Введение 3
Глава 1. Основы правового регулирования труда несовершеннолетних в российском праве 8
1.1 Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18
лет 8
1.2 Правовые аспекты охраны здоровья несовершеннолетних в
трудовой деятельности: имплементация положений международных договоров 19
Глава 2. Проблемы привлечения к труду несовершеннолетних творческих работников 27
2.1 Виды работ, должностей и организаций, в которых возможна
трудовая деятельность несовершеннолетних творческих работников, не достигших возраста 14 лет 27
2.2 Правовая природа участия родителей (иных законных
представителей) в трудовых отношениях творческих работников, не достигших возраста 14 лет 33
2.3 Проблемы участия органов опеки и попечительства в привлечении к труду несовершеннолетних творческих работников, не
достигших 14 лет 37
Глава 3. Особенности трудовых отношений несовершеннолетних
творческих работников 41
3.1 Вопросы регулирования рабочего времени и времени отдыха
несовершеннолетних творческих работников 41
3.2 особенности прекращения трудовых договоров с
несовершеннолетними работниками 45
Заключение 48
Список использованной литературы 52
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день успешное развитие экономики любой страны непосредственно взаимосвязано с механизмом реализации рынка труда.
Создание необходимых условий, которые могут обеспечить возможность для полноценного размещения трудовых ресурсов, в большей части обуславливает экономический рост доходов и благосостояние граждан. В связи с этим, особую актуальную задачу развития рыночной экономики приобретает разработка методов стимулирования развития рынка труда.
Так, одним из основных элементов функционирования рынка на сегодняшний день является процесс вовлечения рабочей силы в трудовые правоотношений. Структура современного рынка рабочей силы предопределяется вовлечением несовершеннолетней молодежи, подростков, детей, которые вступают в трудовые отношения.
Сам процесс данного рода вовлечения в трудовые отношения, при осуществлении должного контроля со стороны государства и государственных органов имеет весьма положительные стороны.
Например, у работающих граждан несовершеннолетнего возраста быстрее происходит адаптационный период к взрослой жизни, тем самым развиваются такие качества как собранность, целеустремленность и прочие. В процессе осуществления трудовой деятельности несовершеннолетний получает более глубокое преставление о рынке труда, что в будущем способствует правильному выбору рода занятости, профессии.
В целом этап перехода экономики в Российской Федерации к рыночной форме, в частности в сфере труда и занятости населения, привел к образованию кардинально новой ситуации в сфере социально - трудовых отношений.
С одной стороны, процесс становления рыночных отношений образовал предпосылки экономического характера для более широкого участия несовершеннолетних граждан в трудовой деятельности, с другой - остро встала проблема защищенности в социуме труда данной категории граждан, которая постоянно нуждается в поддержке со стороны государства и общества.
Ввиду вышеизложенного, в Российской Федерации были приняты ряд нормативно - правовых актов, которые направлены на последующее регулирование трудовых отношений
несовершеннолетних работников.
Таким образом, перед обществом и государством сегодня предопределена важная задача - это разработка и реализация системы мер, которые смогут обеспечивать не только предоставление тех или иных гарантий занятости молодёжи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современной экономической системе общества, в определении и реализации ее интересов, потребностей, жизненных перспектив.
Актуальность темы настоящей работы обусловливается возрастающим количеством фактов привлечения несовершеннолетних к работе в творческой сфере, активно развивающейся в настоящее время, неисследовательностью имеющихся спорных вопросов и проблем в правовом регулировании труда несовершеннолетних творческих работников, необходимостью особой защиты данной категории работников ввиду их возрастных, физиологических и психических особенностей.
Объект исследования - круг общественных отношений, возникающий в процессе реализации труда несовершеннолетних творческих работников.
Предмет исследования - нормы права, регулирующие трудовую деятельность, реализуемую несовершеннолетними творческими работниками.
Цель исследования - определение понятия, сущности труда несовершеннолетних творческих работников, проблемы его правового регулирования и возможные пути решения.
Задачи исследования:
- изучить особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет;
- рассмотреть правовые аспекты охраны здоровья несовершеннолетних, занятых трудовой деятельностью в контексте имплементации положений международных договоров;
- определить виды работ, должностей и организаций, в которых возможна трудовая деятельность несовершеннолетних творческих работников, не достигших возраста 14 лет;
- изучить правовую природу участия родителей (иных законных представителей) в трудовых отношениях творческих работников, не достигших возраста 14 лет;
- проанализировать проблемы участия органов опеки и попечительства в привлечении к труду несовершеннолетних творческих работников, не достигших 14 лет;
- рассмотреть вопросы регулирования рабочего времени и времени отдыха несовершеннолетних творческих работников;
- выявить особенности прекращения трудовых отношений с несовершеннолетними работниками.
