ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ И ВИРТУАЛЬНОЕ
ЖАНРОВЕДЕНИЕ 7
1.1 Понятие о речевом жанре 7
1.2 Классификации речевых жанров 9
1.3 Понятие «естественная письменная речь» 12
1.4 Интернет как информационно-коммуникативная среда 17
1.5 Особенности речевого поведения коммуникантов в интернет-
общении 21
1.6 Жанры электронной коммуникации 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММЕНТАРИЯ К ФОТОГРАФИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 31
2.1 Прагматические параметры 33
2.2 Медийные параметры 37
2.3 Семантический параметр гипержанра «комментарий» 41
2.4 Стилистико-языковые параметры 51
2.5 Подпись и комментарий к фотографии 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комментарий - один из жанров электронной коммуникации. Он вариативен: мы можем говорить о различных видах комментария, например, комментарий в блоге и микроблоге, комментарии к товарам в интернет- магазинах, к фотографиям. В настоящий момент наибольшее внимание исследователей уделено анализу комментария к текстам электронных СМИ [Бец, 2013; Дахалаева, 2013; Савельева, 2013]. Жанровые особенности комментариев к фотографиям в социальных сетях пока еще не попадали в фокус внимания лингвистов, что обуславливает актуальность исследования.
Степень разработанности. В настоящее время языковеды говорят о виртуальном жанроведении как о новом направлении изучения Интернет- лингвистики [Горошко, Полякова: 239]. Активно исследуются многие жанры Интернет-общения: информативные [Гаврилова, Михайлова, 2011], директивные [Анисимова, 2015; Жукова, 2011], презентационные [Горошко, Полякова, 2011], коммуникативные [Хаметшина, Щипицина, 2014] и другие. Как уже было сказано, существуют труды, исследующие явление электронного комментария; однако все они посвящены комментариям к текстовой информации. Специфика комментария к изображениям не рассматривалась ранее.
Цель исследования - рассмотреть комментарий к фотографии как жанр интернет-коммуникации. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
• познакомиться с основами теории жанров речи, с классификациями речевых жанров;
• выяснить особенности среды функционирования комментариев к электронным фотографиям - сети Интернет;
• сделать выборку фотографий и комментариев к ним из различных социальных сетей;
• рассмотреть особенности комментариев к электронным фотографиям на основе модели жанра компьютерно-опосредованной коммуникации, предложенной Л. Ю. Щипициной;
• сравнить смежные жанры, связанные с электронной фотографией - «комментарий к фотографии» и «подпись к фотографии».
Объектом анализа работы явились комментарии к личным фотографиям пользователей социальных сетей. Предметом - особенности комментария как жанра интернет-коммуникации.
Материалом исследования послужили комментарии к личным фотографиям пользователей таких социальных сетей, как «Вконтакте», «Одноклассники», «Instagram». Фотографии были отобраны методом сплошной выборки. Картотеку составили 798 текстов комментариев.
Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов:
По исследованию сети Интернет в различных аспектах: О.В. Лутовинова, Т.Н. Колокольцева, Б.Я. Шарифуллин;
По теории речевых жанров: М.М. Бахтин, М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова, Т.В. Шмелева, в том числе жанров естественной письменной речи: Н.Б. Лебедева, Т.П. Сухотерина;
По проблеме виртуального жанроведения: Л.Ю. Щипицина, Е.И. Горошко, О.В. Лутовинова.
В исследовании были использованы следующие методы:
• описательный метод;
• метод структурно-семантического анализа использовался при
рассмотрении различных жанровых особенностей комментариев;
• элементы сопоставительного метода, используемого при
сравнении особенностей жанров традиционной коммуникации с их воплощением в виртуальной среде.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении раскрывается актуальность, степень разработанности проблемы, определяется объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и описывается структура.
В первой главе дается обзор наиболее известных исследований и концепций по теории жанров речи, дается понятие «естественная письменная речь», описываются ее особенности и функции. Сеть Интернет рассматривается как информационно-коммуникативная среда, отмечаются особенности речевого поведения в ней. Вводится понятие «виртуальное жанроведение», приводятся взгляды лингвистов на эту тему.
Во второй главе сопоставляются тексты традиционного комментария к чему-либо с комментарием к фотографии в социальных сетях, описываются жанровые особенности последнего, а также сравниваются смежные жанры, относящиеся к электронным фотоснимкам - «подпись» и «комментарий».
