Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства через систему закупок в рамках контрактной системы.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Поддержка малого предпринимательства в системе государственного
регулирующего воздействия 8
1.1 Государственная политика в развитии и поддержки субъектов малого
предпринимательства 8
1.2 Эволюция нормативно-правового регулирования государственного
заказа в сфере закупок товаров, работ и услуг 16
1.3 Механизм формирования государственного заказа в системе государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства . 28
2 Анализ влияния положений федеральной контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на усиление
поддержки субъектов малого предпринимательства 38
2.1 Направления совершенствования механизмов размещения заказов для
государственных и муниципальных нужд в рамках федеральной контрактной системы 38
2.2 Механизмы участия субъектов малого предпринимательства в
государственном заказе в качестве поставщиков продукции и исполнителей услуг для государственных и муниципальных нужд 48
2.3 Анализ практики государственных и муниципальных закупок у
субъектов малого предпринимательства в рамках контрактной системы 53
3 Оценка эффективности государственной поддержки субъектов малого предпринимательства через систему закупок в рамках контрактной системы.. 60
3.1 Существующие методики оценки эффективности государственного
заказа 60
3.2 Методика анализа эффективности государственной политики в сфере государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг у
субъектов малого предпринимательства в муниципальном образовании 69
3.3 Анализ эффективности государственной политики в сфере закупок
товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства на примере города Красноярска 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
1 Поддержка малого предпринимательства в системе государственного
регулирующего воздействия 8
1.1 Государственная политика в развитии и поддержки субъектов малого
предпринимательства 8
1.2 Эволюция нормативно-правового регулирования государственного
заказа в сфере закупок товаров, работ и услуг 16
1.3 Механизм формирования государственного заказа в системе государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства . 28
2 Анализ влияния положений федеральной контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд на усиление
поддержки субъектов малого предпринимательства 38
2.1 Направления совершенствования механизмов размещения заказов для
государственных и муниципальных нужд в рамках федеральной контрактной системы 38
2.2 Механизмы участия субъектов малого предпринимательства в
государственном заказе в качестве поставщиков продукции и исполнителей услуг для государственных и муниципальных нужд 48
2.3 Анализ практики государственных и муниципальных закупок у
субъектов малого предпринимательства в рамках контрактной системы 53
3 Оценка эффективности государственной поддержки субъектов малого предпринимательства через систему закупок в рамках контрактной системы.. 60
3.1 Существующие методики оценки эффективности государственного
заказа 60
3.2 Методика анализа эффективности государственной политики в сфере государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг у
субъектов малого предпринимательства в муниципальном образовании 69
3.3 Анализ эффективности государственной политики в сфере закупок
товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства на примере города Красноярска 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
На сегодняшний день, проблема развития малого и среднего предпринимательства в РФ является одной из наиболее важных областей государственной политики Правительства России. Одним из способов поддержки субъектов малого предпринимательства (далее - СМП, малый бизнес) является система государственного заказа обеспечивающего нужды государства.
Реформирование нормативно-правовой базы государственных закупок направлено, в том числе, на привлечение СМП к участию в процедурах по определению поставщиков (исполнителей). Принятие нового Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.13 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон № 44-ФЗ) [2] было направлено на решение накопившихся проблем в организации закупок, системе мотивации участия малого бизнеса в тендерах. К настоящему моменту анализ практики государственных закупок у субъектов малого предпринимательства являются предметом пристального внимания российских и зарубежных исследователей. Эффективность таких закупок, в общем смысле, рассматривается с точки зрения снижения стоимости товаров, работ и услуг (достижения экономии), уровня конкуренции и других значимых показателей.
Гипотеза, положенная в основу проведенного исследования, связана с проверкой утверждения, что переход к контрактной системе государственных закупок на основе изменения законодательства в сфере закупок товаров работ услуг для государственных нужд, с одной стороны, способствует эффективному увеличению участия субъектов малого предпринимательства в процедурах определения поставщика (исполнителя), и как следствие приводит к росту уровня конкуренции и экономии бюджетных средств. С другой стороны, в рамках закона автоматически не решается ряд проблем, связанных со стимулированием предпринимателей к участию в торгах и обеспечением высокого уровня эффективности закупок у данной группы поставщиков.
