассмотреть практические аспекты римского проектирования.
4) Определить характер римского общества в архитектуре жилых домов
5) Показать на основе общественных зданий образ государственной власти.
6) Исследовать римский градостроительный рационализм.
Объектом исследования является архитектура Римской империи в каждом аспекте его изучения (технологический процесс, экономическая составляющая, общественное и культурное значение).
Предметом исследования выступает идеологическая особенность древнеримской архитектуры.
Методология исследования определяется, в первую очередь, комплексным анализом письменных, археологических и изобразительных источников, данных этнографии и современного строительства. Основные методы, использованные в настоящем исследовании: анализ, синтез, систематизация для отбора ключевых критериев классификации мелких ремесел и выявления их основных типов.
В качестве одной из методологических основ в данном исследовании применяется принцип историзма, который заключается прежде всего, в обосновании глубокой связи времени, зависимости настоящего и будущего от исторического прошлого.
Неотъемлемой частью методологической базы стал принцип исторического измерения, благодаря которому мы смогли выявить и сформировать систему численных характеристик изучаемых объектов, которая позволила раскрыть конкретно-историческую и теоретическую сущность перехода количественных характеристик исторических явлений в качественные.
Еще одним важным направлением в работе является метод идеализации в социальном и естественно-научном познании. М. Вебером была разработана теория взаимосвязанных методов идеализации и сопоставления с идеалом в социальном познании. Он ввел понятие —идеального типа” или идеально-типической конструкций. Он понимал идеальный тип, как мыслительную конструкцию, фантазию, не существующую в исторической реальности. Это означает, что они конструируются исследователем, он непроизвольно, а путем —мыслительного усиления определенных элементов действительности”. Согласно М. Веберу, первичной в познавательном процессе будет объективная реальность, типические черты которой определяет субъект познания.
При процессе идеализации происходит мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. В исторической науке данный принцип широко используется исследователями, и является одним из отраслей общенаучного метода идеализированных абстракций.
В работе также использован историко-культурологический подход, на основании которого определяется историко-культурное наследие Римской цивилизации.
Сравнительно-исторический метод был употреблен нами при анализе и сопоставлении заимствований позднеантичными авторами стихотворных размеров, литературных приемов и фраз из произведений великих классиков.
Историко-биографический метод получил применение в процессе изучения жизненного пути рассматриваемых авторов.
Метод статистического анализа, который помог проанализировать лексическое содержание источников с целью выявления интересующих нас фактов и тенденций по проблеме.
Совокупность использованных методов, а также комплексный подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Хронологические рамки работы ограничены временем формирования и развития принципата (I-II вв. н.э.). Такой выбор объясняется рядом причин. Во-первых, для этого времени существуют некоторые важные виды источников. Во-вторых, строительные технологии этого периода переживали период качественных изменений, которые повлияли на социально-экономическую жизнь Рима.
Источники. В работе был выявлен и отобран комплекс источников латинского происхождения по заданной тематике. Для ее изучения исследовались величайшие произведения древнеримских авторов.
Главным источником, благодаря которому мы имеем представление о строительном производстве, материалах и технике того времени, является книга «10 книги об архитектуре» римского военного архитектора Витрувия, который жил во времена императора Августа, примерно в 10 - 15 гг. до н. э.
Марк Витрувий Поллион, талантливый инженер и архитектор, был образованнейшим человеком своего времени. Помимо профессиональных навыков, он прекрасно владел знаниями в медицине, астрономии, математике, истории, музыке и другими науками. Книга «Об архитектуре» - основной труд его жизни - стала главным пособием по строительству в его время, в эпоху Ренессанса, не потеряв актуальности и в наши дни. В трактате, помимо подробного описания в строительной области, говорится о профессиональных знаниях и опыте самого автора, которыми он пользовался в течении своей долгой жизни.
Сочинения Витрувия представляют собой своего рода совокупность технических наук и подробную инструкцию по строительному ремеслу от начала возведения здания до самого ввода его в эксплуатацию. По его мнению, архитектура представляет собой корреляцию трех областей: архитектуру в самом широком смысле, т. е. строительную технику и строительное искусство, гномонику, т. е. изготовление приборов для измерения времени, и механику, то есть изготовление грузоподъемных и водоподъемных машин и осадных и метательных орудий. В своем трактате, автор делится своим богатым опытом, собрав необходимые знания для того, чтобы каждый строитель смог решить сложные профессиональные задачи. Эта книга не просто сбор¬ник рецептов и не только практическое руководство, но и определенная система теоретических научных знаний. Согласно определению самого автора, практика основывается на теории, опыт проверяется и руководится наукой. Наука же на основании устанавливаемых ею законов природы объясняет, почему надо строить так, а не иначе, показывает, как надо строить, и расценивает уже построенное.
