Повышение эффективности использования товарно-материальных ценностей на предприятии (на примере Канского филиала № 1 ГП «КрайДЭО»)
|
Введение.........................................................................................................................7
1 Теоретические аспекты использования товарно-материальных ценностей предприятии ..........................................................................10
1.1 Понятие и сущность товарно-материальных ценностей ...............................10
1.2 Методы оценки товарно-материальных ценностей .......................................18
1.3.Система управления обеспеченностью товарно-материальными ценностями ........................................................................................................ 25
2 Анализ использования товарно-материальных ценностей на предприятии......34
2.1 Анализ обеспеченности предприятия товарно-материальными
ценностями.......................................................................................................34
2.2 Анализ эффективности использования товарно-материальных ценностей............................................................................................................51
2.3 Анализ потребности предприятия в товарно-материальных ценностях......58
3 Мероприятия повышения эффективности использования товарно-материальных ценностей предприятия..................................................................72
3.1 Снижение нормативов расхода товарно-материальных ценностей ..............72
3.2 Экономия масел за счет их повторного использования..................................81
3.3. Направления по улучшению учета товарно-материальных ценностей .......86
Заключение ..................................................................................................................90
Список использованных источников ........................................................................93 93
1 Теоретические аспекты использования товарно-материальных ценностей предприятии ..........................................................................10
1.1 Понятие и сущность товарно-материальных ценностей ...............................10
1.2 Методы оценки товарно-материальных ценностей .......................................18
1.3.Система управления обеспеченностью товарно-материальными ценностями ........................................................................................................ 25
2 Анализ использования товарно-материальных ценностей на предприятии......34
2.1 Анализ обеспеченности предприятия товарно-материальными
ценностями.......................................................................................................34
2.2 Анализ эффективности использования товарно-материальных ценностей............................................................................................................51
2.3 Анализ потребности предприятия в товарно-материальных ценностях......58
3 Мероприятия повышения эффективности использования товарно-материальных ценностей предприятия..................................................................72
3.1 Снижение нормативов расхода товарно-материальных ценностей ..............72
3.2 Экономия масел за счет их повторного использования..................................81
3.3. Направления по улучшению учета товарно-материальных ценностей .......86
Заключение ..................................................................................................................90
Список использованных источников ........................................................................93 93
Оказание качественной транспортной услуги требует использование
надежного подвижного состава, поддержание которого в таком состоянии
невозможно без материально-технического обеспечения. Организация
материально-технического обеспечения на автотранспортном предприятии
играет важную роль. Она должна обеспечивать производство необходимыми
материальными ресурсами, осуществлять контроль за их потреблением и
использованием. Отличительной особенностью транспорта от других
отраслей материального производства является то, что в результате
транспортного процесса (перевозки) нового продукта в виде особой вещи не
создается. Продукцией транспорта является сам материальный процесс
перемещения грузов и пассажиров, осуществляемый при помощи
транспортных средств. В результате транспортного процесса с перевозимыми
грузами происходит особая материальная перемена – изменения их
местонахождения в пространстве и во времени.
Одним из важных условий улучшения использования подвижного
состава автомобильного транспорта, повышения его технической готовности
является своевременное и бесперебойное обеспечение автотранспортного
предприятия топливом, запасными частями, шинами, гаражным и ремонтным
оборудованием. Горюче-смазочные материалы (ГСМ) являются одной из
основных статей расходов при эксплуатации автотранспорта. Поступление
ГСМ в организацию и их оприходование материально ответственным лицом
осуществляется на основании документа, выписанного поставщиком.
Поэтому немаловажно как можно лучше автоматизировать рабочее место
бухгалтеров, диспетчеров и работников склада для наиболее удобной и
точной и менее трудоемкой работы.
Актуальность данной работы состоит в том, что от рационального
использования материально-технических средств зависит точное выполнение
производственных показателей, лучшее использования подвижного состава,4
ритмичная работа предприятия, повышение производительности труда.
Экономичное использование ресурсов, сокращение их расхода снижает
себестоимость перевозок. Нормы расхода материалов закладывают основу
для определения потребности в материалах на изготовление единицы
продукции с последующим составлением плана закупки материальных
ресурсов и выработки стратегии экономного расходования материальных
ресурсов.
Проблема работы заключается в том, что большинство предприятий
пренебрегают развитием материальной базы, обучением водителей
практическим навыкам выявления причин и способам устранения
перерасхода топлива и смазочных материалов, что ведет к стремительному
росту затрат. Опытный водитель, владеющий навыками экономичного
вождения автопоезда, может реально снизить расход топлива до 15%.