Актуальность исследования. Для повышения эффективности механизмов поддержки СМП через государственный заказ существует острая необходимость иметь механизмы и инструментарий выбора оптимальных способов реализации поддержки СМП в рамках контрактной системы организации закупок с учётом, применяемые в текущей деятельности и на перспективу, с учетом возможных препятствий и рисков. Несомненно, что устранение ряда барьеров даст импульс для ускоренного развития СМП и обеспечит эффективное расходование бюджетных средств. В силу этого является актуальным требованием разработка методического инструментария, который позволяет диагностировать возникающие проблемы и своевременно формировать механизмы их разрешения, а также разработка методики анализа эффективности государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства.
Практическая значимость исследования.
По данным экспертного анализа, объём закупок, осуществленных Федеральными органами исполнительной власти в соответствии с требованиями статьи 30 Закона № 44-ФЗ, в 2014 году составил 10 743 млн. рублей, а в 2015 возрос до 12 114 млн. рублей [53]. Однако, по данным социологических опросов более 50 % респондентов считают, что доступ к участию в закупках для СМП в значительной мере затруднен. При этом было выявлено, что в 2014 году 27 % заказчиков не выполнили требование статьи 30 Закона № 44-ФЗ [2]. За этим стоит колоссальный объем бюджетных средств на закупку товаров и услуг у субъектов малого предпринимательства, который должен быть реализован эффективно, как для заказчиков, так и для привилегированных исполнителей. Однако, тенденции в данной области в настоящее время складываются не наилучшим образом.
Так, новый закон привнес существенное повышение лояльности к малому бизнесу, вместе с тем возросли и требования к нему в плане раскрытия достоверной финансовой информации о своей деятельности, предоставления обеспечения на весь период действия контракта, сложности подготовки конкурсной документации и другие.
Кроме того, имеются проблемы в организации госзаказа связанные с нарушениями в процедурах проведения торгов, предвзятым отношением со стороны заказчиков, некорректной подготовкой конкурсной документации. В связи с чем, анализ существующей системы государственного заказа, является важным при исследовании развития малого предпринимательства.
Вместе с тем, не зависимо от существующих трудностей предприниматели идут на выполнение достаточно жестких требований контрактной системы, что доказывает потенциал данного сферы регулирования экономики и устойчивый интерес к совершенствованию инструментов регулирования.
Более того, в условиях сложной экономической ситуации в нашей стране, государство обязано приложить все усилия для поддержки малого бизнеса. Именно поэтому разработка методических подходов к объективной оценке проблем, формированию оптимальных условий и механизмов привлечения СМП к сфере государственных закупок имеет практическую значимость и будет играть существенную роль в развитии социально-экономического потенциала государства и регионов.
Таким образом, объектом исследования являются закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства. В рамках настоящего исследования проведён анализ практики государственных закупок у СМИ на предмет влияния условий закупки на изменение количества участников торгов из данной группы предпринимателей.
оценки влияния эволюции контрактной системы государственных закупок на ее эффективность.
Цель диссертационного исследования - разработать методические предложения по оценке эффективности государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и апробировать методику на примере организации системы муниципальных закупок в г. Красноярске.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить процессы эволюции нормативно-правового регулирования государственного заказа на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд и проанализировать государственную экономическую политику в части развитии государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства через механизм формирования государственного заказа.
2. Проанализировать действующие механизмы участия субъектов малого предпринимательства в государственном заказе в качестве поставщиков продукции и исполнителей услуг для государственных и муниципальных нужд и на основе сложившейся практики государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства в рамках контрактной системы определить направления совершенствования механизмов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в рамках федеральной контрактной системы.
