КОММЕНТАРИЙ К ФОТОГРАФИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ОСОБЫЙ ЖАНР ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУНИКАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ И ВИРТУАЛЬНОЕ
ЖАНРОВЕДЕНИЕ 7
1.1 Понятие о речевом жанре 7
1.2 Классификации речевых жанров 9
1.3 Понятие «естественная письменная речь» 12
1.4 Интернет как информационно-коммуникативная среда 17
1.5 Особенности речевого поведения коммуникантов в интернет-
общении 21
1.6 Жанры электронной коммуникации 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММЕНТАРИЯ К ФОТОГРАФИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 31
2.1 Прагматические параметры 33
2.2 Медийные параметры 37
2.3 Семантический параметр гипержанра «комментарий» 41
2.4 Стилистико-языковые параметры 51
2.5 Подпись и комментарий к фотографии 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ И ВИРТУАЛЬНОЕ
ЖАНРОВЕДЕНИЕ 7
1.1 Понятие о речевом жанре 7
1.2 Классификации речевых жанров 9
1.3 Понятие «естественная письменная речь» 12
1.4 Интернет как информационно-коммуникативная среда 17
1.5 Особенности речевого поведения коммуникантов в интернет-
общении 21
1.6 Жанры электронной коммуникации 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММЕНТАРИЯ К ФОТОГРАФИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 31
2.1 Прагматические параметры 33
2.2 Медийные параметры 37
2.3 Семантический параметр гипержанра «комментарий» 41
2.4 Стилистико-языковые параметры 51
2.5 Подпись и комментарий к фотографии 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
Комментарий - один из жанров электронной коммуникации. Он вариативен: мы можем говорить о различных видах комментария, например, комментарий в блоге и микроблоге, комментарии к товарам в интернет- магазинах, к фотографиям. В настоящий момент наибольшее внимание исследователей уделено анализу комментария к текстам электронных СМИ [Бец, 2013; Дахалаева, 2013; Савельева, 2013]. Жанровые особенности комментариев к фотографиям в социальных сетях пока еще не попадали в фокус внимания лингвистов, что обуславливает актуальность исследования.
Степень разработанности. В настоящее время языковеды говорят о виртуальном жанроведении как о новом направлении изучения Интернет- лингвистики [Горошко, Полякова: 239]. Активно исследуются многие жанры Интернет-общения: информативные [Гаврилова, Михайлова, 2011], директивные [Анисимова, 2015; Жукова, 2011], презентационные [Горошко, Полякова, 2011], коммуникативные [Хаметшина, Щипицина, 2014] и другие. Как уже было сказано, существуют труды, исследующие явление электронного комментария; однако все они посвящены комментариям к текстовой информации. Специфика комментария к изображениям не рассматривалась ранее.
Цель исследования - рассмотреть комментарий к фотографии как жанр интернет-коммуникации. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
• познакомиться с основами теории жанров речи, с классификациями речевых жанров;
• выяснить особенности среды функционирования комментариев к электронным фотографиям - сети Интернет;
• сделать выборку фотографий и комментариев к ним из различных социальных сетей;
• рассмотреть особенности комментариев к электронным фотографиям на основе модели жанра компьютерно-опосредованной коммуникации, предложенной Л. Ю. Щипициной;
• сравнить смежные жанры, связанные с электронной фотографией - «комментарий к фотографии» и «подпись к фотографии».
Объектом анализа работы явились комментарии к личным фотографиям пользователей социальных сетей. Предметом - особенности комментария как жанра интернет-коммуникации.
Материалом исследования послужили комментарии к личным фотографиям пользователей таких социальных сетей, как «Вконтакте», «Одноклассники», «Instagram». Фотографии были отобраны методом сплошной выборки. Картотеку составили 798 текстов комментариев.
Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов:
По исследованию сети Интернет в различных аспектах: О.В. Лутовинова, Т.Н. Колокольцева, Б.Я. Шарифуллин;
По теории речевых жанров: М.М. Бахтин, М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова, Т.В. Шмелева, в том числе жанров естественной письменной речи: Н.Б. Лебедева, Т.П. Сухотерина;
По проблеме виртуального жанроведения: Л.Ю. Щипицина, Е.И. Горошко, О.В. Лутовинова.
В исследовании были использованы следующие методы:
• описательный метод;
• метод структурно-семантического анализа использовался при
рассмотрении различных жанровых особенностей комментариев;
• элементы сопоставительного метода, используемого при
сравнении особенностей жанров традиционной коммуникации с их воплощением в виртуальной среде.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении раскрывается актуальность, степень разработанности проблемы, определяется объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и описывается структура.
В первой главе дается обзор наиболее известных исследований и концепций по теории жанров речи, дается понятие «естественная письменная речь», описываются ее особенности и функции. Сеть Интернет рассматривается как информационно-коммуникативная среда, отмечаются особенности речевого поведения в ней. Вводится понятие «виртуальное жанроведение», приводятся взгляды лингвистов на эту тему.
Во второй главе сопоставляются тексты традиционного комментария к чему-либо с комментарием к фотографии в социальных сетях, описываются жанровые особенности последнего, а также сравниваются смежные жанры, относящиеся к электронным фотоснимкам - «подпись» и «комментарий».
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложение включены тексты, иллюстрирующие примеры, приводящиеся во второй главе.
Апробация исследования. Результаты исследования были
представлены в статьях:
1. Функции подписей к фотографиям в социальных сетях // Siberia_Lingua. 2015. №2. С. 11-21;
2. Функции подписей к фотографиям в социальных сетях // Проспект Свободный - 2015: материалы науч. конф., посвященной 70-летию Великой Победы (15-20 апреля) [Электронный ресурс] / отв. ред. Е. И. Костоглодова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 16-19;
и обсуждены на конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция —Молодежь и наука. Проспект Свободный - 2015—;
2. Международная научно-практическая конференция —Молодежь и наука. Проспект Свободный - 2016—.
Степень разработанности. В настоящее время языковеды говорят о виртуальном жанроведении как о новом направлении изучения Интернет- лингвистики [Горошко, Полякова: 239]. Активно исследуются многие жанры Интернет-общения: информативные [Гаврилова, Михайлова, 2011], директивные [Анисимова, 2015; Жукова, 2011], презентационные [Горошко, Полякова, 2011], коммуникативные [Хаметшина, Щипицина, 2014] и другие. Как уже было сказано, существуют труды, исследующие явление электронного комментария; однако все они посвящены комментариям к текстовой информации. Специфика комментария к изображениям не рассматривалась ранее.
Цель исследования - рассмотреть комментарий к фотографии как жанр интернет-коммуникации. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
• познакомиться с основами теории жанров речи, с классификациями речевых жанров;
• выяснить особенности среды функционирования комментариев к электронным фотографиям - сети Интернет;
• сделать выборку фотографий и комментариев к ним из различных социальных сетей;
• рассмотреть особенности комментариев к электронным фотографиям на основе модели жанра компьютерно-опосредованной коммуникации, предложенной Л. Ю. Щипициной;
• сравнить смежные жанры, связанные с электронной фотографией - «комментарий к фотографии» и «подпись к фотографии».
Объектом анализа работы явились комментарии к личным фотографиям пользователей социальных сетей. Предметом - особенности комментария как жанра интернет-коммуникации.
Материалом исследования послужили комментарии к личным фотографиям пользователей таких социальных сетей, как «Вконтакте», «Одноклассники», «Instagram». Фотографии были отобраны методом сплошной выборки. Картотеку составили 798 текстов комментариев.
