Молодежная политика в сфере занятости
|
Введение
1 Молодежная политика в сфере занятости как объект социально¬экономического исследования
1.1 Молодежная политика государства в современных условиях 9
1.2 Отечественный и зарубежный опыт реализации молодежной политики . 17
1.3 Основные проблемы реализации молодежной политики в сфере занятости
в современных условиях 28
2 Молодежная политика в сфере занятости в субъекте федерации 39
2.1 Анализ занятости молодежи в Красноярском крае и г. Красноярске 39
2.2 Факторы, влияющие на занятость молодежи 51
2.3 Государственное управление молодежной политикой в сфере занятости в
Красноярском крае 60
3 Совершенствование инструментов государственной молодежной политики в
сфере занятости 73
3.1 Обоснование необходимости повышения интенсивности и эффективности
государственной молодежной политики в сфере занятости 73
3.2 Разработка критериев оценки эффективности программных мероприятий
государственной молодежной политики в сфере занятости 83
3.3 Оценка эффективности и рекомендации по внедрению мероприятий
государственной молодежной политики в сфере занятости 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ А 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 125
ПРИЛОЖЕНИЕ В 126
1 Молодежная политика в сфере занятости как объект социально¬экономического исследования
1.1 Молодежная политика государства в современных условиях 9
1.2 Отечественный и зарубежный опыт реализации молодежной политики . 17
1.3 Основные проблемы реализации молодежной политики в сфере занятости
в современных условиях 28
2 Молодежная политика в сфере занятости в субъекте федерации 39
2.1 Анализ занятости молодежи в Красноярском крае и г. Красноярске 39
2.2 Факторы, влияющие на занятость молодежи 51
2.3 Государственное управление молодежной политикой в сфере занятости в
Красноярском крае 60
3 Совершенствование инструментов государственной молодежной политики в
сфере занятости 73
3.1 Обоснование необходимости повышения интенсивности и эффективности
государственной молодежной политики в сфере занятости 73
3.2 Разработка критериев оценки эффективности программных мероприятий
государственной молодежной политики в сфере занятости 83
3.3 Оценка эффективности и рекомендации по внедрению мероприятий
государственной молодежной политики в сфере занятости 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 114
ПРИЛОЖЕНИЕ А 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 125
ПРИЛОЖЕНИЕ В 126
В современной России государственная молодежная политика представляет собой систему формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала. Ключевыми проблемами в становлении эффективной самореализации молодых граждан являются проблемы занятости и снижение уровня молодежной безработицы. На сегодняшний день эти два показателя тесно связаны с оценкой эффективности региональных и муниципальных органов власти.
Актуальность темы исследования. Проблема трудоустройства и занятости молодежи является важнейшей социально-экономической проблемой, эффективное решение которой определяет обеспечение должного уровня и качества жизни общества. Именно молодежь является фундаментом трудовых ресурсов страны, формирование и эффективное использование которых особенно актуальны в современных условиях одновременно сосуществующих кадрового дефицита квалифицированных специалистов и молодежной безработицы.
В Красноярском крае проблемы занятости и профессиональной подготовки молодежи отмечены в качестве первоочередных задач, которые необходимо решить в ближайшее время. Занятость молодежи и создание условий для ее самореализации - это не просто решение задачи по обеспечению экономики трудовыми ресурсами разных квалификаций, а еще фактор снижения уровня бедности, преступности и асоциальных явлений.
Особое внимание к данной группе населения на рынке труда, оценка ее роли и анализ проблем занятости требуют проведения и изменения политики, позволяющей своевременно разрабатывать и вводить новые меры по регулированию занятости молодежи и образования, реализовывать комплекс мер по совершенствованию системы подготовки кадров и их трудоустройства.
1 Борисов, К. А. Развитие государственной молодежной политики в сфере занятости: дисс. канд. экономических наук. - Москва, 2012. - 150 с
Ошибки в принятии управленческих решений могут привести к отрицательному мультипликативному эффекту: снижению профессионального уровня и конкурентоспособности рабочей силы страны, неспособности эффективно решить весь комплекс задач, стоящий перед экономикой страны.
Таким образом, необходимость изучения существующих направлений и комплексов мероприятий в реализации государственной молодежной политики в сфере занятости молодых граждан, а также поиск новых путей развития в данной сфере - являются одними из важнейших и актуальных задач государства, что и определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Реализация экономически и социально значимых направлений государственной молодежной политики выражается в согласованности системы профессиональной подготовки кадров, развития в современных условиях политики обеспечения занятости в регионе и росте качества молодежного потенциала трудовых ресурсов. Это направление стало объектом постоянного изучения экономической и других областей науки. Проблемы развития социально-трудовых отношений, классификации их субъектов, направления, методы, содержание формирования современного рынка труда и занятости в России исследованы в работах А.К. Акимова, А.М. Бабича, К.А. Борисова, В.С. Буланова, Н.А. Волгина, Н.Н. Гриценко, Е.Н. Жильцова, А.В. Кашепова, Р.П. Колосовой, Л.А. Костина, Н.Х. Курбанова, В.В. Макарова, В.Д. Парыгина, Б.В. Ракитского, З.В. Сурковой, А.И. Щербакова и др. Итоги теоретико-методологических положений, обоснованные в данных научных трудах, способствовали поиску и развитию новых концептуальных подходов к исследованию проблем и перспектив развития государственной молодежной политики в сфере занятости молодежи.
