Введение 4
1 Техника тройного национального прыжка 7
1.1 Тройной национальный прыжок как спортивная дисциплина 8
1.1.1 Техника выполнения тройного национального прыжка 8
1.1.2 Методика обучения техники тройному национальному прыжку с
одновременным отталкиванием двумя ногами 10
1.2 Средства и методы совершенствования техники тройного национального
прыжка с одновременным отталкиванием двумя ногами 16
1.2.1 Основные средства физической культуры 16
1.2.2 Средства совершенствования техники тройного национального
прыжка 20
1.2.3 Основные методы физической культуры 20
1.2.4 Методы совершенствования техники тройного национального
прыжка 22
2 Организация и методы исследования 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Методы исследования 25
3 Разработка алгоритма совершенствования техники выполнения тройного
национального прыжка спортсменами 14-15 лет 28
3.1 Критерии результативности выступления в соревнованиях спортсменов в
дисциплине тройной национальный прыжок 28
3.2 Характеристики результативной техники выполнения тройного
национального прыжка 35
3.3 Описание алгоритма совершенствования техники выполнения тройного
национального прыжка спортсменами 14-15 лет 39
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложения А-К 55-69
У каждого народа имеется своеобразная, традиционная система физического воспитания, со своими традициями и культурой. Издавна у северных народов были национальные игры, развлечения и состязания, которые носили в себе воспитательные, образовательные и оздоровительные цели, учитывавшие суровые климатические и региональные условия. Одним из наиболее популярных видов спорта среди коренного населения севера является северное многоборье.
Северное многоборье - это национальный вид спорта, официальный в России [16].
Национальные виды спорта культивируются в отдельных регионах Российской Федерации. В их основе лежат традиционные народные упражнения и игры, исторически связанные с укладом жизни и особенностями труда людей в условиях данных регионов [54].
Северное многоборье в нашей стране стремительно развивается. С каждым годом появляются специализированные детско-юношеские спортивные школы и школы высшего спортивного мастерства, где проходят подготовку тысячи юных многоборцев. Есть ступенчатая классификация спортивного мастерства, утверждена система проведения ежегодных соревнований по всем возрастным группам. Спортивные результаты быстро увеличиваются и конкуренция между спортсменами повышается.
Тройной национальный прыжок - это одна из пяти дисциплин северного многоборья. Каждый из видов программы северного многоборья связан с традиционными промыслами коренного населения Севера и имеет собственную красивую легенду. Например, тройной прыжок однажды спас жизнь охотника. Его догоняла волчья стая, и тундровик решил прыгать через реку с камня на камень, отталкиваясь сразу двумя ногами, уходя от погони. Это всего лишь красивая легенда, наиболее зрелищнее видеть, как соревнуются в этой дисциплине спортсмены на соревнованиях. А лучше всего принимать в этом зрелище участие.
По словам О.А Максимовой и М.Н. Максимова национальные состязания особенно близки к менталитету, природным особенностям ребенка, они воссоздают для него оптимальную ситуацию успеха, приобщают к духовным ценностям своего народа [38].
Национальные виды спорта способствуют развитию физических способностей, совершенствуют двигательное мастерство [24].
А. М. Максименко пишет, что техника выполнения двигательных действий, особенно спортивных, постоянно совершенствуется. Это обуславливается тем, что физкультурно-спортивная наука и практика все полнее и глубже познают законы движений, позволяющих находить те или иные недостатки в технике и соответственно ее улучшать [40]. Актуальность проблемы состоит в том, что северное многоборье стремительно развивается в нашей стране, проведя анализ научно-методической литературы, мы выяснили, что на техническую подготовку тройного национального прыжка отводят меньше времени, чем в других дисциплинах северного многоборья, поэтому нужно разработать алгоритм совершенствования тройного национального прыжка, чтобы в короткое время овладеть большим объемом технической подготовки.
Цель исследования. Научное обоснование алгоритма совершенствования техники выполнения тройного национального прыжка спортсменами 14-15 лет.