Теоретическую базу исследования составили труды следующих авторов:
По исследованию сети Интернет в различных аспектах: О.В. Лутовинова, Т.Н. Колокольцева, Б.Я. Шарифуллин;
По теории речевых жанров: М.М. Бахтин, М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова, Т.В. Шмелева, в том числе жанров естественной письменной речи: Н.Б. Лебедева, Т.П. Сухотерина;
По проблеме виртуального жанроведения: Л.Ю. Щипицина, Е.И. Горошко, О.В. Лутовинова.
В исследовании были использованы следующие методы:
• описательный метод;
• метод структурно-семантического анализа использовался при
рассмотрении различных жанровых особенностей комментариев;
• элементы сопоставительного метода, используемого при
сравнении особенностей жанров традиционной коммуникации с их воплощением в виртуальной среде.
Структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении раскрывается актуальность, степень разработанности проблемы, определяется объект, предмет, цель, задачи, методы исследования и описывается структура.
В первой главе дается обзор наиболее известных исследований и концепций по теории жанров речи, дается понятие «естественная письменная речь», описываются ее особенности и функции. Сеть Интернет рассматривается как информационно-коммуникативная среда, отмечаются особенности речевого поведения в ней. Вводится понятие «виртуальное жанроведение», приводятся взгляды лингвистов на эту тему.
Во второй главе сопоставляются тексты традиционного комментария к чему-либо с комментарием к фотографии в социальных сетях, описываются жанровые особенности последнего, а также сравниваются смежные жанры, относящиеся к электронным фотоснимкам - «подпись» и «комментарий».
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложение включены тексты, иллюстрирующие примеры, приводящиеся во второй главе.
Апробация исследования. Результаты исследования были
представлены в статьях:
1. Функции подписей к фотографиям в социальных сетях // Siberia_Lingua. 2015. №2. С. 11-21;
2. Функции подписей к фотографиям в социальных сетях // Проспект Свободный - 2015: материалы науч. конф., посвященной 70-летию Великой Победы (15-20 апреля) [Электронный ресурс] / отв. ред. Е. И. Костоглодова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. С. 16-19;
и обсуждены на конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция —Молодежь и наука. Проспект Свободный - 2015—;
2. Международная научно-практическая конференция —Молодежь и наука. Проспект Свободный - 2016—.
Виртуальное жанроведение – относительно молодая наука. В
настоящее время активно и подробно исследуются различные жанры,
функционирующие в сети Интернет, среди них – и жанры, специфичные
лишь для электронного общения, и заимствованные из традиционной
коммуникации. Комментарий к фотографии в социальных сетях – жанр
электронной коммуникации, схожий с жанром традиционного комментария,
но имеющий ряд специфических особенностей. Этот жанр был
проанализирован с опорой на модель жанра компьютерно-опосредованной
коммуникации, предложенную Л. Ю. Щипициной.
В первой главе был рассмотрен материал, необходимый для понимания
проблемы жанров электронной коммуникации. Во-первых, были описаны
работы, посвященные исследованию речевых жанров: труды М. М. Бахтина,
Т.В. Шмелевой, Н.Н. Розановой и М.В. Китайгородской, Н.Б. Лебедевой.
Затронуто понятие, очень близкое по своей специфике к коммуникации в
Сети – «естественная письменная речь». Далее были рассмотрены различные
особенности сети Интернет: ее специфику как информационнокоммуникативной среды, особенности речевого общения в виртуальной
реальности, а также приведены различные взгляды на проблему
виртуального жанроведения.
В практической главе дан подробный анализ жанра «комментарий к
фотографии в социальных сетях», в частности, рассмотрен ряд жанровых
параметров.
В группе прагматических параметров были выделены:
а) Цели авторов:
сделать замечание, привести свое рассуждение, дать оценку тому,
что изображено на фотоснимке
запросить информацию о каком-либо аспекте изображенного на
фотографии;61
поддержать контакт с хозяином снимка;
установить контакт с хозяином снимка;
предложить, намекнуть на личную встречу;
рассказать о себе, своей жизни.
б) Автор и адресат: первым является чаще всего пользователь,
знакомый хозяину фотоснимка; вторым – сам пользователь, разместивший на
своей личной странице прокомментированную фотографию.
