Правовое регулирование налоговой тайны в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ
1.1 Понятие налоговой тайны и ее место в системе информации
ограниченного доступа 9
1.2 Содержание и источники информации, защищаемой в режиме налоговой
тайны 15
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ
2.1 Правовой режим доступа должностных лиц органов исполнительной
власти к конфиденциальной налоговой информации 27
2.2 Ответственность за несоблюдение режима и разглашение налоговой
тайны 37
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 8
ГЛАВА 1 ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ
1.1 Понятие налоговой тайны и ее место в системе информации
ограниченного доступа 9
1.2 Содержание и источники информации, защищаемой в режиме налоговой
тайны 15
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ
2.1 Правовой режим доступа должностных лиц органов исполнительной
власти к конфиденциальной налоговой информации 27
2.2 Ответственность за несоблюдение режима и разглашение налоговой
тайны 37
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ИНСТИТУТА НАЛОГОВОЙ ТАЙНЫ В РОССИИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 8
Актуальность темы исследования. Особую актуальность в современных условиях развития экономики приобретают вопросы, связанные с обеспечением финансовой безопасности государства и его налоговой сферы. Правовое регулирование налоговой тайны имеет особое значение для эффективного функционирования социально-экономического механизма страны.
Одной из приоритетных задач в налоговой сфере государства является обеспечение правовой безопасности субъектов, участвующих в финансовых отношениях. Вопросы защиты конфиденциальных сведений взаимосвязаны с институтом налоговой тайны, что также подтверждает его значимость. Необходимо сказать, что правовое регулирование отношений в сфере налоговой тайны еще недостаточно изучено в юридической литературе, так как до сих пор отсутствует четкая научная формулировка этих понятий.
Многие исследования и нормативно-правовые акты содержат определения различных видов тайн, однако они имеют противоречивый и расплывчатый характер. Появление в российском законодательстве положений о правовом регулировании налоговой тайны следует признать значительным шагом вперед в совершенствовании финансово-правовой защиты прав и законных интересов граждан.
Недостатки имеющегося правового регулирования институтов налоговой тайны неоднократно критиковались исследователями и практиками: начиная с отсутствия однозначных и точных определений соответствующих понятий и заканчивая несовершенством процедур ответственности за нарушение порядка предоставления информации, составляющей налоговую тайну, их незаконное предоставление, разглашение и утрату.
В обеспечении прав граждан особая роль принадлежит институту налоговой тайны, который, с одной стороны, защищает конфиденциальность указанной информации, а с другой - ограничивает свободу государства в экономической сфере.
Таким образом, данный институт представляет собой, по сути, компромисс между правом каждого гражданина на защиту собственной конфиденциальной информации и социально-правовыми интересами государства. Следовательно, совершенствование данного правового института зависит от оптимального сочетания интересов граждан и государства.
Дать четкое определение границ, которые отделяют область публичных интересов от частных в сфере налогообложения - главная задача решения данной проблемы.
Наличие правовых пробелов и коллизий в сфере правового регулирования налоговой тайны, отсутствие четких положений законодательства, обеспечивающих права лиц, связанных с налоговой тайной, повышение информатизации современного общества - субъектов налоговых отношений, обусловливают актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности темы. Правовое регулирование защиты информации в сфере налоговых отношений и правовое регулирование налоговой тайны - относительно ново для российской правовой науки. Вместе с тем, некоторые вопросы, связанные с правовой защитой в данной сфере, были изложены в работах таких советских ученых, как Н.И. Жуков, Г.Г. Вдовиченко, М.Ю. Янков, Б.С. Украинцев, и др.
Отдельные стороны, касающиеся правового регулирования отношений в области конфиденциальной информации, представлены в теоретических трудах таких ученых-правоведов, как И.Л. Бачило, А.В. Семашко, А.И. Алексенцев, Т.В. Закупень, В.Н. Лопатин, И.И. Юзвишин и др.
