ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ 9
1.1 Понятие и основные характеристики профессиональных компетенций.
Компетенции вожатого 9
1.2 Анализ опыта организации подготовки будущего педагога для работы в детском лагере 24
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРИ ЕГО ПОДГОТОВКЕ В УСЛОВИЯХ ИНСТРУКТИВНОГО ЛАГЕРЯ 30
2.1 Модель исследования
2.2 Подготовка вожатого в детском лагере «Конквэст» 32
2.3 Результаты формирующего эксперимента по формированию профессиональных компетенций вожатого в условиях инструктивного лагеря
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Анкета
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Программа подготовки вожатых «Конквэст» 50
Каникулы для детей составляют значительную часть годового объема свободного времени детей и поэтому дня них они - разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Деятельность, организованная с детьми в детских лагерях, направлена на устранение имеющегося в учебном процессе школы определенного отставания от возрастных потребностей подростков в активных формах познавательной деятельности (игровых, коллективных), в разнообразных самостоятельных видах работы (поиск, наблюдение), в непосредственном общении со сверстниками. Если в школе важны навыки работы с информацией (главная ценность - это знание, эрудиция, прилежность, аккуратность и усердие), то в лагере на первый план выходит способность строить межличностные отношения, где более важными оказываются умение слушать и слышать другого, доброжелательность, чуткость.
Характерной особенностью жизни в детских лагерях является индивидуальный подход к каждому ребенку, создание условий для развития его творческого потенциала, организация его деятельности с учетом психологических и физиологических возможностей, создание ситуации успеха. В лагере ребенок приобретает себе союзников в лице взрослых, который направляет и помогает ему приобрести социальные отношения. В настоящее время деятельность вожатых в детских лагерях осуществляют в основном студенты в рамках прохождения педагогической практики.
Исходя из главы 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к образовательным учреждениям дополнительного образования детей отнесены детские оздоровительные лагеря, дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [17].
Также, проанализировав распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" мы находим там следующие важные моменты. В распоряжении упоминается о поддержке воспитания в системе каникулярного отдыха, создании условий для воспитания нового поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины [27].
По мнению ученых О. Е. Лебедева, А. К. Бруднова, А. В. Золотаревой, В. А. Березиной система дополнительного образования испытывает серьезные затруднения, к числу которых можно отнести: недостаточную разработанность нормативных документов, регулирующих вопросы ее организации и деятельности, определяющих права и обязанности субъектов и их ответственности, отсутствие научных основ дополнительного образования детей в современных условиях детского лагеря.
Общетеоретические основы изучения проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности представлены в работах: И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, Б. И. Боденк, Л. В. Львова, О. Ф. Онушкина, В. А. Сластенина и др. Значимый вклад в содержание, формы и методы подготовки вожатых внесли труды ученых и методистов Всероссийского детского центра «Орленок»: М. И. Журавлева, М. И. Рожкова, С. И. Панченко, Л. В. Спирина.
Формирование профессиональной компетентности будущего вожатого рассматривается нами как одна из важных проблем профессионального образования, решаемая в процессе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в детском лагере.
Существуют противоречия между необходимостью развития профессиональной компетентности будущего педагога для работы в детском лагере и отсутствием механизмов формирования ключевых компетенций вожатого детского лагеря. А также необходимостью разработки комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональных компетенций будущего педагога.
Выявленные противоречия позволяет обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего педагога для работы в детском лагере?
В рамках данной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов для работы в детском лагере».
Объект исследования: процесс формирования профессиональных компетенций будущего педагога для работы в детском лагере.
Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональных компетенций будущего педагога для работы в детском лагере.
Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить модель формирования профессиональных компетенций будущего педагога для работы в детском лагере и педагогические условия ее реализации.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, базирующаяся на представлении о том, что процесс формирования профессиональной компетентности будущего педагога к работе в детском лагере будет эффективным, если:
- подготовка будущего педагога строится на основе компетентностного подхода, представляющего собой совокупность общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса, отбора содержания образования, оценки образовательных результатов, которые позволяют будущему педагогу осуществлять профессиональную деятельность в детском лагере;
- модель формирования профессиональной компетентности будущего педагога включает в себя: целевой, когнитивный,технологический, коммуникативный и аналитический компоненты;
- для реализации модели формирования профессиональной компетентности будущего педагога к работе в детском лагере определяются педагогические условия: использование активных методов, моделирующих профессиональную деятельность подготовки будущего педагога; организация методического обеспечения будущего педагога; организация психолого-педагогического сопровождения деятельности будущего педагога; рефлексия совместной деятельности детей и будущего педагога в детском лагере.