в) Коммуникативная сфера: бытовая. Ее характер обуславливает
специфика личных фотографий в социальных сетях – в большинстве случаев
они запечатлеют моменты повседневной жизни пользователей.
г) Темпоральный параметр: моменту написания комментария
обязательно предшествует момент размещения комментируемой фотографии
на странице пользователя. Это обуславливает вторичность комментария.
В числе медийных параметров жанра были рассмотрены:
а) Особенности интерфейса. В настоящей работе рассматривались
комментарии к фотографиям из трех различных социальных сетей.
Оказалось, что, несмотря на это, интерфейс страниц, содержащих
фотографии и комментарии к ним, схож на всех трех сайтах.
б) Степень интерактивности была названа как высокая. Она
заключается, во-первых, в возможности влиять на содержимое страницы, вовторых, в возможности коммуникации; проявляется, например, в
возможности удаления как комментария, так и самой прокомментированной
фотографии и пр.
в) Количество коммуникантов и степень их
эксплицированности. В коммуникацию при помощи комментариев к
электронным фотографиям может вступить неограниченное число
пользователей. Уровень их эксплицированности в сетях «Одноклассники» и
«Вконтакте» был назван как высокий, где пользователи чаще всего
подписываются реальными именами; в сети «Instagram», где исключена
возможность создать имя пользователя на кириллице и в большинстве62
случаев используются никнеймы, наблюдается более низкая степень
эксплицированности.
г) Синхронность / асинхронность общения. В силу того, что
комментарий может быть отправлен в любой момент времени, следующий за
моментом размещения фотографии на персональной странице, можно
говорить об асинхронности коммуникации в данном жанре.
д) Мультимедийность проявляется в ряде явлений, характерных
для рассматриваемого жанра. К ним относятся: сочетание фотографии,
подписи и комментария как креолизованный текст, возможность добавления
эмотиконов, изображений, аудиозаписей и пр. к тексту комментария.
е) Гипертекстуальность в жанре «комментарий к фотографии в
социальных сетях» выражена слабо и представлена обычно лишь ссылкой на
страницу пользователя, оставившего комментарий, а также (очень редко)
ссылкой на какой-либо ресурс, который добавляет автор с целью поделиться
им с адресатом.
Поскольку была выявлена гипержанровая природа комментария, его
семантический анализ проводился в качестве рассмотрения особенностей
каждого отдельного жанра, встречающегося среди комментариев. В
частности, были проанализированы следующие жанры:
Комплимент. Как характерные черты этого жанра были
отмечены стремление к лаконичности, а также проникновение в тексты
жанра фамильярных слов и выражений, вплоть до ненормативной лексики.
Похвала. Традиционно жанру «похвала» предшествует какоелибо положительно оцениваемое поведение или действие. Наиболее часто в
гипержанре «комментарий к фотографии в социальных сетях» похвалы
заслуживает создание красивой, интересной фотографии.
Флирт. В текстах данного жанра, как и в текстах жанра
«комплимент», была отмечена тенденция к опрощению, проявляющуюся в
создании подчас вульгарных, навязчивых сообщений, часто вызывающих
агрессию со стороны адресата.63
Поздравление. Данный фатический жанр отличается широким
использованием стихотворений и изображений (т.н. электронных открыток).
Пожелание. Этот жанр был назван специфическим для
гипержанра «комментарий к фотографии в социальных сетях». Традиционно
пожелание является частью жанра «поздравление», однако в нашем случае
поводом для какого-либо пожелания является не праздничное событие, а,
например, хорошие отношения между коммуникантами, желание
подбодрить, поднять настроение и т.д.
Бытовая беседа. Бытовой характер сферы коммуникации
описываемого гипержанра обуславливает существование внутри него жанра
«бытовая беседа». Внутри него знакомые между собой пользователи
обсуждают насущные, повседневные проблемы.