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложение включены тексты, иллюстрирующие примеры, приводящиеся во второй главе.
Апробация исследования. Результаты исследования были
представлены в статьях:
1. Функции подписей к фотографиям в социальных сетях // Siberia_Lingua. 2015. №2. С. 11-21;
2. Функции подписей к фотографиям в социальных сетях // Проспект Свободный - 2015: материалы науч. конф., посвященной 70-летию Великой Победы (15-20 апреля) [Электронный ресурс] / отв. ред. Е. И. Костоглодова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 16-19;
и обсуждены на конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция —Молодежь и наука. Проспект Свободный - 2015—;
2. Международная научно-практическая конференция —Молодежь и наука. Проспект Свободный - 2016—.
Виртуальное жанроведение – относительно молодая наука. В
настоящее время активно и подробно исследуются различные жанры,
функционирующие в сети Интернет, среди них – и жанры, специфичные
лишь для электронного общения, и заимствованные из традиционной
коммуникации. Комментарий к фотографии в социальных сетях – жанр
электронной коммуникации, схожий с жанром традиционного комментария,
но имеющий ряд специфических особенностей. Этот жанр был
проанализирован с опорой на модель жанра компьютерно-опосредованной
коммуникации, предложенную Л. Ю. Щипициной.
В первой главе был рассмотрен материал, необходимый для понимания
проблемы жанров электронной коммуникации. Во-первых, были описаны
работы, посвященные исследованию речевых жанров: труды М. М. Бахтина,
Т.В. Шмелевой, Н.Н. Розановой и М.В. Китайгородской, Н.Б. Лебедевой.
Затронуто понятие, очень близкое по своей специфике к коммуникации в
Сети – «естественная письменная речь». Далее были рассмотрены различные
особенности сети Интернет: ее специфику как информационнокоммуникативной среды, особенности речевого общения в виртуальной
реальности, а также приведены различные взгляды на проблему
виртуального жанроведения.
В практической главе дан подробный анализ жанра «комментарий к
фотографии в социальных сетях», в частности, рассмотрен ряд жанровых
параметров.
В группе прагматических параметров были выделены:
а) Цели авторов:
сделать замечание, привести свое рассуждение, дать оценку тому,
что изображено на фотоснимке
запросить информацию о каком-либо аспекте изображенного на
фотографии;61
поддержать контакт с хозяином снимка;
установить контакт с хозяином снимка;
предложить, намекнуть на личную встречу;
рассказать о себе, своей жизни.
б) Автор и адресат: первым является чаще всего пользователь,
знакомый хозяину фотоснимка; вторым – сам пользователь, разместивший на
своей личной странице прокомментированную фотографию.
в) Коммуникативная сфера: бытовая. Ее характер обуславливает
специфика личных фотографий в социальных сетях – в большинстве случаев
они запечатлеют моменты повседневной жизни пользователей.
г) Темпоральный параметр: моменту написания комментария
обязательно предшествует момент размещения комментируемой фотографии
на странице пользователя. Это обуславливает вторичность комментария.
В числе медийных параметров жанра были рассмотрены:
а) Особенности интерфейса. В настоящей работе рассматривались
комментарии к фотографиям из трех различных социальных сетей.
Оказалось, что, несмотря на это, интерфейс страниц, содержащих
фотографии и комментарии к ним, схож на всех трех сайтах.
б) Степень интерактивности была названа как высокая. Она
заключается, во-первых, в возможности влиять на содержимое страницы, вовторых, в возможности коммуникации; проявляется, например, в
возможности удаления как комментария, так и самой прокомментированной
фотографии и пр.
в) Количество коммуникантов и степень их
эксплицированности. В коммуникацию при помощи комментариев к
электронным фотографиям может вступить неограниченное число
пользователей. Уровень их эксплицированности в сетях «Одноклассники» и
«Вконтакте» был назван как высокий, где пользователи чаще всего
подписываются реальными именами; в сети «Instagram», где исключена
возможность создать имя пользователя на кириллице и в большинстве62
случаев используются никнеймы, наблюдается более низкая степень
эксплицированности.
г) Синхронность / асинхронность общения. В силу того, что
комментарий может быть отправлен в любой момент времени, следующий за
моментом размещения фотографии на персональной странице, можно
говорить об асинхронности коммуникации в данном жанре.
д) Мультимедийность проявляется в ряде явлений, характерных
для рассматриваемого жанра. К ним относятся: сочетание фотографии,
подписи и комментария как креолизованный текст, возможность добавления
эмотиконов, изображений, аудиозаписей и пр. к тексту комментария.
