Актуальность работы. Использование информационных и коммуника-ционных технологий (ИКТ) в образовании в настоящее время ориентировано на решение всех его проблем, в том числе и управления его качеством. Для решения задач управления качеством образования естественно использовать информацию о ходе образовательного процесса, посредством создания специального информационного ресурса мониторинга этого процесса. Особую важность эта задача приобретает при построении инновационной основной образовательной программы (ООП), в том числе построенной в идеологии международной инициативы CDIO. Переход к модели образования, построенной на идеологии CDIO, ориентирован на формирование у студента проектировочно-внедренческой компетентности как интегративной
динамической личностной характеристики, представляющей собой способность и готовность к продуктивной профессиональной деятельности, поэтапно создающей и реализующей некий продукт с последующим управлением им. «Федеральный закон об образовании в РФ» №273 от 29.12.12, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", «Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания. В качестве педагогической проблемы ставится задача определения комплекса критериев, процедур и технологий оценки, а также организация мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования.
В настоящее время институт цветных металлов и материаловедения СФУ реализует инновационную основную образовательную программу (ООП) по направлению 22.03.02 «Металлургия», разработанную в идеологии CDIO. Этот процесс требует мониторинга, позволяющего отслеживать изменения в образовательном процессе, развитии студентов. Современный уровень развития информатизации всех сторон жизнедеятельности общества и образования в том числе делает целесообразным создание специального информационного ресурса, обеспечивающего мониторинг инновации.
Анализ научной литературы, результатов современных исследований мониторинговой деятельности в системе образования позволил выявить противоречие: между необходимостью получения полной и объективной информации о ходе инновационного образовательного процесса и отсутствием информационного ресурса, обеспечивающего мониторинг этого процесса
Поиск решения выявленного противоречия позволил сформулировать проблему, которая заключается в необходимости обоснования и разработки информационного ресурса мониторинга инженерного образования, реализуемого в идеологии CDIO.
Недостаточная разработанность проблемы и практическая значимость ее решения для повышения качества инженерного образования обусловили актуальность исследования и позволили сформулировать тему исследования:
«Разработка информационного ресурса мониторинга инженерного
образования в идеологии CDIO»
Объект исследования: информатизация образования.
Предмет исследования: информационный ресурс мониторинга процесса инженерного образования в идеологии CDIO.
Цель работы: Теоретически обосновать, разработать и провести апробацию информационного ресурса мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO в реальной образовательной практике.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть информатизацию образования как контекст
повышения его качества;
2) Охарактеризовать процесс инженерного образования в идеологии CDIO и обосновать необходимость мониторинговых мероприятий;
3) Выявить и обосновать объекты, задачи, сроки и направления мониторинга в условиях информатизации;
4) Обосновать и разработать информационный ресурс мониторинга
процесса инженерного образования в идеологии CDIO, отвечающий
соответствующим требованиям;
5) Провести апробацию информационного ресурса мониторинга
процесса инженерного образования в идеологии CDIO в реальной
образовательной практике.
Научная новизна работы:
Обоснована необходимость мониторинговых мероприятий для инженерного образования в идеологии CDIO.
Выявлены и обоснованы объекты, задачи, сроки и направления мониторинга.
Разработана структура информационного ресурса мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO и осуществлено содержательное наполнение его компонентов.
Проведена апробация информационного ресурса мониторинга процесса инженерного образования в идеологии CDIO в реальной образовательной практике.
Практическая значимость работы: разработанный информационный ресурс мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO позволяет на основе полученной информации вырабатывать управляющие решения, направленные на корректирование образовательного процесса и повышение его качества.
Рассмотрение теоретических основ информатизации мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO позволило:
1) конкретизировать следующие понятия: информационное
общество, информатизация общества, качество образования, инженер, инженерное образование, мониторинг.
2) выявить специфические особенности Международного проекта по реформированию инженерного образования «Инициатива CDIO», отраженные в практической направленности обучения будущих инженеров, а также переходе к обучению в деятельности с использованием проблемного и проектного обучения.
3) определить необходимость мониторинга подготовки бакалавров в идеологии CDIO, как инновационном процессе и выделить этапы его разработки.
4) обосновать информатизацию мониторинговых мероприятий в виде разработанного информационного ресурса.
5) на основе принципов и требований к созданию информационных ресурсов разработан информационный ресурс мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO.
Проведенная опытно-экспериментальная работа с целью апробации разработанного информационного ресурса мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO показала его востребованность в деятельности преподавателей и студентов, а так же удовлетворенность пользователей структурой и содержательным наполнением его компонентов.
Таким образом, цель достигнута, задачи исследования решены, все положения гипотезы доказаны.
1 Володько, К.А. Информационная система мониторинга в
управлении образовательным процессом в идеологии CDIO /Осипова С.И., Володько К.А., Пономарева В.С. // Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования - 2015. - № 5 [Электронный ресурс]. - Москва - Режим доступа: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=22345
2 Володько, К.А. Мониторинг реализации инженерного
образования в идеологии всемирной инициативы CDIO /Осипова С.И., Володько К.А.// Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования - 2015. - № 1(часть 1) [Электронный ресурс]. - Москва
- Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19283
3 ВОЛОДЬКО, К.А. Информатизация мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO / Володько К.А.// сборник трудов VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум - 2015» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. scienceforum.ru/2015/1351/8259
4 ВОЛОДЬКО, К.А. Разработка информационного ресурса мониторинга инженерного образования в идеологии CDIO / Володько К.А.// сборник трудов VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум - 2015» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http: //www. scienceforum. ru/2015/1351/7067