Разговор по душам – это разговор «о самом главном». Как
характерная черта жанра было отмечено использование афористических
выражений и изречений философского характера.
Воспоминание. Данный жанр чаще всего реализуется в
комментариях к фотографиям, сделанным задолго до момента размещения их
в социальной сети. Такие фото провоцируют пользователей на ностальгию по
былым временам, изложение историй из прошлого и пр.
Спам. Этот жанр специфичен для сетевого общения. Было
заострено внимание на том, что спам в комментариях может рассылаться как
с фейковых страниц пользователей, так и с реальных страниц – это зависит
от коммерческого / некоммерческого характера текста-спама.
Шутка. Было замечено, что большая часть комментариев-шуток
основана на приеме иронии; в связи с этим в текстах-шутках частотно
употребление эмотиконов. Здесь они обретают функцию, отличную от
обычной (усиление эффекта сообщения), и призваны подчеркнуть
шутливость текста, чтобы адресат не воспринял его как угрозу/насмешку.64
Наконец, были рассмотрены следующие стилистико-языковые
параметры текстов-комментариев:
а) Структура. Чаще всего комментарий представляет собой
короткое сообщение длиной не более двух строк текста. Текст может
включать в себя эмотиконы, которые не имеют в нем строгой
закрепленности, а также файлы мультимедиа (изображения, анимации и пр.).
б) Типы речевого взаимодействия. В текстах-комментариях были
встречены все типы: монолог, диалог, полилог.
В рамках рассмотрения стилистических особенностей комментариев были
выделены характерные явления разных уровней:
в) Фонетико-графический уровень. Здесь были отмечены такие
черты, как написание текста латиницей, использование эмотиконов,
использование различных средств для имитации устной речи, коверканье
слов, написание текста комментария в верхнем регистре. Данные
особенности присущи текстам интернет-общения в целом, и не являются
характерными именно для текстов-комментариев.
г) Лексический уровень характеризуется использованием
окказионализмов, обсценной лексики, элементов речевой игры, частотностью
случаев лексической несочетаемости.
д) Уровень орфографии и пунктуации. На данном уровне были
отмечены черты, характерные для явления естественной письменной речи –
небрежного письма. В их числе – орфографические, синтаксические ошибки,
игнорирование прописных букв. Небрежное письмо сближает сферы
естественной письменной речи и интернет-общения.
е) Синтаксический уровень характеризуется доминированием
простых восклицательных/невосклицательных, вопросительных
предложений.
ж) Эмоционально-психологическая доминанта характеризуется в
наибольшей степени высоким уровнем экспрессивности.
настоящее время активно и подробно исследуются различные жанры,
функционирующие в сети Интернет, среди них – и жанры, специфичные
лишь для электронного общения, и заимствованные из традиционной
коммуникации. Комментарий к фотографии в социальных сетях – жанр
электронной коммуникации, схожий с жанром традиционного комментария,
но имеющий ряд специфических особенностей. Этот жанр был
проанализирован с опорой на модель жанра компьютерно-опосредованной
коммуникации, предложенную Л. Ю. Щипициной.
В первой главе был рассмотрен материал, необходимый для понимания
проблемы жанров электронной коммуникации. Во-первых, были описаны
работы, посвященные исследованию речевых жанров: труды М. М. Бахтина,
Т.В. Шмелевой, Н.Н. Розановой и М.В. Китайгородской, Н.Б. Лебедевой.
Затронуто понятие, очень близкое по своей специфике к коммуникации в
Сети – «естественная письменная речь». Далее были рассмотрены различные
особенности сети Интернет: ее специфику как информационнокоммуникативной среды, особенности речевого общения в виртуальной
реальности, а также приведены различные взгляды на проблему
виртуального жанроведения.
В практической главе дан подробный анализ жанра «комментарий к
фотографии в социальных сетях», в частности, рассмотрен ряд жанровых
параметров.
