ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические и методические основы анализа и планирования оборота розничной торговли 4
1.1 Оборот розничной торговли: сущность, состав, классификация и показатели, характеризующие его
состояние 4
1.2 Методика анализа оборота розничной торговли 8
- оперативно решить текущие проблемы; 9
Кк 14
1.3 Методика планирования оборота розничной торговли и резервы его роста 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложения
Розничная торговля - одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. За период рыночных преобразований в России она претерпела коренные изменения.
На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.
Темпы роста оборота розничной торговли, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия и другие показатели. Поэтому анализ данного показателя имеет большое значение. Именно этим объясняется актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Цель выпускной квалификационной работы- экономическое обоснование резервов роста оборота розничной торговли на основе его анализа
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ формирования оборота розничной торговли;
- изучение методик анализа и планирования оборота розничной торговли;
- характеристика организационно-экономической деятельности торгового предприятия;
- анализ оборота розничной торговли по общему объему и ассортименту;
- оценка состояния и эффективности использования товарных запасов;
- планирование объема оборота розничной торговли на предстоящий год;
- экономическое обоснование путей повышения оборота розничной торговли торгового предприятия.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам: Ю.Л. Александрова, Н.Н. Терещенко, А.Н. Соломатина, А.М. Смирновой, А.И. Гребнева и др.; законодательство Российской Федерации и ее структур; нормативные документы; учебники и учебные пособия; данные Г оскомстата РФ по Красноярскому краю; результаты собственных исследований.
Методической основой написания работы является использование в процессе проводимых исследовании совокупности различных методов анализа: группировки и сравнения, расчета относительных и средних величин, факторного анализа, а также методов планирования: метода выравнивания динамического ряда по скользящей средней, входящих в экономико-статистические методы, экономико-математического метода; метода получения целевой прибыли. Применение каждого из данных методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы использовались материалы официальной бухгалтерской отчётности торгового предприятия.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является оборот розничной торговли. Объектом исследования в работе служит конкретное предприятие торговли - ИП Викторов А.С..
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Полное официальное наименование организации - индивидуальный предприниматель «Викторов Александр Сергеевич» (ИП «Викторов А.С.»).
Торговая организация является небольшим продуктовым павильоном по адресу: г. Красноярск, улица Дачная 37/1.
Основной вид деятельности, согласно ОКВЭД: Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
Проведенный анализ в свою очередь позволяет сделать ряд выводов:
- результаты проведенного анализа свидетельствуют о снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности «ИП «Викторов А.С.», в 2016 году, что выражается в снижении прибыли, полученной предприятием по сравнению с 2015 годом;
- прирост оборота розничной торговли по сравнению с базисным годом наблюдался в течение всего анализируемого периода. В 2016 году по сравнению с базисным 2012 годом увеличение оборота розничной торговли составило
1322,1 тыс. руб.;
- в целом прирост оборота розничной торговли происходил неравномерно, об этом свидетельствует коэффициент равномерности - 90,28%;
- коэффициент ритмичности развития оборота розничной торговли по кварталам в отчетном году составил 100%, то есть развитие оборота розничной торговли по кварталам анализируемого периода проходило ритмично. Это положительно характеризует деятельность предприятия в целом;
- рассчитанные индексы сезонности показывают, что сезонное снижение продаж приходится на первый и четвертый квартал. Полученные показатели целесообразно использовать для внутриквартального планирования годового оборота торговли;
- в анализируемом периоде время товарного обращения замедлилось с
10,6 до 30,9 дня. Это отрицательный момент в работе предприятия, способствующий вовлечению средств в оборот.
-так как деятельность анализируемой фирмы характеризуется отклонением по времени обращения со знаком «+», а именно +20,2 дня, и отклонением по скорости обращения со знаком «-«, то это свидетельствует о снижении эффективности использования товарных запасов
Анализ влияния факторов на изменение объема оборота розничной торговли ИП «Викторов А.С.» показал:
- рост оборота розничной торговли в отчетном периоде был достигнут преимущественно за счет увеличения физического объема оборота розничной торговли, что положительно характеризует деятельность предприятия;
- основное влияние на объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах оказало увеличение производительности труда как в целом по фирме, так и работников торговое - оперативного персонала
- рост поступления товаров способствовал увеличению оборота розничной торговли на 1543 тыс. руб.
- изменение средней стоимости оборотных средств привело к повышению оборота розничной торговли на 10781,55тыс. руб., а замедление оборачиваемости привело к снижению оборота розничной торговли на 8451,55 тыс. руб. Это свидетельствует об экстенсивном направлении развития предприятия;
- изменение среднегодовой стоимости основных фондов привело к росту оборота розничной торговли на 2796,42 тыс. руб., а изменение фондоотдачи к недополучению оборота розничной торговли на 466,42 тыс. руб. Это свидетельствует об экстенсивном использовании основных фондов
На основе проведенного анализа рассчитаем оборот розничной продажи на следующий период, используя следующие методы:
-метод среднегодовых темпов роста;
-планирование по скользящей средней;
-экономико-математический метод;
- метод получения целевой прибыли;
- экспертный метод
Планирование оборота розничной торговли вышеперечисленными методами показало, что минимальный объем оборота розничной торговли на планируемый год был рассчитан с помощью метода получения целевой прибыли (18849,4 тыс. руб.), поэтому выполнение данного плана оборота розничной торговли не будет способствовать развитию предприятия. В связи с этим оптимальным является значение объема оборота розничной торговли, спланированное методом на основе среднегодовых темпов роста, так как этот метод учитывает динамику оборота за ряд прошлых лет и предполагаемые изменения в будущем году, а именно рост цен, также это значение является наиболее реальным в плане достижения его значения в будущем периоде.