3. На основе анализа российского и зарубежного опыта предложить методический подход и индикаторы для оценки эффективности государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и апробировать методику оценки эффективности на примере системы организации муниципальных закупок г. Красноярска.
главе, которая посвящена вопросам раскрытия понятий, способов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, истории реформирования системы закупок в нашей стране, механизму осуществления заказа в соответствии с контрактной системой.
Вторая глава связана с реализацией задачи 2 и включает анализ изменений при переходе от норм закона № 94-ФЗ к нормам закона № 44-ФЗ в части совершенствования механизмов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в целом и у субъектов малого предпринимательства в частности. На основе анализа правоприменительной практики оценены изменения применения правовых норм по осуществлению закупок у малого бизнеса в целом по стране.
В заключительной третьей главе в контексте задачи 3 предложена методика оценки эффективности государственного регулирования закупок в части изменения законодательства по предоставлению преференций субъектам малого предпринимательства. А так же проведена апробация, данной методики, на примере города Красноярска.
В результате проведенного сравнительного анализа правоприменительной практики осуществления закупок у СМП в рамках действия законов «О контрактной системе» и «О размещении заказа» дана оценка эффективности законодательных изменений в 2012-2016 гг.
Информационные материалы диссертационного исследования, включают нормативно - правовые акты по теме исследования, размещенные на официальных федеральных порталах и сайтах; публикации в научной литературе; статистические материалы Росстата, Единой информационной системы в сфере закупок - zakupki.gov.ru (ЕИС) и информационного портала г. Красноярска.
Авторы работы выражают благодарность сотрудникам департамента муниципального заказа администрации города Красноярска за оказание консультационной помощи при написании данной работы.
Реформирование нормативно-правовой базы государственных закупок направлено, в том числе, на привлечение СМП к участию в процедурах по определению поставщиков (исполнителей). Принятие нового Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.13 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон № 44-ФЗ) [2] было направлено на решение накопившихся проблем в организации закупок, системе мотивации участия малого бизнеса в тендерах. К настоящему моменту анализ практики государственных закупок у субъектов малого предпринимательства являются предметом пристального внимания российских и зарубежных исследователей. Эффективность таких закупок, в общем смысле, рассматривается с точки зрения снижения стоимости товаров, работ и услуг (достижения экономии), уровня конкуренции и других значимых показателей.
Гипотеза, положенная в основу проведенного исследования, связана с проверкой утверждения, что переход к контрактной системе государственных закупок на основе изменения законодательства в сфере закупок товаров работ услуг для государственных нужд, с одной стороны, способствует эффективному увеличению участия субъектов малого предпринимательства в процедурах определения поставщика (исполнителя), и как следствие приводит к росту уровня конкуренции и экономии бюджетных средств. С другой стороны, в рамках закона автоматически не решается ряд проблем, связанных со стимулированием предпринимателей к участию в торгах и обеспечением высокого уровня эффективности закупок у данной группы поставщиков.
Актуальность исследования. Для повышения эффективности механизмов поддержки СМП через государственный заказ существует острая необходимость иметь механизмы и инструментарий выбора оптимальных способов реализации поддержки СМП в рамках контрактной системы организации закупок с учётом, применяемые в текущей деятельности и на перспективу, с учетом возможных препятствий и рисков. Несомненно, что устранение ряда барьеров даст импульс для ускоренного развития СМП и обеспечит эффективное расходование бюджетных средств. В силу этого является актуальным требованием разработка методического инструментария, который позволяет диагностировать возникающие проблемы и своевременно формировать механизмы их разрешения, а также разработка методики анализа эффективности государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства.
Практическая значимость исследования.
По данным экспертного анализа, объём закупок, осуществленных Федеральными органами исполнительной власти в соответствии с требованиями статьи 30 Закона № 44-ФЗ, в 2014 году составил 10 743 млн. рублей, а в 2015 возрос до 12 114 млн. рублей [53]. Однако, по данным социологических опросов более 50 % респондентов считают, что доступ к участию в закупках для СМП в значительной мере затруднен. При этом было выявлено, что в 2014 году 27 % заказчиков не выполнили требование статьи 30 Закона № 44-ФЗ [2]. За этим стоит колоссальный объем бюджетных средств на закупку товаров и услуг у субъектов малого предпринимательства, который должен быть реализован эффективно, как для заказчиков, так и для привилегированных исполнителей. Однако, тенденции в данной области в настоящее время складываются не наилучшим образом.
