Введение 3
1. Теоретические основы формирования механизма обеспечения 6
конкурентоспособности торгового предприятия на основе клиентоориентированного подхода
1.1 Особенности клиентоориентированного подхода и его место 6
в обеспечении конкурентоспособности предприятия
1.2 Механизм обеспечения конкурентоспособности торгового 16
предприятия 62
Заключение
Список использованных источников 64
Формирование новой социально-экономической среды, развитие сферы услуг вносит принципиальные изменения в систему внешнего и внутрифирменного регулирования их функций, ставит целый ряд новых сложных задач по уточнению стратегии клиентоориентированного развития.
Сфера услуг становится все более крупным фактором социальноэкономического развития. Мировая практика последних десятилетий показала, что эффективное клиентоориентированное управление организациями сферы услуг является одним из базисных условий динамичного развития общества. На сегодняшний день перед субъектами оказания различного рода услуг населению стоят задачи повышения эффективности обслуживания при одновременном снижении затрат. Развитие получают все новые виды услуг и схемы их оказания различным категориям потребителей. Клиентоориентированное развитие сферы услуг является очень масштабной и актуальной проблемой на сегодняшний день.
Актуальность темы исследования. В условиях новой фазы инновационного развития международной экономики появляется необходимость пересмотреть многие инструменты управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг с учетом мировых тенденций. Эти обстоятельства обуславливают проведения комплексного исследования методических основ конкурентоспособности предприятий сферы торговли, разработки системы эффективного управления функционированием и развитием предприятий розничной торговли как вида услуг, наиболее востребованного населением. Недооценка важности клиентоориентированного подхода очень часто является одной из причин низкой эффективности российского бизнеса. Поэтому необходимость разработки механизма обеспечения клиентоориентированной организацией является особо актуальной.
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования - усовершенствовать механизм обеспечения конкурентоспособностью ООО «Профи Центр Р» на основе клиентоориентированного подхода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы концепции клиентоориентированности, сформулировать сущность и место «клиентоориентированности» в обеспечении конкурентоспособности;
2. Провести оценку организационного окружения и конкурентоспособности ООО «Профи Центр»
3. Усовершенствовать механизм механизма обеспечения конкурентоспособностью ООО «Профи Центр Р».
Объектом исследования является ООО «Профи Центр Р».
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения конкурентоспособностью предприятия на основе клиентоориентированного подхода.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, публикации по исследуемой проблеме в периодической печати.
Наибольший вклад в изучение теории конкуренции в рыночной экономике внесли такие зарубежные исследователи, как И. Ансоф, Л. Брю, Е. Дихтль, Ф. Котлер, Б. Карлофф, М. Мескон, А. Маршалл, М. Портер, Д. Риккардо, А. Смит, Ф. Хедоури, К. Эклунд и др.
Задачи, связанные с управлением конкурентоспособностью различных объектов, рассмотрены в трудах отечественных ученых Г.Л. Азоева, О.Д. Андреевой, П.С. Завьялова, У.Г. Зиннурова, И.М. Лифица, Н.К. Моисеевой, Н.Я. Нагапетьянц, Е.В Попова, А.И. Татаркина, Х.А. Фасхиева, Р.А. Фатхут- динова, А.Ю. Юданова и др.
Лошкова, И. Манна, Е.А. Неретиной, Б. Рыжковского, А.А. Русановой, Г.А. Резник, Д. Ушакова и других.
В ходе исследования применялись методы функционального, системного и статистического анализа, экспертных оценок, графической интерпретации. В работе использовались федеральные, региональные и местные законодательные нормативные акты, специальная научная и периодическая литература, монографии, статьи, статистические материалы, публикуемые органами Росстата.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования предложенных рекомендаций по усовершенствованию механизма обеспечения конкурентоспособностью торгового предприятия на основе клиентоориентированного подхода. Результаты исследования могут быть использованы руководителями предприятий, а также специалистами маркетинговых и финансово-экономических подразделений.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников, приложения и содержит 67 страниц, включая 18 таблицы, 12 рисунков. Список использованных источников содержит 40 источников.
В процессе своего развития предприятия сферы услуг активно участвуют в конкурентной борьбе, где ключевую роль играют конкурентоспособность предприятия и его устойчивость развития, которые основаны на эффективности управления и конкурентных преимуществах.
Фокус внимания с товара постепенно перемещается на клиента - теперь он законодатель на рынке, он вправе выбирать товар и услугу, диктовать свои условия и ждать особого к себе отношения. При всей неоспоримости обозначенной ситуации, часть российских компаний не готовы, да и попросту не могут перестроиться на сторону клиента.