Степень разработанности темы. Анализом особенностей, а также проблемами реализации правовых норм регулирования труда несовершеннолетних творческих работников занимались такие ученые и практические работники как заслуженный юрист РФ, профессор Ю.Д. Сергеев, к.ю.н. Е.Г. Калецкий, судья Тульского областного суда Э.Ю.
Крылова, юрист, аспирант юридического факультета Российского государственного университете нефти и газа имени И.М. Губкина С.В. Пак, к.ю.н. Л.И. Югова, Л.В. Щур-Труханович и другие.
Научная новизна исследования определяется комплексным исследованием основ правового регулирования труда несовершеннолетних граждан в соответствии с нормами российского трудового и международного права, а также анализом проблем и споров, возникающих в связи с этим в правоприменительной практике
Методологическая база исследования. Решение поставленных задач осуществлялось с помощью диалектического метода и основанных на нем современных общенаучных и частнонаучных методов и методик познания. При этом использовались не только частно-научные, но и общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция.
Теоретическая основа исследования. При написании магистерской диссертации были использованы материалы научных учебных пособий и периодических изданий таких авторов как В.Л. Гейман, Е.С. Казаков, В.О. Самсонова, А.Н. Тарасенкова и других.
Нормативная основа исследования. При написании магистерской диссертации были использованы нормы Конституции РФ , Трудового кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ), Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также нормы иных законодательных актов.
Эмпирическую основу исследования составили материалы судебной практики.
Теоретическая значимость работы определяется подробным анализом труда несовершеннолетних граждан в творческой сфере, его правовым регулированием на совершенном этапе, проблем реализации, а также возможных путей совершенствования.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что в процессе исследования не просто выявляются проблемы реализации трудовых отношений несовершеннолетних граждан в творческой сфере, но и обосновываются конкретные предложения по внесению изменений в законодательство, которые, возможно, могут быть использованы законодателем в своей деятельности.
Структура работы.
Таким образом в ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ несовершеннолетние в возрасте до 14 лет с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства могут заключить трудовой договор для работы в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Виды работ и должностей, на которые может быть принят несовершеннолетний работник исследуемой возрастной группы, установлен Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 г. № 252. Вместе с тем, данный перечень содержит не все виды работ, организаций и должностей, на которые сегодня трудоустраиваются несовершеннолетние, в связи с чем настоящий перечень требует обновления, а также содержит должности «общего характера», требующие комментариев со стороны законодателя.
2. Согласно требованиям законодательства творческие виды работ, на которые допускается привлечение несовершеннолетних младше лет, не должны наносить ущерб его здоровью и нравственному развитию. При этом если с вопросами вреда здоровью всё достаточно очевидно, то вопросы вреда нравственному развитию нуждаются в особом рассмотрении. В настоящее время не существует четких критериев отнесения того или иного вида работы к потенциально приносящему вред нравственному развитию. Однако, с 2012 года в Российской Федерации действует Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции, которым закреплены критерии, на основании которых разрешается донесение той или иной информационной продукции до несовершеннолетних различных возрастных категорий. В основе классификации лежат такие критерии как:
- Тематика информационной продукции, жанр, содержание, художественное оформление;
- Особенности восприятия содержащейся в информационной продукции информации детьми определенной возрастной категории;
- Вероятность причинения содержащейся в информационной продукции информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Представляется необходимым создать и использовать подобную классификацию при допуске несовершеннолетних работников, не достигших 14 лет, к работе в творческой сфере, чтобы частично ограничить субъективизм при вынесении решений о таком допуске, тем самым создав дополнительную гарантию по защите несовершеннолетних.
Либо же, допустить применение положений закона о классификации информации при проверке условий участия несовершеннолетних работников младше 14 лет в творческой сфере.
3. При заключении трудового договора с несовершеннолетним, не достигшим возраста лет, трудовой договор от его имени подписывает его родитель (опекун). В научной литературе имеется несколько различных точек зрения относительно правовой природы и роли, которую играет родитель (опекун) в данной ситуации, но при детальном анализе в представляется, что в настоящей ситуации речь идет именно о законном представительстве. При этом законное представительство отличается от аналогичного института в
гражданском праве, поскольку подразумевает наличие волеизъявления представляемого относительно полномочий представителя. Родитель (опекун), подписывая трудовой договор от имени
несовершеннолетнего, не становится субъектом трудовых отношений, но при этом гарантирует при необходимости защиту прав представляемого в отношениях, смежных с трудовыми.