При императоре Августе архитектура Римской империи достигает высшего расцвета. Именно об Августе историк Светоний выскзазал свою известную фразу, что, застав Рим кирпичным, оставит его мраморным. И он оказался абсолютно прав. Именно во время его правления активно реставрируются старые храмы и возводятся новые, среди которых прославились храмы Аполлона и Весты, входившие в его дворцовый комплекс. продолжив Форум цезаря, он возводит в свою честь Форум августа, став в последствии одним из самых грандиозных и великолепных. Сподвижник Августа Агриппа выстроил храм всех богов, представляющий собой гигантский цилиндрический корпус диаметром 43 м, перекрытый большим сферическим куполом. Храм стал одним из подлинных шедевров архитектуры.
Римское общество было обществом землевладельцев, которое значительную часть доходов получали от эксплуатации своих поместий. Центром поместья или фундуса, в котором сосредоточивались управление хозяйством, обработка сельскохозяйственной продукции и ее хранение, была вилла. Рациональной организации хозяйства и целесообразному устройству виллы римляне придавали огромное значение, как основе своего благосостояния.
Об этом свидетельствуют письма Цицерона . В них рассмотрена технология всех сторон сельскохозяйственного производства и даны вытекающие из этой технологии рекомендации наиболее правильного устройства виллы и ее отдельных частей и наилучших условий ее местоположения.
Плиний Старший в «Естественной истории» представляют интересные сведения о сельскохозяйственной жизни, домоводческие советы, руководства по управлению рабовладельческим имением, по ведению сельского хозяйства, основанные во многом на личном опыте.
Одним из основных источников для изучения идеологических основ в архитектурно-строительном искусстве древних римлян является труд Тита Ливия «История Рима от основания города» , где он подробно описывает жизнь древних римлян, их бытовые и социальные проблемы. Также, автором приведены технические описания строительных процессов того времени.
Таким образом, отметим, что письменные источники предоставляют достаточно репрезентативный материал для анализа. Кроме этого в работе используются эпиграфические и изобразительные источники.
Историография.
При написании выпускной квалификационной работы была использована литература советского и современного периода отечественных и зарубежных авторов.
Общая характеристика строительства Италии, в самом Риме и его провинциях, даны общие тенденции развития или, наоборот, упадка в различных отраслях мы можем проследить в работе О. Шуази «Строительное искусство древних римлян».
М.Е. Сергеенко в своих книгах «Жизнь в древнем Риме» дает подробное описание ремесел, затрагивая при этом некоторые особенности строи¬тельного производства. М. Е. Сергеенко использует собранные ею в течение нескольких лет эпиграфические и археологические источники. Ее книги отличаются живым и выразительным языком.
В работе В. А. Кочеткова «Римский бетон», автор подробно рассматривает процесс проектирования и строительства. Описывает технологию воз-ведения сооружения, используемые материалы и пр.
В книге Н.М. Брунова «Очерки по истории архитектуры» рассматривается кардинальная проблема античного мира - кризис рабовладельческой экономики и, в частности, ремесленного производства как ее составной части.
Очерки по истории быта древних римлян получены в работе Г.С. Кнабе «Древний Рим-история и повседневность» .
Е.М. Штаерман в соавторстве с М.К. Трофимовой «Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи» рассматривают кардинальную проблему античного мира - кризис рабовладельческой экономики и, в частности, строительного производства как ее составной части.
Макс Вебер во второй части двухтомника «История хозяйства. Город» представляет нашему вниманию процесс развития экономики от периода античности и далее.
Предметом исследования И. Л. Значко-Яворского в его «Очерках истории вяжущих веществ» являются сами вяжущие вещества, которые прошли свой путь эволюции. В одной из глав дается подробное описание химического состава римского бетона.
В книге Виоле ле Дюка «Беседы об архитектуре» автор делится свои¬ми взглядами на принципы архитектуры, в частности дает подробное описание архитектуры древнего Рима.