е) Гипертекстуальность в жанре «комментарий к фотографии в
социальных сетях» выражена слабо и представлена обычно лишь ссылкой на
страницу пользователя, оставившего комментарий, а также (очень редко)
ссылкой на какой-либо ресурс, который добавляет автор с целью поделиться
им с адресатом.
Поскольку была выявлена гипержанровая природа комментария, его
семантический анализ проводился в качестве рассмотрения особенностей
каждого отдельного жанра, встречающегося среди комментариев. В
частности, были проанализированы следующие жанры:
Комплимент. Как характерные черты этого жанра были
отмечены стремление к лаконичности, а также проникновение в тексты
жанра фамильярных слов и выражений, вплоть до ненормативной лексики.
Похвала. Традиционно жанру «похвала» предшествует какоелибо положительно оцениваемое поведение или действие. Наиболее часто в
гипержанре «комментарий к фотографии в социальных сетях» похвалы
заслуживает создание красивой, интересной фотографии.
Флирт. В текстах данного жанра, как и в текстах жанра
«комплимент», была отмечена тенденция к опрощению, проявляющуюся в
создании подчас вульгарных, навязчивых сообщений, часто вызывающих
агрессию со стороны адресата.63
Поздравление. Данный фатический жанр отличается широким
использованием стихотворений и изображений (т.н. электронных открыток).
Пожелание. Этот жанр был назван специфическим для
гипержанра «комментарий к фотографии в социальных сетях». Традиционно
пожелание является частью жанра «поздравление», однако в нашем случае
поводом для какого-либо пожелания является не праздничное событие, а,
например, хорошие отношения между коммуникантами, желание
подбодрить, поднять настроение и т.д.
Бытовая беседа. Бытовой характер сферы коммуникации
описываемого гипержанра обуславливает существование внутри него жанра
«бытовая беседа». Внутри него знакомые между собой пользователи
обсуждают насущные, повседневные проблемы.
Разговор по душам – это разговор «о самом главном». Как
характерная черта жанра было отмечено использование афористических
выражений и изречений философского характера.
Воспоминание. Данный жанр чаще всего реализуется в
комментариях к фотографиям, сделанным задолго до момента размещения их
в социальной сети. Такие фото провоцируют пользователей на ностальгию по
былым временам, изложение историй из прошлого и пр.
Спам. Этот жанр специфичен для сетевого общения. Было
заострено внимание на том, что спам в комментариях может рассылаться как
с фейковых страниц пользователей, так и с реальных страниц – это зависит
от коммерческого / некоммерческого характера текста-спама.
Шутка. Было замечено, что большая часть комментариев-шуток
основана на приеме иронии; в связи с этим в текстах-шутках частотно
употребление эмотиконов. Здесь они обретают функцию, отличную от
обычной (усиление эффекта сообщения), и призваны подчеркнуть
шутливость текста, чтобы адресат не воспринял его как угрозу/насмешку.64
Наконец, были рассмотрены следующие стилистико-языковые
параметры текстов-комментариев:
а) Структура. Чаще всего комментарий представляет собой
короткое сообщение длиной не более двух строк текста. Текст может
включать в себя эмотиконы, которые не имеют в нем строгой
закрепленности, а также файлы мультимедиа (изображения, анимации и пр.).
б) Типы речевого взаимодействия. В текстах-комментариях были
встречены все типы: монолог, диалог, полилог.
В рамках рассмотрения стилистических особенностей комментариев были
выделены характерные явления разных уровней:
в) Фонетико-графический уровень. Здесь были отмечены такие
черты, как написание текста латиницей, использование эмотиконов,
использование различных средств для имитации устной речи, коверканье
слов, написание текста комментария в верхнем регистре. Данные
особенности присущи текстам интернет-общения в целом, и не являются
характерными именно для текстов-комментариев.
г) Лексический уровень характеризуется использованием
окказионализмов, обсценной лексики, элементов речевой игры, частотностью
случаев лексической несочетаемости.
д) Уровень орфографии и пунктуации. На данном уровне были
отмечены черты, характерные для явления естественной письменной речи –
небрежного письма. В их числе – орфографические, синтаксические ошибки,
игнорирование прописных букв. Небрежное письмо сближает сферы
естественной письменной речи и интернет-общения.