4. Кроме того, заключение трудового договора с несовершеннолетним творческим работником младше 14 лет допускается только с разрешения органа опеки и попечительства, в котором указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, при которых может выполняться работа. Вместе с тем, порядок получения данного разрешения не определен на уровне федерального законодательства. Акты, регламентирующие получение такого разрешения, можно найти на официальных порталах органов власти отдельных субъектов Российской Федерации, но в целом процесс получения разрешения может быть затруднен в связи с отсутствием актов, либо отсутствия свободного доступа к ним для ознакомления.
5. Для несовершеннолетних работников, ввиду их особых
возрастных характеристик, установлена сокращенная
продолжительность еженедельного рабочего времени, а также сокращенная продолжительность ежедневной работы (смены). Они зависят от возраста работника, факта получения им образования. При этом, законодатель не определяет максимальные продолжительность еженедельного рабочего времени и ежедневной работы (смены) для несовершеннолетних работников младше 14 лет, что представляется необходимо сделать, разбив на еще более малые группы.
Кроме того, законодатель устанавливает ряд запретов в отношении работников младше 18 лет - это запреты на направление в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, привлечения к работе в ночное время, привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключение из этого запрета делается для несовершеннолетних работников творческой сферы. Однако законодатель, делая такое исключение, не конкретизирует условия, при которых возможно привлечение несовершеннолетних к работе с такими особенностями, оставляя их на разрешение органов опеки и попечительства.
6. Для несовершеннолетних работников законодатель предусмотрел основной оплачиваемый отпуск немного большей продолжительности, нежели для совершеннолетних работников - это 31 календарный день с возможностью получить его в удобное для работника время. Кроме того, по заявлению работника младше 18 лет может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы.
Также в качестве дополнительной гарантии защиты этой категории работников в отношении них запрещены перенос отпуска на следующий календарный год, отзыв из отпуска и замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
7. Также в качестве одной из особенностей регулирования труда данной группы несовершеннолетних является особый порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В остальном же порядок расторжения трудового договора с изучаемой категорией работников схож с общим порядком.
В заключении хотелось бы отметить, что законодателем были созданы правовые гарантии для защиты несовершеннолетних работников, однако ряд из этих правовых гарантий требует доработки,
а также необходимо создавать новые, соответствующие требованиям ситуации в сфере труда на сегодняшний день.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 ред. от 21.07.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. Закон от 30.11.1994 № 51 -ФЗ ред. от 29.12.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ ред. от 05.02.2018. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http ://www. consultant.ru.
4. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 01.07.2017 № 139 - ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http:/ / www. consultant. ru.
5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273 -ФЗ ред. от 29.07.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http ://www. consultant.ru.
6. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс] : федер. закон от 26.09.1997 № 125 -ФЗ ред. от 05.02.2018. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ ред. от 22.14.2014 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию [Электронный ресурс] : федер. закон от
29.12.2010 № 436-ФЗ ред. от 01.05.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
9. Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс] : федер.
закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ ред. от 31.12.2017. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru.
10. Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 252 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Об особенностях направления работников в служебные
командировки (вместе с «Положением об особенностях направления работников в служебные командировки») [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 1310.2008 № 749 ред. от 29.07.2015 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. О внесении изменении в некоторые акты Правительства
Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление
Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1595 //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
13. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 ред. от 17.07.2015. // Режим доступа: http://www.base.garant.ru/.
15. Об утверждении Положения о Департаменте социального развития Тюменской области [Электронный ресурс] : постановление Правительства Тюменской области от 28.12.2010 № 385-п ред. от 16.03.2018 // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/906603404.
16. Административный регламент предоставления
Департаментом социального развития Тюменской области государственной услуги по выдаче разрешения органа опеки и попечительства на трудоустройство малолетних, несовершеннолетних в возрасте до 16 лет [Электронный ресурс] : распоряжение Департамента социального развития Тюменской области от 08.11.2017 № 31 -р ред. // Режим доступа:
https://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/social_department/services /adm.htm?id=2342@List_regulations.
