ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
1.1 Требования ФГОС НОО к образовательным результатам младших школьников из группы познавательных универсальных учебных действий.. .8
1.2 Структура познавательных УУД и способы их формирования на уроках
русского языка в начальной школе через смысловую работу с текстом 17
1.3 Система требований к заданиям по русскому языку, способствующим развитию познавательных УУД с учётом возрастных особенностей
обучающихся второго класса 21
Вывод по первой
главе 27
2 Разработка и использование комплекса заданий по русскому языку для
развития познавательных универсальных учебных действий
2.1 Комплекс заданий по русскому языку для второго класса,
предусматривающих отработку действий смысловой работы с текстом 28
2.2 Результативность использования разработанного комплекта заданий с точки
зрения формирования познавательных УУД у обучающихся 34
2.3 Методические рекомендации по использованию комплекта заданий для формирования познавательных УУД на уроках русского языка во втором
классе 40
Вывод по второй
главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
Список использованных
источников 48
Современная система образования ставит перед собой задачу формирования универсальных учебных действий (УУД), которая обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Усвоение этих действий, в итоге ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, осваивать различные умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.
"Универсальные учебные действия" - это саморазвитие и
самосовершенствование через активное присвоение норм и правил, которые регламентирует общество [3, с.132].
Задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, становится наиболее актуальной, потому что результаты развития детей зачастую непредсказуемы и требуют постоянной корректировки.
Необходимость формирования познавательных универсальных учебных действий отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: «К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [28, с.8].
Актуальность: изменения, которые происходят в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [11, с.89].
В современном мире происходят постоянные перемены. С каждым годом нам приходится сталкиваться с большим объемом информации. Поэтому знания, которые были получены в школе, через некоторое время теряют свою актуальность и требуется их коррекция, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Данные действия достигаются через активное присвоение учащимися социального опыта. Знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [2, с. 36].
Личность развивается в системе образования прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), сформированность которых позволяет учащемуся успешно осваивать учебную программу. Учащиеся, которые овладевают универсальными учебными действиями, способны к саморазвитию и самосовершенствованию через активное присвоение нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться [1, с. 14].
Происходящие в современной социальной жизни изменения, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
На данный момент дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании
современного молодого поколения. Данные проблемы в своей книге
4
«Педагогика: пособие для вузов» описала Бордовская Н. В. Остановимся на некоторых из них:
- изменение видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа приводит к тому, что сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места. Формирование психологической готовности к школьному обучению не происходит.
- направленность взрослых на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Это приводит к тому, что ученик теряет интерес к обучению, приобретению знаний.
- резко выросла информированность детей.
- возникла проблема в том, что дети мало читают, либо не читают вообще, особенно классическую и художественную литературу [1, с. 67].
В настоящее время содержание образования сильно не поменялось, но реализация нового стандарта ставит перед учителями новые задачи, которые должны быть эффективно решены. В первую очередь каждый учитель должен думать о развитии личности ребенка, формировании универсальных учебных умений, а не только о предметных результатах [5, с. 29].
В начальной школе ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной деятельности, а также овладеть коммуникативными и информационными умениями, чтобы комфортно чувствовать себя в классе, школе, а также быть готовым к продолжению образования [19, с.21].
По мнению Бордовской Н. В. успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые дают возможность развивать познавательную деятельность ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место [1, с. 53].
Проблемой исследования является поиск ответа на вопрос о том, каковы практические способы формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса в процессе обучения русскому языку?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
апробировать систему заданий по русскому языку для второго класса, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка во втором классе.
Предмет исследования: система заданий как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка во втором классе.
Гипотеза исследования: Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса будет более результативным, если на уроках русского языка использовать систему заданий, предусматривающих отработку действий смысловой работы с текстом, разработанных в соответствии с возрастными особенностями обучающихся второго класса и требованиями ФГОС НОО.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать требования ФГОС НОО к образовательным результатам младших школьников из группы познавательных универсальных учебных действий;
2) Проанализировать структуру познавательных УУД и способы их формирования на уроках русского языка в начальной школе через смысловую работу с текстом;
3) Определить систему требований к заданиям по русскому языку, способствующих развитию познавательных УУД с учётом возрастных особенностей обучающихся второго класса;
4) Разработать комплекс заданий по русскому языку для второго класса, предусматривающих отработку действий смысловой работы с текстом;
5) Проверить результативность использования разработанного
комплекта заданий с точки зрения формирования познавательных УУД у обучающихся;
6) Разработать методические рекомендации по использованию комплекта заданий для формирования познавательных УУД на уроках русского языка во втором классе.
Методы исследования:
Теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования; обобщение эмпирического и теоретического материала;
Эмпирические: изучение результатов деятельности, наблюдение.
Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать, разработать и апробировать систему заданий по русскому языку для второго класса, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Для достижения данной цели мы проанализировали требования ФГОС НОО к образовательным результатам младших школьников из группы познавательных универсальных учебных действий. ФГОС НОО предъявляет к образовательным результатам следующие требования:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
43
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета [28, с.7].
Далее мы проанализировали структуру познавательных УУД и способы их формирования на уроках русского языка в начальной школе через смысловую работу с текстом и определили, что познавательные УУД формируются через систему заданий, результат выполнения которых нельзя найти в готовом виде. Учащиеся начальной школы в процессе обучения осваивают различные умения, которые представлены познавательными универсальными учебными действиями. Это сравнение, классификация, выделение признаков предметов, анализ, обобщение и подобные умения. Формирование познавательных универсальных учебных действий может осуществляться через смысловую работу с текстом. Это один из способов формирования данных действий.
