Введение
1 Система государственного регулирования и поддержки малых и средних
форм предпринимательства 9
1.1 Содержание государственного управления развитием малого и среднего
бизнеса: формы и методы государственной поддержки и политики развития малых форм хозяйствования 9
1.2 Теоретические и методические подходы к оценке эффективности
государственного регулирования, программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства 17
1.3 Исследование зарубежного опыта реализации государственной политики
развития малого предпринимательства 22
2 Исследование механизма государственного регулирования малого и среднего
предпринимательства 33
2.1 Основные показатели и динамика развития малого и среднего
предпринимательства в России и Красноярском крае 33
2.2 Исследование эффективности системы государственной поддержки малых
форм хозяйствования в России 46
2.3 Методические подходы к оценке эффективности мер государственного
регулирования малого предпринимательства 63
3 Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки
малого и среднего предпринимательства 68
3.1 Разработка и обоснование критериев и факторов эффективности при
построении системы государственного регулирования бизнеса 68
3.2 Практика оценки эффективности российских программ поддержки и
развития малого предпринимательства, корректировка мероприятий по результатам оценки 73
3.3 Разработка направлений совершенствования механизма государственного регулирования и политики развития малого и среднего предпринимательства 97
Заключение 106
Список использованных источников 112
Роль малого предпринимательства в развитии экономики того или иного государства сложно недооценить. Весомая часть доходов государственного бюджета складывается именно за счет существования института МСП. Поскольку государство заинтересовано в увеличении этих доходов, в улучшении качества жизни, в развитии технологий, новых производств и т.д., чему во многом способствует рост малого и среднего предпринимательства, то его задачей является оказание помощи и содействие развитию малого и среднего бизнеса (МСБ).
В большинстве развитых стран малые предприятия являются неотъемлемой частью экономики. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. Сектор малого и среднего бизнеса участвует в создании значительной доли ВВП (более 50 %) и обеспечивает рабочими местами большую часть населения (50 - 70 %) экономически активного населения).
Главными факторами роста количества малых и средних предприятий в развивающихся странах являются активная государственная поддержка, формирование действенной инфраструктуры и сокращение административных барьеров, мешающих развитию предприятий МСБ. Сегодня государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности не всегда осуществляется на тщательной и систематической основе. Для того чтобы придать импульс в направлении устойчивого роста, предпринимательство должно подвергаться разумному и рациональному воздействию государства, не только его регулированию, но и формированию условий для развития.
Необходимо отметить, что путем поддержки малого предпринимательства государство решает ключевые проблемы повышения качества жизни населения и увеличения граждан, которых можно отнести к среднему классу, а также обеспечивает пополнение бюджета в первую очередь на уровне муниципальных образований, где крупный бизнес, как правило, не зарегистрирован. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить уровень социальной ответственности предприятий, экономической инициативы и осведомленности граждан в силу того, что он в максимальной степени ориентирован на нужды общества и локального рынка базирования. Конкуренция, являющаяся основным условием развития малого бизнеса в рыночной экономике, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, побуждает предпринимателей, в том числе представителей крупного бизнеса, повышать качество продукции и внедрять инновации.
Таким образом, эффективное регулирование и содействие развитию малого бизнеса, является одним из ключевых государственных приоритетов на современном этапе развития экономики.
Степень разработанности проблемы. Теоретической основой исследования явились: литература нормативно-правовая и учебная, а также материалы периодической печати и статистическая отчетность. Ценным источником послужили работы: А. А. Обатурова, А. В. Немец, В. В. Алещенко В. В., Карповой В.К. Бабаева, А.Г. Братко, В.Н. Кудрявцева, и другие. Проблема регулирования малого предпринимательства рассматривалась такими учеными как: Г.Б. Поляк, В.Я. Горфинкель, Н.М. Коршунов, Буянкина А.Н. и другими.
Китрар Л. А., Остапковича Г. В., Буева В.В., Мигина С.В., Смирнова Н.В., Шамрай А.А., Шестоперова А.М.
Зарубежный опыт реализации государственной политики развития малого предпринимательства подробно освящен в работах Блудова А.М., Бирюкова А. Р., Обатурова А. А.
Проблемой является недостаточная эффективность реализуемых мер в текущих экономических условиях и отсутствие системного результата - диверсифицированной экономики, ключевым элементом которой является малый и средний бизнес.
В частности, на федеральном уровне сформирована многоканальная система финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Только за 2013 - 2014 гг на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из средств федерального бюджета было выделено более 135 млрд рублей.