Андреа Палладио написал «4 книги об архитектуре» , где подробно описывает римскую архитектуру, на изучение которой он потратил большую часть своей жизни. « а так как я всегда был того мнения, что в строительном искусстве, равно как и в других делах, древние римляне далеко превзошли всех, кто был после них, я избрал себе учителем и руководителем Витрувия, единственного писателя древности по этому искусству, принялся исследовать остатки античных построек, дошедших до нас вопреки времени и опустошениям варваров, и, найдя их гораздо более достойными внимания, чем я думал до того, я стал их обмерять во всех подробностях, с чрезвычайной точностью и величайшей старательностью.»
М.Е. Сергеенко в «Помпеях» пишет на основании археологических раскопок. Автор дает подробное описание повседневного быта города и страны в целом, благодаря чему, мы можем представить основной характер той жизни, протекавшей в широком разнообразии противоречивых общественных группировок и с их острой классовой борьбой.
Интересен труд А.И. Вощининой «Античное искусство» , в котором говорится об античном искусстве, где автор затрагивает тему архитектуры, описывая ее важнейшие аспекты.
Ф.Ф. Зеленский большой знаток античного мира. Его книга «История античной культуры» насыщена материалом, являющимся плодом научных обобщений, своеобразно расчлененный по формальным признакам, опирающимся на особую классификацию наук.
Книга Н. В. Санчурского «Римские древности» - изложение древне-римской истории насыщено в книге реалиями общественной и частной жизни, военного слова, религии, образования и воспитания, быта в широком смысле слова, судопроизводства и т. д. Важнейшие термины сопровождены латинскими эквивалентами. Книга незаменима при изучении истории истории Древнего Рима и его культуры, дает запас знаний, необходимый для понимания античных сочинений.
П. Грималь в своем труде рассматривает важнейшие события Римской империи, одной из которых были гладиаторские бои. Здесь можно вы¬делить значимость и смысловое значение зрелищных сооружений для римского общества.
Альберти как архитектор, пытался синтезировать технику, искусство и науку, сочетать практику и теорию, опыт прошлого с новыми исканиями. Он не только строил, он сам производил раскопки, усердно изучал древних авторов. В своем архитектурном творчестве он умело и тактично использовал опыт прошлого.
Таким образом, мы имеем достаточное количество работ по интересующей нас проблеме, которые, однако не охватывают всей полноты сведений о развитии строительства в Древнем Риме обозначенного периода, а также не акцентируют внимание на идеологическом базисе архитектурного искусства, что обусловливает новизну данного исследования.
Практическая значимость. Материалы и результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях по широкому кругу вопросов, касающихся архитектурно-строительного искусства Римской империи.
Структура исследования определяется целью и задачами, поставленными в работе. Оно состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключительной части данного исследования, основной целью которого являлось выявление элементов прагматизма и патриотизма в архитектурно строительном искусстве Древнего Рима периода I-II вв н.э по материалам античных письменных источников и литературы современных авторов, были обобщены результаты и подведены соответствующие итоги проделанной нами работы.
Выбор для исследования таких античных писателей как Ливия, Фронтина, Ветрувия, Гая Светония, Полибия, Валлея Патеркула. Тацита, Плиния старшего, Варрона, Цицерона был сделан, поскольку благодаря им, можно сделать полноценный анализ архитектурно-строительного мастерства Древнего Рима, охватив каждую область строительной деятельности, в том числе сделать выводы мировоззрения римлян по их отношению к архитектурному искусству.
Для выявления характерных черт прагматизма и патриотизма в жизни и творчестве рассмотренных в данной работе авторов, мы реализовали следующие задачи.
Изучив произведения Гая Светония, проанализировали специфику развития строительного мастерства в период Ранней империи.
На основе трактата Ветрувия, выявили утилитарные черты древнеримских строителей при выборе строительных материалов и технологий возведения сооружений, а также рассмотрели практические аспекты римского проектирования.
Практические аспекты и традиции древних строителей, их влечение к простоте, побуждали их при обыкновенных постройках более плодотворно использовать свои огромные богатства: вместо того что бы создать свои сооружения из нагроможденных с большим трудом крупных блоков, они иска¬ли иные возможности в приемах, связанные с меньшими расходами: они положили начало применению материалов неправильной формы, измельченных в небольшие куски и соединенных друг с другом посредством раствора.
Просмотрев письмена Ливия и Полибия Старшего, определили характер римского общества в архитектуре жилых домов.
Строительное искусство у древних не является лишь совокупностью методов, объединенных общими принципами; отдельные индивидуальные методы подчинялись общим правилам, придававшим римским архитектурным произведениям характер того строгого порядка, который древние римляне внесли в управление всей империей. Таким образом, строительное искусство римлян является выражением их общей организации.