Необходимо отметить, что за последние годы проблемам непосредственно самой молодежной политики посвящены многочисленные диссертационные исследования: Г.Н. Брицкая, С.О. Елишев, А.А. Зеленин, Н.В.
Исследование состояния, тенденций, перспектив и возможностей разных социальных групп в сфере социально-трудовых отношений, а также форм и видов их оптимизации как важного направления государственного регулирования изложены в работах А.Н. Аверина, С.А. Агапцова, Ю.П. Кокина, А.В. Кошелевой, А.Л. Мазина, Е.С. Мурзаевой, Ю.Г. Одегова, В.И. Плакся, Г.Г. Руденко, А.А. Шулуса, В.Ф. Уколова Л.П. Храпылиной и др. Особенности и формы подготовки специалистов, их профориентация, а также необходимость и перспективы формирования региональных рынков труда рассматриваются в работах Н.М. Байкова, С.В. Дудникова, Г.В. Жукевич, Б.Г. Збышко, А.Ф. Зубкова, А.П. Пиддэ, Н.М. Римашевской, Т.С. Сулимовой и др.
Несмотря на значительную исследованность вопросов профессиональной подготовки и занятости молодежи, степень остроты проблемы в современных условиях развития страны по-прежнему велика и нуждается в комплексном научном анализе.
Объектом исследования является государственная молодежная политика в сфере занятости на региональном уровне.
Предметом исследования являются отдельные направления и конкретные мероприятия, проводимые в рамках государственной молодежной политики в сфере занятости.
Целью диссертационной работы является разработка предложений повышения эффективности мероприятий государственной молодежной политики в сфере занятости.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
- определить концептуальные основы анализа государственной молодежной политики;
- проанализировать мировой и отечественный опыт реализации молодежной политики;
- рассмотреть основные проблемы реализации молодежной политики в сфере занятости в современных условиях;
- определить уровень занятости молодежи Красноярского края;
- выявить основные факторы, влияющие на реализацию молодежной политики в сфере занятости;
- рассмотреть систему существующего государственного управления молодежной политикой в сфере занятости в Красноярском крае;
- проанализировать рынок труда, существующий в Красноярском крае сегодня с указанием рейтинга наиболее востребованных специальностей;
- оценивание деятельности краевого Агентства труда и занятости населения с точки зрения существующих целевых показателей эффективности;
- разработка и предложение новых критериев для оценивания существующих мероприятий, направленных на снижение уровня безработицы среди молодежи;
- разработка и предложение методики оценки эффективности мероприятий, проводимых службами занятости населения;
- предложение рекомендаций, направленных на повышение эффективности трудоустройства молодежи.
Гипотеза исследования заключается в том, что существующая организация работы по трудоустройству молодежи, проводимая в рамках государственной молодежной политики в сфере занятости на региональном уровне, не является эффективной на 100 % и требует внедрения новых
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды современных российских практиков и ученых по вопросам молодежной политики и проблемам молодежной занятости.
При решении поставленных в диссертационной работе задач использовались системный, комплексный и социологический методы, сравнительный анализ и метод прогнозирования.
Научная новизна исследования. К важнейшим результатам, формирующим научную новизну диссертационного исследования, относятся следующие положения:
- на основе анализа сложившегося рынка труда в Красноярском крае определены причины и оценены возможные риски нетрудоустройства молодежи
- обоснованы основные направления совершенствования профессионального образования молодежи с целью повышения ее занятости;
- определено современное состояние профессионального образования и занятости молодежи в Красноярском крае, обоснованы структурные и содержательные изменения профессионального образования молодежи с целью соответствия потребностям рынка труда в регионе;
- на основе анализа мероприятий, проводимых службами занятости населения Красноярского края, разработана новая система оценивания эффективности реализуемых мер;
- разработаны предложения по совершенствованию и развитию механизма реализации государственной молодежной политики в сфере занятости;
- предложено внедрение комплекса мероприятий. направленных на увеличение шансов успешного трудоустройства молодежи;
Практическая значимость работы заключается в возможности оценить и оптимизировать комплекс мер, принимаемых для содействия занятости молодежи Красноярского края посредством разработки новой методики оценки эффективности, которая позволяет просчитать затратность данных мероприятий и определить дальнейшую целесообразность их проведения. Также практическая значимость работы заключается в возможности регулирования сферы образования молодежи. Кроме того, материалы исследования, выводы и рекомендации диссертационной работы могут быть использованы при чтении курсов по специальностям «Экономика труда», «Управление персоналом», «Региональная экономика» и др., а также при разработке государственной молодежной политики в регионах и региональных целевых программ развития системы образования и занятости молодежи.