Объект исследования. Техническая подготовка спортсменов,занимающихся северным многоборьем.
Предмет исследования. Алгоритм совершенствования техники выполнения тройного национального прыжка спортсменами 14-15 лет.
На основании поставленной цели исследования были сформированы следующие задачи:
1. На основе анализа научно-методической литературы рассмотреть содержание технической подготовки спортсменов, занимающихся северным многоборьем, для выполнения тройного национального прыжка.
2. На основе анкетирования выявить критерии результативности выступления в соревнованиях спортсменов, занимающихся северным многоборьем, специализирующихся в дисциплине тройной национальный прыжок.
3. На основе результатов педагогического наблюдения выявить характеристики результативной техники выполнения тройного национального прыжка и разработать алгоритм совершенствования техники этого прыжка спортсменами 14-15 лет.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что разработка алгоритма совершенствования техники выполнения тройного национального прыжка спортсменами 14-15 лет будет возможна, если мы проанализируем имеющуюся научно-методическую литературу по методике технической подготовки спортсменов, занимающихся северным многоборьем, выявим критерии, от которых зависит результативность выступления многоборцев в соревнованиях по этой дисциплине и определим характеристики результативной техники выполнения тройного национального прыжка.
1. Определено, что эффективными средствами освоения техники тройного национального прыжка являются: многократные прыжки на двух ногах, многоскоки, прыжки в низком приседе; прыжки на месте, прыжки в длину с разбега (меняя разбег); прыжки через несколько препятствий толчком двух ног (можно использовать фишки, гимнастические скамейки, веревки на высоте до 20 см; на улице - флажки, кочки, кусты, шины и др. предметы). А так же многократные повторные прыжки сериями и на время; выполнение специальных упражнений поточно с отягощениями; участие в прикидках и соревнованиях в соответствии с календарным планом. Выявлено, при совершенствовании техники тройного национального прыжка необходимо оптимальное сочетание повторного, игрового и соревновательного методов. И только соответствие тренировочного процесса всем методическими принципами тренировки может обеспечить успешную реализацию комплекса задач совершенствования техники тройного национального прыжка.
2. На основе анкетирования было выявлено, что при построении процесса технической подготовки для выполнения тройного национального прыжка опираясь на результаты большинства спортсменов нужно учитывать следующие критерии: зависимость результата прыжка от длины разбега; исходное положение прыгуна в момент отталкивания; оптимальные положения рук и ног прыгуна в фазе полета; движения спортсмена, обеспечивающие успешное приземление; развитие физических качеств прыгуна.
3. В результате наблюдения были установлены характеристики результативной техники выполнения тройного национального прыжка. Среди которых: длина разбега - не больше 6 беговых шагов; исходное положение в момент отталкивания - необходимо принять положение полуприседа, туловище наклонить вперед, стопы расставить не широко, на одном уровне параллельно друг другу, а руки отвести назад; оптимальное положение рук ног в фазе полета - ноги согнуть в тазобедренных и коленных суставах и подтянуть их к груди, руки совершают маятникообразные движения в переднезаднем направлении; движения спортсмена, обеспечивающие успешное приземление - необходимо выдвинуть бедра вперед, поднять ноги вперед-вверх, согнуть руки в локтевых суставах, двигать ими вперед и далее вниз; уровень развития двигательных способностей прыгуна - обнаружена сильная корреляционная зависимость между результатом тройного национального прыжка и уровнем развития скоростно-силовых, координационных способностей, а так же гибкости.
4. Разработан алгоритм совершенствования техники выполнения тройного национального прыжка спортсменами 14-15 лет, имеющий линейный вид и состоящий из 7 шагов: 1) Совершенствование необходимой физической подготовленности; 2) Совершенствование техники разбега; 3) Совершенствование техники отталкивания; 4) Совершенствование техники в фазе полета; 6) Совершенствование техники приземления каждого прыжка; 7) Совершенствование тройного национального прыжка с разбега в целом. Участие в прикидках по тройному национальному прыжку с одновременным отталкиванием двумя ногами.