Кроме того, большое внимание правовому регулированию отношений в сфере налоговой тайны уделялось в работах таких известных ученых, как И.И. Кучеров, М.Ю. Костенко, А.В. Торшин, С.А. Даниленко и др.
Теоретическое осмысление норм, регулирующих отношения правовой защиты сведений в сфере налоговой тайны, в целом, не является достаточно полным. Комплексный анализ данной проблемы в качестве объекта правового регулирования в науке права пока отсутствует, поэтому необходимо системное исследование правоотношений, складывающихся по поводу налоговой тайны.
Кроме того, особое внимание к данной теме обусловлено постоянным реформированием законодательства в налоговой сфере.
Объектом исследования являются общественные отношения,
возникающие в сфере правого регулирования налоговой тайны.
Предмет исследования - нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере правового регулирования налоговой тайны.
Цель исследования - анализ института налоговой тайны и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание налоговой тайны;
- изучить особенности ответственности за разглашение налоговой тайны;
- выявить проблемы функционирования института налоговой тайны в России и пути их преодоления;
- определить основные перспективнее направления развития института налоговой тайны.
Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы познания, так и специальные методы, характерные для юридических наук: диалектический, формально-юридический, сравнительноправовой, методы логической дедукции и индукции, системно-структурный подход и др.
Комплексное использование разнообразных методов позволило автору исследования раскрыть его объект, выявить закономерности развития указанных институтов и решить поставленные задачи.
Теоретическая основа исследования. Институт защиты информации в сфере налоговых отношений, в частности, налоговой тайны - это сложное и многофункциональное явление, включающее нормы ряда отраслей права: конституционного, гражданского, финансового, предпринимательского, административного, международного, информационного.
При исследовании темы были использованы труды ученых по теории государства и права: А.А. Алексеева, М.И. Байтина, Б.Т. Базылева, В.В. Лазарева, А.Б. Лисюткина, Д.А. Липинского, Н.И. Матузова, А.В. Малько, И.Н. Сенякина, Л.И. Спиридонова, Е.В. Черных, Р.Л. Хачатурова, Р.Г. Ягутяна и др. Изучение признаков и особенностей информации, защищаемой в режиме конфиденциальности и в режиме налоговой тайны, потребовало рассмотрения научных изысканий И.Л. Бачило, А.Ю. Викулина, Н.Н. Ковалевой, А.В. Минбалеева, А.В. Семашко, А.А. Фатьянова,
Д.А. Ястребова и др. Для характеристики правоотношений, возникающих в сфере таких видов информации с ограниченным доступом, как налоговая тайна, были использованы работы ученых-представителей науки гражданского права: М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Т.В. Закупень и
др. Фундаментальной основой научного исследования по вопросам, касающимся налогового права, стали труды М.М. Агаркова, А.В. Брызгалина, А.А. Вишневского, А.Н. Гуева, С.В. Запольского, Е.Н. Пастушенко, Д.А.Смирнова, Р.О. Халфиной, Н.И. Химичевой и др.
Нормативная основа исследования включает Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации) и другие источники.
Для сравнительного анализа с действующими документами в исследовании использовались также нормативные акты, в настоящее время утратившие силу.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором комплексно исследованы правовое регулирование налоговой тайны на современном этапе, выявлены основные проблемы и перспективы развития института налоговой тайны.
В результате исследования даны определения таких правовых понятий, как налоговая тайна, правовой режим доступа к конфиденциальной информации, неправомерное использование налоговой тайны. Сделанные выводы, а также предлагаемые рекомендации могут служить теоретической основой для устранения коллизий и пробелов в законодательстве и будут способствовать совершенствованию правоприменительной практики.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяются актуальностью и новизной рассматриваемых проблем, а также комплексным исследованием налоговой тайны как объекта правового регулирования. Изучение налоговой тайны как объекта правового регулирования важно для определения её правовой природы, уточнения понятийно-категориального аппарата науки налогового права, совершенствования законотворческой и правоприменительной практики. Данная работа является интеграцией имеющегося знания, так как направлена на восполнение пробелов в правовой науке по вопросам основных направлений правового регулирования в сфере налогообложения.
Выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы законодательными органами государственной власти для нормотворческой деятельности в сфере регулирования режима информации с ограниченным доступом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные материалы могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений при изучении дисциплин «Налоговое право», «Финансовое право», «Информационное право».
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка использованных источников.
Одной из приоритетных задач в налоговой сфере государства является обеспечение правовой безопасности субъектов, участвующих в финансовых отношениях. Вопросы защиты конфиденциальных сведений взаимосвязаны с институтом налоговой тайны, что также подтверждает его значимость. Необходимо сказать, что правовое регулирование отношений в сфере налоговой тайны еще недостаточно изучено в юридической литературе, так как до сих пор отсутствует четкая научная формулировка этих понятий.
Многие исследования и нормативно-правовые акты содержат определения различных видов тайн, однако они имеют противоречивый и расплывчатый характер. Появление в российском законодательстве положений о правовом регулировании налоговой тайны следует признать значительным шагом вперед в совершенствовании финансово-правовой защиты прав и законных интересов граждан.
Недостатки имеющегося правового регулирования институтов налоговой тайны неоднократно критиковались исследователями и практиками: начиная с отсутствия однозначных и точных определений соответствующих понятий и заканчивая несовершенством процедур ответственности за нарушение порядка предоставления информации, составляющей налоговую тайну, их незаконное предоставление, разглашение и утрату.
В обеспечении прав граждан особая роль принадлежит институту налоговой тайны, который, с одной стороны, защищает конфиденциальность указанной информации, а с другой - ограничивает свободу государства в экономической сфере.
Таким образом, данный институт представляет собой, по сути, компромисс между правом каждого гражданина на защиту собственной конфиденциальной информации и социально-правовыми интересами государства. Следовательно, совершенствование данного правового института зависит от оптимального сочетания интересов граждан и государства.
Дать четкое определение границ, которые отделяют область публичных интересов от частных в сфере налогообложения - главная задача решения данной проблемы.
Наличие правовых пробелов и коллизий в сфере правового регулирования налоговой тайны, отсутствие четких положений законодательства, обеспечивающих права лиц, связанных с налоговой тайной, повышение информатизации современного общества - субъектов налоговых отношений, обусловливают актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности темы. Правовое регулирование защиты информации в сфере налоговых отношений и правовое регулирование налоговой тайны - относительно ново для российской правовой науки. Вместе с тем, некоторые вопросы, связанные с правовой защитой в данной сфере, были изложены в работах таких советских ученых, как Н.И. Жуков, Г.Г. Вдовиченко, М.Ю. Янков, Б.С. Украинцев, и др.
Отдельные стороны, касающиеся правового регулирования отношений в области конфиденциальной информации, представлены в теоретических трудах таких ученых-правоведов, как И.Л. Бачило, А.В. Семашко, А.И. Алексенцев, Т.В. Закупень, В.Н. Лопатин, И.И. Юзвишин и др.
Кроме того, большое внимание правовому регулированию отношений в сфере налоговой тайны уделялось в работах таких известных ученых, как И.И. Кучеров, М.Ю. Костенко, А.В. Торшин, С.А. Даниленко и др.
Теоретическое осмысление норм, регулирующих отношения правовой защиты сведений в сфере налоговой тайны, в целом, не является достаточно полным. Комплексный анализ данной проблемы в качестве объекта правового регулирования в науке права пока отсутствует, поэтому необходимо системное исследование правоотношений, складывающихся по поводу налоговой тайны.
Кроме того, особое внимание к данной теме обусловлено постоянным реформированием законодательства в налоговой сфере.
Объектом исследования являются общественные отношения,
возникающие в сфере правого регулирования налоговой тайны.
Предмет исследования - нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере правового регулирования налоговой тайны.
Цель исследования - анализ института налоговой тайны и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание налоговой тайны;
- изучить особенности ответственности за разглашение налоговой тайны;
- выявить проблемы функционирования института налоговой тайны в России и пути их преодоления;
- определить основные перспективнее направления развития института налоговой тайны.
Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы познания, так и специальные методы, характерные для юридических наук: диалектический, формально-юридический, сравнительноправовой, методы логической дедукции и индукции, системно-структурный подход и др.
Комплексное использование разнообразных методов позволило автору исследования раскрыть его объект, выявить закономерности развития указанных институтов и решить поставленные задачи.
Теоретическая основа исследования. Институт защиты информации в сфере налоговых отношений, в частности, налоговой тайны - это сложное и многофункциональное явление, включающее нормы ряда отраслей права: конституционного, гражданского, финансового, предпринимательского, административного, международного, информационного.
При исследовании темы были использованы труды ученых по теории государства и права: А.А. Алексеева, М.И. Байтина, Б.Т. Базылева, В.В. Лазарева, А.Б. Лисюткина, Д.А. Липинского, Н.И. Матузова, А.В. Малько, И.Н. Сенякина, Л.И. Спиридонова, Е.В. Черных, Р.Л. Хачатурова, Р.Г. Ягутяна и др. Изучение признаков и особенностей информации, защищаемой в режиме конфиденциальности и в режиме налоговой тайны, потребовало рассмотрения научных изысканий И.Л. Бачило, А.Ю. Викулина, Н.Н. Ковалевой, А.В. Минбалеева, А.В. Семашко, А.А. Фатьянова,
Д.А. Ястребова и др. Для характеристики правоотношений, возникающих в сфере таких видов информации с ограниченным доступом, как налоговая тайна, были использованы работы ученых-представителей науки гражданского права: М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Т.В. Закупень и
др. Фундаментальной основой научного исследования по вопросам, касающимся налогового права, стали труды М.М. Агаркова, А.В. Брызгалина, А.А. Вишневского, А.Н. Гуева, С.В. Запольского, Е.Н. Пастушенко, Д.А.Смирнова, Р.О. Халфиной, Н.И. Химичевой и др.
Нормативная основа исследования включает Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативно-правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации) и другие источники.
Для сравнительного анализа с действующими документами в исследовании использовались также нормативные акты, в настоящее время утратившие силу.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором комплексно исследованы правовое регулирование налоговой тайны на современном этапе, выявлены основные проблемы и перспективы развития института налоговой тайны.
В результате исследования даны определения таких правовых понятий, как налоговая тайна, правовой режим доступа к конфиденциальной информации, неправомерное использование налоговой тайны. Сделанные выводы, а также предлагаемые рекомендации могут служить теоретической основой для устранения коллизий и пробелов в законодательстве и будут способствовать совершенствованию правоприменительной практики.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяются актуальностью и новизной рассматриваемых проблем, а также комплексным исследованием налоговой тайны как объекта правового регулирования. Изучение налоговой тайны как объекта правового регулирования важно для определения её правовой природы, уточнения понятийно-категориального аппарата науки налогового права, совершенствования законотворческой и правоприменительной практики. Данная работа является интеграцией имеющегося знания, так как направлена на восполнение пробелов в правовой науке по вопросам основных направлений правового регулирования в сфере налогообложения.
Выводы и рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы законодательными органами государственной власти для нормотворческой деятельности в сфере регулирования режима информации с ограниченным доступом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные материалы могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений при изучении дисциплин «Налоговое право», «Финансовое право», «Информационное право».
Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка использованных источников.
Целью данного исследования являлось формирование представления о налоговой тайне как объекте правового регулирования и разработка предложений по совершенствованию правотворческой и
правоприменительной деятельности в обозначенной сфере.
Для достижения цели были решены следующие задачи: рассмотрены сущность и содержание налоговой тайны; изучены особенности ответственности за разглашение налоговой тайны; выявлены проблемы функционирования института налоговой тайны в Российской Федерации и пути их преодоления.