Клиентоориентирование - это стратегический подход к развитию организации, обеспечивающий повышение ее конкурентоспособности и рост доходности, подразумевающий мобилизацию всех ее ресурсов на выявление, вовлечение, привлечение клиентов и удержание наиболее прибыльных из них, за счет повышения качества обслуживания клиентов и удовлетворения их потребностей. Все это ведет, в конечном счете, к повышению конкурентоспособности.
Для построения клиентоориентированного предприятия должна использоваться комбинация методов реализации стратегии, методов организационных изменений и методов изучения ценности, создаваемой для потребителя, т.е. механизм управления, который можно сгруппировать на шесть видов механизма: механизм организации клиентоориентированного менеджмента качества, механизм обеспечения эффективной дистрибуции, механизм организации сервисного обслуживания клиентов, механизм разработки инновационных продуктов, механизм обеспечения снижения себестоимости и механизм обеспечения «обратной связи» с клиентами.
В качестве объекта исследования было выбрано ООО «Профи Центр Р» под брендом «Профи центр» занимает одно из лидирующих мест в бизнесе индустрии красоты в г. Красноярске, открывая широкий спектр услуг салонам красоты и индивидуальным клиентам.
По данным анализа были выделены следующие моменты, представляющие собой угрозу для деятельности организации, как в настоящем, так и в будущем периоде: низкие показатели рентабельности; убыточное вложение средств рекламы и стимулирования сбыта; неоправданный рост заработной платы управленческого состава при снижении производительности труда; предприятие на четверть состоит из управленческого состава, однако деятельность управленцев не приводит к улучшению конкурентного состояния предприятия, а лишь год от года ухудшают его положение; организации низкие платежеспособные показатели тем самым повышается вероятность банкротства; на 1 руб. товарооборота приходится лишь 2 коп. прибыли от осуществления деятельности по показателю рентабельности всех операций; неэффективно используется свой капитал; предприятие находится в зависимом положении от заемных источников.
Для устранения выделенных слабых сторон было принято решение на основании SWOT-анализа разработать и реализовать стратегию развития и усиления позиций на рынке. Для этого были предложены следующие мероприятия:
Разработка клиентоориентированных стандартов: внедрение правил обслуживания клиентов, создание фирменного стиля и правил оформления внутренних и внешних документов, ввод дресс-кода. Все перечисленные мероприятия нацелены на непосредственный контакт с клиентом сотрудника, и на обеспечение одинаковых стандартов обслуживания.
Еще одно важное направление мероприятий для привлечения клиентов - обеспечение «обратной связи» с клиентами. Для удержания существующих клиентов и привлечения новых, ООО «Профи центр Р» необходимо разработать базу данных, которая поможет сотрудникам при работе со своими клиентами. Анализ эффективности, предложенных рекомендаций показал положительный эффект, что говорит о их практической реализуемости.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 4 ч. : по состоянию на 31 января 2016г. - Москва: Кнорус, 2016. - 540с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон 30.12.2001 №197-ФЗ. - Москва : ОТиСС, 2001. - 142 с.
3. О персональных данных [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2006г. № 152-ФЗ ред. от 01.09.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www/consultant.ru.
4. Амосова, В. Экономическая теория. / В. Амосова, Г. Гукасьян, Г. Маховикова,- Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 240 с.
5. Арбатская, Е.А., Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2012. - №1. - С. 118-121.
6. Бакша, Н.В. Корпоративная социальная ответственность / Н.В. Бакша, А.А. Данилюк. - Тюмень: ТГУ, 2012. - 292 с.
7. Бурменко, Т. Д. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг / Т. Д. Бурменко. — Ростов н/Д. : Кнорус, 2010. — 422 с.
8. Волков, Д.В. Оценка конкурентоспособности предприятия: теоретико-методологические подходы / Д.В. Волков // Вести высших учебных заведений Черноземья - 2010. - №1(19). - С. 96-100.
9. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятий: учеб.для вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандара. - Москва : Юнити-Дана, 2007. - 607 с.
10. Дворник, И.В. Мониторинг внутренней и внешней среды предприятия / И.В. Дворник, С.Ю. Абалдова // Сборник научных трудов вузов России. Проблемы экономики, финансов и управления производством. - 2014. - № 35. - С. 101-108.
11. Демин, С.А. Понятие конкурентоспособности предприятия в современных условиях / С.А. Демин // Вестник Омского университета. - 2011. - №3. - С. 325-329.
12. Добровинский, А.П. Управление персоналом в организации: учебное пособие / А.П. Добровинский. - Томск: изд-во ТПУ, 2011. - 416 с.
13. Иванов, В.Н. Методика анализа внешней и внутренней среды предприятия для принятия оптимальных управленческих решений / В.Н. Иванов, О.М. Куликова // Наука о человеке - гуманитарные исследования. - 2013. - № 1 (11). - С. 252-256.
14. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: учебник. / А.Я. Кибанов. - 4-е изд. - Москва : Инфра-М, 2010. - 695 с.
15. Колесов, П.Ф. Экономическая природа банковской конкуренции / / П.Ф. Колесов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2012. - № 11. - С. 1.
16. Кузнецов, А.А. Внешняя среда предприятий сегодня / А.А. Кузнецов // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. - 2012. - № 2 (19). - С. 223-231.
17. Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А.А. Лазаренко // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 374-377.
18. Мамиев, Ч.М. Правовая природа понятия «конкуренция» в РФ / Ч.М. Мамиев // Бизнес в законе. - №6. - 2011. - С. 100-102.
19. Матросова, Л.Н. Анализ системы управления конкурентоспособностью предприятия / Л.А. Зайцева, Л.Н. Матросова // Вестник Пермского университета. Сер. : Экономика. - 2014. - №1. - С. 109-115.
20. Наумова, О.Н. Основы обеспечения конкурентоспособности пред- приятийсферы услуг / О.Н. Наумова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 164-166.
21. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.krasstat.gks.ru/
22. Павлова, Е.А. Влияние факторов внешней среды на формирование инновационного потенциала предприятия / Е.А. Павлова, Л.А. Смирнова //Фундаментальные исследования. - 2015. - № 5-3. - С. 640-644.
23. Петров, А.Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Петров. - Санкт- Петербург : Питер, 2011. - 496 с.
24. Плеханова, И.В. Конкурентоспособность как основное направление стратегического планирования на предприятии / И.В. Плеханова // Актуальные вопросы экономических наук, 2009. - № 5-1. - С. 160-165.
25. Плотицина, Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия / Т.М. Плотицина // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2010. - Т. 16. - № 1. - С. 205-211.
26. Плотницкая М.Р. Понятие «персонал» в контексте управления человеческими ресурсами / М.Р. Плотницкая // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2013. - №1 (21). - С. 56-62.
27. Поляничкин, Ю.А. Методы оценки конкурентоспособности / Ю.А. Поляничкин // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2012. - № 3 / 2012.
28. Поршнев А.Г. Менеджмент: теория и практика в России: учебник / А.Г. Поршнев, М.Л. Разу, А.В. Тихомирова. — Москва : ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. — 528 с.
29. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - Москва : Инфра-М, 2007.
30. Сапёлкина, Е.И. Экономика предприятия: ответы на экзаменац. вопр. / Е.С. Русак, Е.И. Сапёлкина. 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2009, с. 117-118.
31. Селяев,Е.В. Формирование стратегии обеспечения конкурентоспособности на предприятиях сферы услуг / Е.В. Селяев // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Сер. : Социально-экономические науки. - 2011. - № 4. - С. 241-247.
32. Стародубцева, Е.А. К вопросу о трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия» / Е.А. Стародубцева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - №4. - С. 132-135.
66
33- Сысоева, Е. Методы „
предприятия в к оценке конкурентоспособности Снаожение.Сысоева // Ресурсы. Информация.
34. Сысоева. Е.д. 'Л2"С 258-2«.
ходы и составляющие / £ ^ КОНК'^>ентоспосо^ности предприятия: под-
12(73). — С. 283-'>87* Сысоева // Экономические науки. — 2010. - №
35. Феоктистова, Е.Н. О ко России [Электронный корпоративной социальной ответственности в
управления «Акино ^ ^ 7 Е-Н. Феоксистова / Вопросы корпоративного
hnpr//w-ww.ao-joun,al п1/РН<>е °°ЩеСТВО>>- ~ 2013- — Режнм Доступа: социальной J°umaMib/free/detail/ArticleID/l 76/о-корпоративнон-социальнон-ответственности-в-россии.
36. Филичкина А ро т,теоретические основы внутренней и внешней среды предприятия / АЛО. Филичкина, М.С. Агафонова // Международна,й студенческий научный вестник. - 2014. - № 1. - С. 35 -36
37. Фролова, И.И. Влияние внешней среды на деятельность предприятия / И.И. Фролова // Экономика и управление - проблемы, решения. - 2012. - № 4. - С. 34-38.
38. Хан, А.В. Оценка конку рентоспособности предприятия на основе комплексно-комбинированного подхода / А.В. Хан // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Л® 39. - том 15. - С. 210-213.
39. Цуканова, О.А. Особенности анализа внешней и внутренней сред при стратегическом управлении рекламно-издательскими предприятиями /О.А. Цуканова // Журнал правовых и экономических исследований. - 2010. - № 3. - С. 85-87.
40. Шемятихина, Л.Ю. Стратегический менеджмент: учебно
методический комплекс / Л.Ю. Шемятихина. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т», 2007. - 167 с.