Зрелища отражают отличие римской культуры от высокой духовной и физической культуры греков с их идеалом гармонического развития личности человека. Римские зрелища в основном были рассчитаны на примитивные запросы толпы, часто отвечали самым низменным вкусам и носили пассивный потребительский характер.
Благодаря дошедшим до нас произведениям Варрона и Цицерона, мы смогли показать на основе общественных зданий образ государственной власти: архитектуру эпохи империи характеризуют монументальность и большой пространственный размах сооружений и их комплексов, соответствующий возросшему значению государства. Развитие сводчатых конструкций и применение бетона в качестве основного строительного материала обусловили грандиозный масштаб зданий сравнительно с постройками республики.
В текстах Фронтина, Валлея Петеркула, Тацита, мы нашли много полезного материала для исследования римского градостроительного рационализма.
Изучив и проанализировав все вышеперечисленные источники, у нас создалось полноценное понимание прагматического мышления римлян во всех аспектах их жизни, в частности в строительном мастерстве. В отличие от греческих мастеров, идеалы которых строились на красоте и пропорциях, характер римлянина преследовал экономические и практические интересы. А стремление императоров показать военное господство и мощь своего государства отразилось на монументальности их построек и грандиозном ма¬штабе их сооружений.



1. Буров А.С. О праве проведения и охраны воды в древнем Риме (по трактату Фронтина «De aquis urbis Romae») // Древнее право. - 1997. - № 1. - С. 56-59.
2. Варрон Марк Теренций. Сельское хозяйство. Перевод с лат. Сергеенко М. Е.; Отв. ред. Крюгер О. О. - М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. - 220 с.
3. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. Ф.А. Петровского / Изд-во Всесоюзной академии архитектуры. - М., 1936. - 213 с.
4. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей / Российская академия наук. - М., 1964. - 365 с.
5. Гай Юлий Цезарь. Записки о галльской войне / Пер. акад. М. М. Покровского. / Изд. Академии наук СССР. - М.-Л., 1948. - 425 c.
6. Ливий Тит. История Рима от основания Города. / Перевод В.М. Смирина.
- М.: Наука, 1989. - 546 с.
7. Марк Порций Катон. Земледелие / Пер. и комм. М. Е. Сергеенко. Отв. ред. И.И. Толстой. Изд - во АН СССР. - М.-Л., 1950. - 220 с.
8. Немировский А. И., Дашкова М. Ф. Римская история Веллея Патеркула. - Воронеж, 1985. - 212 с.
9. Плиний Старший. Естественная история. / Книга XVII и XVIII. // Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве. / Пер. М.Е. Сергеенко.- М., 1957. - 357 с.
10. Плиний старший. Естествознание. Об искусстве. - М.: Ладомир, 1994. - 942 с.
11. Полибий. Всеобщая история. - М.: Наука, 2007. - 1450 с.
12. Публий Корнелий Тацит. Анналы. Перевод А. С. Бобовича, редакторы перевода Я. М. Боровский и М. Е. Сергеенко. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 505 с.
13. Страбон. География. / Пер. с др.-греч. Г. А. Стратановского под ред. О.О. Крюгера, общ. ред. С. Л. Утченко / Ладомир. - М., 1994. - 957с.
14. Тацит Корнелий. Сочинения в двух томах. Том 1. Анналы. Малые произведения / Подгот. изд. А. С. Бобовича, Я. М. Боровского, М. Е. Сергеенко. - Л.: Наука, 1969. - 449 с.
15. Толстой И.И. (отв. ред.). Цицерон Марк Туллий. Письма в трех томах. Том 1 М.-Л.: Академия Наук СССР, 1949. - 536 с., илл. - (Литературные памятники). Пер. и коммент. В.О. Горенштейна
16. Феофраст. Исследование о растениях. / Изд-во АН СССР. - Л., 1951. - 523 с.
II. Литература
17. Ward-Perkins J. B. Roman architiecture. - New York: Harry N. Abrams inc., 1977. - 343 c.
18. Адкинс Л., Адкинс Р. А. Древний Рим. / пер. с англ. В.Г. Гончаров, А. Го¬дин. - М., 2009. - 214 с.
19. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве в двух томах. Т. II // Материалы и комментарии. - М.: Изд всесоюзной академии архитектуры, 1937. - C. 101-118.