Перерасход ресурсов происходит и по причине того, что на
автотранспортных предприятиях в большинстве случаев отсутствуют
современные системы контроля и экономии топлива, вследствие чего
невозможно отследить нарушения водителя при движении автомобиля и его
заправке. Отсутствие современных складов и механизированных складских
площадок ведет к существенным потерям сырья и материалов из-за
несоблюдения надлежащих условий их хранения. Эти потери списываются
на издержки предприятия, что отражается на себестоимости.
Объектом исследования является Канский филиал №1
государственного предприятия Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация», сокращенное фирменное название которого
ГП «КрайДЭО» (АТП), основным видом деятельности которого является
выполнение комплекса работ по содержанию, ремонту, реконструкции и
строительству автомобильных дорог общего пользования и дорожных
сооружений.
Предметом исследования является организация обеспечения процесса
материально-технического обеспечения и пути его совершенствования.5
Целью работы является повышение эффективности использования
товарно-материальных ценностей Канского филиал №1 ГП «КрайДЭО»
Для выполнения поставленной цели следует выполнить задачи:
- раскрыть сущность товарно-материальных ценностей (ТМЦ), методы
их оценки;
- изучить систему материально-технического обеспечения
предприятия;
- рассчитать важнейшие показатели обеспеченности предприятия
материальными ресурсами;
- рассчитать потребность предприятия в ГСМ и автомобильных шинах;
- выявить основные проблемы рационального использования
материальных ресурсов на предприятии;
- предложить мероприятия, повышающие эффективность
использования ТМЦ и пути экономии материальных ресурсов,
предупреждающие перерасход ГСМ.
В ходе решения поставленных задач использовались следующие
методы исследования: анализ и синтез, моделирование, классифицирование,
методы сравнения и обобщения, метод абсолютных разниц, расчетный метод,
метод укрупнения, вертикальный и горизонтальный анализ.
Первичной информацией для данного исследования послужили устав
предприятия, сводная структура баланса, отчет о финансовой деятельности,
список имеющегося подвижного состава, документация о материально-техническом снабжении и материальных затратах.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что ее
выводы и предложенные мероприятия могут быть использованы Канским
филиалом №1 ГП «КрайДЭО» в целях улучшения работы материально-технического снабжения и более рационального использования ГСМ и
автомобильных шин
надежного подвижного состава, поддержание которого в таком состоянии
невозможно без материально-технического обеспечения. Организация
материально-технического обеспечения на автотранспортном предприятии
играет важную роль. Она должна обеспечивать производство необходимыми
материальными ресурсами, осуществлять контроль за их потреблением и
использованием. Отличительной особенностью транспорта от других
отраслей материального производства является то, что в результате
транспортного процесса (перевозки) нового продукта в виде особой вещи не
создается. Продукцией транспорта является сам материальный процесс
перемещения грузов и пассажиров, осуществляемый при помощи
транспортных средств. В результате транспортного процесса с перевозимыми
грузами происходит особая материальная перемена – изменения их
местонахождения в пространстве и во времени.
Одним из важных условий улучшения использования подвижного
состава автомобильного транспорта, повышения его технической готовности
является своевременное и бесперебойное обеспечение автотранспортного
предприятия топливом, запасными частями, шинами, гаражным и ремонтным
оборудованием. Горюче-смазочные материалы (ГСМ) являются одной из
основных статей расходов при эксплуатации автотранспорта. Поступление
ГСМ в организацию и их оприходование материально ответственным лицом
осуществляется на основании документа, выписанного поставщиком.
Поэтому немаловажно как можно лучше автоматизировать рабочее место
бухгалтеров, диспетчеров и работников склада для наиболее удобной и
точной и менее трудоемкой работы.
Актуальность данной работы состоит в том, что от рационального
использования материально-технических средств зависит точное выполнение
производственных показателей, лучшее использования подвижного состава,4
ритмичная работа предприятия, повышение производительности труда.
Экономичное использование ресурсов, сокращение их расхода снижает
себестоимость перевозок. Нормы расхода материалов закладывают основу
для определения потребности в материалах на изготовление единицы
продукции с последующим составлением плана закупки материальных
ресурсов и выработки стратегии экономного расходования материальных
ресурсов.