Однако, несмотря на значительные объемы финансовых вложений, создание федеральных институтов развития и инфраструктуры поддержки бизнеса на местах, существенного прорыва и значительного роста масштабности компаний в этом секторе, которые способны были бы создавать существенный вклад в экономику государства, пока не происходит.
Вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве развитых стран. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП находится на уровне 20 - 21 %, в структуре занятости населения - около 25 %. На малые и средние компании приходится только 5 - 6 % от общего объема основных средств и около 6 % от общего объема инвестиций в основной капитал.
ниши и точки экономического роста. Малое и среднее предпринимательство должно стать основой экономики посткризисного периода.
Результаты анализа деятельности институтов развития федерального уровня показывают отсутствие скоординированной политики их продвижения и в целом недостаточную эффективность работы.
Целью исследования является разработка направлений совершенствования государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства на основании системы критериев и факторов эффективности государственной политики развития бизнеса.
Задачи:
— исследовать систему государственного регулирования и поддержки малых и средних форм предпринимательства в России;
— рассмотреть субъекты малого и среднего бизнеса в качестве объектов государственного регулировании;
— провести анализ форм и методов государственной поддержки и политики развития малых форм хозяйствования;
— систематизировать теоретические и методические подходы к оценке эффективности государственного регулирования, программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства: провести обзор отечественного и зарубежного опыта исследований;
— провести исследование зарубежного опыта реализации государственной политики развития малого предпринимательства, выявить возможности и направления использования эффективных практик в России;
— исследовать механизм государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в России (Красноярском крае);
— провести анализ состояния и особенностей развития малого и среднего предпринимательства в России (Красноярском крае);
— оценить и проанализировать эффективность системы государственного регулирования и поддержки малых форм хозяйствования в России;
— обосновать необходимость перехода от мер государственной поддержки к мерам по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса в России;
— разработать методические рекомендации по оценке эффективности мер государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, выявить и обосновать критерии и факторы эффективности при построении системы государственного регулирования бизнеса;
— апробировать предложенную методику оценки эффективности российских программ поддержки и развития малого предпринимательства, провести корректировку мероприятий по результатам оценки;
— сформулировать направления совершенствования механизма государственного регулирования и политики развития малого и среднего предпринимательства.
Объектом исследования выступает система государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования является механизм реализации государственной политики поддержки и стимулирования развития малых форм хозяйствования.
Новизна исследования заключается в следующем:
— выявлены недостатки существующей системы государственного регулирования деятельности субъектов малых форм хозяйствования и предложены эффективные методы и инструменты государственной политики развития малого и среднего бизнеса в современных условиях;
— на основании сравнительного анализа систем государственного регулирования малого и среднего бизнеса России и других стран разработаны и научно обоснованы рекомендации по использованию зарубежного опыта эффективной политики развития субъектов малого и среднего бизнеса;
— разработаны и обоснованы критерии и факторы эффективности при построении системы государственного регулирования бизнеса с учетом обоснования необходимости перехода к новым формам и методам регулирования;
— предложена методика оценки эффективности мер государственного регулирования малого и среднего предпринимательства;
— разработаны рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные на его основе результаты и выводы могут быть использованы как органами государственной власти, так и региональными структурами управления при формировании и реализации государственной политики по поддержке и развитию малых и средних предприятий в приоритетных секторах экономики, а также при разработке конкретных программ по поддержке и стимулированию развития малых и средних предприятий, формированию инфраструктуры поддержки.
В большинстве развитых стран малые предприятия являются неотъемлемой частью экономики. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.
Вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве развитых стран. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП находится на уровне 20 - 21 %, в структуре занятости населения - около 25 %. На малые и средние компании приходится только 5 - 6 % от общего объема основных средств и около 6 % от общего объема инвестиций в основной капитал.
Несмотря на значительные объемы финансовых вложений, создание федеральных институтов развития и инфраструктуры поддержки бизнеса на местах, существенного прорыва и значительного роста масштабности компаний в этом секторе, которые способны были бы создавать существенный вклад в экономику государства, пока не происходит.
В работе была исследована проблема недостаточной эффективности реализуемых мер в текущих экономических условиях и отсутствие системного результата - диверсифицированной экономики, ключевым элементом которой является малый и средний бизнес.