е) Синтаксический уровень характеризуется доминированием
простых восклицательных/невосклицательных, вопросительных
предложений.
ж) Эмоционально-психологическая доминанта характеризуется в
наибольшей степени высоким уровнем экспрессивности.
Алтухова Т.В., Лебедева Н.Б. Виртуальное общение: новый этап
развития письменной коммуникации // Вестник Кемеровского
государственного университета. 2012. № 1. С. 105–111.
2. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная
коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: «Академия»,
2003. 128 с.
3. Анисимова Т.В. Специфика PR жанров в Интернете // Вестник
Волгоградского государственного университета. Серия 2: языкознание. 2015.
№4. С. 129–137.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост.
С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 424 с.
5. Бахтин М. М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. М.: Русские
словари, 1996. С. 159–286.
6. Бернацкая А.А. К проблеме креолизации текста: история и
современное состояние // Речевое общение: специализированный вестник.
Красноярск, 2000. № 3 (11). С 104-110.
7. Бец М.В. Выявление лингвокультурных особенностей
национальной языковой личности на примере интернет-комментариев к
новостям // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4. С. 55–57.
8. Гаврилова Д.А., Михайлова Т.В. Новостной жанр в Интернете на
примере проекта Lenta.ru // Язык и социальная динамика. 2011. № 11. С. 74–
78.
9. Горошко Е.И. Лингвистика Интернета: Формирование
дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном
дискурсе. 2007. № 5. С. 223–237.
10. Горошко Е.И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к
описанию проблемной области // Жанры речи. 2007. Вып.5. С. 370–38967
11. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальноежанроведение:
устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. № 12. С. 105–
123.
12. Горошко Е. И., Землякова Е. А. Виртуальное жанроведение:
становление теоретической парадигмы // Ученые записки Таврического
национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология.
Социальные коммуникации». 2011. №1. Часть 1. С. 225–237.
13. Горошко Е.И., Полякова Т.Л. Интернет-жанр твиттинг как
предмет исследования нового направления Интернет-лингвистики –
виртуального жанроведения // Жанры и типы текста в научном и медийном
дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Г. Пастухов. Орел: Орловский
государственный институт искусств и культуры, 2014. С. 238–249
14. Дахалаева Е.Ч. Интернет-комментарии портала «Новости mail.
Ru» как объект лингвистического исследования [Электронный ресурс] //
Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. 780 с. URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=21163215 (дата обращения: 25.03.2016)
15. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с.
16. Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Язык сети Интернет. //
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред.
М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 648–651
17. Евсеева И.В., Кулакова С.В. Типы фотоснимков и
сопутствующие им подписи [Электронный ресурс] // Человек и язык в
коммуникативном пространстве: сб. науч. тр. 2014. Т.5. №5. С. 20-26. URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=21483523 (дата обращения: 7.07. 2014)
18. Жукова Т.А. Жанры рекламных и PR-текстов в русскоязычном
Интернете: о некоторых подходах // Проблемы современной науки. 2011. №2.
С. 29–36.
19. Зырянова Е.Г. Частная записка как жанр естественной
письменной русской речи: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Кемерово,68
2009. 218 с. [Электронный ресурс] URL: http://dlib.rsl.ru/01004343499 (дата
обращения: 12.07. 2014).
20. Иванова Т.С. Речевое поведение Интернет-общения
[Электронный ресурс] // Вестник АГУ. 2011. №3. С. 140–144. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-povedenie-internet-obscheniya (дата
обращения: 7.07. 2014).
21. Китайгородская М.В. Современное городское общение: типы
коммуникативных ситуаций и их жанровая реализация (на примере Москвы)
// Современный русский язык. Социальная и функциональная
дифференциация. М.: Языки славянской культуры, 2003. С. 101–127.
22. Колокольцева Т.Н. Предисловие // Интернет-коммуникация как
новая речевая формация: колл.монография / науч. ред. Т.Н. Колокольцева,
О.В. Лутовинова. М.: Флинта: Наука, 2012. С. 5–8.
23. Кузнецов Б.М. Глобальная информационно-коммуникативная
среда и молодѐжная аудитория России: социокультурный анализ: дис. ...
канд. социол. наук: 22.00.06. М., 2010. 186 с. [Электронный ресурс] URL:
http://old.stankin.ru/sciense/Kuznetsov_Dissertation_Autoreferat.pdf (дата
обращения: 7.07. 2014).