Проблема работы заключается в том, что большинство предприятий
пренебрегают развитием материальной базы, обучением водителей
практическим навыкам выявления причин и способам устранения
перерасхода топлива и смазочных материалов, что ведет к стремительному
росту затрат. Опытный водитель, владеющий навыками экономичного
вождения автопоезда, может реально снизить расход топлива до 15%.
Перерасход ресурсов происходит и по причине того, что на
автотранспортных предприятиях в большинстве случаев отсутствуют
современные системы контроля и экономии топлива, вследствие чего
невозможно отследить нарушения водителя при движении автомобиля и его
заправке. Отсутствие современных складов и механизированных складских
площадок ведет к существенным потерям сырья и материалов из-за
несоблюдения надлежащих условий их хранения. Эти потери списываются
на издержки предприятия, что отражается на себестоимости.
Объектом исследования является Канский филиал №1
государственного предприятия Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация», сокращенное фирменное название которого
ГП «КрайДЭО» (АТП), основным видом деятельности которого является
выполнение комплекса работ по содержанию, ремонту, реконструкции и
строительству автомобильных дорог общего пользования и дорожных
сооружений.
Предметом исследования является организация обеспечения процесса
материально-технического обеспечения и пути его совершенствования.5
Целью работы является повышение эффективности использования
товарно-материальных ценностей Канского филиал №1 ГП «КрайДЭО»
Для выполнения поставленной цели следует выполнить задачи:
- раскрыть сущность товарно-материальных ценностей (ТМЦ), методы
их оценки;
- изучить систему материально-технического обеспечения
предприятия;
- рассчитать важнейшие показатели обеспеченности предприятия
материальными ресурсами;
- рассчитать потребность предприятия в ГСМ и автомобильных шинах;
- выявить основные проблемы рационального использования
материальных ресурсов на предприятии;
- предложить мероприятия, повышающие эффективность
использования ТМЦ и пути экономии материальных ресурсов,
предупреждающие перерасход ГСМ.
В ходе решения поставленных задач использовались следующие
методы исследования: анализ и синтез, моделирование, классифицирование,
методы сравнения и обобщения, метод абсолютных разниц, расчетный метод,
метод укрупнения, вертикальный и горизонтальный анализ.
Первичной информацией для данного исследования послужили устав
предприятия, сводная структура баланса, отчет о финансовой деятельности,
список имеющегося подвижного состава, документация о материально-техническом снабжении и материальных затратах.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что ее
выводы и предложенные мероприятия могут быть использованы Канским
филиалом №1 ГП «КрайДЭО» в целях улучшения работы материально-технического снабжения и более рационального использования ГСМ и
автомобильных шин
Производственный процесс на автотранспортном предприятии состоит
из 3х стадий: обращение денежных средств, применение средств труда и
выполнение работ и оказание услуг с их помощью. Главной особенностью
автомобильного транспорта является отсутствие стадии готовой продукции.
Контроль материальных ресурсов ведется службой материально-технического снабжения.
По обеспеченности покупными материалами и материалами
собственного производства за период 2013-2015 гг. наблюдалось
перевыполнение плана, кроме 2014 и 2015 гг. по категории «прочие
материалы». Недовыполнение плана составило 293 тыс. руб. и 46 тыс. руб. по
данной категории в 2014 и 2015 гг. соответственно. Наибольшее
перевыполнение плана приходится на такие статьи как «сырье, материалы,
комплектующие, вспомогательные» на 15,1% и «инвентарь и хоз.
принадлежности» на 18,2%. Организация располагала достаточным
количеством материальных ресурсов для успешного выполнения
производственной программы, поскольку обеспеченность материальными
ресурсами составила в 2013 г. 103,8%, в 2014 г. 102%, в 2015 г. 104,6%.
Материальные затраты в 2015 г. составили 51793,6 тыс. руб., что
больше, чем в 2014 и 2013 гг. на 5646,8 и 7185,1 тыс. руб. соответственно.
Объем оказанных услуг также увеличивался: в 2015 г. он составил 169696
тыс. руб., что больше, чем в 2014 и 2015 гг. на 26067 и 59150 тыс. руб.
соответственно.
Показатель материалоемкости в 2015 г составил 0,3 тыс. руб., т.е.
материальные затраты на оказание одной услуги составили 300 руб.