Целью исследования явилась разработка направлений совершенствования государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства, заключающаяся в обосновании необходимости перехода от точечных мер поддержки субъектов МСБ к политике развития данного сегмента экономики.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
— исследовать систему государственного регулирования и поддержки малых и средних форм предпринимательства в России;
— рассмотреть субъекты малого и среднего бизнеса в качестве объектов государственного регулировании;
— провести анализ форм и методов государственной поддержки и политики развития малых форм хозяйствования;
— систематизировать теоретические и методические подходы к оценке эффективности государственного регулирования, программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства: провести обзор отечественного и зарубежного опыта исследований;
— провести исследование зарубежного опыта реализации государственной политики развития малого предпринимательства, выявить возможности и направления использования эффективных практик в России;
— исследовать механизм государственного регулирования малого и среднего предпринимательства в России (Красноярском крае);
— провести анализ состояния и особенностей развития малого и среднего предпринимательства в России (Красноярском крае);
— оценить и проанализировать эффективность системы государственного регулирования и поддержки малых форм хозяйствования в России;
— обосновать необходимость перехода от мер государственной поддержки к мерам по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса в России;
— разработать методические рекомендации по оценке эффективности мер государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, выявить и обосновать критерии и факторы эффективности при построении системы государственного регулирования бизнеса;
— апробировать предложенную методику оценки эффективности российских программ поддержки и развития малого предпринимательства, провести корректировку мероприятий по результатам оценки;
- сформулировать направления совершенствования механизма государственного регулирования и политики развития малого и среднего предпринимательства.
Главными факторами роста количества малых и средних предприятий в развивающихся странах являются активная государственная поддержка, формирование действенной инфраструктуры и сокращение административных барьеров, мешающих развитию предприятий МСБ. Сегодня государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности не всегда осуществляется на тщательной и систематической основе. Для того чтобы придать импульс в направлении устойчивого роста, предпринимательство должно подвергаться разумному и рациональному воздействию государства, не только его регулированию, но и формированию условий для развития.
В работе предложена комплексная методика оценки эффективности государственной политики развития малого и среднего предпринимательства, заключающаяся в использовании двухуровневой системы показателей:
1. Показатели качества деловой среды.
2. Показатели выполнения задач малого и среднего бизнеса на уровне государства.
Качественный уровень государственной политики развития малого предпринимательства напрямую зависит от степени охвата всех составляющих предпринимательской среды. К показателям, характеризующим состояние деловой среды, отнесены:
- показатель затрат на преодоление административных барьеров;
- показатели доступности кредитных ресурсов (по стоимости ресурсов и их объему);
- показатель количества проверок со стороны контрольно-надзорных органов;
- показатель уровня материальной ответственности субъектов МСП;
- индекс предпринимательского настроения;
- показатель уровня потенциального спроса;
- показатель уровня фискальной нагрузки на субъекты.
Для эффективной работы в направлении содействия развитию малого и среднего бизнеса органы государственной власти должны не только своевременно осуществлять мониторинг и работать над улучшением качества деловой среды, но и контролировать достижение основных целей и задач, стоящих перед малым и средним бизнесом на уровне государства. Основными макроэкономическими задачами МСБ являются:
1. Развитие конкуренции как фактора, способствующего снижению уровня цен.
2. Решение социальных вопросов, повышение уровня занятости населения.
3. Обеспечение доходной составляющей бюджета на уровне муниципалитетов, где крупный бизнес, как правило, не зарегистрирован.
4. Повышение гибкости экономики государства и сокращение скорости реакции на колебания рынка, что достигается путем увеличения доли участия малых и средних компаний в структуре внутрироссийского рынка товаров и услуг. Важность последнего фактора особенно повышается в условиях кризисной и посткризисной экономики.
Оценка эффективности функционирования сектора малого и среднего предпринимательства, с точки зрения выполнения макроэкономических задач, произведена на основании следующих показателей:
- показатели эффективности расходования бюджетных средств.
- показатели социальной эффективности.
- показатели развития сегмента малого и среднего предпринимательства и концентрации рынка.
Новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены недостатки существующей системы государственного регулирования деятельности субъектов малых форм хозяйствования и предложены эффективные методы и инструменты государственной политики развития малого и среднего бизнеса в современных условиях;
— на основании сравнительного анализа систем государственного регулирования малого и среднего бизнеса России и других стран разработаны и научно обоснованы рекомендации по использованию зарубежного опыта эффективной политики развития субъектов малого и среднего бизнеса;
— разработаны и обоснованы критерии и факторы эффективности при построении системы государственного регулирования бизнеса с учетом обоснования необходимости перехода к новым формам и методам регулирования;
— предложена методика оценки эффективности мер государственного регулирования малого и среднего предпринимательства;
— разработаны рекомендации по совершенствованию механизма государственной поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные на его основе результаты и выводы могут быть использованы как органами государственной власти, так и региональными структурами управления при формировании и реализации государственной политики по поддержке и развитию малых и средних предприятий в приоритетных секторах экономики, а также при разработке конкретных программ по поддержке и стимулированию развития малых и средних предприятий, формированию инфраструктуры поддержки.