Цели и задачи исследования определили структуру диссертационной работы: состоит из Введения, трех глав (9 параграфов), Заключения, Библиографического списка и Приложений. Диссертация изложена на 126 страницах и содержит 12 таблиц. Библиографический список включает 72 наименования.
Актуальность темы исследования. Проблема трудоустройства и занятости молодежи является важнейшей социально-экономической проблемой, эффективное решение которой определяет обеспечение должного уровня и качества жизни общества. Именно молодежь является фундаментом трудовых ресурсов страны, формирование и эффективное использование которых особенно актуальны в современных условиях одновременно сосуществующих кадрового дефицита квалифицированных специалистов и молодежной безработицы.
В Красноярском крае проблемы занятости и профессиональной подготовки молодежи отмечены в качестве первоочередных задач, которые необходимо решить в ближайшее время. Занятость молодежи и создание условий для ее самореализации - это не просто решение задачи по обеспечению экономики трудовыми ресурсами разных квалификаций, а еще фактор снижения уровня бедности, преступности и асоциальных явлений.
Особое внимание к данной группе населения на рынке труда, оценка ее роли и анализ проблем занятости требуют проведения и изменения политики, позволяющей своевременно разрабатывать и вводить новые меры по регулированию занятости молодежи и образования, реализовывать комплекс мер по совершенствованию системы подготовки кадров и их трудоустройства.
1 Борисов, К. А. Развитие государственной молодежной политики в сфере занятости: дисс. канд. экономических наук. - Москва, 2012. - 150 с
Ошибки в принятии управленческих решений могут привести к отрицательному мультипликативному эффекту: снижению профессионального уровня и конкурентоспособности рабочей силы страны, неспособности эффективно решить весь комплекс задач, стоящий перед экономикой страны.
Таким образом, необходимость изучения существующих направлений и комплексов мероприятий в реализации государственной молодежной политики в сфере занятости молодых граждан, а также поиск новых путей развития в данной сфере - являются одними из важнейших и актуальных задач государства, что и определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Реализация экономически и социально значимых направлений государственной молодежной политики выражается в согласованности системы профессиональной подготовки кадров, развития в современных условиях политики обеспечения занятости в регионе и росте качества молодежного потенциала трудовых ресурсов. Это направление стало объектом постоянного изучения экономической и других областей науки. Проблемы развития социально-трудовых отношений, классификации их субъектов, направления, методы, содержание формирования современного рынка труда и занятости в России исследованы в работах А.К. Акимова, А.М. Бабича, К.А. Борисова, В.С. Буланова, Н.А. Волгина, Н.Н. Гриценко, Е.Н. Жильцова, А.В. Кашепова, Р.П. Колосовой, Л.А. Костина, Н.Х. Курбанова, В.В. Макарова, В.Д. Парыгина, Б.В. Ракитского, З.В. Сурковой, А.И. Щербакова и др. Итоги теоретико-методологических положений, обоснованные в данных научных трудах, способствовали поиску и развитию новых концептуальных подходов к исследованию проблем и перспектив развития государственной молодежной политики в сфере занятости молодежи.
Необходимо отметить, что за последние годы проблемам непосредственно самой молодежной политики посвящены многочисленные диссертационные исследования: Г.Н. Брицкая, С.О. Елишев, А.А. Зеленин, Н.В.
Исследование состояния, тенденций, перспектив и возможностей разных социальных групп в сфере социально-трудовых отношений, а также форм и видов их оптимизации как важного направления государственного регулирования изложены в работах А.Н. Аверина, С.А. Агапцова, Ю.П. Кокина, А.В. Кошелевой, А.Л. Мазина, Е.С. Мурзаевой, Ю.Г. Одегова, В.И. Плакся, Г.Г. Руденко, А.А. Шулуса, В.Ф. Уколова Л.П. Храпылиной и др. Особенности и формы подготовки специалистов, их профориентация, а также необходимость и перспективы формирования региональных рынков труда рассматриваются в работах Н.М. Байкова, С.В. Дудникова, Г.В. Жукевич, Б.Г. Збышко, А.Ф. Зубкова, А.П. Пиддэ, Н.М. Римашевской, Т.С. Сулимовой и др.
Несмотря на значительную исследованность вопросов профессиональной подготовки и занятости молодежи, степень остроты проблемы в современных условиях развития страны по-прежнему велика и нуждается в комплексном научном анализе.
