Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Работа №37431

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы119
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
562
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы использования тренинговых технологии в профессиональном образовании при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 9
1.1 Коммуникативные компетенции будущих педагогов как способность
устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии знаний и умений 9
1.2 Тренинговые технологии как совокупность активных методов обучения в
профессиональном образовании 16
1.3 Особенности использования тренинговых технологий в
профессиональном образовании студентов 20
Глава 2. Опытно -экспериментальное исследование использования тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 37
2.1. Методы экспериментального исследования по использованию
тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 37
2.2. Апробация разработанной программы использования тренинговых
технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 49
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального
исследования эффективности разработанной программы использования тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции будущих педагогов 54
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение


Актуальность темы. Как изменения в образовательной сфере влияют на социальный заказ общества в системе высшего образования? Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. Сформированность коммуникативной компетентности, имеющей особую значимость в жизни человека, одна из основных задач современного вуза. В нынешнее время обучение предлагается вести, используя, и традиционные методы, и интерактивные технологии, в частности, применяя тренинговые технологии, которые направлены на разностороннее развитие компетентности в условиях взаимодействия. Однако данная технология требует не только качественной и интенсивной подготовки от преподавателя, но и высокий уровень профессионализма.
Формирование коммуникативных навыков студентов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Одной из задач высшей школы выступает формирование профессиональных компетенций в рамках коммуникативных навыков, которые необходимы высококвалифицированному специалисту.
Изучение научной литературы и анализ образовательной практики по проблеме исследования позволили выявить следующие противоречия, между:
- в расхождении отечественных ученых по отношению к проблеме коммуникативной компетенции. Антропова Л.Г. определяет
коммуникативную компетенцию педагога как профессионально значимая характеристика личности, в основу которой входят коммуникативные знания, умения, навыки, коммуникативная направленность и креативность, гуманистическая позиция, обеспечивающие в целом педагогическое общение. Тогда как Белкин А.С. и Нестеров В.В. рассматривают коммуникативную компетенцию как организацию педагогического взаимодействия, при которой создается целостность участников образовательного процесса, сохраняющая неповторимость каждого из них, формирующая внутреннюю готовность к совместной работе, обеспечивающая достижение прогнозируемых результатов;
- требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к развитию коммуникативной компетенции студентов и недостаточной разработанностью технологий и методик проектирования этого процесса;
- преимущественно фронтальным обучением будущих педагогов в высших учебных заведениях, индивидуальным характером усвоения учебного материала студентами и возрастающими требованиями, предъявляемые к будущим преподавателям, способным эффективно работать в коммуникативной среде;
- между возможностями современных технологий обучения и существующей традиционной методикой подготовки будущих учителей, недостаточно учитывающей особенности формировании и развития коммуникативной компетенции у студентов.
Выявленные противоречия определи проблему исследования: каково методическое обеспечение процесса формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов с применением тренинговых технологий?
Цель исследования заключается в разработке программы по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов на основе использования тренинговых технологий.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной
компетенции будущих педагогов.
Предмет исследования: тренинговые технологии как средство
формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов будет результативным, если:
- будет определен педагогический смысл последовательной педагогической деятельности процесса формирования коммуникативной компетенции;
- будет разработана и апробирована программа формирования и развития коммуникативной компетенции будущих педагогов на основе тренинговых технологий.
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогической литературу, проанализировать научно-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.
2. Разработать программу по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов с применением тренинговых технологий.
3. Экспериментально апробировать программу по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов с применением тренинговых технологий.
Теоретико-методологической основой магистерской диссертации являются исследования в области интерактивных педагогических технологий обучения: Беспалько В.П., Большакова В.Ю., Вербицкого
А.А., Герасимова Б.Н., Крюковой Л.И., Колесниковой И.А., Макарова Ю.В., Тряпицыной А.П., Хрящевой Н.Ю.; в области проблем формирования коммуникативной компетентности: Андреевой Г.М., Бороздиной Г.В., Богданова Е.Н, Горелова И.Н., Дебольского М.Г., Дональдсона Майкла К., Карнеги Д., Кузина Ф.А, Панфиловой А.П., Панасюка А.Ю., Парыгина Б.Д., Почепцова Г.Г., Равена Дж., Соколова А.В.,, Шмидта Р., Форсайта П., Харрисон Ш.
Значительный вклад в развитие коммуникативной компетенции в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый
П.И., Скаткин М.Н. и другие; психологи Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Рубинштейн С.Л., Эсаулов А.Ф. и другие. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования.
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
- теоретические - анализ научной и учебно-методической литературы, систематизация материалов по изученной проблеме, сравнение, сопоставление и обобщение, моделирование;
- эмпирические - изучение передового педагогического опыта, анкетирование и тестирование студентов педагогического университета, педагогический эксперимент, экспертная оценка;
- математические и статистические методы обработки данных результатов исследования.