Коэффициент материалоемкости в динамике уменьшается, причиной чего
является превышение темпа роста объема оказанных услуг над темпом роста
материальных затрат.89
Показатель материалоотдачи составил в 2015 г. 3,3 тыс. руб., т.е. с
каждого рубля средств, вложенных в материальные ресурсы, производится
услуг на сумму 3300 руб. Из сравнения показателей материалоотдачи и
материалоемкости в течение 3 лет видно, что наиболее эффективное
использование ТМЦ предприятия пришлось на 2015 г, поскольку тогда
показатель материалоемкости был самым низким, а показатель
материалоотдачи самым высоким.
На материальные затраты положительно влияние оказал объем
оказанных услуг, вызвавший увеличение материальных затрат на 8767,892
тыс. руб. Материалоемкость оказала отрицательное влияние материальные
затраты в виде 3393,92 тыс. руб. Суммарное влияние рассматриваемых
факторов привело к увеличению материальных затрат на 5374,572 тыс. руб.
На объем оказанных услуг показатели материалоотдачи и материальных
затрат оказали положительное влияние. Материальные затраты повлияли на
увеличение объема оказанных услуг на 17561,548 тыс. руб., а
материалоотдача на 9840,784 тыс. руб. Суммарное влияние данных факторов
привело к увеличению объема оказанных услуг на 7402,332 тыс. руб.
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции
снизился за 2015 г. на 1,9% и 10,9% в сравнении с 2014 и 2013 гг.
соответственно, что явилось результатом ежегодного увеличения
эффективности использования материальных ресурсов.
Годовая потребность АТП в топливе равна 715262 л или 20879,58 тыс.
руб. Потребность в моторных маслах составляет 5926,1 л, или 414,8 тыс. руб.
Потребность в трансмиссионных и гидравлических маслах составляет 121,3
л, или 36,9 тыс. руб., потребность в специальных маслах и жидкостях 10,9 л
или 6,9 тыс. руб., потребность в пластичных смазках 60,8 кг или 23,6 тыс.
руб. Потребность в автомобильных шинах за год равна 85 шт., или 1108,86
тыс. руб. Суммарная потребность в ГСМ и шинах составила 22470,64 тыс.
руб.90
Фактический расход топлива Канского филиала №1 ГП «КрайДЭО»
составил за 2015 г. 734409 л или 21482,04 тыс. руб. Перерасход топлива
выявлен у большинства грузовых автомобилей, за год составил 19157 л или
602460 руб. Из всего списка подвижного состава не наблюдается перерасхода
топлива у 10 автомобилей, более половины которых легковые. Канский
филиал №1 ГП «КрайДЭО» использует телекоммуникационное
оборудование Глонасс, установленное все на 12 автомобилях из 49.
Основными причинами перерасхода топлива является перегруз автомобилей
более чем на 10%, износ деталей и узлов автомобиля, слив топлива
водителями и заправка вне АЗС. Для устранения перерасхода топлива были
предложены такие мероприятия, как контроль за процессом погрузки
автомобиля во избежание перегруза, что позволит сэкономить 179076 руб. в
год. АТП нужно использовать датчики уровня бензина в баке и топливные
карты, что снизит годовой расход топлива на сумму 89054 руб. По причине
эксплуатации большинства автомобилей более 10 лет стоит нужно чаще
проводить внеплановые осмотры, обновить подвижной состав, что приведет
к экономии в сумме 331360 руб. Для экономии масел предложено
использовать их регенерацию, т.е. очистку отработанных масел от примесей,
что позволит получить около 70% масел, пригодных для повторного
использования, что сэкономит 290,38 тыс. руб.
Для улучшения учета, хранения и расхода товарно-материальных
ценностей предприятию следует создать службу топливно-энергетических
ресурсов (ТЭР), входящую в состав производственного отдела.
из 3х стадий: обращение денежных средств, применение средств труда и
выполнение работ и оказание услуг с их помощью. Главной особенностью
автомобильного транспорта является отсутствие стадии готовой продукции.
Контроль материальных ресурсов ведется службой материально-технического снабжения.
По обеспеченности покупными материалами и материалами
собственного производства за период 2013-2015 гг. наблюдалось
перевыполнение плана, кроме 2014 и 2015 гг. по категории «прочие
материалы». Недовыполнение плана составило 293 тыс. руб. и 46 тыс. руб. по
данной категории в 2014 и 2015 гг. соответственно. Наибольшее
перевыполнение плана приходится на такие статьи как «сырье, материалы,
комплектующие, вспомогательные» на 15,1% и «инвентарь и хоз.
принадлежности» на 18,2%. Организация располагала достаточным
количеством материальных ресурсов для успешного выполнения
производственной программы, поскольку обеспеченность материальными
ресурсами составила в 2013 г. 103,8%, в 2014 г. 102%, в 2015 г. 104,6%.