Так, новый закон привнес существенное повышение лояльности к малому бизнесу, вместе с тем возросли и требования к нему в плане раскрытия достоверной финансовой информации о своей деятельности, предоставления обеспечения на весь период действия контракта, сложности подготовки конкурсной документации и другие.
Кроме того, имеются проблемы в организации госзаказа связанные с нарушениями в процедурах проведения торгов, предвзятым отношением со стороны заказчиков, некорректной подготовкой конкурсной документации. В связи с чем, анализ существующей системы государственного заказа, является важным при исследовании развития малого предпринимательства.
Вместе с тем, не зависимо от существующих трудностей предприниматели идут на выполнение достаточно жестких требований контрактной системы, что доказывает потенциал данного сферы регулирования экономики и устойчивый интерес к совершенствованию инструментов регулирования.
Более того, в условиях сложной экономической ситуации в нашей стране, государство обязано приложить все усилия для поддержки малого бизнеса. Именно поэтому разработка методических подходов к объективной оценке проблем, формированию оптимальных условий и механизмов привлечения СМП к сфере государственных закупок имеет практическую значимость и будет играть существенную роль в развитии социально-экономического потенциала государства и регионов.
Таким образом, объектом исследования являются закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства. В рамках настоящего исследования проведён анализ практики государственных закупок у СМИ на предмет влияния условий закупки на изменение количества участников торгов из данной группы предпринимателей.
оценки влияния эволюции контрактной системы государственных закупок на ее эффективность.
Цель диссертационного исследования - разработать методические предложения по оценке эффективности государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и апробировать методику на примере организации системы муниципальных закупок в г. Красноярске.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить процессы эволюции нормативно-правового регулирования государственного заказа на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд и проанализировать государственную экономическую политику в части развитии государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства через механизм формирования государственного заказа.
2. Проанализировать действующие механизмы участия субъектов малого предпринимательства в государственном заказе в качестве поставщиков продукции и исполнителей услуг для государственных и муниципальных нужд и на основе сложившейся практики государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства в рамках контрактной системы определить направления совершенствования механизмов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в рамках федеральной контрактной системы.
3. На основе анализа российского и зарубежного опыта предложить методический подход и индикаторы для оценки эффективности государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и апробировать методику оценки эффективности на примере системы организации муниципальных закупок г. Красноярска.
главе, которая посвящена вопросам раскрытия понятий, способов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, истории реформирования системы закупок в нашей стране, механизму осуществления заказа в соответствии с контрактной системой.
Вторая глава связана с реализацией задачи 2 и включает анализ изменений при переходе от норм закона № 94-ФЗ к нормам закона № 44-ФЗ в части совершенствования механизмов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в целом и у субъектов малого предпринимательства в частности. На основе анализа правоприменительной практики оценены изменения применения правовых норм по осуществлению закупок у малого бизнеса в целом по стране.
В заключительной третьей главе в контексте задачи 3 предложена методика оценки эффективности государственного регулирования закупок в части изменения законодательства по предоставлению преференций субъектам малого предпринимательства. А так же проведена апробация, данной методики, на примере города Красноярска.
В результате проведенного сравнительного анализа правоприменительной практики осуществления закупок у СМП в рамках действия законов «О контрактной системе» и «О размещении заказа» дана оценка эффективности законодательных изменений в 2012-2016 гг.
Информационные материалы диссертационного исследования, включают нормативно - правовые акты по теме исследования, размещенные на официальных федеральных порталах и сайтах; публикации в научной литературе; статистические материалы Росстата, Единой информационной системы в сфере закупок - zakupki.gov.ru (ЕИС) и информационного портала г. Красноярска.