В результате исследования выявлено, что налоговая тайна является комплексным правовым институтом, т. е. регулируется нормами различных отраслей права: административным, финансовым, информационным,
гражданским. Данное обстоятельство находит свое отражение, в частности, еще и в том, что по своей правовой природе налоговая тайна является одновременно и тайной служебной. В силу того, что изначально налоговая тайна является по своей сути информацией (причем, самого разнообразного характера), она может соотноситься с такими видами конфиденциальной информации, как персональные данные, коммерческая тайна.
Правовое значение налоговой тайны состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне, в этой связи законодательное закрепление самого понятия «тайна» позволит не только распространить свою защиту на информацию, независимо от того, на каком материальном носителе она задокументирована и на счет какой информационной системы (ресурса) относится, но также подчеркнет публичный характер тайны и особый статус ее конфидентов.
Соотношение налоговой тайны с другими режимами защиты конфиденциальной экономической информации различно. Так, виды и подвиды конфиденциальной экономической информации, составляющие коммерческую, служебную, банковскую и другие виды тайны, могут оказаться под защитой налоговой тайны.
При поступлении в налоговые органы защищаемой в режиме тайны информации о налогоплательщике налоговая тайна может выступать либо как дополнительная мера правовой защиты интересов налогоплательщика, либо как заменяющая мера правовой защиты. В отдельных же случаях информация, защищаемая в режиме тайны, в налоговые органы передаваться не может.
В качестве дополнительной меры правовой защиты налоговая тайна будет выступать при поступлении сведений, относящихся к конкретному лицу (коммерческая тайна, семейная тайна и т.д.). При этом их защита осуществляется одновременно как в режиме налоговой тайны, так и в режиме соответствующего вида тайны.
В качестве заменяющей меры правовой защиты налоговая тайна будет выступать при поступлении в налоговые органы сведений, составляющих профессиональную тайну (банковская, аудиторская, адвокатская и т. д.), когда будет осуществлен переход информации из режима соответствующей профессиональной тайны в режим налоговой тайны.
При этом речь может идти только о тех случаях, когда обязанность предоставления сведений, составляющих профессиональную тайну, прямо закреплена в законе. По общему правилу, такие сведения в налоговые органы не предоставляются.
Отдельно выделяются сведения, составляющие государственную тайну. Они ни при каких обстоятельствах не могут передаваться в налоговые органы. Это вызвано спецификой таких сведений - защитой безопасности Российской Федерации, а также отсутствием в их числе информации, необходимой для осуществления налогового контроля.
В работе отмечено, что за разглашение охраняемых законом сведений в российском законодательстве установлены различные виды юридической
ответственности - гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административно-правовая и уголовно-правовая. Соответственно
привлечение лица к тому или иному виду ответственности зависит от оснований и порядка приобретения им охраняемой законом информации. Однако доказать на практике само наличие правонарушения и размер причиненного ущерба достаточно сложно, в связи с чем полагаем, что законодателю необходимо установить более четкий круг дефиниций в кодифицированных законодательных актах, порядок определения нанесенного ущерба, а также устранить противоречия, возникающие при толковании правовых норм.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы и предложения:
1. Правовая политика - это запланированные и закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах приоритетные мероприятия по разрешению основных проблем государства. Останавливаясь на вопросах налогово-правовой политики, полагаем, что в связи с частыми изменениями законодательства в исследуемой сфере, имеющегося практического опыта такой деятельности недостаточно для проведения убедительного, глубокого и полного исследования;
2. В связи с проблемами формирования местных бюджетов в и тем, что территориальные органы Федеральной налоговой службы под предлогом налоговой тайны отказываются предоставлять органам местного самоуправления сведения о задолженности конкретных налогоплательщиков перед местными бюджетами, что не позволяет организовать системную работу органов местного самоуправления с должниками, в работе предложено внесение изменений в Налоговый кодекс РФ и иные нормативные акты, предусматривающих право органов местного самоуправления получать от территориальных органов Федеральной
налоговой службы информацию о конкретных налогоплательщиках, имеющих задолженность перед местными бюджетами: суммы
задолженности, недоимки, суммы отсроченных (рассроченных),
реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей при обязательном соблюдении предусмотренной законом налоговой тайны.