Международные нормативно-правовые акты:
17. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс ]от 20.11.1959 // Режим доступа: http://www.un.org (дата обращения 09.10.2017)
18. Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] от 16.12.1966 // Режим доступа: http://www.un.org (дата обращения 09.10.2017).
19. Декларация Международной организации труда «Об
основополагающих принципах и правах в сфере труда» [Электронный ресурс] от 18.06.1998 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
20. Конвенция Международной организации труда «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» [Электронный ресурс] от 09.10.1946 № 77 // Режим доступа: http://www. base.garant.ru.
21. Конвенция Международной организации труда «Об
ограничении ночного труда детей на непромышленных работах» [Электронный ресурс] от 29.12.1950 № 79 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/1900854.
22. Конвенция Международной организации труда «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» [Электронный ресурс] от 17.06.1999 № 182 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Специальная научная и периодическая литература:
23. Алексеев, С. В. Особенности регулирования труда и правового статуса отдельных категорий спортсменов / С.В. Алексеев // Спорт: экономика, право, управление. - 2012. - № 4. - С. 46.
24. Алистархов, В. Трудоустройство несовершеннолетних как показатель зрелости компании / В. Алистархов // Трудовое право. -
2013. - № 11. - С. 47 - 55.
25. Ботин, Д. Споры, связанные с нарушением требований охраны труда / Д. Ботин // Трудовое право. - 2012. - № 1. - С. 69 - 72.
26. Брагина, Н.А. Неполное время и оплата работы в выходные:
новые правила (комментарий к Закону от 18.06.2017 № 125-ФЗ) [Электронный ресурс] : // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
27. Брюхина, Е.Р., Новикова Н.В., Ученический договор с лицом, ищущим работу, как альтернатива трудовому договору с испытательным сроком / Е.Р. Брюхина, Н.В. Новикова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2013. - № 3. - С. 44.
28. Бушуев, Н.С. Коллективный договор: тенденции развития / Н.С. Бушуев // Законодательство и экономика. - 2015. - № 12. - С. 43.
29. Буянова, А.В. Возникновение и изменение трудовых правоотношений с несовершеннолетним /А.В. Буянова // Современный юрист. - 2013. - № 2(3). - С. 119.
30. Буянова, А.В. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников : дис. ... канд. юрид. наук. : 12.00.05 / Буянова Анастасия Владимировна. - Москва, 2015. - 209 с.
31. Васильев, В.А. О роли трудового законодательства в повышении производительности труда / В.А. Васильев // Российская юстиция. - 2014. - № 4. - С. 60 - 63.
32. Волницкая, О.И. Надзор за исполнением законов о защите трудовых прав несовершеннолетних / О.И. Волницкая // Законность. - 2013.- № 3. - С. 13 - 15.
33. Воскресенская Е.В. Проблемы правового статуса отдельных
нетипичных субъектов трудового права [Электронный ресурс] : //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
34. Гинцбург, Л. Я. Социалистическое трудовое
правоотношение: монография. Москва: Наука, 1977. С. 226
35. Глебов, В.Г. Ученический договор : дис. ... канд. юрид. наук. : 12.00.05. / Глебов Владимир Геннадьевич. - Барнаул, 2005. - 161 с.
36. Гейхман, В.Л. Трудовое право: учебник для прикладного бакалавриата / В. Л. Гейхман. - Москва: Юрайт. 2015. - 407 с.
37. Еремина, С.Н. Индивидуальные договоры в трудовом праве: специфические особенности классификации [Электронный ресурс] : // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
38. Зайцева, Л. В. Представительство и посредничество в трудовом праве: монография. Москва: Проспект, 2015. С. 158
39. Кириллова, Л.С. Пределы индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений / Л.С. Кириллова // Право и политика. - 2016. - № 1. - С. 121 - 126.
40. Колинько, А. Работа накануне праздника / А. Колинько // ЭЖ-Юрист. - 2015. - № 12.
41. Косульникова, М. Работа в выходные и праздничные дни / М. Косульникова // ЭЖ-Юрист. - 2016. - № 40.
42. Крутякова, Т.Л. Расходы в бухгалтерском и налоговом учете / Т.Л. Крутякова - Москва : АйСи Групп. 2017. - 312 с.
43. Лушников А.М., Лушникова М.В. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях / А.М. Лушников, М.В. Лушникова // Трудовое право. - 2007. - № 4. - С. 56.
44. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: Монография ; ред. С.Ю. Головина, Н.Л. Лютов. - Москва : НОРМА; ИНФРА-М, 2016. - 256 с.