Авторы работы выражают благодарность сотрудникам департамента муниципального заказа администрации города Красноярска за оказание консультационной помощи при написании данной работы.
Государственные закупки в РФ на сегодняшний день являются одним из самых важных и в то же время проблемных секторов в экономике. Через данную сферу расходуется большой объем бюджетных средств всех уровней. В последнее время проводится реформа закупочной деятельности с целью обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок, повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение инноваций, ответственности за результативность при обеспечении государственных и муниципальных нужд. И как следствие сделать проведение государственных закупок более эффективным.
Важной чертой, вступившего в силу в 2014 году закон о контрактной системе, является его нацеленность на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Кроме того, он включает систему преференций для субъектов малого предпринимательства. Особенности участия в государственных и муниципальных закупках СМП регулируются статьей 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Механизм поддержки СМП и СО НКО принципиально отличен от механизма поддержки иных «льготных» категорий участников, так как помимо цены зафиксирован минимальный объем закупок для СМП.
Наряду с дополнительными преимуществами представители малого бизнеса приобрели также и дополнительные обязанности. Например, чтобы
малому предприятию принять участие в процедурах закупки, ему необходимо подтвердить свой статус малого предприятия.
Таким образом, можно заключить, что государством предложены механизмы решения проблемы расширения участия субъектов малого предпринимательства в системе государственного заказа, причем весьма успешных и предусматривающих максимальное облегчение входа на рынок государственных и муниципальных закупок малых предприятий, хотя ряд проблем в этой сфере еще существуют.
Проведенное исследование, результаты которого изложены в диссертации, посвящено оценке эффективности государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, при изменении норм законодательства регулирующего данную деятельность.
Для достижения поставленной цели в рамках первой задачи исследования проанализированы теоретические основы механизмов государственной поддержки СМП в контексте эволюции нормативно-правового регулирования государственного заказа на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Результаты проведенного анализа подтверждают исходную гипотезу в части усиления мер поддержки субъектам малого предпринимательства со стороны государства в процессе реформирования системы закупок для государственных нужд.
Решение второй задачи исследования на основе анализа действующих механизмов и сложившейся практики участия субъектов малого предпринимательства в государственном заказе в качестве поставщиков продукции и исполнителей услуг для государственных и муниципальных нужд в рамках контрактной системы, подтвердили гипотезу о том, что изменение норм законодательства, регулирующиих деятельность заказчика по привлечению СМП к государственным и муниципальным закупкам, приводит к увеличению количества организаций малого бизнеса
участвующих в конкурсных процедурах и к более эффективному расходованию бюджетных средств. Выводы подтверждаются динамикой количественных индикаторов, характеризующих степень влияния законодательных изменений на масштабы участия субъектов малого бизнеса в закупках:
- доля закупок у СМП постоянно увеличивается как по числу закупок, так и по стоимостному измерению объема закупок;
- увеличивается число участников, из числа СМП;
- увеличивается экономия бюджетных средств;
- предпочтительной процедурой торгов, как для заказчика, так и для бизнеса - электронный аукцион;
- уровень конкуренции при этом растет незначительно;
- темп ежегодного прироста доли торгов, ориентированных только на СМП снижается.
В процессе исследования подтверждена исходная гипотеза в части утверждения, что в рамках закона автоматически не решается ряд проблем, связанных со стимулированием предпринимателей к участию в торгах и обеспечением высокого уровня эффективности закупок у поставщиков из числа СМП, выявлен конкретный перечень следующих проблем.