Данная мера позволит резко сократить встречные финансовые потоки, активизировать деятельность органов местного самоуправления по пополнению их собственной налоговой базы и не требует дополнительных финансовых затрат со стороны государства;
3. Исходя из приведенных в ст. 102 НК РФ положений, можно сделать следующие выводы:
А) объем сведений, относимых к налоговой тайне, изначально не является точно определенным, что порождает множественность подходов к толкованию его содержания.
Б) законодатель конкретизировал ряд субъектов, имеющих право на получение такого рода информации, в единственном числе, а ряд - во множественном. Это означает, что в системе «обладатель информации - получатель информации» некоторых субъектов можно конкретизировать (налоговый орган и орган государственного внебюджетного фонда - по территориальности нахождения налогоплательщика, таможенный орган - по существу сделки или виду транспорта, перевозившего товар), а ряд субъектов (органы внутренних дел, а с 15 января 2011 года также следственные органы) являются неопределенными, поэтому требуется специальный порядок для их конкретизации. Причем данный перечень не является исчерпывающим.
Поскольку субъектов-получателей неопределенно много и они имеют различную ведомственную принадлежность, необходим акт
правительственного уровня, который конкретизировал бы общую норму (ч. 3 ст. 102 НК РФ), согласно которой поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Такого акта до сего времени нет, хотя данная норма действует с 1998 года.
Обозначенная неопределенность неизбежно приводит к злоупотреблениям со стороны отдельных должностных лиц, утечке информации, наносящей ущерб налогоплательщикам, и в целом свидетельствует о том, что государство пока не проявляет должной заботы об обеспечении информационной безопасности лиц, у которых оно в административном порядке истребует значительные объемы частной информации;
4. В работе проведен анализ закона «О противодействии незаконным финансовым операциям» , который частично используется и должен вступить в силу в полном объеме 1 июля 2014 года.
Отмечено, что самое обсуждаемое положение документа касается открытия для налоговых служб доступа к информации о счетах физических лиц. С середины следующего года банки должны будут передавать в налоговую службу данные об открытии и закрытии всех счетов граждан. Также по запросу налоговики смогут получать выписки о движении средств, сведения о суммах вкладов. Правда, возможен столь подробный запрос только в том случае, если в отношении отдельно взятого гражданина осуществляется проверка.
Подчеркнуто, что ситуация осложняется техническими проблемами, которые не позволяют банкам качественно и вовремя перестроиться согласно принятым Думой положениям. Если сроки вступления в силу закона «О противодействии незаконным финансовым операциям» не будут отодвинуты на 2015 год, банки ожидает череда сбоев в работе. С другой стороны, Россия в случае отсрочки может не вписаться в имидж страны, которая отвечает требованиям, предъявляемым международным сообществом.
Итак, законодатель пытается найти новые пути борьбы с преступными явлениями, расширяя число лиц, имеющих право на конфиденциальные сведения, касающиеся налоговой и банковской тайны. Такое законодательное усмотрение исходит из целей финансово-правовой политики государства, одна из которых заключается в снижении количества правонарушений в сфере экономики страны, предотвращении финансирования терроризма, противодействии коррупции.
Принятие специального федерального закона, определяющего исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на получение от банков сведений, составляющих банковскую тайну , представляется очень актуальным и своевременным.
Успешное решение проблемных задач возможно лишь при наличии реально действующих норм, регламентирующих как порядок получения, сохранения и использования данной информации, так и ответственность всех субъектов правоотношений в области налоговой тайны. В этом случае расширение круга субъектов, имеющих право на доступ к сведениям, составляющим налоговую и банковскую тайну, становится целесообразным.
правоприменительной деятельности в обозначенной сфере.
Для достижения цели были решены следующие задачи: рассмотрены сущность и содержание налоговой тайны; изучены особенности ответственности за разглашение налоговой тайны; выявлены проблемы функционирования института налоговой тайны в Российской Федерации и пути их преодоления.