1. Актуальные проблемы подготовки спортсменов в олимпийских и национальных видах спорта на разных этапах многолетнего совершенствования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 19 июня 2015г., с. Чурапча, Республика Саха (Якутия). - Чурапча : ООП ЧГИ ФКиС, 2015. - 260 с.
2. Анатомия: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050720 Физическая культура) / сост. Е. Г. Воронкова. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - 49 с.
3. Баева, Т. Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании: учеб. - метод. пособие для студентов и аспирантов ин-та физ. культуры / Т. Е. Баева, С. Н. Бекасова, В. А. Чистяков. СПб. : НИИХ, 2001. - 81 с.
4. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: гимнастика: учебно-методический комплекс / сост. Р. В. Рогова. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - 166 с.
5. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: лыжный спорт: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050720 Физическая культура) / сост. П. Я. Захаров. - Горно¬Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. - 139 с.
6. Блеер, А. Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник / А. Н. Блеер, Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 464 с.
7. Блоковая периодизация спортивной тренировки : монография / В. Б. Иссурин. - М. : Советский спорт, 2010. - 288с.
8. Богун, П. Н. Игра как основа национальных видов спорта / П. Н. Богун. - С-Петурбург.: Просвещение, 2004. - 90 с.
9. Болотов, С.Б. Спортивное ориентирование: Программа для объединений дополнительного образования детей / С.Б. Болотов, Прохорова Е.А. - М.: ЦДЮЕиК, 2002. - 54с.
10. Власов, В. В. Теория и методика национальных видов спорта: учеб.- метод. пособие для учителей физического воспитания образовательных учреждений, тренеров-преподавателей, спортсменов, студентов факультетов физической культуры и спорта, учащихся / сост. В. В. Власов, А. В. Младенцев, Н. И. Синявский. - Ханты-Мансийск: РИО, 2008. - 128 с.
11. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебно-методический комплекс / сост. Е. Г. Воронкова, О. И. Симонова, Л. М. Высоцкая, Э. С. Велиляева. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. - 39 с.
12. Гатин, Р. М. Здоровый образ жизни - основа личного здоровья / Р. М. Гатин, Р. Р. Гатина, Р. Р. Гатин // Вестник НЦ БЖД / Научный центр безопасности жизнедеятельности. - Казань, 2012. - №1. - С. 6-10.
13. Гигиена физического воспитания и спорта: учебно-методический комплекс / сост. Ж. Г. Шестернина. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - 54 с.
14. Звонова, Е. В. Методология и методы педагогического исследования: учебное пособие/ Е.В. Звонова, И.Н. Звонов. - Коломна : КГПИ, 2004. - 87 с.
15. Зуев, В. Н. Северное многоборье: Правила соревнований по национальным видам спорта / В. Н. Зуев. - Тюмень, 2003. - 280 с.
16. Единая Всероссийская классификация по национальным видам спорта северного многоборья / под ред. В.Н.Зуева, Г.В. Сысолятина. - Москва, 2002. - 75 с.
17. История физической культуры и спорта: учебно-методический комплекс / сост. П. Я. Захаров. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - 151 с.
18. Кирова, Е. В. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры / Е. В. Кирова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - Новосибирск , 2013. - №34. - С. 187-192.
19. Книга тренера по легкой атлетике. - Изд. 3 - е, перераб. / под ред. Хоменкова Л. С. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.
20. Кушнер, Ю. З. Методология и методы педагогического исследования :учебно-методическое пособие/ Ю.З. Кушнер. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. - 66 с.
21. Лазарев, И. В. и др. Практикум по легкой атлетике: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 160с.
22. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высшей. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - 4 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
23. Лыжный спорт и методика преподавания: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050720 Физическая культура) / сост. П. Я. Захаров. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - 92 с.
24. Малков, В. В. Использование игрового метода на уроках физической культуры для учащихся 10-11 классов в условиях Крайнего Севера: дис... канд. пед. наук / В. В. Малков. - РГСУ. - М.: Российский государственный социальный университет, 2008. - 137 с.