Использовались следующие методики:
- оценки коммуникативных и организаторских склонностей Синявского В.А., Федоришина Б. А.
- тест коммуникативных умений Михельсона Л. (в адаптации Гильбуха
Ю.З.).
Опытно-экспериментальную базу исследования составили студенты 4 курса группы 17.1 - 510 и 17.1 - 511 Института психологии и образования Казанского (приволжского) федерального университета, обучающиеся на кафедре дошкольного и начального образования по направлению подготовки «Начальное образование и английский язык».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определено содержание понятия «коммуникативная компетенция» будущих педагогов;
- разработана общая технология формирования коммуникативной компетенции студентов - будущих педагогов при изучении педагогических дисциплин с применением тренинговых технологий.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- результаты проведенного исследования дополняют профессиональную педагогику теоретическими положениями о подходах и принципах формирования коммуникативной компетенции студентов - будущих педагогов;
- систематизированы теоретические положения о формировании коммуникативной компетенции студентов, раскрывающие ее сущность, особенности и структуру;
- дополнены и охарактеризованы принципы формирования и развития коммуникативной компетенции студента - будущего педагога;
- предложены современные идеи обучения студентов - будущих педагогов, позволяющие повысить уровень сформированности коммуникативной компетенции.
Практическая значимость заключается в том, что была разработана программа по формированию коммуникативной компетенции будущих педагогов на основе использования тренинговых технологий, которая может быть использована в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений.
Достоверность основных положений и выводов исследования обеспечивает обоснованность теоретических позиций, формированию которых способствовал анализ исследований по проблеме коммуникативной компетенции будущих педагогов, педагогических идей различных исследователей; экспериментальной проверкой полученных результатов и их статистической обработкой.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования внедрялись в процессе организации образовательной деятельности студентов Института психологии и образовании Казанского федерального университета, обсуждались на семинарах, заседаниях кафедры дошкольного и начального образования, отражены в программах учебных дисциплин.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По содержанию магистерской диссертации можно сделать следующие выводы.
1. Подытоживая, можно сказать, что в литературе по педагогике единого взгляда на сущность определений «компетенция» и «компетентность». Коммуникативная компетенция содержит в себе ряд вопросов, в которых то или иное лицо (компетентное) владеет знаниями и навыками. Определение коммуникативной компетентности гораздо шире и содержит в себе личностные и межличностные качества, возможности, склонности, умения, познания, которые выражаются в различных ситуациях и формах работы и социальной жизни. Компетенция рассматривается как основа (база) для последующего формирования и развития компетентности.
2. Развитие коммуникативной компетенции - это сложный целенаправленный процесс, предполагающий закономерное, направленное качественное изменение личности посредством организации образовательной деятельности.
3. Можно предположить, что отличным способом формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов может послужить использование тренинговых занятий в учебно-воспитательном процессе. Так как тренинговые технологии рассматриваются как совокупность различных способов и приемов, направленные на развитие у человека тех или иных навыков и умений. Тренинг - это процесс, с помощью которого личность обучается чему-то новому, неизведанному для него или аспекту познания.
4. Целью экспериментального исследования являлась изучение и
формирование коммуникативной компетенцииу будущих педагогов при использовании тренинговых технологий. Констатирующий этап
эксперимента показал, что более половины обучающихся не умеют обращаться к людям с просьбой и адекватно реагировать на критику и провоцирующее поведение, не хотят вступать в контакт с новыми людьми.
5. Была внедрена программа по использованию тренинговых технологий при формировании коммуникативной компетенции, состоящая из эмоционального, поведенческого и когнитивного блоков. После этого была проведена повторная диагностика и сравнили полученные результаты.
Уровень развития коммуникативной компетенции в экспериментальной группе увеличился. Будущие педагоги экспериментальной группы стали более уверены в себе и шли на контакт, чувствовали себя вполне уверенно даже в незнакомой обстановке, не боятся высказывать, а также могут отстоять свою точку зрения.
Экспериментальная работа показала, что внедрение разработанной программы содействуют в формировании и развитии коммуникативной компетенции.
В результате нашего исследования гипотеза, в основу которой легло предположение, что формирование коммуникативной компетенции будущих педагогов будет результативным, если определен педагогический смысл последовательной педагогической деятельности процесса формирования коммуникативной компетенции и в процесс обучения будут внедрены тренинговые технологии, нашла свое подтверждение в данной магистерской диссертации.



1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности личности. - Дисс. канд. пед. наук.[Текст]/ Е.М.Алифанова. - Волгоград, 2010.с. 302
2. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 2015. - 302 с.
3. Андреев А. В. Знания или компетенции? / А.Андреев // Высшее образование в России.—2005.—№ 2.
4. Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура студентов педагогического вуза. — М.: ВИНИТИ, 2006 г. — 224 с.
5. Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя: учебное пособие. Красноярск, 2003. 168 с.
6. Бермус А.Г. Профессионально-педагогическая компетентность в системе управления качеством образования // Научная мысль Кавказа.
2003. №2. С. 141 - 145.
7. Бободжонов, Т. А. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза / Т. А. Бободжонов // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2015. - №6. - С. 192-193.
8. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. 328 с.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб2000. 304 с.
10. Булыгина, Л.Н. Формирование коммуникативных компетенций обучащихся как цель занятия на этапе его подготовки: методические рекомендации и контрольно-измерительные материалы /Л.Н. Булыгина. -Н.Тагил: НТФИРРО, 2014. 24 с
11. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и
социально- психологические факторы ее развития: на примере
студентов - будущих педагогов-психологов. - дисс... канд. псих. . наук. - Томск, 2004. - 176 с.
12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. - М: Издательство Ось - 89. 1999 - С.15.
13. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окно в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
14. Волков, А. Е. Модель «Российское образование - 2020»: Модель образования для инновационной экономики / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 32-64.
15. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 2001. 276 с.
16. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.
17. Галлямова, Н.Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции [Текст]/Н.Ш.Галлямова// Рус.яз.в шк. - 2010.№7.-с.22-25.
18. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Педагогика, 2003. - 424с.
19. Герцен А.И. Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий: методическое пособие. СПб., 2008. 179 с.
20. Далингер В.А. Проблемы подготовки педагогических кадров в свете требований современной модели российского образования // Успехи современного естествознания. 2008. № 12. С. 35-36.
21. Духнич, Ю. Технология тренинга [Электронный ресурс] / http://www.smart-edu.com/tehnologiya-treninga.htm
22. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение - Л.: изд-во ЛГУ. 1985.
23. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст]/Л. В. Епишина//Нач.шк.-2012.№11.-с.12-14.
24. Завьялова, Ж. В. Путь тренера./ СПб.: Речь, 2002.
25. Зарыгин В.А. Тренинг как форма активного обучения // Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - Выпуск 31. - М.:МПГУ, 2008. - С. 33-36.
26. Захарова С. Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 8-10. —
27.Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л.1989.
28.Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А.Зимняя. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2010.
29. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12). - ISBN 978-5-9667-0393-6.
30. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений[Текст] /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.:Издательский центр «Академия», 2011.-176 с.
31. Кузьмина Е. М. О некоторых итогах оценки профессиональнокоммуникативной компетентности педагога / Е. М. Кузьмина // X Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Материалы докладов. - Н. Новгород: Изд-во Гладкова О. В., 2006. - С. 94-96.
32. Кукушина В.С. Педагогические технологии: учебное пособие. Ростов н/Д., 2010. 333 с.
33. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков, Голынов. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. - СПб: Питер. 2011. с.9.
34. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии
- Москва: Директ-Медиа, 2008
35. Максимова, Е. Б. Формирование коммуникативных компетенций студентов вуза: дисс ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2007. - 173 с. РГБ ОД, 61:07-13/2517.
36. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие. М., 2009. 192 с.
37. Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие.
— СПб.: Питер, 2006. —224 с: ил.
38. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: изд-во МГУ,2006. - 216с.
39. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социальнопсихологический тренинг/ Л.А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 2010.
40. Плешаков В.А. О тренинге как психолого-педагогической
технологии//Проблемы педагогического
образования. Сборник научных статей. Вып. 34/под ред. В.А.Сластенина, Е.А.Левановой. М.:МГПУ МОСПИ, 2009 с.53-55.
41. Прозорова Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности // Мир психологии. 2000. № 2. С. 191-202.
42. Савельева Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативной
компетентности URL
http ://www.festu.ru/ru/structure/librari/librari/science/s129/article_53.htm (дата обращения 27.04.2019).
43. Сергеев, А. Г. Компетентность и компетенции в образовании: монография / А. Г. Сергеев. - Владимир: Изд-во Владимирского государственного университета, 2010. - 107 с. ISBN 978-5-9984-0049-0.
44. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. 3-е издание / Елена Сидоренко. — Москва : Издательство АСТ, 2017. — 382 с.
45. Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика. - М.: Академия, 2000. - 329 с.
46. Соломина, Н. В. Интертекстуальная компетенция как составляющая коммуникативной компетенции / Н. В. Соломина // Коммуникативная культура современника: проблемы и перспективы исследования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции; под ред. Т. А. Федосеевой. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. - 244 с. - С. 172-176.
47. Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев. - Красноярск: ГПУ 2007. - 255 с.: ил., табл. - ISBN 978-5-85981-226-4.
48. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. — 3-е изд. — М.: Генезис, 2015. — 267 с.;
49. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