Объектом исследования является государственная молодежная политика в сфере занятости на региональном уровне.
Предметом исследования являются отдельные направления и конкретные мероприятия, проводимые в рамках государственной молодежной политики в сфере занятости.
Целью диссертационной работы является разработка предложений повышения эффективности мероприятий государственной молодежной политики в сфере занятости.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
- определить концептуальные основы анализа государственной молодежной политики;
- проанализировать мировой и отечественный опыт реализации молодежной политики;
- рассмотреть основные проблемы реализации молодежной политики в сфере занятости в современных условиях;
- определить уровень занятости молодежи Красноярского края;
- выявить основные факторы, влияющие на реализацию молодежной политики в сфере занятости;
- рассмотреть систему существующего государственного управления молодежной политикой в сфере занятости в Красноярском крае;
- проанализировать рынок труда, существующий в Красноярском крае сегодня с указанием рейтинга наиболее востребованных специальностей;
- оценивание деятельности краевого Агентства труда и занятости населения с точки зрения существующих целевых показателей эффективности;
- разработка и предложение новых критериев для оценивания существующих мероприятий, направленных на снижение уровня безработицы среди молодежи;
- разработка и предложение методики оценки эффективности мероприятий, проводимых службами занятости населения;
- предложение рекомендаций, направленных на повышение эффективности трудоустройства молодежи.
Гипотеза исследования заключается в том, что существующая организация работы по трудоустройству молодежи, проводимая в рамках государственной молодежной политики в сфере занятости на региональном уровне, не является эффективной на 100 % и требует внедрения новых
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды современных российских практиков и ученых по вопросам молодежной политики и проблемам молодежной занятости.
При решении поставленных в диссертационной работе задач использовались системный, комплексный и социологический методы, сравнительный анализ и метод прогнозирования.
Научная новизна исследования. К важнейшим результатам, формирующим научную новизну диссертационного исследования, относятся следующие положения:
- на основе анализа сложившегося рынка труда в Красноярском крае определены причины и оценены возможные риски нетрудоустройства молодежи
- обоснованы основные направления совершенствования профессионального образования молодежи с целью повышения ее занятости;
- определено современное состояние профессионального образования и занятости молодежи в Красноярском крае, обоснованы структурные и содержательные изменения профессионального образования молодежи с целью соответствия потребностям рынка труда в регионе;
- на основе анализа мероприятий, проводимых службами занятости населения Красноярского края, разработана новая система оценивания эффективности реализуемых мер;
- разработаны предложения по совершенствованию и развитию механизма реализации государственной молодежной политики в сфере занятости;
- предложено внедрение комплекса мероприятий. направленных на увеличение шансов успешного трудоустройства молодежи;
Практическая значимость работы заключается в возможности оценить и оптимизировать комплекс мер, принимаемых для содействия занятости молодежи Красноярского края посредством разработки новой методики оценки эффективности, которая позволяет просчитать затратность данных мероприятий и определить дальнейшую целесообразность их проведения. Также практическая значимость работы заключается в возможности регулирования сферы образования молодежи. Кроме того, материалы исследования, выводы и рекомендации диссертационной работы могут быть использованы при чтении курсов по специальностям «Экономика труда», «Управление персоналом», «Региональная экономика» и др., а также при разработке государственной молодежной политики в регионах и региональных целевых программ развития системы образования и занятости молодежи.
Цели и задачи исследования определили структуру диссертационной работы: состоит из Введения, трех глав (9 параграфов), Заключения, Библиографического списка и Приложений. Диссертация изложена на 126 страницах и содержит 12 таблиц. Библиографический список включает 72 наименования.
Государственная политика содействия занятости молодежи представляет собой деятельность органов государственной власти, направленную на решение одной из важнейших проблем социализации и самореализации молодежи - вовлеченности этой социальной группы в общественное производство.
Опыт современных стран и исторический опыт нашей страны показывает, что государство может выбрать разную позицию по отношению к обеспечению прав молодежи. Полярными в этом отношении являются концепции государственной молодежной политики США и России. Концепция ГМП, реализуемая в США, основывается на минимальном участии государства, широком делегировании институтам гражданского общества многих функций молодежной политики, в том числе и обеспечения занятости. Европейская модель государственной молодежной политики ориентирована на широкую интеграцию всей молодежи в общественное производство усилиями органов государственной власти и институтами гражданского общества. Анализ отечественного опыта реализации государственной молодежной политики и государственной политики содействия занятости позволяет сделать вывод о том, что в России реализуется модель, близкая к европейской, ориентированная на широкое вовлечение молодежи в общественное производство и определении ведущей роли государства в системе субъектов государственной молодежной политики.