20. Анохин В.А. Монеты античных городов Северо-Западного Причерноморья. - Киев: Наукова думка, 1989. - 128 с.
21. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образцы скульптуры. - М.: Изд. Искусство, 1990. - 399 с.
22. Блаватский В. Д. Всеобщая история архитектуры / В.Д. Блаватский // Архитектура Древнего Рима - М.: Изд-во академия архитектуры СССР, 1948. - 433 с.
23. Блаватский В.Д. (ред.) Античная цивилизация. Акад. наук СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. В. Д. Блаватский]. - М.: Наука, 1973. - 207 c.
24. Блаватский В.Д. Античная археология Северного Причерноморья. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. - 230 с.
25. Блаватский В.Д. Пантикапей. Очерки истории столицы Боспора. - М.: Наука, 1964. - 232 с.
26. Ботвинник М.Н. Рабинович М.Б. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
27. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры / Н.И. Брунов // Том 2. - М.: ЗАО Центрополиграф, 2003. - 540 с.
28. Вайль П. Гений места / П. Вайль. - М. 2006. - 239 с.
29. Вебер М. История хозяйства. Город. - М.: Канон-Пресс - Ц. Кучково поле, 2001. - 576 с.
30. Вейс Г. История культуры народов мира. Возвышение и упадок империи. Древний Рим. - М.: Эксмо, 2004. - 144 с.
31. Вейс Г. История культуры народов мира. Возвышение и упадок империи. Древний Рим. - М.: Эксмо, 2004. - 144 с.
32. Виолле-ле-Дюк Э. Э.Беседы об архитектуре / Э. Э. Виоллеле-Дюк Том I. / Пер. с франц. А. А. Сапожниковой / под ред. А. Г. Габричевского. - М.: Изд. Всесоюзная академии архитектуры 1937. - 246 с.
33. Вощинина А.И. Античное искусство / А.И. Вощинина. - М.: Академии художеств СССР, 1969. - З09 с.
34. Гайдукевич В.Ф., Максимова М.И. (отв. ред.). Античные города северного Причерноморья: Очерки истории и культуры. Т.1. Сборник статей. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1955. - 448 с.
35. Гельвеций К.А. Сочинения. В двух томах / под ред. X. Н. Момджяна - М.: «Мысль», 1973. - 647 с.
36. Гиро Поль. Частная и общественная жизнь римлян. - СПб.: Алетейя, 1995. - 598 с.
37. Грималь П. Цивилизация Древнего Рима. Пер. с франц. И. Эльфонд. - М.: АСТ МОСКВА, 2008. - 512 с.
38. Дмитриев Н.А., Виноградова Н.А. искусство Древнего Рима. - М., 1986. - 208 с.
39. Зеленский Ф.Ф. История Античной культуры / ред и прим С П Заикина. - СПб.: Марс, 1995. 380 с.
40. Значко-Яворский И. Л. Очерки истории вяжущих веществ от древнейщих времен до середины XIX в. / И. Л. Значко-Яворский. - М.-Л., 1963. - 500 с.
41. Зубов В.П., Петровский Ф. А. Архитектура античного мира. - М., 1940. - 198 с.
42. Каркопино Ж. Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 420 c.
43. Кнабе, Г. С. Древний Рим - история и повседневность - очерки / Г.С. Кнабе // Городская теснота и революция архитектуры. - М.: Изд-во Искусство, 1986. - 206 c.
44. Кобылина М. Искусство Древнего Рима. - М.-Л., 1946. - 123 с.
45. Ковалев В. Н. География древнего мира. - М., 1984. - 236 с.
46. Ковалев С. И. История Рима / под общ. ред. Э.Д. Фролова. - СПб., 2008. - 167 с.
47. Ковалев С.И. История Рима. Курс лекций. - СПб.: ООО Издательство Полигон, 2002. - 860 с.
48. Колобанова К.М. Древний город Афины и его памятники. - Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1961. - 373 с.
49. Коуэл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф, 2006. - 232 с.
50. Кочетков В. А. Римский бетон. / В. А. Кочетков. - М.: Стройиздат, 1991. - 111 с.
51. Крыжицкий С.Д. Жилые дома античных городов Северного Причерноморья. - Киев: Наукова думка, 1982. - 163 с.
52. Кузищин В. И. История Древнего Рима / В. И. Кузищин. - М.: Высш. шк., 2001. - 383 с.
53. Кузищин В.И. Исследования в области экономической истории античности. - СПб.: Алетейя, 2011. - 654 с.