1. Сложность документационного сопровождения закупок. С одной стороны это приводит к значительным ошибкам при подаче заявок кандидатами на исполнение контракта, из-за низкого уровня компетенции в законодательных нормах. Но с другой стороны имеются недоработки и со стороны заказчиков. Данное обстоятельство ведет к росту жалоб в контролирующие органы и суды. Все, вышеперечисленное приводит к возникновению дополнительных затрат предпринимателей и отвлечения значительных материальных, временных и человеческих ресурсов из производственного процесса. Указанные явления, несомненно, снижают уровень доверия бизнеса к участию в сфере закупок
2. Сложная ситуация связана с обеспечением заявок и исполнением контрактов, которое для конкурентных способов закупок является обязательным. Кроме того, нет законодательно установленной гарантии включения в контракты авансовых платежей, без которых выпуск продукции или оказание услуг для субъектов малого предпринимательства представляется затрудненным. Соответствующих значительных оборотных средств у малых предпринимательских структур нет. Предлагаемая система банковских гарантий не всегда является выходом для СМП, из-за высоких процентов и нежелания финансово-кредитных организаций сотрудничать с данной группой хозяйствующих субъектов.
3. Сложность для малых предприятий в организации процесса исполнения контракта при проведении торгов по группе товаров, включая финансовые проблемы. Предусмотренное законодательством проведение совместных закупок по одному виду и группе товаров или объединению нескольких видов работ, услуг в одной закупке для заказчика является благом, так как позволяет сократить издержки при размещении заказа, а так же увеличить экономию бюджетных средств за счет приобретения большего объема продукции (услуг). Однако СМП это отталкивает из-за сложностей в организации процесса исполнения и финансирования исполнения контракта. До настоящего времени законодательно не предусмотрено участие одновременно нескольких субъектов малого предпринимательства в конкурсе по одному лоту.
4. Большое число участников торгов - посредников в предоставлении товаров и услуг для государственных нужд. Наряду с положительными новшествами контрактной системы для малого бизнеса в ней не отражен вопрос предоставления преимуществ СМП, производящих продукцию собственными силами для исполнения государственного заказа. Поддержка данных субъектов - производителей через систему закупок даст дополнительный импульс развитию производства в России, а следовательно реальному импортозамещению.
На основе анализа российского и зарубежного опыта в рамках решения третьей задачи исследования разработан методический подход и индикаторы для оценки эффективности государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства. Разработанную методологию можно использовать для оценки влияния вносимых изменений в законодательные нормы на эффективность закупок у субъектов малого предпринимательства для обоих сторон закупочного процесса. Методика построена на сравнении совокупности индикаторов, оценивающих предусмотренные законом механизмы поддержки малого предпринимательства как до, так и после изменений нормативно правовых актов.
На основе предложенной методики проведена количественная оценка эффективности закупок для государственных нужд России и системы организации муниципальных закупок г. Красноярска.
Так при апробировании предложенной методики в отношении г. Красноярска на основе анализа полученных результатов можно сделать выводы об уровне эффективности муниципальной политики города в сфере закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства.
1. Введение в действие Федерального закона о контрактной системе с 1 января 2014 года привело к росту числа потенциальных поставщиков (исполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, так как в целом участие в закупках малого бизнеса для обеспечения государственных и муниципальных нужд дает им возможность выхода на большой рынок сбыта своей продукции с гарантированной оплатой.
2. Уровень конкуренции практически не изменился, что связано с низкой квалификацией поставщиков в соответствии с нормами законодательства, что находит отражение в низком уровне подготовки конкурсной документации.
3. Муниципальные органы власти получают возможность более
активно оказывать поддержку малому бизнесу, при этом получен дополнительный эффект в виде экономии бюджетных средств на государственные и муниципальные нужды.
4. Эффективность муниципальной политики закупок у субъектов малого предпринимательства в г. Красноярске с переходом на контрактную систему по уровню интегрального индикатора возросла и муниципальная политика в г. Красноярске может быть отнесена к умеренно эффективной.
5. Для повышения эффективности муниципальной политики закупок и решения обозначенных ранее трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес при получении государственных заказов, предложена организационная схема модернизации механизма поддержки малого предпринимательства в системе государственных закупок.
6. Введение изменений в механизм поддержки малого предпринимательства в системе государственных/муниципальных закупок позволит увеличить количество получаемых СМП государственных заказов, создать «реальную конкуренцию», и как следствие, более рационально расходовать бюджетные средства. Особые преференции необходимо предоставить хозяйствующим субъектам - производителям товаров и услуг в реальном секторе экономике, а также инновационным предприятиям.