Смысловое чтение является важнейшим метапредметным универсальным учебным действием, поэтому смысловая работа с текстом не будет эффективной без овладения таким действием. Это отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального и основного общего образования, который включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» [28, с. 8].
Существует система требований к заданиям по русскому языку, способствующих развитию познавательных УУД с учётом возрастных особенностей обучающихся второго класса. Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
- состояние здоровья детей;
- успеваемость по основным предметам;
- уровень развития речи;
- степень владения русским языком;
- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
- стремление принимать и решать учебную задачу;
- навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
Также критериями оценки сформированности УУД у учащихся в требованиях ФГОС обозначены:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
- универсальные учебные действия представляют собой целостную
систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития. В образовательном процессе учитель должен выполнять следующие важные требования: создание доброжелательной атмосферы, искренности,
индивидуальный подход к каждому ученику, готовность к учебному общению;
- следующей задачей мы планировали разработать комплекс заданий по русскому языку для второго класса, предусматривающих отработку действий смысловой работы с текстом. Данная задача была успешно реализована, комплекс заданий по русскому языку был составлен с учетом возрастных особенностей учащихся второго класса.
Результативность использования разработанного комплекта заданий с точки зрения формирования познавательных УУД у обучающихся была проверена с помощью заданий, при систематической работе у учащиеся улучшались результаты выполнения работ. Процент выполнения первой работы таков: отметка «4» - 33% учащихся класса, отметка «3» - 46% и отметка «2» - 21%, процент выполнения итоговой работы - отметка «5» - 21% учащихся, отметка «4» - 38% и отметка «3» - 41%.
Также нами были разработаны методические рекомендации по использованию комплекта заданий для формирования познавательных УУД на уроках русского языка во втором классе. Данные рекомендации помогут учителю правильно организовать работу по формированию познавательных УУД у учащихся 2 класса.
В ходе практики было проведено с учащимися 2 класса 10 работ из комплекса заданий, по 2 работы в неделю. Постепенно результаты улучшались, учащиеся проявляли познавательный интерес, стремились понять текст и верно выполнить задания к нему.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса будет более результативным, если на уроках русского языка использовать систему заданий, предусматривающих отработку действий смысловой работы с текстом, разработанных в соответствии с возрастными особенностями обучающихся второго класса и требованиями ФГОС НОО.
1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская,
A. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - с. 67
2. Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н.
B. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2010.- с.35-36.
3. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 338 с.
4. Галеева, Н.Л., Викулина, Т.А., Винокурова, Н.К. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка. Методическое пособие по реализации требований ФГОС к образовательным результатам. - М.: 5 за знания, 2-ое изд., дополненное. - 2016. - 184 с.
5. Даутова, О.Б. Изменение учебно - познавательной деятельности
школьника в современном образовании / О.Б. Даутова. -[Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.famous-scientists.ru/list/10060 (дата обращения:
1.06.2014).).
6. Зиганшина С. В. Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования информационной грамотности учащихся http://ru.znatock.com/docs/index-85246.html
7. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности./ С.Д. Каракозов// Педагогическая информатика, 2007. -№ 2.- с. 53-68.
8. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 10.
9. Колмогорова, Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников/ Л.С. Колмогорова. - М.: Барнаул, БГПУ, 2006.-120с.
10. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 5-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия, 2008. - 462 с.
11. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
12. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
13. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009. - 194 с.
14. Петронюк, И.С. Психолого-педагогические подходы к проблеме учебного познания / И.С. Петронюк // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2 (39). - С. 40-42.
15. Петухова, Т.П. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности/ Т.П. Петухова, И.Н. Ващук .-М.: Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007. - 192с.
16. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.
С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2011. - 194 с.
17. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа. / сост. Е. С. Савинов.— М.: Просвещение, 2012. — 223 с.
18. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа 2 класс. Учебно - методический комплект «Планета знаний»: примерная основная образовательная программа: [сборник]. М.:АСТ: Астрель,2011 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
19. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 284 с.
20. Прохорова С.Ю. Как измерить сформированность информационной компетентности в начальной школе? С.Ю. Прохорова // Начальная школа. Плюс до и после. - 2010. - №5. - с. 1-5.
21. Рулько, А. Ф. Работа с текстом на уроках русского языка и литературного чтения/ Рулько А.Ф. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/rabota-s-tekstom-na-urokah- russkogo-vazvka-i-literatumogo-chteniva-923770.
22. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. М. С. Соловейчик. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
23. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах: сб. методических задач. Ч. 1. Методика развития речи младших школьников / М. С. Соловейчик. - М.: Линка - Пресс, 2010. - 80 с.
24. Стандарты второго поколения: Как проектировать универсальные
учебные действия в начальной школе [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - С. 24-31.
25. Тихомирова, Е. М. Занимательный материал по русскому языку / Е. М. Тихомирова // Начальная школа. - 2010. - № 7. - С. 29.
26. Узорова, О.В., Нефедова Е.А., Новый дневник юного читателя с полным списком обязательной литературы: учеб. пособие учителей начальной школы / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.- Издательство: АСТ.-2013- с.95
27. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 208 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 2357).
29. Шамсутдинова, З. Ф. Развитие УУД на уроках русского языка в начальной школе/ Шамсутдинова З. Ф. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http: //ped-kopilka.ru/blogs/ramil-farukovich-shamsutdinov/razvitie-universalnyh- uchebnyh-deistvii-na-urokah-ruskogo-iazyka-v-nachalnoi-shkole.html
30. Хиленко, Т. П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников./ Т. П. Хиленко// Начальная школа, 2013.- №3, - с. 87.
31. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г, А Цукерман. - М.: Московский центр качества образования, 2010. - 156 с.