Государственная политика содействия занятости молодежи реализуется сегодня посредством целого комплекса услуг и мероприятий, которые отражают либеральную модель социальной политики, где каждый молодой человек самостоятельно совершает свой выбор, определяя будущую профессию. Государство делает акцент на профориентационные, информационные мероприятия, мероприятия по содействию занятости отдельных групп молодежи: несовершеннолетних, выпускников СПО и ВПО. К мероприятиям, которые применяются в настоящее время в системе государственной политики обеспечения занятости молодежи, относятся: содействие молодым гражданам в поиске подходящей работы; организация ярмарок вакансий; профессиональное самоопределение и профессиональное обучение молодежи; привлечение к общественным работам; поддержка предпринимательской инициативы молодых граждан; трудоустройство.
Государственная политика содействия занятости молодежи в субъектах РФ имеет отличные от федеральной механизмы и технологии. Кроме того, при реализации региональной политики содействия занятости молодежи органы государственной власти имеют возможность учитывать особенности региона и делать необходимые акценты в определении стратегических целей и приоритетов.
Основа экономики Красноярского края - промышленность, в структуре которой преобладают отрасли по добыче и переработке сырьевых ресурсов, лесодобыча и лесопереработка, предприятия топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Именно с этими отраслями связаны и инвестиционные проекты в крае. Реализация каждого такого проекта оказывает благотворное влияние на рынок труда, ведь каждый проект - это создание новых рабочих мест для специалистов самых разных профессий, в том числе высококвалифицированных кадров. Однако, анализ рейтинга наиболее востребованных специальностей на инвестиционные проекты свидетельствует о том, что краю в первую очередь нужны «рабочие руки» - каменщики, плотники, бетонщики, водители, машинисты, электрики и т. д. Высококвалифицированные инженеры составляют 15 - 20 % от заявленных вакансий.
Вообще, сегодня в Красноярском крае мы имеем ситуацию, когда рынок перенасыщен специалистами в области маркетинга, менеджмента, права, управления при значительном дефиците кадров по рабочим профессиям. Спрос на профессии среди молодежи структурно не соразмерен спросу рынка на труд. Этот дисбаланс характерен не только для г. Красноярска, но и для России в целом. По словам Дмитрия Ливанова, лишь 15 - 20% российских вузов готовят выпускников, востребованных на современном рынке труда. Возможно, поэтому выпускники вузов идут работать не по полученной специальности а, как правило, по существенно более низкой квалификации. Данные службы официальной статистики края об итогах выборочного мониторинга выпускников 2013 - 2015 годов, которые работали на момент опроса в 2016 году, свидетельствуют о том, что самый большой разрыв не работающих по специальности имеют специалисты экономики и управления, гуманитарных и социальных наук, специальности естественных наук, химическая технология и биотехнология образование и педагогика, физико-математические специальности. Специальности «экономика», «управление на предприятии», «менеджмент», «юриспруденция», «PR и реклама» считаются одними из самых престижных, при поступлении ни эти специальности традиционно самый высокий конкурс, и при ограниченном числе бюджетных мест, места на условиях договора также очень востребованы. При этом мы живем в демократическом обществе, где нельзя запретить человеку сделать выбор в пользу определенной профессии, несмотря на возможные дальнейшие сложности его трудоустройства. Поэтому налицо сегодня перенасыщение рынка определенными профессиями, преимущественно гуманитарными, для которых, фактически, нет достаточного количества предложений вакантных рабочих мест. Поэтому, несмотря на активную разъяснительную работу служб занятости, открытым остается вопрос: как это объяснить молодежи?
Основным методом реализации региональной политики содействия занятости молодежи является программно-целевой метод, целевыми показателями эффективности которого являются: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), уровень зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения на конец года) и уровень исполнения расходов краевого бюджета. Ключевым показателем является уровень безработицы. В Красноярском крае этот показатель за 2016 год не исполнен, т.к. согласно оценке МОТ он должен был равен 5,8 % году, фактически уровень общей безработицы по краю в среднем за 2016 год составил 6,1 % от численности экономически активного населения.
Однако для объективного оценивания эффективности мероприятий, проводимых службами занятости, этот показатель (уровень безработных и колебания этого показателя) не является исчерпывающим и достаточным. Количество неработающих граждан (в нашем анализе - выпускников) среди экономически активного населения напрямую зависит не от активности служб занятости, а от экономической ситуации в регионе, и определяется такими факторами как: структура и объемы производства, экономическая конъюнктура в регионе и перспективы создания новых рабочих мест. Региональные агентства труда и занятости населения не имеют прямого воздействия на эти факторы, количество вакансий определяется не службами занятости, а работодателями, и зависит, в основном, от экономической конъюнктуры региона, которая также зависит от внешних обстоятельств, прогнозирование ситуации на рынке труда достаточно условно и имеет тенденцию изменяться, следовательно, возникает проблема оценки эффективности мероприятий, проводимых службами занятости населения.