54. Кузищин В.И. История Древнего Рима: Учеб. для вузов по спец. «История» / В.И. Кузищин, И.Л. Маяк, И.А. Гвоздева и др.; Под ред. В.И. Кузищина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2001. - 383 с.
55. Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э.- I в. н.э. - М.: Издательство Московского университета, 1973. - 255 с.
56. Макнамара Элли. Этруски. Быт, религия, культура. - М., 2006. - 326 с.
57. Мамина, О.Н. Идеология и социальная психология галлоримского нобилитета V в. н.э.: мировоззрение Сидония Аполлинария / О.Н. Мамина / Дисс. канд. ист. наук. - Свердловск, 1989. - 250 с.
58. Машкин Н.А. история Древнего Рима. - М.: Высшая школа, 2006. - 753 с.
59. Моммзен Т. история Рима. - М. 2011. - Т. 1.Тюийе Жаполь. Цивилизация этрусков. - СПб., 2011. - 186 с.
60. Мусатов А.А. архитектура античной Греции и античного Рима. - М.: Архитектура-С, 2006. - 144 с.
61. Мухин А.С. Архитектура и архетип. - Спб.: изд. СПбГУКИ, 2013. - 286 с.
62. Неверов О.Я. Геммы античного мира. - М.: Наука, 1983. - 162 с.
63. О. Шуази, Строительное искусство древних римлян. / Пер. с франц. А. А. Сапожниковой и В. Н. Калиш / под ред. Г. И. Бердичевского. - М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1938. - 200 с.
64. Остерман Л. Римская история в лицах. - М.: О.Г.И., 1997. - 624 с.
65. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. Пер. с итал. Жоатовского И.В. - М.: Стройиздат, 1989. - 352 с.
66. Покровский, М.М. История римской литературы / М.М. Покровский. - М.: Лист Нью, 2004. - 409 с.
67. Рончевский К. Варианты римских капителей. Перевод с французского.
Под редакцией В. Д. Блаватского. - М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1935. - 69 с.
68. Ростовцев М. Эллинистическо-римский архитектурный пейзаж. - М.: тип. М.А. Александрова, 1908. - 143 с.
69. Санчурский Н.В. Римские древности. - М.: МГУ, 1995. 101 с.
70. Сергеенко М. В. Жизнь в древнем Риме / М. В. Сергеенко. - СПб.: Издательско-торговый дом «Летний сад»; журнал «Нева», 2000. - 368 с.
71. Сергеенко М.Е. Помпеи. - М.: Изд. Академии наук СССР, 1949. - 315 с.
72. Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии. - М.: Наука, 1964. - 172 с.
73. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима / Архитектура. Скульптура. Живопись. прикладное искусство. - М.: Просвещение, 1996. - 224 с.
74. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. - М.: Прогресс, 1991. - 656 с.
75. Уколова, В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья / В. И. Уколова. - М.: Наука, 1989. - 320 с.
76. Утченко С.Л. (ред.) Хрестоматия по истории древнего Рима. - М. Соцэк- гиз, 1962. - 675 с.
77. Фридлендер Л. Общая история европейской культуры. Том IV. Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов. Часть I. - СПб.: Издание «Брокгауз-Ефрон», 1914. - 136 с.
78. Хизер, П. Падение Римской империи / П. Хизер. - М.: Эксмо, 2009. - 567 с.
79. Цирес А.Г. Архитектура Колизея. - М.: Изд. Академии Архитектуры СССР, 1940. - 79 с.
80. Черемисинов А.Ю. История инженерных искусств: учебное пособие, часть 1 / А.Ю. Черемисинов, С.А. Макаренко, А.А. Черемисинов. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2015. - 166 с.
81. Штаерман Е.М. Древний Рим: проблемы экономического развития. - М.: Издательство Наука, 1978. - 221 с.
82. Штаерман Е.М., Трофимова М.К. Рабовладельческие отношения в ранней
Римской империи (Италия). - М.: Издательство Наука, 1971. - 322 с.
83. Штаерман, Е.М. Кризис античной культуры / Е.М. Штаерман. - М.: Нау¬ка, 1975. - 183 с.
84. Эллинистическая техника: C6. ст. / под ред. акад. Н. И. Толстого. - М.-Л., 1948. - 190 с.
85. Эргон Жак. Повседневная жизнь этрусков. Науч. ред. Е.В. Колодочкиной; вступ. ст. С.Ю. Нечаева; пер. с фр. А.Б. Овезовой. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 334.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