В группе прагматических параметров были выделены:
а) Цели авторов:
сделать замечание, привести свое рассуждение, дать оценку тому,
что изображено на фотоснимке
запросить информацию о каком-либо аспекте изображенного на
фотографии;61
поддержать контакт с хозяином снимка;
установить контакт с хозяином снимка;
предложить, намекнуть на личную встречу;
рассказать о себе, своей жизни.
б) Автор и адресат: первым является чаще всего пользователь,
знакомый хозяину фотоснимка; вторым – сам пользователь, разместивший на
своей личной странице прокомментированную фотографию.
в) Коммуникативная сфера: бытовая. Ее характер обуславливает
специфика личных фотографий в социальных сетях – в большинстве случаев
они запечатлеют моменты повседневной жизни пользователей.
г) Темпоральный параметр: моменту написания комментария
обязательно предшествует момент размещения комментируемой фотографии
на странице пользователя. Это обуславливает вторичность комментария.
В числе медийных параметров жанра были рассмотрены:
а) Особенности интерфейса. В настоящей работе рассматривались
комментарии к фотографиям из трех различных социальных сетей.
Оказалось, что, несмотря на это, интерфейс страниц, содержащих
фотографии и комментарии к ним, схож на всех трех сайтах.
б) Степень интерактивности была названа как высокая. Она
заключается, во-первых, в возможности влиять на содержимое страницы, вовторых, в возможности коммуникации; проявляется, например, в
возможности удаления как комментария, так и самой прокомментированной
фотографии и пр.
в) Количество коммуникантов и степень их
эксплицированности. В коммуникацию при помощи комментариев к
электронным фотографиям может вступить неограниченное число
пользователей. Уровень их эксплицированности в сетях «Одноклассники» и
«Вконтакте» был назван как высокий, где пользователи чаще всего
подписываются реальными именами; в сети «Instagram», где исключена
возможность создать имя пользователя на кириллице и в большинстве62
случаев используются никнеймы, наблюдается более низкая степень
эксплицированности.
г) Синхронность / асинхронность общения. В силу того, что
комментарий может быть отправлен в любой момент времени, следующий за
моментом размещения фотографии на персональной странице, можно
говорить об асинхронности коммуникации в данном жанре.
д) Мультимедийность проявляется в ряде явлений, характерных
для рассматриваемого жанра. К ним относятся: сочетание фотографии,
подписи и комментария как креолизованный текст, возможность добавления
эмотиконов, изображений, аудиозаписей и пр. к тексту комментария.
е) Гипертекстуальность в жанре «комментарий к фотографии в
социальных сетях» выражена слабо и представлена обычно лишь ссылкой на
страницу пользователя, оставившего комментарий, а также (очень редко)
ссылкой на какой-либо ресурс, который добавляет автор с целью поделиться
им с адресатом.
Поскольку была выявлена гипержанровая природа комментария, его
семантический анализ проводился в качестве рассмотрения особенностей
каждого отдельного жанра, встречающегося среди комментариев. В
частности, были проанализированы следующие жанры:
Комплимент. Как характерные черты этого жанра были
отмечены стремление к лаконичности, а также проникновение в тексты
жанра фамильярных слов и выражений, вплоть до ненормативной лексики.
Похвала. Традиционно жанру «похвала» предшествует какоелибо положительно оцениваемое поведение или действие. Наиболее часто в
гипержанре «комментарий к фотографии в социальных сетях» похвалы
заслуживает создание красивой, интересной фотографии.
Флирт. В текстах данного жанра, как и в текстах жанра
«комплимент», была отмечена тенденция к опрощению, проявляющуюся в
создании подчас вульгарных, навязчивых сообщений, часто вызывающих
агрессию со стороны адресата.63
Поздравление. Данный фатический жанр отличается широким
использованием стихотворений и изображений (т.н. электронных открыток).
Пожелание. Этот жанр был назван специфическим для
гипержанра «комментарий к фотографии в социальных сетях». Традиционно
пожелание является частью жанра «поздравление», однако в нашем случае
поводом для какого-либо пожелания является не праздничное событие, а,
например, хорошие отношения между коммуникантами, желание
подбодрить, поднять настроение и т.д.