25. Малютина, М. В. Влияние природного фактора на организм и здоровье / М. В. Малютина, В.С. Симоненков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - Оренбургский ГУ, 2014. - №3. - С. 132-134.
26. Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., стер. - М.: Лань, 2004. - 160 с.
27. Математико-статистические методы психолого-педагогических исследований. / сост. О. А. Граничина. - СПб. : Издательство ВВМ, 2012. - 115 с.
28. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
29. Национальные виды спорта: северное многоборье: учебно-методическое пособие для студентов факультетов физической культуры и спорта / сост. Н.В. Самоловова, Н.А.Самоловов. — Нижневартовск: НГГУ, 2008. - 87 с.
30. Национальные виды спорта северного многоборья. Программа для детско-юношеских спортивных школ Российской федерации. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2003г. - 132с.
31. Основные закономерности учебно-тренировочного процесса спортсмена / А. Ц. Деминский // Педагогика, психология и медико¬биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - №10. - С. 45-47.
32. Основы безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний: учебно-методический комплекс / сост. Г. В. Назарова. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. - 83 с.
33. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Михайлова. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. - 111 с.
34. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 050720 Физическая культура) / сост. П. Я. Захаров. - Горно¬Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - 178 с.
35. Попов, В.Б. Беговая подготовка / В. Б. Попов // Физическая культура в школе. - 2002. - № 2. - С. 64 - 66.
36. Предупреждение спортивного травматизма на занятиях и соревнованиях по легкой атлетике / А. В. Фролова // Царскосельские чтения. - 2014. - №18(2). - С. 219-222.
37. Программа для детско-юношеских спортивных школ (национальные виды спорта северного многоборья) / под ред. В.Н. Зуева, Г.В. Сысолятина. - М.: ФиС. - 2003. - 132с.
38. Развитие спорта высших достижений и физ. образования в регионах РФ: история, традиции, инновации / под ред. Максимовой О.А., Максимова М.Н. - Якутск: Изд. ЯНЦ СО РАН, 2009. - С. 223 - 226.
39. Северное многоборье: уч. - метод. пособие / Н.И.Синявский, В. В. Власов и др. Сургут, 2002. — 76 с.
40. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А. М. Максименко. - 2-е изд, испр. и доп. - М. : Физическая культура, 2009. - 496 с.
41. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.] ; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт , 2004. - 463 с.
42. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студ. учреждений высш. Проф. Образования / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 12-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 480с.
43. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-методический комплекс. Часть 1. / сост. Р. В. Рогова. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. - 152 с.
44. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие / сост. В.М. Гелецкий. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
45. Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки / К. В. Мулюков, Р. Р. Тахаутдинов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - №28. - С. 109-112.
46. Тер-Ованесян, И. А. Подготовка легкоатлета: Современный взгляд / И. А. Тер-Ованесян. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 128 с.
47. Упражнения на растягивание и увеличение подвижности суставов в системе физического воспитания студентов : учеб. пособие / В. К. Васильев, Л. Н. Гелецкая, Л. А. Гольм [и др.] ; под ред. В. К. Васильева. - Красноярск : ИПК СФУ, 2009. - 40 с.
48. Физиология: учебно-методический комплекс / сост. Е. А. Чанчаева. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. - 79 с.
49. Физиология физического воспитания и спорта: учебно-методический комплекс / сост. Е. А. Чанчаева. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. - 97 с.
50. Физическая культура : учебник / коллектив авторов ; под ред. М. Я. Виленского. - 2 -е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 424 с.
51. Физическая культура с основами здорового образа жизни: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002. - 164 с.
52. Физическая культура: учебно-методический комплекс. Ч 1 - 3. / А. Г. Гонохов. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. - 226 с.
53. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю. И. Евсеев. - Ростов-н/Д: Феникс, 2003. - 384.
54. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.
55. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
56. Человек: учебно-методический комплекс / сост. Е. Г. Воронкова, Л. М. Высоцкая. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009. - 69 с.