Необходимо отметить, что путем поддержки малого предпринимательства государство решает ключевые проблемы повышения качества жизни населения и увеличения граждан, которых можно отнести к среднему классу, а также обеспечивает пополнение бюджета в первую очередь на уровне муниципальных образований, где крупный бизнес, как правило, не зарегистрирован. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить уровень социальной ответственности предприятий, экономической инициативы и осведомленности граждан в силу того, что он в максимальной степени ориентирован на нужды общества и локального рынка базирования. Конкуренция, являющаяся основным условием развития малого бизнеса в
Таким образом, эффективное регулирование и содействие развитию малого бизнеса, является одним из ключевых государственных приоритетов на современном этапе развития экономики.
1. Кумпилова А. Р. Государственное регулирование малого бизнеса / А. Р. Кумпилова // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - №1. - С. 23-29.
2. Кушибоков А. А. Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства / А. А. Кушибоков // Актуальные вопросы экономических наук. - 2012. - №26. - С. 116-121.
3. Домбаева А. Р. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства / А. Р. Домбаева // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - Том 6. - № 4. - Часть 2.
4. Алещенко, В. В. Карпова В. В. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: коллективная монография / под общ. ред. В.В. Алещенко, В.В. Карпова. - Омск: ИЦ «Омский научный вестник». - 2015. - 188 с.
5. Интегральные показатели развития малого предпринимательства / Буев В.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А., Шестоперов А.М. Доклад. Москва. - 2007 - 34 с.
6. Попов С.А. Комплексный анализ оценки эффективности управления программами поддержки малого предпринимательства /С. А. Попов // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10. - С. 249-252.
7. Балекин Е. В. Об управлении развитием малого препринимательства в городе федерального значения Москве / Е. В. Балекин // Экономика и право. - 2009. - N 1. - С. 58-66
8. Курганов А.Д. Состояние и перспективы развития поддержки малого предпринимательства в городе Москве / А. Д. Курганов // Российское предпринимательство. — 2007. — № 12. — с. 99-101.
9. Гамидуллаев Р . Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства / Р. Б. Гамидуллаев // Известия ПгПу им. в. г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 295-301.
10. Немец А. В. Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства в системе государственного регулирующего воздействия: автореф. дис. ... канд. экономических наук: 08.00.05 / Немец Анна Викторовна. - Новосибирск, 2009. - 23 с.
11. Обатуров А. А. Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт- Петербурге.: дис. ... канд.экон.наук :08.00.05 / Обатуров Артем Анатольевич. - Санкт-Петербург, 2015 - 148 с.
12. Блудов А. М. Зарубежный опыт регулирования предпринимательской деятельности: вопросы адаптации / А. М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы - 2011 - №3-4- С.12-14.
13. Блудов А. М. Развитие механизмов государственной поддержки малого бизнеса на основе использования европейского опыта / А. М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы - 2011 - №7- С. 46.
14. Государственная политика и предпринимательство в США. // Экономика и упр. в зарубеж. странах. - 2011. - № 9. - С. 86.
15. Бирюков А. Развитие малого и среднего бизнеса - локомотив экономики (опыт Тайваня). / А. Бирюков // Вопросы экономики. - 2011. - № 3 - С.34.
16. Остапкович Г. В., Китрар Л. А., Лола И. С. Деловые тенденции малого бизнеса в России / Г. В. Остапкович, Л. А., Китрар, И. С. Лола // Вопросы статистики - 2015 - №6 - С. 53-65.
17. Кулик Н.А. Государственная поддержка малого бизнеса в России / Н.А. Кулик // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2010. - № 11. - С. 28-36.
18. Китрар Л.А., Остапкович Г.В. Особенности и направления использования индикаторного подхода в циклическом мониторинге экономической динамики / 18. Л. А. Китрар, Г. В. Остапкович // Вопросы статистики. - 2013. - № 8. - C. 42-50
19. Китрар Л.А., Остапкович Г.В. Декомпозиция и совместный анализ циклов роста в динамике индикатора экономического настроения и индекса физического объема валового внутреннего продукта / Л. А. Китрар, Г. В. Остапкович // Вопросы статистики. - 2014. - № 9. - C. 41-46.
20. Лола И. С. Измерение деловой коньюнкутры малых предприятий посредством композиттных индиакторов / И. С. Лола // Вопросы статистики. - 2015. - №10. - С. 26-38.