Итоги диссертационного исследования позволили обосновать значимость изучения существующей системы трудоустройства молодых граждан, поиска новых путей и механизмов совершенствования государственной молодежной политики. Несмотря на значительную исследованность вопросов профессиональной подготовки и занятости молодежи, степень остроты проблемы в современных условиях развития края по-прежнему велика и нуждается в комплексном научном анализе.
В связи с этим в диссертационной работе была поставлена цель обоснования новых методологических подходов к разработке механизма реализации государственной молодежной политики региона как эффективного инструмента поддержки молодежи на рынке труда. В частности, в настоящей работе были разработаны и предложены новые критерии для оценивания существующих мероприятий, направленные на снижение уровня безработицы среди молодежи, а также разработана методика оценки эффективности мероприятий, проводимых службами занятости населения.
Эти универсальные показатели: информированность, доступность и результативность, с одной стороны, основываются на реальных статистических данных, с другой, являются в достаточной степени абстрактными, чтобы служить критериями оценки очень разноплановых мероприятий по содействию трудоустройству молодежи. Критерии могут быть математически рассчитаны для каждого отдельного мероприятия на основе статистических данных служб занятости и использованы как коэффициенты для сравнительного анализа эффективности мероприятий, проводимых в целях трудоустройства молодежи.
Данная методика позволяет оценить и оптимизировать комплекс мер, принимаемых для содействия занятости молодежи Красноярского края а также позволяет просчитать затратность данных мероприятий и определить дальнейшую целесообразность их проведения.
Необходимо продолжать политику повышения качества образования с учетом потребностей рынка труда. Это направление деятельности может стать реальным механизмом реализации идеи широкого социального партнерства в системе государственной политики содействия занятости молодежи. В этом направлении государством сделаны первые шаги. Например, федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС) по направлениям бакалавриата и магистратуры требуют от образовательных учреждений формировать основные образовательные программы, ориентируясь на рынок труда (в первую очередь, региональный), на запросы и потребности работодателей, расширять участие работодателей в процессе создания образовательных программ, их реализации, оценки уровня освоения выпускниками профессиональных компетенций. Одно из актуальных направлений реформы современной системы образования в этом контексте - развитие направлений прикладного бакалавриата как системы, в которой работодатель и образовательное учреждение работают как тандем, как равно статусные участники образовательного процесса, которые в равной степени несут ответственность за результаты образовательной деятельности и дальнейшую профессиональную траекторию выпускника.
Существующая система информационного обеспечения государственной политики содействия занятости молодежи также нуждается в дальнейшем совершенствовании ее содержания, технологий информирования и получения обратной связи. Известно, что институты гражданского общества, коммерческие структуры гораздо более динамичны в плане использования новых технологий информирования и поддержки обратной связи с молодежью. Мы имеем в виду различные технологии сетевого взаимодействия. В этом плане, органы государственной власти и муниципальные структуры должны оперативно отслеживать имеющийся новейший опыт информационной работы и активно его использовать в своей деятельности.
Кроме того, необходима комплексная система анализа и оценки государственной политики содействия занятости молодежи. Особенности институциональной структуры государственной политики содействия занятости молодежи в настоящее время приводят к тому, что в России (на федеральном и региональном уровнях) пока не существует целостной системы сбора статистической и иной информации, отражающей состояние, тенденции и результаты реализации государственной политики содействия занятости молодежи, молодежного рынка труда.
Проведенное исследование позволяет высказать ряд практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы региональной политики содействия занятости. Одним из таких предложений является адресность информирования выпускников, чьи специальности не пользуются спросом или просто на рынке труда нет вакансий по их специальностям, о возможности переобучения на родственные профессии. Эта мера представляется нам вполне оправданной, ведь она позволит восполнить существующий кадровый дефицит и увеличить количество трудоустроившихся.
Содействие занятости молодежи региона позволит существенно укрепить социально-экономический потенциал одного из наиболее перспективных регионов нашей страны - Красноярского края
Опыт современных стран и исторический опыт нашей страны показывает, что государство может выбрать разную позицию по отношению к обеспечению прав молодежи. Полярными в этом отношении являются концепции государственной молодежной политики США и России. Концепция ГМП, реализуемая в США, основывается на минимальном участии государства, широком делегировании институтам гражданского общества многих функций молодежной политики, в том числе и обеспечения занятости. Европейская модель государственной молодежной политики ориентирована на широкую интеграцию всей молодежи в общественное производство усилиями органов государственной власти и институтами гражданского общества. Анализ отечественного опыта реализации государственной молодежной политики и государственной политики содействия занятости позволяет сделать вывод о том, что в России реализуется модель, близкая к европейской, ориентированная на широкое вовлечение молодежи в общественное производство и определении ведущей роли государства в системе субъектов государственной молодежной политики.