24. Лебедева Н.Б. Естественная письменная речь как объект
лингвистического исследования [Электронный ресурс] // Вестник БГПУ.
2001. №1. С. 4–10. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18926815 (дата
обращения: 7.07. 2014)
25. Лутовинова О.В. Интернет как новая «устно-письменная»
система коммуникации [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им.
А.И. Герцена. 2008. №71. С. 58-65. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-novaya-ustno-pismennaya-sistemakommunikatsii (дата обращения: 7.07. 2014).
26. Лутовинова О.В. Гипертекст: понятие, основные характеристики,
возможные подходы к лингвистическому анализу / Известия Волгоградского
государственного педагогического университета. № 5. 2009. С. 4–7.69
27. Лутовинова О.В. Спам как одна из разновидностей жанра
электронного письма // Вестник Тамбовского университета. Серия:
гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 189–194.
28. Лутовинова О.В. Языковая игра в Интернет-коммуникации //
Известия Волгоградского государственного педагогического университета.
2015. № 2. С. 104–111
29. Мудрова Е.В. Комплимент как первичный речевой жанр: дисс. ...
канд. филол. наук: 10.02.01. Таганрог, 2007. 141 с. [Электронный ресурс]
URL: http://goo.gl/SIsybi (дата обращения: 22.05.2016).
30. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. 264 с.
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:
80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: ООО «А
ТЕМП», 2006. 944 с.
32. Плаксина Н.Ю. Маргинальные страницы тетрадей как жанр
естественной письменной русской речи: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01.
Кемерово, 2009. 222 с. [Электронный ресурс] URL:
http://dlib.rsl.ru/01004343810 (дата обращения: 12.07. 2014).
33. Савельева И.В. Стратегии восприятия политических текстов
авторами комментариев в интернет-среде // Вестник Кемеровского
государственного университета. 2013. № 2. С. 152–156.
34. Седов К.Ф. Разговор // Антология речевых жанров: повседневная
коммуникация / под общ. ред. К.Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2007. С. 220–230.
35. Солганик Г.Я., Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н. Стилистика газетных
жанров: уч. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1978. 181 с.
36. Сковородников А.П. Языковая игра // Энциклопедический
словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые
ошибки и недочеты / под ред. А.П. Сковородникова. 3-е изд., стереотип.
М.: Флинта, 2011. 480 с.
37. Сухотерина Т.П. "Поздравление" как гипержанр естественной
письменной русской речи: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Барнаул, 2007.70
252 с. [Электронный ресурс] URL: http://dlib.rsl.ru/01003320768 (дата
обращения: 12.07. 2014).
38. Тарасенко Т.В. Поздравление // Антология речевых жанров:
повседневная коммуникация / под общ. ред. К. Ф. Седова. М.: Лабиринт,
2007. С. 195–200.
39. Тюкаева Н.И. Студенческое граффити как жанр естественной
письменной русской речи: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Барнаул, 2005.
229 с. [Электронный ресурс] URL: http://dlib.rsl.ru/01002752419 (дата
обращения: 12.07. 2014).
40. Хаметшина Н.О., Щипицина Л.Ю. Интернет-рецензия как жанр
Интернет-коммуникации // Жанры и типы текста в научном и медийном
дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Г. Пастухов. Орел: Орловский
государственный институт искусств и культуры, 2014. С. 250–259.
41. Чувакин А.А. Основы филологии. М.: Флинта: Наука, 2011. 240 с.
42. Шарифуллин Б.Я. Языковая игра в интернет-коммуникации //
Интернет-коммуникация как новая речевая формация: колл. монография /
науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: Флинта: Наука, 2012.
С. 203-219
43. Шмелѐва, Т.В. Модель речевого жанра // Антология речевых
жанров: повседневная коммуникация / под общ.ред. К.Ф. Седова.
М.: Лабиринт, 2007. С. 81–89.
44. Щипицина Л.Ю. Понятие жанра компьютерно-опосредованной
коммуникации // Вестник Северного (Арктического) федерального
университета. 2009. № 3. С. 68–74.
45. Щипицина Л.Ю. Жанровая модель компьютерно-опосредованной
коммуникации // Вестник Тамбовского университета. 2008. № 11 С. 225–230.
46. Щипицина Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация:
Лингвистический аспект анализа. М.: Красанд, 2010. 296 с.
47. Щурина Ю.В. Шутка // Антология речевых жанров: повседневная
коммуникация / под общ.ред. К. Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2007. С. 284–294.