21. Блудов А. М. Направления развития государственной политики регулирования предпринимательской деятельности в современных экономических условиях / А. М. Блудов // Социально-экономические явления и процессы - 2010. - №3. - С.55-59.
22. Сыскетов И. Д. Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса /И. Д. Сыскетов // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 210-213.
23. Истомина Л.А., Германович Г.В., Пятинкин С.Ф. и др. Малое предпринимательство: как снизить административные барьеры? // Зарубежный опыт. Мн. — 2003. — С. 8.
24. Дербенева Е. Н. Особенности и проблемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса в России / Е. Н. Дербенева // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2017 - №1 - С.107-114.
25. Рубцова О. Л. Монополии как фактор, сдерживающий развитие малого бизнеса в российской экономике (на примере г. Санкт-Петербурга)/ О. Л. Рубцова // Российское предпринимательство, - 2014. - №4. - С.23-31.
26. Тореев В. Б. Влияние малого бизнеса на развитие регионов России /В.Б. Тореев // Вопросы статистики, - 2014. - №30. - С.31-34.
27. Тореев В.Б. Движущая сила малого бизнеса / В. Б. Тореев // Экономическая наука современной России - 2010. - № 1. - С.12-15.
28. Лола И. С. Международный опыт статистического измерения делового климата малого бизнеса / И. С. Лола // Вопросы статистики. - 2015. - №2. - С. 71-80.
29. Шаршова Т. В. Обследование занятости населения в секторе индивидуальных предпринимателей по муниципальным образованиям / Т. В. Шаршова // Вопросы статистики. - 2015. - № 6. - С. 66-74.
30. Оганян О. О. О государственной поддержке малого бизнеса в России / О. О. Оганян // Вопросы управления. - 2016. - № 2. - С. 45-50.
31. Ерохин В. Л. Международное предпринимательство. Финансы и статистика - М, ИНФРА-М, - 2008 - 137 с. 14.
32. Ершова И.В., Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение. Юриспруденция. - М.: ИНФРА-М - 2014 - 223 с.
33. Гурдин К.А. Большие проблемы малого бизнеса // Аргументы Недели. 2010. - № 10 - С.11. 67.
34. Дадашев А. Эффективность поддержки малого
предпринимательства/ А. Дадашев, Н. Гловацкая, С. Лазуренко, А. Нешитой // Вопросы экономики. - 2008. - №7 - С. 36.
35. Игнатова И.В. Государственное регулирование предпринимательства в России: основные направления. // Общество. Среда. Развитие. 2011. - №1. - С. 26. 70.
36. Капустина И. В. Методическое обеспечение разработки региональных программ развития торговли. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2013. - № 12. - С. 14¬15.
37. Костинский В. С. Специфика государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в современных условиях хозяйствования. // Социально-экономические явления и процессы . 2011. - №34- С. 64-65.
38. Крючкова П. Снятие административных барьеров в экономике.// Вопросы экономики. 2013. - №17 - С.90-92. 76.
39. Масленников М. Н., Правовое регулирование предпринимательства в экономике развитых стран. // Экономика и жизнь. - 2012. - № 10. - С.121.
40. Морозов В. А. Большая забота о малом предпринимательстве:
зарубежный опыт поддержки предпринимательства. // Рос.
предпринимательство. - 2012 . - № 8. - С. 81-88; № 10.
41. Отев С. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: эволюция теоретических воззрений. // Социально-экономические явления и процессы . 2011. - №12. - С.75-76.
42. Эгамкулов М. М. Государственная поддержка - важное условие активизации предпринимательской деятельности малых предприятий. 2013. №2 (54) - С.104-109.
43. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики Красноярского края, Республике Хакасия и Республике Тыва http://www.krasstat.gks.ru
44. Сайт Малый и средний бизнес Красноярского края http://www.smb24.ru
45. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики http://www.gks.ru/
46. Официальный сайт акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) http://corpmsp.ru
47. Официальный портал Красноярского края http://www.krskstate.ru/
48. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ http://economy.gov.ru/minec/main
49. Официальный сайт Министерства экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края http://econ.krskstate.ru/contact
50. Басарева В.Г. Государственная поддержка малого бизнеса: помощь или институциональная ловушка? / XI Международная научная конференция ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества. - М.: 2011 - С.55-57.
51. Басарева В.Г. Малое предпринимательство трансформируемой России: региональные факторы активизации. Автореферат диссертации. - Новосибирск, 2011 - С.17-34.