Важной чертой, вступившего в силу в 2014 году закон о контрактной системе, является его нацеленность на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Кроме того, он включает систему преференций для субъектов малого предпринимательства. Особенности участия в государственных и муниципальных закупках СМП регулируются статьей 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Механизм поддержки СМП и СО НКО принципиально отличен от механизма поддержки иных «льготных» категорий участников, так как помимо цены зафиксирован минимальный объем закупок для СМП.
Наряду с дополнительными преимуществами представители малого бизнеса приобрели также и дополнительные обязанности. Например, чтобы
малому предприятию принять участие в процедурах закупки, ему необходимо подтвердить свой статус малого предприятия.
Таким образом, можно заключить, что государством предложены механизмы решения проблемы расширения участия субъектов малого предпринимательства в системе государственного заказа, причем весьма успешных и предусматривающих максимальное облегчение входа на рынок государственных и муниципальных закупок малых предприятий, хотя ряд проблем в этой сфере еще существуют.
Проведенное исследование, результаты которого изложены в диссертации, посвящено оценке эффективности государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, при изменении норм законодательства регулирующего данную деятельность.
Для достижения поставленной цели в рамках первой задачи исследования проанализированы теоретические основы механизмов государственной поддержки СМП в контексте эволюции нормативно-правового регулирования государственного заказа на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Результаты проведенного анализа подтверждают исходную гипотезу в части усиления мер поддержки субъектам малого предпринимательства со стороны государства в процессе реформирования системы закупок для государственных нужд.
Решение второй задачи исследования на основе анализа действующих механизмов и сложившейся практики участия субъектов малого предпринимательства в государственном заказе в качестве поставщиков продукции и исполнителей услуг для государственных и муниципальных нужд в рамках контрактной системы, подтвердили гипотезу о том, что изменение норм законодательства, регулирующиих деятельность заказчика по привлечению СМП к государственным и муниципальным закупкам, приводит к увеличению количества организаций малого бизнеса
участвующих в конкурсных процедурах и к более эффективному расходованию бюджетных средств. Выводы подтверждаются динамикой количественных индикаторов, характеризующих степень влияния законодательных изменений на масштабы участия субъектов малого бизнеса в закупках:
- доля закупок у СМП постоянно увеличивается как по числу закупок, так и по стоимостному измерению объема закупок;
- увеличивается число участников, из числа СМП;
- увеличивается экономия бюджетных средств;
- предпочтительной процедурой торгов, как для заказчика, так и для бизнеса - электронный аукцион;
- уровень конкуренции при этом растет незначительно;
- темп ежегодного прироста доли торгов, ориентированных только на СМП снижается.
В процессе исследования подтверждена исходная гипотеза в части утверждения, что в рамках закона автоматически не решается ряд проблем, связанных со стимулированием предпринимателей к участию в торгах и обеспечением высокого уровня эффективности закупок у поставщиков из числа СМП, выявлен конкретный перечень следующих проблем.
1. Сложность документационного сопровождения закупок. С одной стороны это приводит к значительным ошибкам при подаче заявок кандидатами на исполнение контракта, из-за низкого уровня компетенции в законодательных нормах. Но с другой стороны имеются недоработки и со стороны заказчиков. Данное обстоятельство ведет к росту жалоб в контролирующие органы и суды. Все, вышеперечисленное приводит к возникновению дополнительных затрат предпринимателей и отвлечения значительных материальных, временных и человеческих ресурсов из производственного процесса. Указанные явления, несомненно, снижают уровень доверия бизнеса к участию в сфере закупок
2. Сложная ситуация связана с обеспечением заявок и исполнением контрактов, которое для конкурентных способов закупок является обязательным. Кроме того, нет законодательно установленной гарантии включения в контракты авансовых платежей, без которых выпуск продукции или оказание услуг для субъектов малого предпринимательства представляется затрудненным. Соответствующих значительных оборотных средств у малых предпринимательских структур нет. Предлагаемая система банковских гарантий не всегда является выходом для СМП, из-за высоких процентов и нежелания финансово-кредитных организаций сотрудничать с данной группой хозяйствующих субъектов.