В результате исследования выявлено, что налоговая тайна является комплексным правовым институтом, т. е. регулируется нормами различных отраслей права: административным, финансовым, информационным,
гражданским. Данное обстоятельство находит свое отражение, в частности, еще и в том, что по своей правовой природе налоговая тайна является одновременно и тайной служебной. В силу того, что изначально налоговая тайна является по своей сути информацией (причем, самого разнообразного характера), она может соотноситься с такими видами конфиденциальной информации, как персональные данные, коммерческая тайна.
Правовое значение налоговой тайны состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне, в этой связи законодательное закрепление самого понятия «тайна» позволит не только распространить свою защиту на информацию, независимо от того, на каком материальном носителе она задокументирована и на счет какой информационной системы (ресурса) относится, но также подчеркнет публичный характер тайны и особый статус ее конфидентов.
Соотношение налоговой тайны с другими режимами защиты конфиденциальной экономической информации различно. Так, виды и подвиды конфиденциальной экономической информации, составляющие коммерческую, служебную, банковскую и другие виды тайны, могут оказаться под защитой налоговой тайны.
При поступлении в налоговые органы защищаемой в режиме тайны информации о налогоплательщике налоговая тайна может выступать либо как дополнительная мера правовой защиты интересов налогоплательщика, либо как заменяющая мера правовой защиты. В отдельных же случаях информация, защищаемая в режиме тайны, в налоговые органы передаваться не может.
В качестве дополнительной меры правовой защиты налоговая тайна будет выступать при поступлении сведений, относящихся к конкретному лицу (коммерческая тайна, семейная тайна и т.д.). При этом их защита осуществляется одновременно как в режиме налоговой тайны, так и в режиме соответствующего вида тайны.
В качестве заменяющей меры правовой защиты налоговая тайна будет выступать при поступлении в налоговые органы сведений, составляющих профессиональную тайну (банковская, аудиторская, адвокатская и т. д.), когда будет осуществлен переход информации из режима соответствующей профессиональной тайны в режим налоговой тайны.
При этом речь может идти только о тех случаях, когда обязанность предоставления сведений, составляющих профессиональную тайну, прямо закреплена в законе. По общему правилу, такие сведения в налоговые органы не предоставляются.
Отдельно выделяются сведения, составляющие государственную тайну. Они ни при каких обстоятельствах не могут передаваться в налоговые органы. Это вызвано спецификой таких сведений - защитой безопасности Российской Федерации, а также отсутствием в их числе информации, необходимой для осуществления налогового контроля.
В работе отмечено, что за разглашение охраняемых законом сведений в российском законодательстве установлены различные виды юридической
ответственности - гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная, административно-правовая и уголовно-правовая. Соответственно
привлечение лица к тому или иному виду ответственности зависит от оснований и порядка приобретения им охраняемой законом информации. Однако доказать на практике само наличие правонарушения и размер причиненного ущерба достаточно сложно, в связи с чем полагаем, что законодателю необходимо установить более четкий круг дефиниций в кодифицированных законодательных актах, порядок определения нанесенного ущерба, а также устранить противоречия, возникающие при толковании правовых норм.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы и предложения:
1. Правовая политика - это запланированные и закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах приоритетные мероприятия по разрешению основных проблем государства. Останавливаясь на вопросах налогово-правовой политики, полагаем, что в связи с частыми изменениями законодательства в исследуемой сфере, имеющегося практического опыта такой деятельности недостаточно для проведения убедительного, глубокого и полного исследования;
2. В связи с проблемами формирования местных бюджетов в и тем, что территориальные органы Федеральной налоговой службы под предлогом налоговой тайны отказываются предоставлять органам местного самоуправления сведения о задолженности конкретных налогоплательщиков перед местными бюджетами, что не позволяет организовать системную работу органов местного самоуправления с должниками, в работе предложено внесение изменений в Налоговый кодекс РФ и иные нормативные акты, предусматривающих право органов местного самоуправления получать от территориальных органов Федеральной
налоговой службы информацию о конкретных налогоплательщиках, имеющих задолженность перед местными бюджетами: суммы
задолженности, недоимки, суммы отсроченных (рассроченных),
реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей при обязательном соблюдении предусмотренной законом налоговой тайны.