По результатам планирования оборота розничной торговли на следующий период можно сказать, что наибольший объем продаж придется на 3 квартал - 7786,94 тыс. руб., наименьший на 1 квартал - 3409,04 тыс. руб.
Наибольший удельный вес в структуре оборота розничной торговли ИП Викторов А.С. в планируемом периоде займет товарная группа «молочные продукты и яйца» - 18,1% или 3968,1 тыс. руб. Наименьший удельный вес займет товарная группа «безалкогольные напитки» - 7,46% или 1635,5 тыс. руб.
Для дальнейшего роста оборота розничной торговли руководству фирмы можно было бы предложить:
1) расширение ассортимента непродовольственных товаров за счет введения в ассортимент строительных товаров и т.д.
2) провести рекламную кампанию, направленную на конечного потребителя строительных товаров. В связи с особенностью размещения торгового предприятия в дачном массиве эффективнее размещать наружную рекламу. Стоимость размещения рекламного баннера составляет 9825 руб., для эффективности необходимо размещать рекламу как минимум в двух местах.
3) поиск новых поставщиков, при этом предпочтение должно отдаваться крупным компаниям, способным осуществлять ритмичные поставки
4) изменение размера торговой надбавки раз в квартал по отдельным товарным группам в зависимости от ситуации на рынке и объеме спроса - сниже
ние размера торговых надбавок при падении спроса и увеличении торговых надбавок при увеличении количества покупок
предложенные рекомендации приведут к росту оборота розничной торговли на 3,46% по сравнению с отчетным годом.
Валовая прибыль увеличится соответственно на 3,33%. Так как произойдет снижение уровня издержек обращения ИП «Викторов А.С.» с учетом рекомендаций на 0,29%, то прибыль от продаж возрастет на 125,39 тыс. руб. по сравнению с плановым годом и составит 2048,1 тыс. руб. Рентабельность продаж вырастет на 0,26% по сравнению с плановым годом.
Конституция Российской Федерации» [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691- 32 с. Режим доступа: http: //www. consultant. ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 30.11.2011. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. 4.1 [Электронный ре
сурс]: федер. закон N 146-ФЗ от 31.07.1998 ред. от 28.12.2016// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации. В 6ч. 4.3 [Электронный ресурс]: федер. закон N 197-ФЗ от 30.12.2001 ред. от 03.07.2016 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(М) «Основные сведения о деятельности организации» [Электронный ресурс]: приказ Федеральной службы гос. статистики Российской Федерации от 26 октября 2015 г. №498// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http: //www.consultant.ru..
6. Анализ и планирование товарооборота и товарных запасов розничного торгового предприятия: практикум / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т; сост. Н. Н. Терещенко, О. Н. Емельянова. - Красноярск, 2006. - 115 с.
7. Арзуманова, Т. И. Экономика организации: учебник для бакалавров / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. - М.: Дашков и К, 2015. - 240 с.
8. Арзуманова, Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: учебник / Т.И.Арзуманова, М.Ш. Мочабели. -2-е изд.,перераб. и доп. - М: Дашков и К, 2009- 276 с.
9. Берг, Т.И. Планирование основных показателей деятельности предприятия розничной торговли: учеб. пособие/ Т.И.Берг; Краснояр.гос.торг.- экон.ин-т.-Красноярск: КГТЭИ,2007.-138с.
10. Бондарь, Н.Н. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / Н.Н. Бондарь. - Кемерово : МАУП, 2012. - 432 с.
11. Васильева, Н.А. Экономика торгового предприятия / Н.А. Васильева, Н.Г. Миронов. - Москва : Высшее образование, 2011. - 191 с.
12.Збруев, А.А. Экономика торгового предприятия / А.А. Збруев. - Москва : Дело, 2013. - 342 с.
13. Иванов, Г.Г. Управление торговой организацией: учебник / Г.Г. Иванов, И.С. Лебедева, Т.В. Панкина. - Москва: Инфра-М, 2013. - 368 с.
14. Иванов, Г.Г. Экономика торгового предприятия: учебник / Г.Г. Иванов. - Москва: Академия, 2010 - 320 с.
15. Лысенко, Ю.В. Экономика предприятия торговли и общественного питания: учеб. пособие / Ю.В. Лысенко, М.В. Лысенко - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 416 с.
16. Раицкий, К.А. Экономика организации (предприятия): учебник / К.А. Ра- ицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и Ко, 2013. - 1012 с.
17. Смирнова, А.М. Оборот розничной торговли и товарные ресурсы торгового предприятия: сущность, методика анализа и оценка эффективности использования: конспект лекций/А.М. Смирнова; Краснояр. гос. торг.- экон. ин-т. - Красноярск, 2007. - 44с.
18.Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: учеб.пособие для вузов /В.А.Чернов, под ред. Проф. М.И.Баканова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 686 с.
19. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник / под ред. А. Н. Соломатина. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 560 с.
20.Экономика отрасли: торговля и общественное питания: учеб. пособие/ Е.А. Карпенко [ и др.] - Москва: Альфа-М, 2008. - 224с.
21.Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. О.И. Волкова, О.В.
Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 608 с.
22.Экономика предприятия (в сфере товарного обращения): учебник / Л.И.
Ерохина [и др.]. Москва : КНОРУС, 2012. - 298 с.
23.Экономика предприятия торговли и общественного питания: учеб. пособие / под ред. Т. И. Николаевой, Н. Р. Егоровой. - 3-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2008.-400с.