Материальные затраты в 2015 г. составили 51793,6 тыс. руб., что
больше, чем в 2014 и 2013 гг. на 5646,8 и 7185,1 тыс. руб. соответственно.
Объем оказанных услуг также увеличивался: в 2015 г. он составил 169696
тыс. руб., что больше, чем в 2014 и 2015 гг. на 26067 и 59150 тыс. руб.
соответственно.
Показатель материалоемкости в 2015 г составил 0,3 тыс. руб., т.е.
материальные затраты на оказание одной услуги составили 300 руб.
Коэффициент материалоемкости в динамике уменьшается, причиной чего
является превышение темпа роста объема оказанных услуг над темпом роста
материальных затрат.89
Показатель материалоотдачи составил в 2015 г. 3,3 тыс. руб., т.е. с
каждого рубля средств, вложенных в материальные ресурсы, производится
услуг на сумму 3300 руб. Из сравнения показателей материалоотдачи и
материалоемкости в течение 3 лет видно, что наиболее эффективное
использование ТМЦ предприятия пришлось на 2015 г, поскольку тогда
показатель материалоемкости был самым низким, а показатель
материалоотдачи самым высоким.
На материальные затраты положительно влияние оказал объем
оказанных услуг, вызвавший увеличение материальных затрат на 8767,892
тыс. руб. Материалоемкость оказала отрицательное влияние материальные
затраты в виде 3393,92 тыс. руб. Суммарное влияние рассматриваемых
факторов привело к увеличению материальных затрат на 5374,572 тыс. руб.
На объем оказанных услуг показатели материалоотдачи и материальных
затрат оказали положительное влияние. Материальные затраты повлияли на
увеличение объема оказанных услуг на 17561,548 тыс. руб., а
материалоотдача на 9840,784 тыс. руб. Суммарное влияние данных факторов
привело к увеличению объема оказанных услуг на 7402,332 тыс. руб.
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции
снизился за 2015 г. на 1,9% и 10,9% в сравнении с 2014 и 2013 гг.
соответственно, что явилось результатом ежегодного увеличения
эффективности использования материальных ресурсов.
Годовая потребность АТП в топливе равна 715262 л или 20879,58 тыс.
руб. Потребность в моторных маслах составляет 5926,1 л, или 414,8 тыс. руб.
Потребность в трансмиссионных и гидравлических маслах составляет 121,3
л, или 36,9 тыс. руб., потребность в специальных маслах и жидкостях 10,9 л
или 6,9 тыс. руб., потребность в пластичных смазках 60,8 кг или 23,6 тыс.
руб. Потребность в автомобильных шинах за год равна 85 шт., или 1108,86
тыс. руб. Суммарная потребность в ГСМ и шинах составила 22470,64 тыс.
руб.90
Фактический расход топлива Канского филиала №1 ГП «КрайДЭО»
составил за 2015 г. 734409 л или 21482,04 тыс. руб. Перерасход топлива
выявлен у большинства грузовых автомобилей, за год составил 19157 л или
602460 руб. Из всего списка подвижного состава не наблюдается перерасхода
топлива у 10 автомобилей, более половины которых легковые. Канский
филиал №1 ГП «КрайДЭО» использует телекоммуникационное
оборудование Глонасс, установленное все на 12 автомобилях из 49.
Основными причинами перерасхода топлива является перегруз автомобилей
более чем на 10%, износ деталей и узлов автомобиля, слив топлива
водителями и заправка вне АЗС. Для устранения перерасхода топлива были
предложены такие мероприятия, как контроль за процессом погрузки
автомобиля во избежание перегруза, что позволит сэкономить 179076 руб. в
год. АТП нужно использовать датчики уровня бензина в баке и топливные
карты, что снизит годовой расход топлива на сумму 89054 руб. По причине
эксплуатации большинства автомобилей более 10 лет стоит нужно чаще
проводить внеплановые осмотры, обновить подвижной состав, что приведет
к экономии в сумме 331360 руб. Для экономии масел предложено
использовать их регенерацию, т.е. очистку отработанных масел от примесей,
что позволит получить около 70% масел, пригодных для повторного
использования, что сэкономит 290,38 тыс. руб.
Для улучшения учета, хранения и расхода товарно-материальных
ценностей предприятию следует создать службу топливно-энергетических
ресурсов (ТЭР), входящую в состав производственного отдела.