Государственная политика содействия занятости молодежи реализуется сегодня посредством целого комплекса услуг и мероприятий, которые отражают либеральную модель социальной политики, где каждый молодой человек самостоятельно совершает свой выбор, определяя будущую профессию. Государство делает акцент на профориентационные, информационные мероприятия, мероприятия по содействию занятости отдельных групп молодежи: несовершеннолетних, выпускников СПО и ВПО. К мероприятиям, которые применяются в настоящее время в системе государственной политики обеспечения занятости молодежи, относятся: содействие молодым гражданам в поиске подходящей работы; организация ярмарок вакансий; профессиональное самоопределение и профессиональное обучение молодежи; привлечение к общественным работам; поддержка предпринимательской инициативы молодых граждан; трудоустройство.
Государственная политика содействия занятости молодежи в субъектах РФ имеет отличные от федеральной механизмы и технологии. Кроме того, при реализации региональной политики содействия занятости молодежи органы государственной власти имеют возможность учитывать особенности региона и делать необходимые акценты в определении стратегических целей и приоритетов.
Основа экономики Красноярского края - промышленность, в структуре которой преобладают отрасли по добыче и переработке сырьевых ресурсов, лесодобыча и лесопереработка, предприятия топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Именно с этими отраслями связаны и инвестиционные проекты в крае. Реализация каждого такого проекта оказывает благотворное влияние на рынок труда, ведь каждый проект - это создание новых рабочих мест для специалистов самых разных профессий, в том числе высококвалифицированных кадров. Однако, анализ рейтинга наиболее востребованных специальностей на инвестиционные проекты свидетельствует о том, что краю в первую очередь нужны «рабочие руки» - каменщики, плотники, бетонщики, водители, машинисты, электрики и т. д. Высококвалифицированные инженеры составляют 15 - 20 % от заявленных вакансий.
Вообще, сегодня в Красноярском крае мы имеем ситуацию, когда рынок перенасыщен специалистами в области маркетинга, менеджмента, права, управления при значительном дефиците кадров по рабочим профессиям. Спрос на профессии среди молодежи структурно не соразмерен спросу рынка на труд. Этот дисбаланс характерен не только для г. Красноярска, но и для России в целом. По словам Дмитрия Ливанова, лишь 15 - 20% российских вузов готовят выпускников, востребованных на современном рынке труда. Возможно, поэтому выпускники вузов идут работать не по полученной специальности а, как правило, по существенно более низкой квалификации. Данные службы официальной статистики края об итогах выборочного мониторинга выпускников 2013 - 2015 годов, которые работали на момент опроса в 2016 году, свидетельствуют о том, что самый большой разрыв не работающих по специальности имеют специалисты экономики и управления, гуманитарных и социальных наук, специальности естественных наук, химическая технология и биотехнология образование и педагогика, физико-математические специальности. Специальности «экономика», «управление на предприятии», «менеджмент», «юриспруденция», «PR и реклама» считаются одними из самых престижных, при поступлении ни эти специальности традиционно самый высокий конкурс, и при ограниченном числе бюджетных мест, места на условиях договора также очень востребованы. При этом мы живем в демократическом обществе, где нельзя запретить человеку сделать выбор в пользу определенной профессии, несмотря на возможные дальнейшие сложности его трудоустройства. Поэтому налицо сегодня перенасыщение рынка определенными профессиями, преимущественно гуманитарными, для которых, фактически, нет достаточного количества предложений вакантных рабочих мест. Поэтому, несмотря на активную разъяснительную работу служб занятости, открытым остается вопрос: как это объяснить молодежи?
Основным методом реализации региональной политики содействия занятости молодежи является программно-целевой метод, целевыми показателями эффективности которого являются: уровень безработицы (по методологии Международной организации труда), уровень зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения на конец года) и уровень исполнения расходов краевого бюджета. Ключевым показателем является уровень безработицы. В Красноярском крае этот показатель за 2016 год не исполнен, т.к. согласно оценке МОТ он должен был равен 5,8 % году, фактически уровень общей безработицы по краю в среднем за 2016 год составил 6,1 % от численности экономически активного населения.
Однако для объективного оценивания эффективности мероприятий, проводимых службами занятости, этот показатель (уровень безработных и колебания этого показателя) не является исчерпывающим и достаточным. Количество неработающих граждан (в нашем анализе - выпускников) среди экономически активного населения напрямую зависит не от активности служб занятости, а от экономической ситуации в регионе, и определяется такими факторами как: структура и объемы производства, экономическая конъюнктура в регионе и перспективы создания новых рабочих мест. Региональные агентства труда и занятости населения не имеют прямого воздействия на эти факторы, количество вакансий определяется не службами занятости, а работодателями, и зависит, в основном, от экономической конъюнктуры региона, которая также зависит от внешних обстоятельств, прогнозирование ситуации на рынке труда достаточно условно и имеет тенденцию изменяться, следовательно, возникает проблема оценки эффективности мероприятий, проводимых службами занятости населения.
