Актуальность работы. Переход современного общества к информационному определяется процессом информатизации, использованием информации в качестве основного общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию и интеллектуализацию основных сфер человеческой деятельности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" и Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения позволяют фиксировать произошедшие изменения, которые связаны с процессом информатизации всей системы образования, а именно внедрением информационных технологий и электронного обучения в организацию образовательной деятельности посредством обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам, и «повышением доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина».
Из всего многообразия вариантов применения информационных технологий на основе современной электронной компьютерной техники в педагогических целях особо следует выделить разработку и использование программно-методического обеспечения (Е.В. Смирнова, П.И. Образцов, Г.В. Королева, Н.А. Антонова и т.п.). Введение в научный оборот и обоснование программно-методического обеспечения произошло сравнительно недавно и связано с информатизацией системы образования. О программно-методическом обеспечении впервые заговорили с появлением компьютерных средств обучения. Программно-методическое обеспечение направлено на сопровождение конкретной дисциплины в рамках учебного процесса, включающего совокупность программных средств и методических (дидактических) материалов для преподавателя и студента.
В соответствии с вышеперечисленными, можно говорить о серьезной необходимости разработки программно-методического обеспечения
дисциплины средствами электронного обучения.
Объект исследования: электронное обучение как направление
информатизации образования.
Предмет исследования: программно-методическое обеспечение
дисциплины «Социальная информатика» средствами электронного обучения.
Цель работы: обосновать и разработать программно-методическое обеспечение дисциплины «Социальная информатика» средствами электронного обучения.
Для ее достижения решаются следующие задачи:
1) Определить сущность и характеристику электронного обучения как направления информатизации образования.
2) Выявить специфические особенности реализации электронного обучения в учебном процессе в вузе.
3) Обосновать и разработать программно-методическое обеспечение дисциплины «Социальной информатика» средствами электронного обучения.
4) Провести апробацию программно-методического обеспечения по дисциплине «Социальная информатика» в учебном процессе вуза и оценить результаты апробации.
Научная новизна работы: разработка программно-методического обеспечения дисциплины «Социальная информатика» средствами электронного обучения.
Практическая значимость работы: программно-методическое
обеспечение» разработано для удовлетворения потребностей личности в современных средствах представления содержания образования по дисциплине «Социальная информатика».
Личный вклад автора: выявление некоторых теоретических основ электронного обучения как направления информатизации образования; теоретическое обоснование, разработка и апробация программно¬методического обеспечения по дисциплине «Социальная информатика» средствами электронного обучения.
Апробация работы: результаты исследования прошли экспертную оценку на соответствие требованиям Положения об электронных образовательных ресурсах в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» и студентов Юридического института ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» и Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева по направлениям подготовки «39.03.02 Социальная работа» и «44.03.02 Психолого¬педагогическое образование».
Публикации. Результаты диссертационной работы отражены в трех публикациях, одна из которых опубликована в журнале, рецензируемом ВАК РФ.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Она содержит 74 страницы машинописного текста, 25 рисунков, 4 таблицы, библиографический список из 72 источников и 2 приложения.
В ходе работы над магистерской диссертацией изучен феномен электронного обучения как направления информатизации образования на примере программно-методического обеспечения дисциплины «Социальная информатика». Результаты данного исследования можно свести к следующим основным положениям:
1. Определена сущность и характеристика электронного обучения как направления информатизации образования.
2. Выявлены специфические особенности реализации электронного обучения в учебном процессе в вузе.
3. Обосновано и разработано программно-методическое обеспечение дисциплины «Социальная информатика» средствами электронного обучения.
4. Проведена апробация программно-методического обеспечения по дисциплине «Социальная информатика» в учебном процессе вуза и произведена оценка результатов его апробации.
Перспективы исследования данной проблемы состоят в разработке программно-методического обеспечения учебных курсов на основе реализации принципов и особенностей электронного обучения.
Программно-методическое обеспечение дисциплины «Социальная информатика» может быть предложено к внедрению в учебный процесс вуза для студентов заочной формы обучения.
Таким образом, цель достигнута, задачи исследования решены, все положения гипотезы доказаны.
1. Губанова А.А., Кольга В.В. Особенности реализации электронного
обучения в учебном процессе // Информационные технологии в математике и математическом образовании: материалы III Всероссийской научно¬
методической конференции. Красноярск, 5-6 ноября 2014 г. / В.Р. Майер (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.
2. Губанова А.А., Кольга В.В. Дидактические принципы и особенности электронного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. Режим доступа: http://www. science-education.ru/123-17921.
3. Губанова А.А. Особенности внедрения вебинаров в учебный процесс в вузе // Научный альманах. 2015. №8 (10). С. 455-458. DOI: 10.17117/na.2015.08.455. Режим доступа: http://ucom.ru/doc/na.2015.08.pdf.