В соответствии с поставленными целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Определить сущность и содержание процесса формирования профессиональной компетентности будущего педагога к работе в детском лагере.
2. Выявить критерии, показатели и средства диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций будущего педагога к работе в детском лагере.
3. Изучить процессы формирования компетентности вожатого детского лагеря, построить теоретическую модель ее развития.
4. Экспериментально проверить педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего педагога, необходимой для работы в детском лагере.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания понятия «профессиональная компетентность будущего педагога для работы в детском лагере», которое понимается нами как совокупность ключевых компетенций, позволяющая специалисту выполнять профессионально-педагогические функции.
К ключевым компетенциям будущего педагога относятся: нормативно - правовая, психолого-педагогическая, диагностико-прогностическая, проективно-аналитическая, коммуникативная, организаторская, позволяющие ему осуществлять работу в детском лагере с целью достижения позитивных результатов в воспитании детей и подростков.
Современный вожатый - это человек, реализующий развитие ребенка в условиях детского лагеря, обладающий специфическими компетенциями, такими как вероятностное прогнозирование, понимание индивидуальности ребенка, а также человек с хорошо развитой коммуникативной компетенцией, которая необходима для умелого выстраивания взаимодействия как со временным детским коллективом, так и со взрослыми: родителями и коллегами.
В ходе проведенного нами исследования нашла свое подтверждение выдвинутая нами гипотеза о необходимости создания специфических условий для подготовки будущих вожатых к работе в детском лагере. Эти условия предполагают подготовку будущего педагога на основе компетентностного подхода, представляющего собой совокупность общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса, отбора содержания образования, оценки образовательных результатов, которые позволяют будущему педагогу эффективно осуществлять профессиональную деятельность в детском лагере.
Модель формирования профессиональной компетентности будущего педагога включает в себя: целевой, когнитивный, технологический, коммуникативный и аналитический компоненты. Соответственно этому еще на стадии подбора кандидатов различными способами осуществляется проверка наличия базовых качеств, являющихся фундаментом для формирования и развития профессиональных компетенций. В соответствии с моделью выстраиваются этапы и содержание подготовки участников школы вожатых, а также механизмы контроля результатов подготовки.
Для реализации модели формирования профессиональной компетентности будущего педагога к работе в детском лагере были созданы специальные педагогические условия: использование активных методов подготовки будущего педагога; организация методического обеспечения будущего педагога; организация психолого-педагогического сопровождения деятельности будущего педагога; рефлексия совместной деятельности детей и будущего педагога в детском лагере. Как показали результаты исследования. Эти условия являются необходимыми и достаточными для формирования компетенций вожатого детского лагеря.
Формирование профессионала вожатого возможно только в реальной обстановке детского лагеря, при моделировании отрядной деятельности внутри объединения будущих вожатых, с возможностью непосредственного взаимодействия с детской группой, и при профессиональном педагогическом сопровождении.
Таким образом, подготовка вожатых в условиях инструктивного лагеря представляет собой положительный опыт развития компетентности вожатого детского лагеря.
1. АЛЫЕ ПАРУСА автономная некоммерческая организация детский образовательный центр [сайт] 2011 - 2016. Режим доступа -http://www.parusa- tmn.ru/
2. А-Я вожатый Школа настоящего вожатого [сайт] 2016. Режим доступа:http://vozhat.com/
3. Ангеловски, К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. - М.: Просвещение, 1991,-159с. - с.63
4. Асмолов, А. Г. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. - Москва.: Наука, 1977. - 51 с.
5. Бедерханова, В.П. Летний дом: концептуальный проект летней деревни и его методическое обеспечение. - Краснодар, 1993. - 61 с.