3. Сложность для малых предприятий в организации процесса исполнения контракта при проведении торгов по группе товаров, включая финансовые проблемы. Предусмотренное законодательством проведение совместных закупок по одному виду и группе товаров или объединению нескольких видов работ, услуг в одной закупке для заказчика является благом, так как позволяет сократить издержки при размещении заказа, а так же увеличить экономию бюджетных средств за счет приобретения большего объема продукции (услуг). Однако СМП это отталкивает из-за сложностей в организации процесса исполнения и финансирования исполнения контракта. До настоящего времени законодательно не предусмотрено участие одновременно нескольких субъектов малого предпринимательства в конкурсе по одному лоту.
4. Большое число участников торгов - посредников в предоставлении товаров и услуг для государственных нужд. Наряду с положительными новшествами контрактной системы для малого бизнеса в ней не отражен вопрос предоставления преимуществ СМП, производящих продукцию собственными силами для исполнения государственного заказа. Поддержка данных субъектов - производителей через систему закупок даст дополнительный импульс развитию производства в России, а следовательно реальному импортозамещению.
На основе анализа российского и зарубежного опыта в рамках решения третьей задачи исследования разработан методический подход и индикаторы для оценки эффективности государственной политики в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства. Разработанную методологию можно использовать для оценки влияния вносимых изменений в законодательные нормы на эффективность закупок у субъектов малого предпринимательства для обоих сторон закупочного процесса. Методика построена на сравнении совокупности индикаторов, оценивающих предусмотренные законом механизмы поддержки малого предпринимательства как до, так и после изменений нормативно правовых актов.
На основе предложенной методики проведена количественная оценка эффективности закупок для государственных нужд России и системы организации муниципальных закупок г. Красноярска.
Так при апробировании предложенной методики в отношении г. Красноярска на основе анализа полученных результатов можно сделать выводы об уровне эффективности муниципальной политики города в сфере закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства.
1. Введение в действие Федерального закона о контрактной системе с 1 января 2014 года привело к росту числа потенциальных поставщиков (исполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, так как в целом участие в закупках малого бизнеса для обеспечения государственных и муниципальных нужд дает им возможность выхода на большой рынок сбыта своей продукции с гарантированной оплатой.
2. Уровень конкуренции практически не изменился, что связано с низкой квалификацией поставщиков в соответствии с нормами законодательства, что находит отражение в низком уровне подготовки конкурсной документации.
3. Муниципальные органы власти получают возможность более
активно оказывать поддержку малому бизнесу, при этом получен дополнительный эффект в виде экономии бюджетных средств на государственные и муниципальные нужды.
4. Эффективность муниципальной политики закупок у субъектов малого предпринимательства в г. Красноярске с переходом на контрактную систему по уровню интегрального индикатора возросла и муниципальная политика в г. Красноярске может быть отнесена к умеренно эффективной.
5. Для повышения эффективности муниципальной политики закупок и решения обозначенных ранее трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес при получении государственных заказов, предложена организационная схема модернизации механизма поддержки малого предпринимательства в системе государственных закупок.
6. Введение изменений в механизм поддержки малого предпринимательства в системе государственных/муниципальных закупок позволит увеличить количество получаемых СМП государственных заказов, создать «реальную конкуренцию», и как следствие, более рационально расходовать бюджетные средства. Особые преференции необходимо предоставить хозяйствующим субъектам - производителям товаров и услуг в реальном секторе экономике, а также инновационным предприятиям.
Подобные работы
- Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА КАК ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Развитие малого предпринимательства в Пензенской области на современном этапе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ КОНТРАКТА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2013 № 44-ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИВНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ В РОССИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК
НА ОСНОВЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Диссертация , менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021