Данная мера позволит резко сократить встречные финансовые потоки, активизировать деятельность органов местного самоуправления по пополнению их собственной налоговой базы и не требует дополнительных финансовых затрат со стороны государства;
3. Исходя из приведенных в ст. 102 НК РФ положений, можно сделать следующие выводы:
А) объем сведений, относимых к налоговой тайне, изначально не является точно определенным, что порождает множественность подходов к толкованию его содержания.
Б) законодатель конкретизировал ряд субъектов, имеющих право на получение такого рода информации, в единственном числе, а ряд - во множественном. Это означает, что в системе «обладатель информации - получатель информации» некоторых субъектов можно конкретизировать (налоговый орган и орган государственного внебюджетного фонда - по территориальности нахождения налогоплательщика, таможенный орган - по существу сделки или виду транспорта, перевозившего товар), а ряд субъектов (органы внутренних дел, а с 15 января 2011 года также следственные органы) являются неопределенными, поэтому требуется специальный порядок для их конкретизации. Причем данный перечень не является исчерпывающим.
Поскольку субъектов-получателей неопределенно много и они имеют различную ведомственную принадлежность, необходим акт
правительственного уровня, который конкретизировал бы общую норму (ч. 3 ст. 102 НК РФ), согласно которой поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Такого акта до сего времени нет, хотя данная норма действует с 1998 года.
Обозначенная неопределенность неизбежно приводит к злоупотреблениям со стороны отдельных должностных лиц, утечке информации, наносящей ущерб налогоплательщикам, и в целом свидетельствует о том, что государство пока не проявляет должной заботы об обеспечении информационной безопасности лиц, у которых оно в административном порядке истребует значительные объемы частной информации;
4. В работе проведен анализ закона «О противодействии незаконным финансовым операциям» , который частично используется и должен вступить в силу в полном объеме 1 июля 2014 года.
Отмечено, что самое обсуждаемое положение документа касается открытия для налоговых служб доступа к информации о счетах физических лиц. С середины следующего года банки должны будут передавать в налоговую службу данные об открытии и закрытии всех счетов граждан. Также по запросу налоговики смогут получать выписки о движении средств, сведения о суммах вкладов. Правда, возможен столь подробный запрос только в том случае, если в отношении отдельно взятого гражданина осуществляется проверка.
Подчеркнуто, что ситуация осложняется техническими проблемами, которые не позволяют банкам качественно и вовремя перестроиться согласно принятым Думой положениям. Если сроки вступления в силу закона «О противодействии незаконным финансовым операциям» не будут отодвинуты на 2015 год, банки ожидает череда сбоев в работе. С другой стороны, Россия в случае отсрочки может не вписаться в имидж страны, которая отвечает требованиям, предъявляемым международным сообществом.
Итак, законодатель пытается найти новые пути борьбы с преступными явлениями, расширяя число лиц, имеющих право на конфиденциальные сведения, касающиеся налоговой и банковской тайны. Такое законодательное усмотрение исходит из целей финансово-правовой политики государства, одна из которых заключается в снижении количества правонарушений в сфере экономики страны, предотвращении финансирования терроризма, противодействии коррупции.
Принятие специального федерального закона, определяющего исчерпывающий перечень лиц, имеющих право на получение от банков сведений, составляющих банковскую тайну , представляется очень актуальным и своевременным.
Успешное решение проблемных задач возможно лишь при наличии реально действующих норм, регламентирующих как порядок получения, сохранения и использования данной информации, так и ответственность всех субъектов правоотношений в области налоговой тайны. В этом случае расширение круга субъектов, имеющих право на доступ к сведениям, составляющим налоговую и банковскую тайну, становится целесообразным.