6. Беляева, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха// Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 4. - С.12-13
7. Газман, О. С. Педагогика в пионерском лагере [Текст] : из опыта работы п/лагеря "Орленок" / О. С. Газман, В. Ф. Матвеев. - Москва : Педагогика, 1982. - 96 с. - (Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки)
8. Газманов, О. Главная песня впереди [Текст] / О. Газманов ; бес. вела С. Смирнова // Народное творчество. - 2013. - № 3. - С. 2-8
9. Ганаева, Е. А. Организация летнего отдыха: подготовка кадрового ресурса / Е. А. Ганаева, Н. А. Таскина, Т П. Порошина // Народное образование. - 2014. - №2 - С. 71-76.
10. Загвязинский, В.И. Методология и методика диалектического исследования. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
11. Зоричева Н.М. Управление развитием сферы услуг детского отдыха : дис. на соискание ученой степени канд. эконом. наук : 08.00.05 / Зоричева Надежда Михайловна. - Санкт-Петербург, 2014. - 172 с.
12. Исаева, Т Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя/ Т Е. Исаева // Педагогика. - 2006.-№9.- С.55-60
13. Круглов, В. В. Лагерь, в котором интересно / В. В. Круглов // Народное образование. - 2014. - №2 - С. 159-164.
14. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования [Текст]/ Н. В. Кузьмина - М.: Исслед.центр проблем качества подготовки специалиста, 2001. - 104 с.
15. Пилипец, И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / И. В. Пилипец, С. Д. Чиганова // материалы III междунар. науч-практ. конф. Академическая наука - проблемы и достижения, февр. 2014 г. - С. 77-78.
16. Маркова, А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. - (Психол. наука — школе)
17. МОРСКОЕ БРАТСТВО Детский оздоровительный лагерь [сайт]. - 2011-2015 - Режим доступа:http: //uspeh5 5 .ru/
18. Никульников, А. Н. Определение уровня сформированности педагогических умений вожатого в условиях детского оздоровительного лагеря. / А. Н. Никульников. // Наука и образование в культуре и обществе в 2 ч.: междунар. науч-практ. конф. - Омск, ОмГПУ, 2008. - 4.II. - с. 61-65.
19. Осипова, Т П. О роли практики в формировании готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию /Т.П. Осипова // Вестник Костромского гос. универ-та им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарныенауки- 2014. - №2 - т. 20.
20. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Интернет портал Российской газеты - Режим доступа:http: //www.rg.ru/2012/12/30Zobrazovanie-dok.html
21. О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 14.04.2011 № МД-463/06 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru
22. ОРЛЕНОК всероссийский детский центр [сайт]. - 2001-2016 - Режим доступа:http://center-orlyonok.ru
23. Пантелеев, С. Р. Практикум по психодиагностике. Руководство по интерпретации. / Под общ. ред. С. Р. Пантилеева - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1988-1992. (Серия учебных пособий)
24. Потемкина, О. Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. / О. Ф. Потемкина; Рос.акад.наук, Ин-т психологии . - Москва, 1993 . - 27, 2 с.
25. ПРОФИ Красноярская краевая школа подготовки вожатых [сайт] 2003-2015 - Режим доступа:http://nspt.ru/
26. Равен Дж., Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. - Москва : Когито-Центр, 2002. - 396 с.
27. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспересс- диагностики и профессионального консультирования / И. Л. Соломин. - СПб.: Речь, 2006. - 280 с
28. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1986.- 151 с.
29. Сластенин, В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 320 с
30. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)
31. Стандарт профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). - Москва : ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - 36 с.
32. Суховейко, Г.С. Детский отдых и оздоровление: слагаемые успеха / Г. С. Суховейко// Народное образование - 2014.- №2. - С. 9-11.
33. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
34. Хуторской, А. В Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А. В. Хуторский // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
35. Хуторской, А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов.
36. Чагина, Н. С. Формирование социально-педагогических компетенций вожатого детского оздоровительного лагеря [Текст]: дис.канд.пед.наук. / Н. С. Чагина - М.: 2008. - 157 с.
37. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с., прил.- с.254.
38. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.-240 с.
39. Шустова, И. Ю. Ситуативная педагогика или Дети живут настоящим / И. Ю. Шустова // Народное образование. - 2014. - №1 - С. 228-234.
40. Юриков, А. А. Летний лагерь - практическая школа воспитания / А. А. Юриков // Народное образование. - 2014. - №2 - С. 205-212.
41. Ярмакеев, И. Э. Профессиональная компетентность как важнейшая характеристика личности и деятельности современного специалиста /И. Э. Ярмакеев // Филология и культура - 2010 - №2(20).