Бытовая беседа. Бытовой характер сферы коммуникации
описываемого гипержанра обуславливает существование внутри него жанра
«бытовая беседа». Внутри него знакомые между собой пользователи
обсуждают насущные, повседневные проблемы.
Разговор по душам – это разговор «о самом главном». Как
характерная черта жанра было отмечено использование афористических
выражений и изречений философского характера.
Воспоминание. Данный жанр чаще всего реализуется в
комментариях к фотографиям, сделанным задолго до момента размещения их
в социальной сети. Такие фото провоцируют пользователей на ностальгию по
былым временам, изложение историй из прошлого и пр.
Спам. Этот жанр специфичен для сетевого общения. Было
заострено внимание на том, что спам в комментариях может рассылаться как
с фейковых страниц пользователей, так и с реальных страниц – это зависит
от коммерческого / некоммерческого характера текста-спама.
Шутка. Было замечено, что большая часть комментариев-шуток
основана на приеме иронии; в связи с этим в текстах-шутках частотно
употребление эмотиконов. Здесь они обретают функцию, отличную от
обычной (усиление эффекта сообщения), и призваны подчеркнуть
шутливость текста, чтобы адресат не воспринял его как угрозу/насмешку.64
Наконец, были рассмотрены следующие стилистико-языковые
параметры текстов-комментариев:
а) Структура. Чаще всего комментарий представляет собой
короткое сообщение длиной не более двух строк текста. Текст может
включать в себя эмотиконы, которые не имеют в нем строгой
закрепленности, а также файлы мультимедиа (изображения, анимации и пр.).
б) Типы речевого взаимодействия. В текстах-комментариях были
встречены все типы: монолог, диалог, полилог.
В рамках рассмотрения стилистических особенностей комментариев были
выделены характерные явления разных уровней:
в) Фонетико-графический уровень. Здесь были отмечены такие
черты, как написание текста латиницей, использование эмотиконов,
использование различных средств для имитации устной речи, коверканье
слов, написание текста комментария в верхнем регистре. Данные
особенности присущи текстам интернет-общения в целом, и не являются
характерными именно для текстов-комментариев.
г) Лексический уровень характеризуется использованием
окказионализмов, обсценной лексики, элементов речевой игры, частотностью
случаев лексической несочетаемости.
д) Уровень орфографии и пунктуации. На данном уровне были
отмечены черты, характерные для явления естественной письменной речи –
небрежного письма. В их числе – орфографические, синтаксические ошибки,
игнорирование прописных букв. Небрежное письмо сближает сферы
естественной письменной речи и интернет-общения.
е) Синтаксический уровень характеризуется доминированием
простых восклицательных/невосклицательных, вопросительных
предложений.
ж) Эмоционально-психологическая доминанта характеризуется в
наибольшей степени высоким уровнем экспрессивности.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ СМИ (НА
ПРИМЕРЕ INSTAGRAM)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Алтайские СМИ в социальных сетях (на примере краевого
информационного телеканала «Катунь 24»)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АНТРОПОЦЕНТРИЧНОСТИ
ЯЗЫКА В СФЕРЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ:
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «ВКОНТАКТЕ»
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - СМИ и социальные сети: особенности и проблемы взаимодействия
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - МАНИФЕСТАЦИЯ ПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ
В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM (НА МАТЕРИАЛЕ
АНГЛОЯЗЫЧНЫХ АККАУНТОВ)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Специфика использования социальных сетей как инструмент формирования имиджа государственных деятелей (на примере социальной сети Instargam»)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ МЕДИАПРОДУКТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ИНТЕРНЕТА (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО И
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)
Дипломные работы, ВКР, лексикология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - Медиатекст интернет-СМИ в социальных сетях: особенности
трансформации (на примере интернет-изданий Sportbox.ru, Sports.ru и
Sport24.ru)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