Итоги диссертационного исследования позволили обосновать значимость изучения существующей системы трудоустройства молодых граждан, поиска новых путей и механизмов совершенствования государственной молодежной политики. Несмотря на значительную исследованность вопросов профессиональной подготовки и занятости молодежи, степень остроты проблемы в современных условиях развития края по-прежнему велика и нуждается в комплексном научном анализе.
В связи с этим в диссертационной работе была поставлена цель обоснования новых методологических подходов к разработке механизма реализации государственной молодежной политики региона как эффективного инструмента поддержки молодежи на рынке труда. В частности, в настоящей работе были разработаны и предложены новые критерии для оценивания существующих мероприятий, направленные на снижение уровня безработицы среди молодежи, а также разработана методика оценки эффективности мероприятий, проводимых службами занятости населения.
Эти универсальные показатели: информированность, доступность и результативность, с одной стороны, основываются на реальных статистических данных, с другой, являются в достаточной степени абстрактными, чтобы служить критериями оценки очень разноплановых мероприятий по содействию трудоустройству молодежи. Критерии могут быть математически рассчитаны для каждого отдельного мероприятия на основе статистических данных служб занятости и использованы как коэффициенты для сравнительного анализа эффективности мероприятий, проводимых в целях трудоустройства молодежи.
Данная методика позволяет оценить и оптимизировать комплекс мер, принимаемых для содействия занятости молодежи Красноярского края а также позволяет просчитать затратность данных мероприятий и определить дальнейшую целесообразность их проведения.
Необходимо продолжать политику повышения качества образования с учетом потребностей рынка труда. Это направление деятельности может стать реальным механизмом реализации идеи широкого социального партнерства в системе государственной политики содействия занятости молодежи. В этом направлении государством сделаны первые шаги. Например, федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС) по направлениям бакалавриата и магистратуры требуют от образовательных учреждений формировать основные образовательные программы, ориентируясь на рынок труда (в первую очередь, региональный), на запросы и потребности работодателей, расширять участие работодателей в процессе создания образовательных программ, их реализации, оценки уровня освоения выпускниками профессиональных компетенций. Одно из актуальных направлений реформы современной системы образования в этом контексте - развитие направлений прикладного бакалавриата как системы, в которой работодатель и образовательное учреждение работают как тандем, как равно статусные участники образовательного процесса, которые в равной степени несут ответственность за результаты образовательной деятельности и дальнейшую профессиональную траекторию выпускника.
Существующая система информационного обеспечения государственной политики содействия занятости молодежи также нуждается в дальнейшем совершенствовании ее содержания, технологий информирования и получения обратной связи. Известно, что институты гражданского общества, коммерческие структуры гораздо более динамичны в плане использования новых технологий информирования и поддержки обратной связи с молодежью. Мы имеем в виду различные технологии сетевого взаимодействия. В этом плане, органы государственной власти и муниципальные структуры должны оперативно отслеживать имеющийся новейший опыт информационной работы и активно его использовать в своей деятельности.
Кроме того, необходима комплексная система анализа и оценки государственной политики содействия занятости молодежи. Особенности институциональной структуры государственной политики содействия занятости молодежи в настоящее время приводят к тому, что в России (на федеральном и региональном уровнях) пока не существует целостной системы сбора статистической и иной информации, отражающей состояние, тенденции и результаты реализации государственной политики содействия занятости молодежи, молодежного рынка труда.
Проведенное исследование позволяет высказать ряд практических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию системы региональной политики содействия занятости. Одним из таких предложений является адресность информирования выпускников, чьи специальности не пользуются спросом или просто на рынке труда нет вакансий по их специальностям, о возможности переобучения на родственные профессии. Эта мера представляется нам вполне оправданной, ведь она позволит восполнить существующий кадровый дефицит и увеличить количество трудоустроившихся.
Содействие занятости молодежи региона позволит существенно укрепить социально-экономический потенциал одного из наиболее перспективных регионов нашей страны - Красноярского края
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. МОСКВА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Муниципальная молодежная политика в сфере организации досуга детей и подростков на примере г. Челябинска
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Муниципальная молодежная политика в сфере организации досуга детей и подростков на
примере г.Челябинска
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ В 2000-Х ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - РЕАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Государственное регулирование занятости молодежи (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФРАСТРУКТУРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ НИ ТГУ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Проблемы реализации молодежной политики на муниципальном уровне
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Молодежь в муниципальной социальной политике на примере г. Томска
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



